При доброте и мягкости характера

Урок 9 (7 класс)

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор (§ 5)

Урок № 2

Ход у рока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

(§ 5, Упр. 26, тетради собрать на проверку).

Синтаксический разбор предложений.

Вспомните правописание корней -гор—гар-.

Солнце г..рячо. Он всегда г..рячо спорил.

Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.

 Чем отличаются разборы?

(В первом случае горячо — краткое прилагательное, -о—окончание;

во втором предложении горячо — наречие, -о—суффикс.)

— В чём отличие морфемного разбора от словообразовательного?

4. Закрепление.

Задание l.

Ha доске записаны слова. Прочитайте, выделите суффиксы.

Бетонщик, строитель, писатель, пищеварение, железнодорожник, гимнастика, оперировать, механизация, кривизна, просматривать,

девчушка, искристый.

Задание 2.

Выполните морфемный разбор слов.

Урок 9

(7 класс)

Задание 3.

Вспомните порядок словообразовательного разбора.

Выполните словообразовательный разбор следующих слов.

Секретный —

Парашютистка —

Учительница —

Стройность —

молчаливость —

объединит —

Задание 4.

Вспомните способы словообразования.

Составьте словообразовательную цепочку со следующими словами.

Свет, забота, талант, сад, лес.

Задание 5.

 Чем отличаются сложные слова от сложносокращённых?

Расскажите о соединительных гласных.

Буквенный диктант. (Укажите соединительную гласную о или е)

Я зачитываю слова, ребята проставляют в тетрадях только буквы: е или о.

Нефт..воз, лед..кол, болеутоляющий, путешествие, огнестрельный,

благословить, полководец, природоведение, водоснабжение, нов..сёл,

длинн..хвостый, мороз.. стойкий.

(Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о.)

Урок 9

(7 класс)

Задание 6. Упр. 23.

Обозначьте части, из которых состоят слова (см. стр. 207 учебника).

Задание 7. Орфографическая диктовка.

Объясните все орфограммы, встречающиеся в тексте, выделенные слова

разберите по составу.

Золотая осень

Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты. Главная кузница по чеканке золотых монет — берёзовая роща. Рядом с каждой берёзой-наковалъней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается слетом за дождь и туманы, солнце и ветер.

(Ф. Нестеров.)

*3адание 8.

Склоняется ли существительное полдороги!

*3адание 9.

Замените русскими синонимами слова иноязычного происхождения:

апатия, альтруист, каллиграфия, пессимизм.

5. Выводы по уроку.

— Какие способы образования слов вам известны?

— Что называется словообразовательным разбором?

— С помощью чего образуются слова в русском языке?

— Какие трудности с разбором слов возникли у вас на сегодняшнем уроке?

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок иностранца.

__________, захватив в свои руки власть и расположив к себе простой народ , не довольствовался этим, ибо на его пути ещё стояли дети Романовы, или сыновья Никиты Романовича; Никита был брат первой царицы умершего тирана, и они были всех ближе к престолу, других наследников не было; сверх того это был самый старейший и могущественнейший род в Московии ; поэтому __________ стал искать случая устранить их, полагая, что тогда все будет по его желанию, но он не мог осуществить этого, ибо опасался придворных, дворянства и царя, любившего своих дядей Романовых , притом они не совершали ничего дурного, жили всегда очень скромно и были всеми любимы

Дожидаясь, когда придёт его время, __________ управлял по своему усмотрению, однако всегда старался оказывать добро простолюдину и так расположил к себе весь народ, что его любили больше всех. По смерти набожного царя и великого князя Федора Ивановича простой народ во множестве столпился около Кремля, шумел и вызывал царицу Александру, жену царя Федора, сестру __________, домогаясь её видеть и вручить ей управление государством

видя, что царица не соглашается, начали просить о брате её, __________, крича, что не знают другого, более достойного быть царем, что он правил при покойном Федоре и был любим народом, на что царица почти согласилась и предоставила решение на его волю, повелев сперва молиться богу, дабы он ниспослал свою милость при избрании царя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *