Понятие слова пресвитер является синонимом английского слова «священник». Свое начало слова берет от греческого «старший», то есть изначально данное слово означало главенствующее положение в церковной иерархии.
История чина
Ранее, старость среди народа рассматривалась как божественное чудо, мудрость и благословение, так как немногие доживали до седых волос. Старейшины также упоминаются в Библии как пример благочестия, они создали семейный порядок.
Первые упоминания о данном чине были в Иерусалиме. Самая ранняя христианская Церковь в Иерусалиме имела в своем подчинении колледж, где обучали на помощников епископа, она была очень схожа с еврейской синагогой. Изначально, в христианстве старшина был главным в общине, он исполнял функции Епископа.
Рукоположение во пресвитера
Сейчас этот чин не настолько высок. По иерархической лестнице он стоит между диаконом и епископом. Пресвитер в церкви выполняет обязанности епископа, он совершает священно служения, организует общественную жизнь прихожан, следит за приходом и состоянием храма.
Обязанности пресвитеров:
- дарование благословения верующим;
- проповедование веры с разрешения Епископа;
- исполнять обязанности Епископа при его отсутствии;
- служение Богу, совершение таинств.
Интересно! Буквальный перевод слова пресвитер с греческого языка — старец. Апостолы называли себя так, опираясь на Ветхозаветную церковь, где пресвитер по иерархии был вторым священным чином.
Значение слова пресвитер у католиков и у православных
В православии, в Священном Писании этот чин обычно называется простым священником или иереем, его и сейчас могут называть так. Пресвитер в церкви еще может именоваться как «отец», так как он наставляет прихожан, преподает православие и направляет людей на пути к Богу, то есть дает им религиозное воспитание.
В православии в такой чин посвящают Таинством хиротонии. Так как Иисус Христос обзавелся учениками и стал проповедовать только в 30 лет, поэтому данный чин не может занять стать священник младше этого возраста, поскольку он проповедует веру среди прихожан.
Читайте о других Таинствах:
- О миропомазании
- О причастии
- О венчании
Таинство хиротонии
Требования к кандидатам на данный чин в православии:
- возраст от 30-ти лет;
- он не может жениться после рукоположения, как и другие священники и жена у него должна быть одна;
- трезвость, целомудренность, бескорыстность;
- пресвитером может быть только мужчина;
- кандидат должен получить богословское образование.
Для сведения! Телесные недуги, которые не будут помехой священнику в этом чине, в выполнении своего долга в богослужении и просвещении людей не препятствуют в рукоположении к сану.
У католиков это слово означает то же самое, что и в православии — это второй по степени чин священства в храме. Без разрешения епископа пресвитер не может ничего решать, он является помощником епископа. В большинстве католических храмах этот чин упразднен.
В протестантизме, пресвитер не является священнослужителем, это мирской человек, который руководит общиной, ведет бытовые дела, является помощником пастора.
Что такое пресвитерианская церковь
Пресвитерианская церковь появилась после разделения христианской по культурным отличиям:
- она имеет свой Символ Веры;
- Священное Писание для нее непоколебимо и оно определяет все мысли верующих людей;
- является частью протестантства.
Читайте о других вероучениях:
- Православие и баптизм
- Православие и сектанство
- Православие и иудаизм
Это вероучение имеет особое управление храмом, в котором главенствующие места в общине занимают несколько пресвитеров (старейшин), которые помогали Епископу.
Внимание! Учение отличается минимализмом и отсутствием деталей. Внутри храмов нет изображений Бога и святых, отсутствуют иконы, нет свечей и алтарей, только голые стены.
Культом этого учения является голая вера во Христа, которая не подкрепляется ничем материальным. Основные правила пресвитерианской церкви:
- в основе лежит идея того, что Бог уже давно знает, спасет ли он человечество или нет, и количество добрых или злых дел во время земной жизни не повлияют на это решение;
- церковь, как община и здание, не несет роли, связующего звена между человеком и Богом;
- молитва пастора — всегда импровизация;
- Библия — это учебник жизни;
- не существует канонизации святых;
- отсутствие иерархии среди храмов, все равные и основаны на свободе;
- форма правления основана на Библейских традициях, но они не являются непоколебимой правдой для верующих.
Сейчас данное учение распространено в США, Канаде и Англии.
Видео о рукоположении в сан пресвитера
Если посмотреть на структуру новозаветной церкви, описанной в Новом Завете, то можно увидеть, что ею руководили апостолы. Для того, чтобы освободить их от хозяйственной работы, церковь избирала дьяконов (Деян. 6:3). Позже, когда появились новые церкви, в них стали ставиться старейшины (греч. пресвитеры), которые должны были «надзирать за стадом» и «кормить» его, т.е. выполнять функцию пастуха – пастыря. Слово пастор – это латинизированный вариант «пастыря».
Библейский пастырь-пастух (лат. пастор) призван пасти стадо. Истинным пастырем является Господь Иисус Христос: «Я есмь пастырь добрый», Он «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Какие замечательные слова говорит Давид о своем Господе: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1).
Господь Иисус, идя на Голгофский крест, завещал ученикам пасти»овец Моих.”(Ин. 21:16). Будучи Главою Церкви, Христос поставляет пастырей поместным Церквам.
Что же тогда означает слово «пресвитер»? Оно пришло к нам из греческого «пресбиторос», что означает старейшина; умудренный опытом учитель. Христос – единственный Учитель, но Его ученики называют себя пресвитерами: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых” (1 Пет. 1:5). В греческом оригинале за словом «пастырь» стоит «пресбиторос», т.е. старейшина или пресвитер, а за словом «сопастырь» – «сумпресбиторос», – «состарейшина».
Это же слово мы находим в 2Ин. 1-1- «Старец – избранной госпоже и детям ее…», т.е. «пресвитер. – избранной госпоже…». Все апостолы получили учение из рук Самого Господа, и передали его другим, а те в свою очередь следующему поколению. «Ибо я от Самого (выделено автором) Господа принял то, что и вам передал…» (1Кор. 11:23);»Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились… Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (выделено автором), то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:1, 3).
Те, которые были определены для служения, назывались пресвитерами, т.е. старейшинами:»Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»(Деян. 14:23). Все они должны были, при необходимости, быть готовы сами зарабатывать себе на хлеб (Деян. 20:17,33-35). В их обязанности входило учить и рассматривать спорные вопросы жизни церкви (Деян. 15:2, 6, 22-29; 16:4). Апостол Павел, собрав пресвитеров в Милите (Деян. 20:17), напутствовал их, напомнив, что, кроме проповеди Евангелия и учительства в обязанности пресвитеров входят обязанности быть «блюстителями («епископоус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:28), другими словами, быть пастырями (пасти), заботиться (пресвитерствовать) и присматривать (епископствовать) за стадом. Здесь необходимо отметить тот факт, что ефесских пресвитеров (Деян.20:17) апостол Павел в 28 стихе называет епископами.
«Епископос» – с греческого: блюститель; смотрящий за; присматривающий. Это слово встречаетсяв оригинальных текстах: 1 Пет. 2:25; Деян. 20:28; Филип. 1:1; 1Тим. 3:2; Титу1:7 и является бесспорным библейским синонимом слова «пресвитер», которое, в свою очередь, является синонимом слова «пастырь” (лат. пастор). Возьмем пример: в Послании к Титу апостол Павел просит его завершить начатое дело – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5). А в седьмом стихе апостол называет этих пресвитеров епископами: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец…». Другими словами, апостол одних и тех же людей в пятом и седьмом стихах называет разными словами, в первом случае пресвитерами, а во втором – епископами.
Вопрос о том, как называть служителей, в догматическом смысле не принципиален, поместная церковь вправе сама решать, как ей называть служителей, лишь бы это не противоречило Священному Писанию. Но наделять епископа особой региональной властью, позволяющей ему «присматривать» за пресвитерами – значит идти вопреки учению Христа и апостолов.
В Основных Принципах Веры ЕХБ 1928 года (принцип шестой) мы находим слова, наполненные евангельской истиной — «несмотря на то, что Сам Господь определил для церкви эти два служения (пресвитеров и дьяконов), мы все же не имеем права считать этих лиц стоящими над церковью, т.е. выше всех ее членов Мы должны смотреть на них как на избранников церкви и утвержденных Господом на дело служения для созидания Тела Христова (Еф. 4:12), членами которого они состоят в той же мере, что и другие. Эта истина особо ясно усматривается из апостольских посланий, исключительно поместным церквам, а не их служителям. Апостолу Павлу не пришло в голову написать свое Послание к Римлянам в адрес епископа, но написал его «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым….”(Рим. 1:7) как равноправным членам Тела Христова – Церкви Божьей».Где те старые добрые времена, когда у баптистских служителей не было желания возвыситься над братьями?
В статье, написанной три с лишним года назад в качестве отклика на «исповедь бывшей послушницы», я писал:
Был один батюшка святой жизни, постриженный в схиму Глинскими преподобными отцами. Незадолго до смерти он указал своему келейнику на одну матушку и сказал «вот это – настоящая старица». Она жива сейчас, наставляет сестёр в не скажу каком монастыре. Ее необыкновенным духовным дарованиям и я свидетель. Но когда я привожу кого-нибудь с собой в ту обитель, и стучусь к матушке – та ворчит «отец Димитрий! Ну что ты ко мне людей возишь! Нет у меня благословения никого принимать под окормление». «Матушка, да мы просто навестить тебя приехали, соскучились» – «а, ну раз просто навестить, тогда ладно». Пусть она и не скажет чего-то особенного, но хоть благословит спутников моих, помолится – у тех и сдвигается жизненный вектор в нужную сторону. А иной раз и скажет что-то такое, что от меня бы они не услышали, а услышали бы – не восприняли.
Сегодня матушка отошла ко Господу. Имя ее в схиме было Назария; когда монастырь, где она была старшей сестрой, еще числился как приход, по устному неофициальному благословению патриарха Алексия II один архиерей возвел ее в сан игумении. Из той обители она после смерти своего старца перебралась в Сезёново — женский монастырь под Лебедянью, рядом с Шовским — родным селом преподобного Силуана. Поскольку ее игуменство так и осталось неофициальным, отпевать ее будут в понедельник как схимонахиню.
Матушка уже была в возрасте, конечно, и уход ее был ожидаем, в последние месяцы она тяжело болела. И всё равно грустно прощаться. Очень много значила каждая встреча с мать Назарией для меня и многих из моих близких. Был у матушки дар утешения. Любовь свою она старалась скрывать под ворчанием, но всегда чувствовалось, что ворчание это не настоящее, а сила духа в хрупкой маленькой старушке великая. Ей многое Господь открывал из того, что она ниоткуда не должна была знать, но ехали мы к ней не за прозорливостью, а за духовной мудростью и любовью. И из этой плеяды — она была воспитанницей схиархимандритов Макария Болотова и Серафима Мирчука — остались уже очень немногие: несколько месяцев назад похоронили отца Силуана Сухаревского, теперь вот провожаем мать Назарию…