Про Николая чудотворца

Православные верующие отмечают 19 декабря День памяти святителя Николая Чудотворца. В народе этот праздник называется Никола Зимний.

Как сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии, в канун торжества, 18 декабря, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возглавил праздничное вечернее богослужение в итальянском городе Бари, в котром пребывают мощи святителя. Всенощное бдение прошло в нижнем приделе храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского.

День памяти святителя Николая — один из главных праздников для православных. Чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий и является одним из самых почитаемых святых.

В году есть несколько праздненств в честь святого Николая: день перенесения мощей Святителя Николая в город Бари (22 мая), день рождения Николая Чудотворца (11 августа) и день памяти или преставления Николая Чудотворца — 19 декабря.

Именно 19 декабря проводятся самые торжественные богослужения, литургия и молебен, а накануне вечером совершаются всенощные бдения.

Отметим, что на Среднем Урале частицы мощей Николая Чудотворца есть в Свято-Николаевском мужском монастыре в Верхотурье, а также в Храме-на-Крови и в Ново-Тихвинском монастыре в Екатеринбурге. Всего же в Свердловской области насчитывается 12 храмов канонической архитектуры, названных в честь Николая Чудотворца.

Подробнее о том, почему именно 19 декабря является одним их самых значимых праздников в православии и почему этого святого считают прообразом Санта-Клауса — читайте в материале «Областной газеты».

22 мая православные верующие отмечают День памяти святителя Николая Чудотворца. На Руси у этого праздника было народное название Никола летний, поскольку были еще два праздника, посвященных памяти этого святого – Никола зимний и Никола осенний. Не правда ли, теплые и совсем не торжественные названия? Таким было и почитание святого: как батюшки-заступника, который совсем не строго, а скорее, участливо взирает с икон. Образ святителя Николая был в каждом доме, наряду с иконами Богородицы и самого Иисуса Христа. И сейчас в каждом храме и в каждой православной семье его икона тоже обязательно есть.

О чем молятся Николаю Угоднику?

Фото: Ковалев Петр/ТАСС

  • О путешествующих. На всех дорожных иконках для водителей обязательно есть образ Николая Чудотворца с коротенькой молитвой на обратной стороне. Дальнобойщики, просто водители, железнодорожники и прочие путешественники обращаются за заступничеством в пути именно к нему.
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни.
  • О защите и даровании помощи в море. В жизнеописании святителя Николая есть рассказ о том, как по его молитвам прекратился шторм и были спасены корабли на море. Поэтому к нему обращаются, как к своему защитнику, мореплаватели, рыбаки и все, чья деятельность связана с морем и реками.
  • О защите от природных стихий и избавлении от разных напастей.
  • Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях. В жизнеописания святителя множество эпизодов, когда он помогал бедным и устраивал жизнь тех, за кого некому было заступиться.
  • О защите от врагов и от людской злобы.
  • Об обретении мира, в том числе мира в душе.
  • Об излечении от тяжелых недугов.

Почему этот святой так почитаем?

Исторически так сложилось, что Николай Чудотворец стал самым почитаемым в нашей стране святым, третьим по важности и значимости, после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. О том, почему святой оказался так почитаем в народе, рассказал в интервью «МИР 24» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по церковному искусству Александр Копировский.

— Александр Михайлович, образ святителя Николая кажется почти сказочным и очень домашним. Как будто речь идет не о греческом епископе, жившим в IV веке, а о добром дедушке из соседнего села. Как к этому следует относиться?

Александр Копировский: Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком удивительным по простоте. Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что, а замуж их никто не берет. И вот он, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трёх вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. И когда император не внимает этому слову, святитель Николай сам оказывается не месте казни и останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета.

Множество подобных историй запечатлены в житийных клеймах икон святителя Николая. Есть совсем уж фольклорная, но очень хорошая история о том, как они вместе с другим святым Иоанном Кассианом после своей земной кончины ходили по земле и увидели, как у какого-то человека завязла в грязи лошадь с телегой. Они захотели ему помочь, но Кассиан убоялся, что будут запачканы его белоснежные ризы, одежды, а святитель Николай смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. И вот в народе с удовольствием говорят: поэтому Николаю несколько праздников в году, а Кассиану – раз в четыре года, 29 февраля».

Все эти утешительные, умилительные рассказы говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, который сложился в житии святителя Николая, это образ человека живого, находящегося в гуще жизни. Человека, для которого евангельский идеал – не умозрительная доктрина, а то, что он воплощает в конкретных жизненных ситуациях.

Замечательно, что в этом хотят видеть не просто образ христианина, но и, конечно, образ епископа. Епископ – не князь церкви, не церковный владыка по образу светскому. Это человек, который и силой своего духа, и какими-то особыми дарами от Бога, и просто ревностью, открытостью и чистотой веры оказывается в центре событий и может быть помощником.

Фото: Википедия

— Верно ли, что в поклонении Николаю Угоднику на Руси в старину были даже перегибы?

А.К.: Да, в почитании святителя Николая были перегибы, когда народ, не будучи просвещен, начинал воспринимать его на уровне Богоматери и даже Христа.

На севере, пусть редко, но можно встретить даже особый ряд икон в иконостасе, где святые в молении обращены к Христу, где место Христа в центре занимает святитель Николай, а все остальные святые обращаются к нему.

Но на это не надо смотреть слишком строго, это проявление народной непросвещенной веры, этих людей никто не просвещал, и это понятно. С другой стороны, им хотелось видеть такого яркого, глубокого и одновременно простого человека таким центром для подражания: видимо, это было то, чего в окружающей жизни не очень хватало.

— Когда началось почитание святителя Николая?

А.К.: Исторически жизнь святителя Николая относят к IV веку, к эпохе первых вселенских соборов, прежде всего I Вселенского собора 325 года. Почитание святителя Николая развилось после перемещения его мощей в XI веке из малазийского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. Ни для кого не секрет, что переносили эти мощи не торжественно, как, скажем, мощи Александра Невского из Владимира в Петербург, которые сам царь нес на плечах, сопровождаемый громадным крестным ходом. Мощи святителя Николая увозили тайно, спасая их от иноверцев, от мусульман. Но даже такое, исторически совсем не триумфальное событие способствовало развитию почитания этого святого в христианском мире. Это почитание актуализировало многие евангельские смыслы, которые нужно было проповедовать не в виде лекций или текстов, а именно через образ человека.

— В его тропаре поется, что святитель Николай – «правило веры», «образ кротости» и «учитель воздержания». Как это понять?

А.К.: Эти три качества позволяют многое понять о христианской вере и жизни, многому научиться. Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная. Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, как о слепой вере. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в богословии, его четких, не расплывчатых формулировках.

Фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС

При этом он считается и «образом кротости».

Иногда думают, что кротость – это что-то такое очень сладкое и слабое. Но не надо излишней сентиментальности! Кроткий человек – это человек чистого, ясного, открытого духа. В этом святитель Николай похож на Христа, сказавшего: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Не будем забывать, что кротость Христа не мешала Ему в каких-то случаях проявлять достаточную твердость и даже гнев.

Что значит «учитель воздержания»? Это не значит, что святитель Николай – такой аскет, умерщвляющий плоть, не спящий, не едящий и так далее.

Его пример показывает, что воздержание не сводится к еде и сну, но учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе не плохо, но чего делать не надо, а значит, как избирать главное.

В духовной жизни очень важно оказываться вовремя в нужном месте, а для этого нужно целостно двигаться вперед, не растрачиваться. В этом отношении интересен рассказ о его избрании епископом. Как тогда часто бывало, епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбирать. В конце концов, поскольку не было согласия, кто лучше, кто хуже, решили избрать того, кто придет раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех. Ведь это тоже воздержание: не опаздывать в храм, не приходить позже, а приходить гораздо раньше, и не с какой-то дисциплинарной целью, а потому что сердце туда влечет. И это оказалось достаточным, чтобы весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек. Не властный, не самый яркий, не самый умный, не самый образованный (не самый – не значит, что вообще не умный и не образованный), но человек, который так радеет о богослужении. Не об организации служб, а просто о том, чтобы быть с Богом.

— Сейчас некоторые исследователи сомневаются в том, что историческая личность и образ святого, которого почитает народ – это нечто единое. Как быть с этим?

А.К.: В христианском мире мнение по поводу историчности святителя Николая разделились. Западный мир пришел к выводу, что исторических свидетельств о нем слишком мало, чтобы принимать все, что сложилось за века в народном почитании. Многие видят в нем собирательный христианский образ, а не конкретного человека. Считают, что даже если в основе этого образа и был конкретный человек, то очень многое к нему как бы приписали, приложили.

Для нашей жизни вопрос о его историчности не самый существенный. Главное – надо больше открывать Евангелие, чтобы увидеть, что истоки почитания святителя Николая – в образе и жизни Христа.

Когда мы размышляем об образе Святителя Николая, я думаю, больше надо всматриваться в его иконы, чем в различные списки и тексты его жития. Примечательно, что в иконах он узнаваем сразу, легко, хотя сами эти иконы невероятно разнообразны. В Третьяковской галерее есть потрясающий образ конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде: это такой мудрец с огромным лбом. Есть удивительно простые, кроткие, даже немножко улыбающиеся лики, а есть более строгие; есть где у него больше седины, есть где меньше. Я думаю, что это молчаливое общение с ликом позволит даже больше узнать первообраз, чем многочисленные тексты.

Биография Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо чтимый и прославляемый в православном мире святой, покровитель путешественников, мореплавателей, несправедливо осужденных и сирот, а также всех людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. При искреннем прошении он всегда быстро откликался и приходил на помощь нуждающимся, получив за это огромную народную любовь и имя Угодник. Николай Чудотворец Он известен не только неистовой верой, бесчисленными чудесами, скорым заступничеством, добродетельной жизнью, но и тем, что стал первообразом Санта Клауса, основателем традиции дарить подарки от «Рождественского деда», спрятанными в носок или чулок.

Детство

Будущий святитель и архиепископ Мирликийский появился на свет примерно в 270 году в г. Патара (его руины находятся сегодня в провинции Анталия) на окраине Римской империи. Он стал долгожданным, вымоленным ребенком бездетных и уже немолодых родителей, состоятельных и глубоко верующих христиан, греков по национальности. Ликия. Где родился и жил Николай Чудотворец Они с раннего возраста приучили сына к духовной культуре, к изучению религиозной литературы и нравственному саморазвитию. Дядя-епископ, заметив благочестие и набожность племянника, избрал его чтецом на богослужениях. Юноша все дни находился в церкви, а по ночам занимался молением и постижением священных книг. Со временем он стал проявлять глубокие знания в вопросах веры, и дядя рукоположил его в духовный сан священника, начал доверять проведение служб, чтение проповедей и даже управление всей епархией.

Богослужение

Вскоре молодой проповедник получил благословение дяди-архиерея на поклонение святым местам в Иерусалиме. По дороге он предсказал надвигавшийся шторм и крушение судна, увидев дьявола на его борту. По просьбе мореплавателей он спас их, усмирив молитвословием морские волны. Икона Николая Чудотворца Прибыв в Иерусалим, он взошел на Голгофу, где был распят Иисус Христос, и вознес ему благодарственные моления. В поздний час на горе Сион в знак милости господней пред ним распахнулись двери закрытого храма. Преисполненный благодарности юноша принял решение удалиться в пустыню, чтобы полностью отдаться богу, но голос всевышнего велел ему возвратиться обратно в Ликию.
Вернувшись домой, в поисках своего пути молодой человек стал членом братства Святого Сиона. Но Всевышний и Богородица пришли в ночном сновидении и открыли иное, истинное его предназначение, вручив Евангелие и предмет облачения архиереев – омофор. Впоследствии, прослужив в Патаре примерно до 40 лет, священник действительно был избран на собрании священного Собора епископом города, территориально расположенном рядом с современным турецким городком Демре, Мира.
После кончины родителей он стал наследником значительного состояния, но избрал в своей жизни презрение богатств и служение господу богу, поэтому отдал все имущество и деньги нищенствующим. Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске В тот период у власти находился римский император Диоклетиан, установивший твердое правление в Ликии, включавшее преследования христиан. Епископ с другими мирянам оказался заключенным в темницу, где поддерживал верующих и убеждал стойко переносить выпавшие на их долю испытания. По воцарении же Константина I несправедливо осужденные были освобождены и все подданные получили право при желании исповедовать христианскую веру.

Великий молитвенник за всех неустанно нес слово Истины и, невзирая на добросердечность и сострадательность, ревностно обличал еретиков. В 325 году он присутствовал на I Вселенском Соборе и участвовал в богословских спорах, активно выступал против лжеучения священника-ересиарха Арии.
В ходе прений он по одной трактовке дал пощечину основателю арианства, по другой – оскорбил, обозвав «безумствующим богохульником». За это его лишили звания архиерея и посадили под арест. Но после видения нескольким святым отцам данного собрания епископата, поняли, что поведение Николая угодно всевышнему и ему вернули святительский сан епископа. Чудеса Николая Чудотворца

Деяния

Знаменитый святой уже в юности проявлял большое милосердие к прихожанам и совершал многие великие чудеса. Известны случаи неоднократного спасения им моряков. Так, путешествуя морем в Александрию, он воскресил матроса, погибшего вследствие падения с мачты корабля во время шторма. Спасение моряков Николаем Чудотворцем Уберег чудотворец от страшной беды несчастного отца трех дочерей, собиравшегося отправить их заниматься блудом ради избавления от голода. Он под покровом ночи подбросил ему в дом три мешочка с золотом и сберег достоинство семейства от греховного поступка. Его гостинцы якобы упали в сушившиеся у печи носки, и с той поры таким образом принято оставлять детям рождественские подарки. Николай Чудотворец у постели больного Помогал святитель незаслуженно оклеветанным и осужденным. Однажды он спас от верной гибели трех мужчин, остановив их казнь через отсечение головы – подступил прямо к палачу и сдержал его меч. Иерарх уличил во лжи обвинившего их в преступлении градоначальника, который покаялся в содеянном, и был прощен. Услышал святой помощник мольбы о помощи военачальников, незаслуженно обвиненных и сидевших в заключении. Он приснился в вещем сне Константину и велел освободить невиновных. Благодаря Николаю были спасены от голода граждане Миры. В видении он предстал перед одним из торговцев и обратился к нему с просьбой привезти горожанам жито, оставив в качестве залога три золотых (тот обнаружил их утром в своей руке). Святой Николай Угодник После ухода из жизни угодника поклонение ему оказалось массовым. Он слышит все мольбы о здравии или пособничестве, помогает девушкам в поисках любви и в создании семьи, оберегает от опасности, недругов и плена.

Смерть

Николай Чудотворец прожил долгую жизнь, сохранив чистоту и святость, и мирно почил в 345 году. Его мощи хранились в небольшой церквушке Миры и источали миро – маслянистую, испускающую благоухание влагу. Верующие обнаружили, что после поклонения им, они получали избавление от страданий и немощей. Праздник Святого Николая с нетерпением ждут дети В 1087 году останки святого были перевезены в Италию, точнее, украдены норманнскими купцами якобы с целью спасения от утраты во время османских набегов. До нынешних дней они сохранились в г. Бари, где покоятся в базилике Святого Николая, и на венецианском острове Лидо в одноименной церкви. Молитва о помощи Николаю Чудотворцу Имя угодника прославлялось во многих уголках мира. На Руси он почитался как национальный святой, помощник и заступник. Мелкие частицы его мощей имеются в Свято-Даниловском монастыре Москвы, в монастырях Свято-Никольских в Старой Ладоге (Ленинградская область), в Саратове и др.

(С сайта:http://redflag.glazov.net/arhiv/sent/43.html)
19 декабря Русская Православная церковь отмечает день святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
СУДЬБА порой распоряжается так, или Господь говорит, что время это пришло, что далекое и даже неведомое, о чем страстно желаешь всем сердцем, но боишься даже мечтать, вдруг становится близким, реальным, осуществимым. Нужно только верить и стремиться.
Собирались в сентябре в туристическую поездку в Турцию. Что-то пытались узнать об этой стране из книг и путеводителей. Вот она, точка на берегу Средиземного моря — благословенный райский уголок — Анталья. Взгляд скользит по побережью с красивыми, немножко загадочными восточными названиями турецких городков и городов — Фасель, Олимп, Финике, Лимира, Арикадна — и замирает на Демре. Демре — Мира — Миры Ликийские — родина Николая Чудотворца. Это далеко от местечка, где находится наш отель, поэтому даже не смелось думать, что попаду в это святое место.
ДРУГАЯ страна всегда кажется далекой, пока не познакомишься с ней ближе. А Турция-то, оказывается, рядом — всего три часа лету от Москвы. Если смотреть на ее карту, на северо-востоке она когда-то граничила с Россией, потом с Советским Союзом, а сейчас с Грузией, Азербайджаном и Арменией. В первый же день и даже вечер приезда сюда рассеялись все предубеждения, навеянные рассказами «бывалых» людей и газетными статьями о том, какие страхи ждут русских на этой мусульманской земле. Все эти рассказы, по крайней мере для нас, оказались чушью и выдумкой. Нас встретила современная европейская страна с высоким туристическим сервисом. Турки приветливы, очень гостеприимны и до галантности вежливы. Следуя, как любая мусульманская страна заповедям Корана, они в то же время не религиозные фанатики, с уважением относятся и к иным религиям, и к иной вере, как когда-то сама эта древняя земля была матерью для многих народов, населявших ее, в том числе и для раннего христианства.
За многие десятки столетий на двух полуостровах — Анатолийском и Фракийском — там, где Европа соединяется с Азией, народы сменяли друг друга, приходили и исчезали греки, фракийцы, арабы, византийцы, ликийцы, турки-сельджуки. И наконец, окончательно утвердилась республика Турция на месте бывшей Османской империи. Восемьдесят тысяч мечетей на территории этой страны. Тысячи из них возведены на месте когда-то христианских византийских храмов. Но ни тысячелетнее время, ни войны и разрушения, ни землетрясения не тронули церковь Святителя Николая, Чудотворца, что стоит в современном городе Демре — древней Мире.
Наш всегда веселый, прекрасно говорящий по-русски гид Эмиль принес экскурсионные путевки в первый же день отдыха. Прекрасных мест в Турции сотни, выбрать путешествия можно было в десятки из них. Не сговариваясь, мы с мужем сразу остановили выбор на родине Святого Николая. Путь не близкий, да и не простой. Крутая горная дорога вырезана в скале. С одной стороны стена скалы, с другой — отвесная круча уходит в море. Двум машинам еле разминуться. Кажется, что громадный автобус не одолеет очередной поворот, который петлей опоясывает скалу. Таких поворотов сто восемьдесят. Читаю про себя Отче наш… В сумочке — икона Николая Чудотворца, которую всегда берем в дорогу. Но вот наконец снова море, причал, дальше предстоит путешествие на яхте, и мы плывем вдоль прекрасного побережья с белыми современными городами и древними античными памятниками. «Миры Ликийские», — говорит нам гид. И сейчас мы понимаем, почему родина Святителя носила такое название. Античный город Мира, основанный еще до нашей эры, входил в Ликийский союз городов, чеканил свою монету и имел важное стратегическое значение. В 61 году нашей эры один из апостолов Иисуса Святой Павел последний раз встречался здесь с остальными апостолами, перед тем как отправиться в Рим. А туристы и паломники любуются сейчас величественными ликийскими гробницами, среди которых можно побродить, взобравшись на скалы и где вас непременно встретит хитрый турок и предложит купить «древнюю» монету III века до нашей эры с изображением Артемиды и других богов, которая не далее чем вчера была высечена в соседней деревушке, а вот пылью присыпана действительно древней. Но взгляд уже не замечает античных красот, а сердце рвется туда, где за деревьями видна небольшая византийская церковь, в которой всю жизнь служил Архиепископ Мир Ликийских Николай и где был погребен после смерти.
УЖЕ знакомые по святым писаниям строки его биографии приобретают здесь, на его родине, у входа в его храм, совсем иное звучание — не абстрактное и далекое, а близкое и живое — вот он ходил по этой земле, по этим ступеням, касался вот этих стен, служил за этим древним алтарем…
Родился Святитель Николай в 234 году нашей эры в городе Патара, что в 60 километрах к западу от Демре. Рос в состоятельной семье, получил хорошее образование и посвятил свою жизнь людям. Еще юношей отправился в путь, чтобы поклониться святым местам далекого Иерусалима. Морское путешествие чуть не закончилось трагедией — шторм грозил разбить корабль о скалы. И тогда Святитель начал молиться. Люди спаслись, а он с тех пор стал покровителем и святым моряков и всех путешествующих. Вернувшись из Иерусалима в Демре, Святой Николай — этот образованный человек, знаток истории, иностранных языков и богословия, проповедник — стал Епископом Миры, где он проповедовал до самой своей смерти, отдав все свои знания и силы на благо людей. Чудеса, при помощи которых он еще при жизни помогал людям, передавались в рассказах от человека к человеку, переходили из века в век и дошли до наших дней. Так же, как чудом сохранился до наших дней храм Святителя. Церковь была обнаружена в нынешнем торговом центре Демре во время раскопок в 1956 году.

Гробница Святого Николая находится в одной из южных абцесс храма. Менялись эпохи, целые народы, неоднократно церковь разрушали, но она всегда возрождалась к жизни. В 1034 году во время арабских набегов храм был разгромлен, но мощи Святого были спасены. В 11 веке его восстановили вновь, а в 1860 году по приказу русской императрицы на месте разрушенного купола во время реставрации был построен новый — в готическом стиле. Здесь была найдена рукопись на русском языке, которая относится к тому же времени.
Наш гид, русский мальчик Алеша, все еще рассказывает о деяниях и жизни Архиепископа Николая, а я, не в силах справиться с волнением, спускаюсь по низеньким ступеням и вхожу под своды древней церкви.

Здесь звуки внешнего мира приглушает строгая и мрачная тишина. В храме пока ничего нет, не сохранилась и не восстановлена роспись на стенах, лишь мозаика на полу дошла до нас с древних времен. Совсем недавно начались реставрационные работы, метр за метром восстает храм из земли, как бы вылепляясь, возникая из глубины столетий, как бы давая нам, смертным, надежду на прозрение, на обретение, на вечность. Отчаянным взглядом ищу за колоннами саркофаг Святителя, боюсь, что в спешке не успею уложиться в экскурсионное время, гид заторопит нас в автобус. Саркофагов много, его — в сторонке, главный, в нем находились мощи Николая Чудотворца до того, как итальянцы вывезли их в город Бари. И вот стоим рядом с гробницей — его усыпальницей на многие века — на тяжелой крышке изображен умирающий воин.

Прикасаюсь рукой, губами и лбом к отполированной миллионами ладоней поверхности тяжелого камня. Читаю акафист, достаю свою маленькую иконку, прикладываю ее. Ждем, когда наши туристы — все россияне, закончат бесконечное фотографирование и у саркофага, и сидя рядом, и чуть ли не лежа на нем. Только что надписей не оставляют — видимо, рука все же не поднимается. Ждем, чтобы еще хотя на минуту остаться наедине с вечностью. Гробница Святого осталась в таком виде с 9 века. В 1087 году итальянцам удалось завладеть мощами Святителя и перевезти их в Бари. Передняя стенка саркофага проломлена, как будто только вчера шел здесь жестокий бой и в спешке итальянцы уносили на свои корабли Святые мощи. Но увезли не все. Часть их сохранилась, и хранятся они в археологическом музее города Антальи. К чувству приобщения к святому примешивается вдруг чувство печали. Гробница Святого стоит разоренной. Где-то в Анталье, в коробочке, лежат Святые мощи. Хочется своими руками возродить саркофаг, чтобы мощи обрели покой там, где были захоронены. Спрашиваем Алешу — когда это будет и будет ли? Он отвечает, что реставрационные работы идут очень медленно, и Турция восстанавливает храм скорее не как православную святыню, а как историческое здание. Но не отдает его ни Святейшему Синоду Русской Православной церкви, ни Византии, поэтому восстановление затянется, наверное, на годы. Надо понимать и то, что святыня эта христианская, а стоит на мусульманской земле, и не нашлось, видимо, пока такого русского или такого христианина другой страны, который послужил бы святому делу восстановления храма.
МЫ ВНОВЬ поднимаемся во дворик, усаженный жасмином, олеандрами и розовыми кустами, раскаленный полуденным солнцем южной земли. Последний поклон памятнику Святого Николая Чудотворца. Он стоит, окруженный детьми. И в стране, где по мусульманским законам запрещено изображение людей, только двух великих людей чтят турки, как святых — это почти в каждом городе памятники основателю республики Турция Мустафе Кемалю Ататюрку, и здесь — Святителю Николаю, Архиепископу Мир Ликийских.
У ворот, ведущих во дворик, как и везде, торгуют церковной утварью — иконы, крестики… Мы бережно берем в руки мешочки со Святой Землей, плата за них — наш скромный вклад в восстановление храма.
Сегодня, 19 декабря, здесь, на турецкой земле, в церкви Святого Угодника, собрались тысячи паломников — со всего света приезжают сюда христиане в день памяти Николая Чудотворца. Праздничную службу всегда ведет патриарх Византийский. И стоя на службе в нашем глазовском храме, я вновь обращусь к тем великим святым местам, к которым сподобил Господь прикоснуться душой и сердцем.
Т. ДАВЫДОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *