Приходское консультирование

Г. Р. Коллинз

Пасторское консультирование. является современной и разносторонней формой религиозного попечительства. Обычно предлагаемое священниками, раввинами, капелланами либо другими церковнослужителями, пасторское консультирование пытается соединить методы квалифицированного консультирования с пониманием и применением моральных норм и духовных ценностей религии.

В противоположность термину «религиозное консультирование», которое не ограничено деятельностью христианских пасторов или системами верования Запада, термин «пасторское консультирование» обычно ограничивают пределами помощи, предоставляемой теми церковнослужителями, чья вера основана на иудейско-христианских традициях.

Библия полна примерами мужчин и женщин, посвятивших себя служению Богу, которые вдохновляли, руководили, поддерживали, ставили перед лицом происходящего, утешали, советовали и другими способами помогали людям, испытывавшим нужду. На всем протяжении христианской эры пасторы и др. религиозные деятели были заняты тем, что получило известность как четыре пасторские функции: а) исцеление (возвращение отдельных людей к цельности и руководство ими для того, чтобы они вышли за пределы их прежнего состояния; б) поддержка (помощь страдающим людям переносить боль и быть выше обстоятельств): в) руководство (содействие зашедшим в тупик людям в те моменты, когда они стоят перед трудными решениями); г) примирение (восстановление отношений между людьми и между человеком и Богом).

Современное пасторское консультационное движение началось в 1920 гг. как реакция, с одной стороны, на традиционное теологическое образование, которое уделяло мало внимания практическим и пасторальным моментам, а с другой стороны, на методы психиатрического лечения, в котором религиозные перспективы исцеления занимали очень небольшое место.

Клиническое пасторское образование (Clinical Pastoral Education, СРЕ) развилось в высокоорганизованное движение. Большая часть его работы состоит в обеспечении норм и директив для: подготовки пасторских консультантов; в демонстрации как персоналу больниц, так и теологическим педагогам того, что вовлеченность пасторов в лечение психологических и физиологических болезней вполне уместна; в исследовании способов, которыми могут быть связаны теология и психол. науки; и в демонстрации того, что личностное и духовное развитие семинаристов, по крайней мере, столь же важно, как и интеллектуальный тренинг для служителя.

Пасторские консультанты всех теологических убеждений имеют дело с личностными, социальными, брачными, семейными и религиозными проблемами. Особое внимание в пасторском консультировании уделяется совладанию с имеющимися проблемами, помощи страдающим людям и предоставлению духовного руководства.

Пасторское консультирование происходит не только в церковной обстановке, но также в больничных палатах, тюремных камерах, домах прихожан, пунктах питания для бездомных, военных казармах и в помещениях, снимаемых для гражданской панихиды. Капелланы в больницах и в армии обычно идентифицируют себя как пасторских консультантов, так же поступают капелланы в колледжах и в спортивных командах высшей лиги.

Когда пасторское консультирование стало более популярным, а его эффективность получила большее признание, все больше пасторов стало замечать, что они просто завалены просьбами о консультировании. Для удовлетворения этих потребностей возникло несколько очевидных тенденций внутри пасторского консультационного движения. Они включали растущее общение и взаимодействие между пасторами и специалистами в сфере помогающих профессий; разработка улучшенных программ подготовки в семинариях; стимулирование мирского консультирования в рамках и средствами местного прихода; создание пасторских консультационных центров; рассмотрение способов, которые могли бы содействовать предупреждению проблемы силами церкви или синагоги; возрастающее использование проповедей и небольших учебных групп как способов поддержки психического и духовного здоровья, и разработка фильмов, семинаров и учебных программ, которые могли бы дополнить, заменить или предотвратить необходимость в консультировании.

По благословению

Высокопреосвященнейшего

ВЛАДИМИРА,

Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского

При составлении учебно-методического пособия использовался опыт работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской епархии.

Пособие содержит рекомендации по организации консультативной службы на приходе, практические советы дежурным и материалы изучения различных вопросов, связанных с деятельностью приходской консультативной службы.

В третьей части пособия представлен перечень вопросов, встречающихся в практике приходского консультирования, с ответами на них. При составлении ответов использовались: Библия, Толковый Типикон, Настольная книга для священно-церковно-служителей, литература по основам Православия и пастырские рекомендации.

«Практическое руководство по приходскому консультированию» предназначено для священнослужителей, имеющих желание организовать подобную службу на своих приходах; для мирян, участвующих в работе консультативной службы и проводящих первичные катехизические беседы с вновь пришедшими в Церковь людьми.

С пособием полезно ознакомиться и другим работникам храмов – свечницам, уборщицам, сторожам и смотрителям.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея организации приходского консультирования возникла не случайно. В современных многонаселенных городах мизерное количество небольших православных храмов не способно вместить всех приходящих. Несколько раз в году людской поток многократно превышает обычное число прихожан. Такое бывает на Пасху, на Рождество Христово, в День Святой Троицы, в Крещение Господне при раздаче святой крещенской воды, в Великую Субботу при освящении куличей.

В эти дни к вечеру свечницы изнемогают от бесконечно повторяющихся вопросов: куда поставить свечу о здравии, где канун, где какая икона?.. Вопросы задаются самые разнообразные, но в основном конкретные, жизненные, простые: как подготовиться к крещению, к исповеди, к причастию? Чем католики отличаются от православных? Как пользоваться святой водой? Куда поставить свечу, если сын плохо учится, а куда, если еще и муж пьет, и в семье скандалы? Кто моя небесная покровительница и почему она, как и я, мученица?.. К священнику на исповедь большая очередь, а свечницы и другие работники храма заняты своими прямыми обязанностями, им не до ответов…

Поэтому в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов, по благословению настоятеля храма святого пророка Илии на Пороховых протоиерея Александра Будникова, возникла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совершенствуется в ряде храмов Санкт — Петербургской епархии.

Необходимость появления такой службы вызвана существованием в современной Церкви, так называемой категории захожан – людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни, нецерковных и малоцерковных. Большая часть из них, веруя, тянется к Богу и Церкви. Они знают несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечи, подать записки, взять святую воду или что-либо освятить. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде церковного человека, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница или просто бабушка с прихода, они говорят: «Вы все знаете, скажите, пожалуйста…». Но какой они получают ответ?

Конечно, в наших храмах трудятся и образованные свечницы и уборщицы, но часто можно встретить и «бабушкино богословие», состоящее из обрядоверия, сверхстрогих правил или околоцерковных суеверий.

Довольно часто православных укоряют: сектанты стоят на каждом углу, стучатся в дома, снимают для проповедей стадионы, а где же ваши миссионеры? Главный «катехизатор» в православном храме сегодня – бабушка-уборщица. Она на виду, вот и обрушивается на нее весь шквал вопросов «захожан».

Таким образом, необходимость приходского консультирования возникает почти во всех храмах, находящихся в черте города, особенно в многонаселенных районах. А если такая необходимость существует, почему бы тогда не подготовить для этого общения церковно-образованных и опытных мирян?

При этом наличие или отсутствие в храме установленного дежурства священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедший в храм, решится обратиться к священнику. Консультант может выслушать такого человека, ответить на простые вопросы, а при наличии сложных – посоветовать обратиться к священнику, подсказать в какое время и как это сделать.

Однако важно, чтобы эта служба не воспринималась как новшество. В Церкви всегда было принято давать пояснения для начинающих прихожан. Одни – малоцерковные, спрашивали, а другие, – поопытней, объясняли. А теперь, при таком духовном одичании, вследствие долгого, массового и насильственного отлучения людей от веры и Церкви, необходимость в ответах с пояснениями самая острая. Приходское консультирование, ориентирующее людей в начале их воцерковления, должно стать естественной составляющей многогранной жизни прихода (первоначальной формой приходской катехизации), сферой приложения имеющегося церковного опыта, сил и знаний, полученных прихожанами на занятиях в воскресной школе, на миссионерских, катехизаторских или богословских курсах.

Предлагаемое пособие – это описание опыта организации и работы приходских консультативных служб. Надеемся, что наши читатели не бу­дут к нам слишком строги…

Чтобы просмотреть документ полностью — нужно его .

Также доступен этот документ в формате PDF.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *