Половое воспитание в начальной школе

Расстановка ударений: ПОЛОВО`Е ВОСПИТА`НИЕ

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодёжи с нравственной, физической, умственной и эстетической точек зрения. Компонентом П. в. является половое просвещение.

В бурж. педагогике под влиянием фрейдизма П. в. рассматривается с биолого-психологич. позиций и ограничивается преимущественно плоскостью сексуальною воспитания. В силу этого оно сводится гл. обр. к задаче «обуздания» полового инстинкта с якобы обязательно присущими ему тенденциями к половым извращениям. В сов. педагогике этой концепции противопоставлена социально-педагогич. позиция, утверждающая, что цели П. в. достигаются общими методами воспитательной работы, созданием здоровой моральной и бытовой среды, в к-рой первое место принадлежит опыту дружбы и товарищества в коллективе и внимательному, осторожному руководству половым развитием детей и молодёжи со стороны учителей и родителей. А. С. Макаренко подчёркивал, что в человеческом обществе, а тем более в социалистическом обществе, П. в. не должно быть воспитанием только физиологическим, и утверждал, что половое влечение не может быть воспитано социально правильно, если мыслить его обособленно от развития личности. «Культура половой жизни, — писал Макаренко, — есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания» (Соч., т. 4, 1957, с. 246).

В сложном процессе развития личности в детстве и юности половое развитие не занимает обособленного места, но с возрастом его влияние на физиологич. и психическую деятельность организма существенно меняется.

В младшем школьном возрасте вся нервно-психич. организация ребёнка отличается относительной устойчивостью. Нервная деятельность протекает в более спокойном темпе, чем в предшествующие дошкольные годы. В возрасте 8 — 12 лет происходит накопление сил, увеличивается физич. и умственная работоспособность, развиваются разнообразные формы социального общения, растёт интеллект, оттесняя на второй план господствующую у дошкольника фантазию. В то же время в организме ребёнка проходит скрытый процесс, ведущий к новому скачку в развитии, к-рый проявится в последующие годы. Черты общего развития в младшем школьном возрасте характеризуют также и сексуальную сферу. Случайные периферич. раздражения в возрасте 8 — 12 лет не вызывают обычно половых ощущений (за исключением тех случаев, когда еще в раннем детстве была спровоцирована преждевременная сексуальность); расширение и углубление товарищеских связей, возникновение новых интересов (к-рые приносит с собой поступление в школу) поглощают всю энергию, направляя её по путям, лежащим в стороне от сексуального поля. Но и в сексуальной сфере, как и во всей области развития, под внешним спокойным состоянием происходит скрытый интенсивный процесс развития, находящий в конечном счёте своё выражение в более резко выступающих различиях в строении тела мальчиков и девочек, во всё большей дифференциации полов.

В среднем школьном возрасте происходит энергичный рост всего организма и созревание полового аппарата, поэтому этот возраст получил название переходного периода или периода полового созревания. Грани переходного возраста не могут быть точно определены. За последние годы внимание учёных привлечено к т. наз. акцелерации, т. е. ускорению общего физич. развития детей, а вместе с тем и полового созревания. Последнее передвинулось на 1,5 — 2 года раньше сроков, к-рые отмечались в прошлом столетии. Индивидуальные колебания полового развития, начало и завершение различных его стадий ярко выражаются в переходном возрасте. В соответствии с более быстрым темпом общего формирования организма девочек, половое их развитие носит ускоренный характер: у девочек примерно от 12 — 13 (и даже несколько ранее) до 16 — 17 лет, у мальчиков — от 13 — 14 до 17 — 18 лет. Период полового созревания представляет собой чрезвычайно важный этап в жизни растущего человека, когда совершаются глубокие изменения во всех сторонах его психофизической организации и общий подъём жизнедеятельности организма. Этот подъём проявляется в новой вспышке энергии, роста, в резком нарастании мышечной силы, в значительном развитии интеллекта, в обогащении и углублении эмоциональной сферы. Особенно ярко повышение жизнедеятельности организма подростка проявляется в тех глубоких изменениях, к-рые происходят в его половой сфере. Однако было бы ошибочно все перемены, происходящие в организме подростка, особенно в его психике, все противоречивые тенденции, к-рыми изобилует развитие и к-рые ему приходится преодолевать, сводить как к первоисточнику — к изменениям в половом аппарате и к сексуальным переживаниям. Такое одностороннее, упрощённое толкование не отвечает действительности и может привести к грубым ошибкам в воспитательной работе. В жизни подростка, в его интересах и поведении, имеются обширные, важные области, играющие решающую роль в его умственном, нравственном и эстетич. развитии и не зависящие от сексуальной сферы.

Среди общих форм и методов воспитания есть такие, к-рые имеют большее или меньшее отношение к П. в. Но все они, вместе взятые, в значительной мере определяют успех в формировании личности, нравственно воспитанной в половом отношении. Поэтому в вопросах П. в. решающим является не какой-либо отдельный приём, а общий тон воспитательной работы в целом.

