Пресвитеры церкви – кто это?

Понятие слова пресвитер является синонимом английского слова «священник». Свое начало слова берет от греческого «старший», то есть изначально данное слово означало главенствующее положение в церковной иерархии.

История чина

Ранее, старость среди народа рассматривалась как божественное чудо, мудрость и благословение, так как немногие доживали до седых волос. Старейшины также упоминаются в Библии как пример благочестия, они создали семейный порядок.

Первые упоминания о данном чине были в Иерусалиме. Самая ранняя христианская Церковь в Иерусалиме имела в своем подчинении колледж, где обучали на помощников епископа, она была очень схожа с еврейской синагогой. Изначально, в христианстве старшина был главным в общине, он исполнял функции Епископа.

Рукоположение во пресвитера

Сейчас этот чин не настолько высок. По иерархической лестнице он стоит между диаконом и епископом. Пресвитер в церкви выполняет обязанности епископа, он совершает священно служения, организует общественную жизнь прихожан, следит за приходом и состоянием храма.

Обязанности пресвитеров:

  • дарование благословения верующим;
  • проповедование веры с разрешения Епископа;
  • исполнять обязанности Епископа при его отсутствии;
  • служение Богу, совершение таинств.

Интересно! Буквальный перевод слова пресвитер с греческого языка — старец. Апостолы называли себя так, опираясь на Ветхозаветную церковь, где пресвитер по иерархии был вторым священным чином.

Значение слова пресвитер у католиков и у православных

В православии, в Священном Писании этот чин обычно называется простым священником или иереем, его и сейчас могут называть так. Пресвитер в церкви еще может именоваться как «отец», так как он наставляет прихожан, преподает православие и направляет людей на пути к Богу, то есть дает им религиозное воспитание.

В православии в такой чин посвящают Таинством хиротонии. Так как Иисус Христос обзавелся учениками и стал проповедовать только в 30 лет, поэтому данный чин не может занять стать священник младше этого возраста, поскольку он проповедует веру среди прихожан.

Читайте о других Таинствах:

  • О миропомазании
  • О причастии
  • О венчании

Таинство хиротонии

Требования к кандидатам на данный чин в православии:

  • возраст от 30-ти лет;
  • он не может жениться после рукоположения, как и другие священники и жена у него должна быть одна;
  • трезвость, целомудренность, бескорыстность;
  • пресвитером может быть только мужчина;
  • кандидат должен получить богословское образование.

Для сведения! Телесные недуги, которые не будут помехой священнику в этом чине, в выполнении своего долга в богослужении и просвещении людей не препятствуют в рукоположении к сану.

У католиков это слово означает то же самое, что и в православии — это второй по степени чин священства в храме. Без разрешения епископа пресвитер не может ничего решать, он является помощником епископа. В большинстве католических храмах этот чин упразднен.

В протестантизме, пресвитер не является священнослужителем, это мирской человек, который руководит общиной, ведет бытовые дела, является помощником пастора.

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианская церковь появилась после разделения христианской по культурным отличиям:

  • она имеет свой Символ Веры;
  • Священное Писание для нее непоколебимо и оно определяет все мысли верующих людей;
  • является частью протестантства.

Читайте о других вероучениях:

  • Православие и баптизм
  • Православие и сектанство
  • Православие и иудаизм

Это вероучение имеет особое управление храмом, в котором главенствующие места в общине занимают несколько пресвитеров (старейшин), которые помогали Епископу.

Внимание! Учение отличается минимализмом и отсутствием деталей. Внутри храмов нет изображений Бога и святых, отсутствуют иконы, нет свечей и алтарей, только голые стены.

Культом этого учения является голая вера во Христа, которая не подкрепляется ничем материальным. Основные правила пресвитерианской церкви:

  • в основе лежит идея того, что Бог уже давно знает, спасет ли он человечество или нет, и количество добрых или злых дел во время земной жизни не повлияют на это решение;
  • церковь, как община и здание, не несет роли, связующего звена между человеком и Богом;
  • молитва пастора — всегда импровизация;
  • Библия — это учебник жизни;
  • не существует канонизации святых;
  • отсутствие иерархии среди храмов, все равные и основаны на свободе;
  • форма правления основана на Библейских традициях, но они не являются непоколебимой правдой для верующих.

Сейчас данное учение распространено в США, Канаде и Англии.

Видео о рукоположении в сан пресвитера

Если посмотреть на структуру новозаветной церкви, описанной в Новом Завете, то можно увидеть, что ею руководили апостолы. Для того, чтобы освободить их от хозяйственной работы, церковь избирала дьяконов (Деян. 6:3). Позже, когда появились новые церкви, в них стали ставиться старейшины (греч. пресвитеры), которые должны были «надзирать за стадом» и «кормить» его, т.е. выполнять функцию пастуха – пастыря. Слово пастор – это латинизированный вариант «пастыря».

Библейский пастырь-пастух (лат. пастор) призван пасти стадо. Истинным пастырем является Господь Иисус Христос: «Я есмь пастырь добрый», Он «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Какие замечательные слова гово­рит Давид о своем Господе: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1).

Господь Иисус, идя на Голгофский крест, завещал ученикам пасти»овец Моих.”(Ин. 21:16). Будучи Главою Церкви, Христос поставляет пастырей поместным Церквам.

Что же тогда означает слово «пресвитер»? Оно пришло к нам из греческого «пресбиторос», что означает старейшина; умудренный опытом учитель. Христос – единственный Учитель, но Его учени­ки называют себя пресвитерами: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых” (1 Пет. 1:5). В греческом оригинале за словом «пастырь» стоит «пресбиторос», т.е. старейшина или пресвитер, а за словом «сопастырь» – «сумпресбиторос», – «состарейшина».

Это же слово мы находим в 2Ин. 1-1- «Старец – избранной госпоже и детям ее…», т.е. «пресвитер. – избранной госпоже…». Все апостолы получили учение из рук Самого Господа, и передали его другим, а те в свою очередь следующему поколению. «Ибо я от Самого (выделено автором) Господа принял то, что и вам передал…» (1Кор. 11:23);»Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились… Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (выделено автором), то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:1, 3).

Те, которые были определены для служения, назы­вались пресвитерами, т.е. старей­шинами:»Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»(Деян. 14:23). Все они должны были, при необходимости, быть готовы сами зарабатывать себе на хлеб (Деян. 20:17,33-35). В их обязанности входило учить и рассматривать спорные вопросы жизни церкви (Деян. 15:2, 6, 22-29; 16:4). Апо­стол Павел, собрав пресвитеров в Милите (Деян. 20:17), напутство­вал их, напомнив, что, кроме проповеди Евангелия и учитель­ства в обязанности пресвитеров входят обязанности быть «блюстителями («епископоус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:28), другими словами, быть пастырями (пасти), заботиться (пресвитерствовать) и при­сматривать (епископствовать) за стадом. Здесь необ­ходимо отметить тот факт, что ефесских пресвитеров (Деян.20:17) апостол Павел в 28 стихе называет епископами.

«Епископос» – с греческого: блюститель; смотрящий за; при­сматривающий. Это слово встре­чаетсяв оригинальных текстах: 1 Пет. 2:25; Деян. 20:28; Филип. 1:1; 1Тим. 3:2; Титу1:7 и является бесспор­ным библейским синонимом слова «пресвитер», которое, в свою очередь, является синонимом слова «пастырь” (лат. пастор). Возьмем пример: в Послании к Титу апостол Павел просит его завершить начатое дело – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5). А в седьмом стихе апостол называет этих пресвитеров епи­скопами: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолю­бец…». Другими словами, апостол одних и тех же людей в пятом и седьмом стихах называет разными словами, в первом случае пресвитерами, а во втором – епископами.

Вопрос о том, как называть служителей, в догматическом смысле не принципиален, поместная церковь вправе сама решать, как ей называть служителей, лишь бы это не противоречило Священ­ному Писанию. Но наделять епископа особой региональной властью, позволяющей ему «присматривать» за пресвитерами – значит идти вопреки учению Христа и апостолов.

В Основных Принципах Веры ЕХБ 1928 года (принцип шестой) мы находим слова, наполненные еван­гельской истиной — «несмотря на то, что Сам Господь определил для церкви эти два служения (пресвитеров и дьяконов), мы все же не имеем права считать этих лиц стоящими над церковью, т.е. выше всех ее членов Мы должны смотреть на них как на избранников церкви и утвержденных Господом на дело служения для созидания Тела Христова (Еф. 4:12), членами которого они состоят в той же мере, что и другие. Эта истина особо ясно усматривается из апостольских посланий, исключительно поместным церквам, а не их служителям. Апостолу Павлу не пришло в голову написать свое Послание к Римлянам в адрес епископа, но написал его «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым….”(Рим. 1:7) как равноправным членам Тела Христова – Церкви Божьей».Где те старые добрые времена, когда у баптистских служителей не было желания возвыситься над братьями?

В статье, написанной три с лишним года назад в качестве отклика на «исповедь бывшей послушницы», я писал:
Был один батюшка святой жизни, постриженный в схиму Глинскими преподобными отцами. Незадолго до смерти он указал своему келейнику на одну матушку и сказал «вот это – настоящая старица». Она жива сейчас, наставляет сестёр в не скажу каком монастыре. Ее необыкновенным духовным дарованиям и я свидетель. Но когда я привожу кого-нибудь с собой в ту обитель, и стучусь к матушке – та ворчит «отец Димитрий! Ну что ты ко мне людей возишь! Нет у меня благословения никого принимать под окормление». «Матушка, да мы просто навестить тебя приехали, соскучились» – «а, ну раз просто навестить, тогда ладно». Пусть она и не скажет чего-то особенного, но хоть благословит спутников моих, помолится – у тех и сдвигается жизненный вектор в нужную сторону. А иной раз и скажет что-то такое, что от меня бы они не услышали, а услышали бы – не восприняли.
Сегодня матушка отошла ко Господу. Имя ее в схиме было Назария; когда монастырь, где она была старшей сестрой, еще числился как приход, по устному неофициальному благословению патриарха Алексия II один архиерей возвел ее в сан игумении. Из той обители она после смерти своего старца перебралась в Сезёново — женский монастырь под Лебедянью, рядом с Шовским — родным селом преподобного Силуана. Поскольку ее игуменство так и осталось неофициальным, отпевать ее будут в понедельник как схимонахиню.
Матушка уже была в возрасте, конечно, и уход ее был ожидаем, в последние месяцы она тяжело болела. И всё равно грустно прощаться. Очень много значила каждая встреча с мать Назарией для меня и многих из моих близких. Был у матушки дар утешения. Любовь свою она старалась скрывать под ворчанием, но всегда чувствовалось, что ворчание это не настоящее, а сила духа в хрупкой маленькой старушке великая. Ей многое Господь открывал из того, что она ниоткуда не должна была знать, но ехали мы к ней не за прозорливостью, а за духовной мудростью и любовью. И из этой плеяды — она была воспитанницей схиархимандритов Макария Болотова и Серафима Мирчука — остались уже очень немногие: несколько месяцев назад похоронили отца Силуана Сухаревского, теперь вот провожаем мать Назарию…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *