Сегодня выбрать памятник на могилу несложно – ритуальная индустрия предлагает множество вариантов оформления захоронений. Однако если умерший был православным верующим человеком – это обстоятельство накладывает определенные обязательства на близких, которые будут заказывать и устанавливать надгробие.
Кроме того, существуют общепринятые традиции и поверья, регламентирующие понятие о том, какие памятники должны быть на могиле православного и с учетом каких правил они должны устанавливаться. Так, например, кресты, ранее установленные в качестве временного могильного надгробного аксессуара, категорически не рекомендуется выбрасывать, использовать повторно, переделывать под хозяйственные и другие цели или – деревянные – сжигать. Чаще всего их укладывают под основу памятника и оставляют в земле.
Традиционно православные памятники на могилу должны быть сдержанными – так рекомендует каноническая церковь. Безусловно, современные реалии иногда вынуждают отходить от канонов и роскошные элитные надгробия на православных кладбищах в настоящее время – не редкость. Здесь важно не переборщить, чтобы памятник не выглядел исключительно демонстрацией финансовых возможностей родственников усопшего.
Центральным элементом православного надгробия является шестиконечный крест. Он может быть как отдельностоящим элементом композиции, так и частью барельефа, либо изображением, выгравированным на поверхности стелы или плиты. Иногда крест устанавливают на ступенях, ассоциирующихся с восхождением на Голгофу.
Помимо креста, православные памятники на могилу украшают изображениями, имеющими прямое или опосредованное отношение к христианской религии. Чаще всего это ангелы, серафимы, свечи, колокола, лики святых. Кроме того, допустимо в качестве эпитафии подобрать цитаты из Библии, Ветхого или Нового завета соответствующего содержания. Однако перефразировать их по своему усмотрению не рекомендуется, важно использовать текст в первозданном виде.
Во всем остальном никаких ограничений в оформлении православных надгробий нет. Они могут быть любых размеров и форм, оттенков и конфигураций, изготовленные из природного камня или других материалов, в виде скульптур, стел, обелисков, надгробных плит и других разновидностей.
Посмотреть оригинальные и недорогие православные памятники на могилу из благородного гранита приглашает всех желающих наша мастерская «40 дней». В каталоге компании вы найдете фото и описания православных надгробий, выполненных в разных стилистических направлениях. Мы производим и реализуем одиночные, двойные и семейные надгробия, детские ритуальные памятники, а также мемориальные комплексы, состоящие из нескольких элементов и дополненные различными аксессуарами. Их стоимость зависит от многих факторов – от материала, размера и конфигурации до особенностей художественного оформления.
Кроме того, мастера компании «40 дней» готовы создавать уникальные православные памятники на могилу по эскизам клиентов и в соответствии с их требованиями.
Если вы не знаете, как правильно поставить памятник на могилу православного христианина и какую его разновидность выбрать – не беда: компетентные и доброжелательные консультанты мастерской «40 дней» всегда расскажут, порекомендуют и помогут советом. Не сотрудничайте с сомнительными продавцами – заказывайте православные надгробия и их монтаж в нашей мастерской: гарантией качества и надежности работы станет наша безупречная репутация.
Содержание
Что такое кладбище?
Кладбище — это Божье поле. Опускается тело усопшего в могилу, как зерно на пашню, рассыпается в прах, чтобы восстать в славе. Поэтому бессмысленно чрезмерно скорбеть у гроба. Для верующего христианина нет мрака смерти, нет, в сущности, и смерти, а лишь упокоение (или успение) с надеждой и верой в обещанное Господом Богом прекрасное утро воскресения.
Для православных христиан, в отличие от многих других религий, тело не является «темницей для души». Святая Церковь уже более двух тысяч лет знает и верит, что воскреснет человек не только душой, но и телом.
Порядок погребения
Погребение на кладбище православного христианина совершается по истечении трех дней после смерти, если смерть не наступила в результате заразной болезни. В таких случаях, с разрешения врача и по требованию обстоятельств, можно хоронить ранее трех дней.
На кладбище тело усопшего несется после отпевания в храме. Святая Церковь в знак примирения и единения с душою усопшего на краю могилы предает его тело земле. Для этого перед закрытием гроба и положением его в могилу родные и близкие подходят проститься с покойным. Обычно целуют икону на груди покойного и лоб, где лежит венчик, после чего возвращаются на места, где стояли прежде. После этого с груди усопшего забирается икона, которая должна быть оставлена в храме до сорока дней после смерти или сразу отнесена в дом покойного.
После этого покойного полностью закрывают покрывалом и священник крестовидно бросает землю на тело усопшего «предает его земле» со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Затем на усопшего возливается елей в знаменование того, что умерший уже окончил и совершил священные подвиги, к которым был призван, и теперь его душе предстоит пройти мытарства и достигнуть Царства Славы. Наконец, на тело усопшего посыпается пепел из кадильницы в знаменование того, что смерть благочестивого христианина, подобная благоухающему фимиаму, угасла для земли, но не для неба. Если кладбище находится далеко от храма, то этот последний обряд совершается в храме. При этом поется тропарь: «Со духи праведных…» Теперь гроб закрывается. После этого при пении литии гроб с телом на веревках или на длинных широких полотенцах опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со духи праведных…» могила засыпается землей. Затем положена сугубая ектения (усердная молитва верующих к Богу об усопшем), и после того, как могила совсем засыпана, священник произносит отпуст: «Слава Богу, сице устроившему».
Когда могила засыпана, над ней устраивается могильный холм. На засыпанной могиле сразу делают крест, хотя бы маленький, временный, пока не поставят новый, в рост человека. Крест может быть как начертан на надгробной плите, так и быть поставленным над надгробием. Крест устанавливается в ногах погребенного так, чтобы Распятие было обращено к лицу усопшего. Крест символизирует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа на небе.
Как вести себя на кладбище?
Итак, могила для православного христианина является земляной постелью, где он ожидает всеобщего Воскресения. Могилы на кладбище считаются местом, которое нельзя осквернить: разорить, распахать, а тем более раскопать. Запрещается также забирать венки, лампады оставленные на могиле. Не допустимо также превращать могилы в мусорные свалки, в том числе бросать на них землю при выкапывании новой могилы.
Церковь не запрещает умеренного плача по усопшим, но она не допускает непристойных, излишних проявлений скорби на кладбище, свойственных язычникам или атеистам, а не христианам, уповающим на Волю и Милость Божию. Так, русский народ, хотя и воспринимал близко к сердцу все, что связано со смертью, но никогда не ассоциировал кладбище с мрачным местом, как это считается в наши дни. Кладбище для наших предков было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на полезные размышления, местом принятия многих душеспасительных решений в своей жизни.
Нельзя превращать поминовение усопших на кладбище в обыкновенные попойки, а тем более лить водку на могильный холм. Родные могут помянуть покойного кутьей (отварными зернами пшеницы с медом или вареным рисом с изюмом), конфетами. Здесь зерна символизируют воскресение, а мед, изюм, конфеты — сладости, которыми наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Поминают умершего кутьей по обычаю в 3, 9, 40-й дни после его успения.
Кроме того, еще с древних времен Православной Церковью принято посещать могилы усопших родственников на Радоницу (или Радуницу). В этот день совершается общее поминовение умерших. Как правило, это вторник после Фоминой недели (9-й день после Пасхи). В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда происходит и название праздника. К этому дню люди стараются подновить могилы, посыпать их песком. На Радоницу на могилах устраивают трапезу, поминают усопших. Живые христосуются с умершими, приносят с собою на могилы окрашенные яйца. Яйца отдают нищим, оставляют на могилах, крошат для птиц. На Радоницу наши благочестивые предки на кладбищах служили молебны по усопшим. Здесь следует подчеркнуть, что именно на Радоницу, а не на Пасху Христову православные посещают кладбища.
Существует также вполне благочестивый обычай устраивать на могиле «сад»: сажать цветы, плодовые деревья.
Порядок поминовения усопших
Обычай поминать усопших был установлен уже в Ветхозаветной Церкви. О поминовении усопших говорится и в Апостольских Постановлениях. В них указаны молитвы за усопших при совершении Литургии, а также дни, в которые особенно необходимо поминать почивших православных христиан: третий, девятый, сороковой, годовщину.
Самое сильное и действенное средство к испрашиванию усопшим милости Божией является поминовение усопших за Литургией, когда о их спасении приносится Бескровная Жертва.
Многие люди перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и святого Причащения, умерли неожиданно. Они уже не могут покаяться сами, подать за себя милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви могут облегчить их загробную участь.
Для того чтобы ваших усопших близких помянули на Литургии, вам надо подать в храм Церковную записку «О упокоении». В ней вы перечисляете имена всех тех умерших, кто вам дорог, но обязательно крещенных в Православной вере. Поминовение некрещенных на церковных службах не совершается. Не совершается также поминовение самоубийц, как отказавшихся от помощи Божией.
Заказные записки на Литургию лучше подавать после вечерней службы, но можно и с утра, если вы придете до начала службы. Имена пишутся в родительном падеже, в церковном написании. Например, Георгия, а не Юрия, Дионисия, а не Дениса. В течение первых сорока дней с момента смерти делается приписка «новопреставленного», а при поминовении детей до семи лет — «младенца».
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.
Также сразу после кончины близкого вам человека о его упокоении следует заказать сорокоуст — ежедневный молебен в течение сорока дней, когда каждый день за новопреставленного происходит изъятие частицы из просфоры.
Безусловно, важным моментом поминовения усопших является и частная, домашняя молитва христиан. Особенно она важна, когда дело касается людей умерших некрещеными, самоубийц. Но совершать такие молитвы надо опять же с осторожностью, с благословения священника. В таких молитвах православные христиане уповают на безграничное милосердие Божие и дерзновенное предстательство пред ним Божией Матери и святых Угодников Божиих.
Относительно поминовения усопших христиан в третий, девятый, сороковой день и годовщину смерти следует сделать следующее пояснение.
Поминовение умершего в третий день после его смерти совершается в честь трехдневного воскресения Иисуса Христа и в образ Пресвятой Троицы. На третий день душа человека возносится на небо для поклонения Богу. В девятый — в честь девяти ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании усопшего. От третьего до девятого дня душа в сопровождении ангелов созерцает райские обители. В девятый день душа снова предстает пред Богом, после чего ее отводят в ад, где до сорокового дня умершим созерцаются мучения нераскаявшихся грешников. В сороковой день — в память Вознесения Иисуса Христа на небо — душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь решается ее участь — ей назначается определенное место, которого она удостоилась по своим делам. Годовщина для православного верующего —это день рождения для новой, вечной жизни.
Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, вселенского поминовения — субботы Великого Поста (вторая, третья и четвертая), Радоница (вторник второй седмицы по Пасхе), Троицкая родительская суббота (перед праздником Троицы), Димитриевская родительская суббота (суббота перед Димитриевым днем 8 ноября по н. ст.).
Поминовение усопших воинов Православной Церковью совершается 9 мая по н. ст., 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Необходимо также поминать усопшего во все годовщины его смерти, рождения, дни ангела.
Поминовение православными христианами проводятся без возлияний спиртных напитков, чинно, благоговейно, в молитве. В эти дни желательно делать благотворения нищим и близким в память об усопшем.
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Предварять трапезу нужно молитвой, например прочитать 17-ю кафисму из Псалтири или совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш».
Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является коливо (кутья) — отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Если кутья не была освящена, то нужно окропить её святой водой.
Если поминики совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.
От вина, а тем более от водки на поминальной трапезе нужно воздержаться. Вином усопших не поминают. Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.
За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки).
Не нужно убирать со стола вилки — в этом нет никакого смысла. Обычай ставить на стол столовый прибор «для усопшего» или хуже перед портретом ставить водку в стакане и кусок хлеба, является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Много существует и других странных обычаев, но главное, о чем мы должны всегда помнить: наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.
А вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом», помолитесь кратко: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное».
или: «Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.
Мы не знаем, когда завершится наш земной путь, но знаем, что все завершится во Христе, через Которого все стало быть. Во Христе мы и воскреснем. Как показал Бог через пророка Иезекиля: «Кость присоединится к кости, сустав к суставу, и образуются жилы, плоть и кожа, и так возстанут (совершенные тела)» (Иезек. 37, 7—8). И Апостол, зная, что мы возстанем с телами, научил нас, говоря: «Подобает тленному облечься в нетление, и умершему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Именно поэтому христиане относятся к кладбищам, как к местам будущего воскресения, берегут их и заботятся об их сохранности.
«Нет ничего страшнее замужества. О нем упоминают всякий раз, когда предстоит сделать что-то неприятное. Вымыть посуду. Подмести. Пропылесосить. Бабушка никогда не забудет упомянуть: «тебе это пригодится, когда ты выйдешь замуж». Тут и дурак сообразит: выходя замуж, обрекаешь себя на череду бесполезнейших и скучнейших занятий, без перерывов на игры и развлечения, потому что во взрослом виде не полагается играть. Тебе говорят, по сравнению с тем, что прилагается к замужеству, любая уборка сейчас — просто разминка. Цветочки. Ягодки будут потом. Очень неприятные ягодки. Потому что уже сейчас (в восемь, десять, одиннадцать лет) видно, что хозяйка из тебя плохая. Будущая хорошая хозяйка с юных лет делает все легко, играючи, распевая веселые песни. Она все это любит. Любит приносить пользу окружающим. А ты — нет. У тебя на лице написано, как тебе это мало нравится. Оно мрачно и угрюмо. В перерывах между уборками ты не спешишь испечь тортик, чтобы порадовать семью. Потому что не умеешь. Все, на что ты способна — завалиться с книгой на диван-ковер-кровать, и лежать себе. Можно утешаться тем, что никогда не выйдешь замуж, но вслух об этом лучше не говорить. Взрослых такие заявления смешат. Потому что — и это самое страшное — замужество неотвратимо. Как взросление. Как предстоящая когда-нибудь смерть. Хочешь не хочешь, а вырастешь, хочешь не хочешь, а выйдешь замуж. Потому что влюбишься. А мужчины бывают только двух видов — козлы и принцы на белых конях. Последние в природе почти не встречаются. Бабушка во всяком случае с ними не сталкивалась. Вернее, сталкивалась, но на проверку они оказывались замаскированными козлами.»
Мариам Петросян, «Два рассказа»
Отсюда: vk.com/wall-27506840_70936