Направляют половое развитие ребёнка и осуществляют его П. в. семья н школа. В социалистическом обществе сложилась семья нового типа, жизнь к-рой проникнута взаимным уважением, заботой о воспитании детей. В такой семье дети растут в здоровой воспитывающей атмосфере (см. Семейное воспитание). Любовь отца и матери друг к другу дополняется её естественным продолжением — родительской любовью и ответной любовью детей к родителям. Прямым результатом таких взаимоотношений в семье является и любовь между братьями и сёстрами. Опыт подобной, по выражению Макаренко, неполовой любви имеет большое значение для будущих отношений мужчины и женщины. Отсюда вытекает важнейшее требование П. в. — создание такой нравственно благородной атмосферы в семейных взаимоотношениях, к-рая благотворным образом влияла бы на формирование у мальчиков и девочек чистых и честных отношений друг к другу. С малых лет важно приучить мальчика к бережному и заботливому отношению к девочке-ровеснице. Мальчику постарше нужно разъяснить, что каждая девочка в будущем может стать такой же, как его мама, и он обязан относиться к ней с таким же вниманием и уважением. Если в мальчиках воспитано вежливое и внимательное отношение к девочкам, то, становясь старше, они перенесут это отношение и на своих взрослых подруг. С другой стороны, и девочки должны воспитываться в духе чистоты и целомудрия, сдержанности и честности в отношении к мальчикам. Особенно важно развивать в них стремление к непрестанному обогащению своего духовного мира, к накоплению знаний и ценных умений в области иск-ва, что неизмеримо важнее стремлений к внешнему украшательству и кокетству.

Мальчики и девочки почти ни в чём не проявляют своих половых особенностей до наступления полового созревания. Однако нередко по вине родителей в детях преждевременно пробуждается их половая природа. Иногда причиной этого бывает несоблюдение элементарных гигиенич. правил в уходе за маленькими детьми, в отдельных случаях ведущее даже к проявлению у них склонностей к онанизму. Подобные же результаты даёт гельминтоз (заражение детей глистами, особенно острицами, к-рые своими движениями вызывают зуд в промежности). Иногда неудачный покрой штанишек, раздражающих при ходьбе и беге наружные половые органы детей, вызывает эротич. ощущения. Аналогичные последствия вызывают и нек-рые шалости детей. Поэтому необходимо самое внимательное отношение родителей и воспитательниц дет. яслей и садов к гигиеническому содержанию детей-дошкольников и постоянному наблюдению за их поступками и поведением в целом.

На всех этапах возрастного развития огромное значение для П. в. имеет правильный режим (см. Режим дня). Сон ребёнка должен быть достаточно продолжительным и глубоким, но нужно запретить ему изнеживающее длительное пребывание в постели. Вредно обильно кормить детей перед сном. Надо исключить из их рациона перец, уксус, горчицу и т. п. Необходимо строго следить за чистотой тела и одежды, к-рая не должна стеснять половые органы. В интересах правильного П. в. нужно в разумных пределах загружать подростков посильной для них работой, обязанностями, контролировать, как и с кем они проводят свободное время и, конечно, оберегать от волнующих впечатлений при неосторожном в сексуальном отношении поведении взрослых, от возбуждающих кинокартин, чтения книг, насыщенных сексуальным содержанием, и др. «Мальчик или девочка, — пишет Макаренко, — с детства привыкшие к порядку, не имеющие опыта беспорядочной и безответственной жизни, эту свою привычку потом перенесут и на отношение к мужчине или к женщине» (там же, с. 414).

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не нуждаются ещё в к.-л. особом П. в. и половом просвещении. Если они нередко задают вопросы о том, как, напр., появляются дети, то эти и им подобные вопросы являются лишь следствием общей любознательности. Умелой отвлекающей шуткой следует переключить внимание ребёнка на другой предмет, а ребёнку постарше дать краткое простое объяснение, не вдаваясь в непонятные ему и поэтому ненужные подробности.

В период отрочества и юности П. в. направляется на формирование основных нравственных качеств личности — честности, уважения к людям, искренности и др. (см. Нравственное воспитание). Решение задач П. в. обеспечивается совместным обучением и общественно полезным трудом, общей пионерской и комсомольской деятельностью подростков, юношей и девушек, совместным приготовлением уроков и занятиями спортом, общими экскурсиями и походами, участием в художественной самодеятельности и мн. др. видами совместной деятельности, укрепляющими дружбу и товарищество в коллективе (см. Коллектив детский, Трудовое воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание). В этот период необходимо направлять внимание школьников на разнообразные и интересные дела — занятия в технич., предметных и др. кружках, вовлекать их в художественное творчество (в лит-ре, изобразительном, муз., хореографич. и драматич. иск-вах), занятия спортом и туризмом. Сдвиги в духовном развитии детей и проявление их разнообразных способностей в период полового созревания необходимо использовать не только по прямому назначению, но и как могучее средство, отвлекающее внимание подростков от половых переживаний. Пробуждение физиологич. компонентов полового влечения следует отодвигать на возможно более поздний возраст.

Половое просвещение осуществляют и родители и учителя. Ещё до наступления периода полового созревания мать должна познакомить дочь с требованиями гигиены при появлении первых менструаций, а отец — рассказать сыну о непроизвольных извержениях семени (поллюциях), происходящих во сне. В нек-рых случаях родителей могут заменить педагоги, врач. Если дети поймут естественный характер этих процессов, они спокойнее отнесутся к сопутствующим им половым переживаниям и не будут стремиться к половому самоудовлетворению.

В школе на уроках биологии уч-ся знакомятся с процессами размножения растений и животных и, как правило, легко делают верные выводы, не вдаваясь в подробности, относительно аналогичных процессов у людей. Социальная сущность и эстетика любви раскрывается перед школьниками на уроках лит-ры и истории (при ознакомлении с произведениями иск-ва). На примерах переживаний героев классич. и совр. лит-ры можно показать школьникам, какую могучую и благородную роль в человеческой жизни играет любовь, как вдохновляет она людей на прекрасные и самоотверженные поступки. Старшим школьникам надо дать культурно-историч. и гигиенич. сведения о браке и семье на различных ступенях развития человеческого общества. Одновременно необходимо разъяснить уч-ся недопустимость легкомысленного отношения к любви, цинизма и обмана во взаимоотношениях между юношами и девушками.

Родители и педагоги обязаны с большим тактом и чуткостью относиться к первой любви юношей и девушек. Как правило, это светлое чувство свободно от всяких стремлений к половым переживаниям. Юным влюблённым отрадно быть вместе, читать и обсуждать литературные произведения, бывать в кино и театрах. Они делятся своими мечтами о будущем и строят различные планы. Однако не все родители и педагоги относятся с уважением и доверием к переживаниям влюблённых. Иногда бестактными и несправедливыми подозрениями они нарушают гармонию светлых чувств, оскорбляя тем самым молодых людей или вызывая разрыв их чистых взаимоотношений.

В школе и в семье следует строго индивидуально, с учётом возраста и интеллектуальных особенностей юноши или девушки разъяснять осн. психологич. закономерности развития полового влечения, знакомить с опасными сторонами этого периода жизни, способными омрачить хорошую дружбу молодых людей. Юношей и девушек нужно познакомить с физиологией мужчины и женщины, разъяснить им вред половой жизни до достижения физич. и умственной зрелости, предупредить о возможности беременности и об опасности венерич. заболеваний. Освещение этих вопросов можно проводить в форме лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов (последние лучше проводить в аудитории одного пола), обсуждения лит. произведений, организации дискуссий. Конкретное ознакомление с анатомо-физиологич. стороной сексуальной жизни допустимо лишь в форме индивидуальных бесед отца с сыном, матери с дочерью или педагога с воспитанниками.

В. Н. Колбановский. Москва.

Дзицоев А.А.

Аспирант, кафедра педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесский госуниверситет им.У.Д.Алиева

НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

«Нет детей, а есть люди, которые обладают меньшими знаниями и малым опытом жизни»

(Ян Корчак, педагог).

Поскольку половое воспитание, как и всякий другой вид воспитания — проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья, и, прежде всего — отец и мать. Ведь именно они первые и поначалу, как правило, единственные воспитатели своего ребёнка. Поэтому от понимания ими важности и сложности задач воспитания детей, начиная с самого раннего возраста, от взаимоотношений между отдельными членами семьи в огромной степени зависит воспитание нравственных качеств у подрастающего поколения.

Обстановка в семье должна быть такой, чтобы уже с самого раннего детства ребёнок чувствовал, а в более старшем возрасте и понимал, что хорошая семья- основа жизненного благополучия человека, та ячейка общества, где быстрее и правильнее всего поймут и в случае необходимости помогут. А это понимание невозможно без правильного семейного воспитания, начиная с первых лет жизни ребёнка. К сожалению, не каждые отец и мать понимают, что им в семье необходимо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания.

Конечно, трудностей здесь немало. Но порой родители сами усложняют эту задачу, искусственно вычленяя её из общей системы воспитания. Такое вычленение неизбежно сталкивается с интимностью, т.е. глубоко личным характером сексуальных переживаний человека, которые обычно, и не без оснований, принято держать в тайне. Сознавая важность и необходимость полового воспитания детей, многие родители не всегда верно понимают свои возможности в этом деле. А они значительно увеличатся, если задача будет решаться в общем плане гармоничного развития личности растущего человека наряду с другими сторонами воспитательного процесса .

Даже в наше раскрепощённое время многие родители считают, что касаться запретной темы неприлично и стыдно. Не в этом ли несерьезном отношении к важной стороне человеческой жизни кроется причина многочисленных абортов у несовершеннолетних женщин, стремительное распространения СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Большинство педагогов и родителей считают, что начинать половое воспитание следует тогда, когда дети вступают в период полового созревания. К сожалению, но в этом возрасте подростки уже получили богатую информацию про «ЭТО» от невежественных и безграмотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источников, в том числе и на практике.

Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобождение подростка от ложного чувства стыда, формирование в нём уважения к важнейшей стороне человеческой жизни -взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Половое воспитание — важная составная часть процесса воспитания ребёнка, подростка, юноши, и пускать его на самотёк неразумно и преступно по отношению к собственному ребёнку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребёнка должно сформировать в нём полноценного представителя

своего пола. Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов, мазохистов, геронтофилов, никрофилов и других свидетельствует о серьёзных проблемах в их психосексуальном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки-женщины, чтобы ребёнок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями.

Чем больше родители оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и женщиной, о которых ребёнок узнаёт в результате «уличного просвещения».

Хотят этого родители или нет, но сексуальным воспитанием своего ребёнка им придётся заняться, и лучше приступить к этому как можно раньше. Не стоит обольщаться, будто ребёнок ничего не знает о сексе. Скорее всего — знает, хотя совсем не то, что следовало бы. А самое главное — он далеко не всё понимает.

Родителям необходимо установить доверительный контакт и говорить на сексуальные темы свободно, забыв про то, что «ребёнку это знать рано». Лишь только в этом случае подросток без боязни расскажет то, что услышал от сверстников. Не стоит ограждать ребёнка от потока информации, так как это будет тщетно. Эротические сцены в кинофильмах, фотографии в журналах и газетах, специальные книги могут привлечь внимание ребёнка. Поэтому лучшее для родителей- не прикрывать ладонью горящие глаза подростка или выгонять его из комнаты во время эротических сцен фильма. Скорее всего это вызовет обратный эффект. Родители, сами того не желая, настолько распалят любопытство подростка, что, выбрав время, когда родителей не будет дома, он непременно и телевизор включит, и статьи прочтёт. Смысла не поймёт, зато информацию истолкует по-своему. Чтобы этого не случилось, необходимо не только давать сексуальные знания, но и всё обсуждать. Тогда у подростка не вспыхнет повышенный интерес к проблемам секса. Услышав от сверстников нечто новое, он обратится к нам за разъяснениями. Конечно, при условии, что у родителей с детьми доверительные отношения .

Половое воспитание в семье — процесс сложный, но необходимый, дающий возможность ребёнку получить правильное представление о взаимоотношениях полов, формирующий у него правила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни. Родители должны знать основные этапы психосексуального развития и принципы полового воспитания ребёнка, чтобы помочь правильному и гармоничному развитию подростка, полноценному формированию детородной функции и воспитанию чувства ответственности за благополучие семьи и будущих детей.

Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие. Так, девочки больше спят и более чувствительны к прикосновениям, лучше реагируют на сладкое. А мальчики превосходят в физическом развитии, лучше удерживают голову в положении лежа на животе. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики — на зрительные. В годовалом возрасте поведение ещё больше различается: девочки более спокойны, с удовольствием играют в куклы, тогда как мальчики активны и подвижны, а из игрушек предпочитают машины, самолёты, оружие.

С полутора лет ребёнок знает, кто он — мальчик или девочка, и различает людей по половой принадлежности «тётя-дядя», хотя ориентируется в этом вопросе в основном по одежде и прическе. В 3-4 года ребёнок уже знает об анатомических различиях между девочками и мальчиками, но большее значение придаёт внешним признакам: платье, косички, бантики — это девочка; брюки, короткая стрижка — это мальчик. Но в этом возрасте понятие пола неустойчиво. И девочки, и мальчики

думают, что переодевшись, можно изменить половую принадлежность. К 5-6 годам любой ребёнок уже понимает постоянство своего пола и осознаёт что мальчик станет дядей, мужчиной, а девочка- тётей, женщиной и мамой. Каждый ребёнок изучает своё тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками . Если постоянно одёргивать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сформируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработается и повышенный интерес именно к этим органам. Выросший в условиях запретов и запугиваний человек в будущем испытывает затруднения в сексуальной жизни, считая её постыдной и грязной. Ребёнок должен развиваться как личность, не испытывая препятствий со стороны взрослых, а получая от них ответы на все вопросы, в том числе и связанные с полом.

Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчиваясь или сердясь на ребёнка: «мал ещё об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной стороне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания. Искоренить у ребёнка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и будет удовлетворять свою любознательность на стороне.

В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваивается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «дочки- матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, трогают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема -гнев и наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намёка на сексуальность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли. Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любопытство ребёнка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями — вот правильный выход в этой непростой ситуации. Вопросы детей вполне естественные и свидетельствуют о нормальном развитии личности: чем мальчики отличаются от девочек, откуда я взялся. Только не стоит рассказывать сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Лучше всего сразу объяснить, как рождаются дети, и как происходит зачатие. Таким образом можно уберечь ребёнка от шокирующих и опошленных уличных знаний, преподнесённых в нецензурных выражениях и сопровождаемых неприличными жестами .

Вообще с девочками лучше беседовать матери, так как только она сможет объяснить все аспекты женской физиологии, о которых не подозревают мужчины. Половое воспитание мальчика должны осуществлять оба родителя. Но чем старше становится мальчик, тем важнее роль отца .

Самый нужный и самый главный воспитатель — личный пример нравственности родителей. Они сильнее всяких поучений. Большой вред воспитанию ребёнка могут нанести родители, взрослые, которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, неуважительно относятся друг к другу.

Важно не только дать ребёнку необходимую информацию и ответить на все его вопросы о физиологии половых отношений, но и сформировать у него представление об эмоциональном аспекте общения представителей противоположного пола, о том, что без любви, нежности и заботы друг о друге отношения просто не имеют смысла. Если отец и мать выражают свою любовь и нежность открыто, прикасаются друг к другу даже при детях и ребёнок слышит их ласковые слова, то это лучший пример. С детства у него сформируется правильное представление о браке как о союзе двух любящих людей. Он уяснит, что не бывает семей без любви . В будущем, при

формировании либидо (полового влечения), это убережёт подростка от бессмысленных, беспорядочных сексуальных связей.

Отец может много раз твердить сыну о бережном, рыцарском отношении к женщине, но это не даст никакого положительного результата, если сам он по-хамски относится к своей жене, матери ребёнка, или допускает циничные высказывания по поводу других женщин. Попытки матери вырастить высоконравственную дочь вряд ли приведут к успеху, если мать своим поведением будет демонстрировать обратное .

Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого решающего влияния, как в сфере нравственности. Как было отмечено ранее, взаимоотношения родителей, их повседневное поведение является той моделью, которой подражают дети, на основе которой у них формируются установки, понятия о мужественности и женственности. Слова и дела взрослых преломляются в поступках и поведении детей. Пример родителей демонстрирует не только права, но и обязанности представителей каждого пола.

В современных условиях, когда отец всё более утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутрисемейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобретает особенное значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулинизация женского поведения. Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определённые признаки . Отсюда вытекает задача родителей развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают «женский тип» поведения (феминизация). Такие мальчики часто менее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-гражданском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Уже в дошкольные и школьные годы их поведение доставляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т.п.

Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понимает мужа и сыновей, т.е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, — слабовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания подают жестокий отец и всепрощающая мать .

Приведённые примеры, конечно, не исчерпывают всех возможных вариантов неправильных установок родителей в исполнении в семье материнских и отцовских ролей. Но главная мысль должна быть понятной: каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, отвечая на вопросы детей, родителям необходимо помнить об их возрасте. Взрослые не должны рассказывать по данному вопросу всё то, о чём они знают с позиции своего возраста. Поэтому прежде, чем подробно отвечать на вопросы ребёнка, следует учитывать то, сколько лет ребёнку и аккуратно поинтересоваться,

откуда возник у него этот вопрос. Отвечать необходимо, но согласно возрасту. Никогда нельзя смеяться и иронизировать над заданными вопросами. К любому вопросу ребёнка нужно относиться со вниманием, как бы наивно он ни звучал: «Почему по рвоте тётя узнаёт, что она беременна? Меня тоже рвало однажды, значит я была беременна?» (5 класс); «Правда ли, что от частых поцелуев растягивается рот?» (6 класс). Согласитесь, трудно не рассмеяться, не улыбнуться на такие вопросы. Однако улыбаться лучше наедине с собой, вспоминая их, а не тогда, когда подобные вопросы задаются ребёнком. На свой вопрос дети хотят услышать ответ, а не смех со стороны родителей . Важно помнить, что каждый вопрос детей и подростков заслуживает серьёзного ответа. Итак, анализ литературы, наблюдения, опросы родителей показали, что половое воспитание необходимо осуществлять в каждой семье, при этом важную роль будут играть: опора на возраст ребят, поскольку начинать половое воспитание необходимо с самого раннего возраста. Кроме того микроклимат, взаимоуважение между родителями, правильно и деликатно проводимое половое воспитание сформирует в подростке уважение к важнейшей стороне человеческой жизни — взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Также важным условием успешности полового воспитания будет являться установление доверительного отношения между родителями и детьми, педагогическая культура родителей, своевременность информации, осваиваемой детьми в этом вопросе. Немаловажное значение имеет дифференциальный подход к детям и большое чувство ответственности у родителей.

Литература

1.Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -96 с.

2. Еникеева Д. Секс, Секс, Секс! Энциклопедия взаимоотношений. — М .: АСТ: АСТ Москва, 2005. — 838 с.

3. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и паталогии. -Л., 1988. — 127 с.

4. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. — Минск : Народная Асвета, 1990. -160с. — (Семейная педагогика).

Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания

Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, г. Москва.

Определение понятий и значение полового воспитания. Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.

Пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).

Полоролевое воспитание – составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А. Репина, Н.К. Ледовских).

Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. (Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение – сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст – наиболее <спокойный> период в сексуальном развитии.

До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире – полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) – более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная область воспитания – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего возраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.

Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни – взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Тогда как распространенное сейчас <бесполое> воспитание (<девочковое> поведение поощряется, а <мальчиковое> – порицается) приводит к формированию <усредненного существа>: фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, и мускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной из серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители противоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие им социальные роли.

Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, – половая принадлежность.

Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем – раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки – с помощью слуха.

Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, – «более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней”. У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов последние более <продуктивны и активны>. Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и рисунков.

Половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Развитие полоролевого самосознания. Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя <Я>, знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника – отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка – наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый – родственник, друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественности многих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качестве воспитателей своих детей.

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор <мужских> и <женских> качеств были полярными (властность – подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество <общих>, т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного <набора> нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).

Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама – лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера.

Формирование начал мужественности и женственности. Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру <Богатырская застава> (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой <История России для детей>, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака <Пожар>, <Рассказ о неизвестном герое> и другие.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как <Аленький цветочек>, <Царевна-лягушка>, <Снежная королева>, воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок – воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви (см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. N 43. С. 31).

Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье”.

Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялся у известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А. Быкова со старшим сыном:

Мужчина

Олегу

Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина.
Мужчины не боятся
Без мамы оставаться,
Мужчины закаляются
И сами одеваются.
Мужчина – очень гордый –
Он не грубит соседу,
Он две тарелки каши
Съедает за обедом,
Он не боится буки,
Что может вдруг прийти.
Мужчина знает буквы
И счет до десяти.
Но если очень-очень
По маме я тоскую,
Мне папа разрешает
Пролить слезу мужскую.
Одну и сразу вытереть,
А то еще польются,
И, чтоб никто не видел,
Сейчас же отвернуться.
А так нельзя мне плакать,
Есть важная причина –
Вчера сказал мне папа,
Что он и я – мужчины.

Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме <секретных совещаний>, <разговора по душам>, так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла. Литературная викторина <Добры молодцы и красны девицы> помогает обобщить полученные детьми представления.

Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого прежде всего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в соседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи – феи, рыцари – демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую (Н.К. Ледовских).

Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: <Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!> – воспримутся сыном как настоящая награда.

Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

Одно и то же трудовое задание, к примеру привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики – выпиливать резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом <За доброту и богатырскую силу>, <За помощь прекрасному полу> или <За благородный поступок>.

Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: <Семья в турпоходе>, <Ждем гостей>, <Идем в гости> (Н.К. Ледовских), <Родился малыш>. Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры <Верба-вербочка>, <Прялица>, <Яша>, где мальчики выбирают себе <невесту> из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов.

Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы.

Ответы на острые вопросы. На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей день, по данным научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома, в большинстве случаев от старших <хорошо информированных> ребят во дворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно с трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети, примерно с четырех – как они попали в мамин животик и как им удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в деторождении. Обычно первые вопросы ребенка еще просты и забавны, вызваны не сексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью. Эту их особенность подметил К.И. Чуковский в своей книге <От двух до пяти>:

  • Мама, кто раньше родился: ты или я?
  • Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?
  • Мама родит девочек, а папа мальчиков?
  • Когда я родился, откуда ты узнала, что я Юрочка?
  • Мама, кто меня родил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами.
  • А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко?

Отвечать на детские вопросы, даже если они оказались для родителей неожиданными или показались <возмутительными>, надо в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые ребенком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину. На вопрос <Откуда берутся дети?> первоначально можно ответить так: «Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку, родила ее мама”. В дальнейшем, когда ребенок подрастет, ответ на подобный вопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным, развернутым.

Исследователи обсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения на технологию ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнению других, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова и др.). Педагоги и родители вправе выбрать, по-видимому, тот вариант объяснения, который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал «голой физиологии”, натурализма, позволил бы детям составить представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка – большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее. Дайте ребенку почувствовать свою собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.

Отвечая на <острые> вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию уровне. Недопустимы ответы типа: тебя в капусте нашли, купили в магазине, аист принес. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных <уличных> сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть интересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом к близким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок уже располагал информацией о различиях полов и продолжении рода, полученной от родителей или воспитателей.

Примерные вопросы к студентам и задания

  1. Считаете ли вы целесообразным начинать половое воспитание детей с дошкольного возраста? Ответ мотивируйте.
  2. Что принято понимать под половым, полоролевым воспитанием детей?
  3. Сформулируйте принципы полового воспитания детей дошкольного возраста, ориентируясь на известную вам литературу, в частности на рекомендации В.Е. Каган в книге <Воспитателю о сексологии> (М., 1991. С. 223-225).
  4. Побеседуйте с ребенком старшего дошкольного возраста с целью выявления его представлений о том, чем отличаются и чем похожи мальчики и девочки, с кем из них и почему он предпочитает дружить; о семейной роли представителей противоположного пола. Определите, в каких педагогических воздействиях нуждается ваш собеседник/собеседница.
  5. Проанализируйте ситуацию:
    – Мама, скажи, я красивая?
    Отвечают по-разному:
    – Ты моя радость! Ты мое солнышко! Сейчас наденем новые туфельки, чистое платьице – и будет моя дочка еще красивее!
    – Конечно, ты красивее всех на свете!
    – Еще чего не хватало! С этих-то лет перед зеркалом вертеться!
  6. Сопоставьте содержание рассказов разных авторов для старших дошкольников о различиях полов, о том, как родятся дети, опубликованных в следующей литературе:

Выявите сходство и различие рассказов-объяснений, обоснуйте их целесообразность, педагогическую ценность, свое отношение к ним. Что вас больше привлекает в рассказах: откровенность или деликатность, родительская мудрость? Попытайтесь составить собственный рассказ.

8. Разработайте анкету для родителей или воспитателей дошкольных образовательных учреждений, чтобы выяснить, осуществляют ли они половое воспитание детей и какими, на их взгляд, должны быть его содержание и средства.

9. Подготовьте консультацию по вопросам полового воспитания детей дошкольного возраста для родителей. Продумайте рекомендации относительно того, как можно уберечь ребенка от сексуального насилия.

Основная литература

Дополнительная литература

Дошкольный возраст, начиная с первого года жизни, относится к парапубертатному периоду психосексуального развития, в течение которого формируется половое самосознание ребенка.

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Особое место здесь занимают половые признаки.

Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа «Я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты — мальчик» или «Ты – девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребенок раннего возраста непосредственен в отношении к своему телу и половым органам.

Уже в 1,5-2 года малыши учатся определять принадлежность к полу, делить детей на мальчиков и девочек, взрослых – на дядь и теть, обнаруживают внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести.

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис «выделения своего «Я» и, как правило, пере¬смотр отношений ребенка с взрослыми. Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. В этот переходный период ребенок открывает для себя мир человеческих отноше¬ний. Формирующееся «Я» — не только вообще «Я», но всегда «Я» мальчика или девочки.

К 3-4 годам малыши с любопытством вдруг начинают интересоваться телесной организацией других людей и своей собственной, выясняют физические различия в строении мужского и женского организма. Полоролевое поведение детей проявляется в играх, когда девочки заботятся о куклах, а мальчики «воюют» или устраивают «гонки». Маленькие дети копируют поведение родителей, обучаясь мужскому и женскому поведению. Похвала ребенка, подчеркивающая желательные половые установки («ты такой же сильный, как папа», «ты такая же хозяюшка, как мама») способствует его правильному половому воспитанию.

Мальчикам разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочки ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

То, что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается от того, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно исправить ошибки, если они были допущены с самого начала.

Лучшее, что могут сделать родители в этот период, – это создать атмосферу, в которой ребенок, не стесняясь, задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности. Родителям не следует пугаться «неудобных» вопросов, ребенку не нужны медицинские подробности. Так, на вопрос, откуда появляются дети, следует отвечать, просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Достаточно сказать, что они вырастают у мамы в животике.

В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и, как следствие, возникает недоверие детей к родителям.

Совсем еще маленькие дети, казалось бы, не имеющие никакого понятия о половых различиях, не только обладают своим опытом, но и очень скоро составляют на этот счет определенное представление. Естественно, в большинстве случаев оно ошибочно, и, если не исправить такое ошибочное представление ребенка, оно рискует нарушить его сексуальное равновесие в будущем.

Вот некоторые особенности поведения детей и воспитания родителей, на которые следует обратить внимание.

Так, например, некоторые родители, чрезмерно ласковые в силу особенностей личности или одностороннего знакомства с вредностью недостаточного ухода, постоянно держат ребенка на руках, ласкают его, целуют в разные места тела, кладут с собой в постель. Эта сверхласковость, порождающая эрогенную раннюю стимуляцию и «закормленность» любовью, неблагоприятно сказывается на личностном и сексуальном развитии.

Иногда представление ребенка о поле (мужском и женском) никак и ни в чем не проявляется, и тогда родителей и воспитателей должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4–6 лет обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителям можно порекомендовать, как бы случайно самим затронуть эту тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь живого существа – щенка, котенка и т.п.

По мере взросления дошкольники начинают понимать различия и смущаться при обнажении перед другими людьми. Чувство неловкости, стыдливости не врожденные – они результат своеобразия культурного развития общества.

Например, особенность девочек в возрасте 6–7 лет – трогательное жеманное кокетство, связанное с самым первым пиком женской сексуальности. Для родителей и воспитателей в этот период очень важно не впадать в крайности. Не надо усиленно демонстрировать окружающим проступающую сквозь детские черты женственность. Намеки, не всегда тактичные шутки смущают ребенка или, напротив, провоцируют чересчур развязное поведение. Впоследствии оно может помешать девочке в общении со сверстниками, и те же самые взрослые, еще вчера восхищавшиеся жеманством малышки, резко одергивают ее, теперь уже угловатого подростка.

Другая крайность – пресечение у девочки дошкольного возраста всех форм женского поведения, что ведет к развитию у ребенка замкнутости, неуверенности в себе, затрудняет его контакты со сверстниками. Отношение к детскому кокетству должно быть здоровым и спокойным.

Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства, развитие личности детей, в том числе мужественности и женственности происходит наиболее успешно.

Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.

Половое воспитание в начальной школе или как бороться с ханжеством.

В каком возрасте ребенку надо и можно рассказывать о том, откуда берутся дети, чем девочки отличаются от мальчиков, и что это за штука у них между ног? Большинство детей в семь лет уверены, что они вылезли из попы или из желудка у мамы!? А многие боятся кушать голубцы, потому что считают, что детей находят в капусте, следовательно, из чего сделаны голубцы..?

Я работаю в школе достаточно давно, на дворе XXI век – век высоких технологий, а вопрос о половом воспитании школьников до сих пор начинает обсуждаться на уроках анатомии в старших классах. Не правда ли смешно и неактуально для подростков?! Как показывает практика, именно в подростковом возрасте делается самое большое количество абортов и случаев заболевания венерическими заболеваниями. Ни для кого не секрет, все учились в школе, что каждый год среди выпускников из 9 и 11 классов стоит беременная ученица в бальном платье!?

Почему это происходит? Ведь родители уже в начальных классах заявляют, что их дети в «этом» вопросе знают больше родителей (парадокс!). Заявляют, что в данном возрасте (7 лет) детям совершенно не интересно, откуда берутся дети. Просят не совать свой учительский нос в проблемы воспитания их детей, а заниматься своим делом – учить читать и писать. Вот только почему, когда «это» случается, родители обвиняют школу?!

У меня в кабинете, как у всех учителей, стоят стеллажи с книгами для детей, чтобы читали на переменах или брали читать домой. И вот мои первоклассники стали усиленно читать, собираться группами. Странное поведение для современных детей, не правда ли? Присмотрелась, прислушалась. Оказывается, ребята нашли книжку Катерины Януш Мерви Линдман «Как я появился на свет». За неделю книгу прочитали почти все, за исключением тех нескольких, которых больше интересовали игрушки. Каково было мое удивление, когда на родительском собрании, через неделю, родители были возмущены тем, что «такая» книга стоит на полке в классе. В общем, все, как сто лет назад. Оказалось, на книге стоит гриф «18+»! Я попробовала заступиться за книгу и за детей, но …

Неделю я переживала и обдумывала ситуацию, и решила написать эту статью.

Уважаемые родители! Прошу, дочитайте это сочинение до конца и дайте прочитать другим. Ведь еще Рудольф Штайнер1, Сесиль Лупан2, Лев Толстой3, Глен Доман4 развивали теорию о своевременном развитии и воспитании детей. То есть ребенку надо объяснять то, чем он интересуется на данном этапе своей жизни. Тогда это будет и уместно, и полезно, и интересно. На мой взгляд, важно, чтобы на вопросы детей отвечали их родители, а не чужая тетя в школе. Но, к сожалению, я столкнулась с глубоким невежеством родителей учеников, которые считают, что даже они не могут (стесняются или не знают сами) на многие вопросы своих детей о половом воспитании. Просят убрать книгу «Как я появился на свет» и не смущать умы детей. Это говорят родители, которые травят своих детей никотином, обкуривая их в квартире, которые пьют пиво, гуляя на детской площадке с ребенком, которые перебегают дорогу на красный свет светофора, таща за собой своего ребенка!?

Отказывая детям в нужной им сейчас информации (заметьте, не из порнографического журнала, не из эротического фильма, которые дома находятся в свободном доступе), мы ведем себя как неандертальцы. Выглядим, простите, глупее своих семилетних детей. Они разочаруются в нас и больше не обратятся.

Дайте детям возможность развиваться вовремя и безопасно, не ставьте себя в смешное положение, будьте друзьями своим детям. Тогда они будут приходить к вам со своими вопросами и проблемами, а не в интернет и не на улицу.

А на прощанье хочу дать вам список тех чудесных книг, которые помогут вам найти ответы на свои вопросы и на вопросы ваших детей:

Катерина Януш Мерви Линдман «Как я появился на свет» 18+

Серия познавательных книг «Откуда берутся дети» 12+

Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет «Откуда я взялся»

Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет «Откуда берутся дети»

Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет «Откуда берутся дети»

Линда Мадарас «Что происходит с моим телом». Книга для мальчиков.

«Моё тело меняется: все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители». Лучшая книга про это.

Ирина Млодик «Почти не волшебные превращения». Книга для мам и дочерей.

Ирина Млодик «Современные дети и их несовременные родители». Книга для родителей.

Ирина Млодик » Книга для неидеальных родителей». Книга для родителей.

1 Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском (от греческого – мудрость) представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии.

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах.

Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.

2 Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми.

Основные принципы методики Сесиль Лупан:
— если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
— не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
— обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
— не надо проверять своего ребенка;
— любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Те результаты, которых она достигла и те способы, которыми она их достигала, в приятной форме описаны в ее книге «Поверь в свое дитя». Читая ее книгу любой родитель, подготовленный или начинающий, найдет массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.

3 Лев Толстой в 1859 г. ещё до освобождения крестьян занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических экспериментов: в эпоху преклонения перед немецкой педагогической школой Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. По его мысли всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно.

4 Глен Доман — один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. «И в этом нет ничего странного, — утверждает Глен Доман, — просто дети делают то, что им нравится».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *