Признаки религии

Для более полного представления о том, что такое религия, необходимо обратиться к вопросу о ее структуре. Выявить структуру какого-либо предмета или явления — значит определить, из каких элементов состоит этот предмет и как эти элементы между собой взаимосвязаны.

Основными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Основым, определяющим элементом религии является религиозное сознание.

Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах.

Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.

Религиозная вера

Центральным, объединяющим элементом религиозного сознания является религиозная вера.

Вера — это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида. Когда ситуация изменяется и появляется дополнительная информация о ложности или истинности предмета веры, вера может исчезнуть или укрепиться. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, стимулом решимости и активности людей.

Религиозная вера отличается рядом существенных особенностей. Она предполагает существование гипостазированных обьектов (Бог, ангелы, черти), возможность общения с этими объектами, возможность наступления мифологических событий, реальность событий, символом которых являются религиозные действия, сверхъестественную силу авторитетов (служителей культа, учителей, святых, пророков и т.д.).

В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.

На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию. Религиозное сознание является основным элементом религии. Все остальные элементы по форме и по содержанию зависят от него.

Будучи атеистом, Я решил опубликовать в своем блоге свои мысли о религиях, богах, о том, как появлялась религия и для чего. Вообще, в последнее время, часто встает вопрос религии в политике(!) и мне это не особо нравится, поэтому и решил высказаться… Итак, религия, как метод эффективного управления социумом во время их формирования дошла и до XXI века — правильно ли это?
В этой статье Я не буду оскорблять чувства верующих, однако верующие все равно оскорбятся уже тем, что Я отрицаю существование богов. Поэтому прошу Вас, если Вы ярый верующий, со слабой психикой — не читайте этот пост, иначе Вы можете начать думать рационально. 😉
Религия была создана для управление становившегося когда-то социума, как система противодействия стадным инстинктам и балансировки межполовых отношений. Небольшое отступление о ее появлении:
Представим себе на минуту, что все люди вокруг нас ведут себя, как будто нет власти. Нет ни морали, ни законов, ни полиции, ничего, нейтрализующего животные инстинкты. Все только и делают, что грабят друг друга, воруют и убивают. Представили, что будет? Общество тут же распадется на небольшие банды, в которых власть сконцентрирована в руках вожака. То есть на структуры, аналогичные первобытному стаду. Для того чтобы этого не произошло, религия и дает людям заповеди «не убий, не укради». То есть создает психологический барьер, не позволяющий убивать и красть. Чистый правовой запрет в отсутствие в пределах прямой видимости полицейского работать просто не будет. Кроме того, у полицейского работает тот же самый инстинкт «укради» и нет сильной врожденной морали.
Иная ситуация, если животные стадные инстинкты нейтрализованы. Тогда усилия каждого человека оказываются направлены не на вредный для социума путь – отъем ресурсов друг у друга, а на полезный – создание ресурсов и отъем их у окружающей среды. Это делает социум гораздо эффективнее и жизнеспособнее (многочисленнее, cильнее и богаче). Поэтому ни один социум в мире еще не смог полноценно развиваться без религии. Он просто-напросто не выдерживал конкуренции с соседями, у которых религия была.
У религии, кроме компенсации вредных инстинктов, в те далекие времена была еще одна крайне важная функция – поддержка иерархической структуры. Как вы думаете, сколько человек один вожак лично способен контролировать, удержать своей властью? За сколькими уследить лично? Ответ: около двух десятков. Таков максимальный размер стада или примитивного племени. Такова численность пехотного взвода в наши дни. Если очень сильный вожак – пусть будет вдвое больше, но все равно это очень немного. Иначе придется только тем и заниматься, что драться с другими сильными самцами, претендующими на место вожака. Но сила социума – в его численности. Как быть? А очень просто! Достаточно минимальной религии и культурной традиции, поддерживаемых шаманом и старейшинами, чтобы стадо превратилось в племя и выросло до полутора сотен. Такова численность племен. И такова же численность современной пехотной роты, иерархия которой поддерживается, кроме командира роты, еще и командирами взводов, и комиссаром (капелланом, замполитом или армейским психологом, неважно как назвать – суть одна). Но как увеличить социум еще больше? Религия и тут пришла на выручку. Вождь договаривался с шаманом и объявлял себя наместником, а то и сыном бога. Таким образом, его ранг в иерархии поднимался вообще на недостижимую высоту. Все это мероприятие сопровождалось всякими шаманскими фокусами и внушало суеверный ужас соплеменникам. Одно дело конфликтовать просто с самым сильным воином, другое – с сыном бога. Авторитет вождя становился незыблемым. А племя получало шанс значительно увеличиться. Ни много, ни мало — на два порядка.
Таким образом, благодаря страху перед всевидящим и могущественным супердоминантом удалось ввести эффективную систему табу – запретов на какие-либо действия, противоречащие нуждам социума. Сделать пакость можно тайно от вождя. Но не скроешься от всевидящего ока божества. И наказание неминуемо настигнет преступника. Этот страх сверхъестественной неотвратимости наказания позволил ввести искусственную мораль в повседневнюю жизнь социума. Нужен был не простой смертный вождь, которого легко убить, а некий неуязвимый бессмертный всевидящий и всемогущий супервождь. И этот супервождь — появился. И занял высшее место в иерархии социума – прямо над смертным вождем. Бог или боги во главе с верховным богом. Так родился величайший компенсационный механизм, призванный нейтрализовывать животные инстинкты людей – религия и культурная традиция.
Именно поэтому существует несколько религий и это первая абсурдность существования богов, так как каждый социум придумывал что-то свое для управления увеличивающегося социума. Примерами удачного внедрения механизмов религии являются Древняя Греция и Древний Египет. Но что сейчас? В Греции, в данный момент, господствующей религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. А в Египте господствует Ислам, хотя раньше было христианство, а еще раньше… Почему же произошли смены религий? Властям так было удобней, плюс эти религии выглядели правдопобней тех, что у них были, так же они были куда совершенней имеющихся и позволяли более эффективно управлять государством, а так же это позволило объединятся с другими государствами. Однако, не могу не признать, что смена религии в Египте была произведена насильно. Хотя лично мне больше импонируют религии именно древней Греции и древнего Египта — что тогда у них были сказки, что сейчас у нас сказки, просто раньше они были интереснее. 😉 Однако, хотелось бы отметить, что в Древней Греции, не смотря на всю их религиозность и мифологию, очень хорошо развивалась наука. В Древнем Египте, в свою очередь отлично развивалась письменность и архитектура. В общем смена произошла по одной простой причине — христианство и ислам более совершенные религии и позволяют эффективнее управлять социумом и государством. Однако, повторюсь — Ислам был навязан в Египте. Вообще Ислам в 90% случаях силой навязан государствам, как последствие завоевания того, или иного государства.
Собственно не стоит забывать так же о крестовых походах, которые действовали «по слову божьему». Неплохое оправдание массовых убийств и захвату целых государств, не так ли?
А вот это еще одна абсурдность религий и существования богов — одна религия приходит на смену другой. Довольно странно, не так ли? Люди свято верили в Зевса и Аида с Амон-ра и Осирисом, а через какое-то время (да промежуток не малый, но тем не менее) уже верят в Иисуса и Аллаха. Мне интересно мнение верующих: что если на смену нынешних религий придет более совершенная? Какова будет ваша реакция? Думаю она будет следующей: сначала верующие будут, брезжа слюной, отрицать ту новую, более совершенную, религию. Через несколько веков они ее примут, если ее будут правильно внедрять. Это будет очередная эпоха человечества, если раньше мы не уничтожим друг друга.
Я не хочу сказать, что это и есть доказательство несуществования богов, но это доказывает, что религия была создана человечеством. Правда, первый вариант тут как раз и подразумевается. Какие еще могут быть вопросы?
Однако Я считаю, что сейчас, в 21 веке, человечество более не нуждается в религии. Мы уже прошли этот этап эволюции — власти могут управлять государствами не прибегая к религии, которая тормозит прогресс. Можно конечно попробовать перейти на другую, более совершенную религию, которая не будет утверждать, что космические корабли разобьются о небесвод и т.п., вроде пастафарианства, но лучше вообще отказаться от религии и заняться техническим прогрессом, а не тратить века на внедрение очередного бреда, выдуманного человечеством. Да и вообще, с той властью, что царит в СНГ мы в техническом прогрессе не преуспеем, но основная проблема — религия, а уже потом стоит заняться реконструкцией нынешнего правительства. Сейчас, правда, власть и религия очень тесно связаны, чего быть не должно. Одни обворовывают страны, пока другие отвлекают вероисповеданием.
Так что, если вкратце ответить на вопрос, что Я думаю о религии, то можно сказать, что она была создана человечеством, а значит боги были выдуманы, что Зевс, что Осирис, что Аллах, что Бог, что сын его — Иисус, для эффективного управления социумом. И Я думаю, что человечество должно отказаться от религий, правда не уверен, что все это переживут, ибо приматов на Земле очень много, но это очень улучшит развитие науки и технического прогресса. Ну или, по крайней мере, не стоит так зацикливаться на ней — она должна быть подавлена техническим прогрессом.
P.S. Уважаемые верующие, если Я оскорбил Ваши чувства, то пожалуйста — проходите просто мимо. Я знаю, что Вы уже хотите сжечь меня на костре, но давайте обойдемся без этого. Вы этим только доказываете лишний раз, что преследуете средневековые методы расправы над всеми, кто умеет думать о том, о чем Вы подумать боитесь или просто не в состоянии.
P.P.S. После смерти Я попаду… в гроб и буду разлагаться, а не то, что Вы подумали…

9.6. Религия

Одна из древнейших форм общественного сознания – религия. Религия и философия образуют мировоззренческую основу общества, что и определяет их важную роль в жизни общества. Содержание религии как социального явления включает в себя три элемента: религиозное сознание (религиозные чувства, представления, идеи); религиозные культы и религиозная обрядность; религиозные организации (церковь).

Сущность религиозного сознания – иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

Религия вырастает из мифологии. В ранних формах религии происходит обожествление природных сил, растений, животных. В истории религии обычно сначала был политеизм (вера в нескольких богов), затем монотеизм (единобожие). Переход к монотеизму был характерен в ту историческую эпоху, когда образовались крупные монархии; вместо многих культов, характерных для союзов племен и ранних государств, создается культ единого, всемогущего Бога, на которого переносятся признаки других богов.

Религиозное сознание начиналось с проблем, вызванных природными явлениями, затем на первый план постепенно выдвигаются проблемы, вызванные социальной жизнью. Религиозное сознание проявляется в выполнении религиозного культа – поклонения Богу, исполнении обрядов (молитва, ритуал крещения и др.).

Поскольку у всех народов есть религия, следовательно, есть какая-то потребность, какие-то социально-психологические интересы, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами религии. Дело в том, что посредством определенных обрядовых действий и запретов верующие стремятся получить помощь от Бога. Тысячелетиями в сознании людей внедряется идея, что без веры в Бога не может быть нравственности, что источник морали – Бог. В христианстве нравственным идеалом является образ Христа.

Объединение верующих для совместного выполнения религиозного культа приводит к возникновению третьего элемента религии – религиозной организации верующих, церкви, во главе которой стоят священнослужители. Церковь – общественный институт, при помощи которого поддерживается религиозный культ, распространяется религиозная вера и объединяются сторонники той или иной религии.

На теоретическом уровне религиозного сознания – теология и религиозно-идеалистическая философия. Центральная проблема здесь – доказательство существования Бога.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

9.6. Религия

9.6. Религия Одна из древнейших форм общественного сознания – религия. Религия и философия образуют мировоззренческую основу общества, что и определяет их важную роль в жизни общества. Содержание религии как социального явления включает в себя три элемента: религиозное

Религия

Религия Если бы я верил в Бога, моему самодовольству не было бы предела: я бы гулял по улицам совершенно голым…Святые столько раз прибегали к остроумной непринужденности парадокса, что их просто невозможно не цитировать в салонах.При такой обуревающей человека

IX. РЕЛИГИЯ

IX. РЕЛИГИЯ Мы видели, как физические явления первыми привлекали внимание и персонифицировались. Обожествление явлений природы имело пагубное влияние на религиозную мысль и практику. Мир становится населенным богами, обладающими человеческим чувством справедливости и

D. Религия

D. Религия «В этой общности» (именно с другими людьми) «Я усматриваю не что иное, как умножение Своей силы и Я сохраняю её лишь до тех пор, пока она является Моей умноженной силой» (стр. 416).»Я не унижаюсь ни перед какой силой и познаю, что все силы являются лишь Моей силой и что

60. Религия

60. Религия Слово «религия» имеет много значений и длинную историю.Первоначально оно было связано с определенными обрядами, унаследованными из далекого прошлого, которые когда-то выполняли с некоторой, давно уже забытой, целью. Время от времени они соединялись с разными

D. Религия «В этой общности» (именно с другими людьми) «Я усматриваю не что иное, как умножение Своей силы и Я сохраняю ее лишь до тех пор, пока она является Моей умноженной силой» (стр. 416). «Я не унижаюсь ни перед какой силой и познаю, что все силы являются лишь Моей силой и

II. Религия

II. Религия § 207Религия дает выражение (Darstellung) абсолютного духа не только для созерцания и представления, но и {207}для мысли и познания. Главное назначение религии состоит в том, чтобы возвысить индивида до мысли о боге, создать его единение с богом и уверить индивида в этом

7. Миф и религия

7. Миф и религия Быть может, еще важнее уточнения, которые мы должны теперь внести в наше утверждение, что миф не есть специально религиозное создание. Миф, действительно, не есть специально религиозная форма, но почему-то мы говорим же о чуде, да еще видим в чуде встречу

Религия Любой социальный феномен рано или поздно устаревает. Отмерла мифология, мистерии инициации и посвящения, отмирают специфические отношения между поколениями, когда «младшие» беспрекословно подчиняются мнению «старших», нет теперь «классов», теряется смысл

195. РЕЛИГИЯ

195. РЕЛИГИЯ Старые религиозные концепции можно преодолеть лишь новыми: иррелигиозность тут не помогает.Ауэрбах — (Цит. по:) Л. Гейгер, Немецкая литература и евреиРелигия не есть ни теология, ни ритуал. Ни даже этика. Религия — это душевное состояние, в котором смешаны стыд

РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ «Таким образом, религия есть нечто, что не может быть выражено словами; религия не может быть измерена мыслью…» Мы уже говорили, что сегодняшним вечером мы будем беседовать о религии и о медитации. Они представляют собой на самом деле весьма сложную проблему,

Из материала предыдущих тем достаточно однозначно вытекает то, что корни религии уходят в определенные состояния, представление и содержание сознания. Вне сферы собственно человеческого бытия, обозначенного осознанием и разумностью, мы нигде не сталкиваемся с явлениями, которые хотя бы отдаленно напоминали религию. Понятие религиозного опыта, из которого вырастают религии, предусматривает расслоение действительности на обычную и выше, однако последнюю — высшее, священную, единственно истинную действительность может фиксировать лишь человеческое сознание, а для чувственного прямого восприятия она или не является доступной, или же возникает необычным, непостижимой. Таким образом, сознание — это исходная основа религии. Религиозное сознание – это совокупность образов, представлений, чувств и переживаний, которые имеют своим предметом священное, выше и истинное бытие (или же чудесное) и такие, которые направлены к указанных предметов.

Изучая предыдущие темы, мы неоднократно убеждались в сложности религии; эта сложность распространяется и на религиозное сознание, что выражается, в частности, в ее структуре. Под структурой религиозного сознания понимают устойчивую совокупность необходимых элементов ее содержания вместе с определенными стабильными связями между ними. В смысле религиозного сознания и ее предметном направлении выделяются прежде всего особые сроки, подавляющая часть которых присуща именно религиозной мировосприятию и за его пределами может почти нигде не использоваться. Все религиозные термины можно условно разделить на: а) те, что касаются проявлений священного в реальном, физическом мире («откровения”, «чудо”, «икона”, «храм”, «реликвия”, «священник” и т.п.); б) те, которые выражают саму сущность священного, истинного, первого бытия («Божество”, «дух”, «Троица”, «всемогущество”, «Создатель” и др.); в) те, обозначающих черты связи земного и священного («причастность”, «благодать”, «созидание”, «откровение”; «определение”, «кара”, «страх божий”, «грех”, «литургия” и др.). В том случае, когда речь идет не о сроках (то есть — не о языке), а о неких другие носители религиозного сознания, такие, как «образы” (изображения, иконы), религиозные действия (ритуалы), реликвии (священные предметы), здания или специально обозначенные места, их религиозное значение, а также особые свойства и функции все равно передается словами. Итак, в религиозном сознании решающее место принадлежит религиозной терминологии. Кроме нее в структуре религиозного сознания выделяют: а) ее уровне и — б) ее состояния.

Религиозная терминология может возникать достаточно ощутимым симптомом того, которого уровня достигает религиозное сознание в ее конкретных носителей. Как и в духовной жизни общества в религиозном сознании проводят различие прежде всего между ее обыденным и теоретическим уровнями. Обыденный уровень религиозного сознания формируется в процессе повседневной жизни по мере приобщения человека к жизни религиозных общин, в определенных религиозных и культурно-исторических традиций, к участию в религиозных обрядах и представлениях. Как правило, на уровне будничной религиозного сознания не выделяют и не формулируют каких фундаментальных мировоззренческих проблем, а, главное, даже в случае обращения к ним для их осмысления и обоснования не привлекаются точные сроки, логично и фактологически взвешенные аргументы, глубокие знания исходных положений религиозных источников, исторических традиций, религиозных события и др. Через это в будничной религиозном сознании фигурируют верования, образы, представления, стереотипы, ситуативные примеры, настроения, иллюзии, определенные психологические установки и даже определенные предрассудки. Характерной особенностью их функционирования является непосредственность их принятия, их слияние с жизненными действиями и ситуациями, консервативное к ним отношение. Через это религиозные представления обычного сознания часто возникают жесткими, застывшими, такими, что иногда даже не подлежат обсуждению. Их трудно изменить, но если возникает ситуация их очевидного расхождения с действительностью, они так же ситуативно могут отбрасываться (вспомним, как отметались религиозные убеждения во время введения советского образа жизни).

Для обыденного уровня религиозного сознания характерны:

  • наглядно-образная форма представления ее содержания;
  • слияние ее содержания с определенными ситуациями жизни, переживаниями, эмоциями, привычками и обычаями.

Религиозный человек, если она находится на обыденном уровне религиозного сознания, довольно упрямо может придерживаться именно такого способа действий (или жизни), но при этом часто она не может объяснить, почему это должно быть именно так.

На теоретическом уровне религиозное сознание представлена прежде всего богословскими исследованиями (которые на сегодняшний день есть достаточно подробный и разветвленными). Здесь фигурируют не только и не столько образы и представления, сколько догматы (неизменные, неоспоримые положения), идеиположение священных текстов, факты религиозной или церковной истории, взвешенная терминология, точно устоявшиеся способы обработки религиозных священных текстов (в христианстве такие способы называются правилами экзегетики — толкование Священного Писания). На теоретическом уровне религиозного сознания используются умственные или логические доказательства, аргументация со ссылками на точно фиксированные факты, формируются убеждения, доводятся и обосновываются определенные принципы веры, ее преимущества над знанием и человеческой мудростью. Средоточием теоретического уровня религиозного сознания в большинстве случаев в развитых религиях встает богословие (на греческом языке — теология). Богословие — это теоретическая составляющая религии. Ее основная задача заключается в согласовании между собой самых первых религиозных заповедей и догматов, в их благоустройстве, прояснении и в определенной степени — обосновании. Однако теология не ставит и не может ставить под малейшее сомнение их содержание, неоспоримое истинность и значимость.

Следует обратить внимание и на то, что на теоретическом уровне также могут быть разные ступени проникновение в глубины религиозных догматов, образов и представлений Первый степень можно назвать уровнем религиозной богословской осведомленности (знания о религиозной культовой практики, ведущих догматов и их связей между собой и др.), а второй — концептуальным уровнем, когда ведущие религиозные положения являются полными глубокого смысла, что его нельзя отделить от жизненных ситуаций и положений Святых писаний. Например, в заявлениях некоторых теологов (таких, как М.Маймонід — 1135-1204 гг.) ветхозаветные пророки подаются как выдающиеся философы, а каждое их утверждения рассматривается таким, что содержит элементы высших божественных истин. На концептуальном уровне специально разрабатываются, осмысливаются и обосновываются идейные основы определенной религии, систематизируются ее догматы, разрабатывается система аргументов относительно ее преимуществ, приходится целесообразность определенных праздников, культовых действий, обрядов. Здесь также проводятся исследования, упорядочение и систематизация фактов церковной истории, комментируется агіографія (жизненные истории святых и праведников определенной религии).

Следует сказать, что оба уровне религиозного сознания связаны между собой, то есть они не существуют отдельно друг от друга. Более того, на обоих этих уровнях ведущими источниками религиозности остаются не умственные построения, а чувства, прозрівання, озарение. Поэтому в структуре религиозного сознания, как уже было сказано, решающую роль играют религиозные чувства, характерной особенностью которых является прямое принятия определенных положений или слияния с их содержанием. На первом плане здесь стоит чувство причастности человека к священному (или просто чувство священного). Религиозные чувства и эмоции разделяют на побудительные, положительные и отрицательные, ограничительные. Побудительные чувства — благочестие, страх Божий, вдохновение. Положительные чувства — это любовь, надежда, радость, торжество, увлечения. Отрицательные религиозные чувства — это отвращение, ужас, раскаяние, гнев, смирение.

Единство религиозных чувств выражается в ведущих религиозных состояниях, среди которых на первом плане находятся:

  • важнейший для религиозного отношения к действительности состояние веры; религиозная вера предполагает синтез почти всех возможных человеческих чувств — любви, надежды, страха, гнева, радости, подъема и др.;
  • осяяня (озарение) — восприятие самых первых и важных для жизни истин в мгновенном поимке, которое напоминает вспышка света;
  • прозрівання — это озарение, направлено или на мгновенное схватывания основ чего, или на будущее;
  • видение — такие психологические состояния религиозного человека, в которых она вступает в прямой контакт с высшими силами или существами; при том все это происходит в ясном состоянии восприятия, хотя и противоречит привычному течению событий;
  • экстаз (или транс) — выход за пределы привычного состояния сознания, что сопровождается существенной интенсификацией (сгущением, концентрацией) ощущений, переживаний, эмоций; как правило, в экстазе человек достигает каких невозможных за обычай открытий, истин; экстаз сопровождается ощущением надповноти и надцілісності переживаний и прозрівань;
  • экзальтация — такое повышен чувствительно, остро эмоциональное отношение к явлениям религии, ее содержания или обрядов, которое предусматривает чрезвычайное подъем, обострение чувств, потерю адекватного восприятия реальной действительности; экзальтация как правило сопровождается нервным возбуждением как положительного, так и отрицательного направления;
  • фанатизм (религиозный) — состояние полного, достоверного и слепого настаивание на однозначности религиозных требований и догматов, которых человек придерживается.

Остановимся специально на очерчивании феномена веры, поскольку он является решающим для религиозного сознания. Когда речь идет о вере как состояние человеческого сознания, то следует отметить, что вне верой невозможно нормальное функционирование сознания вообще. Вера выражает прямое, непосредственное принятие чего в качестве оправданного, неоспоримого или истинного. Вера есть там, где существует прямое внутрижиттєве отношение. Если же мы от чего требуем дополнительных умственных или иным подкреплений, гарантий, доводок, то скорее всего мы не верим. Все такого рода подкрепление порождаются не верой, а сомнения, что является состоянием, противоположным вере. Если вера характеризуется полнотой принятия, то сомнение есть там, где нам как раз полноты не хватает. Через это вера предполагает существование в нашем сознании так называемого «дефицита информации”: она вступает в свои права тогда, когда наши знания на чем останавливаются или обрываются, и ситуация принимается как завершена, удлиненная в будущее без изменений или дополнений. Еще самые первые христианские мыслители справедливо отмечали, что без веры невозможна человеческая жизнедеятельность: когда мы бросаем в землю семена, мы верим в то, что они пойдут в рост, когда идем к врачу — верим его знаниям и мастерству, когда отдаем ребенка на обучение — верим учитель. То же самое происходит и в человеческих рассуждениях: когда мы мысленно направляем мнение в определенном направлении, мы никогда не знаем всего, всех тех обстоятельств, которые касаются предмета нашего рассуждения. Однако мы верим, что рассуждения оправдано. Когда мы нечто осмысливаем, мы привлекаем в такое осмысление целый массив знаний, которые мы не получали сами: мы верим ученым, исследователям, так же, как и в жизненных поступках — другим людям.

Однако религиозная вера не является простой жизненной верой, поскольку она касается важнейшего для человека — его жизни и смерти, ее нравственности и смысла его жизни. Через это исследователи различают, прежде всего, веру религиозную и нерелігійну, а, во-вторых, веру частичную (в некое конкретное утверждение или некоему конкретному человеку) и веру стратегическую, общую веру в человечество, в справедливость и др.). Следует понять, что вера не является невежеством и не предусматривает отказа от знания. Более того, нельзя верить, не зная, во что же мы верим, то есть, нельзя быть христианином, ничего не зная о Христе, или буддистом, не ведая того, кто есть Будда. Однако вера так же не является знанием: знания касаются предмета веры а не состояния веры. Но ради того, чтобы появилась вера, эти знания должны быть либо неполными, или в чем принципиально невозможными. В апостольских посланиях христианская вера подается как «обличення (предоставление лицо) вещей невидимых”. Религиозная вера подразумевает то, что основное, самое первое и самое важное для человека не может быть приобретенным ею через знания, но только через веру. Фактически это значит, что человек должен в первых вопросах жизни действовать от себя, а не за некими проверенными и подтвержденными алгоритмами, изобретенным через опыт или науку. Далее это значит, что то, что касается хода природных — материально-физических вещей, не исчерпывает и не покрывает собой человеческого назначения и человеческого образа пребывания в мире. Священные религиозные тексты должны наставить человека на осмысление того, почему именно это так. В них самые первые силы и основы мира подаются, как правило, как позаматеріальні, такие, что не подлежат обычном наблюдению. Итак, стратегическая вера — это вера, которая направлена на самые основы человеческого бытия, а религиозный характер показывает, что речь идет о несколько, принципиально позаматеріальне, но прежде всего по сути.

Вера, как уже было сказано, предполагает единство элемента знания, осведомленности с чувствами (надеждой, чувством священного). Но, кроме того, она включает в себя и волевой элемент: умение держать внимание и внутреннюю сосредоточенность на предмете веры, умение верующего человека быть внутренне непоколебимой. До определенной степени вера предполагает и единство чувства и воли с убеждением. Убеждения отличаются от веры тем, что их можно и даже нужно доказывать, опирать на определенные принципы, руководящие указания. По содержанию убеждение — это совокупность оправданных принципов, касающихся опыта согласований определенных знаний и рассуждений с реальным состоянием дел. Вера же в этом смысле стоит выше опыта, потому что принципиально выходит за его пределы. Вера, как и разум, предусматривает и предполагает существование человеческой свободы. Поэтому, по большому счету, прав был Климент Александрийский, когда говорил о том, что ума боится лишь слабая вера. Он же утверждал, что, если вера не нуждалась бы ума, то лучшими верующими были бы животные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *