Полуостров аравия

Страна и население

Аравийский полуостров (полуостров Аравия) — крупнейший полуостров Азии, площадь его равняется четверти Европы — около 3 тысяч кв. км. В древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетия до н.э. — как и теперь, он представлял в большей своей части волнистое плато, которое пересекается руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухие степи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистые пустыни. Лишь в некоторых местах, в немногочисленных оазисах около источников и колодцев возможно было земледелие. Географическое положение Аравии включает ее в пояс великих пустынь Северного полушария, одну из наиболее ярко выраженных составных частей которого и представляет большая часть полуострова.

Чрезвычайно сухой и жаркий климат, пустынные формы рельефа, растительность, характерная для пустыни, отсутствие постоянных речных артерий — характерные черты ландшафтов полуострова. Аравия — одна из стран, наиболее долго остававшихся неизвестной для европейцев.

Очень рано в этой стране стало применяться искусственное орошение особенно на юго-западе полуострова на территории современного Йемена.

Географы III — II вв. до н.э. делили Аравию на Каменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая часть полуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). Названные части полуострова были различны не только по своей природе, но и по образу жизни населявших их жителей.

Население Аравии было почти однородно в этническом отношении — оно говорило на языках южной ветви семитической группы (наиболее известные представители этой группы — арабский язьж и некоторые языки нынешней Эфиопии — Абиссинии). Но существовали различия в хозяйственном укладе и уровне общественного и культурного развития. Огромные степные пространства (по-арабски — бадия) были населены немногочисленными племенами кочевников (бадауин, откуда происходит слово «бедуин”).

Образ жизни бедуинов, как и образ жизни других кочевников, изменялся очень медленно, так что данные, которыми мы располагаем о первых столетиях нашей эры, дает так называемая доисламская поэзия арабов, из которой мы черпаем характеристики быта бедуинов в I тысячелетия до н.э.

Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийского полуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов (дромадеров). В какое время приручены были верблюды человеком неизвестно: хотя изображение человека рядом с верблюдом дошло из Египта еще от времени VI династии, а верблюда с поклажей — от времени XVIII династии. Первые точные сведения об отрядах воинов на верблюдах дошли с самого конца II тысячелетия до н.э. Как вьючное животное для караванов верблюд не применялся в Передней Азии еще и в начале I тысячелетия до н.э., за исключением арабов, у которых он имел к тому времени широкое распространение. Для аравийских кочевников разведение верблюдов было жизненно важным, так как обеспечивало их, кроме вьючного скота, еще и шерстью и молоком.

В тех местах, где это было возможно, скотоводство дополнялось также и земледелием, которое находилось на очень примитивном уровне. Важное место в жизни бедуинов занимала финиковая пальма, которую использовали самыми различными способами. Жили бедуины первобытнообщинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени. Высшей формой социальной и экономической организации было племя (кабила); племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль — шатер).

Связи, которые объединяли роды, были чрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. И в настоящее время бедуин, называя себя, указывает, прежде всего, название своего племени и только после этого свое личное имя.

В жизни бедуинов большую роль играл обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах, мстя даже за неумышленные убийства.

Во главе племен стояли шейхи, власть которых была ограничена советом представителей отдельных родов. В начале I тысячелетия до н.э. еще сильно ощущались пережитки матриархата. Во главе арабских племен иногда стояли женщины. Из ассирийских источников мы много знаем об арабской «царице” Самсие, которая прислала около 720 г. до н.э. дары ассирийскому царю Саргону II. Племена, которые ей подчинялись, жили на восточных границах Сирии.

Несмотря на то что на сегодняшний день историками разных стран об Аравии написано много книг, тем не менее, Аравия остается одной из малоизученных областей земного шара. Наиболее богата растительность в юго-западной части полуострова, где выпадает много осадков; там распространены тропические культуры, такие как аравийский кофе мокко, сахарный тростник, бананы, индиго. Высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы, посевы пшеницы и фруктовые сады — все это составляет богатый растительный покров у источников в оазисах и руслах зимних потоков — вади.

Сухость воздуха и сильные ветры, развевающие почву из-под корней растений и усиливающие испарения, — основные факторы, определяющие ландшафты пустынь. В пустынях нет лесов, встречаются лишь редкие, отдельно стоящие деревья — колючая с мелкими седыми листьями аравийская акация, различные тамариксы.

Источник: «Всемирная история» Том 1. под ред. Ю.П. Францева

Сюда перенаправляются «Аравия» и «арабский». Для использования в других целях, см Аравия (значения) и Арабский (значения) .

Координаты : 23 ° N 46 ° E  /  23 ° N 46 ° в.д.

Аравийский полуостров
ٱلْجَزِيرَة ٱلْعَرَبِيَّة ( арабский )
شِبْه ٱلْجَزِيرَة ٱلْعَرَبِيَّة ( арабский )

Площадь

3,2 миллиона км 2 (1,25 миллиона квадратных миль)

численность населения

77 983 936

HDI

0,788 (2018)
высокий

Демоним

Арабский

Страны

Бахрейн
Кувейт
Оман
Катар
Саудовская Аравия
Объединенные Арабские Эмираты
Йемен

Африка, Аравийский полуостров и ЕвразияЦифровая визуализация спутникового снимка Аравийского полуострова

Аравийский полуостров ( / ə г eɪ б я ə п  …  / ; арабский : شبه الجزيرة العربية , shibhu л-л-jazīrati’arabiyyah , «Аравийский полуостров» или جزيرة العرب , jazīratu л-‘Arab , «остров Арабы «) — полуостров в Западной Азии , расположенный к северо-востоку от Африки на Аравийской плите . Полуостров, а также Бахрейн , архипелаг Сокотра и другие близлежащие острова образуют геополитический регион под названием Аравия , который является самым большим регионом в мире без рек .

Аравийский полуостров — самый большой полуостров в мире, его площадь составляет 3 237 500 км 2 (1 250 000 кв. Миль). Аравия состоит из семи стран: Кувейта , Бахрейна, Омана , Катара , Саудовской Аравии , Объединенных Арабских Эмиратов и Йемена . Полуостров образовался в результате рифтинга Красного моря между 56 и 23 миллионами лет назад и граничит с Красным морем на западе и юго-западе, Персидским заливом на северо-востоке, Левантом на севере и Индийским океаном. на юго-восток. Полуостров играет критическую геополитическую роль в арабском мире из-за его огромных запасов нефти и природного газа .

До нашей эры он был разделен на четыре отдельных региона: побережье Красного моря ( Тихама ), Центральное плато ( Аль-Ямама ), побережье Индийского океана ( Хадрамаут ) и побережье Персидского залива (Аль-Бахрейн) . Хиджаз и Неджд составляют большую часть Саудовской Аравии. Южная Аравия состоит из Йемена и некоторых частей Саудовской Аравии ( Наджран , Джизан , Асир ) и Омана ( Дофар ). Восточная Аравия состоит из всей прибрежной полосы Персидского залива.

Ч. 2. Йемен в древности (до VII в.). Ссылки на другие части — см. в конце статьи.

Природные условия и климат. Территория Й. окаймлена прибрежной равниной Тихама, расположенной вдоль Красного моря на 400 км в длину и на 50 км в ширину. Ее западная прибрежная часть практически не имеет природных запасов воды, температура достигает 55° С при почти 100 % влажности. Восточная часть Тихамы, примыкающая к горному массиву, имеет лучшее естественное орошение, к тому же с гор в Тихаму стекает дождевая вода. Горные массивы Хаулан, Джебель-Наби Шоб и Серат, тянущиеся к востоку от Тихамы, достигают в высоту 3760 м. Их разделяют ущелья и вади — сухие русла рек, заполняемые дождевой водой, которую приносят летние муссоны. Центральную часть Й. занимает горное плато высотой до 2000 м. С юга от Аравийского моря его окаймляет прибрежная равнина, отделяемая от центральной части страны — пустынь Рамлат ас-Сабатейн и Руб аль-Хали — горным массивом. Эту область Аравийского п-ова также пересекают многочисленные вади (сухие русла), наполняющиеся водой только в краткий сезон дождей. Крупнейшая вади Южн. Аравии — Хадрамаут расположена в восточной части Й. Влажные и жаркие прибрежные равнины соседствуют здесь с высокими горными кряжами, за которыми тянутся бескрайние пустыни.

Как показывает пример крупнейших цивилизаций Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Сев.-Зап. Индия, Китай), первые государственные образования формировались в долинах крупных рек. Реки служили и источником воды для развития поливного земледелия, и транспортными артериями. Современная Юго-Зап. Аравия в этом отношении совсем не похожа на области зарождения первых цивилизаций на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. Климат в Южн. Аравии всегда был засушлив. Однако засуха сменялась более влажными периодами. Последний такой период относится к 8000—5000 до н. э. В это время в Южн. Аравии встречались растения и животные, впоследствии исчезнувшие из-за наступившей засухи. Ныне сухие русла рек — вади Джоуф и Хадрамаут — составляли единую реку, питаемую водами, стекавшими с гор на северо-западе региона; она впадала затем в Индийский океан на юге.

Догосударственный период

Наличие воды и камня, легко поддававшегося обработке, позволили человеку начать освоение территории Южн. Аравии с самой отдаленной древности. Наиболее ранний палеолитический материал из вади Доан (приток вади Хадрамаут), открытый в 1984, датируется приблизительно 700 000 до н. э.

Природные условия Южн. Аравии в значительной степени обусловили образ жизни населения и, соответственно, направления развития древних южно-аравийских обществ. В III тысячелетии до н. э. на территории будущего государства Саба возникает система искусственной ирригации, что дало мощный импульс развитию земледелия во всей Юго-Зап. Аравии. Здесь появляется письменность, строятся первые протогородские поселения. Завершение процесса доместикации верблюда на востоке и в центре Аравийского п-ова к концу II тысячелетия до н. э. привело к тому, что вскоре активизировались контакты как между государствами Южн. Аравии и Аравии в целом, так и с торговыми партнерами за пределами Аравийского п-ова.

В пустынных и полупустынных регионах Южн. Аравии вокруг небольших оазисов развивалось кочевое верблюдоводство. Наличие крупных оазисов вне пустынь, таких как Мариб, Наджран и Райбун, способствовало раннему развитию оседлой земледельческой цивилизации. Оазисы служили важнейшими перевалочными пунктами и в караванной торговле, в частности благовониями — важной составляющей экономики древних государств юга Аравийского п-ова. В горных массивах развивалось террасное земледелие. В то же время, горы и пустыни выполняли разделительную функцию, в значительной степени обусловив своеобразие каждого из древних южно-аравийских обществ.

Наиболее изученной и масштабно представленной для бронзового века является открытая в 1994 археологическая культура Сабир, распространенная в Зап. Й. Вполне оправданной для II тысячелетия до н. э. является идентификация территории, занятой носителями культуры Сабир, со страной Пунт, упоминаемой в египетских текстах как источник благовоний и диковинных животных (согласно другим гипотезам, Пунт следует локализовать на восточно-африканском побережье на территории современных Сомали, Эритреи, Джибути и Судана). Юго-запад Аравийского п-ова (область Ма‘афир) предположительно отождествляется с библейской страной Офир, куда царь Соломон снарядил морскую экспедицию. Упадок культуры Сабир приходится на рубеж II—I тысячелетий до н. э. Возможно, он был вызван приходом новых волн населения Южн. Аравии — племен, говоривших на семитских языках южно-аравийской группы, материальная культура которых была тесно связана с Южн. Палестиной и Сев.-Зап. Аравией.

На территории современного Й. зародилась и развилась древнеюжноаравийская цивилизация. Ареал ее распространения в период наивысшего расцвета (IV в. н. э.) охватывал также Центральную и Вост. Аравию. В целом история древней Южн. Аравии делится на шесть основных этапов: 1) ок. 1200 — 700 до н. э.: «прото-южно-аравийский», в который возникло государство Саба; 2) около 700 — 110 до н. э.: «период караванных царств», характеризовавшийся преобладанием Сабы и Катабана; 3) около 110 до н. э. — 300 н. э.: «период сражающихся царств», в который попеременно ведущие позиции занимали Саба и Химйар; 4) около 300 — 525 н. э.: объединение Южн. Аравии под властью Химйара; 5) 525—571 н. э.: доминирование Аксума; 6) 570—632 н. э.: преобладание сасанидского Ирана.

Из полутора десятков южноаравийских государств, процветавших в разное время между началом I тысячелетия до н. э. и VI в. н. э., Саба, Катабан, Маин, Химйар и Хадрамаут оставили наибольший след в истории. Местные древние общества основывались на номинальном подчинении нижестоящих общин вышестоящим, в результате чего формировалась цепочка: человек — семья — бейт (союз нескольких семей) — род — племя.

Религиозные верования жителей Южн. Аравии

Посвятительные надписи в храмах древних южноаравийских государств донесли до нас ряд сведений о религиозных представлениях их жителей. Данные эпиграфических источников дополняются изобразительным искусством, прежде всего скульптурными изображениями и статуэтками. Жители древнеюжноаравийских государств просили о хорошем урожае и здоровых детях. Цари и их слуги благодарили богов за успешное возвращение из военных походов, победы, богатую добычу. Из надписей мы также узнаем о совершении жертвоприношений, организации культовых паломничеств и трапез во время длительных засух. Большинство местных божеств имело астральную природу: Шамс (солнце), Сахар (рассвет).

В пантеонах всех южноаравийских государств первое место в иерархии богов занимал Астар (воплощение планеты Венеры). Многочисленные магические знаки на наскальных граффити позволяют предположить, что магия играла важную роль в местных верованиях. Существовало здесь и представление о загробной жизни.

В каждом царстве также почитали свое династическое божество. Главным богом Сабы, являвшимся, согласно древнейшим надписям, также воплощением земного правителя и народа, был Альмаках. Люди считались его детьми, первым и главнейшим из которых был правитель — мукарриб, позднее царь Сабы. Наиболее почитаемым богом Маина, где пантеон возглавляла триада астральных божеств, являлся Вадд, предположительно бог Луны. В Хадрамауте династическим богом был Син — лунное божество, к имени которого добавляли эпитет Алим («Син ритуальных трапез») по одной из главных особенностей его культа. Символом Сина был орел. Женским божеством солнца являлась Зат-Химйям, мужским — Шамс. В надписях из Катабана чаще всего упоминался бог Амм.

Самым почитаемым и крупным святилищем Южн. Аравии являлся Аввам — храм Альмакаха в столице Сабы — Марибе. Он имел овальную форму с обширным внутренним двором, окруженным 32 монолитными колоннами, высота стен достигала 13 м. Изучение Аввама началось еще в 1950-е, но назначение многих зданий вокруг храма установить пока не удалось.

Саба. Формирование древнейшего южноаравийского государственного образования — Сабы восходит к рубежу II—I тысячелетий (1200—700 до н. э.). В это время она контролировала небольшую территорию оазиса Мариб и южные склоны плато Джоуф. Вначале правители Сабы не носили никакого титула или называли себя мукаррибами (население же не употребляло, обращаясь к ним, и этот эпитет). Одной из наиболее важных функций правителей, отраженных в титуле «мукарриб», являлось то, что они были «собирателями», «объединителями»: древние государства Южн. Аравии представляли собой союзы полунезависимых племен с выборным главой (кайлем), объединенных единым династийным культом под властью одного владыки, чья власть передавалась по наследству. От имени всей племенной общины мукаррибы заключали «пакт о союзе» с богом Астаром. Лишь во время военных конфликтов титул «мукарриб» могли одновременно носить несколько правителей. С I в. н. э. он заменяется в титулатуре на «царь».

В начале VII в. до н. э. мукарриб Карибиль Ватар, сын Замарали, в результате нескольких походов объединил под властью Сабы всю Юго-Зап. Аравию. Но период расцвета Сабы вскоре сменился длительным упадком во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Причиной, по некоторым предположениям, могла быть череда военных поражений. Эпоха после царствования Карибиля Ватара плохо освещена в источниках, точную последовательность мукаррибов определить невозможно. Упадок Сабы привел к тому, что в IV в. до н. э. в Южн. Аравии доминирующим царством стал Катабан.

Лишь ко II—III вв. н. э. Саба вновь достигла расцвета: этот период ее развития может считаться вершиной древней цивилизации Южн. Аравии. Это отразилось в экономическом подъеме государства, в первую очередь в высоком уровне развития земледелия. В частности, была усовершенствована плотина в Марибе, появившаяся, вероятно, еще в VIII в. до н. э. О процветании Сабы говорит и богатый импорт, который тек в страну из Средиземноморья. Сюда ввозили самые разные товары: от недорогих тканей и изделий из металлов до скульптуры из мрамора. О взлете сабейской культуры можно судить по возводившимся в то время святилищам. Наряду с храмом Аввам, крупнейшими культовыми сооружениями Сабы были храм Бар’ан в Марибе и храм Альмакаха в Сирвахе — втором по важности центре сабейского государства. От II—III вв. н. э. до нас дошло и наибольшее количество надписей.

Основой благосостояния Сабы было земледелие с развитой системой искусственного орошения и скотоводство (разведение верблюдов, ослов, мулов, мелкого рогатого скота). Одним из наиболее сложных ирригационных сооружений являлась плотина в Марибе, перекрывавшая вади Зана (Азана) и просуществовавшая в течение нескольких столетий до начала VII в., когда она была окончательно разрушена, а город оставлен жителями. Дамба в Марибе позволяла не только сохранять воду, но и поднимать ее до уровня полей. Существовал специальный бассейн для отстаивания мутной воды. От плотин вода с помощью системы каналов подводилась к полям, где ее распределяли специальные механизмы. Поля покрывались водой на 50 см в высоту. Лишняя вода на верхних полях переносилась на поля, расположенные ниже, а оставшаяся после орошения — сбрасывалась в вади.

Другой важной составляющей процветания Сабы являлся контроль над проходившей через ее земли караванной торговлей благовониями: ладаном из Хадрамаута, миррой из Катабана, алоэ с Сокоторы. Развитие морской торговли со Средиземноморьем в первые века нашей эры вызвало перенос центра тяжести в торговле благовониями с караванных троп на морские пути, от которых Саба была отрезана. Это обусловило стремление сабейских царей получить доступ к морскому побережью, что спровоцировало постоянные столкновения с государством Химйар в первые три столетия нашей эры. В последней четверти III в. Химйару удалось подчинить земли Сабейского царства.

Маин. Это государственное образование, представлявшее собой союз родов, со столицей в Карнау располагалось к северо-востоку от Сабы на небольшой части плато Джоуф между пустынями Руб аль-Хали и Рамлат ас-Сабатейн и существовало благодаря караванной торговле. Первые сведения о нем восходят к VII в. до н. э. После падения могущества Сабы в середине Ι тыс. до н. э. Маин полностью контролировал экспорт традиционных аравийских благовоний на Ближний Восток и в Вост. Средиземноморье. Правители Маина никогда не называли себя мукаррибами. Напор кочевников к началу I в. до н. э. и упадок караванных путей в Зап. и Юго-Зап. Аравии на рубеже I—II вв. н. э. подорвали могущество Маина.

Катабан. Это государство находилось к юго-востоку от Сабы и к западу от Хадрамаута, его столицей был город Тимна, расположенный в вади Бейхан. Катабан представлял собой союз племен, наиболее сильное из которых дало название всему царству и объединяло его единым культом божества Амм. Впервые Катабан упоминается надписях из Сабы в VII в. до н. э. в качестве союзника Сабы и Хадрамаута. С VI по I в. до н. э. правители Катабана носили титул мукаррибов. Первым из них был Хауфиамм Йуханим (предположительно, V в. до н. э.). Мукарриб Катабана управлял страной с помощью совета племенных старейшин.

Разорвав союз с Сабой в начале VI в. до н. э., Катабан воевал с ней на протяжении столетия. Его территория быстро расширилась в северо-западном (вплоть до Мариба, контроль над которым, вероятно, оставался у Сабы), юго-западном (до Баб-эль-Мандебского пролива) и восточном (до Зап. Хадрамаута) направлениях. После того как титул мукарриба окончательно утвердился за катабанскими правителями, царство переживает период расцвета. В Тимне строят монументальные храмы и дворцы, увеличивается количество надписей, высокого уровня достигает изобразительное искусство, о чем свидетельствуют данные археологии. Например, при раскопках царского дворца в Тимне были найдены фрагменты росписи, выполненной под средиземноморским влиянием. Но со II в. до н. э. начинается период упадка Катабана, возможно, связанного с подъемом могущества союза племен зу-Райдан. Была заброшена Тимна. Территория царства резко сократилась, а в конце II в. н. э. его земли разделили между собой Саба и Хадрамаут.

Хадрамаут. Это государство со столицей в городе Шабва располагалось на востоке Южн. Аравии вдоль берега Аравийского моря, занимая плато Хадрамаут, пересеченное многочисленными вади. Основой его благосостояния было оазисное земледелие, а также сбор и продажа благовоний. Из Хадрамаута выходили караванные пути, пересекавшие Аравийский п-ов в западном и восточном направлениях. Они вели в Месопотамию, Вост. Средиземноморье и Египет.

Пика своего политического и экономического могущества Хадрамаут достиг в начале III в. Его царям, принявшим титул мукаррибов, удалось даже захватить значительную часть территории Катабана. В 1-й четверти III в. на престоле Хадрамаута находился царь Иллиазз Йалит. Ему удалось заключить союз с Сабой, закрепленный династическим браком. Царь Сабы помог Иллиаззу Йалиту в 222—223 подавить вспыхнувшее восстание, но затем сам провел против недавнего союзника успешную военную кампанию. Иллиазз Йалит попал в плен, а столица Хадрамаута Шабва и порт Кана были захвачены и разграблены. К 300 Хадрамаут вошел в состав государства Химйар.

Химйар. Около 110 до н. э. обширная территория на юго-западе Аравии, ранее подконтрольная Катабану, была объединена под властью союза племен зу-Райдан. Главным из них было племя Химйар, по которому назвали образовавшееся царство. Понятие «зу-Райдан» («тот, кому принадлежит Райдан» — дворец в Зафаре, столице Химйара) стало обозначать и династию правителей Химйара, и сам племенной союз. Объединившиеся в этот союз племена не были обязаны почитать богов наиболее могущественного из них, сохраняя собственные культы. Правители Химйара, подчеркивая свое могущество и власть над подчиненными землями, ввели для датировки своих надписей особую «эру». Изначально Химйар занимал юг Йеменского нагорья, но постепенно покорил многочисленные небольшие соседние племена. В I в. до н. э. — I в. н. э. владыки Химйара и Сабы одновременно претендовали на двойной титул «царя Сабы и зу-Райдана», однако Химйар сохранял доминирующее положение. Показательно, что античные источники 2-й половины I в. даже не упоминают Мариб, хотя и повествуют о царе двух народов — сабеев и гомеритов (т. е. жителей Химйара).

В начале III в. вспыхивает длительная череда войн между Сабой и Химйаром. В результате в последней четверти III в. Химйар присоединил Сабейское царство к своей территории. Подчинив к 300 и Хадрамаут, Химйар впервые в истории Южн. Аравии объединил этот регион под властью одного государства. Огромная территория управлялась из одного центра, использовался единый сабейский язык, единая система письма, постепенно с середины IV в. распространялась единая религия — иудаизм.

Наряду с иудаизмом с IV в. на территорию Южн. Аравии проникает и христианство. К этому времени в надписях уже встречаются упоминания безымянного единого «бога» — «милостивого», что дает основание предполагать наличие монотеистических тенденций («рахманизма») в религиозной жизни. К V в. упоминания об астральных божествах здесь практически исчезают, хотя память о древних верованиях, как показывают источники уже исламского времени, сохранялась еще долго. Последние надписи на сабейском языке были оставлены в 1-й половине VI в. христианами или иудеями.

В VI в. Южн. Аравия становится ареной столкновения интересов Византии и Ирана, боровшихся за контроль над морскими торговыми путями. Воспользовавшись истреблением христиан в Химйаре (так называемых наджранских мучеников) в 521—523 как предлогом, византийский император Юстин (518—527) заставил правителя Аксумского царства Каледа (Элла Асбеха) вторгнуться в Южн. Аравию. Войска Химйара были разбиты, царь Зу Нувас (ок. 517 — 525/527) погиб в бою, а страна подверглась разграблению. Почти полвека территория совр. Й. оставалась под контролем Аксума — царя Абрехи и его сына Машрука. Абреха поддерживал дипломатические связи с Сасанидами, которые к этому времени контролировали значительную часть Центральной и Вост. Аравии.

В 570 потомок царей Химйара зу-Йазан в свою очередь вступил в переговоры с Хосровом I, убедив его выступить против сил Аксума в Южн. Аравии. Сасаниды высадились в Хадрамауте, разбили войско царя Машрука и дошли до Саны (с 520 — столицы Химйара). После ухода сил Сасанидов оставленный ими в качестве вассального правителя зу-Йазан поднял антиперсидское восстание, но был убит в 575 или в 578. После этого землями Й. управляли сасанидские наместники, опиравшиеся на размещенные в местных городах и крепостях гарнизоны. Начался процесс ассимиляции иранцев с местным населением. Но после разгрома войск Хосрова II в 627—628 византийским императором Ираклием персидский гарнизон в Й. оказался в изоляции. На протяжении нескольких лет на территории Й. вспыхивали многочисленные восстания, за власть боролись различные группировки. Политическое, военное и идеологическое давление из Хиджаза, наряду с нестабильностью ситуации, способствовали тому, что с 631 йеменские племена начали переходить под власть Мухаммада.

Лит.: Лундин А. Г. Государство мукаррибов Саба’: сабейский эпонимат. М., 1971; Южная Аравия. Памятники древней истории и культуры / Отв. ред. Б. Б. Пиотровский. Вып. I. М., 1978; Южная Аравия. Памятники древней истории и культуры / Отв. ред. Б. Б. Пиотровский. Вып. II. Материалы экспедиции П. А. Грязневича 1970—1971 гг. Ч. 1: Грязневич П. А. Историко-археологические памятники древнего и средневекового Йемена. Полевые исследования 1970—1971 гг. СПб., 1994; Ч. 2: Бауэр Г. М., Лундин А. Г. Эпиграфические памятники древнего Йемена. СПб., 1998; Амирханов Х. А. Каменный век Южной Аравии. М., 2006; Седов А. В. Древний Хадрамаут. Очерки археологии и нумизматики. М., 2006; Бухарин М. Д. Южная Аравия, Средиземноморье и Восточная Африка: торговые и историко-культурные связи. М., 2009; Французов С. А. История Хадрамаута в эпоху древности. СПб., 2014; Müller W. W. Südarabien im Altertum. Kommentierte Bibliographie der Jahre 1997 bis 2011. Tübingen–Berlin, 2014 (Epigraphische Forschungen auf der Arabischen Halbinsel. Bd 6); Pirenne J. Paléographie des inscriptions sud-arabes. Contributio. à la chronologie et l’histoire de l’Arabie du sud antique. Tome I. Dès origines jusqu’à l’époque himyarite. Brussel, 1956 (Verhandelingen van de Koninklijke vlaamse Academie voor weteschappen, letteren en schone kunsten van Belgiё. Klasse der Letteren. 26). Wissmann H. von. Zur Geschichte und Landeskunde von Alt-Südarabien. Wien, 1964; Idem. Zur Archäologie und antiken Geographie von Südarabien. H.ad.ramaut, Qatabān und das ‘Aden-Gebiet in der Antike. Istanbul, 1968. Idem. Über die frühe Geschichte Arabiens und das Entstehen des Sabäerreiches (die Geschichte von Saba’ I). Wien, 1975.

Античные авторы делили Аравийский полуостров на Аравию Каменистую (к югу от Мертвого моря), Пустынную (нынешний Хиджаз на западе полуострова) и Счастливую (нынешний Йемен).

Плодородный юг Аравийского полуострова стал колыбелью древней цивилизации. Уже к концу II тысячелетия до н. э. здесь сложилось рабовладельческое общество с письменностью и развитым искусством, на протяжении I тысячелетия до н. э. процветали царства Минейское, Сабейское, Катабан, Хадрамаут. Слово «арабы» впервые появилось в ассирийских надписях. Цивилизация южной Аравии базировалась на поливном земледелии и транзитной торговле — товары прибывали морем из Индии и Китая и следовали караваном через Хиджаз, на который отчасти распространялись владения Минейского и Сабейского царств, к берегам Средиземного моря. Караваны везли китайские шелка, благовония южной Аравии, золото и слоновую кость Африки. На караванном пути, связывающем Африку с Азией, находился крупный перевалочный пункт — Мекка. В Каменистой Аравии образовалось ко II в. до н. э. Набатейское царство. Еще задолго до ислама арабы стали выселяться за пределы полуострова. На окраинах Сирийской пустыни появились племена лахм и гасан, связавшие свою судьбу с сасанидским Ираном и Византией. Они охраняли границы двух соперничавших держав: первые осели по берегам Евфрата, вторые остались кочевниками, хотя держались предпочтительно южнее Дамаска. К IV в. сложилось Лахмидское царство, к концу V в. — Гассанидское; расцвет их падает на VI в.

Карта арабских государств с указанием древних городов

Царства «Счастливой Аравии». Около 1200 г. до н. э. (по другим данным уже в III тысячелетии до н. э.) на территории Йемена возникло Минейское царство. Столицей его был город Карнаву или Майн, лежавший в долине Джауф на севере Йемена. Он построен на искусственном холме около 15 м высотой (возможно, скрывающем остатки более ранних поселений), прямоугольник стен 250 x 400 м вытянут с востока на запад. Стены высотой 15 м были сложены из блоков известняка, кое-где из песчаника и гранита, объемом более кубометра и весом свыше тонны. Система фортификации крайне примитивна — стены укреплены только угловыми башнями, да и те выступали внутрь города. Застройка носила регулярный характер с прямоугольной сетью улиц и широкой связывающей двое ворот магистралью. Различаются остатки крупного здания (дворца?) и храма внутри стен, а также большого храма в 750 м к северо-востоку от города. Храм сложен из блоков известняка насухо со случайной разрезкой швов. Сохранились каменные пилоны, архитравы и, вероятно, плиты покрытия. На стенах встречаются прорезанные в технике сграффито размещенные ярусами рисунки зверей, птиц и человеческих фигур.

К 950 г. до н. э. на юго-западе Аравийского полуострова, примерно в границах современного Йемена, сложилось рабовладельческое Сабейское царство со столицей в г. Марибе и колониями в Эфиопии. Сабейское царство вело посредническую торговлю и поддерживало культурные связи с Индией, Ассирией, Египтом, Палестиной и Сирией. Ввозились золото, пряности и благовония.

В Сабейском царстве достигла высокого развития архитектура, близкая минейской. Она сложилась как совершенно особое явление и наделена неповторимыми чертами, хотя в известной мере, возможно, связана с зодчеством Египта, Двуречья и Восточного Средиземноморья. Это было монументальное строительство из камня, привозимого порой издалека. Камень укладывался на крепком растворе наподобие цемента, иногда скреплялся асфальтом. Толстые стены ставились по хорошо известному в Сирии, Палестине и Малой Азии «казематному методу» — две параллельные стены соединяются поперечными и образующиеся при этом клетки заполняются землей, песком или бутом. Городские стены и храмы выкладывались обычно из тесаного камня насухо. Кровля из каменных плит опиралась на каменные столбы прямоугольного сечения и каменные архитравы.

Город Мариб стоял на караванных путях к востоку от гор, на берегу одного из вади — сезонных водотоков, спускавшихся в сторону пустыни Руб ал-Хали. План Мариба имел вид прямоугольника до 1 км длиной, обнесенного нетолстой стеной зубчатого контура (прямоугольные выступы подменяли башни).

1. Мариб. Храм Аввам. План комплекса, разрез предвратного сооружения; ниши в стенах предвратного сооружения; капитель мавзолея. Алебастровая плита из Южной Аравии, I в. до н. э.

Храмы было принято ставить вне города. В 5 км к югу от Мариба стоял храм Аввам, посвященный лунному божеству Алмакаху — его стены и пилоны высятся среди песка. План храма не встречает аналогий в истории зодчества. Огромный овал стен окружал пространство около 112 x 71 м по осям (рис. 1). Сложенная по «казематному методу» стена достигала 4—4,3 м у основания, вверху — примерно 3,6 м. Внутренняя поверхность состоит из грубо околотых блоков. Внешняя поверхность облицована тесаными блоками известняка длиной 1,25—1,5 м без раствора; блоки иногда округлены соответственно изгибу стены. Край блоков оконтурен полосой, прочерченной плоским долотом и наколотой острым инструментом. Перевязка блоков беспорядочная, даже горизонтальность швов не соблюдена (на востоке ряды камня опускаются к югу). По упавшим камням можно установить, что верх стены завершался карнизом из двух выступающих рядов камня. На северо-восточной стороне овала выступает прямоугольное предвратное сооружение. Это был двор 23,97 x 19,5 м, обнесенный портиком на монолитных столбах высотой до 5,3 м, сечением 46 x 53 и 45 x 39 см. Стены портика на уровне человеческого роста оформлены филенками, имитирующими в камне решетки; таких филенок высотой 1,24 м, углубленных на 10 см, было 64. Во дворе был бронзовый бассейн. В предвратном сооружении найдены сотни бронзовых статуэток и пластин. Тройная дверь связывала его с внешним двором; кладка стен здесь иная — с затеской блоков сверху вниз после укладки на место. Портик входа образовал восемь монолитных столбов сечением 75—77 x 68—70 см. Их высота ныне 7,65 м, первоначально более, поскольку основание закрыто песком.

Был и второй вход в овал с запада через узкий коридор, фланкированный извне парой пилонов. Вход был, видимо, обрамлен металлическим (бронзовым?) наличником, а с южной стороны был прикреплен такой же барельеф — возможно, фигура быка более 2 м длины.

Планировка внутри овала, скрытая песком, не изучалась. Фасады сабейских построек в изобилии снабжались высеченными на камнях фасада надписями. Они-то и помогли установить датировку различных частей храма: овал — 2-я половина VII в. до н. э. с последующими ремонтами (последний в I в. до н. э.); предвратное сооружение — 2-я половина V в. до н. э. (но стоит, вероятно, на остатках более раннего); того же времени и западный вход.

С востока к овалу примыкал мавзолей в плане 7,73 x 8,34 м. Крыша из каменных плит лежала на четырех столбах; подземная усыпальница занимала 2,5 x 1,54 м. В сотне метров южнее тянется в широтном направлении улица с двумя рядами гробниц в форме прямоугольных камер (VIII в. до н. э.).

В 7 км к юго-востоку от Мариба стоял квадратный с шестистолпным портиком храм Бар’ан. К западу от города простиралось кладбище с надгробными стелами, на которых в прямоугольном углублении изображалось барельефом лицо умершего. Предание говорит, что в Сабейском царстве строились многоэтажные жилища-башни.

Земледелие сабейцев было основано на искусственном орошении. Сабейцы возводили плотины, удивлявшие современников. К западу от Мариба в 4,5 км вверх по реке ее перегораживала плотина длиной 750 м и высотой до 14 м. Земляное тело плотины было облицовано камнем. Немного в стороне, на другой речке, стояла меньшая плотина.

Суровая и монументальная архитектура Сабейского царства не была лишена орнамента. В различных местах были найдены фрагменты каменных плит с высеченным на них мотивом виноградной лозы, изобразительными сюжетами. Каменные столбы завершались ярусами квадратных чешуй (такого рода капители в мавзолее Мариба), а иногда рельефным поясом козлиных голов — горный козел олицетворял главное божество официального культа Алмакаха. Сомкнутые фронтальные изображения рогатых голов образовали скульптурные фризы. Как показывает овальный храм, в архитектуре применялся и бронзовый барельеф.

К югу от Сабейского существовало царство Катабан, где вслед за расцветом 350—50 годов до н. э. наступил упадок, а столица Тимна на рубеже н. э. была разрушена неизвестными завоевателями. Фасады ее построек из тесаного камня были, как и в Марибе, отмечены надписями.

В 115 г. до н. э. Сабейское царство сменилось Химьяритским и возникла новая столица Сана, где стоял знаменитый замок Гумдан. Ранние арабские авторы оставили его описание: замок в 20 этажей стоял на скале и к воротам его вели 1600 ступеней. Четыре его фасада были разноцветные — из белого, красного, черного и зеленого камня: крыша из прозрачных алебастровых или мраморных плит позволяла видеть летающих в небе птиц, а по углам ее стояли четыре фигуры львов, издававших при ветре рычание. Как ни фантастичны данные письменных источников, они бесспорно передают и стиль, и детали архитектуры того времени: здание продолжило традиции башенных домов сабеян, которые оживают в современной Сане с ее многоэтажными домами и алебастровыми плитами в окнах.

2. Хукка. Храм. Общий вид (реконструкция); план, капитель колонны

3. Химьяритские цистерны

Руины храма в Хукке (23 км к северу от Саны) показывают однако, что формы зодчества претерпели некоторые изменения. Храм Солнечного божества по-прежнему стоял вне города, на небольшом холме, мощеный камнем двор 12 x 12 м был с трех сторон обнесен портиком; в этом тоже можно усмотреть сходство хотя бы с предвратным сооружением Аввама (рис. 2). Но портик поднимался на ступенях, следовательно, служил для зрителей, следивших за происходящей во дворе культовой церемонией. На третьей стороне, напротив входа, находилось прямоугольное святилище, два зала — по сторонам двора. Колонны здесь получили октогональное сечение, сведенное посредством четырех пирамидок к ступенчатой капители. Судя по найденным фрагментам, стены украшали резаные по камню барельефы (лев пожирает быка, виноградная лоза), потолок галереи был расписан по тонкому слою штукатурки белым на темном фоне узором, а на крыше были бронзовые водосливы в форме львиных протом.

Химьяриты искусно строили подземные цистерны (одна из них под храмом в Хукке) и открытые бассейны круглого, реже прямоугольного плана (рис. 3). Многие из них функционируют до сих пор. Вода поступает в бассейны через круглые отстойники, стены опускаются к воде ступенями.

У химьяритов были скальные гробницы, обычно однокамерные, грубо высеченные в скале.

В 525 г. Химьяритское царство было захвачено эфиопами, а в 570 г. превратилось в провинцию Сасанидов.

Набатейское царство образовалось во II в. до н. э. на северо-западе Аравийского полуострова, включая Синайский полуостров и юго-восток современной Сирии, а в 85 г. до н. э. даже Дамаск. Умелая система ирригации, основанная на водосборных плотинах, позволила создать развитое земледелие и садоводство, используя террасные поля на склонах гор. Расцвет Набатейского царства падает на I в. до н. э. В 106 г. н. э. государство становится провинцией Римской империи. Столицей Набатейского царства была расположенная к югу от Мертвого моря Петра — узловой пункт на караванном пути из Аравии к Средиземному морю.

В каменистой Набатее сложились традиции строительства из камня, где сочетались созданные столетия назад черты древнеарабской архитектуры и своеобразно переработанные эллинистические мотивы.

Ресурсы строительного материала были неодинаковы на юге и севере страны. К югу от Мертвого моря горные породы состоят из мягких известняков и песчаников. Здесь нетрудно было создавать систему помещений внутри скалы, поэтому южная Набатея известна своими скальными сооружениями. В гарном массиве вытесывались целые селения — жилища, храмы, улицы и площади. Твердые базальтовые породы севера страны — в районе современной границы Иордании и Сирии — обусловили иную строительную технику: со стенами из грубо околотых каменных блоков, с покрытиями типа ложного свода или же плоскими каменными плитами на выпуске консолей или на системе арок. И тот и другой тип построек покрывали внутри и извне штукатуркой с последующей моделировкой, окраской и росписью. При разнице в строительных приемах архитектура набатеев все же отмечена известным единством, во всяком случае — во времена культурного и экономического подъема на рубеже нашей эры.

Столица Набатеи Петра, уже существовавшая в IV в. до н. э., была городом, почти целиком высеченным в скалах красного песчаника с искусственными террасами, сооруженными в разных уровнях, и отвесными обрывами камня. Единственный доступ к городу открывался через узкую расселину скалы, которая называлась Сик, т. е. улица. Сама природа обеспечила неприступность города, который тем не менее был дополнительно укреплен стеной и башнями.

4. Петра. Жилой дом. Внешний вид, план

5. Петра. Скальная гробница ал-Хасне

Жилища были вытесаны в склонах гор в трех или четырех уровнях и соединялись тянувшимися вдоль обрыва улицами-террасами. Сами дома состояли из помещений в два-три и более яруса, связанных лестницами и переходами. Высеченные в скале помещения дополнялись выполненными в каменной кладке постройками и фасадами, которые в большинстве не сохранились. Расположение комнат было обусловлено рельефом — объединенные террасой, они обычно тянулись цепочкой вдоль фасада горы и порой значительно (до 20 м) углублялись в каменный массив (рис. 4). На фасад выходили двери и окна (где, как предполагается, вставлялись деревянные или стуковые решетки). Комнаты были снабжены стеновыми нишами и лежанками вдоль стен; каждый дом имел цистерну для собирания дождевой воды. Если позволял рельеф, кое-где устраивались внутренние дворики. К дому примыкали алтари и святилища.

Фасады домов были расчленены пилястрами. Насколько можно судить по дырам от креплений, в интерьере иногда тоже был имитирован ордер приставных каменных пилястр и антаблемента. Внутри и снаружи дома покрывались стуком с лепными деталями и росписью. Поверхность камня под штукатурку снабжалась насечкой в виде косых штрихов. По стуку наносился резной орнамент (сохранились образцы углубленного геометрического узора); в одном из домов была фланкированная помещениями большая лоджия со сводчатой нишей, причем стуковая поверхность стены расчерчена швами под каменную кладку, а плоский свод ниши расписан гроздьями винограда. Самая парадная часть дома — триклиний в некоторых случаях имеет закругленный и даже круглый план; иногда он устраивался под открытым небом.

В черте города раскинулись целые ансамбли скальных гробниц с высеченными в камне камерами и фасадами. Архитектура гробниц тесно связана с жилищем, о чем свидетельствует наличие в плане триклиния, иногда перестиля перед входом. В формах широко использован ордер римского зодчества в виде полукруглых пилястр, пристенных и свободно стоящих колонн с антаблементом. Более других известна гробница ал-Хасне с двухъярусным фасадом: в первом ярусе портик с фронтоном, в верхнем ярусе фронтон разорван на две части, между которыми находится круглый павильон, увенчанный орнаментальным антаблементом с акротериями. Коническая крыша павильона завершается композитной капителью, дополненной вазоном (рис. 5).

В 65 г. набатеи появились на севере Хиджаза, где остались руины городов Рувафы, Хауры, Хеджры с постройками из камня и прямоугольными святилищами. Близ Хауры и Хеджры (современный Мадинат ас-Салех) тянутся обширные некрополи скальных гробниц с захоронениями в нишах и в полу. Их фасады отчасти воспроизводят черты гробниц Петры, но в большинстве носят локальный характер с тягами, ступенчатыми зубцами и завитками.

Святилища набатеев устраивались на вершинах гор и представляли высеченную в скале площадку с алтарным жертвенником под открытым небом. К жертвенному месту были вырублены лестницы с сотнями ступеней. Такими были святилища Петры на вершинах Зибб-Атуф и ан-Нумейр (к последнему вело более 800 ступеней). Впоследствии жертвенное место стали окружать в два-три ряда местами для молящихся, а еще позже — портиком. Таким образом, храмовых построек в собственном смысле южная Набатея не знала.

6. Храмовый комплекс Сейя-Си в Джебель-Хауране, I в. до н. э. — II в. н. э. План

Зато в северных областях страны, т. е. в южной Сирии строились из блоков черного базальта целые храмовые комплексы. Самый крупный из них — Сейя-Си в Джебель-Хауране — строился начиная с I в. до н. э., а наиболее поздняя его часть — входные трехпролетные ворота II в., относятся уже к римскому времени. Святилище стоит на склоне горы и три его двора опускаются ступенями к входу, куда вела вдоль склона широкая мощеная дорога (рис. 6). На третьей самой высокой площадке находилось обнесенное колоннадой культовое место, а за ним стоял храм верховного божества Ваал-Шамина. Квадратная четырехстолпная целла характерна для набатейского храма; вокруг него делалась крытая обходная галерея, заключенная в глухих стенах (не считая входа). Святилища Душара на втором дворе Сейя-Си и два других в Саре и Суре имеют четырехстороннюю галерею, в самом храме Ваал-Шамина трехсторонняя галерея сообщается с лицевым притвором.

7. Храм Ваал-Шамин в Сейя-Си. Реконструкция фасада, план

Предполагается, что целла храма Ваал-Шамина составляет начальное ядро постройки, впоследствии облеченное внешним футляром галереи (образцы подобной обстройки дает примерно одновременный набатейский храм Хирбет-Таннура). Это дополнение вместе с колоннадой двора относится ко времени между 33 и 12 гг. до н. э. По реконструкции Батлера двухстолпный портик фасада завершен фронтоном и фланкирован по сторонам квадратными в плане башнями (рис. 7).
Исходным компонентом плана считается четырехстолпная квадратная целла; именно таковы были ранние храмы Набатеи. И уже затем добавляется круговой обход.

Основные элементы композиции — четырехстолпная квадратная целла и окруженное колоннадой культовое место, бесспорно, связаны с древней традицией южной Аравии (вспомним храм в Хукке и мавзолей в Марибе). Что же касается деталей и орнамента, то они сложились под сильным воздействием римской архитектуры. Это — ордер, фронтоны с антефиксами, тяги, наличники. Но они своеобразно трактованы и сочетаются с элементами восточного происхождения.

В портиках антаблемент получает закругление над средним пролетом в виде арки (храм Душара). Широкий почти квадратный проем верхнего двора Сейя-Си обведен орнаментальным профилем, тяги которого внизу образуют порог; вверху проем завершается аркой с бюстом божества под щипцом фронтона (венец солнечных лучей указывает, что здесь изображен сам «хозяин небес»). Тимпан арки был заполнен барельефом. Капители Сейя-Си — вариант коринфских — включали осевую фигуру-барельеф и подвешенные к волютам гроздья винограда. Восточное происхождение имеют, очевидно, прием окутывания листьями основания колонны, а также украшающие кое-где профили протомы львов, на них опирался порог в портале целлы храма Ваал-Шамина. Своеобразны постаменты наподобие алтарей по обе стороны входа во двор этого храма. Профили антаблемента трактованы иначе, чем в римских постройках; их вынос постепенно нарастает к карнизу и они покрыты сплошной порезкой. Излюбленный мотив орнамента — виноградная лоза. Характер резьбы нередко огрублен, так как твердый базальт плохо поддавался обработке.

Архитектура храмов, в частности храма Ваал-Шамина, сочеталась со скульптурой. Но последняя была уничтожена мусульманами.

Лахмидское царство. В начале нашей эры в Двуречье существовало вассальное Лахмидское царство, прикрывавшее границы Ирана от римлян и византийцев (последние со своей стороны поддерживали в тех же целях гассанидов). Столицей лахмидов была Хира в 150 км южнее Вавилона. Основанная в I—III вв., она процветала в течение четырех — пяти столетий как столица и как речной порт — суда из Индии и Китая поднимались по Евфрату и оставляли свои товары, расходившиеся отсюда далее к северу и западу. В начале Хира была лагерем. Лахмиды пользовались дружбой и влиянием при дворе сасанидских царей. Бахрам Гур отчасти был воспитан в Хире и для него был построен лахмидским царем близ города охотничий замок Хаварнак. В V в. Хира — уже значительный город, не только резиденция лахмидских правителей, но и христианских епископов: в городе царило смешение религий — маздаизм, манихейство, несторианство и арабские языческие культы.

К VII в. власть лахмидов так усилилась, что Хосров II назначил в 602 г. в Хиру персидского наместника. Поэтому Хира охотно капитулировала в 633 г. перед арабскими войсками. Надо к тому же заметить, что город, видимо, не имел крепостных стен. После этого Хира существовала до IX—Х в., но быстро угасала и возникшая рядом Куфа пользовалась строительным материалом пустующих зданий.

8. Хира. Укрепленное жилое здание, VI в. План

В раскопках Хиры обнаружена масса небольших одноэтажных домов, многие с прекрасным резным стуком; замок с сырцовыми стенами, облицованными обожженным кирпичом (первый ярус замка сасанидского времени — рис. 8, второй — VIII—IX в. с резным стуком); две церкви типа базилики. Одна из них трехнефная, со стенами из глины и пилястрами из обожженного кирпича была покрыта сводами; пол вымощен обожженным кирпичом в диагональ. С восточной стороны три капеллы без апсид — этим постройка отличается от коптских и сирийских церквей и сближается с ктесифонской. В боковых стенах узкие двери. Другая церковь однонефная. В обеих невысокая перегородка, отделявшая, вероятно, женскую половину.

Стены обеих церквей покрывает не менее пяти слоев белой штукатурки, а в средней капелле много слоев росписи, в основном, видимо, не изобразительной. Найдены кубики смальты и кусочки мраморной мозаики, а также фрагменты резного стука с рисунком креста, то выступающим, то углубленным и подкрашенным.

Для резного стука жилых построек характерно деление на медальоны — квадратные, круглые, ромбические и более сложного рисунка, заполненные лиственным орнаментом и мотивом виноградной лозы. Серия медальонов образовала орнаментальные бордюры, ограниченные с двух сторон полосками перлов.

Лахмидская архитектура, оставившая так мало следов, имела немалое значение для развития зодчества арабского халифата. В ней были заложены ростки идей, пустивших корни в строительстве Омейядов и ранних Аббасидов. Здесь нужно искать истоки планировки охотничьих замков (образцом для которых мог служить Хаварнак), таких дворцов пустыни, как Мшатта и Укайдир, и, может быть, дворцовых ансамблей Самарры, где резной декор по орнаменту близок стуку Хиры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *