Придворная капелла

Здание Придворной певческой капеллы

Придворная певческая капелла — первое профессиональное музыкальное учреждение в России.

Ведет свое начало еще с 1479 года, когда по указу Великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков.

В 1703 году Петр I перевел его в новую столицу Санкт-Петербург.

«Капелией придворных певчих» или «придворной Капелией» хор стали называть во времена царствования Елизаветы Петровны. Это слепок с названия вокально-инструментальных коллективов, служивших при европейских дворах. Несколько позже, в 1763 году при Екатерине II, за ним закрепилось название «Придворная певческая Капелла».

При Екатерине II в Россию для руководства итальянской оперой были приглашены итальянские композиторы — Джузеппе Сарти и Бальтасере Галуппи, которые стали сочинять также произведения духовной музыки для православной церкви на славянские тексты в итальянском стиле. Обучение «итальянскому» пению заняло прочные позиции в Певческой Капелле. Мастерство придворных певчих, соединяющих традиционную церковную и итальянскую манеру пения, восхищала многих, особенно иностранцев.

В дальнейшем с историей Придворной Певческой Капеллы, в значительной степени определившей ее творческую судьбу, связана деятельность Дмитрия Бортнянского. Руководя Капеллой с 1796 по 1825 годы, он смог создать хор, ставший славой и гордостью отечественной музыкальной культуры.

Высокие традиции Певческой Капеллы, заложенные Бортнянским, были успешно продолжены впоследствии А.Ф. Львовым, М.И.Глинкой, проработавшим несколько лет капельмейстером хора и хормейстером Г.Я.Ломакиным.

При Н.И.Бахметеве по сути завершилось создание Придворной Певческой Капеллы, которая имела в своем составе большой хор, участвовавший в церковных службах, открытых концертах и оперных спектаклях, музыкальную школу, регентские курсы, оркестр и небольшой концертный зал.

В 1918 году переименована в Петроградскую хоровую Академию, а в 1922 году — в Ленинградскую Государственную Академическую Капеллу (позднее — имени Глинки).

Руководители

  • Бортнянский Дмитрий Степанович (1796 — 1825)
  • Львов Федор Петрович (1826 — 1836)
  • Львов Алексей Федорович (1837 — 1861)
  • Бахметев Николай Иванович (1861 — 1883)
  • Балакирев Милий Алексеевич (1883 — 1894)

Заместители

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич (1883 — 1894)

Инспекторы

  • Толстой Николай Яковлевич (упом. 1826 — упом. 1828)

Использованные материалы

  • Глазунова Н. Н. История Академической Капеллы
  • Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова 1826. Часть 1, с. 19
  • Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова 1828. Часть 1, с. 30

Капеллой в католицизме называют небольшое помещение для молитв, расположенное в частном доме, или домовую церковь, а также отдельное пространство в храме, посвященное одному святому, иконе или церковному празднику.
Латинское слово capella произошло от cappa — «накидка, часть облачения католического священника». Архитектурное сооружение впервые назвали капеллой в 679 году: такое наименование получила молельня меровингских королей в Париже, где хранился плащ святого Мартина Турского — почитаемая католическая реликвия.
Капеллу чаще всего возводили в честь святого, поэтому во Франции, где традиционно почитали множество святых, родилось понятие «венок капелл» — когда внутри собора располагалось сразу несколько молельных помещений.
В капелле не только молились, но и размещали певчих. Поэтому со временем церковные хоры тоже стали называть капеллами. В России XVIII века капеллами были хоры государевых певчих при дворе.
Слово «капелла» часто переводят на русский как «часовня», но это не совсем правильно. В православной часовне, в отличие от капеллы, нельзя совершать литургию — главное христианское богослужение. Кроме того, часовня не может быть интерьерной частью храма.
Самая известная капелла — Сикстинская — расположена в Ватиканском дворце Рима. Она стала знаменитой благодаря росписи потолка, которую создал Микеланджело. В России капеллу можно увидеть в Петергофе — так называется домовая церковь в парке «Александрия». Это действующая православная церковь, построенная для императорской семьи по приказу Николая I в 1833 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *