Поморская старообрядческая церковь

Группа старообрядцев-поморцев, г. Нижний Новгород

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) — современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (безпоповцев). Как и многие безпоповские согласия, ДПЦ не имеет трехчинной иерархии; принятые у поморцев таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками). Согласие старообрядцев-безпоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приема беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской Православной Церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, произносимые священством. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и все согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия.

Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев и постепенно влились в состав идеологически близких филипповского и федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством. Это привело к возможности законной передачи имущества по наследству и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-безпоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошел 1–10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешел ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным безпоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были репрессированы или находились на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно еще в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации безпоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошел в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках. Приходы ДПЦ имеются в России, государствах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, Англии. Известно лишь, что в начале XX века поморцев было около 1,5 млн. чел. Несмотря на то, что с 1920-х по 1950-е гг. наблюдался стихийный процесс присоединения общин федосеевского согласия к ДПЦ.

Свято-Никольский Поморский храм с. Корсаковка Саратовской области

В мае 2006 впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года также в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице, состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует еще более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета — Олег Иванович Розанов. Поместные центры — Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

Официальные представители Древлеправославной Архиепископии на Соборе РПсЦ. Слева направо: протоиерей Григорий Ефимов, иерей Артемий Ефимов, протоиерей Георгий Ефимов, епископ Никодим (Елякин). Октябрь 2017 года

Древлеправославная Церковь, не признав церковную реформу патриарха Никона, подверглась гонениям и в результате репрессий к концу XVII века оказалась без епископов. Почти два с половиной столетия древлеправославное духовенство пополнялось священниками и диаконами, переходившими в Древлеправославную Церковь через церковный чиноприем от Русской Православной Церкви. По этой причине за Древлеправославной Церковью закрепилось внешнее наименование беглопоповского согласия, или беглопоповцев.

4 ноября 1923 года в Древлеправославной Церкви произошло восстановление епископства. Это событие явилось следствием присоединения к Древлеправославной Церкви Саратовского архиепископа Николы (Позднева) от Русской Православной Церкви. 16 сентября 1929 года к Древлеправославной Церкви присоединился еще один епископ — епископ Свердловский Русской Православной Церкви Стефан (Расторгуев). С этого момента в Древлеправославной Церкви возобновляются архиерейские хиротонии.

Архиепископ Никола (Позднев) и древлеправославные клирики, 1924 год

За период с 1923 года по настоящее время кафедра Архиепископа Древлеправославной Церкви неоднократно меняла свое местонахождение. В 1923 году она располагалась в Саратове, с 1924 по 1955 годы — в Москве, с 1955 по 1963 году — в Куйбышеве (ныне Самара), с 1963 — в городе Новозыбкове Брянской области. Ныне кафедра Архиепископа Древлеправославной Церкви находится в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края. С момента восстановления епископства у церковного кормила Древлеправославной Церкви последовательно совершали своё первосвятительское служение следующие архиепископы:

  • архиепископ Никола Позднев (1923–1934);
  • архиепископ Стефан Расторгуев (1934–1937);
  • архиепископ Михаил Кочетов (1938–1944);
  • архиепископ Иоанн Калинин (1944–1955);
  • архиепископ Епифаний Абрамов (1955–1963);
  • архиепископ Иеремия Матвиевич (1963–1969);
  • архиепископ Павел Машинин (1969–1979);
  • архиепископ Геннадий Антонов (1979–1996);
  • архиепископ Аристарх Калинин (1996–1999).

К концу своего первосвятительства архиепископ Аристарх (Калинин) привел Русскую Древлеправославную Церковь к расколу, причиной которого явились принятые им самовластные, противоречащие решениям предыдущих Освященных Соборов решения, многочисленные канонические нарушения, нововведения, догматические отступления.

Архиепископ Аристарх (Калинин)

В 1999 году часть духовенства и некоторые приходы перестали признавать над собой власть Русской Древлеправославной Церкви, не приняв нововведений Новозыбковской Архиепископии. Эту часть древлеправославных христиан возглавил епископ Тульчинский и всея Румынии Евмений (1999–2006). Следующим, с 2006 по 2016 год, первосвятителем был архиепископ Иона (Игрушкин).

Централизованная религиозная организация Древлеправославная Архиепископия получила свидетельство о госрегистрации 31 августа 2012 года. Кафедра находится в г. Приморско-Ахтарске Краснодарского края. На сегодняшний день Древлеправославную Церковь возглавляет местоблюститель кафедры епископ Пензенский Никодим (Елякин). Под его окормлением находятся зарегистрированные религиозные организации и фактически существующие религиозные группы древлеправославного вероисповедания, располагающиеся на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в других регионах Российской Федерации. На 2017 год министерством юстиции зарегистрировано 11 общин Древлеправославной Архиепископии.

Настоятель храма св. верховных апостолов Петра и Павла г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края протоиерей Георгий Ефимов (Древлеправославная Архиепископия). Отец Георгий является директором негосударственного учреждения дополнительного образования «Детский казачий центр» в хуторе Новопокровский, а также директором Благотворительного фонда по сохранению православных общин

18 октября 2017 года во время освященного Собора Русской Православной старообрядческой Церкви, что в Новых Палатах на Рогожском, был подписан мирный акт между двумя старообрядческими Церквями (текст мирной грамоты также доступен на нашем сайте — прим. ред.). Со стороны РПсЦ его подписал митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), со стороны Архиепископии — местоблюститель архиепископского престола епископ Никодим (Елякин).

Митрополит Корнилий (Титов) и епископ Никодим (Елякин) подписали мирный акт

——————-

С осени 2017 года утверждена возможность литургического общения, т.е. совместного причащения между РПсЦ и Древлеправославной Архиепископией.

——————-

В разделе «Храмы и общины» на нашем сайте отмечено 5 храмов Древлеправославной Архиепископии. Согласие ведет активную социальную деятельность — проект «Русская связь».

Общины Древлеправославной Архиепископии:

  • г. Приморско-Ахтарск. Храм святых Первоверховных апостолов Петра Павла.
  • х. Новопокровский. Храм Покрова Богородицы.
  • г. Сочи. Храм Успения Богородицы.
  • ст. Бриньковская. Храм Живоначальной Троицы.
  • г. Краснодар. Община.
  • пос. Морозовский. Приморско-Ахтарский р-он. Часовня в честь священномученика Аввакума.
  • г. Новороссийск. Община.
  • Пензенская область, с. Софьино. Киновия в честь Покрова Богородицы.
  • Дагестан, Кизляр. Храм Живоначальной Троицы.
  • Крым, Севастополь. Община.
  • Румыния, Тулча. Община.

Просьба о помощи!

В связи с карантином, наша община оказалась в очень сложной ситуации.

Запрещены скопления людей в храме.

Нет людей – у нас нет пожертвований – нет никаких доходов!

У общины уже накапливаются большие долги перед Siltumtīkli, Apsardze,

Latvenergo, Daugavpils Ūdens, Tet.

Мы не можем выплатить зарплату служащим храма,
для кого это является единственным доходом.

Пожалуйста, Христа ради, сделайте посильное пожертвование на счет общины:

LV09 PARX 0003 9331 6000 2

Daugavpils Jaunbūves 1.vecticībnieku draudze,

Nr. 90000312980

Спаси Вас, Господи!

В сентябре 2008 года наш храм отметил свой 100-летний юбилей! К этой знаменательной дате мы выполнили большой объем ремонтных работ. Но нам не удалось отремонтировать фасад.

Поэтому мы вновь обращаемся к нашим прихожанам, бизнесменам, всем староверам города и Латвии с просьбой о помощи. Надеемся так же и на помощь наших братьев и сестер по вере, трудящихся за пределами Латвии.

Христа ради, примите посильное для Вас участие в этом богоугодном деле.

За 105 лет время и ветер, вода и яркое солнце, к сожалению, сделали свое дело. Фасад здания облупился и кирпичи, из которых он построен, начали расслаиваться.

Сейчас сложились достаточно сложные жизненные обстоятельства для всех живущих в Латвии, и прихожане Первой Даугавпилсской Новостроенской общины также не исключение. Но несмотря на это, надо ремонтировать нашу величественную святыню. Ремонт фасада очень дорогой и обойдется общине, примерно, в 180 000 евро. Это очень большие деньги и взять их пока негде.

Братья и сестры! Все те, кому не безразлична судьба красивейшего храма Даугавпилса, Христа ради,помогите собрать нужную сумму для ремонта фасада нашего храма, чтобы он мог еще долгие годы радовать нас своим божественным великолепием.

Деньги можно перечислять на счет:

Дорогие братия и сестры!

Как Вы уже могли заметить, изменилась заставка нашего сайта – Новостроенский Храм Воскресения, Рожества Богородицы и Святителя Николы предстает пред нашим взором обновленным и прекрасным!

С Божией помощью, благодаря Вашей поддержке, нам удалось собрать необходимые средства на ремонт внутренних помещений и золочение куполов Храма к 100- летию со дня основания, которое мы торжественно отпраздновали 21 сентября 2008 года.

Совет 1-ой Даугавпилсской Новостроенской староверческой общины искренне, от всего сердца благодарит всех жертвователей. Наши слова благодарности Городской Думе, многочисленным предпринимательским фирмам, юридическим и физическим лицам, всем, кто конкретным делом помог в облагораживании храма.

Особые слова благодарности мы выражаем прихожанам храма, причетникам и служащим, которые в течение двух последних лет были и основными жертвователями, и много трудились, и безвозмездно помогали, и претерпели немало трудностей и неудобств во время ремонтых работ в помещениях Храма. Мы благодарим Вас за те тёплые и трогательные слова добрых пожеланий, которые Вы прилагали при пожертвовании.

Община не забудет Вашей помощи, которую Вы оказали на сие Богоугодное дело, на украшение родного города Даугавпилса!

Да подаст Господь Бог Вам телесное здравие и душевное спасение!

Спаси, Господи!

А Совет общины, в свою очередь, предоставляет Вам краткий отчет о проделанной работе в период с ноября 2006 года по октябрь 2008 года.

  1. Произведена полная замена электропроводки во всех помещениях храма.
  2. Оборудована во всех помещениях храма охранная сигнализация, частично оборудована пожарная сигнализация и некоторые помещения снабжены видеонаблюдением.
  3. Отремонтированы все 28 окон храма: 15 окон с бетонными рамами отреставрированы, а 13 окон заменены на пластиковые.
  4. Оборудована свещная мастерская в помещении бывшей котельной.
  5. Оборудована общинная трапезная.
  6. Сделан ремонт в притворе.
  7. Сделан ремонт в крестильне: оборудован «теплый пол», смонтирован стационарный баптистерий, значительно увеличен иконостас.
  8. ОТРЕМОНТИРОВАН СОБОР.
  9. Отремонтированы хоры.
  10. Отремонтирован Зал Заседаний.
  11. Отремонтирована лестница с первого на второй этаж и на ней размещена фотогалерея староверских храмов Латвии.
  12. Произведена замена 13 радиаторов отопления.
  13. В Соборе, крестильне и притворе выполнена художественная роспись стен и потолка.
  14. Оборудован въезд для инвалидов.
  15. Позолочены и отреставрированы оба купола храма.

Совет 1-ой Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядческой общины принял решение постоянно иметь свою страничку в интернете. Какими соображениями это было вызвано ? В основу такого решения легло несколько обстоятельств. Сегодня, как известно, очень много желающих представить свою информацию о староверцах. В этом плане стараются различные общества, кружки, музеи. Парадокс, но на эту тему хотят высказаться даже те, кто к ней совсем мало причастен.

Некоторые источники информации представляют староверцев как старообрядцев, что неверно в принципе. Другие источники представляют староверцев как хранителей одной из разновидностей русского национального фольклора. Третьи же хотят видеть в староверцах своеобразную застывшую экзотику, напоминающую о делах давно минувшей истории. И так до бесконечности.

Отсюда и отображение информации: кто делает упор на фольклор, кто на экзотику, кто на предметы быта: рубашки-косоворотки, женские платы и оконные наличники. У староверцев на сегодняшний день действительно сохранились уникальные элементы древней материальной культуры, которые у других совершенно забыты. Но и в духовной культуре у староверцев так же сохранено то, что другими уже безвозвратно утеряно. В этой связи стоит хотя бы вспомнить о солевом пении (знаменном распеве).

Однако суть дела состоит в том, что отдельно взятая древняя книга церковно-славянской печати, отдельно взятая косоворотка и отдельно взятый оконный наличник всё же не являют собой всю полноту Староверчества. Многие говорят о Староверчестве, но практически никто не говорит правды: или не хочет, или не знает, или преднамеренно замалчивает.

А правда заключается в том, что Староверчество — это сохранившиеся, чудесным образом дошедшие до наших дней идеологические осколки забытой идеи Третьего Рима. Вспомним послание старца Филофея (XV в.) к московскому князю : » Стараго убо Рима церкви падеся невериемъ апполинариевой ереси; втораго же Рима Константинова града церкви агаряне секирами разсекоша двери. Сия же ныне третияго новаго Рима державнаго твоего царствия, святая соборная и апостольская церкви, во всей поднебесней паче солнца светится. Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти «.

Третий Рим, т.е. истинную (не искажённую и не реформированную), принятую от святых апостолов веру, как зеницу ока хранит и исповедует Староверческая Церковь во уже всеобщем мировом духовном пришествии антихриста.

В этом ключе, в ключе правильном — религиозном — и будет работать наша страничка. Здесь староверцы будут говорить сами за себя, без посредников и толкователей. На нашей страничке будет представляться информация о всех важнейших событиях, которые произошли в Поморской Церкви Латвии, и о текущей жизни отдельных староверческих общин.

Особенно же будет отражаться староверческая жизнь Даугавпилса. В этом богоспасаемом городе существует и действует шесть староверческих храмов: Гривский, Гайковский, Старофорштадский, Новостроенский, Юдовско-Малютинский и Нидеркунский. Такого количества староверческих храмов, которые находились бы в черте одного города, нет более ни в Латвии, ни в России, ни в Европе. Поэтому Даугавпилс часто именуют Староверческим Иерусалимом.

На сегодняшний день есть очень много любителей добыть информацию любыми способами. Но добытая информация в дальнейшем часто работает не на истину. Пусть же все, кого интересует староверческая тема, отсюда, с этот странички, черпают правильную информацию о Староверческой Церкви и никогда не забывают о своих благодетелях.

Латвийские староверы относятся к беспоповскому течению староверия, т.е. не имеют священства. Абсолютное большинство современных латвийских староверов – поморцы (иначе: брачные поморцы, брачные беспоповцы), однако первоначально на территории Латвии проживали и староверы-федосеевцы (иначе: старопоморы, безбрачные беспоповцы). Оба согласия не имеют церковной иерархии, вследствие чего признают лишь два церковных таинства – крещение и исповедь, которые, согласно православным канонам, могут совершаться и мирянами, однако на практике у староверов совершаются духовными отцами – наставниками.

Название «поморцы» происходит от условного обозначения Русского Севера – Поморье (территория от Северного Урала до берегов Белого и Карского морей), где еще до церковной реформы сложилась практика совершения таинства крещения и исповеди без священников, «по нужде», в силу отсутствия достаточного числа пастырей. Так сложился устав проведения богослужений без священников, который соответствовал каноническим правилам православия. Поэтому независимо от места своего проживания староверы, отвергнувшие священство и признавшие поморский богослужебный устав, получили название старообрядцев поморского согласия.

Название «федосеевцы» возникло от имени основателя согласия Феодосия Васильева (1660-е–1711). Староверы-федосеевцы, в отличие от поморцев, имеющих специальный чин благословления брака наставником, не признают церковных браков и не имеют соборной молитвы «за власть предержащих». У федосеевцев сохранен строгий запрет на совместную молитву и трапезу с иноверными.

В беспоповских общинах нет официальной церковной иерархии: вместо нее у беспоповцев есть духовные руководители – наставники (духовные наставники, духовные отцы), которые возглавляют богослужение, исполняют требы и пользуются авторитетом в вопросах религиозно-нравственной жизни. Наставник является мирянином и благословляется на служение в общине своим духовным отцом и несколькими другими наставниками при собрании прихода. Обязанности поморских наставников были окончательно определены уложениями Всероссийских Соборов христиан-поморцев, приемлющих брак (1909 и 1912 годов).

Беспоповское направление сложилось вскоре после раскола под влиянием радикально-эсхатологических взглядов части последователей дореформенного православия. Представление о том, что наступили «последние времена», «царство антихриста», стало главным обоснованием отказа от института священства, как утратившего благодать и апостольскую преемственность. Современные староверы-поморцы подчеркивают, что отсутствие священства не является отвержением самого принципа церковной иерархии и церковного единства, а лишь следствием исторически сложившейся ситуации.

Религиозные традиции поморцев и федосеевцев повлияли на исторические судьбы латвийского, в том числе и рижского староверия. На протяжении XIX века шел постепенный переход верующих Рижской Гребенщиковской общины из федосеевского в поморское согласие. «Рижские федосеевцы» имели общие черты с поморским брачным согласием, но сохранили некоторые особенности богослужения московских федосеевцев. На сегодняшний день Рижская Гребенщиковская община, как и другая рижская община – Богоявленская – канонически входит в состав Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ДПЦЛ), которую возглавляют выборные Центральный Совет и Духовная Комиссия (с 1989 года). Деятельность ДПЦЛ регулирует Устав Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. Правовой статус ДПЦЛ закреплен Законом ЛР о Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (от 20.06.2007, в силе с 1.05.2008).

Поморское староверие содержит все догматы и обряды дореформенной Русской Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства. Основами вероучения являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Завета) и Священное Предание (Правила Святых Апостолов, постановления Святых Вселенских и Поместных Соборов, учение Святых Отцов Церкви). В своей церковной практике староверы-поморцы руководствуются каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканон), постановлениями Поместных Соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями Всероссийских Соборов христиан-поморцев, приемлющих брак 1909 и 1912 годов.

Обоснование позиции староверия наиболее чётко изложено в объемном труде «Поморские ответы» (1723), составленном под редакцией Андрея Денисова (1674–1730) – одного из основателей Выговского общежительства (ок. 1694–1857), как ответы на вопросы Святейшего Правительствующего Синода (после упразднения в 1721 году Патриаршества – высшего органа церковно-административной власти Русской Православной Церкви до 1917 года). Это апологетическое сочинение, написанное староверами Выговской обители (один из наиболее авторитетных центров беспоповского староверия), в котором дается обоснование разногласий между староверами и официальной Церковью, а также разъяснение богослужебной практики поморцев. «Поморские ответы» высоко ценятся староверами всех согласий и в многочисленных рукописных списках широко бытуют в книжных собраниях, в том числе и в собраниях рижских староверов. «Поморские ответы» – выдающийся литературный памятник своего времени, включающий в себя один из первых в России опытов палеографического анализа письменных источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *