Повесть повествует

5. Легендарные сказания

В XIV — первой половине XV в. широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний. Произведения этого жанра стоят на грани жития и повести, и не всегда можно точно определить, к какому жанровому виду следует относить тот или иной конкретный памятник. Отдельные легендарно-исторические сказания, связанные с одним лицом, объединенные в единый текст, становятся житием (именно такого характера «Житие Иоанна Новгородского»), вместе с тем отдельные законченные эпизоды житийного текста по существу являются самостоятельными легендарно-историческими сказаниями, дошедшими до нас только в составе жития (таков характер многих эпизодов из «Жития Варлаама Хутынского» в Распространенной редакции этого Жития). Наиболее красочные легендарно-исторические сказания в конце XIV — первой половине XV в. создаются в Новгороде.

В легендарно-исторических сказаниях реальные исторические события получают легендарно-мистическое истолкование. Основа этого вида литературных произведений возникает и бытует в устном обращении задолго до фиксирования ее в письменном тексте, но в некоторых случаях возможно и письменное фиксирование легендарно-исторического сказания в близкое к событию время.

Цикл сказаний об Иоанне Новгородском

Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Сюжетом этого Сказания послужила неудачная осада Новгорода суздальскими войсками под предводительством сына Андрея Боголюбского Мстислава в 1170 г., окончившаяся поражением суздальцев. Сказание основано на краткой новгородской летописной записи о событии и устной легенде. Возникло Сказание в 40–50-е гг. XIV в. Победа новгородцев объясняется в Сказании чудесной помощью Богородицы.

Осажденные суздальцами новгородцы с тревогой ожидают штурма (под город пришли огромные военные силы). Во время ночной молитвы архиепископ Иоанн слышит чудесный голос, повелевающий ему вынести на «забрала» города икону Божьей матери из Ильинской церкви. Когда суздальцы, начиная штурм, обстреливают город стрелами и попадают в поставленную на городской стене икону, она поворачивается ликом к городу и плачет. На осадившие Новгород войска опускается тьма, и суздальцы начинают избивать друг друга.

Подробности описания крестного хода с иконой с Торговой стороны города на Софийскую, характеристика неуемной гордыни суздальцев (они уже до штурма разделили между собой новгородские улицы, чтобы грабить и избивать жителей), изображение плачущей иконы — все это должно было производить сильное впечатление на читателей и слушателей Сказания. О ярком зрительном восприятии развития сюжета Сказания свидетельствует новгородская икона «Битва новгородцев с суздальцами» второй половины XV в., где последовательно изображены все эпизоды Сказания. Эта икона — одно из замечательнейших произведений древнерусской живописи.

Сказание о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим. В «Сказании о битве новгородцев с суздальцами» Иоанн хотя и предстает как активное действующее лицо событий (он слышит глас, переносит с клиром икону из церкви на городскую стену, собирает слезы от иконы в свой фелонь), но все же не является главным героем повествования. Иное в Сказании о его путешествии на бесе. Здесь он от начала и до конца — главный персонаж повествования. Сама легенда о сказочном путешествии Иоанна на бесе возникла, по-видимому, очень рано, время же создания Сказания точно установить невозможно (вероятно, не позже 1440 г., когда Иоанн был признан местночтимым святым).

На осененном крестным знамением бесе Иоанн совершает в течение одной ночи путешествие в Иерусалим. За то, что Иоанн раскрыл тайну своего путешествия новгородцам, бес мстит святому: он устраивает так, что новгородцы обвиняют своего духовного пастыря в блуде.

Фольклорный мотив заклятого крестом и вынужденного тем служить человеку бесе широко распространен в мировой литературе. В Сказании мы встречаемся не с заимствованием этого эпизода из каких-то источников, а с оригинальной обработкой бродячего сюжета мирового фольклора. В основе Сказания лежала устная легенда об Иоанне Новгородском, а последняя в свою очередь восходит к сказочному фольклору Древней Руси.

В то же время в рассказе о чудесном путешествии Иоанна нашли отражение черты новгородского быта, ярко проявляется местный колорит. Эпизод с бесом, заключенным в сосуде, встречается в древнерусском житии Авраамия Ростовского (XV в.). Рассказ о мести беса, сходный в ряде ситуаций с соответствующей частью рассказа о путешествии Иоанна на бесе, есть в древнерусской повести «О Василии, епископе Муромском» (середина XVI в.). Оба эти памятника вторичны по отношению к Сказанию об Иоанне Новгородском.

Рассказ о путешествии Иоанна, о мести беса, о чудесном оправдании Иоанна от возведенной на него происками беса клеветы передан как удивительное и увлекательное происшествие. Отличительными чертами этого рассказа являются динамичность, острый сюжет и вместе с тем реалистичность изображения событий. Чудесен лишь сам факт, но изображение его жизненно и полно реальных ситуаций. Это сближает рассказ о путешествии Иоанна на бесе со сказкой. Описание мести беса близко к сказке и своим юмором, и своеобразным лукавством.

Сказание об обретении мощей Иоанна. Это сказание об Иоанне носит ярко выраженный церковно-религиозный характер. В нем повествуется о чудесном обозначении забытой гробницы Иоанна (маленький камень, упав на большую каменную плиту над гробом Иоанна, разбил эту плиту, так что стало видно, что под ней кто-то лежит в святительском одеянии), явлении святого в видении новгородскому архиепископу Евфимию II и перенесении мощей Иоанна в новое место архиепископом Евфимием II в 1440 г.

Это Сказание возникло в 40-х гг. XV в. и входило в число тех идеологических деяний, которыми Евфимий II стремился обосновать притязания Новгорода на особое положение среди Русских земель.

Повесть о Благовещенской церкви. Эта Повесть, также посвященная Иоанну, но не включенная в состав его Жития, была написана в Благовещенском новгородском монастыре не ранее 1310 г. и не позже начала XVI в.

Иоанн и его брат Григорий на деньги, оставшиеся после смерти родителей, стали строить каменный храм в Благовещенском монастыре, но у них не хватило средств. По молитве братьев Богородица дарует им золото и серебро, и они завершают строительство. Этот традиционный христианский мотив дара раскрывается в Повести не как религиозное чудо, а как чудо сказочное. Обращение братьев к Богородице мотивируется не столько их благочестиво-религиозными устремлениями, сколько земными чувствами: они обращаются за помощью, стыдясь того, что не смогли завершить начатого дела. Сказочный характер Повести особенно ярко проявился в рассказе о том, как братьям была оказана помощь: серебро и золото приносит им в притороченных к седлу мешках сказочный конь, красочно описанный рассказчиком. Этот конь-помощник, хотя он и послан братьям божественным Провидением, напоминает волшебного Сивку-бурку, который неожиданно появляется по зову сказочного героя и так же мгновенно исчезает, исполнив его повеление.

* * *

«Сказание о битве новгородцев с суздальцами» дошло до нас и в большом числе отдельных списков, в составе сборников, и вошло в «Житие Иоанна Новгородского», созданное в 70-х гг. XV в. «Сказание о путешествии на бесе» и «Сказание об обретении мощей Иоанна» сохранились только в составе Жития Иоанна. «Повесть о Благовещенской церкви» дошла в небольшом числе списков и, как правило, в виде приложения к тексту Жития. Как замечает Д. С. Лихачев, «чем более популярно было ходячее сказание, рассказ, легенда в данной местности, тем иногда труднее было ему проникнуть в письменную литературу средневековья: не было нужды фиксировать и заносить в рукописи то, что было известно всем. Лишь необходимость ввести то или иное сказание в богослужение, в летопись, обработать его литературно могла спасти его от забвения». Популярность Иоанна Новгородского в Новгороде, то, что в 70-х гг. XV в. было создано его Житие, сохранили для нас легенды о нем. Легенды эти, хотя они и дошли до нас уже в переработанном для Жития виде, близки и по содержанию и по характеру рассказа к устному народному творчеству, и в этом их особая ценность. Большое число новгородских легенд разного времени сохранила нам Распространенная редакция «Жития Варлаама Хутынского», созданная уже в XVI в. Эти факты свидетельствуют о бытовании в устной традиции, а возможно, и в не дошедших до нас записях огромного количества легендарных преданий, удовлетворявших эстетическим потребностям широких слоев населения.

Следующая глава >>

Побежденные и легендарные

Побежденные и легендарные Почему-то принято считать, что если в хрониках названа точная дата и место свершения какого-либо события, то это событие подлинное, так называемое — историческое. Как будто нельзя сфальсифицировать сообщение о нем, внаглую выдав эту

Непобедимые и легендарные: прощупывание

Непобедимые и легендарные: прощупывание Непобедимых армий не бывает, заверил летом сорок первого года разгромленный товарищ Сталин, и в данном случае был совершенно прав.В середине XIII века монголов боялись все, а они – никого. Монголы были непобедимы. Но во второй

ЛЕГЕНДАРНЫЕ АМАЗОНКИ

ЛЕГЕНДАРНЫЕ АМАЗОНКИ Историческая литература, легенды и предания сохранили до наших дней сведения о существовании в районе Каспия, Кавказа и Черного моря легендарных царств амазонок. О них сообщали Гомер, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский…Дионисий, живший в

Легендарные Диоскурия и Себастополис

Легендарные Диоскурия и Себастополис Волны лениво лижут развалины старой турецкой крепости и остатки былых бастионов, а на дне Сухумской бухты покоится мир древних развалин. Вдалеке виднеются горы, и, может быть, в один из ясных дней увидели их в сиянии белых снегов

Легендарные крепости Грузии

Легендарные крепости Грузии На протяжении многих веков Грузии, как и всему Кавказу, приходилось защищаться от бесконечных вражеских нападений, поэтому здесь строилось много военных укреплений и селений-крепостей. Ацкури, Хертвиси, Хулути, Абиси, Ксани, Амета, Рухи…

Глава I ЛЕГЕНДАРНЫЕ КАМНИ

Глава I ЛЕГЕНДАРНЫЕ КАМНИ Положение мегалитических памятников, их размер, их часто удивительный внешний вид, тот факт, что они встречаются прежде всего в пустынных или диких местах, — все это побуждало многие поколения задаваться вопросом о происхождении этих камней, о

Римлянки легендарные

Римлянки легендарные Если современные ученые только в конце XX в. установили, что мужчины происходят с Марса, а женщины с Венеры, то римляне всегда знали: их женщины принадлежат к совсем иному народу. Они – потомки сабинянок, которых похитили первые обитатели Рима по

Легендарные острова

Легендарные острова На старинных картах, изображающих Атлантику, можно найти названия островов, бесследно исчезнувшие с нынешних карт: Святого Брандана, Бразил, Антилия, Дез, Семи городов, Зеленый остров и множество других. На одной из карт начертано: «Есть 150 далеких

Легендарные города

Легендарные города После того как Генрих Шлиман отыскал Трою, а сэр Артур Эванс раскопал дворец царя Миноса на Крите, ученые стали больше доверять легендам и мифам, содержащим рациональное зерно. Пусть народная фантазия и приукрашивает богатство и могущество

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВРЕМЕНА

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВРЕМЕНА Российская история легендарна в прямом смысле. Исторические легенды веками формировались по заказу Власти — и всеми средствами вбивались в головы подданных. Мифология о временах царевны Софьи — яркий пример трехвековой преемственности

Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

ТЕСТ

по учебному предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

(входной контроль)

Инструкция. Читайте внимательно задания. Из перечисленных вариантов ответа отметьте правильный. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задания не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. В результате из выбранных букв составьте фразу русского писателя и поэта. Запишите её в ответе.

Критерии оценки

«5» — 12 – 14 баллов;

«4» — 10 – 11 баллов

«3» — 8 – 9 баллов

«2» — менее 7 баллов

Древнерусская литература относится к :

(отметь верный ответ)

П. — 12 веку;

Р. – 11-13 векам;

С. – 11-17 векам.

Произведениядревнерусской литературы – это

(отметь лишнее):

Ж. – «Повесть временных лет».

З. – «Горе от ума».

И. – «Слово о полку Игореве».

К. – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Л. — «Евгений Онегин».

Литературные направления в русской литературе возникли:

(выбери букву верной даты) :

классицизм — Ё. 17 век, Е. 18 век;

сентиментализм – Г. 18 век, Д. 19 век;

романтизм – И. 19 век, К. 20 век.

Авторы и произведения русской литературы 18 века — это

(отметь лишнее):

Р. — М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…1747 года».

С. — Г. Р. Державин. «Фелица».

Т.- М. А. Шолохов. «Судьба человека».

У — Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

Ф. — Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

5. Русские романтики – это

(отметь лишнее) :

Ш — К.Ф. Рылеев,

Щ. — В.А.Жуковский,

Ъ. — А.С.Пушкин,

Ы. — М.Ю. Лермонтов,

Ь. – А.Н. . Островский.

6. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

А. — Кому из героев принадлежат следующие слова

(выбери букву правильного ответа):

«И дым Отечества нам сладок и приятен»-

Ж. Фамусов, З. Чацкий

«Герой не моего романа» —

Я. Лиза, А. София

«Злые языки страшнее пистолета» —

М. Лиза Н. София

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца» —

Ы. Молчалин Ь. Фамусов

7. С. Пушкин.

Даты, события

(Отметь верный ответ)

1)А.С.Пушкин родился

С — в Москве;

Т — в Санкт-Петербурге;

У- в Михайловском.

2)В лицее Пушкин написал:

Л.-«Воспоминания в Царском Селе»

М.- «Деревня»

Н. – «Лицинию».

3) Кто из великих поэтов 18 века «в гроб сходя, благословил» поэта?

Ю.– Ломоносов

Я — Державин

19 октября в жизни А.С. Пушкина:

М — день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями:

Н – день окончания Лицея.

Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась

И — 27 января 1837 года:

Й — 6 июня 1837 года.

8. Лирика А.С.Пушкина

Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

(выбери правильный ответ):

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В — «К Чаадаеву»

Г – » К морю»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Е – «Осень»

Ё – «В Сибирь»

3) Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Л – «Я вас любил»

М — «К ***»

9. Роман «Евгений Онегин»

О каких героях романа идет речь в приведенных отрывках

(выбери правильный ответ):

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно….

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

И – Евгений Онегин

Й — Владимир Ленский

2) С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Л – Евгений Онегин

К — Владимир Ленский

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан…

И- Ольга Ларина

Й – Татьяна Ларина

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Ф- Ольга Ларина

Х – Татьяна Ларина

10. Выберите правильный вариант ответа из текста, отвечая на вопрос

1) Почему Татьяна влюбилась в Онегина:

К — Как он, она была одета

Всегда по моде и к лицу

Л — И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

2) Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны:

Ю — Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Я — Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

3) Почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским:

Г- В разборе строгом

Он обвинял себя во многом…

Д — …в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист….

И вот общественное мненье!

4) Почему Татьяна, выйдя замуж, не отвечает на чувства Онегина:

Д — Из «боязни тайной,

Чтоб муж иль свет не угадал

Проказы, слабости случайной»

Е — Я вас люблю (к чему лукавить)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

11. Изображение дворянства в романе

(выберите верный ответ)

1) Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна

Иван Петрович так же глуп…

И- поместное дворянство

Й- светское общество

2) Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством…

Е- поместное дворянство

Ё- светское общество

М.Ю.Лермонтов.

12. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

(выберите правильный ответ):

Погиб Поэт! – невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести.

Поникнув гордой головой!…

Р- «Поэт» С — «Смерть Поэта»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

Т — «Родина»

У — «Молитва».

Роман «Герой нашего времени»

(выберите правильный ответ):

Герой какого исторического времени представлен в романе

Ы- 10-20 годов 19 века

Ь- 30-х годов 19 века

Главный герой романа –

Н — Григорий Александрович Печорин

О- Бэла

в- Максим Максимыч

В первой части романа повествование ведется от лица:

А- Максима Максимыча

Б – Печорина

В- автора

Во второй части романа повествование ведется от лица:

Т- Максима Максимыча

У – Печорина

Ф- автора.

Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …»

К- «скрытности характера»

Л- «скованности характера».

Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или …»

А – » злого нрава, или глубокой постоянной грусти»;

Б- «внутренней болезни, или холодного ума».

Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов 19 века, оказался «лишним человеком»?

Завершите цитату, отвечая на вопрос

«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился?…А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»

С- «не угадал цели в своей жизни…»

Т- «не угадал этого назначения…».

14.Н.В. Гоголь.

1) Повесть «Шинель» входит в цикл повестей

(выберите правильный ответ):

Я-«Миргород»

А –»Петербургские повести»

Мертвые души» — это

Л – роман,

М- поэма.

Основа сюжета

А- афера Чичикова;

Б- глупость помещиков;

В- жадность чиновников.

Главный герой поэмы Гоголя –

Ю – собирательный образ помещиков и чиновников николаевской России;

Я- собирательный образ Родины;

А – забитый, но трудолюбивый русский народ;

Б – Чичиков.

Завершите цитату: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и …»:

Ё- «пошел себе добывать пропитание»;

Ж- «пошел себе по дрова»»

З – «пошел рубить себе новую избу».

Завершите цитату: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою…»:

В – «все свои сбережения…»;

Б- » все свое человеческое достоинство…»;

А- «все человеческие движения…».

Завершите цитату: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…»:

Л- «нет ответа»;

М- «Не дает ответа»;

Н- «Молчит Русь,

только чудным звоном заливается колокольчик».

15. Главная тема «Слова о полку Игореве»:

Ж. Единство и укрепление границ России.

З. Ответственность за совершаемые деяния.

И. Мужество и героизм русских воинов.

16. «Путешествие из Петербурга в Москву написано в жанре:

Л. Психологического очерка.

М. Путевых заметок.

Н. Повести.

17. Крылатое выражение из комедии «Недоросль» Фонвизина:

В. «Не хочу учиться, хочу жениться».

Б. «И крестьянки любить умеют».

А. «А судьи кто?»

18. Образ Петербурга есть в произведении:

Р. «Дубровский» (Пушкин)

С. «Горе от ума» (Грибоедов)

Т. «Евгений Онегин» (Пушкин)

19. Назвать автора рассказа «Матренин двор»:

В. Шолохов

Г. Твардовский

Д. Распутин

Е. Солженицын

20. Автор стихотворений «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Край ты мой заброшенный»:

И. Тютчев

Й. Фет

К. Ахматова

Л. Есенин

21. Жанр произведения Булгакова «Собачье сердце»:

Ы. Юмористическая повесть

Ь. Сатирическая повесть

Ъ. Сатирический роман

22. По мнению профессора Преображенского, разруха поселяется:

М. В сердцах людей

Н. В головах людей

О. В домах людей

23. Фраза «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы»- содержит:

Б. Гиперболу

А. Метафору

В. Аллегорию

24. Какое произведение повествует о Великой Отечественной войне

Э. «Собачье сердце»

Ю. «Матрёнин двор»

Я. «Судьба человека»

Рабочий лист студента

Группа ________ Ф.И.О.__________________

1. – _

2. – _

3. – _ , _ , _

4. –_

5. – _

6. — _ , _, _ , _

7. 1-_ ; 2- _ ;3- _ ; 4 – _ ; 5 – _ ;

8. –1 – _ ; 2 – _; 3 – _

9. – 1 – _ ; 2 – _ ; 3 – _ ; 4 – _ ;

10. – 1- _ ; 2 – _ ; 3 – _ ; 4 – е;

11. 1 __; 2 – _.

12. 1 – _; 2 – _;

13. 1 – _; 2 _; 3- _ ; 4 – _ ; 5 – _ ; 6 – _ ; 7 – _ ;

14 1- _ ; 2 – _ ; 3 – _ ; 4 – _ ; 5 – _ ; 6 – _ ; 7 – _ .

15. __

Эталоны ответов (ключи)

1. – с

2. – л

3. – е, д, и

4. –т. (Шолохов)

5. – ь. (А. Н. Островский)

6. — з, а, м, ы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *