Престол, что это?

Святой престол — освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии. Находится в центре алтаря храма.

Общие характеристики

Высота: 1 метр

Материалы: дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

Видимые элементы

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

Православный Висимо-Шайтанский приход образовался, главным образом, из переселенцев Тульской и Черниговской губерний в 1815 году; но за неимением своей церкви и священника православные жители завода были причислены к приходу и церкви соседнего Висимо-Уткинского завода. Первый православный молитвенный дом в Висиме (не считая старообрядческих скитов и молельных домов) был построен в 1815 году на правом берегу Висимо-Шайтанского пруда. Первоначально это был деревянный молельный дом, в котором служил священник из Висимо-Шайтанского завода – «своего» батюшки в посёлке Висимо-Шайтанского завода не было.

Первый храм

Важнейшее событие в судьбе православного Висима произошло в 1838 году – тогда заводской посёлок почтил визитом сам архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий (в миру – Григорий Фёдоров). Архиепископ посчитал, что в большом заводе Висимо-Шайтанского завода уместно учреждение самостоятельного клира, отделение прихода от Висимо-Уткинского и постройка собственного храма. Веление крупного церковного иерарха было исполнено стремительно. Заводоуправление приказало расчистить рядом с молитвенным домом площадку под алтарь и престол. По преданию, это было сделано буквально за одну ночь, пока архиепископ Аркадий находился в Висиме. Наутро архиепископ совершил тут богослужение и освятил место будущего алтаря – по сути, «заложив» первый храм в Висиме.

Новый храм был освящен уже в январе 1839 года в честь святого мученика Анатолия Никомедийского. Любопытно, что владельца Висимо-Шайтанского завода в середине XIX века также звали Анатолием (Анатолий Николаевич Демидов). Церковь была одноэтажной, деревянной, на каменном фундаменте, с деревянной колокольней, однопрестольной. Снаружи стены были обиты тесом, внутри отштукатурены; церковь была покрыта железом. В таком виде церковь существовала до 28 августа 1895 года, когда была разобрана и имущество перенесено в новую церковь. Годные брёвна от старой церкви были использованы при строительстве здания заводской церковно-приходской школы поблизости.

Именно тут, в деревянной Анатолиевской церкви, служил священником отец писателя Мамина-Сибиряка – Наркис Матвеевич Мамин (1827 – 1878), а родной дом Маминых располагался через дорогу.

Первая, деревянная Анатолийская церковь и вид на Висимо-Шайтанский завод, фото 1880-х гг

К концу XIX века храм святого мученика Анатолия стал маловат для жителей растущего посёлка Висимо-Шайтанского завода. По епархиальным данным, к Висимо-Шайтанскому приходу в начале 1890-х годов относилось более 2000 душ обоего пола только в самом заводе, а еще более 300 прихожан деревни Павло-Анатольевской деревня Захаровка) и более 200 в деревне Дальние Галашки (Большие Галашки) – впрочем, эти последние были почти сплошь старообрядцами.

Сбор средств для постройки нового, большого каменного храма был объявлен еще в 1874 году. Инициаторами церковно-приходского попечительства стали священники Висимо-Шайтанского прихода Наркис Мамин и Пётр Арефьев. Средства для построения храма составлялись исключительно из доброхотных подаяний прихожан и заводовладельцев. По утвержденной смете минимальный расход по постройке вычислен в 25 тысяч рублей, по достижении сборов на эту сумму в 1889 году началась стройка.

Все пожертвования были учтены до последней копейки. На постройку и благоукрашение храма всего израсходовано было 46 971 рублей 58 копеек. А средняя зарплата заводского рабочего в то время составляла около 20 рублей. Таким образом, в ценах наших дней объем расходов на строительство нового храма составил более 50 миллионов рублей.

Автором нового каменного храма стал екатеринбургский епархиальный архитектор Сергей Козлов. Кстати, в это же время он являлся и главным городским архитектором Екатеринбурга, много сделал для развития городского генерального плана (перестройка зданий Гостиного двора, Городской думы, театра других). Самой известной работой Козлова в качестве архитектора является каменный Царский мост через реку Исеть на современной улице Декабристов.

Храм был освящен 28 августа 1895 года во имя святого мученика Анатолия (как и прежний деревянный), а также святителя Николая, архиепископа Мирликийского (тот самый святой, известный в западной культуре под именем Санта-Клауса). Храм получил обиходное наименование – Анатолие-Николаевская церковь. Кресты для храма были изготовлены в Москве, их вес составлял около 40 пудов (свыше 650 кг), а стоимость вместе с доставкой в Висимо-Шайтанский завод – 2000 рублей.

Пятиглавый храм, построенный в необычном для Урала византийском стиле, имел в плане форму креста. Высота – около 22 метров. Наверху посреди находился большой купол со световыми окнами, по оконечностям крестообразной крыши – четыре главки. В храме могло одновременно помещаться 750 человек – то есть почти треть населения Висима тех лет. По сообщению сборника «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» по состоянию на 1902 год, «Храм оштукатурен внутри и снаружи и выкрашен внутри масляною краскою; крыт железом, купол и башенки – белым железом; кресты на куполах вызолочены. Внутри храма устроены на рельсах хоры с железными решетками. Предъалтарный иконостас с боковыми киотами вызолочен на полимент; иконы писаны по золотому чеканному фону. Древних и особенно чтимых икон в храме не имеется».

Анатолие-Николаевская церковь после установления Советской власти разделила печальную судьбу тысяч российских храмов. В 1934 году церковь была закрыта, купола с крестами снесены, алтарь разграблен, богослужения прекратились. Часть окон была замурована, вместо них пробиты новые. На крыше, на месте снесённого главного купола, установлено перекрытие из досок.

Здание церкви использовалось в качестве сельского клуба: здесь показывали кинофильмы, тут же оборудовали танцплощадку. На месте алтаря была устроена сцена. В 1995 году храм был возвращён Русской Православной церкви, однако не восстановлен до сих пор.

Церковный раскол середины XVII века оставил глубочайший след в русском православии. Многие священнослужители и тысячи верующих не приняли реформ московского патриарха Никона. Нововведения, целью которых было максимальное сближение русского церковного обряда с византийским, отлично соответствовало государственным амбициям того периода: «Москва – третий Рим». За приверженность ценностям древнерусского христианства и старым обрядам начали преследовать и отлучать от официальной церкви, объявляя еретиками. Многие тысячи староверов, или старообрядцев, стали уходить в леса, основывая в глухой чаще скиты. Больше всего старообрядцев скрывалось от властей в Нижегородских землях по реке Керженцу, поэтому староверов впоследствии стали называть кержаками – особенно на Урале.

До Урала кержаки добрались уже во второй половине XVII века, сразу после раскола и вместе с крестьянской колонизацией местных земель. В Весёлых горах и вдоль по реке Шайтанке они селились целыми семьями. Ко времени промышленного освоения этих земель Демидовыми в первой трети XVIII окрестности будущего Висимо-Шайтанского завода уже были освоены и заселены кержаками. Несмотря на полулегальный статус староверов, Демидовы охотно привлекали старообрядцев на заводские работы.

В начале XIX века в православии сложился компромисс, по которому старообрядцам дозволялось совершать службы по своим старым обрядам, но при условии признания верховенства иерархов Русской православной церкви. Храмы, в которых дозволялось вести службу по старому образцу, назывались единоверческими. Первая единоверческая часовня возникла на Висимо-Шайтанском заводе в 1808 году, однако единоверческий приход в посёлке был учреждён лишь в 1875 году. В следующем, 1876 году в Кержацком конце была построена небольшая деревянная однопрестольной церковь, освящённая во имя святого Николая Чудотворца.

Каменный единоверческий храм, сохранившийся до наших дней в Кержацком конце, был построен лишь накануне революции, около 1915 года. До этого долго не удавалось получить участок под строительство – власти по-прежнему неодобрительно воспринимали старообрядцев. Красивое краснокирпичное здание в псевдорусском стиле – словно большой основательный терем. Он также был освящён во имя святого Николая, однако просуществовал совсем недолго. Большевики с огромной настороженностью относились к старообрядцам, считая их (и не без основания) наиболее консервативными и непримиримыми противниками. Вскоре после революции храм был закрыт, сломаны завершения крыши и часть притвора. В здании разместили коммунальные квартиры и со стороны алтаря – магазин. Его проржавевшая вывеска до сих пор видна на стене снаружи алтарной части.

После закрытия Анатолие-Николаевской церкви в 1934 году население Висима не отказалось от веры своих отцов и дедов. Для тайных молитв использовалась избушка сторожа на кладбище – за Хохляцким концом, недалеко от тракта на Висимо-Уткинск. Верующие обращались и в поселковый совет – но там только развели руками: «Нет, ничем не поможем. В стране советов религия – яд». Прихожанам намекнули – обратитесь к начальству повыше, даст Бог – разрешат.

Обществом решили: обратиться в Кремль, там рассудят. Написали письмо председателю Центральной исполнительной комиссии СССР Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой учредить храм. И всесоюзный староста … разрешил! В качестве молитвенного дома дозволялось использовать ту самую кладбищенскую сторожку. В 1935 году её расширили, а в 1936 году в посёлок прислали священника. Впрочем, на большие праздники жители Висима ходили пешком в храм Петра и Павла в Черноисточинске (тот в годы советской власти закрывали лишь на три года с 1941 по 1944).

Небольшой деревянный храм иконы Божией Матери «Державная», обустроенный из деревенской сторожки на кладбище, действовал вплоть до начала 1990-х годов. В годы перестройки он подвергся запустению и разграблению, но трудами священников и монахов Свято-Троицкого мужского монастыря в с. Тарасково в 2010-е годы храм был восстановлен.

В 2000-е годы в Висиме началась постройка еще двух церквей: Храма Святого равноапостольного князя Владимира в центре посёлка, а также часовни Святого апостола Андрея Первозванного, на южной окраине возле кладбища. Владимирский храм действующий, а вот часовня Андрея Первозванного так и не достроена. Продолжается восстановление и главного храма Висима – Анатолие-Николаевской церкви. Жизнь продолжается!

Примеры употребления слова престол в литературе.

Гармахис нарушил запрет отца, как он победил льва и как старая Атуа рассеяла подозрения фараонова соглядатая После этого Птолемей по прозвищу Флейтист оставил нас в покое и больше не посылал в Абидос солдат искать ребенка, которому предсказано восшествие на царский престол: ведь принес же евнух голову моего молочного брата в его мраморный дворец в Александрии и открыл корзину, чтобы показать ее, когда фараон, упившись кипрским вином, играл на флейте в окружении своих танцовщиц.

Римляне ласково, как ребенка, называли его уменьшительным именем Августула, так как императорский престол он занял, будучи малышом.

Затем последовало еще очень много различных событий, сменилось много императоров и наконец константинопольский престол достался Зенону, а римский — Оресту и сыну его Августулу, захватившим власть благодаря хитрости.

В 1069 году, вскоре после восшествия на престол Короля Дора и Королевы Ирен, аист принес им дочь Айви.

Мамлюки возвели на престол ребенка, Камиля, за которого правили султанша Шеджерет аддурр и мамлюк, туркмен Айбек, ставший ее мужем.

Его высочество Эдуард, герцог Аквитанский и наследник английского престола, в свои пятнадцать без малого лет страстно полюбил Голландию.

Он помолчал и, склонив чело, докончил: — Владыка Алексий ведает и иное, о чем напомню днесь: еще от юности, и даже поранее того, до рожденья на свет, Господь избрал брата моего к престолу Святой Троицы!

Возвращайтесь в Мельин, и пусть Дану на престоле Императрицы державы людей станет залогом того, что Алмазный и Деревянный Мечи никогда больше не поднимутся ни друг против друга, ни против того Меча Людей, которого я никогда не видел, но который, как я теперь понимаю, непременно должен где-то существовать.

Это что ж получается, русский царь им Аляску продал, Аляска отложилась, так они нам за это русского царя на престол и сажают?

Молитва расшалившегося мальчугана жаворонком взвилась к небу и, трепеща крылышками, поднималась все выше и выше, до самого престола, где предвечный Амон, сложив на коленях руки, углубился в созерцание своего всемогущества.

В числе потомков Энея, альбанских царей, было два брата: Нумитор и Амулий, которые должны были наследовать престол.

Имея деньги и располагая вследствие этого большими средствами, нежели Нумитор, Амулий легко лишил его престола.

Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю.

Источник: библиотека Максима Мошкова

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Словарь. Составлен Наташей Пуше.
Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте. Для удобства словари представлены в двух вариантах: первый – составлен по алфавиту, а второй – по последовательности появления слов в тексте.
Алфавитный вариант.
Аршин – старинная мера длины, равная 70 см.
Баить – говорить.
Бездна – глубина.
Божиться – клясться именем Бога, говорить «ей–богу».
Бояре – высшее сословие на Руси, боярин – высшее звание, служащего на государственной службе.
Брег – берег.
Булат – стальной клинок, оружие.
В те поры – в то время.
Валить – идти, двигаться в большом количестве.
Вдовица – молодая вдова.
Венец – корона.
Венчать – короновать.
Витязи — храбрые воины, богатыри.
Внимать – слушать, принимать во внимание мнение кого-либо.
Возопить – громко закричать.
Волдырь – водяной подкожный пузырь, вздутие от ожога, укуса насекомого.
Вполпьяна – в полупьяном состоянии.
Второпях – спеша, торопясь.
Гонца – тот, кто послан куда-то со срочным поручением.
Гости – здесь: иноземные купцы.
Грамота – письмо, записка.
Грёзы ночи – сны.
Гульлива – та, которая перемещается на просторе в разных направлениях.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи. «князь Гвидон Шлёт царю-де свой поклон»
Дело лихо – дело плохо.
Дичина – дичь – дикие птицы и звери, употребляемые в пищу.
Дозор — ночной обход часовых.
Доля – участь, судьба.
Дьяк – служащий какого-либо ведомства.
Дядька Черномор – царь подводного мира.
Завесть – завести, приобрести что-либо.
Завострить – сделать острым.
Занялся дух – остановилось дыхание от сильного волнения.
Засмолить – залить смолой, варом, сделав непроницаемым.
Застава – пограничный сторожевой пост.
Зыби – волны.
Извести – погубить, уничтожить.
Исподтиха – украдкой, скрытно.
Кабы – если бы.
Караул – вооруженная охрана.
Колымаги – старинные закрытые четырехколёсные экипажи.
Корабельщики – владельцы кораблей и моряки.
Красная – красивая, прекрасная.
Крепкий – такой, который трудно сломать, одолеть, разбить. «Пристань с крепкою заставой» — с укреплённым военным сооружением.
Крещёный – принявший христианство.
Лазоревый – небесно-голубой.
Лукаво – с коварством.
Маковки – купола церковного здания.
Молодица – молодая замужняя женщина.
Наткать – изготовить ткань плотно, присоединяя накрест переплетённые нити — продольные (основа) и поперечные (уток).
Натощак – голодный.
Ни гугу – молчать, не подавать ни звука, ни голоса.
Обвенчаться – совершить церковный обряд бракосочетания.
Обмереть – замереть от внезапного сильного ощущения.
Оне – они.
Отдавать войску честь – приветствовать по-военному.
Отсель – отсюда.
Пава – о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
Палата – большое, роскошное помещение, зал.
Полно – довольно, хватит, пора прекратить.
Пенять – укорять, упрекать.
Перенять – перехватить.
Пир честной – заслуживающий уважения пир.
Подспуд – тайное место.
Понести – стать беременной.
Потужить – погрустить, попечалившись.
Престол – царский трон.
Привальный – тот, к которому пристают, причаливают корабли.
Приказный – ведомственный, министерский.
Прилежней – старательней, усердней.
Приплод – здесь: новорожденный.
Присвисточка – свист, сопровождающий пение.
Приставить – назначить кого-либо для надзора, присмотра.
Прясть – скручивая волокна, превращать их в нить.
Путём – как следует.
Ретиво´е – сердце.
Сватья баба – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Светлица – светлая комната.
Сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.
Синя – синего.
Слоновая кость – «кровать слоновой кости» – кровать, сделанная из бивней слонов, которые являются ценным поделочным материалом.
Снарядить – подготовить для отъезда.
Срок — назначенный момент исполнения чего-либо.
Срок родин – время родов.
Сума – сумка.
Тешиться – забавляться, развлекаться.
Ткачиха – мастерица, вырабатывающая ткань на ткацком станке.
Удел – здесь: княжество.
Ужо – обещание доставить неприятности, отомстить.
Унять – заставить перестать кричать, шуметь.
Хмельной – пьяный.
Чародей — колдун.
Честные гости – добрые, уважаемые гости.
Чета – пара.
Чешуя – защитная одежда из металлических пластинок. «И очутятся на бреге, в Чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря».
Чудесить – совершать нелепые, странные поступки.

По тексту.
Пряли – скручивая волокна, превращали их в нить.
Кабы – если бы.
Крещёный – принявший христианство.
Наткала – изготовила ткань, плотно присоединяя накрест переплетённые нити — продольные (основа) и поперечные (уток).
В светлицу – в светлую комнату.
Красная – красивая, прекрасная.
Ткачиха – мастерица, вырабатывающая ткань на ткацком станке.
Сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.
Обвенчался – совершил церковный обряд бракосочетания.
Пир честной – заслуживающий уважения пир.
Честные гости – добрые, уважаемые гости.
Слоновой кости – «кровать слоновой кости» – кровать, сделанная из бивней слонов, которые являются ценным поделочным материалом.
Оне – они.
Понесла – стала беременной.
В те поры – в то время.
Срок родин – время родов.
Аршин – старинная мера длины, равная 70 см.
Гонца – того, кто послан куда-то со срочным поручением.
Сватья баба – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Извести – погубить, уничтожить.
Перенять – перехватить.
Чудесить – совершать нелепые, странные поступки.
Суму – сумку.
Грамоту – письмо, записку.
Хмельной – пьяный.
Приплод – здесь: новорожденный.
В бездну – в глубину.
Бояре – высшее сословие на Руси, боярин – высшее звание, служащего на государственной службе.
Потужив – погрустив, попечалившись.
Долю – участь, судьбу.
Засмолили – залили смолой, варом, сделав непроницаемым.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи.
Вдовица – молодая вдова.
Гульлива – та, которая перемещается на просторе в разных направлениях.
Завострил – сделал острой.
Дичина – дикие птицы и звери, употребляемые в пищу.
Дело лихо – дело плохо.
Средь зыбей – среди волн.
Чародея — колдуна.
Натощак – голодными.
Грёзы ночи – сны.
Маковки – купола церковного здания.
Тешится – забавляется, развлекается.
Вали´т – идёт, двигается в большом количестве.
В колымагах – старинных закрытых четырехколёсных экипажах.
Венчают – коронуют.
Корабельщики – владельцы кораблей и моряки.
С заставой – с пограничным сторожевым постом.
С крепкою – крепкий — такой, который трудно сломать, одолеть, разбить. «Пристань с крепкою заставой» — с укреплённым военным сооружением.
Гости – здесь: иноземные купцы.
Срок — назначенный момент исполнения чего-либо.
В палате – в большом, роскошном помещении, зале.
На Престоле – на царском троне.
В венце – в короне.
Не привальный – тот, к которому не пристают, не причаливают корабли.
Лукаво – с коварством.
Обмерла – замерла от внезапного сильного ощущения.
Удел – здесь: княжество.
С синя – с синего.
Завес´ть – завести, приобрести что-либо.
Бает – говорит.
Полно – довольно, хватит, пора прекратить.
С присвисточкой – со свистом, сопровождающим пение.
Караул – вооруженная охрана.
Приставил – назначил кого-либо для надзора, присмотра.
Дьяка – служащего какого-либо ведомства.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи. «князь Гвидон Шлёт царю-де свой поклон».
Приказный – ведомственный, министерский.
Отдает ей войско честь – приветствует по-военному.
Подспуд – в тайное место.
Исподтиха – украдкой, скрытно.
На бреге – на берегу.
В чешуе – в защитной одежде из металлических пластинок. «И очутятся на бреге, в Чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря».
Дядька Черномор – царь подводного мира.
Ужо – обещание доставить неприятности, отомстить.
Витязи — храбрые воины, богатыри.
Четами – парами.
Второпях – спеша, торопясь.
Дозором — ночным обходом часовых.
Булатом – стальными клинками, оружием.
Прилежней – старательней, усердней.
Ни гугу – молчат, не подают ни звука, ни голоса.
Пава – о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
Волдырь – водяной подкожный пузырь, вздутие от ожога, укуса насекомого.
Путём – как следует.
Божиться – клясться именем Бога, говорить «ей – богу».
Отсель – отсюда.
Пеняет – укоряет, упрекает.
Снарядить – подготовить для отъезда.
Внимает – слушает, принимает во внимание мнение кого-либо.
Унимает – заставляет перестать кричать, шуметь.
Лазоревой – небесно-голубой.
Возопил – громко закричал.
Ретивое – сердце.
Занялся дух – остановилось дыхание от сильного волнения.
Молодицу – молодую замужнюю женщину.
Вполпьяна – в полупьяном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *