Православные храмы в польше

Варшавский Марие-Магдалининский кафедральный собор

Варшавский собор во имя равноапостольной Марии Магдалины, кафедральный собор Варшавской епархии и Польской Православной Церкви

Располагается на углу улицы Торговой и аллеи Солидарности (ранее — аллеи Сверчевского).

После проведения железных дорог варшавский квартал Прага во второй половине XIX века стала важным узлом и промышленным районом, где трудилось много русских. По инициативе архиепископа Варшавского Иоанникия и князя Черкасского, летом 1866 года был образован Строительный комитет по сооружению храма, в котором были «заинтересованы одинаково и православное население Варшавы, и вся Православная Россия», во главе с генерал-лейтенантом Г. П. Рожковым, бывшим гражданским губернатором Варшавы. Проект в «тоновском» русском стиле составил приглашенный из столицы архитектор Синода Н. А. Сычев, над росписями и иконами трудились русские академики Р. Ф. Виноградов и В. В. Васильев. Заложенную в 1867 году церковь 29 июня 1869 года освятил архиепископ Иоанникий. К этому дню императрица Мария Александровна подарила образ святой Марии Магдалины. В следующем году в новом храме побывал император Александр II.

До Первой мировой войны церковь была приходской. Кроме местных жителей, в ней молились солдаты, чины полиции и жандармского управления, служащие железной дороги.

В 1921 году получил статус Варшавского митрополичьего кафедрального собора. Часть бывшего причтового дома была отведена под резиденцию предстоятеля Польской Церкви и канцелярию, которые располагались там и на начало XXI века.

17 сентября 1925 году в присутствии всего епископата Польши, представителей Вселенского патриарха, членов правительства, в соборе состоялось провозглашение томоса Константинопольского патриарха Григория VII об автокефалии Польской Церкви. За этим последовало вручение правительственных наград участникам этого события.

В собор были частично перенесены мозаичные панно из разрушенного в 1920-е годы Собора святого благоверного князя Александра Невского. В 1928 в подвальном этаже была освящена нижняя церковь во имя Страстей Господних, а два года спустя весь собор был отремонтирован.

Собор имеет в плане форму креста в характерной византийской архитектуре. Внутренняя часть уцелела во время Второй мировой войны и сохранила дорогое убранство.

Духовенство

Использованные материалы

  • Берташ А. В., «Православная Варшава в 1920 — 1930-е гг.», портал Credo.Ru, 6 июля 2005:

Действие первой картины цикла датируется 965 годом, и Матейко подчёркивает этим, что изображает он не собственно крещение народа, а момент прибытия в Польшу чешской княжны Дубравки. Через год после женитьбы на ней князя Мешко Первого и началась христианизация, так что Дубравка выступила в роли своеобразного культурного агента (примерно как Анна из Македонской династии). Роль совершенно естественная: Чехия в 10-м веке была более цивилизованным государством, чем её северный сосед, в силу уже свершившейся христианизации и налаженных связей с Римом и Германией.
Пясты только начинали встраиваться в европейскую систему. Чешский брак Мешко должен был этому помочь: помимо союза с Прагой он сулил дружбу с саксонцами, необходимую для экспансии в земли балтийских славян, и союз с Римом, чьё одобрение очень помогло бы в том же деле. Без принятия христианства поляки могли оказаться как раз в роли лютичей и прочих, должных подчиниться недавно учреждённой Магдебургской епархии: ведь восточные границы последней не были определены и могли простираться хоть до Полоцка…
Итак, крещение было чисто политическим мероприятием, несмотря на рассказы хронистов об ангельском нраве Дубравки, склонившей в свою веру сурового язычника; брак наверняка заключался с определёнными намерениями. Теперь стоит взглянуть на картину ещё раз: Дубравка изображена в левой её части, это девушка в яркой одежде с большой свечой в руках, левее пахаря.
Кстати, насчёт невесты не все историки были одного мнения. Козьма Пражский, например, пишет: «»Будучи уже в преклонном возрасте, она вышла замуж за польского князя, сняла при этом со своей головы убор и надела девичий венец, что было большим безрассудством с ее стороны». Что такое преклонный возраст в этом случае, не совсем понятно: может быть, 35, а может, и 20. По крайней мере, рожать детей новая польская княгиня ещё могла. Есть мнение, что Козьма «ввернул» про преклонный возраст только из любви к риторике: сестру Дубравки звали Млада.
До замужества княжна была монахиней. Некоторые историки считают, что её биография была богаче, и основываются на тексте Титмара, четырежды назвавшего одного немецкого князя, Гинцелина Мейсенского, братом Болеслава Храброго. Это может означать, что Дубравка была замужем за Гюнтером Мерзебургским, родила ему трёх сыновей, потом по каким-то причинам этот брак был расторгнут, и она досталась уже поляку. Русская Википедия пишет об этом слишком уверенно, и верить ей не надо: подобные разводы были не в обычае, сыновья Гюнтера считались рождёнными от законной любви, а он сам точно пережил свою гипотетическую жену. Маркграф погиб в 982 году в Италии, сражаясь с сарацинами на стороне своего сюзерена императора. И ещё одно соображение: одна из жён Болеслава была внучкой Гюнтера, то есть должна была приходиться ему родной племянницей, а североевропейские нравы такое исключают. Скорее всего, Гинцелин и Болеслав просто были некоторое время женаты на родных сёстрах.

Князь Мешко изображён на картине стоящим на возвышении. Левой рукой он оперся на крест как на символ всего происходящего, правой — на меч как на символ своей власти. Подножие креста — хорошее место, с которого можно посмотреть на свою страну свежим взглядом… Матейко изображает Польшу как лесистый и богатый водой край: тут и пуща, и озеро (Ледницкое озеро в Великопольше); земледелие здесь только начинается с первой бороздой, тянущейся к левому углу картины, и города только думают появляться: мы видим крепостные укрепления на острове. Но орлы уже кружат в небе, предвещая великое будущее польскому народу.
Пахарь, кстати, совсем непростой (наверное): основатель династии Пястов, давший ей своё имя, был, согласно легенде, именно пахарем, а теперь его правнук выводил свой род на широкую арену европейской истории. Сын Мешко и Дубравки стал первым польским королём, один из внуков — правителем чуть ли не всего Севера (это я о Кнуде Великом), и даже это было только началом.
Кто ещё есть на картине? Чуть левее центра мужчина принимает крещение; это Сцибор, младший брат Мешко. А крестит его Войцех-Адальберт, знаменитый святой, один из самых почитаемых сейчас в Центральной Европе. В 965 году ему было всего 10 лет, так что Матейко изобразил Войцеха только как символическую фигуру, указывающую на приход христианства именно из Чехии, а не от немцев, и предсказывающую скорую самостоятельность. Правее нарисован его брат, Рахим-Гауденций, ставший тридцатью годами позже первым архиепископом гнезненским. Это человек с книгой в руках. Он тоже был совсем мал во время изображённых событий, так что выполняет функцию вестника из другой эпохи.
А на заднем плане у лодок возятся люди. Это новообращённые уже торопятся идти походом в земли язычников, чтобы нести им благую весть. Тоже символично: в последующие века поляки привыкли считать своей миссией распространение католичества на восток; и они немало в этом преуспели…

В Варшаве состоялось первое богослужение в новом православном храме Святой Софии Премудрости Божией, сообщает «Радио Польша».

Подпишись: Telegram YouTube

Собор посвящен памяти иерархов, клириков и мирян Польской православной церкви, которые пострадали в годы различных испытаний, выпавших на долю польского православия в ХХ веке.
Православный храм, выдержанный в формах византийского зодчества и увенчанный огромным куполом, возвели в южной части польской столицы, в районе Урсынув. Место для собора выбрали, ориентируясь на район проживания будущих прихожан. Они активно осваивают окрестности аэропорта Фредерика Шопена, неподалеку от которого построили храм.
В будущем на участке площадью полтора гектара помимо церкви также обустроят комплекс административных зданий.
Архитектурный проект церкви соответствует современной стилистике, тем не менее он напоминает знаменитый византийский собор Святой Софии в Стамбуле.
Архитектор Анджей Марковский попытался совместить классическую архитектуру византийского храма и «современные представления поляков о храмовом строительстве».
«Не обманывайтесь, здесь выдержан традиционный канон. Например, звонница. Ее линия — отличный пример греческого зодчества», ― приводит его слова телеканал НТВ.
Храм Софии Премудрости Божией ― первая православная постройка в столице Польши за последние 100 лет.

Площадь под новый православный храм в польской столице освятили 24 октября 2015 года, а 5 декабря 2015 года первый камень в фундамент церкви заложил патриарх Константинопольский Варфоломей. Он же выделил средства на роспись церкви фресками в византийском стиле, которые выполнил профессор и группа иконописцев из Греции.
В торжественной церемонии участвовал президент Польши Анджей Дуда.

По разным данным, в Варшаве проживает от 30 до 40 тысяч православных.

Православие в Польше

Православие в Польше — вторая по численности религиозная конфессия после католичества.
Начало распространению христианства на территории современной Польши положил в середине X века князь Мешко I. В XIII в. открылись православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда католичество стало его вытенять.
До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия).
В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом патриарха Тихона Православной церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия».
В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной церкви. Эту автокефалию не признала Русская православная церковь.
В 1920-1930-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, снесли кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.
В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской православной церкви с Русской православной церковью и о даровании ей автокефалии».
На сегодняшний день Польская православная церковь имеет шесть епархий на территории Польши и две епархии в Бразилии.
Количество приходов Польской церкви — 240, численность клира — около 420 человек, численность верующих — около 500 тысяч.

В юрисдикции Польской церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Польская Православная Церковь

Дата создания: 1948 г. Описание:

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

Социальная и благотворительная деятельность

В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г., специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г., занимается паломнической и благотворительной деятельностью).

Страна: Польша Город: Варшава Адрес: Al. Solidarności 52, 03-402 Warszawa — Poland Телефон: (022) 619-08-86 Факс: (022) 619-08-86 Web-сайт: www.orthodox.pl Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши (Грыцуняк Михаил)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *