Понтия пилата

Понтий Пилат — римский правитель Иудеи c 26 по 36 гг. н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 г. в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 гг., был, по всей видимости, в должности префекта.

Понтий Пилат построил водопровод в Иерусалиме. Однако в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями.

Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I в., Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 г. римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Видео: Пилат и Христос. Иисус Христос Сверхзвезда, 2000 г.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.

По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он был казнён Нероном; во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.

Имя Понтия Пилата — одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала Пилата и его жену. Жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима) стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим.4:21) — в результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Праздник святых Пилата и Прокулы отмечается 25 июня.

Суд Пилата

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Видео: Суд Пилата (часть 1). Иисус Христос Сверхзвезда, 2000 г.

Исторические свидетельства

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 г. в средиземноморском порту Кейсарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum.

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем — начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III вв., и заканчивая подделками XX в. — такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Видео: Суд Пилата (часть 2). Иисус Христос Сверхзвезда, 2000 г.

Главная>Характеристики героев Мастер и Маргарита

Характеристика героя Понтий Пилат

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», реальная историческая личность. Характерная деталь в облике героя – белый плащ с кровавым подбоем, что символизирует связь святости с кровью. С этим героем связана одна из важнейших морально-психологических проблем в романе – это преступная слабость, которая привела к казни невинного человека.

Будучи мизантропом и пессимистом, прокуратор был привязан лишь к своему псу Банге и постоянно страдал от жестокой мигрени. Однако Иешуа Га-Ноцри удалось на время излечить его, отчего он убедился не только в невиновности арестанта, но и в его чудодейственной силе. Если бы не одно обстоятельство, Понтий Пилат был готов подписать оправдательный приговор обвиняемому и отослать его в Кемарию Стратонову, где находилась резиденция прокуратора.

По сравнению с историческим прототипом, булгаковский герой был немало облагорожен. Так, например, в подтексте не указывались его жажда наживы и любовь к взяточничеству, из-за которых прокуратор был позднее смещен с поста. По средневековой легенде имя героя происходило от имен его родителей – Пила (дочь мельника) и Ат (король-звездочет). В Ершалаиме его принято было называть не иначе, как игемон.

см. также:
Характеристики главных героев произведения Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткое содержание Мастер и Маргарита, Булгаков

Сочинения по произведению Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

ПИЛАТ ПОНТИЙ — пя­тый на­местник (про­ку­ра­тор) Иу­деи, Иду­меи и Са­ма­рии в 26-36 годах при римском императоре Ти­бе­рии.

В 1961 году при рас­коп­ках в древ­нем городе Це­за­рея (Ке­са­рия Па­ле­стин­ская) бы­ла най­де­на пли­та с упо­ми­на­ни­ем Пилата Понтия, где он на­зван «пре­фек­том Иу­деи».

О жиз­ни Пилата Понтия из­вест­но край­не ма­ло. Ро­до­вое имя Пон­тий, сам­нит­ское по про­ис­хо­ж­де­нию (смотрите «Сам­ни­ты»), ука­зы­ва­ет на его при­над­леж­ность к римскому ро­ду Пон­ти­ев. Иу­дей­ские ав­то­ры Ио­сиф Фла­вий и Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский опи­сы­ва­ют его как алч­но­го и жес­то­ко­го че­ло­ве­ка, прав­ле­ние ко­то­ро­го оз­на­ме­но­ва­лось ря­дом кон­флик­тов ме­ж­ду рим­ля­на­ми, с од­ной сто­ро­ны, и иу­дея­ми и са­ма­ри­тяна­ми — с дру­гой. За это Пилат Понтий был от­стра­нён от долж­но­сти и от­прав­лен в Рим. Ис­то­ри­че­ски дос­то­вер­ных све­де­ний о его даль­ней­шей судь­бе не су­ще­ст­ву­ет. Со­глас­но Ев­се­вию Ке­са­рий­ско­му, Пилат Понтий был со­слан в Гал­лию, где в 39 году по­кон­чил с со­бой.

В Но­вом За­ве­те Пилат Понтий упо­ми­на­ет­ся пре­ж­де все­го в рас­ска­зе о су­де и каз­ни Ии­су­са Хри­ста (Мф. 27:1-2, 11-26; Мк. 15:1-15; Лк. 23:1-25; Ин. 18:28 — 19:16). Со­глас­но Еван­ге­ли­ям, Пилат Понтий не на­шёл Ии­су­са ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях и толь­ко под дав­ле­ни­ем тол­пы от­дал его на рас­пя­тие: «взял во­ды и умыл ру­ки пе­ред на­ро­дом» (Мф. 27:24), ис­поль­зо­вав таким образом ста­рин­ный иу­дей­ский обы­чай, сим­во­ли­зи­ро­вав­ший не­ви­нов­ность в про­ли­тии кро­ви (от­сю­да вы­ра­же­ние «умыть ру­ки»). Римский ис­то­рик Та­цит упо­ми­на­ет, что имен­но Пилат Понтий каз­нил Ии­су­са Хри­ста («Ан­на­лы», 15:44; не­ко­то­рые современные ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют это ме­сто позд­ней­шей встав­кой).

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Пилат Понтий изо­бра­жа­ет­ся как спра­вед­ли­вый, но сла­бый пра­ви­тель, став­ший «ору­ди­ем» в ру­ках иу­дей­ской хра­мо­вой зна­ти. Со­глас­но Тер­тул­лиа­ну, Пилат Понтий об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ст­во и про­по­ве­до­вал императору Ти­бе­рию; блаженный Ав­гу­стин счи­тал его рав­ным еван­гель­ским вол­хвам. Пилат Понтий при­пи­сы­ва­ет­ся сочинении «Дея­ния Пи­ла­та», пред­став­ляю­щее со­бой пер­вую часть апок­ри­фического Еван­ге­лия от Ни­ко­ди­ма (IV век). Об­раз Пилата Понтия, умы­ваю­ще­го ру­ки по­сле су­да над Хри­стом, встре­ча­ет­ся на ря­де хри­сти­ан­ских сар­ко­фа­гов IV века. Тра­ди­ция мо­лит­вен­но­го по­чи­та­ния Пилата Понтия су­ще­ст­ву­ет в Эфи­опской церк­ви.

Дополнительная литература:

Роман «Мастер и Маргарита», над которым Михаил Булгаков работал с 1927 по 1940г, принёс ему мировую славу. В СССР роман был опубликован после смерти писателя, благодаря стараниям его жены. Так мы узнали о Мастере и Маргарите, Воланде и его свите, Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Булгаков хотел выяснить, что лежит в основе человеческого поведения? Стечение обстоятельств или ряд случайностей, предопределение или следование каким-то нравственным идеалам? Ответы на эти вопросы автор ищет в главах, посвященных Иешуа и Понтию Пилату.
Впервые о прокураторе мы узнаем из уст Воланда. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат», — рассказывает Воланд Берлиозу и Бездомному. И мы переносимся в древний мир Ершалаима, к фонтану, где в кресле уже сидит Понтий Пилат, готовый начать допрос очередного преступника. «Приведите обвиняемого», — велит прокуратор. Вводят человека «в стареньком и разорванном голубом хитоне», с белым ремешком вокруг лба. Как сильно отличаются портреты героев! Пилат хоть и в белом плаще, но с кровавым подбоем – это свидетельствует о том, что за прокуратором тянется «кровавый след» убитых и осужденных на смерть людей. А Иешуа, наоборот, чист душой, не зря его хитон цвета неба, но судьба его предрешена, белая повязка вокруг лба – вот тому доказательство.
Булгаков не пересказывает, а переосмысляет евангельский сюжет. Иешуа (Иисус) у него не сын божий, а человек, олицетворяющий собой добро и справедливость. Но, как Иисус, он обречен на муки.
Допрос начинается обычно. Традиционные вопросы задает Пилат: «Имя?», «Прозвище есть?», «Откуда ты родом?» Ничто не трогает Понтия Пилата, каменное выражение застыло на лице его, казалось бы ничто не способно нарушить ледяного спокойствия. «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного», когда прокуратор услышал, что нищий бродяга знает несколько языков. Но, несмотря на это, голос Пилата звучал все так же монотонно и тихо, а мысли устремлены внутрь дворца, к своей собаке Банга, единственному существу, любившему его. Все эти желания показывают нам обычного больного человека, с простыми человеческими слабостями, а не «свирепое чудовище», как называли его все, как называл себя сам Пилат.
Настроение прокуратора меняется, когда он, случайно для себя, задает вопрос: «Что есть истина?». И получает ответ: «Истина в том, что у тебя болит голова… и ты малодушно помышляешь о смерти…». Ужас мелькнул на каменном лице игемона, мученические глаза смотрели на арестанта. Хотя Пилат поборол в себе этот всплеск эмоций, лицо его уже не выглядело таким безразличным.
«Развяжите ему руки», — велит прокуратор, тем самым вводя в шок свидетеля их разговора – секретаря. Булгаков описывает нам лицо и действия секретаря, хорошо знающего Пилата. Он удивляется все больше и больше странному поведению игемона ведь секретарь отлично знал, как поступает Пилат с дерзившими ему заключенными. Но в этот раз все произошло не так. Прокуратор просит его не записывать более, а потом и вовсе приказывает удалиться. Постепенно судьба заключенного становится небезразлична Пилату. Он понимает, что человек, любящий всех людей, не может быть преступником. Простая формула сложилась в голове прокуратора: он рассмотрел дело бродячего философа, но «состава преступления в нем не нашел». Для этого нужно было, чтобы Иешуа «признал», что не говорил о кесаре ничего. Пилат задает вопрос: «Ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Говорил?…Или…не…говорил?». Тревожные глаза на странном лице Пилата подсказывали правильный ответ, но Иешуа не понял намека.. Не понял тона, не обратил внимания на мерцающие глаза игемона, в которых светился дьявольский огонь. Прокуратор понял, что дело безнадежно. С ненавистью обращается он к конвою: «Оставьте меня с преступником наедине». Пилат зол, что Иешуа не понял его подсказки, что проповедует то, чего никогда не будет:
— И настанет царство истины?
— Настанет, игемон
— Оно никогда не настанет!
Что же случилось с Понтием Пилатом? С человеком-чудовищем, ненавидящим людей и Ершалаим? Бродячий философ разбудил в прокураторе бурю эмоций, которые дремали в нем долгое время.
«Преступник!». «Преступник!» — сорванным голосом кричит Пилат, зная, что во дворце Ирода Великого «и у стен есть уши». Страх и отчаяние овладели прокуратором. Царство истины, в котором нет кесарей и власти. Власти! Именно к ней шел по трупам «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат». Добившись власти, он обрек себя на страшное одиночество, вынужден был не доверять никому. А тут какой-то бродяга перечеркивает все, чем жил Пилат, к чему стремился долгое время. Самое страшное, что теперь прокуратор и сам понимал, что власть – не высшее счастье. Но не мог же он разделить участь Иешуа, он, как и любой человек, подвержен ужасному пороку – трусости, страху за свою жизнь. Поэтому лучше жить в одиночестве и непонимании, чем умереть вместе с бродягой, проповедующем идеи о царстве истины.
Иешуа уводят. Пилат предпринимает последнюю отчаянную попытку спасти «безумного мечтателя и врача». Но Малый Синедрион выносит решение – отпустить в честь великого праздника пасхи не Иешуа, а Вар-раввана. Судьба Га-Ноцри решена.
С помощью данного эпизода Булгаков хотел ответить на вопрос, что такое свобода и несвобода? Свободен ли великий Понтий Пилат? Я думаю, что нет. Он зависим от людей, окружающих его. Прокуратор, являясь наместником цезаря, не может поступить по совести, освободить человека, который за такой короткий промежуток времени стал близок ему. Жестоко будет наказан Пилат за свою трусость, много ночей будет терзаться тем, что «чего-то не договорил тогда, давно, 14 числа весеннего месяца нисана».
Свободен ли Иешуа? Физически – нет, но он свободен в главном – в выборе жизненной цели. Иешуа, даже во спасение жизни, не переступил через свои убеждения, свою веру, своего Бога! По-моему, это истинная свобода!
В конце романа Пилат из уст Мастера, написавшего о нем, получает свободу. Я считаю, что он заслужил ее своим раскаянием.
В истории о Понтии Пилате и Иешуа заложены вечные ценности, истины, вечные пороки. Она многому научила меня, заставила задуматься о настоящей свободе.
Автор сочинения: Катя
eservis2004@mail..ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *