Предсказания по Библии

Каким будет пришествие Господа? Какую работу Господь совершит, когда Он вернется? Как приветствовать возвращение Господа

Две тысячи лет назад последователи Господа спрашивали Иисуса: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3 ). Господь Иисус отвечал: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней» (Мф 24:6-8). Сегодня на всей планете всё чаще и чаще происходят катаклизмы. Одно за другим случаются землетрясения, эпидемии, голод, война и наводнения. В конце 2019 года новый тип коронавируса появился в китайском городе Ухань. Скорость его распространения вселяет тревогу; на протяжении всего нескольких месяцев случаи заболевания стали отмечаться по всей стране, и Китай немедленно погрузился в хаос. Одна за другой многие провинции, уезды и деревни подвергаются карантину, по мере того, как число жертв вируса продолжает расти. Вирус также отмечен более чем двадцати других странах по всему миру. В довершение всего, за период с сентября 2019 года по январь 2020 года лесные пожары в Австралии уничтожили более 5900 строений и погубили свыше миллиарда животных. В январе 2020 года на Австралийский континент обрушился небывалой силы «ливень столетия», вызвав потопы, из-за которых погибло немало пресноводных животных. В том же месяце десятки тысяч людей лишились своих жилищ в результате наводнений в Индонезии. Также произошло извержение вулкана на Филиппинах, сильнейшее за 25 лет нашествие саранчи в Африке, землетрясение силой в 6.4 балла в Синьцзяне… Этот список можно продолжить. Все это — исполнение библейских пророчеств о пришествии Господа. Разумным будет предположить, что Господь уже вернулся — так почему же нам еще только предстоит приветствовать Его прибытие? Если так продолжится и дальше, не погрузимся ли мы в великую скорбь? И что именно нам следует делать, чтобы приветствовать пришествие Господа?

Каким будет пришествие Господа?

Многие люди читали эти слова в Библии: «Се, грядет с облаками» (Откр. 1:7). «Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Они уверены, что Господь придет с облаками. Однако почему нам еще только предстоит увидеть такое зрелище? И действительно ли Господь придет только таким образом? На самом деле есть один очень важный момент, который мы проглядели в отношении пришествия Господа. Есть в Писании также и пророчества о Боге, приходящем втайне, а именно: «Се, иду как тать» (Откр. 16:15). «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25:6). «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44). «Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» (Лк. 17:24-25).

Ссылки в Писании на то, что «как тать» и «в полночь раздался крик» явственно указывают, что когда Господь вернется в последние дни, Он сделает это неприметно, втайне. А на что указывает фраза «Сын Человеческий»? «Сын Человеческий» действительно родится от человека, от матери и отца, и в плоти и крови. К примеру, возьмем Господа Иисуса. Он был воплощен в образе обычного человека, живущего среди людей. Таким образом, мы видим, что «Сын Человеческий» относится к воплощенному Богу; Дух не может называться Сыном Человеческим. Вдобавок, Писание также говорит: «Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим». Этот фрагмент Писания однозначно утверждает, что когда Господь вернется, Ему предстоит претерпеть немало страданий, и Он будет отвергнут этим поколением. Мы все знаем, что Бог может быть отвергнут, только будучи воплощен в плоти как Сын Человеческий, поскольку Бог во плоти выглядит очень обыденно, и люди не знают Его; они относятся к Нему, как к обычному человеку, и вследствие этого Он претерпевает великие невзгоды. Однако если бы Господь предстал перед людьми, как Дух, тогда все они, хорошие или плохие, верующие или неверующие, или даже те, кто противился Богу, все пали бы перед ним ниц в благоговении — ибо кто может противиться такому Богу? И как бы тогда Он пострадал? Это показывает, что Господь последних дней явится человечеству как воплощенный Сын Человеческий

Какую работу Господь совершит, когда Он вернется?

К этому моменту некоторые братья и сестры могут испытывать недоумение: если Господь вернется, чтобы на протяжении последних дней втайне потрудиться среди людей, как тогда исполнится пророчество о Его пришествии на облаке? Божья работа имеет свои определенные шаги и свой план. Бог сначала становится плотью и явится втайне, чтобы исполнить Свою работу по спасению людей, а затем явится людям открыто на облаке. Чтобы понять этот вопрос, нам нужно больше узнать о том, какую работу Господь совершит по Своему возвращению в последние дни. Господь Иисус сказал: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:12-13). «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). В Библии также сказано: «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петр. 4:17). Эти фрагменты Писания говорят нам, что Бог последних дней главным образом приходит, чтобы произносить слова, чтобы вершить суд, начиная с дома Божьего. Как следствие, все те, кто принимает Божью работу суда последних дней, приветствуют прибытие Господа, и будут вознесены пред Богом! Сегодня воплощенный Всемогущий Бог произнес миллионы слов, которые все записаны в книге Слово является во плоти. В этой книге слова Всемогущего Бога открывают немало тайн, которые прежде были непостижимы для нас: об истории развития человечества, о том, как сатана совратил человечество, как Бог спасает людей, какой тип людей возлюблен Богом, а к какому Он питает отвращение, какой конец ожидает разные типы людей, и каков будет их исход, и так далее. И не только это: Бог также провозгласил слова суда и обличения, обнажив наши прельщенные характеры. У всех, кто принимает Божьи слова суда и обличения, прельщенные характеры будут очищены и преобразованы; эти люди будут сделаны победителями перед временем великой скорби, и в конечном итоге войдут в Царство Божье, чтобы наслаждаться вечным блаженством. Те же, кто не пытается услышать голос Бога на протяжении того периода, когда Бог пребывает во плоти и работает втайне, кто не принимает Божьей работы суда последних дней, кто злословит и проклинает воплощенного Бога, исходя из каких-то своих представлений и фантазий, будут обличены и истреблены Богом. Итак, пшеница и плевелы, овцы и козлища, мудрые девы и неразумные девы, добрые слуги и нерадивые слуги, те, кто любят истину и те, кто гнушается истиной — все будут обличены и отсортированы, каждый по своему типу. После этого Бог придет с облаками, открыто явившись всем народам и людям земли, и начнет вознаграждать добрых и наказывать злых, тем самым исполняя библейские пророчества: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Вот тогда-то все те, кто противостоит, отвергает и злословит Бога, будут бить себя в грудь и исполнятся раскаяния в своих злых делах. Божья работа явственно открывает нам, как праведен, всемогущ и мудр Бог!

Как приветствовать возвращение Господа

Сегодня воплощенный Всемогущий Бог уже завоевал и спас группу людей. Также и победители обрели целостность. Божья тайная работа скоро подойдет к концу, после чего всяческие великие скорби незамедлительно обрушатся на землю. Перед нами стоит безотлагательная задача: как нам следует приветствовать возвращение Господа Иисуса и принимать Божью работу последних дней? Господь Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10:27). Эти пророчества также появляются в Библии: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2:7). «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). И Всемогущий Бог говорит: «Божья работа поднимается словно могучая волна. Никому не удержать Его, никому не остановить Его шествия. Только те, кто внимательно прислушивается к Его словам, кто ищет и жаждет Его, смогут идти по Его следам и получат Его обетование. Тех, кто этого не делает, постигнет сокрушительное бедствие и заслуженное наказание» («Бог повелевает судьбой всего человечества» в книге «Слово является во плоти»). Хотите ли вы следовать по стопам Агнца? Хотите ли приветствовать Господа? Хотите ли быть восхищеными на небеса еще до наступления великой скорби? Божьи слова говорят нам: если мы хотим приветствовать Господа, тогда самое главное для нас — научиться тому, как слышать голос Бога, рассматривая, действительно ли слова, произнесенные Всемогущим Богом — это истина, действительно ли это слова Святого Духа, обращенные к церквям. Я верю, что если мы наделены смиренными сердцами,ищущими и стремящимися к истине, Бог скоро поведет нас, чтобы приветствовать Господа!

Пророки и пророчества Библии

Что и зачем предрекает Писание?

Пророки и пророчества неизменно вызывают у людей живой интерес — подчас даже интерес нездоровый. При этом их представления и о библейских пророках, и о христианском понимании пророческого дара оказываются самыми неожиданными и разнообразными. Кто же такие пророки на самом деле? В чем смысл их служения? Сохранился ли пророческий дар в Церкви? Зашифрованы ли в Библии предсказания о будущем? Обо всем этом мы говорим с протоиереем Алексием Емельяновым, заведующим кафедрой библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Над временем

— В массовом представлении пророк — это предсказатель будущего. Верно ли это применительно к библейским пророкам?

— Давайте оттолкнемся от самого этого слова. Славянское пророк — это тот, кто прорекает. Но что именно прорекает? Вовсе не обязательно будущее. Речь может идти о раскрытии каких-то тайн настоящего и прошлого, о подлинном смысле тех или иных событий, человеческих поступков. Если же мы поинтересуемся, как это слово вообще появилось в славянском тексте Библии, то увидим, что это перевод греческого профетес (προφήτης), где оно действительно имеет оттенок «провещатель», «прорицатель», то есть связано с предсказанием будущего. Однако если обратиться к древнееврейскому тексту Священного Писания, то окажется, что еврейское слово нави, относящееся к библейским пророкам — это прежде всего «призванный», «глашатай».

Если же посмотреть на содержание ветхозаветных пророчеств, то окажется, что далеко не все они говорили о будущем. Гораздо чаще речь шла о настоящем и о прошлом — вернее, об осмыслении прошлого, о том, каким это прошлое видится Богу, Который и говорит устами пророков. И это — ключевой момент. Самое главное в деятельности пророков — возвещение воли Божией своим современникам.

Конечно, прорицали они и будущее. Но тут надо понимать вот что: само наше представление о времени вытекает из природы нашего тварного мира. Мы, сотворенные Богом существа, живем в потоке времени, однако Сам Бог — вне этого потока. Для Него то, что представляется нам прошлым, настоящим и будущим, — всегда «здесь и сейчас».

Человек тем не менее даже в падшем своем состоянии причастен духовному миру — миру, в котором время не имеет такой непреодолимой власти. Поэтому, когда Бог открывает Свою волю через пророков, Он как бы изымает их из течения времени, и для них прошлое, настоящее и будущее в какой-то мере сливаются. Пророк может возвещать то, чему еще не скоро предстоит осуществиться, но для него в момент произнесения пророчества это уже осуществилось и он говорит об этом, как о случившемся.

При этом, заметьте, пророк не ставит себе целью узнать будущее и потешить любопытство современников, он не своей силой пронзает время. Это происходит с ним исключительно по воле Божией и исключительно для того, чтобы возвестить людям нечто очень важное для спасения всего человечества — и современников пророка, и их далеких потомков.

Поэтому неверен сам подход, присущий современному массовому сознанию — вычленять в пророчествах лишь предсказания будущего и считать их главным содержанием пророческого служения.

— Ну а в чем причина такого подхода?

— Видимо, это человеческая реакция на зависимость от времени. Мы живем в тварном мире, где существует время, плывем в его потоке и ничего с этим поделать не можем, но осознание этого факта угнетает нас, мы ощущаем свою беспомощность по отношению к мимотекущему времени, нам тяжело от мысли, что ничего нельзя изменить в прошлом и что будущее наше неизвестно. Отсюда и рождается желание преодолеть власть времени — и раз уж с прошлым ничего поделать нельзя, то хотя бы узнать будущее. В этом, я думаю, психологические корни такого обостренного интереса к прорицателям и гадателям.

Корректировка курса

— Пророческое служение — это какой-то конкретный этап в истории, имеющий целью подготовить людей к пришествию Христа, или пророки были и будут всегда?

— Если мы говорим о богоизбранном народе, то, несомненно, пророческое служение — это определенная веха его истории. И это служение имеет непосредственную связь с изменениями в политическом устроении израильского общества, с определенными формациями. Сперва был период родоплеменной, период патриархов — Авраама, затем его детей, внуков. Каждый такой патриарх, глава рода, непосредственно отвечал перед Богом за своих соплеменников и возвещал им Его волю. Затем период ярких духовных лидеров — период судей, далее — уже период царей израилевых. Каждому такому этапу еврейской истории соответствовал свой, если можно так выразиться, механизм пророческого служения.

Несомненно, пророками были и Авраам, и Исаак, и Иаков, он же Израиль. Они пребывали в богообщении и открывали волю Божию своим чадам и домочадцам — из которых, собственно, в то время и состоял весь еврейский народ. Иаков, умирая, воспел своим двенадцати сыновьям песнь, в которой пророчески предначертал судьбу происходящих от них двенадцати колен израилевых (Быт 49:1—29).

Но в период Царств начинается уже, так сказать, «профессиональное» пророческое служение. Когда израильский народ получил внешние формы правления, такие же, как и у всех остальных народов — то есть монархию, — возникло две духовных опасности. Во-первых, это опасность сползания в язычество (особенно в эпоху разделения еврейского царства на северное и южное), во-вторых, опасность чисто формальной, законнической веры — то, что Сам Господь обличал через пророка Исайю: И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих (Ис 29:13). Поэтому для сохранения живой веры оказалось уже недостаточно простого соблюдения заповедей и богослужебных обрядов — требовалась постоянная «корректировка курса», постоянное напоминание о том, чего действительно хочет Господь, к чему Он ведет свой народ. И волю Свою Бог возвещал именно через пророков — «профессионалов».

Это время — эпоха Царств — было действительно расцветом пророческого служения. Исходя из библейского повествования, можно говорить даже о пророческой школе, о пророческом преемстве, о некоем регулярном воспроизводстве пророков. Но постепенно, особенно после возвращения евреев из плена, по завершении иудейского канона Священного Писания, за несколько веков до Рождества Христова, пророческое служение сходит на нет. Даже появилась иудейская теория о «пророческом молчании». Отсюда — такое острое переживание служения Иоанна Предтечи, по поводу которого иудеи мучительно размышляли: кто он? Если он не Мессия, то не пророк ли это? Ведь считалось, что непосредственно перед явлением Мессии должно нарушиться это пророческое молчание, должен явиться новый пророк. Поэтому для иудеев того времени Иоанн Предтеча знаменовал собой новую эпоху, эпоху осуществления мессианских чаяний.

— А кем были эти люди, становившиеся в эпоху Царств пророками? Они были изначально яркими, выдающимися личностями, с мощной, как бы сейчас сказали, харизмой, или Господь избирал для этого служения самых разных людей?

— Здесь, конечно, обнаруживается тайна человеческой личности. Что в сердце у человека, видит только Бог, и далеко не всегда это можно оценить со стороны. К примеру, первый из помазанных на царство, Саул, был человеком, в котором окружающие ну никак не могли предположить пророческого дара. Библия даже повествует нам, что возникла пословица: «неужели и Саул во пророках?» (1 Цар 10:12).

Здесь важно отметить следующее: пророк — это всегда человек призванный. Авторы пророческих книг в своих писаниях особо оговаривают момент своего избрания. Как правило, он сопряжен с какими-то необычайными явлениями, видениями, знамениями или прямо, явно звучавшим голосом Божиим, указывающим на что-либо. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк» — прямое поэтическое изложение отрывка из книги пророка Исаии.

При этом пророками становились люди очень разные. Это могли быть цари (как Саул, Давид, Соломон), а могли быть пастухи (как Амос), могли быть люди ученые (как Исаия), а могли быть не особо образованные, но в личности каждого пророка есть что-то огромное и таинственное, выходящее за рамки рационального постижения.

Причем к пророческому служению Господь призывал этих людей далеко не сразу. К примеру, Моисея он призвал только после того, как он за сорок лет был «научен всей мудрости Египетской», а потом еще сорок лет прожил пришельцем в земле Мадиамской (Деян 7:22, 23, 30). То есть к пророческому служению Господь готовил Своих пророков всем ходом их жизни. О каждом из них у Него был особый Промысл.

— Верно ли, что, когда ветхозаветные пророки предсказывали будущее, они всегда говорили о грядущем Мессии? Или, провидя будущее, они делали предсказания и на другие темы?

— Конечно, мессианские пророчества являются смысловым центром их служения. Но если посмотреть на всю совокупность ветхозаветных пророчеств чисто количественно, то мессианских среди них окажется меньшинство. Тематика же большинства пророчеств самая разная — начиная от каких-то локальных жизненных ситуаций и кончая предсказанием политических катаклизмов, таких, как разрушение царства, вавилонское и ассирийское пленения, равно как и последующие пророчества о том, что плену придет конец.

Но чего бы ни касались пророчества, целью их всегда было постоянное возвещение людям спасительной, благой воли Божией. И Господь постоянно искал тех, кто сможет стать проводником Его воли как для отдельных людей, так и для целых народов.

— Большинство библейских пророчеств написаны крайне туманным языком и нуждаются в истолковании. Но как понять, какое толкование истинно?

— Действительно, пророчества всегда истолковывались — и в ветхозаветные времена, и в новозаветные. Если говорить о церковном их понимании, то первейший критерий тут — согласие святых отцов. Не всегда это согласие имеет место, но в наиболее важных случаях отцы Церкви сходятся в своих мнениях. Мы можем проследить исторически, как этот «consensus patrum» возник.

Конечно, этот церковный «механизм» толкования пророчеств неформален. А формальных критериев попросту нет. Кроме того, в Церкви всегда существовало глубочайшее убеждение, что истинный смысл пророчеств многопланов, что он имеет разные аспекты. Это известный принцип многозначности Священного Писания, который отвергался критической наукой в эпоху позитивизма, но к которому в наше время наука возвращается.

Замечу, что истолкование пророчеств в Церкви происходило на протяжении всей ее истории, и сегодня тоже продолжается. Это живой процесс. Собственно говоря, церковная проповедь — это ведь тоже истолкование Библии, а значит, и пророчеств.

Под спудом

— Давайте перейдем к новозаветной эпохе. Судя по книге Деяний святых апостолов и по апостольским писаниям, пророческий дар у учеников Христовых был. Предание говорит нам, что дар этот сохранялся и в первые века христианства. Но что случилось дальше? Пророчества прекратились?

— Нет, это не так. Но прежде чем объяснить, почему это не так, сделаю важное отступление.

Дело в том, что пророческое откровение во всей своей полноте раскрывается значительно позже того времени, когда оно было произнесено. Современники пророка могут относиться к его прорицаниям очень по-разному. Могут верить, а могут не верить. Если и во Христе многие сомневались, причем даже из числа Его учеников, то что же говорить о пророках? Уверяю вас, если бы мы были современниками Исаии, то могли бы отнестись к его словам скептически. Не обязательно, впрочем, брать для примера столь древние времена. Возьмем начало прошлого века. Это сейчас мы понимаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский обладал пророческим даром, что он предсказал и катастрофу 1917 года, и восстановление российской государственности, что прозревал людские судьбы. Но немало представителей тогдашнего образованного общества воспринимали его слова как дикость, суеверие и эксплуатацию народного невежества и экзальтированности. Поэтому судить о том, кто пророк, а кто нет, и в чем заключалось пророчество, можно лишь спустя десятки, а то и сотни лет. Теперь что касается пророчеств в уже христианские времена. Пророческое служение всегда принимает формы, сообразные эпохе. Принципиальное отличие христианской эпохи от предшествующих ей — существование Церкви. Церковь — это же не просто сообщество верующих, она действительно в мистическом смысле является Телом Христовым, ею таинственным образом руководит Дух Святой, она — столп и утверждение Истины. Если в ветхозаветные времена пророки и пророчества были основным инструментом донесения воли Божией до людей, то теперь таким инструментом стала сама Церковь. Та «корректировка курса» — сакральный импульс, — о которой мы говорили ранее, происходила посредством святоотеческих творений, посредством церковных Соборов, и, разумеется, посредством участия верующих в церковных Таинствах, прежде всего — в Евхаристии. Поэтому надобность в пророках-«профессионалах», возвещающих всей Церкви волю Божию, отпала. Но, заметьте, отпала надобность именно в прежней форме, а не в самом пророческом служении. Служение это сохранилось, изменилась лишь его форма. А во многих случаях оно приняло более приватный, камерный характер. Об этом, кстати, есть и древние предсказания — что настанут времена, когда святость из-за своей невостребованности «уйдет под спуд» и будет присутствовать не в таком явном виде, как это было возможно во времена иные.

— Что же это за формы? Вы имеете в виду старчество?

— Да, именно так. Прозорливость старцев по природе своей — то же самое, что и пророчества древних пророков. Точно так же Господь через старца возвещает людям Свою волю. В том числе порой и открывает будущее. Разница лишь в том, что ветхозаветный пророк обращался ко всему богоизбранному народу, а старец — только к своим духовным чадам. И поскольку чаще всего содержание таких пророчеств касалось частной жизни конкретных людей, то они, эти пророчества, не столь известны.

Иначе сказать, пророческое служение в Церкви остается, но, во-первых, предназначается гораздо более узкому кругу лиц, а во-вторых, сами слова «пророк», «пророчества» начинают употребляться реже. Никто, конечно, не делает тайны из существования прозорливых старцев, но и к публичности они не стремятся.

Приведу один лишь пример, близкий нам по времени. В 1991 году скончался иеромонах Павел (Троицкий). Он был в течение десятков лет духовником многих известных священников — покойных ныне отцов Всеволода Шпиллера, Романа Ольдекопа, Александра Куликова и Глеба Каледы, а также здравствующих епископа Пантелеимона (Шатова), протоиерев Владимира Воробьева, Димитрия Смирнова, Валентина Асмуса… После освобождения из лагеря (еще в военные годы) он жил в затворе, в глухом селе в Тверской области, почти не выходил из дому. Дом стоял на окраине, близ леса, а обеспечением старца занималось никому не известное семейство. Его общение с духовными чадами осуществлялось посредством писем, которые передавались с нарочными. Этих писем сохранилось около 400, а адресатов у него было сравнительно немного, нам известно человек 20. Письма от него привозились на квартиру отца Всеволода Шпиллера и передавались бывшей келейнице отца Павла, Агриппине Николаевне, а обратно тут же передавались письма к отцу Павлу, как тогда говорилось, «в лес». На письмах ставились даты. Так вот, сплошь и рядом бывало так, что даты ответов отца Павла его адресатам были более ранние, чем в письмах, в которых к нему обращались за советами. То есть он провидел, о чем его спросят. И ответы его были несомненно пророческие. Кстати, воспоминания об отце Павле и письма частично изданы*.

— В околоцерковной среде часто ходят рассказы о пророчествах старцев насчет судеб мира. Как относиться к этому?

— К таким рассказам нужно относиться с предельной осторожностью. Очень часто это явное мифотворчество, причем в одних случаях пророчества приписываются каким-то безымянным старцам, в других — старцам, реально существовавшим, но вовсе не говорившим и не писавшим того, что связывают с их именами.

Во всяком случае, сталкиваясь с такой информацией, ее надо проверять. Откуда стало известно об этих гипотетических высказываниях старца? Кто и когда это опубликовал? Подтверждается ли это другими свидетельствами? Нет ли там чисто исторических ляпов? Если о таких пророчествах написано в какой-то брошюрке малоизвестного автора, и он не приводит в тексте никаких источников, а лишь ссылается на безымянных «духовных чад» — это симптоматично.

Кроме того, надо сверять эти рассказы со Священным Писанием и с православным вероучением. Бывает ведь и так, что с богословской точки зрения такие «пророчества» оказываются просто ересью. Например, пророчество о том, что якобы весь мир в последние времена окажется под властью антихриста, кроме России, которая сразу, минуя Страшный Суд, перейдет в Царство Божие.

Если же человек не обладает специальными знаниями и не имеет возможности проверить истинность таких предсказаний, тогда лучше руководствоваться замечательным церковным принципом: не отвергать, но и не принимать, а положиться на волю Божию и «пождать».

Не ребус

— Иногда люди, воспринимая Библию как пророческую книгу, пытаются «вытащить» из нее предсказания на те или иные темы. Проще говоря, гадают по Библии. Как к этому относиться?

— Смотря что под этим подразумевать. Могут быть две внешне похожие, но на самом деле разные ситуации. Первая — это когда человек наугад открывает Библию, не глядя, тычет пальцем в какое-то место и читает, пытаясь выискать в прочитанном ответы на свои вопросы. Это, конечно, смешно и глупо. Но вот вторая ситуация. В Церкви существует так называемая хиротессия, обряд поставления во чтеца, обычно он совершается непосредственно перед диаконской хиротонией. В ходе этого обряда человеку предстоит прочесть отрывок из Апостола, причем отрывок выбирается случайным образом. Так вот, издавна в Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай: запомнить, какое именно место читал на своей хиротессии, и впоследствии, спустя достаточное время, осмыслить тогда прочитанное, применить к своей жизни, найти какой-то важный лично для себя смысл. То есть внешне обе ситуации похожи, но различается мотивация. В первом случае это самоуправство, своего рода попытка принудить Бога открыть нечто прикровенное. Во втором случае — вверение себя Богу, искренняя вера в то, что Бог откроет тебе Свою волю, но тогда и так, как сочтет нужным. И человеку дается по вере его.

— Но некоторые люди думают, что в Библии расписаны все исторические события — и прошлые, и будущие, и надо лишь найти некий ключ, чтобы расшифровать эти «скрытые коды».

— Очень наивный подход, причем по нескольким причинам. Во-первых, многие смысловые слои Библии просто не могут быть открыты нам на протяжении нашей жизни. Возможно, мы поймем этот смысл по исполнении времен, на Страшном суде, а может, и вообще никогда не поймем. Просто потому, что мы в Библии способны понять лишь то, что Господь открывает именно нам, имея целью наше спасение. То, до чего мы не доросли, так и останется для нас скрыто, и никакие «ключи» и «коды» здесь не помогут.

Во-вторых, самое главное в Библии — это не указания на грядущие исторические события, а восстановление связи Бога с человечеством. Связи, которая так зыбко проявляется и в судьбе отдельного человека, и — целых народов. Она не может совсем оборваться, но требует постоянной подпитки, причем не через знамения, а через людей — праведников, пророков, святых.

Поэтому Библию нельзя воспринимать как некий ребус, который требуется разгадать, но в то же время нельзя воспринимать и как нечто простое и понятное, вроде учебника истории или геометрии. В Библии, конечно, есть иносказание, но иносказание — это не то же самое, что шифр или ребус. Господь не прячет от нас в библейском тексте какие-то тайны, подобно тому как родители прячут в буфете конфеты от маленького ребенка. Просто до понимания разных смысловых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько сердцем. Поэтому попытки каким-то хитрым способом вычитать в Библии предсказания о тех или иных грядущих исторических событиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то естественнонаучные вопросы, не только бесплодны, но и душевредны. Люди, практикующие такое отношение к Священному Писанию, не только не удовлетворят своего любопытства, но и пройдут мимо тех библейских смыслов, которые им вполне доступны и необходимы для их спасения.

Другое, что нужно подчеркнуть, — Священное Писание содержит пророчества, имеющие, скажем так, педагогическое значение, призывающие людей, в какую бы эпоху они ни жили, к духовной бдительности. Таковы, например, пророчество апостола Петра Придет же день Господень, как тать ночью (2 Пет 3:10), опирающееся на слова Христа (Мф 24:43), или пророчество апостола Павла). Не в том суть, чтобы знать «времена и сроки», а чтобы не расслабляться здесь и сейчас. И речь не только о том, что в любой момент может случиться конец света: «пагуба», о которой говорит апостол Павел, может обозначать любую духовную и социальную катастрофу.

Падкость на духовную экзотику

— Существуют ли пророки и пророчества в других религиях, помимо христианства и ветхозаветного иудаизма?

— Скажу сразу: Священное Писание дает нам примеры того, как язычники изрекают Божии пророчества. Во-первых, это пророк Валаам, который помимо своей воли благословил пришедших к границам обетованной земли евреев, хотя местные жители-моавитяне специально призвали его для того, чтобы он перед их битвой с пришельцами-евреями изрек на тех проклятие (Чис 22—24). Во-вторых, это волхвы, которые таинственно появляются из языческих стран, чтобы поклониться младенцу-Христу, и столь же таинственно исчезают. Вспомним: И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12).

В конце концов, если даже бессловесные животные могут ощущать приближение каких-то природных катаклизмов или порой смерть хозяина, то тем более какие-то прозрения могут быть у людей, придерживающихся самых разных верований. Правда Божия иногда находит совершенно неожиданные и непредсказуемые пути. Другое дело, что эти явления носят характер природный и материальный, а не благодатный и спасительный.

— А если перейти к популярным в массах пророчествам — Нострадамуса, монаха Авеля, Ванги и так далее? Что о них можно сказать? Как к ним относиться?

— Напомню о словах апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 6:12). На мой взгляд, христианам совершенно незачем задаваться вопросом о природе явлений, подобных перечисленным Вами. Лично мне это глубоко неинтересно. Так что я бы не стал огульно отрицать все такие факты, априори считая их жульничеством, или проклинать, считая бесовщиной. Просто все это совершенно бесполезно для нашего спасения, избыточно.

Лучше держаться от всего этого подальше, а если уж это как-то коснулось нас — помнить слова Иоанна Богослова: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин 4:1) Мы можем сталкиваться с разными случаями прозрений, верных предсказаний и проч. — но должны думать о том, есть ли нам от этого духовная польза, нужно ли это «чужое» пророчество для нашего спасения? Неужели нам не хватает для этого собственного вероучения, собственной духовной традиции? Такая вот падкость на всяческую духовную экзотику может привести человека к большой беде, и примеров тому не счесть.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

За несколько дней до ареста и Голгофы Христос привел трех учеников — Петра, Иоанна и Андрея — на Елеонскую гору, простиравшуюся вдоль восточной стены Иерусалима (ныне непосредственно граничит со Старым городом), и заговорил с ними о том, что ждет в скором времени Иерусалим и в более отдаленной перспективе — весь мир. Эту беседу в библеистике принято называть эсхатологической (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний», и λόγος — «слово», «знание»), поскольку речь в ней идет о последних временах или, как еще говорят, о конце света.

Вот как эта беседа завершается:

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их <…> Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет.

Евангелие от Матфея, глава 24, стихи 29–31, 34

Слова Господа создают полное впечатление, что все эти события — и бедствия, которые постигнут мир, и Его славное пришествие в конце времен — произойдут еще при жизни тогдашнего поколения христиан, то есть апостолов. Недаром апостол Иоанн предупреждал своих духовных чад: Дети! Последнее время(1 Ин 2:18). Да и все христианские писатели I–II веков были убеждены, что живут в последние времена. Но с тех прошло 2000 лет, а события, предсказанные Христом, всё еще не случились…

Как это объяснить:

Все святые отцы согласно говорят: любые времена нужно воспринимать как последние. Христиане во все времена подвергаются гонениям и искушениям, всегда есть и свои антихристы. В этом-то и состоит главная цель пророчества о конце времен — призвать христиан к постоянному трезвению: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф 24:42). Интересно, что Сам Христос несколько раз обращает внимание апостолов на неизвестность времени Его Второго пришествия — например, здесь: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36).

Видения апостола Иоанна Богослова на острове Патмос.
Джотто ди Бондоне, 1320
Wikipedia.org

Фразу не прейдет род сей, как всё сие будет святые отцы толкуют различно, но в основном считают, что под «родом» Господь имеет в виду Своих последователей. «Он говорит не о поколении, тогда жившем, но о верных, — объясняет Иоанн Златоуст. — Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс 23:6)».

А наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович) напоминает, что в пророчестве Господа совмещаются два временных пласта — разрушение Иерусалима римлянами (которое произошло в 70 году, действительно еще при жизни многих апостолов) и конец человеческой истории. О том и другом Христос говорит вместе, потому что гибель Иерусалима — образ конца мира (мы уже упоминали о характерных для всей Библии событийных параллелях). Поэтому и слово «род» здесь используется в двух смыслах, продолжает преподобный Иустин: в узком смысле — это современники Спасителя, а в широком — преемники апостолов, «которые через Церковь пребудут до конца мира, потому что они представляют собой бессмертный христианский род».

Чем это пророчество важно:

Вся эта речь Господа, и особенно заключительная ее часть, — призыв к бдительности и трезвению, актуальный для всех христиан и во все времена. Мы не знаем, когда история этого мира подойдет к концу, но Господь призывает нас постоянно бодрствовать и жить в согласии с Его заповедями.

Где еще можно услышать слова пророчества?

Фрагменты Евангелий, в которых Господь Иисус Христос пророчествует о последних временах, читаются в храме за литургией несколько раз в течение года. В частности, указанный отрывок из Евангелия от Матфея можно услышать в пятницу 10-й недели по Пятидесятнице.

Я помню, как за несколько недель до того, как я переехал сюда на пасторское служение в церковь «Благодать» в феврале 1969, незадолго до этого Космическое Агентство Соединенных Штатов делало попытки высадить человека на луну. В то время в церковь «Благодать» пригласили говорить Слово одного очень опытного проповедника, и он в воскресенье проповедовал на тему «Почему Бог никогда не позволит человеку достичь луны». И у него были самые разнообразные библейские обоснования этой точки зрения. Очевидно, что он был неправ, и вскоре после его серьезной ошибки в суждении и истолковании было доказано, что он ошибался, и он навсегда потерял доверие людей к себе.

Мы не можем предсказать будущее. Но Бог может, потому что Он знает всё, и потому что Бог пишет историю, а соответственно, и будущее. Пророчество на самом деле касается того аспекта всеведения Бога, который делает Его способным точно предсказывать будущее. Этот аспект пророчества, который мы сегодня рассмотрим, есть описание будущих событий. Пророчество – очень емкое понятие и имеет много различных значений, но мы будем подразумевать под ним предсказание будущего. Греческое слово профеми означает говорить перед, или говорить от имени кого-то, или говорить о вещах до того, как они произойдут. И именно в этом значении мы будем его использовать.

Нас не должно удивлять, что Библия предполагает такую возможность. Здесь нет ничего удивительного, поскольку много раз упоминается божественное всеведение. Вот слова из 46-й главы Исаии, стихи 9-й и 10-й, «Я Бог, и и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось. Нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось». Никто никогда не имел такой способности, кроме Бога… даже так называемые пророки и предсказатели… Нострадамус и прочие, которые появлялись в течение истории. Несколько лет назад я помню, были Джин Диксон и Эдгар Кейси. А сейчас появились даже более современные квазирелигиозные и квазихристианские предсказатели будущего, которые изрекают туманные пророчества, а часто и конкретные пророчества, которые не осуществляются. Никто не может знать будущего, кроме Того, кто его контролирует. Никто не сможет сказать, что произойдет, пока это не произойдет, кроме Бога. Ни люди, ни бесы не могут предвидеть конкретные события или людей, которые появятся на исторической сцене в будущем и совершат определенные действия, только Бог знает это.

Это настолько важный элемент библейского учения, потому что кто-то подсчитал, что около четверти всей Библии составляют пророчества, четверть всей Библии – это пророчества. А, по мнению некоторых ученых, даже больше, они считают, что треть Библии составляют пророчества. Чтобы рассмотреть примера типичного пророчества давайте откроем книгу Ветхого Завета, книгу Второзаконие, 18-ю главу. Второзаконие, 18-я глава. После ознакомления с вводной информацией перейдем к рассмотрению некоторых пророчеств. Мы будем делать это сегодня, а также в следующее воскресенье. Во Второзаконии, 18-й главе, 20-м стихе мы читаем следующее: «Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти». Смертный приговор выносится пророку, который говорит слово самонадеянно, как будто оно исходит от Бога, хотя это не так. Или который говорит слово, исходящее от какого-то иного бога, не являющегося истинным и живым Богом. За это полагалась смертная казнь.

Стих 21, «И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его». То есть не надо бояться его лживых речей. Если пророчество не исполнилось, то оно было не от Бога. Если оно было неточным, пророк должен быть казнен.

Откроем 41-ю главу книги пророка Исаии. Исаия, глава 41. И чтобы раскрыть эту тему, мы будем рассматривать разные тексты Писания. В книге Исаии, 41-й главе рассмотрим 21-й стих. «Представьте дело ваше, говорит Господь» Исаия 41:21… Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова». Стих 22-й, «Пусть они представят и скажут нам, что произойдет». Они называют себя пророками, заявляют, что говорят от лица Бога. Хорошо, представьте ваше дело. «Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежнее, как оно произошло».

Пусть расскажут, что произошло в прошлом, так как они всеведущи и все знают, и скажут, что произойдет в будущем. «И мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги».

Вот проверка. Расскажите нам всем, что произошло, потому что вы всеведущи о прошлом. И также скажите нам всем, что произойдет, потому что вы всеведущи о будущем. Это был вызов вавилонским провидцам, вавилонским мудрецам и вавилонским пророкам, которые должны были различать будущее. Поведайте нам, а если не можете, сказано в 24 стихе, то вы ничто, и дело ваше ничтожно, мерзость тот, кто избирает вас. И опять-таки, если вы говорите правду, то она от Бога… если же нет, то это не от Бога, а вы – лжепророки, заслуживающие смерти.

Исаии 43-я глава, стих 9-й. «Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!».

Вначале можно их проверить на предмет знания прошлого, помимо известного из книг и летописей. Если им доступны истины помимо общеизвестных фактов, они должны быть способны знать прошлое. Стих 10, «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог». Бог говорит, что вам известно, что я говорю правду и, соответственно, вы знаете, что я Бог. Приведите этих людей и проверьте их на знание, как прошлого, так и будущего, чтобы увидеть, действительно ли они являются моими пророками.

Иеремия также говорит об этом в 28-й главе книги Иеремии. Давайте вкратце рассмотрим эти места Писания. Иеремия 28, стих 9, «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка». Опять-таки, если его пророчества сбылись, значит, он был послан Богом. То есть проверка истинности пророка заключалась в том, сбылось ли его пророчество, потому что Бог открыл его ему.

В Писании есть много пророчеств. Первое встречаем в Бытие 3:15, где написано, что семя жены будет поражать змея в голову… семя женщины сокрушит сатану. У женщины нет семени, семя есть у мужчины. Но была одна женщина в истории человечества, которая имела семя в своем теле, без участия в этом мужчины, и это была дева Мария, и именно он родила Сына, который поразил сатану в голову. Это первое пророчество, встречающееся в Библии, и оно исполнилось в пришествии Господа Иисуса Христа через деву… человека, рожденного от девы.

Согласно некоторым исследователям Библии, в Писании содержится свыше тысячи пророчеств. Все они относятся к будущему, и многие из них уже сбылись. В Библии изложены пророчества, касающиеся людей и царей, городов и народов, и даже всего мира. В качестве примера того, что Писание изобилует пророческими истинами, можно привести книгу Исаии, в которой 20 глав подряд излагаются пророчества. В книге Иеремии содержится 17 пророческих глав подряд, в Иезекииле – 9, в Амосе – 2, и то же самое можно сказать о книгах других пророков. Гибель предсказывалась Аммону, Моаву, Эдому, земле Филистимской, Вавилону, Тиру, Сидону и многим другим местам, и это подтверждено историей. Это все уже свершившийся факт.

В Новом Завете в евангелиях есть пророчества касательно израильских городов, которые уже исполнились. Все пророчества абсолютно четко исполнялись на протяжении веков, и хотя они подвергались нападкам критиков, это не принесло им вреда. Как бы сильно не старались критики, они не могут найти ни одного библейского пророчества, которое не осуществилось бы. Пророки даже сами не до конца понимали, о чем они пишут. В этой связи важно рассмотреть следующее утверждение в 1-й главе 1-го послания Петра, стих 10, «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов». Фактически, они изучали собственные пророчества о Мессии, пытаясь понять, о ком в них идет речь. Например, Исаия предсказал, что придет царь, и имя царя будет Кир. Исаия написал, что придет царь по имени Кир и освободит Израиль из Вавилонского плена. Исаия указал его имя за 150 лет до его рождения. Об этом можно прочесть в книге Исаии 44:28… Исаии 44:28

Отрывок, который поражает своей простотой и точностью, 3 Царств, глава 13, стих 2. «Человек Божий пришел из Иудеи и произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе». Это пророчество о будущем царе Иосии, который уничтожит лжеучителей. Кстати, пророчество указывает его имя за триста лет до его рождения. Пророчество не доказывает, что Библия – это Слово Божье, но если бы оно не сбылось, то это было бы доказательством того, что оно не являлось Словом Божьим. Но библейские пророчества всегда в точности сбываются. И это Божий абсолютный критерий проверки…изучите Писания, проверьте, так ли это. Наш Господь говорит в Марка 13:23 о Своем Втором Пришествии «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё». Он говорит о будущем, о событиях Его Второго Пришествия, и Он по сути говорит им в Марка 13-й, в Матфея 24-й и в Луки 21-й, когда увидите, что все эти вещи начнут происходить, знайте, что близок День Господень, потому что Я наперед сказал вам всё.

Таким образом, есть пророчества уже данные и уже совершившиеся. А также пророчества данные, но еще не исполнившиеся. Но они исполнятся в будущем с такой же точностью, как и в прошлом, и позволю себе заметить с точки зрения герменевтики, что все пророчества в прошлом исполнялись буквально так же, как и предсказывались. Поэтому можно предположить, что в будущем пророчества сбудутся точно так же, как были даны. Их надо понимать в буквальном смысле, как мы понимаем обычную речь. И поэтому, если написано, что Христос придет, то Он придет. Если сказано, что Он придет на облаках, то так и будет. Если говорится, что Он должен ступить ногами на Елеонскую гору, то Он это сделает. Если предсказано, что Он установит тысячелетнее Царство, то Он его установит. Все эти пророчества надо понимать в обычном смысле, как пророчества всегда и понимались. Все проклятия, наводившиеся на Израиль и постигшие его, — это лишь часть Божьего плана в отношении Израиля. Он также пообещал им благословение за послушание. И когда они будут послушны, они будут благословлены, и благословится тот же израильский народ, который был однажды проклят. Нельзя предполагать, что все проклятия сыпятся на Израиль, а все обетования – на церковь, как это делают амиллениалисты. С точки зрения герменевтики такое разделение неуместно. Все пророчества Библии о будущем должны пониматься так же, как и в прошлом, и поэтому при кончине века, когда усилятся знамения Дня Господнего, они будут истолковываться так же, как остальные пророчества в Писании.

Давайте рассмотрим несколько иллюстраций. Иезекииля, 26-я глава… Я буду говорить кратко, чтобы мы могли охватить несколько таких пророчеств. На многие из них есть толкования в сносках Учебной Библии МакАртура, которые вы можете использовать для более подробного изучения. Вы можете использовать эти и другие источники с комментариями к различным пророческим книгам. Главное осознать удивительную точность исполнения этих пророчеств. С 26-й по 28-ю главы книги Иезекииля и в отдельных фразах 9-й главы встречаются пророчества против города под названием Тир. Эти пророчества произнесены против города Тир. Во втором стихе 26 главы встречается его название – Тир. Пророчества начинаются с 3-го стиха, «за то, так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои». Один народ за другим восстает против Тира, как волны, которые бьются о прибой. Далее идет более детальное описание: «И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам». Перейдем к 8-му стиху, «Дочерей твоих на земле он побьет мечом и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал, и поставит против тебя щиты». Далее 12-й стих, «И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду». Стих 14-й, «И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог». Стих 21-й, «Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки, говорит Господь Бог».

Правителем финикийской империи, Финикии, был Хирам I. Этот город во время его правления, город Тир, был укреплен стеной, по историческим данным, высотой 45 метров и толщиной 4,5 метра. Город славился своим флотом. Он процветал, когда Иисус Навин вел Израиль в землю обетованную. Хирам вступил на престол за восемь лет до Соломона, во время правления Давида. Давид искал помощи Хирама в строительстве.

Но было дано это пророчество со всеми подробностями о разрушении великого города. Три года после пророчества…три года…Навуходоносор, Вавилонский царь, взял город Тир в осаду. Она длилась с 585 по 573 год до н.э., тринадцать лет длилась осада этого города. В конце концов, после тринадцати лет осады силами вавилонян под руководством Навуходоносора и будучи отрезаны от поставок, они сдались, и первая часть пророчества исполнилась, потому что Навуходоносор сразу же разрушил стены и башни, как написано в 4-м стихе, и разобьют стены Тира и разрушат башни его. Это сделало город беззащитным. Это не было чем-то необычным для захватчиков, но это было серьезным делом. Им не надо было разрушать всю стену, достаточно было привести её в негодность, проделав огромные дыры в определенных местах.

Но по прибытии он к своему удивлению не нашел богатств, что было огромным разочарованием для завоевателя, потому что люди использовали свой отличный флот, чтобы переправить всё ценное подальше, или по крайней мере на остров в полмили от берега. Всё это время они постоянно перевозили всё ценное с материковой части. Кстати, в 29-й главе Иезекииля, стихи 17 и 20, Иезекииль говорит, что Вавилоняне не получат добычи, и они ее не получили. Так материковый город был разрушен, его сравняли с землей, остались одни руины. Островной город продолжал процветать в полмили от берега. Он оставался могущественным городом еще 250 лет. Это был новый город Тир.

Хотя всё это время, в течение этих 250 лет на берегу оставались лишь руины города, пророчество не исполнилось до конца, оно исполнилось лишь частично. В обычном течении обстоятельств эти руины стали бы курганом, холмом, таким, которые находят археологи и делают раскопки наслоений, накопленных столетиями и покрывающих руины города. И, конечно же, когда части стены пали, позднее вся стена пала, и должна была быть похоронена под насыпью, и лишь много лет спустя найдена археологами. Никто, абсолютно никто, не стал бы прикладывать огромные усилия, чтобы сбросить все эти обломки в воду, но именно так говорит Писание. Стих 12, «И разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду». Зачем кому-либо это делать? Зачем собирать обломки и бросать их в воду? 250 лет этого действительно никто не делал. Но потом пришел Александр Великий. Александру Великому на то время было 24 года, и он стремился к завоеванию мира. Он прокладывал себе путь на восток. У него было 33 тысячи человек пехоты и 15 тысяч человек конницы, и он шел к созданию великой мировой империи. Он только что нанес поражение персам под Дарием III в битве при Иссе в 333-м году. Он тогда продвигался на восток и в направлении Египта. Он хотел покорить великий египетский народ. Чтобы добраться до Египта, ему было необходимо обогнуть восточную часть побережья Средиземного моря. Он пришел в Финикию, которая сейчас является частью Израиля. Он призвал финикийские города открыть ему свои врата и снабдить всем необходимым. И, конечно же, первым местом, где он остановился на пути на юг, был самый северный город Тир. Он передал тирянам свои требования, и они ответили, что ничего ему не дадут.

Александра огорчил такой ответ. А Александра Великого лучше не огорчать. Просто поражает, как далеко мог зайти этот человек ради достижения своих целей. У него не было ни флота, ни кораблей. Каким образом он мог получить то, что хотел от Тира, который находился в полмили от берега? Каков ответ? Он увидел все обломки, которые лежали там уже 250 лет, и построил из них насыпь прямо к острову, длинной не менее 600 метров. Об этом говорят историки, и мы можем до сих пор ее частично видеть, не менее 60 метров в ширину через пролив, разделяющая старый и новый город. Арриан, греческий историк, написал книгу, История Александра в Индии о том, как это было совершено. И они приводит массу потрясающих деталей.

Они должны были остановить свою работу, чтобы защитить свою жизнь, это только разозлило Александра еще больше. И он решил построить большой щит, называемый черепахой, чтобы прикрываться им. Вы помните, в отрывке, который я только что прочел вам, в стихе 8 говорится, что большой щит будет поднят против тебя. Об этом свидетельствует история. Они пытались оградить работников щитом от камней, которые в них бросали. А тем временем инженеры Александра были заняты строительством огромных башен, называемых Гелиополисами…, в пятьдесят метров высотой, в двадцать этажей высотой. И наверху была легкая артиллерия и люди. Это были самые высокие башни в истории войн. Намного выше городских стен, их просто катили по насыпи, опускали мост и входили в город. Им пытались препятствовать постоянными рейдами жители Тира, но ничто не могло их остановить. В конце концов, используя приобретенные корабли, Александр собрал флот со всех близлежащих мест, куда он мог добраться. Он получил помощь из Сидона, Библиса, Родоса, Милоса, Ликии, Македонии и Кипра, и у него было достаточно кораблей, чтобы выйти на глубокую воду и продолжить строительство.

Это заняло семь месяцев, семь месяцев. По истечению семи месяцев эти огромные башни покатили по насыпи, спустили мосты и вошли в город. Восемь тысяч погибли в бою, семь тысяч были казнены военным судом, тридцать тысяч были проданы в рабство, чтобы наполнить казну Александра. Филипп Майер, историк, говорит: «Александр Великий разрушил Тир в 332 или 333 году до н.э. Частично он был восстановлен, но так и не смог занять свое прежнее положение в мире. Однажды великий город сейчас такой голый… пишет историк…как вершина скалы, то место, где рыбаки сушат свои сети».

Кстати этот островной город был опять заселен и позднее опять разрушен мусульманами в 1281. Мусульмане разрушили его во имя Аллаха. Но главный город никогда не был отстроен, что совпадает со стихом 21, «уже не найдут тебя во веки», говорит Господь Бог. Есть маленький поселок сейчас на острове, о котором недавно писали в новостях, что там израильтяне применяли ответные меры против лагерей беженцев в прошлые годы. Иерусалим, для информации, отстраивался семнадцать раз, семнадцать раз! Двадцать пять веков назад еврейский пророк в изгнании в Вавилоне услышал от Бога, что Тир никогда не будет отстроен, и так и произошло. Сейчас там нет даже руин.

Правду сказать, меня лично это поражает, потому что эта местность поражает своей красотой, одно из самых красивых мест на побережье Средиземного моря. Там есть источник пресной воды, который измерили несколько лет назад, он производит поток объемом в тридцать семь миллионов литров воды в день, что достаточно для большого города. Никогда не будет отстроен. Несколько математиков, увидев это пророчество, посчитали вероятность того, что всё произойдет именно так, и получилась вероятность один из 75 миллионов. Это, наверное, по скромному подсчету. Амос возвестил разрушение Тира. Откройте 1-ю главу Амоса, стих 9, «Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его». И мы знаем из истории, что Тир был буквально сожжен метательными снарядами Навуходоносора. В первой атаке Тир был сожжен огненными стрелами, выпущенными войсками Навуходоносора во время тринадцатилетней осады.

Это место Писания изумляет и указывает на то, что Бог написал это, что Бог открыл пророку то, что он сам по себе никогда бы не мог знать, потому что Бог знает всё, что должно произойти и контролирует ситуацию. В девятой главе Захарии есть еще против Тира, в стихе 2 есть слово против этой земли, Тира и Сидона. А в 3 стихе написано: «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи». Это произошло благодаря тому, что финикийцы из Тира вели торговлю во всем Средиземноморском регионе. Также они торговали с востоком, потому что товары с востока проходили через Тир в Средиземноморский регион. Они торговали с югом, с жителями Египта, а также с торговцами из севера, поэтому они были очень, очень богаты. Стих 4, «Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем». Опять Захария подчеркнул то, что произошло во время осады Навуходоносора, — город был сожжен огнем. Другие города Финикии, которые позднее были известны, как филистимские города: Аскалон, Газа, Екрон, эти города, а также Азот в 6 стихе являются частью пророчества.

Двигаясь вниз вдоль побережья, это Газа, Екрон, Аскалон, Азот – все они будут захвачены. Все они были захвачены. Из пяти великих городов, лишь один не был упомянут в пророчестве, потому что находился вглубь суши, это город Геф, город Геф.

Иосиф Флавий, великий историк, записал для нас очень подробно, и вы можете прочесть в его истории, как это всё происходило. Успех захвата Александром Сирии и Палестины в четвертом веке известен истории в деталях. Он занял Сирию. Тир же был уничтожен. Был положен конец его торговли к изумлению соседей. Что интересно, не только Геф избежал подобной участи, но еще один город, Сидон… Сидон не разделил судьбу Тира.

Давайте вернемся к 28-й главе Иезекииля и посмотрим на город Сидон. Города-близнецы, в тридцати километрах на север от Тира расположен город Сидон. Сидон был центром поклонения Ваалу, Астарте и Таммузу, был столицей идолопоклонничества. Он был основан одним из сыновей Ханаана, как говорится в 10-й главе Бытия, стихе 15. Теперь посмотрите Иезекииля 28:22, что Библия говорит, должно случиться с Сидоном. Там сказано, «И скажи: вот, Я — на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя, и узнают, что Я Господь, когда произведу суд над ним и явлю в нем святость Мою; и пошлю на него моровую язву и кровопролитие на улицы его, и падут среди него убитые мечом, пожирающим его отовсюду; и узнают, что Я Господь».

Три вещи упоминаются… кровь на улицах, мечи повсюду и отсутствие окончательного разрушения. В отличие от Тира, здесь не говорится, что этот город не выживет, и сегодня на месте Сидона мы можем увидеть процветающий порт Сайду. Тир же ушел в небытие.

В 351 году до н.э. город находился под властью Персии, но восстал, и персидская армия взяла его в осаду в 351 году до н.э. Когда умерла всякая надежда на спасение города, сорок тысяч жителей решили лучше умереть, чем попасть в руки персов. Что они сделали? Они закрылись в домах, подожгли их и умерли в огне. Это была ужасная смерть. Но город отстраивался вновь и вновь, но вновь и вновь захватывался. Флойд Гамильтон говорит: «Кровь лилась и лилась по улицам, но город не прекратил существование и стоит сегодня, как памятник сбывшемуся пророчеству. Три раза он брался крестоносцами, три раза – мусульманами, каждый раз – мечом. В 1840 году он был атакован объединенными флотами Англии, Франции и Турции. Ни один человеческий глаз не смог бы увидеть, как в будущем этот город будет весь залит кровью в ходе резни, но никогда не исчезнет, тогда как город в 30 километрах от него исчезнет. Но мы не удивляемся, потому что Бог знает истину. Один писатель говорит: «Ни в одной другой книге или даже устной традиции, существующей сейчас или ранее в мире не найдется ни одного достоверного пророчества». Ни в одной религиозной книге в мире вы не найдете достоверное и в точности исполнившееся пророчество. Но Библия всегда говорит абсолютно точно обо всём.

Возможно, у меня есть время привести вам еще один пример из Иезекииля, 30-й главы. Я вижу, вам это нравится. Давайте посмотрим Иезекииля, главу 30, начиная со стиха 13 и ниже. И это Египет, а не Теннесси, имейте в виду. «Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе, и из земли Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую. И опустошу Пафрос и пошлю огонь на Цоан, и произведу суд над городом Но. И изолью ярость Мою на Син, крепость Египта, и истреблю многолюдие в городе Но». Можем пока на этом остановиться.

О чем здесь говорится? О Мемфисе, о том, что идолы Мемфиса будут разрушены. Об этом ясно сказано. «Истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе». Здесь сказано, что город Но, или Фивы в другом переводе, будет разрушен, суд будет произведен, и многолюдие будет истреблено. Это означает, что они будут убиты. Город Фивы будет разрушен, а его население истреблено. И далее самое интересное читаем в стихе 13: «И из земли Египетской не будет уже властителя». Не будет больше коренного правителя в Египте.

Давайте начнем с Мемфиса. Это был очень древний город и очень важное место для истоков религиозного поклонения в Египте. Мемфис считался священным местом благодаря своим религиозным истокам. Он был столицей среднего Египта и твердыней религии, а, следовательно, и твердыней идолов. И Бог сказал, что город будет разрушен, и в частности, будут разрушены его идолы. Именно это и случилось с Мемфисом. Историк Геродот пишет, что Камбис сделал это, и он, прежде всего, атаковал город Син, как написано в стихе 15, крепость Египта: «И изолью ярость Мою на Син, крепость Египта». По-гречески он назывался Пелузий. Он был ключом к Египту. Син был крепостью, и если кому-то удавалось прорваться в этом месте, то он мог рассчитывать на победу. Геродот говорит, что именно туда Камбис пришел и начал свою атаку, которая завершилась успехом.

Египтяне были безнадежными идолопоклонниками. Они мумифицировали кошек… Вы знаете о священных коровах в Индии. А в Египте были священные кошки и собаки, их интересовали особенно кошки, потому что у них была богиня-кошка Бастет… Бастет, богиня-кошка, а также все другие кошки, это были дикие, неприрученные кошки. Они считались защитницами ее чести, поэтому, когда они умирали, их мумифицировали.

Согласно стиху 14, должны были быть суды над городом Фивы, или Но. И вот перс Камбис вторгся в Египет и принес разрушение в Фивы, сжигая его храмы, разрушая идолов, но потом этот город на время был восстановлен. Второй удар пришел за столетие до рождения Христа, в 89 году до н.э. Фивы был взят в осаду на протяжении трех лет, и, в конце концов, пал в 89 году до н.э. Он впал в полное забвение. Его сравняли с землей, ничего не оставив, исполняя пророчество. Население его было истреблено безвозвратно. А это был чудный город. История говорит, что его стены были 20 метров в высоту и 7 метров в ширину.

Когда Библия что-то предсказывает, всё именно так и происходит… именно так. Бог произвел суд над всей этой страной, сверху до низу, от Сина аж до Но, разрушая его идолов.

Последнее пророчество гласит, что более не будет правителя из земли Египетской, который был бы сыном Египетского царя. И это исполнилось. С 350 года до н.э. в Египте не правили египтяне. Все известные правители, которых вы знаете, Садат, Абдул Насер и другие, не были египтянами. У них никогда не будет правителя египтянина, Писание точно говорит об этом.

Какое благословение и ободрение для наших сердец, Господи, видеть, что история доказывает правдивость Слова Божьего. Это удивительно, но чему нам удивляться, ведь это – Твоя истина, а Ты – Бог, Ты всеведущий и никогда не ошибаешься. Благодарим, что Слово Твое выдержало испытание на достоверность на протяжении веков и до сих пор стоит твердо, а значит можно доверять всему, о чем оно говорит, провозглашает, учит, наставляет и пророчествует. Всё, что Ты говорил, должно произойти, уже произошло, а то, что еще не произошло, так же точно и достоверно произойдет в будущем. Через это все Ты являешь Свой характер, ведь Ты – Бог истины, знающий всё, даже конец от начала и Ты можешь сказать нам о том, что еще не случилось. Благодарим Тебя, что Слово Твое истинно. Мы доверяем ему всей душой, и верим ему, доверяя свои жизни и свою вечность в Твои руки. И мы делаем это с радостью и уверенностью, ибо Слово Твое истинно. Благодарим Тебя от всей души за то, что Ты даровал нам истину, во имя Иисуса Христа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *