Польза чтения псалтири отзывы

Вопрос:

Батюшка, я очень люблю читать Псалтирь, хотя не всё там понимаю. Нужно ли брать благословение у своего батюшки на чтение псалтири и в чем заключается польза от чтения этой святой книги? Заранее благодарна Вам за ответ.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Чтение Псалтири Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19).

Наименование этой священной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов – песней в честь Господа. У евреев собрание псалмов называлось Sefer tehillim (Книга хвалений). Было и другое название – Sefer tefillot (Книга молитв).

Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, – изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.
Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма).

Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).

Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение халлел, что значит: хвалите Бога! Они состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели великий халлел – 135-й псалом.

Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16).

К вере люди приходят по-разному. Кого-то Господь ведёт долгие годы через болезни и скорби, я тому пример, в кого-то вера заходит как шило, здесь уместно привести в пример моего мужа. Есть и такие, которые веруют, пока им хорошо, для них вера и церковь, как помошница во всех делах, и стоит только начаться полосе невезения, испытания веры на прочность, люди без всякого сожаления отходят навсегда или до времени, это уж как Бог положит.
Для новичков, делающих первые шаги в вере, а таковой я и являлась, все кажется таким сложным и простым одновременно. Сложность в том, что многое не знаешь, а » простота» в том, что почитать, например псалмы или молитвы, казалось совсем «нетрудным», слава Богу все грамотные. Правда язык староцерковный не совсем понятен, но это ничего , зато помощь какая для моих умерших родных, которые мне снились каждую ночь, ничего не говоря, но смутное ощущение, что они просят молитв не покидало меня.
Мой первый опыт чтения псалтири останется навсегда в моей памяти. «Проконсультировавшись» даже не с приходским священником, а просто со знакомым прихожанином Г., я твёрдо решила для себя, что буду читать псалтирь, тем более, в голове засели слова Г, «очень действенное средство». Новички всегда доверяют безоговорочно тем словам, которые звучат от «знающих прихожан». Это сейчас, спустя больше тринадцати лет моего нелёгкого пути в вере, я вижу свои ошибки, и ошибки Г.., а тогда всё казалось простым и очень даже выполнимым. А ведь без благословения священника, невоцерковленному приступать к чтению псалтири лучше не стоит, тем более о усопших. Почему не знал этого «не новенький» в вере Г., для меня и по сей день непонятно. Но тогда моё решение было железным и я, даже не обратила внимания на фразу, что «мне будут мешать». Никто мне мешать не будет , подумала я тогда, своих мальчишек (муж и сын) я уложу спасть, и тишина ночи будет мне только в помощь. Каждый день по кафизме, осилю, но не тут -то было…
Второй час ночи, первый псалом позади, начала второй… В ночной тишине, если кто успел заметить слышимость необыкновенная и расстояние в четыре этажа, разделяющие мою квартиру с подъездной дверью на первом этаже, кажутся ничтожными, поэтому продолжая читать псалмы, я услышала, как хлопнула подъездная дверь. В голове автоматически пробежало, странно, кто это может быть? Немцы народ дисциплинированный, на улице редко кого увидишь в десятом часу вечера, а для второго часа ночи это было вообще необъяснимым.
Не отрываясь от чтения, одновременно подумалось, оказывается, что это не так легко, как казалось и шаркающие звуки по перилам смешанные с мужским грубым бурчанием особо меня не настораживали, но они становились всё громче и громче, пока в мою дверь не раздались удары от кулачища мужской руки. И вот тут я похолодела….ЖУТКИЙ СТРАХ.., понимание слов «что тебе будут мешать» и осознание «кто мешать», молниеносно сложилось в ясную картину. Удары в дверь становились сильнее, непрошенный гость ломился, как к себе домой и невнятное бурчание и недовольство выражалось всё громче и громче.
Муж не проснулся, но из другой комнаты выглянул испуганный сын. Ещё бы не испугаться, это вообще невозможно было объяснить. Я махнула ему рукой,чтобы он шел спасть и приложила палец ко рту, показывая ему «тихо». Дверь в спалюню за сыном закрылась. Я отходила от жуткого цепенеющего страха сидя на диване, даже не поднявшись и не изъявив желания, посмотреть на непрошенного гостя в глазок. Сколько минут прошло, не знаю, но звуки за дверью затихли…. Как ни странно, но я не слышала больше никаких звуков в подъезде, не слышала открывающейся двери, кого-то из соседей, не слышала больше недовольного мужского хрипа, не слышала удаляющегося непрошенного гостя. Я просто понимала, что продолжить читать не смогу, от этого жуткого оцепенения.
Нет, я не отказалась читать псалтирь, но читать псалмы ночью, больше не хотелось. И в светлое время дня, когда бы я ни начинала чтение псалтири, мне «мешали». Это были и телефонные звонки, с «не туда попали», это были какие-то шорохи, как будто что-то падало, или мои мужчины неожиданно твозвращались, если учесть, что они только ушли. Сейчас уже трудно вспомнить, но мешали конкретно и целенаправленно. Всё же 150 псалмов были прочитаны мной, с молитвенным прошением за моих родных.
Спустя столько лет, прочитав уже много хороших духовных книг и поучений духоносных отцов, имея какой-то свой маленький молитвенный опыт, я поняла, КАК ТРУДНО МОЛИТЬСЯ И ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ МОЛИТВА. Но псалмов бесы точно трепещут, даже если ты ничего не понимаешь в них, зато бесы хорошо понимают. Может этим и объясняется присутствие псалмов во всех церковных богослужениях, а в монастырях Неусыпаемая Псалтирь звучит круглосуточно.
админ группы
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *