Притча о талантах смысл притчи

Нажмите ►ЗДЕСЬ◄, чтобы открыть/закрыть ВСТУПЛЕНИЕ общее для всех притч!

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Притча о талантах Матф.25:13-30

Матф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо , как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…

Сначала определим адресата: это ученики Христа, см. Матф. 24:3

Матф. 24:3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики

Смотрим выше и ищем контекст. Он явно обозначен выше в 13 тексте: ожидание Второго Пришествия Христа. Проанализировав предыдущие тексты, понятно, что данная притча входит в блок притч о Втором Пришествии Иисуса и вместе с ним наступлении Царствия Небесного. Выше Притча о десяти девах Матф. 25:1-12. Перед этим в Матф. 24:42,43 Причта о хозяине и воре. Ранее в Матф. 24:44-51 Притча о верном и благоразумном рабе, которого господин поставил над слугами своими пока не вернется. В каждой этой притче говорится об ожидании Второго Пришествия с Царствием Небесным, см. Матф. 24:42,44, Матф. 25:1,13.

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении)

В предшествующем притче тексте Матф. 25:13, который может быть как началом данной притчи, так и концом предыдущей, есть заданная тематика: ожидание Второго Пришествия Христа. Значит, возможно, это притча иллюстрация на эту тему.

Проверим на предмет других типологий. Посмотрим в этой притчи сравнение: его не видно. Посмотрим ниже, есть ли истолкование. Конкретных слов Иисуса, что Он истолковывает данную притчу, нет.

Делаем вывод, что это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

Как и предыдущие притчи блока, притча о талантах ИЛЛЮСТРИРУЕТ ожидание Христа и последствия, связанные с тем, как люди ждут возвращения Господа. Это видно прямо из текста.

Матф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо , как человек…

У некоторых героев этой притчи есть прообразы, и они прямо указаны в тексте самой притчи. Иллюстрируется, как поступит Иисус, когда вернется. Тут Христос, это человек, который уходит на время, а его рабы, это верующие, которые имеют поручения от Него.

Напомним, что в еврейских притчах в отличии от басен Эзопа и Крылова, прообразы могут быть не у всех героев. Ранее мы говорили, что не у каждого образа в притче Христа может быть прообраз. Некоторые герои или элементы притчи нужны лишь для полноты картины, но ничего конкретного они не обозначают. Цель притчи дать иллюстрацию, чтобы лучше понять какую-то тему, осветить какой-то религиозный вопрос.

А у «таланта» в данной притче есть прообраз? Что такое «талант»? На этот термин есть много вариантов толкования.

Если мы примем, что «талант» это творческий дар свыше, например, красивый певческий голос, то неужели Бог отправит в ад, где «будет плач и скрежет зубов», человека, который не развивал этот творческий талант?! Не слишком ли суровое наказание?

Теперь давайте представим, что талант это деньги, что вполне приемлемо, так как в оригинале данного текста талант обозначает именно денежную единицу. В притче написано, что господин поручает рабам заботу о своем имении, которое выражено в виде талантов. Если талант это материальное имущество, то получается, что Бог дает материальные активы и заставляет их преумножать под страхом ада?! Те, кто занимался бизнесом или игрой на бирже, знают как неимоверно сложно и рискованно вкладывать деньги в бизнес, акции или ценные бумаги. Нередко бизнес-вливания и бизнес-проекты прогорают, поэтому существует термин «предпринимательский риск”. То есть, раба, который не хотел рисковать чужими хозяйскими деньгами, понять вполне можно. Так, неужели, за отсутствия авантюрного характера и предпринимательской жилки его отправили в геенну? Навряд ли…

Более подходит под талант добродетель. Однако, добродетель Господь не может Сам раздавать: кому одну единицу, кому две, а кому пять… Добродетель формируется в человеке на протяжении всей жизни, конечно благодаря Богу, но НЕ без участия самого человека.

Не будем забывать, что господин поручил рабам свое имение. Если говорить о земном имении господина, то в него входит: недвижимое имущество, денежные средства, люди (слуги и рабы), средства производства (мельницы, точила, прессы для отжима масла), поля, виноградники, скот… То есть, талант в данной притче это условный эквивалент определенной части хозяйского имения.

Из притчи иллюстрации понятно, что господин в этой притче иллюстрирует Господа, а его рыбы – последователей Христа… А какое имение у Господа Иисуса на земле, которое Ему дорого, и которое Он может поручить Своим «рабам»? Несомненно, Его имение – это люди – Его дети! То есть Своим рабам – ученикам – Господь поручил заботу о Своих детях — людях! Данное толкование подтверждается следующими за притчей словами Христа в Матф. 25:30-41. В этом отрывке Иисус как раз снова говорит о геенне. В нее пойдут те, кто не проявлял в своей жизни милосердия и не помогал людям – детям Божьим, хотя мог это сделать.

Всё то, что может сделать верующий для Господа и людей, – это и есть его символический «талант». Каждому ученику Христа, покуда Он не вернется на Землю, вверена забота о Божьих детях, как об их духовном, так их физическом и психологическом состоянии.

А количество «талантов» здесь упомянуто лишь как элемент иллюстрации, показывающее, что каждому верующему будет дано своё поручение, кому больше, а кому меньше…

Итак, у элемента притчи «талант» нет четкого прототипа. Исходя из текста притчи, и контекста, которой мы видим в следующем далее обращении Иисуса к ученикам в Матф. 25:30-41, талантом могут быть любые активы, которые Господь дает верующим, исходя из их возможностей «каждому по его силе» (Матф. 25:15):

Таким образом, из притчи явно следует предупреждение: Господь с нас спросит за то, как мы используем доверенные нам Богом материальные ценности (деньги, имущество) и нематериальные ценности (возможности, время):

1) Хорошо, если они идут на дело Бога и благо Его детей (людей),

2) Плохо, если вверенные нам Богом активы, мы не тратим на Бога и Его детей, а значит, «закапываем» их.

Валерий Татаркин

► Толкование на другие притчи Иисуса Христа

Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы — ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею» >>
Теги: Притча о талантах. Комменатрий, БИБЛИЯ
Авторские материалы защищены действующим законодательством.
При использовании указывать автора, название сайта и материала
Valery Tatarkin
E-mail: apologetica-site@mail.ru

Да, дети, Иисус Христос придет судить людей внезапно и каждого из нас спросит, как он жил на земле и много ли сделал добра. Господь сделает так, как тот человек, который, отправляясь в чужую страну, позвал своих рабов и поручил им свое имущество. Одним рабам он дал пять талантов (серебряных монет), другим – два, а некоторым один, каждому по его силе, а сам тотчас отправился в путь. Тот, кто получил пять талантов, использовал их на дело и прибавил к ним еще пять: он купил разного товара, стал торговать и получил от торговли прибыль. Таким же образом получивший два таланта прибавил к ним еще два. А тот раб, у которого был один талант, пошел, выкопал яму и зарыл серебро своего господина. Прошло много времени. Когда приехал хозяин, он потребовал у рабов отчета. Получивший пять талантов принес еще пять и сказал: «Господин, ты мне дал пять талантов, вот еще пять, которые я прибавил к твоим деньгам». «Хорошо, добрый и верный раб. Ты был верен в малом – поставлю тебя над многим; ты очень меня обрадовал», – похвалил его господин. То же сказал и раб, получивший два таланта: «Вот еще два таланта, которые я прибавил к двум твоим». Господин и ему сказал: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен – над многим теперь поставлю. Я доволен тобой». Подошел и раб, получивший один талант, и сказал: «Господин! Я знал тебя, знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал, поэтому, испугавшись, я пошел и зарыл твой талант в землю. Вот тебе твое». Хозяин ответил: «Лукавый и ленивый раб! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Почему же не отдал ты мое серебро купцам? Тогда я получил бы прибыль. Возьмите у него деньги и отдайте имеющему десять талантов. Кто хорошо пользуется тем, что ему дано, тот получит еще больше, а кто не хочет пользоваться данным, у того будет отнято и последнее, что он имеет. А негодного раба отведите в темное место, где люди от мучений плачут и скрипят зубами!»

Как эта притча, дети, о ленивом рабе, зарывшем хозяйские деньги в землю, напоминает нам о ленивых учениках, которые не хотят учиться. У иного и память прекрасная, и способности хорошие, все понимает, о чем говорят учителя, но не хочет ни уроки учить, ни учителя слушать – зарывает свой талант в землю. Помните, дети, что Бог не любит лентяев. Будете лениться – он вас накажет за леность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *