Православие в Осетии

Святые места Северной Осетии: ранние христианские памятники и монастыри нового столетия

Осетия – одна из колыбелей христианства. И хотя сегодня еще не восстановлены многие древние храмы, а действующие монастыри основаны совсем недавно, святые места Северной Осетии очень интересны для создания паломнических маршрутов.

Древние святыни Северной Осетии

Среди легенд о святых местах Осетии наиболее известно предание о роще Хетага. Как гласят древние сказания, Хетаг был среди первых принявших христианство осетин. Родственники, естественно, воспротивились такому решению и хотели наказать отступника. Спасаясь от преследователей, взмолился Хетаг о защите. И произошло чудо: от находящегося невдалеке леса отделилась роща и спрятала христианина от разгневанных родственников. По сей день роща – особая святыня осетинского народа. Каждый год в День святого Хетага сюда стекаются тысячи паломников.

Культовым у осетин местом считается и Уастырджи дзуар в Куратинском ущелье. Дзуаром называется то место, где по преданиям святой всегда присутствует незримо. В переводе Уастырджи – святой великий Георгий. Таких святилищ в Осетии много: ведь Георгий Победоносец почитается на Кавказе издавна. В этом старинном храме сохранились два церковных колокола, принесенных в дар грузинскими царями.

Интересующимся историей христианства в Северной Осетии стоит совершить путешествие по Мамисонскому и Алагирскому ущельям. Практически в каждом поселении этих живописных мест есть древние и не очень храмы, часовни и святилища. Среди них:

известная изумительными древними фресками Нузальская часовня, чья дата создания историками так и не установлена достоверно;

храм Божией матери, выстроенный в ныне заброшенном селе Тли в одиннадцатом веке;

еще один Уастырджи дзуар, расположенный близ селения Сатат;

церковь святого Михаила Архангела, возведенная в середине девятнадцатого столетия и ныне являющаяся частью архитектурного комплекса села Тиб;

наиболее поздняя святыня Мамисонского ущелья, датируемая самым началом XX века и считающаяся тем не менее жемчужиной этих мест, – храм Успения Пресвятой Богородицы в Лисри;

храмы Пресвятой Троицы в Наре, святого Георгия в Верхнем Ходдо, Казанской Божьей Матери в Зарамаге.

Монастыри и церкви Северной Осетии

Действующих храмов и часовен в Северной Осетии сегодня около сорока, часть из них находятся на стадии строительства, часть восстанавливается после перенесенных в двадцатом веке тягот. Главный храм республики – Кафедральный собор Святого великомученика Георгия Победоносца. Этот выполненный в русско-византийском стиле собор признается одним из самых красивых архитектурных шедевров современного Владикавказа. Украшением североосетинской столицы стала также и изящная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, памятник девятнадцатого века.

Значимым для православных паломников храмов является заложенный по повелению императора Николая I в 1851 году Свято-Вознесенский собор в Алагире. Важным объектом культурного наследия республики он стал еще и потому, что внутренняя роспись выполнена великим Коста Хетагуровым.

А вот история монастырей Северной Осетии пока исчисляется не веками и даже не десятилетиями. Оба они основаны уже в XXI столетии. Аланский мужской монастырь в Фиагдоне – в 2000 году, а Аланский женский монастырь в Алагирском ущелье еще позже – в 2004.

Аланский Богоявленский женский монастырь

Этот Аланский монастырь, невзирая на короткую историю, знаменит своими праведными делами. Весной 2005 года в стенах обители обосновался реабилитационный центр, оказывающий помощь жертвам теракта в Беслане. Через год после страшной бесланской трагедии, в сентябре 2005, в водах монастырского озера приняли крещение более тысячи человек. А в 2008 Богоявленский Аланский монастырь стал убежищем для множества беженцев из Цхинвала.

Сегодня обитель по праву считается одним из духовных центров Северной Осетии. Паломники могут поклониться мощам святых мучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, в чью память построен и освящен монастырский храм.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь

Не менее популярен среди путешествующих по Северной Осетии мужской монастырь. Он известен в среде паломников как монастырь в Фиагдоне. Расположенный в Куратинском ущелье неподалеку от селения Верхний Фиагдон, Аланский Успенский мужской монастырь – самая высокогорная обитель на территории России.

История Аланского мужского монастыря началась в Беслане. Именно там был основан Аланский Успенский монастырь – в здании, ранее принадлежавшем гостинице для машинистов. Позже монастырь переехал в Фиагдон, в живописное Куратинское ущелье, где был восстановлен храм Жен-Мироносиц. В Беслане осталось подворье обители.

Сегодня в Аланском монастыре в Фиагдоне выстроен храм во имя Иконы Иверской Божией Матери, известной святыни осетинского народа. Чудотворный список иконы когда-то принесен в дар царицей Тамарой. К сожалению, в военные годы икона была утеряна, но здесь верят, что она вернется в святую обитель, на свое законное место.

Труд художников мастерской Марзоева оказался напрасным. Фото со страницы Самсона Марзоева в Facebook

В Северной Осетии набирает обороты скандал между Владикавказской и Аланской епархией РПЦ и иконописцем Самсоном Марзоевым. В ходе подготовки к празднованию 1100-летия крещения Алании, которое будет отмечаться в 2022 году, в кафедральном соборе Владикавказа, храме великомученика Георгия Победоносца были полностью уничтожены фрески, которыми ранее украсил собор Самсон Марзоев. В епархии утверждают, что это был необходимый шаг, поскольку здание нуждается в капитальной реставрации, однако художник уверен: не было необходимости сбивать роспись, выполненную в традициях осетинского церковного искусства, а утрата его фресок «напоминает торжественные похороны православия в регионе».

Расписывать собор Марзоев был приглашен в 2015 году, но уже спустя год, когда епархию возглавил архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев), работы были приостановлены. «Вследствие того, что строительство храма продолжалось в общей сложности девять лет (1996–2005 годы) с большими перерывами и нарушением технологических условий строительства, был допущен ряд ошибок и просчетов. Прежде всего они коснулись системы вентиляции, устройства отопления и утепления кровли здания, – поясняется в комментарии на официальном сайте епархии. – По мнению привлеченных специалистов, для исправления ошибок необходим комплекс работ, включающий в себя прежде всего демонтаж существующего штукатурного слоя и полную перештукатурку поверхности практически всех стен собора».

В середине июля все фрески Марзоева были полностью уничтожены и остались лишь на фотографиях, которые успел сделать автор. Тогда же стало известно, что при одобрении Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ расписывать стены будет уже не Марзоев, а группа московских художников под руководством Дениса Иванникова. Многие сочли это посягательством РПЦ не только на аланскую школу христианской живописи, но и вообще на национальное православие в регионе.

В РПЦ с этими обвинениями не согласны. «Роспись Самсона Марзоева была очень ценной, и изначально мы планировали ее интегрировать в новый проект собора, – пояснил «НГР» председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин. – Бригада Иванникова появилась только потому, что сам Самсон Марзоев три года вопреки просьбам архиерея выполнить проект росписи этого не делал. И получилось так, что он практически ее бросил и храм остался до конца не расписанным. А поскольку грядет 1100-летие крещения Алании, идея отметить которое принадлежит самому Самсону, то выглядело это очень странным. Несмотря на все усилия, которые неоднократно предпринимал владыка Леонид, Самсон Марзоев не реагировал, и потому было решено искать другую бригаду. Но, учитывая, что этот храм как бы воссоздает разрушенный собор, некогда построенный в стиле классицизма, мы очень хотели сохранить роспись Самсона в левом приделе и дополнить ее правым приделом с изображением Божьей Матери Иверской, которая особо чтима в Алании. Никто не хотел сбивать эту роспись просто так. Напротив, мы хотели соединить творческие усилия Самсона и московской бригады. И получилось бы соединение традиционного русского стиля XIX века, в котором был когда-то построен этот храм, с удивительно красивой аланской традицией росписи, в которой работает Самсон».

Леонид Калинин подтвердил, что здание нуждалось в капитальном ремонте. «У нас существует подробная видеозапись. Когда наши специалисты поднялись на строительные леса, то увидели, что роспись Самсона была выполнена на гипсовой штукатурке, которая в ряде мест разваливалась. К празднованию юбилея ее нельзя было оставлять в таком состоянии, надо было что-то делать: либо реставрировать, либо сбить и переписать заново. И это мог сделать сам Самсон, ему это предлагали. Но Самсон отказался и довел ситуацию до абсурда. В него словно бес вселился. И то, что этот удивительный проект не состоялся, – это только вина Самсона, – заметил Калинин. – Самсон хочет, чтобы сняли архиерея и он бы расписал весь собор так, как считает нужным, ни с кем не советуясь. Тут просматривается и материальная выгода: роспись стоит около 20–30 млн».

Сам Самсон Марзоев заявил «НГР», что у него «нет желания, чтобы из-за этой ситуации пострадал архиерей». Однако он уверен, что «никаких технических предпосылок сбивать роспись не было» и все это – лишь «непрофессиональные действия» со стороны руководства епархии. «В течение последних четырех лет собор должным образом не ремонтировался и за ним совершенно никак не следили. Но я же писал непосредственно на стене. Я ее видел, мы ее готовили к росписи. Поэтому никаких предпосылок, чтобы сбивать роспись, не было. Мы тысячи раз задавали вопросы, для чего нужно было ее уничтожать, ведь средств на ремонт храма и так не хватало. Но нас не слышали и не слушали. Мне кажется, что у архиепископа просто нет должного представления в области национального искусства и он не видит в нем особой ценности. А оно – важная составляющая миссионерства. Ведь в национальном православном искусстве есть своя специфика, есть традиции, есть преемственность, связанная и с аланской епархией, и с крещением алан. И эта роспись безусловно имела уникальный национальный колорит», – подчеркнул художник.

Он считает, что неправильная миссионерская политика со стороны епархии и ее главы привела к тому, что православное сообщество Северной Осетии оказалось сегодня разделено. «Во Владикавказе и Осетии в целом раньше такого не было. Это усугубилось лишь в последнее время. Не буду говорить за всю церковь, но к нам был отправлен человек, который должен был разбираться в наших национальных особенностях, должен был вникнуть в них. Мы – единственный православный народ на Северном Кавказе, и привести к тому, чтобы этот народ потерял свою христианскую идентичность, – это большая ошибка руководства епархии. А именно такая опасность сегодня очень велика. И вопрос с росписью меня больше всего интересует именно в этом ключе. Никаких предпосылок к этому не было, делалось все под очень сомнительными обоснованиями. У нас есть полноценная национальная культура, в том числе и духовная». «Необходимо было наладить контакт через изучение нашей культуры и традиций, через диалог. К сожалению, со стороны руководства епархии этого сделано не было», – заключил Самсон Марзоев.

Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа.

Конституция Республики Южная Осетия статья 33

Некоторые исторические сведения об истоках православной веры у предков современных осетин

В истории осетинского народа православная христианская религия всегда играла важную роль. Предки современных осетин – скифы, сарматы, аланы волею судьбы были одним из тех народов, которые услышали первоначальную христианскую проповедь.

В некоторых церковных источниках говорится о том, что уже с начала появления христианской веры предкам современных осетин проповедовали святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Канаит, а Армянская церковь чтит память 16 аланских князей и их предводителя Баракатра (св. Сухий), пострадавших в 100-130 годах за веру Христову.

Согласно преданию, Святой мученик Сукиас-Баракатра (правосл. Сухий), военачальник аланской дружины, приближенный аланской царевны Сатеник, жены армянского царя Арташеса, в 1 н.э., вместе с дружиной принял крещение от Воскянов, учеников св. апостола Фаддея. После мученической кончины Воскянов Баракатра вместе с 16 воинами – аланами удалился на гору Сукав (Джрабашх), где вел суровую аскетическую жизнь. Через сорок три года монашеской жизни Баракатра и его дружина были преданы мученической смерти прибывшими из Алании соплеменниками, которые пытались возвратить их на родину. Сухий и его сподвижники были крестообразно пригвождены к земле и преданы сожжению. Умирая, святой Кондрат, а за ним и другие мученики стали петь 21- псалом. После сожжения их тела были изрублены и разбросаны по всей горе Сукакети, с связи с чем и получили название месукевийских (сукакетских). Мученическая смерть Святых сукиянцев состоялась в 123 году, согласно другим данным – в 130 году; афонская пергаментная рукопись Х1 века Иверского монастыря указывает 100 год).

Согласно «Житиям святых» останки мучеников оставались без погребения и нетленными до IV века и только тогда были захоронены местными христианами. Их имена были начертаны на скале: Сухий, Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима. Святой священномученик Григорий, просветитель Армении (ок. 335г., память 30 сентября (13октября), воздвиг на том месте церковь и основал обитель. Впоследствии там открылся целебный источник. Русская православная церковь тоже вспоминает их имена 15 апреля по старому стилю (26 апреля по новому стилю) как святых мучеников Месукевийских.

В грузинских летописях сообщается также, что Апостол Татата (Матфей) перед смертью прибыл в Осетию, где и был с почестями похоронен. До Халкидонского Вселенского Собора (451 г.) церковь скифов была автокефальной, затем добровольно, решением 28 правила этого Собора, перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. На эту церковь указывали как на одну из образцовых по чистоте веры. Иоанн Кассиан, известный писатель церкви, был скифом. В Западной церкви к лику святых были причислены несколько алан: Святой Алан (5 век), Святой Гоар (7век) и многие другие.

Патриарх Константинопольский Святой Иоанн Златоуст сообщает, что сарматы имеют Священное писание, переведенное на собственный язык. Святые просветители славянских народов Кирилл и Мефодий называют алан в числе христианских народов, славящих Бога на родных наречиях. В IV веке равноапостольная Нина проводила проповедническую деятельность и в Кавказской и Закавказской Алании.

По древним источникам, которые приводит Марр, Святая Нина, обратив в христианство царя Иверии Мириана, отправилась проповедовать в «царство осетин».

Эти сведения говорят о том, что православие является для народа Осетии традиционной, культур образующей религией, тесно связанной с обычаями и традициями ее народа.

Таким образом, алано-осетинский народ подвергался процессу христианизации на протяжении длительного времени.

Новая волна христианизации связана с именем Византийского императора Юстиана Великого в VI веке. Это период проникновения на Кавказ высокой византийской культуры. Здесь было открыто несколько епархий в составе Константинопольской Патриархии.

На рубеже VI-VII вв. было образовано Аланское государство. В 914-916 гг. произошло крещение правящей династии, что привело к провозглашению христианства государственной религией Аланского государства. Проходило массовое принятие христианства при непосредственном содействии византийских миссионеров.

На территории древней Осетии была образована Аланская епархия, впоследствии, в 921 году Константинопольским патриархатом была учреждена Священная Аланская Митрополия, которая просуществовала в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца 16 века. Митрополия была учреждена по инициативе Константинопольского Патриарха Николая Мистика.

Центр Митрополии находился в долине реки Большой Зеленчук в районе Нижнего Архыза на территории современной Карачаево-Черкесии (Российская Федерация.), здесь «…сохранились три храма Византийской постройки; вероятно это и был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских письменных источниках с начала Х и до ХIV века. Весьма вероятно, что именно крупное городище – Нижний Архыз, с храмами, и было центром этой епархии».

Учитывая политическое значение Аланского государства, новая Митрополия сразу же получила высокий ранг, заняв в списках кафедр Константинопольского патриархата 61 место из существующих 400 кафедр (сразу после Киевской). Аланская церковь самостоятельно просуществовала до ХV1 века.

В период существования Аланской митрополии были построены Зеленчукский, Сентинский, Шоанинский, Зругский храмы – замечательные архитектурные памятники, которые дошли до наших дней. Сохранились и другие памятники: каменные статуи воинов христиан, с чашей в руках. Зругский храм находится в десяти километрах от селения Нар, родины великого поэта Коста Хетагурова. Существует легенда, согласно которой камни для храма доставлялись с Южной стороны Кавказского хребта, люди из рук в руки передавали камни по живой цепи. И сегодня, как гласит предание, вдоль этой перевальной дороги по-прежнему лежат несколько этих камней. Они так и называются в народе: «Камни Марии», и вплоть до недавнего времени являлись у горцев – осетин объектами особого почитания.

На территории Южной Осетии насчитывается до 300 православных храмов. В основном эти храмы были построены с X по XIV век, в период существования Митрополии.

Во X-XIII вв. христианство широко распространилось в Осетии, было построено множество храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Существует предание о том, что в один из храмов, построенных около осетинского аула Майрам-Кау, в Куртатинском ущелье, царица Тамара прислала в дар икону Божией матери. Согласно некоторым сведениям, икона прославилась чудесными знамениями.

Наверх

Аланская епархия Южной Осетии просит прихожан соблюдать карантинные мероприятия, введенные властями республики.

Епархиальный Совет Православной Церкви Алании сделал обращение к прихожанам в свете сложившейся ситуации с коронавирусом во всем мире и введенных мерах безопасности в Южной Осетии соблюдать все правила карантина введённые правительством республики, — сообщает пресс-служба Аланской епархии.

«Настоятельно просим всех наших граждан и всех находящихся в зоне риска: пожилых, чувствующих недомогание и недавно приехавших из стран, где зафиксированы очаги поражения коронавирусом, максимально воздержаться от посещения массовых богослужений. Всех остальных просим соблюдать правила личной гигиены, соблюдать безопасную дистанцию и ограничить непосредственный контакт с окружающими», — отметили в епархии.

Там сообщили, что Аланская епархия Южной Осетии вводит дополнительные меры по обеспечению безопасности и здоровья населения, и просит обратить внимание на следующие меры: Аланская епархия максимально сократит количество богослужений, в храмах будут проводиться только самые необходимые службы праздничного календаря; во время богослужений все подсвечники будут выноситься из храма на прилегающую территорию.

«Также священнослужители сообщают, что массовое освящение верб и пасхальных куличей будут проводиться не в храме, а на открытых проветриваемых площадках во дворе храма и на площади перед храмом. Для тех, кто воздержится от посещения ночной пасхальной службы, пасхальные куличи и яйца будут освящаться утром, в субботу 18 апреля, после литургии во дворе Кафедрального Храма Рождества Пресвятой Богородицы», — подчеркнули в пресс-службе.

Кроме того, до и после богослужений в храмах Аланской епархии проводятся дезинфицирующие процедуры. Эти меры позволят избежать массового скопления народа во время праздничных дней святого Воскрешения Христова — Светлой Пасхи!

В Аланской епархии просят всех с пониманием отнестись к принимаемым мерам и проявить любовь и сострадание друг ко другу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *