Православие и богатство

Мы часто слышим о духовном наследии того или иного народа, той или иной страны, о его значимости. Но правда ли духовность важна? И вообще, что она из себя представляет? Я думаю, что духовность, в первую очередь, это достижения, опыт человечества в разных сферах, а также ее историческое наследие. Например, различные исторические события; то, что накоплено человечеством в ходе своего развития , а также люди, сделавшие что-либо значимое, запомнившееся в народе. Главным критерием духовности, по-моему, является то, что обо всех этих фактах, событиях, людях должно знать общество. Оно необходимо для повышения гуманизации.

В современном мире, когда везде царит виртуальность, когда различные гаджеты заменяют живое общение, а все новости узнают в основном из Интернета, многие духовно бедны. Они не знают о всем многообразии нашего мира, о великих именах, событиях. Я хочу привести следующие слова Омара Хайяма, которые, я думаю, наиболее полно раскрывают истинную значимость духовности: «В этом темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится».

Данная тема, по-моему, очень актуальна, потому что нельзя забывать то, что человечество накапливало, творило годами. А почему это все нужно? Я думаю, что ответ очевиден: для того, чтобы мир существовал, чтобы существовала преемственность поколений, чтобы люди любили, уважали не только себя и свой народ, но и других. Потому что если человек не будет знать историю, о людях, которые прославились благодаря невероятным открытиям, поступкам, на которые не способен каждый, то тогда бы невозможно было говорить о народе, о культуре, о духовности вообще.

В доказательство всего вышесказанного хочу привести примеры. Стоит вспомнить подпольное антифашистское движение «Молодая гвардия», действовавшее во время Великой Отечественной войны, участниками которого были молодые парни и девушки. Они совершали различные военные операции, чтобы помешать фашистам, которые направлялись на них. Когда все участники организации были пойманы, ни один из них не предал друг друга, не рассказал о действиях своей организации. Они подвергались жестоким пыткам и в конце концов были убиты, но патриотизм, сила духа, чувство долга не позволяли им предать своих друзей, свою организацию, свою страну.

Также хочется рассказать об Иване Ткаченко, бывшем игроке хоккейного клуба «Локомотив». Он активно занимался благотворительностью, но об этом никто не знал. 7 сентября 2011 года вместе с командой «Локомотив» он разбился на самолете. Оказывается, за 15 минут до гибели перечислил 500 тысяч рублей на счет 16-летней девочки Дианы Ибрагимовой, больной раком. Как выяснилось позже, деньги он перевел днем раньше. Перед посадкой в самолет Иван просто проверил, дошел ли перевод. Но это был далеко не единственный раз, когда Ткаченко перечислял крупные суммы нуждающимся в средствах на лечение детям.

Также и в повседневной жизни существует множество добрых дел, открытий и всего самого интересного и познавательного, и чтобы ощутить себя духовно полноценным человеком, необходимо эту духовность пополнять.

В заключение всего вышесказанного хочу сделать вывод о том, что наш мир очень богат духовно и очень важно, чтобы об этом богатстве знало общество, на их основе получало опыт, чтобы в дальнейшем духовно обогащаться еще больше.

#благотворительность

Тема денег — тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще — бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это — особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

***

— Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

— И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

— И я…

— И я… Еще и прихварывать начал.

— А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

***

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те — это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

***

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

***

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали — слава Богу! Нет — тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

***

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка — товар, ей и цена есть. А молитва — дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву — грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам — Господа, а вы мне — серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

***

Денежные отношения — сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы — это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.

Культурный отдых в столице Удмуртии разнообразен, и при этом, имея совсем небольшую сумму, можно отлично провести свободное время.

Для жителей Ижевска всегда открыты двери музеев. Тем более, для того чтобы интересно, а главное — с пользой провести время, не нужно много денег.

Например, выставочный центр «Галерея» приглашает всех желающих за символическую плату посетить персональную выставку Анатолия Лукина «Васнецовские пленэры». Посетителям будут представлены около 40 работ глазовского художника — пейзажи, натюрморты, портреты. Яркие, насыщенные картины оценит каждый посетитель экспозиции. Выставка продлится до 25 февраля.

Стоимость билета: 50 рублей для взрослых, 30 рублей для студентов, детей и пенсионеров.

Контакты: ул. Карла Маркса, 244-а; тел.: (3412) 43-25-70, 43-33-68.

Многие жители Ижевска не посещали выставки…с оружием. Пора наверстывать упущенное!Фото: Константин ИВШИН

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств можно увидеть любопытный проект Александра Шадрина «Керамика и графика Пабло Пикассо». Вся страстная и пылкая натура испанского художника представлена в знаменитых кубистических женских портретах, в работах на тему «Вакханалия». Кроме того, посетители выставки увидят известный символ Мира, право на использование которого Пикассо подарил движению пацифистов. Выставка продлится до 28 февраля.

Стоимость билета: 150 рублей.

Контакты : ул. Кирова, 128; тел.: (3412) 43-17-85.

Выставка, где будет представлена снайперская винтовка Драгунова (СВД) или, как ее окрестили журналисты — «Русская легенда», пройдет в МВК стрелкового оружия им. М. Калашникова. Экспозиция поведает об истории создания и применения знаменитого ижевского образца, об уникальной конструкции СВД и об истории создания снайперского оружия. Также почти даром можно будет посмотреть выставку «Ружье, мундир и оловянный солдатик» из коллекции мемориального музея А. В. Суворова города Санкт-Петербург. Экспозиция представит уникальные образцы холодного и огнестрельного оружия. Кроме того, посетители выставки увидят шпагу, принадлежавшую Александру Суворову, а также огромную коллекцию мундиров эпохи Павла Первого. Полюбоваться «Русской легендой» можно до 15 мая, а посетить вторую экспозицию — до 28 февраля.

Стоимость билета: 80 рублей (за каждую выставку).

Контакты: ул. Бородина 19; тел.: (3412) 51-34-52, 51-36-50.

Мастер-классы придутся по вкусу и детям, и взрослымФото: Константин ИВШИН

Развлечь не только себя, но и своего ребенка за символическую плату можно в Государственном театре оперы и балета , где состоится спектакль «Щелкунчик» — одноактная хореографическая фантазия по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эта театральная постановка подарит массу эмоций и оставит приятные воспоминания. Представление состоится 24 февраля в 11.00 и в 14.00, а также 15 марта в 18.30 и 16 марта в 18.00.

Стоимость билета: 24 февраля — 120 рублей, 15 и 16 марта от 200 рублей в зависимости от места.

Кроме детских постановок, в Театре оперы и балета можно посмотреть и музыкальную комедию в двух действиях «Дамских дел мастер», которая повествует о любовных похождениях парикмахера, решившего поправить свои финансовые дела с помощью женитьбы на богатой, но глупой даме.

Представление состоится 2 марта в 18.00.

Стоимость билета: от 100 до 180 рублей.

Контакты: ул. Пушкинская, 221; тел.: (3412) 68- 42-71.

Можно воспользоваться последним холодным месяцем и отдохнуть по-зимнему активно

Уютную и домашнюю атмосферу можно найти в антикафе » Baker street » . Тем, кто хочет отдохнуть от суеты, расслабиться при минимальных затратах, здесь самое место. Особенность антикафе в том, что посетителям нужно платить лишь за время, проведенное внутри. Все остальное — совершенно бесплатно. Еда, напитки, книги, Интернет, настольные игры разрешаются в неограниченном количестве.

Стоимость: минута первого часа — 2 рубля, все последующие минуты — 1 рубль.

Адрес » Baker street » : ул. Красная, 133, тел: (3412) 95-69-29.

Те, кто любит активный отдых и при этом не желает сильно тратиться, могут посетить пробное занятие фитнесом в спортклубе «Чемпион». Новичку предоставляется выбор: или пойти в тренажерный зал, или же по предварительной записи попасть на персональную тренировку.

Стоимость: бесплатно.

Контакты: ул. Свободы, 139; тел.: (3412) 78-48-38.

Теперь даже в кафе можно не раскошеливаться!Фото: Константин ИВШИН

Для тех, кто еще не умеет или просто хочет отточить технику катания на коньках, в «Омеге» проводятся бесплатные мастер-классы. Опытный тренер даст нужные советы и поможет лучше освоиться на льду. Мастер-классы продлятся до 31 апреля, проходят они по субботам и воскресеньям с 11.00 до 12.00.

Стоимость: бесплатно.

Контакты: ул. 10 лет Октября, 32; тел.: (3412) 91-26-53.

Режим работы: пн- чт, вс с 10.00 до 23.00, пт- сб с 10.00 до 05.00.

Окунуться в новогоднюю сказку можно, посетив зоопарк Удмуртии, где с ветерком вас прокатит в своих сказочных санях Дед Мороз. Катания проходят каждые выходные с 12.00 до 15.00. Так что у всех желающих есть возможность окунуться в зимнюю сказку, если мысли о весне еще далеко.

Стоимость билета: взрослый -100 рублей, детский — 50 рублей (исключительно за вход).

Контакты: ул. Кирова, 8; тел.: (3412) 59-60-61.

Мастерить своими руками — лепить фигурки из соленого теста, расписывать матрешек — научат в Русском доме, где открылась научно-познавательная площадка «Эврика». В течение всего дня, каждый час — сеанс в кино на экране кинозала, для детей — сборники интересных мульфильмов, сюжеты о природе.

Стоимость: от 100 до 150 рублей.

Контакты «Русского дома»: Воткинское шоссе, 118; тел.: (3412) 45-75-66.

Религия и богатство

2013-05-27 В. Давидсон, кандидат физико-математических наук, профессор Версия для печати

Вероятно, во времена, когда произошло разделение труда, появились рабы, наемные пастухи, ремесленники и воины, появились и богатые люди, появились и сами понятия бедности и богатства. Во всяком случае, уже в Ветхом завете (4 — 5 тысяч лет тому назад) упоминаются как нищие, так и владельцы тысячных стад скота, а золото и серебро считаются мерой богатства. И неизбежно, немедленно, с появлением разделения людей на бедных и богатых, должны были возникнуть и размышления о том, откуда берутся богатства и справедливо ли накопление богатств у одних, при нищенстве других. Последний вопрос получил однозначное решение в раннехристианской этике. В евангелии от Матфея (6.19) читаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», — и далее (6.24), — «Не можете служить богу и мамоне (богатству)» (одновременно).
Происхождение богатства раскрывается в притче (25.27), в которой хозяин поучает нерадивого раба: «… надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью». Христу приписывается заповедь ( От Луки. 12.15) «…берегитесь любостяжания», и его же всем известное из различных евангелий поучение (например, от Матфея, 25.24): «… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство божие». Апостолы, слушавшие это поучение Христа, как свидетельствуют евангелия, чрезвычайно изумились и говорили между собой: так кто же может спастись? Правда, Христос в назидание ученикам дал совет одному юноше (от Матфея, 19.21): «… пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною». Но вот беда (цитируем далее, там же, 19.22), «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (здесь и далее выделено мною. В.Д.) Стало быть, — уже тогда, — две тысячи лет тому назад, возник вопрос, как примирить стремление к богатству и «спасение на небесах», куда вход богатым запрещен (ведь всякий понимает, что верблюду и стараться нечего в игольное ушко протиснуться). Так эта проблема и стоит перед христианством до наших дней.
В качестве примера того, как современным церковникам приходится вертеться, чтобы оправдать стремление стяжателей к обогащению, очень показательны некоторые материалы журнала «Эксперт» (Россия) №1 (833) 24.12.2012 года. Чтобы понять социальную нишу журнала, заметим, что реклама соответствующего телеканала «Эксперт» объявляет его «первым каналом русской буржуазии», а рецензируемый номер журнала посвящен месту религии в современном мире, с точки зрения, естественно, буржуазии.
Особый интерес представляет беседа журналистки Елены Борисовой с игуменом Филиппом, опубликованная в «Эксперте» под заголовком «Не оттолкнуть человека». Игумен — это монашеское звание. Филипп был пострижен в монахи в 1992 году в 35-летнем возрасте, после развала Советского Союза. Пикантность ситуации состоит в том, что будущий монах (в миру Симонов Вениамин Владимирович), ко времени пострижения, окончил Московский государственный университет и защитил кандидатскую диссертацию, к моменту же интервьюирования он — доктор экономических наук, (с благословения архиерея) директор департамента макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации (!) и одновременно -заведующий кафедрой истории церкви исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Так что не вызывает сомнения квалификация игумена Филиппа, как в делах православного богословия, так и в экономической науке.
Тем более, интересно следующее заявление игумена Филиппа: «Думаю, что любой предприниматель, православный или не православный, понимает, что те дополнительные доходы, которые в марксизме называют прибавочной стоимостью, а далее — прибылью, получаются не вполне социально естественным путем (довольно заковыристо сказано — В.Д.), а являются результатом эксплуатации. А эксплуатация — это присвоение чужого труда. А присвоение чужого труда есть воровство». Насчет того, любой ли предприниматель отдает себе отчет, что ворует, оставим на совести Филиппа, но, по сути, возражать не приходится. Игумен пишет: «Сказано же: «не укради». А выходит — нарушение заповеди, грех». Где же выход? Филипп описывает психологию прежнего купца, перед которым возникают два варианта действий «для спасения». Первый вариант — отмолить грех (как красочно выражается за купца Филипп, «пойти лоб по церквам расшибать»). — Так ведь некогда — бизнес, времени нет. Ну, раз сам не может пойти «лоб расшибать», то — может построить церковь, в надежде, что кто-то его грехи отмолит. Либо — второй вариант: «тем, у кого украл, отдать. Хоть что-то (!)». В качестве примеров такого православного предпринимательства игумен приводит деятельность владельцев Прохоровской и Морозовской мануфактур на рубеже XIX-XX веков, которые строили приличные дома для рабочих, открывали столовые, медпункты, школы при фабриках. «И все это обустраивалось из кармана предпринимателя» — замечает доктор экономических наук игумен Филипп. Правда, в карман предпринимателя «дополнительные доходы» попадали, как мы помним, «не вполне социально естественным путем», но на то уж, видимо — воля божья. Кроме того, выбор то для православного предпринимателя свободен. Может отдать хоть что-то, а сколько будет это, — «хоть что-то», ведь остается самому решить. А можно и не отдавать, а вместо школы церковь воздвигнуть. А то и просто «лоб расшибить» — отмолить, — себе дешевле. Это сам православный предприниматель решит, как ему перед богом оправдаться за грех «не вполне социально естественного богатства».
Переходя к современности, игумен Филипп замечает, что нынешние предприниматели не только шибко грамотные, но и в богословии многие поднаторели. «Часть из них понимает, замечает игумен, что их прибавочная стоимость — это чужая украденная зарплата. Большинство сознает, что… с 1992 года (то есть, — с момента реставрации капитализма на землях Советского Союза — В.Д.) единственным источником первоначального накопления капитала были госбюджет и государственная собственность (попросту говоря, — беззастенчивое ограбление народа — В.Д.)». «Но, — горестно продолжает игумен, — если на рубеже девятнадцатого — двадцатого веков православный предприниматель манифестировал свою веру социальной активностью, то нынешний манифестирует ее душеспасительными беседами и участием в «православных мероприятиях». Он на молебен сходит, к патриарху сбегает на день рождения, за архиереем пойдет».
В этом месте беседы интервьюер Елена Борисова, желая, видимо, помочь Филиппу, говорит: «Строятся же церкви. Есть благотворительность». На что Филипп совершенно резонно отвечает: «Раньше были социальные структуры. А сейчас в Москве и Подмосковье не построено ни одной больницы вроде Первой Градской, в которой, как было сказано в ее уставе 1833 года, — «все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих…» Не строят богадельни, никак не строят, — сокрушается Филипп, — А строят церковь на Рублевке. Золотом сияет (!)». (Рублевка — район проживания нынешней московской знати — В.Д.)
Сказанное Филиппом о России полностью, конечно можно отнести и к Украине. Можно было бы добавить, что не строятся и дома культуры с бесплатными кружками и коллективами самодеятельности для детей и взрослых, которые были при каждом заводе и колхозе и многое другое, что было при советской власти. Зато, церквей построено действительно много. Церкви представляют собой мощные организации, как численно, так и в финансовом отношении. Приведу некоторые данные по ежегодному отчету Госкомнацрелигий Украины за 2010 год: в Украине на первое января 2010 года (более поздними сведениями не располагаю) было 35184 религиозных организаций; монастырей — 439; духовных учебных заведений — 199; воскресных школ — 12758 (а им еще и светские школы нужны!); печатных СМИ — 388, плюс телеканалы, радиостанции и Интернет-сайты. Религиозные организации располагали 22787 культовыми сооружениями, и строилось их в 2010 году 2398 (для сравнения, количество средних общеобразовательных школ в Украине в 2013 году было 19900). В одном только Киеве было около тысячи церквей, и бывший мэр Черновецкий ставил целью «оснастить» церковью каждый квартал (!) города («в пределах пешеходной доступности»!). Только священнослужителей в 2010 году было 30516! — целая армия. А всю эту махину надо обслуживать кому то, и обслуживающим — платить. Только прокормление зарплатой священников требовало примерно полмиллиарда гривен в год.
На строительство и достойное оборудование больниц и детских садов денег не хватает (вспомним хотя бы несчастную больницу, которую на собранные по всей Украине народные деньги обещала построить жена Ющенко, да — ни больницы, ни денег). Прикиньте теперь, во что обошлось строительство десятков тысяч «культовых сооружений», если стоимость одной стандартной («модульной») церкви составляет около 40 млн. гривен, а по индивидуальному проекту — все 200 миллионов и больше. А во что обходится содержание религиозных телеканалов, типографий, редакций и прочего? На это — пожалуйста. Суммы особенно впечатляют, когда в газетах и на телевидении ежедневно раздаются вопли о помощи на лечение детей, больных раковыми заболеваниями. Нам будут рассказывать сказки, что это деньги не бюджетные. Но, во-первых, точно известно, что часть денег — бюджетные, а во-вторых, даже если и пожертвованы деньги миллионерами и миллиардерами, то все равно это кровные народные деньги, потому как из воздуха они не возникают, а «получены не вполне социально естественным путем». Впрочем, известно, что и не с миллионеров, а с пенсионеров кое-кто не забывает драть «десятину», и за посредничество перед богом брать, и за рождение, и за смерть. Но правящие классы готовы раскошелиться: у них в лице церквей имеется государственный, по существу, институт, которому вручено «духовное воспитание народа», и о котором они так «пекутся». Народу рекомендуется: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и отец наш небесный питает их. Вы не гораздо лучше их?» (Матфей, 6.25) и «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» (Там же, 6.24) — это для народа. Но как же все-таки быть православным предпринимателям? Им что делать-то? — спрашивает отца Филиппа Елена Борисова. На что игумен говорит: «Что я могу ответить, помимо Христовых слов: «Продай свое имение и раздай нищим, возьми крест свой и следуй за мною». А потом замечает: «Разговоров много, а делают — единицы». Не знаю, как Вы — читатель, а я даже о таких единицах не слышу. Храмы, конечно, строят, не забывая при этом приобрести пару океанских яхт и самолетов в личное пользование или прикупить островок в Средиземном море, на котором оборудовать для себя земной рай, не дожидаясь небесного. Что кому больше нравится. О благотворительности Филипп, например, так рассуждает: «Веди детский дом, пока есть на это средства. Их тоже ведь господь дает». Правда, поди — разберись: в цитате, приведенной мною в начале статьи, Филипп утверждает, что доходы предпринимателя (прибавочная стоимость или прибыль, как больше нравится Филиппу) — получаются «не вполне социально естественным путем», путем эксплуатации чужого труда, и даже обзывает их воровством, а тут говорит, что их господь дает. Как видно, действует раздвоение личности. В первом случае доктор экономических наук Вениамин Симонов пересиливает игумена Филиппа, а во втором — наоборот. Чего не бывает на белом свете!
Впрочем, нельзя не сказать, что и Священное писание оставляет для богатых лазейку в райские кущи. На недоумение учеников — как же богатому спастись, Христос отвечает (Матфей, 19.26): «…человекам это невозможно, богу же все возможно». Здесь, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Довод в религии обычный — непробиваемый.
В. Давидсон

культура общество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *