Православный вестник журнал

Издается c 2002 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Общецерковное периодическое издание — практический журнал для настоятеля, председателя Приходского совета, казначея, бухгалтера.
Ведение приходской бухгалтерии, особенности учета в религиозных организациях, льготы, отчетность. Оформление земельно-имущественных прав религиозных организаций. Разъяснения специалистов Московской Патриархии по правовым вопросам; документы, справочная информация.
Конкретные ситуации из практики приходов и советы опытных священников по широкому кругу приходских забот, восстановлению храмов.
Журнал выпускается Некоммерческим партнерством «Центр перспективного развития», одобрен Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Главный редактор — Соболевская Елена Анатольевна.
Адрес для писем:
119334 Москва, а/я 169
Телефон: (495) 211-24-23
E-mail: prihod.vestnik@gmail.com

Анонс журнала «Приход»
Вышел новый номер Православного вестника «Приход» (№1, 2009). Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II посвящена статья «Принимаю ответственность за все, что было…».
В новой рубрике «Церковь-общество-хозяйство» публикуется материал, посвященный теме духовного смысла кризисных явлений в экономике.
Для казначея и бухгалтера рассмотрена тема предоставления религиозными организациями в налоговые органы бухгалтерской отчетности. Даны ссылки на позицию по этому вопросу главного бухгалтера Московской Патриархии. Приведен обзор новых нормативных документов и рассмотрены льготы по налогообложению при предоставлении материальной помощи работнику.
Опубликованы правовые консультации юрисконсульта Московской Патриархии по вопросу передачи религиозным организациям без конкурсов в безвозмездное пользование имущества, в том числе в виде помощи — имущества, не имеющего религиозного или благотворительного назначения.

Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия

Первая и не имеющая аналогов в мировой исторической науке энциклопедия охватывает 270-летний путь одного из старейших высших учебных заведений России — Костромской духовной семинарии. Книга содержит исторический очерк, а также сведения о примерно 9000 персонах, включая всех выпускников семинарии.

Учебное пособие «Социальное служение Русской Православной Церкви»

Учебное пособие — результат совместной работы преподавателей Костромской духовной семинарии и кафедры социальной работы Костромского государственного университета. В книге раскрываются основные направления социального служения Русской Православной Церкви, анализируется содержание ее деятельности в различных сферах. Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей высших православных духовных учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации, отделений по церковной социальной работе, приходских социальных работников, всех, кто интересуется данным направлением деятельности Русской Православной Церкви. Смотреть оглавление

Учебное пособие «Социальное служение Русской Православной Церкви» (изд. ОЦАД)

26 декабря 2018 года в зале Высшего Церковного Совета прошло заседание Совета, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Повестка дня включала отчеты ответственных лиц за исполнения решений Совета и Архиерейского Собора 2017 года. Присутствующим были представлены новые общецерковные учебники для программы бакалавриата, среди которых — учебное пособие «Социальное служение Русской Православной Церкви», подготовленное Костромской духовной семинарией. Тираж учебника составил 3 тыс. экз. При переиздании в текст были внесены некоторые уточнения. Таким образом, костромской учебник получил общецерковный статус.

Методическое пособие «Письменные работы в духовной семинарии»

Книга «Письменные работы в духовной семинарии» содержит методические рекомендации по подготовке письменных работ студентами, обучающихся по программе бакалавриата. Особое внимание уделено подготовке и написанию курсовых и дипломных работ. Автором книги является ректор семинарии, который обобщил практический опыт в области создания студенческих работ в высших учебных заведениях. Книга написана с учетом всех современных требований государственных стандартов и церковных рекомендаций, предъявляемых к научным работам. Смотреть оглавление и фрагмент текста. Информация на сайте Учебного комитета . Скачать книгу по ссылке.

«Ипатьевский вестник». Номер 1

Титульная страница номера украшена гербом Дома Романовых в связи с тем, что в 2013 году отмечалось 400-летие царской династии. В номере затронута тема участия Романовых в созидании Ипатьевского монастыря в г.Костроме, а также история старинного дворянского рода Зузиных. Отдельная статья посвящена всецерковной юбилейной дате – 1000-летие со дня рождения князя Владимира. В журнале также открывается постоянная рубрика «Диалог со старообрядчеством», которая представлена статьей о церковной реформе XVII века.

«Ипатьевский вестник». Номер 2

На обложке номера имеется изображение чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская», пребывающей в г.Костроме. В 2014 году отмечалось 775-летие обретения этого образа. Журнал посвящен этим торжествам, а также другим юбилейным датам: 180-летию историка К.Е. Голубинского и 20-летию возрождения женских епархиальных монастырей на Костромской земле. Постоянная рубрика журнала «Диалог со старообрядчеством» представлена статьей о пустозерских узниках.

«Ипатьевский вестник». Номер 3

На титульной странице журнала изображена икона преподобного Геннадия Костромского, 450-летие преставления которого отмечалось в 2015 году в Костроме. В журнале нашли свое отражение два других юбилея: 1000-летие преставления святого князя Владимира и 70-летие Победы. Статьи ректора Парижской семинарии и проректора из Ставропольской духовной школы опубликованы в рамках межсеминарского сотрудничества. Традиционная рубрика «Диалог со старообрядчеством» представлена тремя исследованиями.

«Ипатьевский вестник». Номер 4

Номер посвящен 20-летию возрождения Костромской духовной семинарии. Статьи журнала посвящены истории и современному состоянию семинарии. В номере представлены интервью с митрополитом Александром (Могилевым), епископом Геннадием (Гоголевым), епископом Ферапонтом (Кашиным), О.Н. Овчинниковым. Представляет интерес статья финского исследователя о монастыре Новый Валаам, который стал Святой горой для страны тысячи озер. Рубрика «Диалог со старообрядчеством» представлена сотрудниками научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества «Диалог», который начал свою работу в конце 2015 года.

«Ипатьевский вестник». Номер 5

Презентация пятого номера журнала состоялась в рамках празднования 270-летия Костромской духовной семинарии 25 июня 2017 года. На обложке номера — икона «Собор святых покровителей Костромской духовной семинарии», написанная по случаю юбилея. Открывает издание поздравительный адрес Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, архиепископа Евгения (Решетникова). Традиционно большую часть научно-богословского журнала Костромской духовной семинарии занимают статьи преподавательской корпорации. Отдельный раздел посвящен осмыслению итогов столетия (1917-2017).

В частности, в номере опубликовались следующие преподаватели семинарии: митр. Ферапонт (Кашин), еп. Алексий (Елисеев), о.Ректор, прот. Георгий Эдельштейн, прот. Сергий Зинчук, профессора А.М. Белов и Н.Ф.Басов, священники Дмитрий Трифонов, Алексий Виноградов и Андрей Андрианов, преподаватель Д.С. Ремезов и студент семинарии — преподаватель Костромского университета М.И. Жигалов.

Среди наших «гостей»: Глава Митрополичьего Округа в Республике Казахстан, доктор богословия митрополит Александр (Могилев); Представитель при Антиохийском Патриархе, доктор богословия, игумен Арсений Соколов; доктор культурологии, член Экспертного совета ВАК по теологии И.А. Едошина; наш постоянный автор — финский пастор Мартти Хирвонен, со статьей, посвященной 500-летию лютеранства.

Статью о выдающемся химике Н.А. Фигуровском (выпускнике КоДС) написали его ученики — профессора МГУ Т.В. Богатова и Н.В. Соколов. По линии межвузовского сотрудничества с Псковским государственным университетом опубликована статья доцента И.Н. Самаль о Новомученниках.

«Ипатьевский вестник». Номер 6

Номер составили три основные рубрики: «Библейские исследования», «Церковь и время», «Костромская семинария: выдающиеся личности». Первая рубрика — «Библейские исследования» — составлена по материалам Международной научно-практической библейской конференции, посвященной 270-летию Костромской духовной семинарии, которая прошла 30-31 мая 2017 года в г.Костроме. Статьи и доклады подготовили ведущие отечественные библеисты и зарубежные исследователи Священного Писания. Рубрика «Церковь и время» включает работы костромских исследователей, а также специально подготовленные для «Ипатьевского вестника» статьи известных историков — М.А. Бабкина и М.В. Шкаровского. Рубрика «Костромская семинария: выдающиеся личности» — это интересные исторические материалы, подготовленные к юбилею семинарии, но не вошедшие в предыдущий выпуск. Оглавление

«Ипатьевский вестник». Номер 7-8

Очередной номер журнала «Ипатьевский вестник» посвящен 275-летию учреждения Костромской епархии и 50-летию митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. В номер вошли статьи о ректоре КоДС преподобном Макарии (Глухареве), о выпускнике Костромской семинарии маршале А.М. Василевском, о костромских архиереях советского периода и по другим темам, а также интервью с митрополитом Ферапонтом и с членами Редакционного совета «Ипатьевского вестника». Отдельное место занимает цикл статей проректора КоДС, докторната ОЦАД священника Андрея Андрианова «Религия и медицина». Смотреть оглавление

«Ипатьевский вестник». Номер 1 (9)

5 февраля 2020 года в день Собора Костромских святых вышел из печати очередной номер семинарского научно-богословского журнала «Ипатьевский вестник». Тема номера – Историческая энциклопедия Костромской духовной семинарии. Теме посвящена обзорная статья редактора энциклопедии митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, а также отчёт о презентации и интервью с создателями уникальной книги. В номер также вошли: новый перевод книги пророка Михея, выполненный доктором богословия, игуменом Арсением (Соколовым); статьи по истории Костромской епархии митрополита Ферапонта и доктора исторических наук М.В. Шкаровского; цикл статей о воссоздании Канавки преподобного Серафима за авторством доктора геолого-менералогических наук С.Н Чернышева (ныне – монаха Варфоломея); большая библиографическая работа костромского краеведа П.П. Резепина о префектах Костромской семинарии; статья о Патриархе Филарете, написанная архимандритом Макарием (Веретенниковым), а также работы молодых ученых.

Альманах «Диалог». Выпуск 1

Альманах «Диалог» — тематический сборник, в который вошли научные статьи по старообрядческой тематике. Альманах выходит раз в два года и публикует работы, подготовленные в рамках деятельности научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества при Костромской духовной семинарии «Диалог». Центр создан как постоянно действующая площадка для научной дискуссии и всестороннего изучения различных актуальных вопросов возникновения, развития и современного состояния старообрядчества. Альманах является приложением к «Ипатьевскому вестнику». Официальная презентация альманаха состоится 01 июля 2018 года. Смотреть оглавление

«Семья России: вчера, сегодня, завтра»

Сборник научных статей по материалам Международной научно-методической конференции Костромской духовной семинарии (г.Кострома, 28-29 мая 2015 года) содержит работы исследователей по вопросам семейных отношений, отражающих современное состояние, проблемы и перспективы развития семьи, материнства и детства.

Сборник конференции

Сборник включает в себя материалы конференции «Никитские чтения: наследие и наследники преподобного Никиты», состоявшейся в Костроме в сентябре 2015 года. Конференция была приурочена к 650-летию со дня рождения преподобного и 590-летию основания Богоявленского монастыря города Костромы, который строил святой Никита. «Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности»Одним из организаторов мероприятия выступила Костромская духовная семинария.

«Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности»

Электронный сборник материалов Международной научно-практической конференции «Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности», посвященной 1030-летию Крещения Руси, которая состоялась 14 сентября 2018 года в Костромской духовной семинарии. Конференция имеет межвузовский статус, поскольку проводилась семинарией совместно с Костромским государственным университетом. Сборник зарегистрирован в РИНЦ, доступен по .

Lois Lowry

Перевод с английского Сергея Петрова

Copyright © 2004 by Lois Lowry

© С. Петров, перевод с английского, 2017

© ООО «Издательство «Розовый жираф», издание на русском языке, 2017

Публикуется с особого разрешения издательства Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company

Глава 1

Мэтти не терпелось покончить с ужином. Он хотел поскорее его приготовить, съесть и пойти. Вот бы он уже был взрослый! (Ведь взрослые сами решают, когда есть – да и вообще стоит ли тратить время на еду.) У него было дело, и это дело пугало его. Время шло, страх все нарастал.

Мэтти уже не был мальчиком, но и мужчиной он пока не стал. Он привык мерить свой рост по окну. Когда-то он едва дотягивался до рамы – упирался в нее, чувствуя лбом дерево. Но теперь так вырос, что мог без труда заглядывать в дом, а сделав пару шагов назад, в траву, он видел свое отражение. Ему казалось, что его лицо становится более взрослым, хотя он по-прежнему с удовольствием корчил рожи своему отражению. Его голос стал грубеть.

Он жил в доме слепого, которого все называли Видящий, и помогал ему. Он делал уборку, хотя уборка – это так скучно. Но слепой говорил, что без нее нельзя. Так что Мэтти каждый день подметал дощатый пол и расправлял покрывала на кроватях: тщательно – на постели слепого, равнодушно и небрежно – на своей, в комнате рядом с кухней. Готовили они по очереди. Мужчина посмеивался над стряпней Мэтти и пытался давать ему советы, но Мэтти не хватало терпения и он не думал о тонкостях сочетаний трав.

– Достаточно просто положить все в горшок, – настаивал Мэтти. – Все равно в животе все перемешается.

Это был давний спор двух друзей. Видящий усмехнулся.

– Вот понюхай, – и он взял с доски и протянул ему на ладони светло-зеленый росток.

Мэтти старательно понюхал его.

– Это зеленый лук, – сказал он, пожав плечами. – Можно просто бросить его в кастрюлю. Или так съесть, – добавил мальчик. – Но тогда будет вонять изо рта. А одна девочка пообещала поцеловать меня, если от меня будет приятно пахнуть. Но мне кажется, она просто дразнится.

Слепой улыбнулся, повернувшись в сторону мальчика.

– Дразнить – это часть удовольствия, которое предшествует поцелую, – сказал он Мэтти, который тут же покраснел от смущения. – Ты мог бы выторговать поцелуй за что-нибудь, – предложил мужчина со смешком. – Что бы ты отдал? Удочку?

– Не надо! Не шути про торг.

– Ты прав. Зря это я. Когда-то это было веселое занятие. Но теперь – ты прав, Мэтти, – смеяться над этим не получается.

– В прошлый раз на Торжище ходил Рамон с родителями. Но он ничего не рассказывает.

– Вот и мы не будем об этом. Что там масло, разошлось на сковородке?

Мэтти посмотрел. Золотисто-коричневое сливочное масло слегка пузырилось.

– Да.

– Тогда клади лук. И мешай, чтобы не подгорел.

Мэтти послушался.

– А теперь понюхай, – сказал слепой.

Мэтти понюхал. Слегка припущенный лук издавал аромат, от которого у него потекли слюнки.

– Ну что, лучше, чем сырой? – спросил Видящий.

– Но сколько хлопот! – воскликнул Мэтти. – Готовить – такая морока!

– Добавь сахара, всего одну-две щепотки. Дай потомиться еще минуту, а потом клади кролика. И не будь таким нетерпеливым, Мэтти. Вечно ты хочешь побыстрее, а в этом деле нельзя торопиться.

– Надо успеть до темноты – кое-чего проверить. Хочу добраться до поляны, пока не стемнело.

Слепой засмеялся. Он взял со стола кусочки кролика, и Мэтти в какой уж раз удивился точности движений его рук и тому, как хорошо он помнит, где что лежит. Он наблюдал за тем, как мужчина ловко обсыпает мясо мукой и кладет его на сковородку. Мясо зашкворчало, и блюдо запахло по-новому. Слепой добавил пригоршню трав.

– Тебе-то все равно, светло или темно на улице, – жалобно проговорил Мэтти. – Но мне для моих дел нужен свет.

– Что это за дела такие? – спросил Видящий и добавил: – Когда мясо подрумянится, добавь немного бульона, чтобы не пригорело.

Мэтти так и сделал. Он наклонил над сковородкой кастрюлю, где они отваривали кролика, и темная жидкость подхватила лук и травы, которые закружились вокруг кусочков мяса. Мэтти уже знал, что теперь нужно накрыть сковородку крышкой и убавить огонь. Еда в сковородке тихонько булькала, а он начал расставлять тарелки на столе, за которым им предстояло поужинать.

Он надеялся, что слепой забудет про свой вопрос о «делах». Ему совсем не хотелось отвечать на него. Мэтти очень занимало то, что он спрятал на поляне. Но и пугаґло, потому что он еще не понимал, что это такое. Ему подумалось: вдруг он сможет это обменять?

Когда наконец тарелки были вымыты и убраны, а слепой откинулся в своем кресле и взял инструмент, на котором он обычно играл по вечерам, Мэтти тихонько направился к двери, надеясь выскользнуть незамеченным. Но мужчина улавливал любое движение. Мэтти уже знал, что он может услышать, как паук переползает с одного края паутины на другой.

– Опять в Лес?

Мэтти вздохнул. Ну вот, снова не вышло.

– Я вернусь до темноты.

– Может, и так. Но не туши лампу – вдруг опоздаешь. В темноте приятно идти на свет. Я помню, что такое ночной Лес.

– Помнишь с каких времен?

Мужчина улыбнулся.

– С тех самых, когда я мог видеть. Задолго до того, как ты родился.

– Ты боялся Леса? – спросил его Мэтти. Леса боялись многие, и не случайно.

– Нет. Это все иллюзия.

Мэтти поежился. Он не понял, что хотел сказать слепой. То есть страх – это иллюзия? Или Лес – иллюзия? Он оглянулся. Слепой мягкой тряпочкой вытирал полированную поверхность своего инструмента. Он уже сосредоточился на гладком дереве, хотя не мог видеть золотистую поверхность клена с его волнистыми волокнами. Наверное, решил Мэтти, человеку, лишенному зрения, все кажется иллюзией.

Мэтти выкрутил фитиль и проверил, достаточно ли в лампе масла. Затем чиркнул спичкой.

– Видишь, я не зря просил тебя почистить ламповые стекла, а?

Слепой не ждал ответа. Он провел рукой по струнам, прислушиваясь к их звучанию. Как обычно, он осторожно подстроил инструмент. Он умел различать звуки, которые казались мальчику совершенно одинаковыми. Мэтти немного постоял на пороге, наблюдая. На столе мерцала лампа. Мужчина сидел, склонив голову к окну, так что свет раннего летнего вечера высвечивал шрамы на его лице. Он прислушался, повернул небольшой винт на конце грифа, затем прислушался снова. Теперь он был поглощен звуками и совершенно забыл о мальчике. Мэтти выскользнул наружу.

Мэтти пошел к тропе, которая вела к Лесу от окраины Деревни, кружным путем, чтобы пройти мимо дома учителя, доброго человека с родимым пятном на пол-лица. Когда Мэтти еще только появился в Деревне, он иногда не мог отвести от него глаз, потому что ни разу до этого не видел таких отметин. Там, откуда Мэтти пришел, увечий не допускалось. Там убивали людей и с меньшими изъянами.

Но здесь, в Деревне, отметины и изъяны вообще не считались недостатками. Их даже ценили. Слепому дали прозвище Видящий, его уважали за то особое зрение, которое у него появилось после того, как он лишился обычного.

Учителя, хотя его настоящее имя было Ментор, дети любя прозвали Рози – за расползшееся по лицу малиново-розовое родимое пятно. Дети любили его. Он был муд‑рым и терпеливым. Мэтти, который был совсем мальчик, когда оказался в Деревне и начал жить у слепого, сначала пошел в школу как все, а зимой по вечерам стал посещать дополнительные занятия. Именно Ментор научил его спокойно сидеть, слушать, а спустя какое-то время – даже писать.

Но он решил пройти мимо дома учителя не для того, чтобы повидать Ментора или полюбоваться его роскошным цветником, а в надежде увидеть учительскую дочку, симпатичную девочку Джин. Это она недавно дразнила Мэтти, обещая поцеловать его. По вечерам она обычно пропалывала сад.

Но сегодня не было видно ни Джин, ни ее отца. Мэтти заметил толстую пятнистую собаку, которая спала на пороге, но в доме, похоже, никого не было.

Ну и ладно, подумал он. Джин задержала бы его своим хихиканьем и насмешками. А обещания она все равно никогда не держит и дает их всем мальчикам. Не стоило делать крюк в надежде увидеть ее.

Он нашел палку, нарисовал сердечко на дорожке возле сада и вписал в него их имена – ее и свое. Вдруг Джин заметит рисунок и поймет, что он здесь был, вдруг для нее это важно?

– Эй, Мэтти, ты что тут делаешь? – из-за угла вышел Рамон. – Ты уже поужинал? Хочешь поесть с нами?

Мэтти быстро двинулся в сторону Рамона, оставив за спиной нарисованное в грязи сердечко и надеясь, что его друг не заметит этого. К Рамону было бы интересно сходить, потому что его семья недавно сторговала себе вещь под названием «Игровая машина». Это была большая раскрашенная коробка с ручкой, которую дергаешь – и внутри за небольшими окошечками начинают вращаться три барабана с рисунками. Раздается звонок, барабаны останавливаются, и, если все три изображения в окошечках совпали, машина выплевывает леденец. Играть было очень интересно.

Он порой думал, а чем они пожертвовали ради этой «Игровой машины», но обсуждать такие вещи было не принято.

– Мы уже поели, – сказал он. – Мне надо забежать кое-куда до темноты, поэтому мы поужинали раньше.

– Жалко, что я не могу с тобой. У меня кашель, и Травник сказал, что мне не надо слишком много бегать. Я пообещал сразу пойти домой, – сказал Рамон. – Но если ты подождешь, я спрошу…

– Нет, – ответил Мэтти. – Лучше я один.

– А, ты с посланием?

Это было не так, но Мэтти кивнул. Ему было немного неловко врать, даже по мелочам. Хотя уж он-то умел это делать. Мэтти вырос там, где все лгали, и он до сих пор не мог до конца поверить, что жители Деревни, в которой он теперь живет, считают, что врать – плохо. Мэтти всегда казалось, что с помощью вранья все делается понятнее, проще и удобнее.

– Ну, тогда увидимся завтра, – Рамон помахал ему рукой и поспешил домой.

Мэтти знал тропинки Леса так, словно бы сам их проложил. Впрочем, некоторые из них он и в самом деле протоптал за долгие годы, найдя более простой и короткий путь. Даже корни на этих тропах ушли в землю и стали плоскими. В Лесу он был быстр и незаметен, всегда выбирал верное направление, чувствовал изменения погоды и предсказывал дождь задолго до того, как на небе появлялись тучи или менялся ветер. Мэтти просто знал.

Другие жители Деревни редко отваживались зайти в Лес. В Лесу было опасно. Иногда он закрывался и поглощал тех, кто зашел слишком далеко. Смерть таких людей была чудовищна: тела покинувших Деревню приносили обратно с обрывками вьюнов, намертво опутавших горло, руки и ноги. Лес тоже каким-то образом знал. А еще он почему-то знал, что походы Мэтти для Леса не опасны и даже необходимы. Ползучие растения никогда его не трогали. Иногда даже казалось, что деревья расступаются перед ним и подталкивают вперед.

– Лес любит меня, – однажды с гордостью объяснил он слепому.

Видящий согласился.

– Возможно, ты ему нужен, – предположил он.

И жителям Деревни Мэтти тоже был нужен. Они доверяли его знанию тропок, его способности безопасно передвигаться по ним и поручали ему задания, связанные с походами через густые заросли с их запутанными стёжками. Он доставлял их письма. Это была его обязанность. Он считал, что когда настанет время получать настоящее имя, то ему дадут имя Вестник. Ему нравилось, как оно звучит, и не терпелось получить его.

Но в тот вечер Мэтти не надо было относить или забирать никакого послания. Рамону он соврал. Он направлялся на одну поляну, сразу за рощей из тесно растущих колючих елок. Он ловко перепрыгнул небольшой ручей, свернул с набитой тропы, прошел между деревьями, разводя ветви руками. В последние годы елки сильно разрослись, теперь поляна была полностью скрыта от посторонних глаз, и Мэтти считал ее своей.

Ему нужно было кое-что понять, а для этого требовалась укромность – место, где можно втайне испытать себя и решить, что же делать с тем, что так его пугало.

На поляне было сумрачно. За спиной Мэтти солнце начинало опускаться за Деревню, и свет, который проникал через Лес, был розоватым и бледным. Мальчик прошел по мшистой земле к высоким зарослям папоротника у подножья дерева, сел на корточки и прислушался, вытянув шею. Он тихонько издал специальный звук, которому недавно выучился; спустя короткое мгновение послышался ответ. Мэтти и ждал его, и боялся.

Он слегка нагнулся и поднял на ладони маленькую лягушку. Она без страха посмотрела на мальчика своими выпученными глазами и вновь издала звук:

– Черререк. Черререк.

– Черререк, – Мэтти повторил этот горловой звук, словно они разговаривали.

Хоть он и нервничал, от такого разговора ему стало смешно. Мэтти внимательно осмотрел гладкое зеленое тельце. Лягушка не пыталась ускакать. Она недвижно сидела на ладони, ее горло, покрытое тонкой просвечивающей кожей, пульсировало.

Он увидел то, что ожидал. То есть он надеялся, что этого не произойдет. Если бы это оказалась обычная лягушка, его жизнь была бы проще. Но теперь все усложнится и изменится. Его ждало новое непредсказуемое будущее. Вины лягушки в этом нет, подумал мальчик, осторожно опустил маленькое зеленое существо обратно в высокие заросли папоротника и стал смотреть на дрожащие ветви, которые шевелились от прыжков ничего не подозревающей лягушки. Он почувствовал, что дрожит.

Возвращаясь в Деревню по темной тропинке, Мэтти услышал какой-то шум за рыночной площадью. Сначала ему показалось, что там поют. В Деревне часто пели, но обычно это происходило в помещении и не по вечерам. Озадаченный, он остановился и прислушался. Нет, это было не пение, а ритмичный и полный горя звук, который здесь называли голошением, звук утраты. Он забыл о своих заботах и в сумерках стал пробираться домой, где его ждал слепой, который все ему объяснит.

Глава 2

– Ты слышал, что случилось с Собирателем прошлой ночью? Он не успел вернуться вовремя.

Рамон и Мэтти, оба с удочками, шли на рыбалку, и Рамона распирало от этих новостей.

Мэтти вздрогнул. Значит, Собирателя забрал Лес. Это был веселый человек, который любил детей и животных, все время улыбался и громогласно шутил.

Рамон говорил важным тоном: ведь он сообщал новости. Мэтти очень любил своего друга, но иногда думал, что в конце концов его настоящим именем станет Хвастун.

– Откуда ты знаешь?

– Его нашли вчера вечером на тропинке за школой. По дороге домой я услышал какой-то шум. Я видел, как принесли его тело.

– Я тоже слышал шум. Мы с Видящим так и подумали, что это кого-то забрали.

Накануне, когда Мэтти вернулся домой, слепой расстилал постель, внимательно прислушиваясь к стенаниям – было слышно, что много людей оплакивают кого-то.

– Кого-то потеряли, – сказал озабоченно слепой, который уже сидел на кровати, одетый в ночную рубашку, и расшнуровывал ботинки.

– Сообщить об этом Вождю?

– Он уже сам услышал. Это ведь голошение.

– Может, и нам пойти? – спросил его Мэтти.

С одной стороны, ему хотелось туда, ведь он никогда не был на голошении. С другой – он испытал облегчение, когда слепой покачал головой.

– Там достаточно людей. Я слышу по меньшей мере двенадцать голосов.

Как всегда, Мэтти был поражен способностями слепого. Сам-то он слышал лишь воющий хор.

– Двенадцать? – спросил он, а затем поддразнил: – Ты уверен, что их там не одиннадцать и не тринадцать?

– Я слышу по меньшей мере семь женских голосов разного тембра, – ответил мужчина, не замечая шутки. – И, кажется, пять мужских, хотя один довольно юный, возможно, твоего возраста. Голос пока не очень низкий, потом он станет ниже. Может, это твой друг. Как его там зовут?

– Рамон?

– Да, кажется, я слышу голос Рамона. Такой хриплый.

– У него кашель. Он лечится травами.

Вспомнив теперь об этом разговоре, Мэтти спросил:

– А ты тоже голосил? Кажется, мы слышали твой голос.

– Да, там хватало людей, но я был рядом, и мне разрешили голосить с ними. Но у меня кашель, так что я был не в голосе. Я пошел потому, что хотел увидеть тело. Я никогда раньше не видел.

– Да видел, конечно! Мы же вместе смотрели, как хоронили Хранителя Запасов. А еще ты видел ту девочку, которая упала в реку, и ее достали, когда она утонула. Я помню, ты тоже был там.

– Я говорю про опутанных, – пояснил Рамон. – Мертвых-то я, конечно, видал. Но опутанного – первый раз.

Мэтти тоже никогда не видел опутанных, только слышал про них. Такое случалось очень редко, и он уже начал думать, что это миф, что-то из прошлого.

– И как? Говорят, что-то жуткое.

Рамон кивнул.

– Точно. Как будто вьюны сначала схватили его за горло и сильно дернули. Бедный Собиратель! Он схватил их, хотел освободиться, но они обвили и его руки тоже. Он был весь опутан. А выражение на лице – ужас! Глаза открыты, а эти веточки заползли под веки. И во рту тоже они. Даже вокруг языка, я сам видел.

Мэтти поежился.

– Он был такой хороший, – проговорил он. – Он всегда бросал нам ягоды, когда возвращался со сбора. Я раскрывал рот, а он пытался попасть. Если я ловил, он радовался и давал мне еще.

– И мне тоже, – грустно сказал Рамон. – А у его жены недавно родился ребенок. Кто-то сказал, что поэтому он и пошел. Он хотел рассказать своей семье о ребенке.

– А что, он разве не знал, что может произойти? Разве он не получал Предупреждений?

Рамон вдруг закашлялся. Согнувшись пополам, он тяжело дышал. Затем выпрямился и пожал плечами.

– Жена говорит, что нет. Когда родился первый ребенок, он тоже ходил, и ничего не было. Никаких Предупреждений.

Мэтти задумался. Наверное, Собиратель просто не заметил Предупреждения. Первые Предупреждения обычно незаметные. Жаль было этого доброго, счастливого человека, у которого остались двое детей. Мэтти знал: Лес всегда дает Предупреждения. Он столько раз в него входил и всякий раз был осторожен. Если бы он получил хотя бы одно Предупреждение, пусть даже самое незначительное, больше в Лес не пошел бы. Слепой возвращался в Лес только однажды, чтобы попасть в свое родное селение, где потребовалась его мудрость. Он благополучно вернулся, хотя на обратном пути получил небольшое Предупреждение: его неожиданно и больно уколол вроде бы безобидный отросток. Конечно, он его не видел, хотя потом говорил, что почувствовал, как тот выдвинулся на него. Слепой это понял благодаря своему знанию, за которое его называли Видящим. Но поводырем с ним был Мэтти, тогда совсем еще мальчик; и Мэтти точно видел, как этот отросток появился, вырос, заострился, нацелился и воткнулся. Никаких сомнений: это было Предупреждение. Слепому больше нельзя возвращаться в Лес. Время, когда он мог туда пойти, закончилось.

А вот Мэтти Предупреждений никогда не получал. Он вновь и вновь входил в Лес, бродил по его тропинкам, разговаривал с его обитателями. Он понимал, что Лес почему-то выделил его. С первого раза, когда он совсем маленьким ушел из дома, где с ним жестоко обращались, и стал ходить по Лесу, прошло много лет – шесть, если быть точным.

– Я туда никогда не пойду, – твердо сказал Рамон. – Теперь-то уж точно, когда я увидел, что он сделал с Собирателем.

– Ну, тебе и не надо туда идти, – заметил Мэтти. – Ты родился в Деревне. Это случается только с теми, кто пытается вернуться туда, откуда они ушли.

– То есть с такими, как ты?

– С такими, как я, только я осторожен.

– Не буду даже и пробовать. Может, здесь порыбачим? – спросил Рамон, чтобы сменить тему. – Я дальше не пойду. Что-то я стал уставать в последнее время.

Они неторопливо подошли к реке, обогнув кукурузное поле, и вышли на заросший травой берег, где часто рыбачили вместе.

– В прошлый раз мы тут много поймали. Мама сделала рыбу на обед, но ее было так много, что я доедал ее, когда играл в «Игровую машину» после еды.

Опять «Игровая машина»! Рамон так часто о ней говорит. А может, ему больше подойдет имя Выпендрежник, подумал Мэтти. Или Бахвал. Ему уже надоело слушать про «Игровую машину». Впрочем, он немного завидовал.

– Давай тут, – сказал Мэтти.

Он сполз по скользкому берегу к тому месту, где из воды выступал валун, достаточно большой, чтобы стоять на нем. Оба мальчика взобрались на огромный камень и устроились на его вершине, готовя снасти, чтобы забросить их и поймать лосося.

За их спинами продолжалась тихая и мирная повседневная жизнь Деревни. Этим утром похоронили Собирателя. На пороге своего дома его вдова укачивала младенца, а ребенок постарше играл у ее ног. Ее утешали женщины, которые с вязанием и вышивкой сидели рядом и говорили только о хорошем.

В школе учитель по имени Ментор мягко поучал непослушного мальчика восьми лет по имени Гэйб, который слишком много играл и слишком мало учился, и поэтому ему требовалась помощь. Дочь Ментора Джин продавала цветы и свежеиспеченный хлеб за своим прилавком на рынке, одновременно заигрывая с проходившими мимо неловкими серьезными мальчиками и смеясь над ними.

Слепой шел по деревенским проулкам, прислушиваясь к местным жителям, оценивая состояние каждого из встреченных. Каждый столб изгороди, каждый перекресток, каждый голос, каждый запах и каждая тень были ему знакомы. Если что-то было не так, он старался это исправить.

Из окна своего дома высокий молодой человек, которого все звали Вождь, смотрел на мирную и веселую жизнь Деревни, на любимый им народ, который избрал его своим правителем и защитником. Он пришел сюда мальчиком, с огромным трудом найдя дорогу. В Музее, в стеклянной витрине, хранились остатки сломанных санок. На табличке рядом было написано, что именно с ними Вождь пришел в Деревню. В Музее хранилось много таких реликвий, потому что у всех, кто не родился в Деревне, была своя история о том, как они оказались здесь. Была здесь рассказана и история Видящего: о том, как его, полумертвого, вынесли с того места, где враги оставили его с вырванными глазами, лишив на родине всякого будущего.

В витринах Музея были выставлены сапоги и посохи, велосипеды и кресло-каталка. Но именно эти выкрашенные красным санки почему-то стали символом отваги и надежды. Вождь был молод, он воплощал в себе эти качества. Он никогда не хотел вернуться назад. Теперь это был его дом, его народ. Как всегда по вечерам, он стоял у окна и смотрел. Его глаза были пронзительно-голубого цвета.

Он с благодарностью смотрел на идущего по проулкам слепого человека.

Он мог заглянуть за порог дома, где молодая женщина укачивала ребенка и оплакивала своего мужа. «Плачь тише», – думал он.

Он мог посмотреть за кукурузное поле, где два мальчика, Мэтти и Рамон, подергивают леску в речной воде. «Хорошей рыбалки», – думал он.

Он мог заглянуть за рыночную площадь, на кладбище, где было похоронено изувеченное тело Собирателя. «Покойся с миром», – думал он.

Наконец он взглянул на окраину Деревни, туда, где тропа входила в Лес и терялась в его траурной тени. Вождь что-то видел сквозь эту тень, но пока не мог понять что. Все было размыто, но ясно было одно: в Лесу есть что-то, и это что-то бередило разум Вождя, беспокоило его. Он не мог сказать, хорошо это или плохо. Пока не мог.

В глубине густого подлеска, на опушке, на границе поля зрения озадаченного Вождя, маленькая зеленая лягушка проворным липким языком поймала и съела какое-то насекомое. Распластавшись по земле, она вращала выпуклыми глазами, выискивая новую добычу. Ничего не найдя, она попрыгала дальше. Одна задняя лапка у нее была странно напряженной, но лягушка этого почти не замечала.

Издатель – ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет».

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) с правом распространения на территории Российской Федерации (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-67085 от 15.09.2016 г.).

В 2011–2013 гг. журнал выходил под названием «Научный потенциал регионов на службу модернизации» (межвузовский сборник научных статей, ISSN 2306-5516).

C 11.07. 2019 журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (номер по порядку 1046; ISSN 3212-3702).

Группы научных специальностей/научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым присуждаются ученые степени

05.13.01 – Системный анализ, управление и обработка информации (в отраслях строительства и ЖКХ) (технические науки),

05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах (технические науки),

05.13.12 – Системы автоматизации проектирования (в отраслях строительства и ЖКХ) (технические науки),

05.13.18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (технические науки),

05.23.01 – Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки),

05.23.02 – Основания и фундаменты, подземные сооружения (технические науки),

05.23.03 – Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение (технические науки),

05.23.04 – Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов (технические науки),

05.23.05 – Строительные материалы и изделия (технические науки),

05.23.08 – Технология и организация строительства (технические науки),

05.23.17 – Строительная механика (технические науки),

05.23.19 – Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (технические науки),

05.23.21 – Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (технические науки),

05.23.21 – Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (архитектура),

05.23.22 – Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (технические науки),

05.23.22 – Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (архитектура), 05.26.01 – Охрана труда (в отраслях строительства и ЖКХ) (технические науки),

05.26.03 – Пожарная и промышленная безопасность (в отраслях строительства и ЖКХ) (технические науки)

Периодичность выхода – четыре раза в год

ПОЛОЖЕНИЕ о журнале

ДОГОВОР между редакцией и учредителем

Правила для авторов

График работы над журналом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *