Права сословия духовенство

Тест по истории средних веков по теме:

«Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

Часть 1.

1.Дайте понятие определению: » Особый налог в пользу церкви, составляющий

одну десятую часть дохода»

1. анафема, 2. индульгенция, 3. десятина, 4. догмат.

2.Что такое индульгенция?

1. разделение церквей, 2. особый налог в пользу церкви,

3. грамота о прощении грехов, 4. церковный суд.

3.Кто входил в первое сословие:

1.епископ, 2. крестьяне, 3. дворяне, 4. горожане

4.В каком году произошло разделение единой христианской церкви на

восточную и западную:

1.в 1096, 2. в 988, 3. в 1154, 4. в 1054.

5.Кто был главой восточной ветви христианства:

1. Папа, 2. Патриарх, 3. Епископ, 4. Митрополит.

6.Дайтепонятие определению: «Непреложная истина»

1.догмат, 2. индульгенция, 3. инквизиция, 4. сословие.

7.Кого называли еретиками:

1. инициаторов разделения церквей, 2. палачей,

3. противников господствующего вероучения, 4. тех, кто принадлежал к особой группе людей со строго определенными правами и обязанностями.

8.Кто входил во второе сословие:

1.духовенство, 2. горожане, 3. рыцари, 4. крестьяне.

9.С какой целью создавались монашеские ордена:

1. с целью борьбы с еретиками, 2. с целью организации церковного суда,

3. с целью разделения церквей, 4. с целью сбора десятины.

10.Кто входил в третье сословие:

1. духовенство, 2. горожане, 3. еретики, 4. монахи.

Часть 2.

ОТВЕТЬТЕ : Что это?

1. Специальная грамота об отпущении грехов _____________________________________

2. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями,

передающимися по наследству ________________________________________

3. Противник господствующего вероучения церкви ______________________________________

4. Организация монахов или рыцарей с определенными целями и

правилами поведения ________________________________________

5. Особый налог на содержание духовенства и храмов ___________________________________

6. Первое высшее сословие, обязанность которого была молитва _______________________________

7. Специальный церковный суд _____________________________________

Часть 3.

Заполните пропуски в тексте.

Тест по истории средних веков по теме: _______________________________ ф.и. ________ класс

«Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

Часть 1.

ОТВЕТЬТЕ : Что это?

  1. ______________________________ 5. _________________________________

  2. ______________________________ 6. _________________________________

  3. ______________________________ 7. _________________________________

  4. ______________________________

Часть 3.

Заполните пропуски в тексте.

  1. __________________________________ 4. ___________________________________

  2. __________________________________ 5. ___________________________________

  3. ______________

ОЦЕНКА

Тест по истории средних веков по теме: _______________________________ ф.и. ________ класс

«Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

Часть 1.

ОТВЕТЬТЕ : Что это?

В начале ХХ века стремление российского духовенства помогать нуждающимся привело их в общественную, а затем и политическую деятельность. Священники активно участвовали в первой революции и наращивали свое представительство в депутатском корпусе, где выступали на защиту широко спектра прав разных сословий. Все это привлекло внимание церковного суда.

О гражданской деятельности духовенства в межреволюционные годы рассказывает в девятнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

В начале XX века в России обострялся масштабный социально-экономический кризис. Его можно было разрешить либеральными реформами сверху, однако они своевременно не последовали, и страна неудержимо катилась к революционному варианту разрешения накопившихся противоречий.

Во всех этих процессах принимали активное участие и представители духовенства. Так, среди революционеров-народников дети священников составляли 22%, и это при том, что удельный вес этого сословия во всем населении равнялся 0,9%.

Российское духовенство, особенно в нижнем звене, довольно откровенно и громко возвышало свой голос в защиту своих прихожан из рабочих и крестьян. Священники стали публиковаться в периодических изданиях и не только в епархиальных ведомостях. Обсуждали они и свое собственное положение, а также нужды, причем выходя на широкие обобщения правового и политического характера. Они понимали, что защита их прав и интересов зависит от решения вопросов общегосударственного уровня.

Духовенство по мере сил старалось помогать нуждающимся людям. Священники массово принимали участие в учреждении многочисленных благотворительных организаций. По данным переписи 1897 года при храмах действовало 17,3 тыс. благотворительных организации, большинство из которых возникли по инициативе и при участии их настоятелей.

Ярким примером священника-подвижника, считавшего своим долгом помогать бедному люду, может служить Георгий Апполонович Гапон. В 1902 году он составил проект новой системы благотворительных учреждений. А затем учредил и возглавил нечто вроде профсоюза — «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».

Самозабвенно и самоотверженно работая в среде питерских рабочих и бедняков он скоро приобрёл огромную популярность. Чаще всего его помощь и заступничество оказывались в сфере прав человека. Ему нередко случалось отстаивать простых людей от различных несправедливостей, чем он вызывал к себе нерасположение и вражду со стороны власть имущих.

Наталкиваясь на сопротивление чиновников, Гапон говорил: «До царя дойду, а своего добьюсь». Известно, чем закончилось это хождение к царю 9 января 1905 года. И тогда поп Гапон призвал рабочих к забастовке. Таким образом, именно действия священника послужили поводом к началу Первой русской революции.

Итогом революции явилось дарование российскому населению всевозможных свобод: свободы слова, свободы печати, свободы союзов, свободы вероисповедания и т.п. Духовенство получило право участвовать в деятельности внецерковных общественных организаций при условии, что в их программах или действиях не содержалось «нечто явно противное учению и правилам» РПЦ.

Принципиальные изменения произошли и в сфере формы государственного правления: в России появился законодательный орган – Государственная Дума и Государственный Совет.

В Основных государственных законах Российской империи исчезло упоминание власти императора как неограниченной, а ст. 86 гласила: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и восприять силу закона без утверждения Государя Императора».

Таким образом в России был учрежден парламент, депутаты которого избирались населением. Переход законодательной власти в руки выборных от народа позволяет нам говорить о введении ограниченной, т.е. конституционной монархии.

Право избирать и быть избранными в состав Государственной Думы получили и священники. С 1906 года Синод имел право назначать в верхнюю палату российского парламента – Государственный Совет — 6 представителей: по три от белого и черного духовенства.

Священнослужители также приняли активное участие во всех четырех выборных кампаниях в нижнюю палату парламента – Государственную Думу. Примечательно, что представительство духовенства в течение всего думского периода возрастало. В первую Думу было избрано 6 священников, во вторую – 13, в третью 45 священников и 2 епископа, а в последнюю четвертую 48 священников и 2 епископа.

Интересно, что депутаты духовенства в Думе как правило занимали активную гражданскую позицию и не были номинальными представителями своего сословия. Однако в советской историографии при описании расстановки политических сил в российском парламенте было принято относить всех депутатов священников к правому реакционному крылу.

Подобные утверждения не соответствует действительности, по крайней мере, не относится к большинству представителей духовенства в Думе. Так, после роспуска первой Думы в июле 1906 года оппозиционные царской власти депутаты удалились в Выборг и в знак протеста против роспуска парламента подписали знаменитое Выборгское воззвание, в котором призывали народ не платить правительству налоги, не отдавать своих детей в царскую армию и т.п. Всего подписантов было 180 человек и среди них было два священника. Все депутаты, подписавшие воззвание, были затем отданы властями под суд.

Если анализировать выступления депутатов-священников и результаты их голосования, то однозначно приходим к выводу о том, что в первой и второй Думах большинство из них примыкало к левым и либеральным фракциям. А вот в более консервативных третьей и четвертой Думах большая часть депутатов-священников поддерживала правых и националистов.

Значительное расширение гражданских прав всего населения Российской империи коснулось и духовного сословия. И священники все более активно стали пытаться действовать в создававшихся структурах гражданского общества.

Однако произошедший откат революции и наступивший период реакции породили у многих низовых священников разочарование в результатах Первой русской революции, что вызвало рост в их среде оппозиционных настроений. Это не обязательно приводило их в политические партии, но отразилось на их служении и поведении в быту.

Церковное начальство отмечало, что протест приходского духовенства выражался чаще всего в их «отклоняющемся поведении» в разных смыслах. С такими последствиями революции Синоду и приходилось бороться.

Церковный корпоративный суд к этому времени устарел: судебная реформа 1864 г. совершенно не коснулась церковного судопроизводства. Большинство дел о проступках духовных лиц не подпадало под действие светского суда и рассматривалось в Духовной консистории.

В светских судах подлежали рассмотрению: 1) судебные тяжбы между священниками и священников с мирянами о невыполнении договора или обязательства, а также иски о возмещении убытков; 2) преступления против законов государства; 3) тяжкие уголовные преступления. Все остальные правонарушения, совершенные духовными лицами, рассматривал исключительно церковный суд.

Церковное законодательство предусматривало по отношению к правонарушителям следующие наказания: 1) лишение священнослужителей сана с исключением из духовного ведомства; 2) лишение священнослужителей сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях; 3) временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники; 4) временное запрещение в священнослужении без отрешения от места, но с возложением эпитимии в монастыре или на месте; 5) временное испытание в архиерейском доме и монастыре; 6) отрешение от места; 7) исключение за штат; 8) усугубление надзора; 9) пеня и денежное взыскание; 10) поклоны; 11) строгий и простой выговор; 12) замечание.

Анализируя статистику решений церковных судов можно прийти к выводу о том, что судебные церковные власти довольно «щадяще» поступали по отношению к священникам, допустившим проступки.

Трудно сказать, что права низших священнослужителей при этом нарушались, скорее наоборот: заметно «бережное» отношение руководства к своим «кадрам». Возможно, это было следствием того, что и в высших кругах РПЦ зрело недовольство царским режимом.

Передовые конституционные и либеральные идеи просачивались и в эту среду. Поэтому накануне рубежного 1917 года вряд ли можно считать духовенство «верным стражем самодержавия» и охранителем царского трона. Такой вывод прекрасно подтвердится в ходе будущих революционных событий.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 30 апреля

XVII век стал временем оформления сословий в Русском государстве. Сложилась иерархическая система, в том числе и духовенства. Усиливается роль влияния церкви на государство. Оформлялись первые попытки ограничить духовную власть и подчинить светской.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Никон хотел большего: подчинить государство церкви, но Алексей Михайлович дал понять Патриарху, что не доволен его дальнейшими действиями. В итоге, с Никона был снят сан Патриарха, и он вынужден был отправиться в ссылку.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *