Постриг в монахини

Здравствуйте уважаемые.
Уверен, что не раз и не два, Вы, читая различные исторические книги об истории сталкивались с такой фразой как «пострижен в монахи (-ини)» или уж тем более «насильно пострижен». Сталкивались ведь, верно? Самый яркий пример — тот же дипломат, военачальник и боярин Фёдор Никитич Романов, которого силой заставили стать монахом, и который впоследствии стал 3 Патриархом Руси, а его сын Михаил — первым царем из династии Романовых. ну или несчастная первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
А Вам было интересно, что за постриг такой и как именно он проходит? Мне вот — да. Поэтому я сегодня немного расскажу об этом. Если не интересно — дальше лучше и не читать. А кто глубоко погружен в тему (а я знаю, что среди моих френдов таковые имеются), то прошу подправлять, если в чем-то и где-то ошибусь.
Итак, пострижение — это это очень древняя процедура в христианстве (да и не только в нем, как мы посмотрим чуть погодя). Причем, иногда имеющая, так сказать, внешнее проявление. Вплоть до 1973 года любой католический священник или монах выбривал себе макушку головы и подобная прическа называлась тонзура. Уверен, Вы видели подобное в кино, иллюстрациях к книгам, а может быть и даже лично. Выглядело это примерно вот так вот:
ну или так:
Интересно, что где-то до середины 17 столетия и у нас в Православии что-то подобное было. Только называлось гуменцо
Одна из русских икон.
Никто не скажем с чем именно была связано такая традиция и столь странный метод прически. Практиковаться в христианской церкви это началось где-то с 3-4 века и связано, скорее всего, с жертвенностью Богу. Волосы всегда носили сакральный и мистический характер — это знак величия человека и его красоты. Лишиться волос — лишиться силы и удачи (вспомним хотя бы библейский мотив с Самсоном). Добровольное же острижение части волос — это жертва Богу свой красоты и удачи, ради служения ему и восславления его. Думаю, как то так..
Однако в Православии от подобного отошли очень давно.
Самсон и Далила.
Именно православная традиция нас интересует больше всего, ибо напрямую связано с отечественной историей. Все течет, все меняется, и даже такой консервативный институт как Церковь, вносит изменения в свои, казалось установленные веками, процедуры.
Начнем с того, что насколько я понимаю, ныне под постригом подразумевается не одна а целых 5 процедур, которые несколько отличаются и по смыслу и по значению. главное в том, что сейчас «насильно постричь» больше невозможно. В принципе 🙂

Е.Ф. Лопухина
Первые 2 из этих процедур Вы, наверняка, видели воочию. При крещении и сразу же после миропомазания священник срезает часть волос с особыми молитвами. То же самое происходит во время постановки в чин кого то из младшего клира, например чтеца.
Третий уровень — это уже серьезно. Это так называемый иноческий постриг. Инокини обоего пола на этом уровне называются рясофоры. Это самый первый, начальный уровень монашества. Человек осознано переходи из статуса послушника в статус инока (-ини). Происходит процедура примерно так:
При посвящении новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Далее постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».Про камлавку мы с Вами говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/204223.html
Следующий уровень — это мантийный или по-иному малая схима. Принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Напомню, что про чины монашества мы говорили вот тут вот немного: http://id77.livejournal.com/206372.html
На этом этапе неофит получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:
Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
Безбрачия (или целомудрия);
Нестяжания (нищеты, или отказа от владения личной собственностью);
Непрестанной молитвы.
Тут особая процедура — более сложная. Постриг проводит игумен, который испытывает желание постригаемого служить Богу троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира.
После этой процедуры монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, паллий, клобук, сандалии и дают в руку чётки (обо всем этому мы с Вами уже говорили).
Самая последняя стадия пострижение — это так называемая Великая Схима или же Великий ангельский образ. Не во всех Православных церквях она есть, но в РПЦ существует. Это крайняя степень аскезы и послушания Богу. В древности и вовсе еще один обет давали — вселиться в затвор, сиречь закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом. Ныне все немного попроще, но чаще всего, те, кто принял Великую Схиму обычно живут отдельно ото всех и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Помните, как там было у Бориса Акунина в одном из его самых лучших произведений «Пелагия и Черный Монах»? Вот как то так…
Процедура Большой схимы более длительная и торжественная. Великосхимнику (так их иногда называют) дают еще одно монашеское имя (как бы еще одного небесного покровителя) и облекается в великосхимнические одежды (куколь и параман)о коих мы уже говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/212384.html
Так что насильно ныне не пострижешь, а вот расстрижение можно получить очень даже легко. Это самое жестокие прещение (наказание) в Русской православной церкви. Правильнее говорить, не расстрижение, а извержение из сана. Просто в давние времена процедура выглядела примерно так: что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!») или же в консистории(епархиальное управление), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма или из консистории. В Российской империи такой священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана. Отсюда и выражения «поп-расстрига» или расстрижение.
Филарет (А. Денисенко)
Суть в острижении волос с бороды есть определенная традиция. Насколько я понимаю, дело в том, что в верованиях русского народа, Господь Бог будет забирать на небо женщин и девок хватая за косу, а мужчин за бороду. Вот поэтому такой скрежет зубовный стоял про Петре Великом, которого считали Антихристом в том числе и за то, что он заставлял бороды брить.
Ныне же, все это упрощено, и никто никому бороду не отстригает. Поэтому то и название ныне извержение из сана. Хотя по традиции часто таких священников называют расстригами. С точки зрения РПЦ (и это весомо в Христианской церкви) таковым расстригой является Филарет (А. Денисенко) ныне возглавляющий УПЦ Киевского патриархата. Георгий Гапон тоже был расстригой. Вот как то так…

Г. Гапон
Но самое забавное, что постриг связан не только с христианством, о чем мы уже начали говорить в начале этого поста. В Древней еще дохристанской Руси, постригали молодых благородных мальчиков (обычно в возрасте 4-5 лет) — и это было, своего рода, посвящение в будущего воина.
Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.

Tags: Православие, Религии мира

О том, что монахини-затворницы существуют по сей день, я узнала случайно несколько месяцев назад. Делясь воспоминаниями детства, мой друг упомянул о родственнице, которая была монахиней. Вместе с матерью они изредка ходили навещать ее в монастырь. Их встречи проходили всегда за двойной решеткой, как в тюрьме. Тетушка никогда не выходила к ним, а только изредка передавала гостинцы в виде отбракованных просвирок, которые монашки пекли для нужд церкви.

О православных еремитах (мужчинах, как правило), даже будучи атеисткой, пионеркой и комсомолкой, я была наслышана. В русской литературе есть много упоминаний о практике затворничества. Но то, что она все еще существует в католической церкви, для меня стало открытием и чрезвычайно заинтересовало. По крупицам стала собирать информацию. Как оказалось, ее очень немного. Церковь не очень любит разглашать информацию о своих внутренних делах.
Этот тип религиозного подвига, отрешение от всего земного, от общества и посвящение собственной жизни исключительно молитвам, распространился в Европе и в Италии довольно рано. Уже во 2-й половине IV века кельи затворников стали возникать на маленьких островах, окружающих Италию. Папа Григорий I Двоеслов в своих работах VI века говорит о распространении еремитства уже в центральной части Италии. В позднем средневековье появилось и женское затворничество.
Первыми среди монашеских орденов, его практикующих, стали, похоже, клариссинки. Орден был основан в 1212 году святой Кларой Ассизской. В 1230 году монастыри клариссинок были уже во всех крупных городах Италии. А к моменту смерти святой Клары (1253) насчитывалось 111 монастырей: 68 — в Италии, 21 — в Испании, 14 — во Франции и 8 — в Священной Римской империи.
В конце XIII в начале XIV века церковь святой Кьяры (Клары) и монастырь появились и в Кальяри. Там клариссинки просуществовали до конца XIX века. В 1943 году монастырь был сильно разрушен бомбардировками войск антигитлеровской коалиции. Сегодня от него остались одни лишь стены. Прогуливаясь недавно по городу, обнаружила, что начались реставрационные работы монастыря. Как будут его восстанавливать, подправят ли только стены или попытаются выстроить заново? Пока неизвестно.
Останки монастыря святой Кьяры в Кальяри.

В XVI веке в сердце Кальяри, в его элитном квартале Кастелло, по приказу вице-короля Антонио Кардона была возведена церковь святой Лючии с монастырем. Монастырь передали в дар 12 монахиням клариссинкам, которые прибыли в Кальяри из Барселоны по просьбе Папы Паоло III. Фасад церкви и прилегающего к ней монастыря выполнен в стиле каталонской готики, без излишеств, не за что зацепиться взглядом. Сзади же здание было сооружено на старых пизанских оборонительных укреплениях и поражает своей мощью. Со стороны проспекта Виале Реджина Маргерита можно наблюдать неприступные стены монастыря, похожие на тюремные казематы.
Не все клариссинки соблюдали строгий затвор. Большая часть монахинь вела активную социальную жизнь. Они занимались воспитанием и образованием дочерей местной знати. В конце XIX века монастырь был передан в частные владения, после реставрации в здании открыли детский сад для детей из бедных семей квартала Кастелло. Детское дошкольное учреждение функционирует по сей день.
Церковь святой Лючии и бывший монастырь.

Так кто они, современные отшельницы? Почему отреклись от общения с нами мирянами, и происходит оно только через решетку, символизирующую преграду между мирской и затворнической жизнью?
Отшельник – созерцатель, философ, мудрец. Так, пожалуй, можно определить смысл этого слова, если обратиться к восточной христианской религиозной традиции. Стремление первых аскетов к более совершенному образу жизни породило в христианской религии институт монашества. В православии человек, который хочет стать монахом, уходит от мира, чтобы посвятить свою жизнь молитвам и Богу. Все принимаемые им монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому они постепенно возрастают от простого к более сложному. Самая высокая ступень монашества – схимничество. Великая схима — это полное отчуждение от мира для соединения с Христом. Приняв схиму, монах считается ставшим на путь Ангела. Не имея возможности поселиться в местности вдали от людей, как это было в древности, схимонахи, живущие в обычном монастыре, уходили в затвор и полное одиночество в собственной келье, тем самым заменяя отшельничество. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов. В современной практике РПЦ великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
Несколько иначе формировалось западное монашество. С момента своего зарождения оно пошло своим, отличным от восточной традиции путем. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что хотя аскетическая жизнь уже присутствовала в западной части Римской империи к середине III века, на протяжении первых веков в западной церкви отсутствовал такой отличительный элемент монашества как уход из мира. Безусловно, на западе существовали аскеты, желавшие посвятить свою жизнь Богу, но они все же предпочитали жизнь в общине, а не полное отшельничество вдали от мира. Эта изначальная особенность оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие западного монашества, и последующая история показала, что для большей части мужских орденов, и подавляющей части женских социальное служение, служение миру, стало преимущественным. Особенно четко эта разница проявилась после разделения церквей, с появлением большого количества католических монашеских орденов. Для большинства из них монашество — это не уход, а новое поручение нести в мир христианские ценности, делиться с ним добром и божественной любовью.
Но затворничество все-таки осталось, хотя и не все монашеские ордена его практикуют. Основные два — это францисканский орден, от которого собственно и произошли клариссинки, и орден кармелитов. Любопытно, что полный затвор в католической религии применяют только для женщин. Как и в православии он является высшей ступенью монашества, достичь его можно, пройдя все первоначальные стадии. Монахиня, решившая стать затворницей, дает повторный обет целомудрия, нестяжательства и послушания, после которого на ее палец надевается обручальное кольцо. Она становится супругой Христа. На этом, пожалуй, сходство с православными практиками заканчивается. Монахиня входит в затвор и…. делает шаг в неизвестность.


После последнего обета абсолютного послушания, душа и тело затворницы теперь принадлежат не только Богу. За тяжелой дверью монастыря ее ждут такие же монахини и … начальство. Настоятельница! Теперь от нее будет зависеть если не все, то очень многое. Жизнь монахинь в затворе строго регламентирована. Правила были прописаны еще Папой Урбаном IV в 1263 году. Вот только некоторые положения из весьма длинного списка:
— монахини ни под каким предлогом не могут покидать монастырь без особого разрешения кардинала, если только дело не касается опасности для жизни, то есть пожара, нападения врагов и т.п.
— ввиду того, что жизнь принявших затвор полна испытаний, не допускаются к обету слишком пожилые и слабые здоровьем. Разрешение на затвор выдается кардиналом.
— затворницы соблюдают пост все дни, кроме воскресенья и особых праздников. Настоятельница может послабить пост или наоборот ужесточить.
— для входа в монастырь и выхода предусмотрена только одна дверь. Она должна быть расположена как можно выше, так, чтобы входящие и выходящие использовали дополнительную откидную лестницу, прикованную цепью, которая хранится под строгим присмотром и используется только в самых необходимых случаях.
— ключ от двери хранится у одной из монахинь, самой благочестивой и подходящей по возрасту. Дверь никогда не должна открываться без ее позволения. Второй ключ находится у настоятельницы.
— окно для общения с посетителями должно быть оборудовано железной решеткой с небольшими отверстиями. Около решетки должны быть вбиты гвозди, чтобы не было воможности ее выбить или сдвинуть.

Жизнь монахинь проходит по строгому расписанию, которое не меняется даже в праздничные дни. Подъем в 4.30. Молитва, заутренняя служба, час для личной молитвы и медитации, завтрак. После завтрака наведение порядка в монастыре, во время уборки — молитва. Обед, в течение которого одна из сестер-монахинь читает молитву. После обеда снова молитвы. Каждая из затворниц посвящает 3-4 часа в день работе, так как монастырь обязан содержать себя сам. Это могут быть переводы (многие из сестер имеют высшее образование), роспись, тонкое рукоделие. И снова молитвы, вечерняя служба, ужин, час для молитвы наедине и медитация. В 10 вечера — сон. Очень редко в привычный и однообразный ход жизни вторгаются посетители. Встреча с родственниками происходит только с разрешения настоятельницы. Случаются и просто посторонние, как правило женщины-мамы, которым в этот момент жизни нужны совет и духовная поддержка. Неободимо сказать, что в наши дни монахини в затворе могут читать газеты, смотреть телевизор и даже выходить в интернет, но опять же под строгим контролем настоятельницы. Этот беспрестанный контроль остается даже после смерти затворниц. Тело не отдают родственникам, и хоронят на частном церковном кладбище, которое находится нередко тут же, на территории монастыря.

Для семьи всегда было очень почетно иметь в родственниках монахиню-затворницу. Согласно католической религии, ее нескончаемые молитвы о близких и о человечестве ставили всю семью чуть ближе к Богу, отмаливались все прошлые и будущие грехи. Эта постоянная молитва за всех нас грешников, считается божественным предназначением затворниц. Они приносят в жертву нам, простым смертным, себя, свою свободу и мирскую жизнь. Не спросив, правда, нужна ли нам эта жертва.

Говорят, что самое страшное наказание вовсе не смертная казнь, а пожизненное заключение. Когда твоя совесть, душа остаются один на один с Богом. Отшельничество — это тоже один на один. Но истинным путем Ангела, оно становится только тогда, когда добровольно уходят в затвор, и рядом больше не остается ни настоятелей, ни кардиналов. Такое отречение от мира — это путь к себе, к своему истинному я, и какой он будет, зависит только от тебя самого, а не от четко регламентированных молитв, от доброго или скверного характера тебя окружающих, от вовремя поставленной кардиналом подписи. А по-другому – это тюрьма. Воможно поэтому заголовки новостных изданий почти ежегодно кричат: «Монахиня-затворница выбросилась из окна монастыря!”, «Монахиню-затворницу нашли повешенной в монастырском садовом домике!”.
И все-таки они иногда выходят! Причина для этого должна быть очень веской: смерть близкого родственника или необходимость в медицинской помощи. Из воспоминаний моего друга: «Однажды мы с мамой отвозили тетушку в больницу, она должна была пройти медицинское обследование и сдать анализы. Мне было лет 13-14. Она все время порывалась меня обнять, расцеловать, что мне мальчику-подростку было неприятно, чувствовал я себя неловко и старался уклониться от такой бури эмоций. Сейчас мне, конечно, понятно ее поведение. Тогда же казалось странным. Стыдно становится, но помнится, я даже довольно грубо ее оттолкнул. Прошло уже больше тридцати лет, но я до сих пор помню ее глаза, и как она смотрела на нас с матерью и на мелькающую за окном автомобиля нашу повседневность. Это был голодный взгляд. Голод по непрожитой жизни.”
Монастырь в Кальяри, в котором сегодня проживают монахини-затворницы
Сколько сегодня затворниц находится в Кальяри церковь не разглашает. Живут они в монастыре монахинь-капуцинок. К зданию монастыря прилегает церковь Беата-Вержине-делла-Пиета (Пресвятой Девы Милосердия). Весь комплес был построен в самом начале XVIII века на месте, где когда-то проводились публичные казни. Здесь за толстыми стенами монастыря затворницы отмаливают мои и ваши грехи. Я человек далекий от религии, но почему-то очень захотелось помолится за них и поблагодарить Бога за нашу каждодневную жизнь, такую разнообразную и непредсказуемую, с ее взлетами и падениями. Вот настоящее испытание, и настоящее счастье!

См. раздел МОНАШЕСТВО

  • Монашеский постриг как Таинство Церкви свящ. К. Польсков
  • До и после пострига прп. Филарет Глинский (Данилевский)
  • Поучение на пострижение в монашеский чин преп. Паисий (Величковский)
  • Четыре слова огласительных к монахине в день пострига архиеп. Никифор (Феотокис)
  • Церковное право. Пострижение прот. В. Цыпин
  • История формирования чинопоследования пострижения в монашество иерей Иоанн Молдавчук
  • Последование монашеского пострига (мантию)
  • Чинопоследования пострижения в рясофор, малую и великую схиму митр. Иларион (Алфеев)
  • Монашеский постриг прп. Амвросий Оптинский
  • Пострижение в монашество Настольная книга священнослужителя
  • Пострижение в Монашество архиепископ Аверкий (Таушев)
  • Пострижение в Монашество Н. Пальмов
  • Видео: монашеский постриг

***

По́стриг мона́шеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати.

Существует три степени монашества – рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).

Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком».

При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом».

Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником».

Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения.

Преподобный Макарий Великий: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1).

Пострижение

Из книги прот. Александра Шмемана «Водою и духом»

Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов: символом послушания и жертвы. С незапамятных времен люди чувствовали в волосах наличие «маны», сосредоточение в них силы и энергии человека. Примером может служить библейское повествование о Самсоне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохраняется в постоянной озабоченности людей по поводу своих волос и причесок. Они остаются выражением, символом человеческой красоты, символом национальной принадлежности (например, стиль причесок «Афро»), даже символом некоторых глубоких патологических отклонений в человеке. Короче говоря, существует «тайна волос» как одного из основных средств самовыражения, самоутверждения и характерности. Поэтому христианский обряд пострижения волос (который, помимо чинопоследования крещения, встречается в пострижении в монашеский чин и в посвящении в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рассматриваться как один из многих других «освященных древностью» обрядов, совершаемых неизвестно почему и принимаемых в качестве неотъемлемой части нашего «наследия». В Церкви все всегда действительное, настоящее. Каждый символический акт символичен именно потому, что он являет саму Реальность, те глубочайшие и «неизреченные» ее пласты, с которыми мы общаемся посредством символов и обрядов. Послекрещальное «пострижение власов» начинается торжественной молитвой, которая подводит итоги значению таинства: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного Божьего творения. Как будто Церковь, совершив работу по восстановлению, смотрит на человека и восклицает радостно и ликующе: как ты прекрасен! Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его: яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшая чувств водрузивый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изрядно художннка… Человек есть образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту и радоваться ей – значит возносить благодарение Самому Богу. Как и все в мире сем, красота была затемнена, унижена, искалечена, превращена в падшую красоту. И некоторые склонны просто-напросто отказаться от нее как от дьявольского искушения. Однако не таково восприятие красоты Церковью. Несмотря на всю ее деградацию, красота всегда остается божественной как Божий знак и печать на творении. Человек прекрасен, и он должен быть восстановлен в своей красоте, должен возрадоваться этой красоте и вознести благодарение Богу за нее, как это сделал святой египетский монах, по чистоте сердца увидевший божественную красоту даже в блуднице. В нашем падшем мире путь к восстановлению божественной красоты лежит через послушание и жертву. И таким образом, жизнь начинается с принесения жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарностью того, что в этом мире стало символом человеческой падшей красоты. Таков смысл послекрещального пострижения волос: это первая свободная и радостная жертва человека Богу. Особенно «точным» и живым это значение становится при крещении младенцев: действительно, ребенок, не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы! Славное уничижение: начало единственно истинного пути к настоящей красоте, радости и полноте жизни…

ПОСТРИГ МОНАШЕСКИЙ — в христианстве обряд, знаменующий принятие человеком монашества.

На­зва­ние про­ис­хо­дит от эле­мен­та это­го об­ря­да — по­стри­же­ния час­ти во­лос на го­ло­ве при­ни­маю­ще­го мо­на­ше­ст­во.

Тра­ди­ция пострига монашеского, по пре­да­нию, бы­ла вве­де­на в IV веке в египетских мо­на­сты­рях преподобным Па­хо­ми­ем Ве­ли­ким. В V веке постриг монашеский из­вес­тен уже как ре­гу­ляр­ная прак­ти­ка. Со­глас­но ав­то­ру Аре­о­па­гит­ско­го кор­пу­са (V-VI века) и преподобному Фео­до­ру Сту­ди­ту (VIII-IX века), постриг монашеский пред­став­лял со­бой од­но из цер­ков­ных та­инств, по­доб­ное кре­ще­нию; в нём про­ща­лись гре­хи, со­вер­шён­ные по­сле кре­ще­ния. Со­глас­но за­ко­но­да­тель­ст­ву императора Юс­ти­ниа­на I (535), постриг монашеский за­пре­щал­ся без про­хо­ж­де­ния 3-лет­не­го под­го­то­вительного пе­рио­да (смотреть По­слуш­ни­че­ст­во, Но­ви­ци­ат). К IX веку в Ви­зан­тии уже су­ще­ст­во­ва­ла, а к X веку окон­ча­тель­но ус­та­но­ви­лась прак­ти­ка раз­ли­че­ния 2 эта­пов пострига монашеского по сте­пе­ни стро­го­сти при­ни­мае­мых обе­тов — ма­лой схи­мы и ве­ли­кой схи­мы.

В современном хри­сти­ан­ст­ве постриг монашеский не яв­ля­ет­ся цер­ков­ным та­ин­ст­вом; он рас­смат­ри­ва­ет­ся как об­ряд вве­де­ния по­стри­гае­мо­го в мо­на­ше­ст­во — со­вер­шен­ный об­раз хри­сти­ан­ской жиз­ни, ос­но­ван­ный на от­ре­че­нии от ми­ра и свя­зан­ных с ним 3 основных обе­тах: дев­ст­ва, доб­ро­воль­ной ни­ще­ты и по­слу­ша­ния ду­хов­ным на­став­ни­кам. Со­глас­но современному Ус­та­ву РПЦ, постригу монашескому пред­ше­ст­ву­ет пе­ри­од ис­пы­та­ния («ис­ку­са»), во вре­мя ко­то­ро­го кан­ди­дат в мо­на­ше­ст­во пре­бы­ва­ет в мо­на­сты­ре в чи­не труд­ни­ка, за­тем по­слуш­ни­ка (при этом он мо­жет стать ря­со­фо­ром, при по­свя­ще­нии в ко­то­ро­го так­же со­вер­ша­ет­ся об­ряд по­стри­же­ния во­лос), и толь­ко по­сле это­го он мо­жет при­нять постриг монашеский в ма­лую схи­му (соб­ст­вен­но мо­на­ше­ст­во). По современным пра­ви­лам не­до­пус­ти­мо при­ня­тие в мо­на­стырь и даль­ней­ший постриг монашеский лиц не­со­вер­шен­но­лет­них, пси­хи­че­ски не­здо­ро­вых, без удо­сто­ве­ре­ния лич­но­сти, а так­же лиц, об­ре­ме­нён­ных дол­го­вы­ми, се­мей­ны­ми или ины­ми обя­за­тель­ст­ва­ми пе­ред треть­ими ли­ца­ми. Постриг монашеский дол­жен быть доб­ро­воль­ным. Он со­вер­ша­ет­ся в мо­на­сты­ре епар­хи­аль­ным ар­хие­ре­ем или игу­ме­ном мо­на­сты­ря в при­сут­ст­вии бра­тии с уча­сти­ем ду­хов­но­го на­став­ни­ка, ко­то­рый ста­но­вит­ся вос­при­ем­ни­ком но­во­по­стри­жен­но­го. Постриг монашеский вне мо­на­сты­рей (так называемое мо­на­ше­ст­во в ми­ру) яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем из об­ще­го пра­ви­ла. Ни­кто не впра­ве ос­во­бо­дить че­ло­ве­ка от дан­ных им мо­на­ше­ских обе­тов. Мо­на­хи, не­по­роч­но жи­ву­щие в ма­лой схи­ме, мо­гут при­нять вто­рой постриг монашеский, то есть ве­ли­кую схи­му. Постриги монашеские в ма­лую и ве­ли­кую схи­мы со­про­во­ж­да­ют­ся на­ре­че­ни­ем по­стри­гае­мо­му но­во­го име­ни, его пе­ре­об­ла­че­ни­ем и пе­ре­обу­вани­ем, имею­щи­ми сим­во­лическое зна­че­ние из­ме­не­ния жиз­ни. Постриг монашеский со­про­во­ж­да­ет­ся мо­лит­вен­ны­ми чи­но­пос­ле­до­ва­ния­ми. Фор­ма вы­стри­же­ния во­лос при постриге монашеском в раз­ных хри­сти­ан­ских тра­ди­ци­ях раз­ли­ча­лась и мог­ла ме­нять­ся со вре­ме­нем: ос­тав­ле­ние «обод­ка» во­лос вок­руг го­ловы (раз­но­вид­ность — «гу­мен­цо») как под­ра­жа­ние тер­но­во­му вен­цу Хри­ста, в даль­ней­шем по­лу­чив­шее наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Рим­ско-ка­то­лической цер­к­ви (смотреть Тон­зу­ра); пол­ное по­стри­же­ние го­ло­вы в под­ра­жа­ние апостолу Пав­лу; наи­более рас­про­стра­нён­ной фор­мой ста­ло кре­сто­об­раз­ное по­стри­же­ние во­лос.

В Рим­ско-ка­то­лической церк­ви об­ря­ды по­стри­же­ния во­лос при по­свя­ще­нии в мо­на­хи и при ру­ко­по­ло­же­нии бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва с 1973 года не про­во­дят­ся (от­ме­не­ны па­пой Рим­ским Пав­лом VI), при этом со­хра­ня­ет­ся тра­диционное но­ше­ние па­пой Рим­ским, кар­ди­на­ла­ми и епи­ско­па­ми специального го­лов­но­го убо­ра (так называемый пи­ле­о­лус), ра­нее пред­на­зна­чав­ше­го­ся для со­дер­жа­ния тон­зу­ры в те­п­ле.

В древ­нем хри­сти­ан­ст­ве (осо­бен­но за­пад­ном) по­стри­же­ние во­лос на го­ло­ве упот­реб­ля­лось так­же при по­став­ле­нии в чте­цы и свя­щен­ни­ки. Со­глас­но 33-му ка­но­ну Трулль­ско­го со­бо­ра (691-692), не­по­стри­жен­ным за­пре­ща­лось учить с ам­во­на в церк­ви.

Сход­ные по сво­ему сим­во­лическому зна­че­нию с хри­сти­ан­ским постригом монашеским об­ря­ды бри­тья мо­на­ха­ми го­ло­вы и ли­ца су­ще­ст­ву­ют так­же в буд­диз­ме и ин­ду­из­ме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *