Преклонить колени почему при

Когда кажется — креститься надо

Смотреть что такое «Когда кажется — креститься надо» в других словарях:

  • Когда боги смеются (книга) — Когда боги смеются Александра Маринина Жанр: детектив Язык оригинала … Википедия

  • Когда боги смеются — Александра Маринина Жанр: детектив Язык оригинала: русский Оригинал издан: 2000 Серия: «Настя Каменская» Страниц … Википедия

  • Карп — Cyprinus carpio L. По своей величине и значению для рыболовов и рыболовов охотников карп, бесспорно, занимает первое место между всеми рыбами своего семейства, которое получило от него название. Но в промысловом отношении,… … Жизнь и ловля пресноводных рыб

  • ФК Томь в сезоне 2008 — Содержание 1 Хроника 2 Подготовка к сезону 2008 2 … Википедия

  • «Томь» в сезоне 2008 — Содержание 1 Хроника 2 Подготовка к сезону 2008 2.1 … Википедия

  • ФК «Томь» в сезоне 2008 — Содержание 1 Хроника 2 Подготовка к сезону 2008 2.1 Сборы … Википедия

  • Воронкова — Воронкова, Любовь Фёдоровна Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман … Википедия

  • Воронкова Любовь — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

  • Воронкова Любовь Федоровна — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

  • Воронкова Л. — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

  • Воронкова, Любовь — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

В какой книге прочитал не помню, но о происхождении этого фразеологизма там было написано примерно так (конечно, это всего лишь версия):
В старину при виде креста на куполе церкви крестьянам положено было креститься. Церковь, как правило, была самым высоким сооружением в селе или погосте. При подъезде к селу первое, что видел путник — кресты и купола церкви, а раз увидел — должен был перекреститься.
Дороги в России длинные, путешествия долгие, а среди путников во все времена попадалось немало нетерпеливых, тех кому хотелось доехать побыстрее до места назначения. Таким пассажирам постоянно мерещилось, что вот-вот они подъедут к очередному пункту маршрута. «Вон, вроде, село показалось» Ямщики в ответ посмеивались: «Раз показалось — креститься надо.»
От ямщиков и пошло присловье, позднее принявшее современный вид: «Когда кажется — креститься надо».
Слово «кажется» прежде употреблялось в значении «видится». На юге его до сих пор употребляют в таком значении в местных диалектах. В русском литературном некоторые однокоренные слова также употребляются в подобном значении: солнце показалось из-за туч, показаться врачу и т.п.

Валентин писал(а):Но никто не скажет, «если чудится, креститься надо».
А вот тут не соглашусь. В сборнике «Пословицы русского народа» В.Даля есть и такой вариант:Коли чудится, так перекрестись!
Валентин писал(а):О чем, собственно, в ней речь? Выходит, речь идет о православном кресте. В кресте, конечно, есть Валентин писал(а):глубинный смыслОтдельные личности находят глубинный смысл и в самом фразеологизме.

гром

повод перекреститься (мужиковск.)

Альтернативные описания

• грозовой раскат

• звуковое явление в атмосфере

• нескромный соавтор молнии. Неизв

• рокот небесный

• сильный звук, сопровождающий молнию во время грозы

• грохот, сопровождаемый вспышку молнии

• роман английского писателя Джека Линдсея «Подземный …»

• небесное явление, распространяющееся со скоростью звука

• фильм Джона Бэдэма про супервертолет называется «Голубой …»

• звук «расколотого» неба

• звуковые эффекты среди ясного неба

• звуковые эффекты в природе

• звук, который издает Илья Пророк, катаясь на своей колеснице

• аккомпаниатор молнии

• пока он не грянет, мужик не перекрестится

• звук от колесницы Ильи-пророка

• «молниеносное» звукосопровождение

• … и молния

• сигнал мужику, чтобы тот перекрестился

• оглушительный гул

• грозовые раскаты

• как … среди ясного неба

• грохот в грозу

• шумный спутник молнии

• звук среди ясного неба

• сигнал мужику перекреститься

• раскатистый напарник молнии

• фильм «Голубой …»

• звук с небес

• отсталый спутник молнии

• грозовой напарник молнии

• пара к молнии

• грохот при грозе

• звуковое спровождение молнии

• нескромный соавтор молнии

• нескромный напарник молнии

• … среди ясного неба

• аккустическая часть грозы

• аккомпанемент грозы

• раскат при грозе

• раскатистый предвестник грозы

• звуковая часть грозы

• шумовая составляющая грозы

• «… не грянет, мужик не перекреститься»

• грозовой звук

• и не верь, будто … знает что-то про нас неприличное

• шумный сопроводитель грозы

• звуки при грозе

• глас молнии

• Звук, сопровождающий разряд молнии

• Звуковое явление в атмосфере

• Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию во время грозы

• Сильный шум, звуки ударов

• «… не грянет, мужик не перекреститься»

• «Крикнул вол на сто сел» (загадка)

• «молниеносное» звукосопровождение

• звук «расколотого» неба

• раскаты при грозе

• роман английского писателя Джека Линдсея «Подземный …»

• см. громить

• фильм «Голубой …»

• фильм Джона Бэдэма про супервертолет называется «Голубой …»

• «крикнул вол на сто сел» (загадка)

• акустич. грозовой аккомпанемент

• что грохочет в небе?

• «Крикнул вол на сто сёл» (загадка)

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, — которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение — это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

см также: Как правильно вести себя в храме?

см также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Церковной жизни

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Как крестятся православные — история и правила

Рубрика: Основы веры, Православный храм, Церковный этикет

Зачем христиане крестятся

Крестное знамение — особый молитвенный жест руки, которым христиане изображают на себе крест. Это не просто обрядовое действие или религиозное предписание. Крест является главным символом и духовным оружием для верующих и имеет глубокий смысл. Поэтому важно знать, как крестятся православные.

Православное крестное знамение

«Но чем же является Крест? В вещественном смысле это символ, которым мы обладаем. Но этот символ нельзя создать. Значение имеет сила, которая кроется в этом символе. С помощью этой силы Бог Слово объединил несогласных и <…> вернул к равновесию нашу взбунтовавшуюся природу, подверженную тлению. Он упразднил смерть и дьявола, открыл людям вход в рай, чтобы они смогли вернуться туда, откуда ушли, смогли войти туда, <…> где есть все Божественные обеты (схимонах Иосиф Ватопедский).

Символика крестного знамения

Христиане исповедуют искупительную жертву Иисуса Христа. Он из любви к грешному человеку принес ее за всех людей. Желая подарить людям вечную жизнь в Царстве Небесном, Сын Божий пришел на землю, воплотившись от Девы Марии. Он взял на себя грехи всего человечества. Христос добровольно принял мучительные страдания и смерть через распятие на кресте. Господь не только спас человека от яда греха. Христос воскрес из мертвых, тем самым победив саму смерть.

«Воскресение Христово запечатлевает победу над диаволом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти” (Олег Давыденков, «Догматическое богословие”).

Согласно христианскому вероучению, каждый верующий в Иисуса Христа христианин воскреснет в последний день для вечной радостной жизни Богом. И именно крест стал знамением победы Христа над грехом и смертью.

«Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря Кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем Доброго Пастыря…” (святитель Иоанн Златоуст).

Итак, крестное знамение выражает веру в Иисуса Христа, Его крестные страдания и воскресение из мертвых. Это также исповедание надежды верующих на собственное воскресение и вечную жизнь в Царствии Божием.

«Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости» (святитель Иоанн Златоуст).

История возникновения крестного знамения

Наложение на себя креста началось еще в первые века христианства. Известно, что еще в апостольские времена последователи Христа делали на теле начертание креста. Правда, только одним перстом. К IV веку появляется известный нам так называемый «широкий крест». При нем крестом осеняли голову, живот и плечи, однако по-прежнему делали это одним пальцем. В этот период зарождается обычай крестить не только себя. С тех пор крестом благословляют предметы обихода при совершении повседневных дел.

В IX веке начала распространяться ересь монофизитства. Это учение, которое признавало в Иисусе Христе единственную, лишь Божественную природу. Его человеческое естество отрицалось. Для подтверждения своих взглядов они приводили единоперстное крестное знамение. Поэтому православные христиане стали использовать для наложения на себя креста два пальца. Это явилось знаком символического исповедания двух природ Господа Иисуса Христа.

В XII веке возникла необходимость введения отличий православных христиан от последователей еретического направления — несторианства. Это ересь, отрицавшая Божественную природу Христа и признававшая Его за человека, в Котором жил Бог. Греческими Православными Церквями именно тогда было определено, как крестятся православные. Было принято решение использовать привычное для нас трехперстное крестное знамение, означающее почитание Святой Троицы.

На Руси троеперстие укоренилось лишь в XVII веке после церковных реформ патриарха Никона. В этот же период появляется так называемое «именословное перстосложение”. Это особое сложение пальцев, которое используют только священнослужители для благословения молящихся. Пальцы при этом складываются таким образом, что образуется имя Иисус Христос. Два пальца складываются в виде креста, два — в виде буквы «Х”, вытянутый вверх мизинец означает букву «И”.

Как крестятся другие христиане

Стоит отметить, что не все современные христиане крестятся троеперстием — так, как крестятся православные. Так, например, католики накладывают крестное знамение всеми пятью пальцами. Это означает пять язв, нанесенных Иисусу Христу при распятии на Кресте.

Протестанты же вообще считают недопустимым почитание Креста, поскольку воспринимают его как орудие смерти и поругания Господа. Однако будем помнить слова апостола Павла:

«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего…” (Гал.6:14).

Любопытен факт, что современные египетские христиане — копты — не носят нательный крестик. Они запечатлевают на себе крест в виде татуировки на запястье. По одной из версий, эта традиция берет свое начало в VII веке, когда властями Египта было запрещено ношение нательного креста. Тогда христиане стали рисовать знак креста на своем теле как символ своего вероисповедания. Сегодня такой знак наносится в том числе и на случай внезапной смерти. Чтобы, например, после автомобильной катастрофы, египтянину-христианину не быть похороненым по мусульманскому обряду.

Как правильно креститься

Как крестятся православные, как правильно складывать пальцы при крещении?

Прежде всего — правой рукой. Необходимо сложить вместе, как бы в пучок, большой, указательный и средний пальцы. Оставшиеся два пальца – безымянный и мизинец – плотно прижимаются к ладони. Такое сложение пальцев не случайно и имеет глубокий смысл.

Сжатые вместе три пальца выражают веру в Единого Бога, троичного в лицах – в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Прижатые к ладони пальцы говорят о том, что Иисус Христос был равно как Богом, так и Человеком, то есть имел две природы. Сам жест прижатия пальцев олицетворяет смирение Господа Нашего Иисуса Христа, Который принял на Себя образ раба и пострадал за грехи всего человечества.

Сложенными таким образом пальцами с большим благоговением и вниманием сначала касаемся лба, освящая тем самым разум и мысли. Затем переводим руку на живот, благословляя эмоции и чувствования. Потом дотрагиваемся сначала к правому, а затем к левому плечу. Таким образом мы освящаем свои физические силы и здоровье. Только после полного крестного знамения, опустив правую руку, совершаем небольшой поклон.

Важно следить, чтобы небрежным или несвоевременным поклоном как бы не поломать наложенный крест. Крестное знамение – важнейший символ христианства и потому нельзя креститься как бы впопыхах, нерадиво и пренебрежительно. Этим выказывается неуважение Богу, демонстрируется дерзость и своеволие. А следовательно, совершается грех кощунства.

О таком крещении Иоанн Златоуст сказал: «Такому неистовому маханию бесы радуются».

Существует множество свидетельств того, как с верою и благоговением наложение крестного знамения творило чудеса и защищало от напастей.

Так, в сборнике жизнеописания монахов Египта «Лавсаик” (419-420 гг.) упоминается случай, как авва Дорофей безбоязненно выпил воды, набранной из колодца, в котором была ядовитая змея, осенив прежде кадку с водой крестным знамением.

Старец Паисий Святогорец рассказывал историю, как один православный священник с помощью крестика смог победить магические фокусы колдуна с Тибета, после чего тот стал христианским проповедником («Духовная борьба. Слова. Том III”).

Как крестятся православные

Разберемся, почему православные крестятся справа налево.

Если взглянуть на то, как священнослужители крестят окружающих, то мы увидим, что и католический, и православный священники делают это слева направо (глядя от себя). Мы, молящиеся, принимая благословение, видим этот жест справа налево.

По этой аналогии, крестясь справа налево, православные верующие считают, что не они сами осеняют себя крестным знамением, а получают благословение извне, от самого Бога. Кроме того, перемещение руки справа налево символизирует победу Господа над грехом и дьяволом.

Когда нужно креститься

Полно и образно на вопрос «когда нужно креститься» отвечает преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.):

«Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен” (Собрание творений, том 2).

Крестное знамение сопровождает православного христианина в каждом деле. В начале молитвы и в конце, при благословении пищи и благодарении после трапезы, прежде чем выйти из дома, перед сном…

Как писал Тертуллиан (раннехристианский писатель и теолог) еще в начале III века: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие» («О венце воина»).

Но важно не только уделят внешнее внимание, как крестятся православные. Главное совершать крестное знамение со страхом и благоговением, осознавая святость и величие данного жеста.

«Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и ты угасишь гнев и все остальные страсти» (святитель Иоанн Златоуст).

Когда нужно креститься во время молитвы в храме

Особое место в жизни христианина занимает церковное богослужение. Во время службы есть определенный порядок совершения молитвенного жеста. Это касается поклонов, которым должно заканчиваться крестное знамение.

Поклон свидетельствует о нашем смирении перед Богом, готовности служить Его славе и следовать Его воле. Существует два вида поклонов: поясные и земные. Из их названия нетрудно догадаться, как правильно их совершать. При поясном поклоне мы сгибаем спину в пояснице таким образом, чтобы рука коснулась пола. При земном поклоне наша голова склоняется пред Господом до самой земли, для чего мы становимся на колени.

Когда нужно креститься с поясными поклонами

1) Чтя и уважая храм как дом Господень, нужно перед входом и выходом из него три раза перекреститься с поясным поклоном.

2) Одно из самых частых песнопений во время богослужения — возглас «Господи, помилуй», то есть «Подай, Господи».

3) Перед началом чтения Символа Веры, Апостола, Евангелия, молитвы Отче наш. После завершения чтения Евангелия также необходимо поклониться.

4) Во время молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

5) Подсказками для совершения поясного поклона служат такие возгласы, как «поклонимся», «припадем», «Аллилуиа», «Придите, поклонимся», «Слава Тебе, Христе Боже».

6) При благословении священником молящихся Крестом, Чашей со Святыми Дарами, Евангелием.

Когда нужно креститься с земными поклонами во время церковной службы

Земной поклон – коленопреклонение – совершается в следующих случаях:

1) Один из важнейших моментов богослужения – чтение Евхаристического канона, после пения «Тебе поем, Тебе благословим…»;

2) При выносе священником Святых Даров для Причастия верующих Святых Таин при его возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите»;

3) После прославления Пресвятой Богородицы молитвой «Достойно есть»;

3) Перед пением молитвы «Отче наш» при возгласе «И сподоби нас, Владыко…»;

4) При возгласе священника «Святая Святым»;

6) В особые дни на аналое в храме лежат Крест или Плащаница. Прикладываясь к ним, нужно совершить земной поклон (даже в день Причастия).

«Великое имеем мы, верующие, оружие – это сила Животворящего Креста. Сила Крестного знамения и имя Иисусово страшны для врагов Христа, нас спасут от лукавых сетей диавольских» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).
И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.
Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко

Примеры употребления слова топор в литературе.

Его шпага сломалась, из рук раненого матроса он выхватил тяжелый абордажный топор, который вращал в воздухе так же легко и быстро, как пращник свою пращу.

В той битве особливо топорники отличились — многие ударом топора боевого валили аварского конника на землю, да так, что не подымался он более.

Там мы будем обязаны скинуть Вашим согражданам не идущие у нас предметы, как-то: лебедку ручную автолюбительскую, два топора, четыре комплекта постельного белья, часы настенные электронные, примус, палатку туристическую на два спальных места, три пары кирзовых сапог, набор гаечных ключей, четыре кителя без погон и медвежью шкуру в виде накидки на сиденье.

Днем опять помогала мне составлять каталог, читала названия фильмов на коробочках: — Сивка-бурка, Упрямый котенок, Айболит, Девочка и тигр, Художник Брюллов, Приключения Мюнхаузена, Снегурочка, Старик Хоттабыч, Рассказ сыну Михалкова, Картины Федотова, Щи из топора.

БОРОДИНСКИЙ КЛАД — найден в Одесской области, состоит из трех наконечников копий из бронзы, булавки и кинжала из серебра, бронзовых пластинок, трех булав из алебастра, пяти каменных топоров.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, как и что делают священнослужители на службе.

За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.

Варианты поведения в храме:
1. Простое преклонение головы;
2. Длительное преклонение головы;
3. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола;
4. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли, потом встаем;
5. Стояние на коленях;
6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона.

1. Простое преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
а. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
б. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
в. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
г. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

2. Длительное преклонение головы
а. При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
б. Во время литургии, мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
в. Во время чтения Святого Евангелия.

3. Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
а. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
б. На слова церковных песнопений: припадите, поклонимся.
в. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
г. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
д. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
е. После пения Честнейшую Херувим.
ж. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем (правда сейчас это правило не всегда исполняется).
з. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
и. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
к. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
л. В начале пения молитвы Отче наш.
м. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

4. Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
а. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
в. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
г. До вечера для человека, который причастился.
д. В полиелейные и славословные дни (смотри расписание служб).
е. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день три земных поклона:
a) в то время, когда священнослужители делают земной поклон, а именно при возгласе священника: Святая святым;
b) тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите;
c) когда Чашу последний раз являют верующим, это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, через некоторое время священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков!
В другие моменты делать земные поклоны не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.

5. Стояние на коленях.

Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях, молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:

а. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров).
б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
в. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
а. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается в самом начале утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
б. При начале пения Символа веры;
в. В начале чтения Апостола;
г. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
д. При произнесении священником слов: Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

Один из самых известных болельщиков «Зенита» Михаил Боярский прокомментировал отставку главного тренера команды Мирчи Луческу.

– Я не большой специалист в этом вопросе, – сказал Боярский. – Но хотел бы сказать, что нужно ему поклониться в ноги и сказать большое спасибо. Опыт Луческу никуда не делся, он остался при нем. Вероятно, просто сказывается возрастной ценз. Наверное, требуется более молодой и более рьяный специалист. В клубе происходит смена руководства. Полагаю, что решено освежить кровь. Что ж, им виднее. Но кроме большого спасибо и поклона таланту Луческу – больше ничего сказать не могу.

– Но ведь «Зенит» занял лишь третье место. Разве не провал?

– Что значит – «всего лишь третье»? Это третье место – замечательное, прекрасное. Их всего три. «Зенит» в медалях.

– Но ведь команда не попала в Лигу чемпионов?

– Посмотрим, что будет дальше. Не уверен, что смена тренера даст сразу же фантастический результат.

– Вам будет не хватать «огненных» пресс-конференций Луческу?

– Нет, я не очень прислушивался к его словам. Но считаю, что с потерей Халка команда потеряла половину энергии. Замену тренеру можно найти, а вот такого, как Халк, не отыщешь…

Мирча ЛУЧЕСКУ. Фото Евгений АСМОЛОВ, ФК «Зенит»

– Значит, не возникло ощущения, что румынский специалист – нытик?

– Вы знаете, не все зависит от тренера. Есть же еще и игроки. Если бы команда рвалась вперед, то, наверное, и тренеру было бы легче. Может быть, они ждали, что Луческу их поволочет? Нет, такого не бывает.

– Значит, виноват не только тренер, но и игроки?

– Да. Хотя не выпускать на поле Кержакова, лучшего бомбардира… Возникают вопросы. Но, тем не менее, его же приглашали за какие-то заслуги. А потом говорят, что это плохо. Странно. Так не бывает!

– Скорее всего, новым тренером «Зенита» станет Манчини.

– Да, слышал об этом. Но я не готов пока давать ему оценку. Мне лучше туда не соваться.

– Но вам не надоело видеть у руля команды иностранца?

– Я всегда был только за наших тренеров. Всегда! Но что поделаешь? Такая вот сейчас тенденция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *