Поведение в церкви правила

В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда ему необходимо попасть в церковь.

На то могут быть разные причины: вы можете зайти в большой, известный храм ради любопытства или же посещаете церковь только на большие праздники (Пасха, Рождество), а быть может, вы искренне захотели быть воцерковленным, то есть стать полноценным и равноправным членом Церкви. Вариантов может быть много, но в любом случае, в церкви необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не оскорбить своим поведением других молящихся. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем.

Как устроен православный храм

Православный храм Православная церковь, любая, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей – все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти.

Храм, как правило, делится на 3 основные части: алтарь, притвор и собственно храм. В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан. Минуя притвор, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения. Алтарь – самое сакральное место в храме, он отгорожен иконостасом, который нередко доходит до потолка. Женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с благословения (позволения) священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священнослужителей. К иконостасу примыкает возвышенная площадка, солея, на нее также нельзя ступать вне особых случаев (например, Причастие).

Таким образом, можно подытожить, что прихожанам можно находиться только в притворе и собственно храме, а как только начинается возвышенная площадка (солея), то дальше нам нельзя.

Правила поведения в православной церкви

Правила поведения в церкви Если вы собираетесь посетить храм, то подготовьтесь к этому заранее. В первую очередь, это касается одежды. Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Не стоит пользоваться косметикой. Мужчинам при входе в храм головной убор необходимо снять, также недопустимы шорты, футболки – только одежда, максимально скрывающая тело.

Подходя к храму, трижды перекреститесь и поклонитесь; войдя в храм, остановитесь около дверей и еще раз перекреститесь 3 раза и поклонитесь. Креститься положено тремя пальцами, собранными в горсть, безымянный и мизинец обязательно прижать к ладони. Дотроньтесь сначала до лба, потом до живота, до правого плеча, затем до левого и поклонитесь.

Богослужение в храме обычно совершается 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то можно тихо постоять и помолиться, поставить свечи (о них речь пойдет ниже). Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно.

Во время богослужения нельзя разговаривать, рассматривать окружающих, переминаться с ноги на ногу. Сотовый телефон необходимо выключить. Ведь мы приходим в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочку, которые стоят в притворе или в храме. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных людях вроде нас. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.

Приходя заранее перед богослужением, верующие также совершают несколько действий: ставят свечи, подают записки, прикладываются к иконам. Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.

Придя в храм, необходимо приложиться к главной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеей. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому, кто на ней изображен.

Правила поведения в церкви Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Свечи за упокой ставятся на определенном подсвечнике, который легко узнать по квадратной форме и малому распятию. Свечи за здравие можно поставить на остальных подсвечниках. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставить эту свечку. Свеча – это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.

Если вы пришли в храм с детьми, то внимательно следите за ними, чтобы те не шумели и не бегали по храму. Если ребенок расплачется, то нужно его поскорей вывести и успокоить, чтобы он не мешал остальным.

И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

«Слышала, что православные не садятся за стол, не прочитав молитвы и не перекрестив то, что на столе. Странно, ведь магические ритуалы не в чести у христиан. Почему же здесь исключение из правила?»

Дети любят поболтать во время еды, и обед иногда затягивается на часы, чадо за разговорами успевает незаметно проглотить одну ложечку супа, вторую, зазевается, а вы ему раз в открытый рот… Успели. У таких детей нет навыков правильно обедать. Вы им эти навыки не привили, потому что вполне обходились без них сами. Но вспомним Серафима Вырицкого: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой». Мы хотим, чтобы дети не болели, но не торопимся научить их христианским правилам за столом: помолиться, прочитать «Отче наш», сидеть за столом благочестиво, не позволять вскакивать, громко разговаривать, капризничать. И если уж читать жития святых для нас подвиг недосягаемый, то просто разговаривать тихо и немного. Главное — трапеза… Господь благословляет. Господь смотрит.

Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали его, и многие посещали, дабы иметь от этого душевную пользу. И вот однажды в одежде простого воина пришел к старцу римский император. Старец обрадовался гостю, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, пригласил гостя за трапезу. После трапезы гость открыл старцу свое высокое положение. И сказал: «Вот я и родился царем и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» И ответил ему старец: «Мы, монахи, принимаем пищу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны — им недостает услаждающего благословения Господня».

Или как часто бывает. В разгар поста — застолье. И с водкой, и с разносолами скоромными. «Что я, виноват, что у меня день рождения в пост?» Наверное, виноват. Раз Господь именно этот день определил тебе как особый. Но это другой вопрос. Люди едят и смеются, выпивают и тешат себя застольными анекдотами, пускаются в пляс и опять едят… уходят с набитыми животами, переев деликатесов и надегустировавшись от души. А радости никакой. Ни у хозяев, оставшихся наедине с пустыми бутылками и грязными тарелками, ни у гостей. Как в той студенческой песенке: «Хоть похоже на веселье, только все же не веселье…» А ведь можно обойти острые углы подоспевшего не вовремя праздника. Самый день встретить тихо и благочестиво, утром сходить в храм, вечером по-домашнему посидеть за столом. А уж «большое народное гулянье» перенести на другой, скоромный день. Тогда уже и пользы будет больше от таких посиделок, и благословится Господом трапеза, по воле Божией, а не вопреки ей окажется веселой и желанной, и пирог удастся, не подгорит, и мясо прожарится. А главное, все пойдет на пользу, это уж непременно, это уж обязательно.

Господь, устанавливая свои законы в нашей жизни, ратует прежде всего, чтобы мы были здоровы, духовно благополучны и — благодарны. От его законов нет никакого вреда, а вот польза — колоссальная. Так почему же даже такая малость, как молитва перед едой, дается нам так тяжело и так неохотно нами принимается. «Враг радости не любит». Враг рода человеческого очень скорбит от нашего благочестия, оно ему все равно, что рвотное. Вот и нашептывает в наши развешанные уши разную дребедень — не верьте, не тратьте время на молитву. Еда она и есть еда, поел и пошел, и анекдотик пошленький за едой подбросит, и ребенка повыкаблучиваться настрополит — не буду, не хочу, не люблю, сами ешьте. Заслон от врага — молитва. Он бежит от нее посрамленный, она — великая сила, но такая нами невостребованная. Почему? Вопрос риторический. Когда люди вкушают пищу, мы говорим им: приятного аппетита. У православных принято другое выражение: Ангела за трапезой. В этом выражении больше красоты и духовного смысла. Мы призываем Ангела-хранителя встать на трапезе защитником нашим от бесовских наскоков и проводником Божиего благословения. Эти слова — Ангела за трапезой — почти что молитва. Ангела за трапезой. А там, где Ангел, — не место бесу. А раз Ангел Господень призван к нашему столу, без сомнения, будет во благо пища. А раз будет во благо пища, укрепятся от нее наши дети и пойдут в рост, и пойдут в благоразумие. А здоровые и благоразумные дети — не счастье ли это для нас? Чего еще и желать от жизни?

— Ангела за трапезой! — говорим мы вкушающим пищу.

— Спаси вас, Господи! — отвечаем с благодарностью.

И это тоже молитва. Потому что не требуем, а просим.

Наталья Сухинина — журналист, писатель, главный редактор издательства «Святая гора», автор сборников рассказов «Куда пропали снегири?», «Где живут счастливые?», «Какого цвета боль?» и многочисленных очерков

вернуться

Эта статья будет полезна тем, кто ещё только начинает свой путь знакомства с православной верой. Мы собрали основные общепринятые правила поведения в храме, которые помогут вам приблизиться к Церкви и её традициям.

1. Внешний вид

Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор. Основание для данной традиции — первое послание апостола Павла к коринфянам, 11:4-5 «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

Женщины, наоборот, должны входить в храм в головном уборе. Традиция восходит к тому же посланию. Платок является знаком власти мужа — главы семьи над женой.

2. Мобильный телефон при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим.

3. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой и громким щелчком затвора) разрешается только по благословению настоятеля храма, так как это сильно отвлекает других прихожан.

4. Курение на территории храма запрещено, так как считается грехом. Почему? Потому что таким образом вы сознательно причиняете вред своему организму. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17)

5. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)

Именно там находится центральное место храма — Святой Престол, где совершается Евхаристия — главное Таинство Православной Церкви.

6. Не входите в алтарь (пространство, огражденное стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма). На солею разрешается всходить только духовенству, церковнослужителям, певчим или помогающим в алтаре. В алтарь же входят только священнослужители и церковнослужители — мужчины.

7. Покупайте, ставьте (передавайте) свечи до службы или по её завершению.

8. В церковных записках перечисляются имена православных христиан

Указывая имена своих близких, пишите полное имя, данное при крещении, в родительном падеже.

9. Не путайте Таинство исповеди с пастырской беседой

Приходя на исповедь, необходимо каяться в своих грехах, а не рассказывать о своих проблемах. Если же вам необходимо побеседовать с батюшкой, то поговорите с ним после богослужения.

10. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё имя, данное при крещении. При этом руки должны быть крестообразно сложены (правая поверх левой ладонями вниз, к плечам). Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).

11. Правильно держите детей во время Причастия

Поднося младенца к Чаше крепко придерживайте руки и ноги так, чтобы он не мог ими болтать. Кладите ребенка на правую руку и ею же придерживайте ручки, а левой обхватите ноги малыша. Это делается для того, чтобы ни в коем случае не обронить Святое Причастие.

12. Когда епископ или священник благословляет молящихся, они преклоняют голову

Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.

Креститься же на начальном этапе вашего воцерковления советуем тогда же, когда это делают другие прихожане и священники.

истории 15:21, 26 января 2016

В январе 2016 года протоиерей Всеволод Чаплин (незадолго до этого лишившийся влиятельного поста в структуре РПЦ) начал собирать подписи под петицией за возвращение выборности духовенства. За пару недель инициатива на Change.org не смогла собрать даже тысячу подписей, зато вызвала много разговоров о назревших реформах в Русской православной церкви. «Медуза» попросила журналистку Ксению Лученко рассказать о самых обсуждаемых идеях и описать их перспективы.

Проводить богослужения на русском языке

Суть

В Русской православной церкви для богослужения используется церковнославянский язык. На нем написаны все тексты молитв, на нем в храме читают Евангелие. При этом подавляющее большинство прихожан церковнославянского языка не знает. Сходство с современным русским иногда не только не помогает, но и мешает. В церковнославянском и русском много паронимов — слов, похожих по звучанию, но разных по смыслу. Например, церковнославянское «прямо» переводится на русский как «напротив», «прозябший» как «возрастивший», «позор» как «зрелище», а «трус» как «землетрясение». Непонимание прихожанами богослужения хорошо иллюстрируют многочисленные анекдоты — вроде истории о старушке, которая слова Псалма 140 «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…» слышала как «да исправится молитва моя, я — крокодила пред тобою».

Реклама

Никакого сакрального значения язык богослужения не имеет. В разных странах местные православные служат на языках, на которых говорят: в Грузии — на грузинском, в Финляндии — на финском, в Польше — на польском, в США и Великобритании — на английском. В национальных республиках на территории России тоже могут служить на родных для местных жителей языках: в Чувашии — на чувашском, в Якутии — на якутском. Но прихожане большинства российских храмов — даже те, кто регулярно ходит в церковь — нередко плохо понимают, о чем там читают или поют.

Служба в Казанском кафедральном соборе

Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Перспективы

Едва ли в обозримом будущем богослужения начнут проводить на русском языке. В 2011 году для обсуждения опубликовали общецерковный документ «Церковнославянский язык в жизни Русской православной церкви XXI века» — он вызвал такую бурную дискуссию, что проект предпочли забыть. И это при том, что документ не предлагал никаких реформ — просто описывал ситуацию.

Критики этой идеи говорят, что сделать адекватный перевод без потерь для смысла и византийской поэтики невозможно. Существующие варианты перевода православного богослужения на русский, сделанные с греческого с учетом церковнославянского, специалисты действительно признают не очень удачными. Кроме того, однажды в русской церковной истории книжная справа уже закончилась страшным расколом, поэтому трогать привычные тексты просто боятся.

Впрочем, в некоторых храмах священники читают Евангелие во время богослужения на русском языке, чтобы хотя бы самое главное было понятно прихожанам. В других приходах желающим раздают распечатки с русским переводом отрывков из Евангелия и Апостола, которые звучат в этот день. Но таких церквей мало, в основном все богослужения и чтения проходят на церковнославянском.

Изменить расписание и правила постов

Суть

В православном календаре постных дней больше, чем не постных — их количество может доходить до двухсот. Все посты соблюдают лишь немногие верующие, большинство постятся только перед Пасхой и Рождеством. Никакого современного документа, регламентирующего пост, не существует. Все действующие правила взяты из двух богослужебных книг — «Типикона» (последний раз этот текст меняли в 1695 году) и «Номоканона» (написан в XV веке).

На самом деле, эти правила созданы для монахов, жизнь которых была полностью подчинена богослужебному циклу. К тому же эти монахи жили в Средиземноморье, так что в правилах постов учтена специфика именно этого региона. Сегодня в России некоторые из этих правил выглядят довольно абсурдно: по ним получается, к примеру, что омары и устрицы — постная еда, а куриная котлета и кефир — нет.

Православные по-разному соблюдают дисциплину поста и определяют меру возможного отступления от «Типикона», который предписывает, среди прочего, полный отказ от пищи в первые три дня Великого поста и разрешает растительное (так называемое «постное») масло только в выходные дни поста.

Например, принято Великим и Рождественским постом есть рыбу, не разрешенную «Типиконом», но кто-то ест ее только по воскресеньям после литургии, а кто-то — в любой день. Нигде не закреплены и правила постов для детей, кормящих матерей, больных и путешествующих. На практике эти правила в каждом приходе свои: все понимают, что есть «послабления», но какие именно, решают в индивидуальном порядке. В итоге каждый год с наступлением Великого поста православные в соцсетях жалуются, что никогда столько не думают о еде, как в постные дни — когда думать о ней надо меньше всего.

Перспективы

Для многих очевидно, что дисциплину поста для мирян надо привести в соответствие с современными реалиями, существующими практиками и упорядочить. Но опасаются реакции со стороны фундаменталистов и консерваторов, которые могут счесть это предательством вековой церковной традиции. Тем не менее, вопрос о посте входит в список из десяти тем, которые будут обсуждаться на Всеправославном соборе (встрече всех глав православных церквей мира), который состоится на Крите в июне 2016 года.

Крестный ход. 12 апреля 2015 года

Фото: Никита Успенский / PhotoXPress

Перейти на новоюлианский календарь и праздновать Рождество 25 декабря

Суть

РПЦ живет по юлианскому календарю, поэтому есть Рождество «наше», а есть «католическое», и все остальные праздники в церковном календаре указываются с двумя датами — по «новому» и по «старому» стилю. При этом большинство православных стран — Греция, Румыния, Болгария, православные Церкви Америки и Финляндии — в 1923 году перешли на новоюлианский календарь, который совпадает с общепринятым гражданским григорианским, и только дата Пасхи вычисляется по-прежнему в зависимости от лунного цикла. Поэтому все праздники православные Греции и России отмечают в разные дни, а Пасху вместе.

Сегодня с самыми острыми проблемами из-за несовпадения церковного и гражданского календарей сталкиваются православные, живущие в Западной Европе, которые постятся, когда все вокруг празднуют, и не могут пойти в храм на Рождество, потому что 7 января рабочий день. Но и в России многие испытывают дискомфорт из-за того, что Новый год отмечают до Рождества, а не после, как положено: трудно одновременно поститься и праздновать. Обсуждается идея перехода на новоюлианский календарь, который уже однажды осуществили в 1923 году при патриархе Тихоне. Правда, из-за сильного сопротивления прихожан Русская Церковь прожила по новому календарю всего 24 дня.

Перспективы

Переход на новый календарь возможен, но маловероятен. Введение нового календаря часто заканчивается расколом — в Греции, к примеру, до сих пор есть достаточно сильное движение «старостильников». Однако эта тема, как и вопросы соблюдения постов, будет обсуждаться на Всеправославном соборе 2016 года. Не исключено, что православным всего мира предстоит договориться об унификации календаря.

Рождественская литургия в храме Христа Спасителя

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Scanpix

Вернуть границы приходов и членство для прихожан

Суть

Сегодня каждый православный может ходить в любой храм. Желающие креститься или заказать молебен могут сделать это где угодно. Но это не всегда было так. До революции священнослужители не могли совершать требы за пределами территории своего прихода. Верующие были приписаны к храмам по месту жительства, в них же велись метрические книги «о родившихся», «о бракосочетавшихся», «об умерших». После 1918 года эти обязанности функции передали ЗАГСам.

На Поместном соборе 1917-1918 годов был принят Приходской устав, по которому «Прихожанами признавались «все лица православного исповедания, живущие в пределах прихода и сохраняющие живую связь со своим приходским храмом». Вместо метрических книг предполагалось завести приходские книги, в которых были бы записаны все члены приходской общины. Предполагалось, что это приведет к повышению качества христианской жизни прихожан: священники должны были знать их в лицо, проводить регулярные просветительские беседы, нести ответственность за осознанное отношение богослужению и таинствам. Это не было реализовано на практике из-за начавшихся гонений на Церковь.

Идеи возврата границ для приходов обсуждаются и в современной Церкви. Многие священники считают, что введение границ прихода и членства в общине должно привести к упорядочиванию церковной жизни, прекратит практику зарабатывания на случайных требах, совершаемых для людей, мало знакомых с церковной жизнью.

На заседании Синода летом 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий сделал доклад о разработке темы границ приходов в комиссии Межсоборного присутствия. Доклад митрополита и проект документа «О границах приходов и членстве в приходах» не были опубликованы. Синод постановил, что установление границ приходов затруднительно, но обязал епархии провести территориальное разграничение приходов в сельской местности, приписав каждый населенный пункт к определенному приходу.

Перспективы

Едва ли закрепление членства в приходах и приходских границ возможно — такая реформа вступила бы в противоречие со сложившейся авторитарной практикой управления приходами и Уставом РПЦ (основным документом, по которому живет Церковь). В рамках действующего устава построение независимого прихода невозможно, потому что теперь архиерей не просто утверждает членов приходского собрания, но может его распустить и назначить новый состав. В случае же введения членства, процедуры выборов приходского совета неминуемо станут более демократическими, к тому же прихожане будут обязаны платить взносы и захотят следить за расходованием средств.

Сейчас в некоторых храмах принято вести приходские книги, в которые добровольно записаны постоянные прихожане, они регулярно отчисляют пожертвования на содержание церковного здания и зарплату духовенства. Но эта практика юридически не закреплена.

Вернуть выборность духовенства

Суть

Идея протоиерея Всеволода Чаплина не нова: в древней Церкви пресвитера выбирали члены общины, в России до церковной реформы Петра I прихожане выбирали кандидата в священники и представляли его для утверждения архиерею, который обычно доверял их выбору. В православных храмах других стран — в том числе, в РПЦЗ (Русской Православной Церкви заграницей) — такая практика существует и сегодня.

Богословски выборность духовенства отражена в литургической практике православной Церкви: при рукоположении священник ведет человека к престолу, епископ говорит «аксиос» («достоин» по-гречески) и народ отвечает «аксиос», выражая свое согласие (теоретически может сказать «анаксиос» — «недостоин» и такие прецеденты были). Но сегодня в большинстве епархий этот «аксиос» от лица народа просто поет хор, а люди, которые присутствуют на хиротонии часто впервые видят человека, над которым совершается рукоположение. Ответственность за выбор кандидата в священники и право на единоличное решение о рукоположении целиком лежит на епископе. И даже если выросший на приходе алтарник уехал учиться в семинарию, а потом вернулся в родную епархию, вовсе не факт, что его рукоположат и назначат именно в тот храм, из которого он получал рекомендацию на учебу. Та же ситуация и на следующем уровне — архиерея в епархию тоже не выбирает местное духовенство, а назначает Синод из Москвы.

Перспектива

Вряд ли такая реформа возможна в нынешних условиях. В идеале община должна выдвигать из своей среды кандидата в священники. Но сегодня встает вопрос: а кто избиратели? Даже с формальной точки зрения, не очень понятно, кого можно наделить таким правом: вопрос о выборности духовенства неизбежно упирается в вопрос о членстве в приходе и о роли мирян в Церкви.

Разрешить женщинам получать сан диаконисс

Суть

В древней церкви существовал чин диаконисс. Известно, что они наравне с клириками мужского пола причащались в алтаре и носили стихари — облачения церковнослужителей. Богословы до сих пор спорят, были ли функции этих женщин аналогичны диаконским мужским, или они выполняли сугубо административные, социальные послушания, не имеющие отношения к богослужебной жизни.

Реклама

В начале XX века был поставлен вопрос о восстановлении чина диаконисс. На заседаниях Поместного собора 1917-1918 годов было несколько докладов о диакониссах, даже обсуждалось, какие одеяния им носить — диаконский орарь и покрывало-мафорий. Диакониссами должны были быть девы не моложе 35 лет и однобрачные вдовы, речь шла прежде всего о служении милосердия и помощи на приходах, но никак не о богослужебных, сакральных функциях. В результате Поместный собор принял определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» и наделил их правом участия в приходских и епархиальных собраниях, просветительских, миссионерских, хозяйственных и благотворительных учреждениях.

Сегодня в РПЦ женского служения де-юре не существует. Это стало одним из принципиальных расхождений в богословском диалоге с англиканской и другими протестантскими церквями, которые в XX веке признали женское священство и вовсю рукополагают женщин в пасторы и епископы.

При этом в России женщины играют очень большую роль в церковной жизни. Во многих храмах бухгалтерами и старостами работают женщины, а занимающие эти должности административно выше рядовых священников и подчиняются напрямую настоятелю. Существует традиция благословлять пожилых женщин служить алтарницами — убираться и прислуживать в алтаре, куда по правилам женщинам вход воспрещен. Много сотрудниц-женщин и в синодальных учреждениях. Фактически женщины могут выполнять в церкви любые функции, кроме непосредственно совершения богослужений и проповеди.

Заседание Поместного собора

Фото: Григорий Сысоев / ТАСС / Scanpix

Перспективы

Очевидно, что вопрос женского священства в РПЦ вообще не стоит на повестке дня. Один из самых известных богословов XX века протопресвитер Александр Шмеман писал о женском священстве: «Православная Церковь никогда не сталкивалась с этим вопросом, он для нас совершенно чужд, casus irrealis, для обсуждения которого не существует никакой основы в нашем Предании, в самом опыте Церкви». Митрополит Сурожский Антоний аккуратно писал, что «вопрос о рукоположении женщин только ставится» и однозначных ответов на него не существует.

Многие другие богословы считают, что прямого запрета на рукоположение женщин нет ни в Евангелии, ни в церковной традиции, а запрет обусловлен исключительно культурным контекстом. Основные аргументы противников женского священства в том, что священник — икона Иисуса Христа, который был мужчиной. К тому же себе в ученики Христос выбрал 12 апостолов-мужчин. У женщин же другое служение, в связи с которым обычно вспоминают Богородицу, жен-мироносиц и почитаемых женщин-святых. Но, вероятно, на протяжении XXI века вопрос о возрождении чина диаконисс остро встанет вновь из чисто демографических соображений: деятельных женщин, готовых заниматься социальными и административными делами, в Церкви больше, чем мужчин, и им нужны официально закрепленные полномочия.

Ксения Лученко

Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *