Православие и суеверия

13.1. Что такое суеверие?

– Суеверие – вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Слово «суеверие» было образовано от слов суе – напрасно, попусту – и вера. Дословное значение этого слова: пустая вера, то есть вера не подлинная, напрасная.

13.2. От чего появляются суеверия, и чем они опасны?

– Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Суеверие есть подмена подлинной веры.

Суеверия не возникают на пустом месте. Ряд их берет начало в язычестве, нанося тяжелейший вред душе. Суеверия порождают страх, а демонам гораздо проще справиться с людьми, пребывающими в состоянии страха. Суеверные люди, иногда не осознавая, служат не Богу, а силам зла. Возникновению суеверий способствуют сами люди, не пришедшие к вере в Бога, которые связывают случающиеся неприятности с какими-то незначительными жизненными явлениями, предшествующими неприятному событию. У людей велика потребность в сверхъестественном, велико стремление к провидению будущего.

Православная Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души.

13.3. В чем различие между суеверием и истинной верой в Бога?

– В вере всегда сохраняется свобода. Бог не отнимает у человека дарованную ему свободу. Суеверные люди теряют духовную свободу и попадают в зависимость от темных и злых сил. Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая пользу душе человека, – это своего рода духовная болезнь и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и Ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.

13.4. Как избежать суеверий?

– Чтобы избежать суеверий, надо знать и хранить истинную веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет, и без попущения Божия с ним ничего плохого не случится. Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Божие, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Бога и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий. Чтобы избежать суеверий, надо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за все придется дать ответ перед Богом. О независимости от суеверий хорошо вспомнить слова апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).

13.5. Правда ли, что нельзя святить куличи целый год, если кто-то умер?

– Это суеверие, не имеющее никакого здравого объяснения. В Церкви нет ничего бессмысленного. Все церковные правила имеют глубокий духовный смысл.

13.6. Говорят, что в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя нельзя есть ничего круглого, что по форме напоминает голову, то есть яблоки, арбузы и пр. и пользоваться режущими предметами. Так ли это?

– В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковью установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания. Нет никаких запретов на вкушение пищи, имеющей круглую форму, и на использование рубящих и режущих средств. Это народное поверье родилось из наивно-символических представлений («симпатическая магия»).

13.7. Можно ли близким родственникам усопшего нести гроб с его телом?

– Это суеверие, что якобы родственникам покойного нельзя нести гроб, иначе тем самым родственник приближает свою собственную смерть. Опасение, будто разгневанная душа умершего может навредить своим родственникам, появилось в древности у язычников и не имеет никакого отношения к христианству. Все суеверия происходят от религиозной безграмотности, чтобы их избежать, надо изучать основы Православной веры.

13.8. Грешно ли верить приметам: например, день несчастливый, кошка дорогу перебежала, рука зачесалась, кто-то встретился?

– Суеверие богомерзко, потому что оно свидетельствует о забвении Бога, о том, что веру в Бога меняют на веру во что-то пустое, суетное, часто бессмысленное.

13.9. Что делать, если принесли тесто, замешанное в Иерусалиме, на Гробе Господнем. Надо ли его кому-то передавать, и как вообще к этому относиться?

– Над Гробом Господним существует Храм Воскресения Христова, где ежедневно совершается Божественная литургия. Тесто там не замешивают. В лучшем случае принесенная закваска могла быть освящена святой водой. А если, как в известных «письмах счастья», при получении теста следует совет передавать его другим, а то «хуже будет», то благочестивым это назвать нельзя.

Распространители подобной закваски лживо прикрываются авторитетом известных храмов и монастырей Украины, Афона и даже Храма Гроба Господнего (существует множество версий этой закваски: «тесто от святой Матроны», «почаевский хлеб», «афонский хлеб», «тесто счастья», «тесто благополучия»). Это очевидная ложь, а отец лжи – дьявол. Распространять эту ложную мистику «иерусалимской закваски» не следует.

Следует помнить и о том, что употребляя в пищу непонятного происхождения продукт, люди рискуют своим здоровьем.

13.10. Правда ли говорят, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают брачащимся тяжелую жизнь, а кто первый ступит на полотенце, тот будет главенствовать в семье, или чья свеча окажется короче после таинства Брака, тот раньше умрет?

– «Не всякому слову верь» (Сир. 19:16). На подобные случайности не надо обращать внимания, потому что при фиксировании на них внимания это может перерасти в суеверия. Вовлечь в них выгодно врагу рода христианского – сатане, так как это отвлекает верующих от истинного Евангельского понимания жизни. Важно всегда помнить, что жизнь человека зависит от Бога и от того, как он исполняет Божии заповеди.

Бог не открывает христианам будущее через упавшее кольцо или погасшую свечу. Его воля явлена людям через Святое Евангелие.

Все суеверия, связанные с Таинствами Церкви, происходят оттого, что люди, принимая Таинства, часто не понимают их смысла и значения.

13.11. Можно ли верить снам?

– «Сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами… Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1–5, 7).

Святые отцы запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более открывать их другим.

13.12. От чего бывают плохие сны?

– Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Плохие сны бывают от небогоугодной жизни, от отягощения души грехами и страстями. Большая часть снов – естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему.

Не следует доверять снам (плохим или хорошим), а тем болеесовершать с их помощью гадание, ведь «во множестве сновидений… много суеты» (Еккл.5:6).

13.13. Можно ли заниматься астрологией?

– Занятия астрологией, йогой, оккультизмом – большой грех, так как через них человек вступает в контакт с темной силой и попадает от нее в зависимость. Если человек этим занимался, то ему требуется покаяние.

13.14. Можно ли доверять гаданиям, предсказаниям, гороскопам?

– Церковь категорически запрещает всякие гадания, вызов духов, гороскопы и прочее, считая это служением сатане. «Не должен находиться у тебя…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это» (Втор. 18:10-12).

Никаким гаданиям, предсказаниям доверять нельзя. Суеверный начинает соотносить события своей жизни с содержанием предсказаний и суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи. Нередко этому прямо помогают темные силы.

13.15. Можно ли гадать на судьбу?

– Церковь это категорически запрещает, потому что таким образом человек вступает в контакт с темными силами. Счастье человека зависит от святости его жизни. Если бы Богу было угодно, а для человека полезно, Он бы открыл людям их будущее. Однако в Евангелии сказано, что надо бодрствовать и молиться.

13.16. Надо ли бояться колдунов, «энергетических вампиров»?

– Боязнь колдунов происходит от двух причин: от маловерия и от религиозной безграмотности. Есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, то есть благоговение пред Ним, боязнь оскорбить Его, а есть страх вражий, рождаемый от неверия во всесильную помощь и неизреченную любовь Божию. Потеря страха Божия – это отступление от истинной веры.

Страх – это искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. Нужно иметь только страх Божий, то есть своим поведением, образом жизни, мыслями опасаться оскорбить любовь Божию к себе. Господь говорит нам о подлинном страхе: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). То есть настоящий страх – это страх нагрешить, страх оскорбить Бога.

13.17. Что делать, если водил родственников к экстрасенсам?

– Надо покаяться в этом грехе на исповеди и никогда больше так не поступать. Церковь во все века предостерегала христиан от общения с колдунами, которые в настоящее время стали именовать себя экстрасенсами, целителями и т.п. Православный человек должен знать, что все оккультисты общаются с силами далеко не божественными. Обратившись к экстрасенсу за помощью в физическом здоровье, можно повредить душе.

Господь еще в Ветхом Завете показал Свое отношение к оккультистам, дав народу, вышедшему из египетского плена заповеди: «не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26), «не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19:31).

13.18. Возможно ли противостоять бесовским силам?

– «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18:11). В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещать храм, внимательно исповедоваться и благоговейно причащаться Святых Христовых Таин, как правило, остается недоступным воздействию бесовских сил. Ведь людям для того и дана сила крестного знамения, различные святыни, а тем более таинства Церкви, чтобы бесовские силы к ним не подступали. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

13.19. Существуют ли порча, сглаз?

– Словами «порча», «сглаз» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. Слова эти неточные. Употребляя их человек, вину за постигшее несчастье возлагает не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших. Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого отходит защищающая благодать Божия. Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи или сглаза, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.

Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим – для духовного совершенства. Когда кто по христиански, с молитвой и благодарением к Богу, переносит их, тогда идет уверенным путем ко спасению.

13.20. Когда применяется отчитка?

– Так называемая отчитка применяется не для лечения той или иной физической немощи, болезни, а для исцеления от страшного духовного недуга – одержимости духом нечистым. Конечно, освобождаясь от бесовской зависимости, человек получает облегчение не только для души, но и для тела.

Изгнание нечистых духов – это нелегкое и опасное делание. Поэтому за отчитку берутся только по послушанию, духовно опытные подвижники, в основном из числа монашествующих, чтобы не подвергнуться самим поруганию от бесов.

Необходимо понимать, что к отчитке прибегают только в крайних случаях, и с благословения духовника, когда зависимость от нечистого духа доходит до одержимости. Обычно же пост, молитва, покаяние, регулярное причащение Святых Христовых Таин помогают христианину избавляться от страстей, греховных привычек и тем самым освобождаться от бесовской зависимости.

Казалось бы, на дворе XXI век, роженицы уже давно не рожают в бане под присмотром повитухи, делают это в современных роддомах, где в большинстве случаев есть необходимое оборудование и специалисты, готовые в экстренном случае спасти жизнь и матери, и чаду. И пол ребенка определяют не по форме живота, а на аппарате УЗИ. А с помощью 3D и даже уже 5D-УЗИ можно познакомиться с малышом за несколько месяцев до его рождения, полюбоваться его глазками, носиком и пересчитать пальчики на ручках и ножках. Тем не менее, почти каждая будущая мама задается непростым вопросом: а можно ли покупать вещи для малыша до его рождения? Люди старшего поколения твердят, что это плохая примета, но отказать себе в удовольствии выбрать кроватку, коляску и первые распашонки для своего долгожданного сокровища очень не просто.

В старину не было магазинов и супермаркетов, и приданое для ребенка приходилось шить и вязать самим. И вот наши предки заметили, что у женщин, готовящих вещи для малыша заранее, то есть подолгу сидящих за рукоделием в помещении, чаще рождались больные дети. Сегодня медики легко объяснят, как малоподвижный образ жизни будущей мамы влияет на развитие плода, но примета — не готовить приданое — сохранилась. Однако современные мамы нашли компромисс. Они начинают активно выбирать и покупать вещи для малыша после 28 недели беременности, потому что именно с этого времени ребенок считается официально жизнеспособным. К тому же заряд положительных эмоций и отсутствие переживаний из-за того, что родственники купят что-то не то, очень пригодятся во время родов.

Но и с появлением малыша жизнь мамы не становится спокойнее. Она гордо выкатывает коляску с новорожденным на улицу, а бабушка из соседнего подъезда вдруг безапелляционно требует прикрыть малышу личико. Сынуля умильно посапывает в колыбели, а на молодых родителей шумят новоиспеченные родственники, требуя немедленно отойти от кроватки, а то «ребенок может испугаться во сне». А разве можно отказать себе в удовольствии поцеловать малюсенькую розовую пяточку, но опять слышится грозный окрик: «Нельзя целовать пятку, а то ходить долго не будет». Ребенок с удовольствием играет с игрушкой, висящей над кроватью, но бабушки с большим недоверием поглядывают на зеркальную вставку. Они-то хорошо знают, что «малыша нельзя подносить к зеркалу».

Карапуз быстро растет, и мама не расстается с фотоаппаратом, стараясь запечатлеть каждый важный момент в его жизни. Но с фотоаппаратом, как и зеркалом, тоже, оказывается, надо быть осторожным. Вот сфотографируешь спящего ребенка и «украдешь его судьбу или здоровье», а в худшем случае «он вообще может не проснуться», гласит народная мудрость. Считается, что душа человека, пребывающего во сне, отправляется в другое измерение, а во время пробуждения возвращается в тело. Поэтому если человек внезапно проснется от щелчка затвора фотоаппарата или яркой вспышки, душа может «не успеть вернуться в тело и погибнуть». Также есть мнение, что на фотографиях выражение лиц и закрытые глаза спящих детей или взрослых внешне могут походить на лица покойников. Именно из-за этих ассоциаций некоторые суеверные люди считают, что снимок может навлечь смерть на изображенного на нем спящего человека.

Предвижу, что вы не готовы поверить в мистические приметы, но им есть вполне реалистичное объяснение: шум и яркий свет могут напугать ребенка. А биологи напоминают, что во время сна в организме человека синтезируется специальный гормон — мелатонин, но для выработки этого вещества нужна полная темнота. Вспышки фотоаппарата или дополнительный свет могут помешать полноценному восстановлению организма во время сна, и, проснувшись, человек будет ощущать себя невыспавшимся и разбитым.

Существует и множество суеверий, которые не имеют под собой вообще никаких обоснованных доказательств реальности. Но когда впечатлительный человек слышит очередное «нельзя» — «нельзя сидеть на углу стола», «нельзя есть с ножа», — то, предупреждают психологи, ожидания, что пророчество может сбыться, провоцирует его самоосуществление. Попросту говоря, чего мы опасаемся может рано или поздно произойти. Так что единственный выход — взять ответственность за свою жизнь, самостоятельно принимать решения и критично подходить к любой жизненной ситуации.

Мнение эксперта

Варвара Добровольская, завотделом Государственного республиканского центра русского фольклора:

— В старину люди, смешивая языческие и христианские представления, считали, что родившийся ребенок еще не полноценный человек. Сначала он находится как бы в пограничном состоянии перехода из одной жизни в другую, которое опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Кстати, роженица тоже считалась опасной для людей до тех пор, пока не прочтет в церкви очистительную молитву. Именно с этим пограничным состоянием и связано большинство суеверий и запретов. Нельзя показывать новорожденного чужим, потому что его как бы еще и нет. Нельзя подносить младенца к зеркалу (а зеркало в мифологии само по себе опасный предмет), потому что ребенок через него может «уйти обратно в тот мир, из которого только что пришел». Нельзя готовить заранее вещи для малыша, потому что человека пока нет и вещи ему не пригодятся.

Прежде чем новорожденный станет полноценным членом общества, ему нужно было пройти через определенные обряды. Первый из них совершала повитуха — это обряд омовения и расправления пальчиков. А завершалось все обрядом крещения, когда малышу давали имя, и только после этого у него появлялись папа и мама, бабушки и дедушки, дяди и тети, и он признавался человеком. Современность диктует нам совсем другие суеверия. Сейчас, наоборот, стараются покупать вещи для малыша заранее, опасаясь того, что потом не будет скидок. Если раньше старались скрывать беременность, то сегодня чуть ли не с первых дней об этом говорят и всячески демонстрируют.

Нужно ли следовать суевериям? Одни люди говорят, раз в это верили наши предки, а они были не дураки, то и мы будем. Другие уверены, что это всего лишь бабушкины-дедушкины сказки. И если жители городов чаще рассматривают суеверия как некую увлекательную игру, то для деревенских жителей это все же некое знание. Там относятся к суевериям так же, как к ним относились их предки, носители традиционной культуры. Казалось бы суеверия — это вера в суе, но в контексте традиционной культуры это не вопрос веры, а вопрос знания. Это система народных знаний, которая призвана защитить, обезопасить, помочь. В то, что если у женщины живот круглый, то у нее будет девочка, а если колышком — мальчик, люди не просто верили, а знали. Это другая система координат. И для фольклористов вопрос «верить — не верить» не стоит, они просто знают. Но система передачи этого знания постепенно утрачивается, и поэтому все чаще следование суевериям превращается в имитацию или игру.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»

«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»

«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»

«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»

«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»

Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.

Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.

Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.

Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?

Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстракт­ном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.

Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.

Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:

…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.

Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.

Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).

Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.

Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве.

Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.

Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.

Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.

Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату.

И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.

Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.

Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрос­лом опыте жизни.

Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологичес­кой травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.

Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.

С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.

Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.

Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.

Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.

Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.

И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.

Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.

Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:

«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: «эллины — всегда дети”.

Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.

Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).

Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.

Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».

Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».

Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:

«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».

УДК 008

КОЗИНА ОЛЬГА

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИМЕТ В ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Козина Ольга — аспирантка Тамбовского государственгного университета им. Г.Р. Державина

Аннотация: Все существующие приметы можно условно подразделить на три большие категории: приметы мистические, имеющие языческое происхождение, а также бытовые и религиозные поверья.

Ключевые слова: приметы, суеверия, категории примет, стратификация примет.

«Суеверие — есть уверенность, на знании не основанная.»

Д. И. Менделеев

Традиционная русская культура изобилует огромным количеством примет и суеверий. В древности наши предки ежедневно пользовались множеством подобных «подсказок». Не одно важное событие в жизни не совершалось без «доброго знака», будь-то начало сельскохозяйственных работ, свадьба или переезд в новое жильё. На протяжении не одной сотни лет, общество всячески пыталось избавиться от «глупостей» и архаизмов прошлого, но на сегодняшний день, в сознании любого человека прочно укоренились «Народные приметы» . Например: черная кошка перебежала дорогу — к чему — то плохому; рассыпали соль — к ссоре; разбили посуду — к счастью; разбили зеркало — к несчастью; и т. д. А есть ведь еще наверняка, у каждого и свои особые приметы. Ведь (как основывается народ в своих знаниях) «приметы — это не Божественное проявление, а следствие наблюдения» которое велось из века в век и передавалась из поколения в поколение.

Для большинства людей в современном обществе примета и суеверие являются синонимами, но при более подробном анализе видно, что эти понятия чётко разграничены.

В свою очередь, суеверие является производным от «вера в суе». Суе , или всуе — напрасно, даром, тщетно, попусту, без пользы, толку. Суеверие, суеверство — ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, в знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно. (Даль И. В. «Толковый словарь русского языка. Современная версия». — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 736с.) Таким образом, с течением времени, какие — то приметы, в сущности являющиеся объективными по отношению к окружающему миру, трансформируются в ограниченные, ничем не обоснованные суеверия — предрассудки. Если человек всё таки склонен верить в те или иные приметы, ему следует различать приметы-суеверия от примет — наблюдений. Приметам-суевериям большинство людей не верят, Приметам, имеющим научное обоснование — верят. Однако существует множество примет, которые научно не обоснованы, но установлены эмпирически при длительных наблюдениях, а так же, недостоверные наблюдения. Иногда их бывает трудно различить. Так существует примета, что если ловить (трогать) лягушек, то будут бородавки. Некоторые считают это суеверием, однако здесь нет невозможного. Более того вполне вероятно, что на коже лягушек (особенно жаб) есть вещества или вирусы вызывающие бородавки. А то, что некоторые лягушки ядовиты — вообще установленный факт.

Т.е. в такой ситуации имеет смысл усомниться в примете, но всё же не трогать лягушек, на всякий случай.

Суеверия, даже чужие, реально могут действовать на нас — через самовнушение, через подсознание. Даже если сознательно мы сопротивляемся им. Так что даже самый отчаянный скептик не застрахован от воздействия примет. Как известно, идеи способны материализоваться -если окружающие верят во что-то, это может повлиять и на вас. Поэтому сегодня актуально выработать следующую позицию: если услышали о примете, или вспомнили, то старайтесь тут же о ней забыть, чтобы минимизировать ее влияние на ранней стадии. Или, если результат приметы положительный, то не сопротивляйтесь ей — существует вероятность, что она действительно поможет, подсознательно, как в аутотренинге.

Как уже упоминалось выше, в жизни наших предков приметы занимали чуть ли не главенствующие позиции, были неотъемлемой частью повседневной культуры каждого.

Объясняется это, прежде всего, недостатком научных знаний. Пытаясь найти объяснения различным явлениям, человек нередко прибегал к сверхъестественным доводам, которые основывались прежде всего на ранних религиозных верованиях. Каждый предмет наделялся душой и магическими свойствами, способными при правильном обращении принести пользу своему владельцу, или же напротив, разгневавшись нанести непоправимый урон.

Но нельзя полностью отрицать верность примет, ведь многие из них действительно имеют рациональное объяснение. Чаще всего это касается сельскохозяйственных и бытовых примет. Например, «Зимой много снега — лето урожайное будет» — во-первых, земля при таянии снега обильно пропитается влагой; во-вторых, озимые всю зиму будут плотно укрыты снежным покровом. Из бытовых можно привести следующий пример: «рассыпать соль — к ссоре близких людей». Объясняется это следующим образом, соль в старину была очень дорогим и ценным продуктом, доступным далеко не всем, поэтому после такого неаккуратного обращения скандала в семье было не избежать.

«Все существующие приметы можно условно подразделить на три большие категории: приметы мистические, имеющие языческое происхождение, а также бытовые и религиозные поверья. Последние возникли на Руси уже после установления христианства. Корни мистических примет легко отследить, изучая языческие ритуалы и обряды. Как правило. Мистические приметы подразумевают вмешательство в жизнь человека потусторонних сил и имеют предостерегающее значение. Бытовые поверья напоминают нам об элементарной предосторожности, предупреждают об опасности. В частности, от физических травм и заболеваний.» (Большая книга примет / Авт.-сост. Е. Л. Исаева, О. В. Белякова, А. Е. Кузнецова, Ю. М. Спасская. — М.: Эксмо, 2007. — 512с.)

О бытовых приметах стоит сказать отдельно. Они касались буквально всего с чем (кем) соприкасался человек ежедневно из года в год: посуды, мебели, одежды, рабочих инструментов, продуктов питания, домашних животных и даже соседей и родственников.

Бытовые приметы:

Нельзя мести в горнице двумя вениками — счастье и богатство по углам разметётся;

Ключи на столе держать — ссору привечать;

Нельзя девушке с ножа есть — муж будет остр как нож;

Сломался зубец у граблей — жди убытков в хозяйстве;

Если изношенную обувь бросить в топку, то хлеб в печи будет лучше выпекаться и подрумяниваться;

Нельзя перешагивать выброшенную стельку — насморк начнётся;

Если парень в доме в шапке ходит, то у него тёща глухая будет;

Не ешь стоя — хлеб не уродится;

Хлеб нельзя брать грязными руками — изжога будет;

Остатки дорожного хлеба нельзя доедать и в дом вносить — куры ослепнут;

Беременной женщине нельзя переступать через бревно — роды тяжёлые будут;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нельзя целовать малыша в пятку — долго ходить не будет;

Сорвалась дверь с петель — жди пожара;

Кошка на человека тянется — к обновке;

Нельзя давать животным еду, не умывшись, чтобы они не похудели;

Лошадь храпит — к вьюге, ненастью, фыркает — к теплу;

Если мыши надгрызут хлеб сверху, то дорог будет; снизу — дёшев; а с боку — средняя цена.

И это далеко не весь перечень «подсказок», который формировал повседневный быт русского человека много лет назад.

Сегодня уже трудно себе представить, чтобы люди так трепетно относились к подобным вещам, прежде всего из -за того, что многие приметы просто устарели, но всё — таки у некоторых до сих пор осталась «привычка» верить в «разбитое зеркало» или «чёрную кошку».

У многих людей существуют свои личные приметы, касающиеся как повседневного быта, так и профессиональной деятельности. К самым суеверным профессиям чаще всего относят актёров, спортсменов, моряков и, как это не странно звучит, космонавтов. Хотя вопрос о том — верить в приметы или нет, до сих пор остаётся личным делом каждого.

Список литературы:

Даль И. В. «Толковый словарь русского языка. Современная версия». — М.: Изд-во Эксмо, 2004. -736с.

Большая книга примет / Авт.-сост. Е. Л. Исаева, О. В. Белякова, А. Е. Кузнецова, Ю. М. Спасская. — М.: Эксмо, 2007. — 512

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *