Про позитивное мышление

В нашем мире высокой турбулентности с экономическими кризисами, природными катаклизмами и пандемиями, в мире, переполненном тревожной информацией, мы невольно попадаем в водоворот негативных эмоций и мыслей. Как не утонуть в море печали и научиться мыслить позитивно, рассказывает карьерный коуч Анна Пархоменко.

Что такое позитивное мышление

Позитивное мышление — это не просто чувство, которое возникает тогда, когда в жизни происходит что-то хорошее, — в такие моменты легко чувствовать себя оптимистом. Оно связано со способностью поддерживать в себе надежду и заинтересованность, что бы ни случилось.

Сью Хэдфилд, британская писательница, консультантка по личностному росту

Позитивное мышление — это главная часть эмоционального интеллекта. Почему? Потому что EQ связан с управлением эмоциями и ситуациями в положительном ключе, а также с осознанием положительного значения каких-либо эмоций.

Представьте себе, что вы пообещали сдать отчет руководителю, забыли о дедлайне, поехали в командировку. Конечно, вы очень расстроились, вспомнив, как это важно, и чувствуете себя виновным, беспомощным… Вместо того, чтобы обнаружить ошибку и думать о возможности изменить ситуацию, вы тонете в море негативных эмоций, самобичевания и «грызете» себя: «Почему я забыл?», «Мне должны были напомнить», «Я не могу все успеть», «Я как белка в колесе», «Мне надоели эти требования», «Я ничего не успеваю»…

Если поддаваться негативному мышлению, которое приходит к нам из-за ошибок, трудностей, разочарования, то вы никогда не добьетесь успеха. Однако, развивая позитивное мышление, вы сможете признать свои ошибки, а потом положительно и конструктивно отреагировать на них. Поэтому, компетенция позитивного мышления — «маст хэв» для каждого, кто заботится о собственном развитии и успехе.

В чем польза позитивного мышления

Человек с развитым позитивным мышлением сознательно направляет свое внимание на достижение цели. Он умеет распознать проблему, оценить возможности и ресурсы для ее решения и предложить план действий, проанализировав риски. Если вы разовьете компетенцию позитивного мышления, то:

  • ваша работа станет местом, где вы реализуете себя с удовольствием и максимальной отдачей;
  • ваши клиенты и коллеги будут всегда рады сотрудничать с вами;
  • вы будете по-настоящему успешными;
  • вы будете верить в собственные силы;
  • вы будете получать энергию, а не терять ее,
  • вы будете устойчивыми к стрессовым ситуациям;
  • вы будете независимы от внешних обстоятельств;
  • вы будете наслаждаться общением с вашими друзьями и близкими;
  • вы почувствуете себя сильнее как физически, так и психически;
  • у вас изменится качество жизни.

Чем опасно позитивное мышление

Позитивно мыслить — не значит, что нужно надеть «розовые очки» и смотреть через них на мир, в котором все прекрасно. Запрет на негативное мышление может привести к тому, что вы будете игнорировать тревожные сигналы из окружающего мира. Сознательно запрещая себе испытывать негативные чувства, вы просто перестанете понимать настоящие эмоции в различных ситуациях. Такой подход мешает адекватно оценивать реальность и сознательно принимать решения.

Как начать мыслить позитивно

Чтобы прокачать навык позитивного мышления, предлагаю ряд техник.

Учитесь целенаправленно наполнять свои мысли позитивом

Думайте о амбициозных целях, о творческих задачах, о новых проектах, о новых возможностях, которые могут вдохновить вас на новые перспективы.

Три раза в день делайте паузу и думайте о чем-то хорошем

Уделяйте по одной минуте три раза в день для поиска положительных аспектов в своей жизни. Сознательно научитесь «ловить» в себе негативные установки и сразу переводить их в позитив. Приведу несколько примеров.

➖Я не смогу выступить хорошо на конференции.
➕Это будет лучшее мое выступление на конференции.

➖Я не смогу получить эту должность.
➕ Я получу эту должность и передо мной откроются новые перспективы.

➖В этом году я не смогу поступить в вуз в США.
➕У меня есть возможность поступить в вуз в Украине и в перспективе у меня будет большой шанс пройти стажировку в США.

Ведите дневник достижений

Каждый день записывайте свои успехи, которые помогли вам приблизиться к своей цели. Подводите недельные, месячные и годовые итоги своих достижений.

Негативную ситуацию обдумывайте не более одной минуты

Если возникает «болезненная» ситуация, устраняйте ее как можно скорее и приучитесь думать об этом не больше одной минуты. Не хандрите, не вините себя или кого-то, прокручивая бесконечно негативные мысли.

Не зацикливайтесь на проблеме, а ищите возможности

После анализа ошибок быстро переходите к поиску новых возможностей для их решения. Поймите, что проблемы возникают в вашей жизни для того, чтобы помочь вам стать сильнее.

Не относитесь к неудачам, как к полному провалу

Рассматривайте неудачу как ступеньку к своему успеху. Попробуйте ответить на вопрос:

  • Какой опыт я получил/а из этой ситуации? Чему она меня научила?
  • Какие новые качества я приобрел/а?
  • В чем стал/а сильнее?
  • Что я сделаю в следующий раз по-другому?

Цените свои сильные стороны и оценивайте свои зоны развития

Важно не разделять свои качества на «преимущества — недостатки». Попробуйте ответить на вопрос:

  • Что я ценю в себе больше всего?
  • Какие мои сильные стороны помогают мне идти к цели?
  • Какие навыки мне нужно развивать?
  • Каких результатов я достигну, развивая навыки?

Думайте о будущем с воодушевлением

Ставьте цели, которые действительно вас мотивируют и вдохновляют. Наслаждайтесь не только результатом, но и процессом на пути достижения целей.

Учитесь прощать

Прощая, вы быстро освобождаете себя от негативных мыслей о тех, кто вас обидел.

Учитесь благодарить и поздравлять

Находите возможность благодарить родителей, себя, окружающих. Не забывайте поздравлять себя или других с достижениями.

Ограничивайте общение с депрессивными и токсичными людьми

Не давайте их энергии негативно влиять на вас. И не позволяйте никому испортить вам настроение!

Чаще смейтесь

Смех и даже простая улыбка снижают артериальное давление и уровень кортизола — гормона стресса и приводят к всплеску эндорфина — гормона счастья.

Попробуйте коучинговую технику SCORE

Она поможет понять проблему, ваше состояние и возможности в достижении целей.

Книги, которые помогут мыслить позитивно

  • «Позитивное мышление. Как быть счастливой каждый день», Луиза Л. Хей
  • «Сила позитивного мышления», Норман Винсент Пил
  • «Удивительные результаты позитивного мышления», Норман Винсент Пил
  • «Сила позитивного мышления», Кимберли Фридмуттер
  • «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь», Мартин Селигман
  • «Позитивная психология», Шарлотта Стайл
  • «Смелость не нравиться. Как полюбить себя, найти свое призвание и выбрать счастье», Ичиро Кишима, Фумитаке Кога
  • «Подсознание может все!» Джон Кехо
  • «Переосмысление позитивного мышления на основе новой науки о мотивации», Габриэль Эттинген
  • «Управляй гормонами счастья. Как избавиться от негативных эмоций за шесть недель», Лоретта Грациано Брейнинг

Эти практики и книги помогут мозгу научиться не только видеть в жизни позитив, но и решать сложные проблемы быстро и безболезненно. Всем желаю развивать навык позитивного мышления и достигать успеха с улыбкой!

Ищете работу?

У нас много вакансий в крутых украинских и международных компаниях!

Вакансии

В последнее время я стала часто сталкиваться с идеей «позитивного мышления», которую применяют по отношению к людям, выставленным вон из корпоративного мира. Белые воротнички, работники со средним достатком, отправляются в группы поддержки и группы взаимопомощи, где до них пытаются донести идею о том, что совсем не так уж плохо быть уволенным, что это даже хорошо и воспринимать это следует как благоприятную потенциальную возможность, возможность роста, благодаря которой они станут только лучше. И если они действительно хотят избавиться от этой проблемы и преобразиться благодаря ей только в лучшую сторону, то им нужно поработать лишь над своим отношением к этой ситуации. И чтобы вновь устроиться на работу и попасть обратно в мир корпораций, совсем не обязательно знать что-то или обладать какими-то особенными навыками. Главное — иметь ко всему происходящему позитивное отношение. Попробуйте сказать кому-нибудь, кто в самой низшей точке своей жизни и вот-вот потеряет работу: «Ничего страшного, просто улыбайся, свыкнись с этой мыслью и не жалуйся, несмотря ни на что».

Затем я стала видеть это шаблонное поведение всюду и находить во многих аспектах американской жизни — эти принудительные и навязанные оптимизм и жизнерадостность. Одна из областей, где сегодня, как и в течение уже нескольких лет, этот шаблон можно обнаружить в наиболее концентрированном состоянии, — это корпоративный мир, рабочее пространство, где проповедуется идея, которая выглядит примерно так: «В самом деле, лучше вам быть позитивным, потому что вы здесь не для того, чтобы выполнять задание X или задание Y, а для того, чтобы целыми днями оказывать всем поддержку и делать людей вокруг довольными и счастливыми».

К позитивному мышлению можно провести параллель с тем, что мы называем «рыночным фундаментализмом». Его идея состоит в том, что лидеры рынка сами расставляют все на свои места и государству не приходится вмешиваться, планировать и приводить что-то в порядок, потому что все это делает удивительная сверхъестественная сила, которая сглаживает все трудности и разногласия, — та самая невидимая рука.

Теперь вы, наверное, задаетесь вопросом: что же не так со всем этим? Безусловно, многие люди меня об этом спрашивали. Мой ответ: думать, что всюду все хорошо, — это иллюзия и самообман. Рассмотрим крайнюю степень этой иллюзии — идею, что вы можете изменить окружающий мир своими мыслями. Когда вы четко формулируете свои мысли и желания, они якобы приобретают силу, которая заставляет произойти то, чего вы хотите и желаете. То есть, если я правильно понимаю, мы все могли бы сконцентрироваться на том, чтобы получить миллион долларов, или на чем-нибудь вроде этого, и в конечном итоге наше желание бы реализовалось.

Было предпринято множество попыток, чтобы как-то научно доказать эту теорию. До поры до времени она объяснялась теорией притяжения: мысли вызывают магнетическое поле, которое заставляет определенные вещи случаться. Однако, как мы знаем, наши головы не могут притянуть к себе, к примеру, холодильники, — все потому, что сила этого «теоретического притяжения» настолько маленькая, что она может быть обнаружена только на уровне квантовой физики. Вам не кажется забавным, что квантовая физика по какой-то причине стала оправданием для жульничества и издевательства над всей наукой?

Итак, считается, что нет ничего настоящего, ничего реального и, что бы вы ни думали, так все и есть на самом деле. Поэтому, если ваши мысли позитивны, вы (в соответствии с этим псевдонаучным объяснением) преображаете мир в лучшую сторону. Но все-таки вернемся к вопросу — что же не так со всем этим? Почему бы не обольщать себя тем, что ваши хорошие мысли преображают мир?

Мне кажется, мы здесь сталкиваемся с двумя главными проблемами. Первая (я буду предельно жестка на этот счет): вера в иллюзию — это всегда ошибка. Нет безопасных иллюзий, ни одно заблуждение не сойдет вам с рук, хотя один из главных постулатов позитивной психологии в Штатах звучит так: «Неплохо немного ошибаться по поводу себя».

Я думаю, что лучшим доказательством этому служит финансовый кризис 2007 года. В нем много всего сошлось: и классовое неравенство, о котором так много говорят в Штатах, и жадность, и экономика, гораздо сильнее зависящая от финансового сектора, чем от производственного. И еще один элемент, сыгравший свою роль в кризисе, — это идеология позитивного мышления в корпоративном мире. Ведь были люди, которые пытались говорить о пороках банковской системы в середине прошлой декады. Но их заставили заткнуться или уволили.

Это жестоко — говорить людям, у которых действительно много жизненных трудностей, что все эти трудности всего лишь у них в голове и что единственное, что им следовало бы поменять, — это их к ним отношение.

Мне приходилось брать интервью у некоторых работников с Уолл-стрит, очень успешных специалистов, которые пробовали обратить внимание на то, что цена на жилье не может расти до бесконечности. В конечном итоге они были уволены. И это было тотальное намеренное игнорирование ситуации в соответствии с идеей, что никто не должен думать ничего плохого и тогда ничего плохого и не случится.

И вторая вещь, которая меня тревожит в теории «позитивного мышления», состоит в том, что я думаю, что оно жестоко и бесчеловечно. Я имею в виду, что это жестоко — говорить людям, у которых действительно много жизненных трудностей, что все эти трудности всего лишь у них в голове и что единственное, что им следовало бы поменять, — это их к ним отношение.

Мой любимый пример подобной аморальной бессердечности и грубости: слова автора книги-бестселлера «Секрет» (книга, в которой рассказывается о том, как иметь все, что хочешь, и как притягивать что угодно силой мысли). Автора как-то спросили о цунами 2006 года и попросили объяснить природу этого явления. Если немного перефразировать ответ автора, то он звучал примерно следующим образом: «Те люди, что стали жертвами цунами, должно быть, посылали в космос «цунамиобразные» вибрации, чем и накликали на себя эту беду, потому что с нами не происходит ничего из того, что мы сами к себе не притягиваем». Как мне кажется, это за пределами человеческого понимания и любой морали. Я даже не знаю, как это назвать.

Выступая против идеологии позитивного мышления, я вовсе не заступаюсь за уныние, пессимизм, негатив или депрессию — они точно так же могут быть иллюзорными. Вы вполне можете придумать для самих себя историю о том, как все, за что вы беретесь, проваливается, — несмотря на то, что объективные причины для этого отсутствуют. Я предлагаю вместо обеих иллюзий радикальное решение — реализм. Просто попробуйте понять, что в действительности происходит в мире и что можно сделать с тем, что вам мешает или пагубно влияет на вашу жизнь.

Мое прошлое связано с наукой, и я думаю, что в мире не существует одной фиксированной реальности, но мы пытаемся создать для себя ее примерное единое подобие. Создав его, мы думаем: «Реальность настолько хороша, насколько может быть хороша сейчас, и мы будем действовать в соответствии с нашими о ней представлениями ровно до того момента, пока мы не получим новой информации о реальности». И в этой реальности мы все абсолютно точно жестко запрограммированы только на одну вещь — на бдительность и осмотрительность. Да, безусловно, у нас много функциональных возможностей: быть общительными и оживленными, ощущать товарищескую общность и единение — и все подобные замечательные вещи, но запрограммированы мы именно на бдительность и осмотрительность. Потому что это то, благодаря чему наши далекие предки выжили. Они не говорили: «Все, вероятно, будет хорошо, не беспокойтесь из-за того, что вон та высокая трава шевелится». Люди, которые в результате выжили, говорили: «Двигайтесь! Это леопард! Бежим! Нет времени объяснять!»

Выступая против идеологии позитивного мышления, я вовсе не заступаюсь за уныние, пессимизм, негатив или депрессию — они точно так же могут быть иллюзорными. Вы вполне можете придумать для самих себя историю о том, как все, за что вы беретесь, проваливается, — несмотря на то, что объективные причины для этого отсутствуют.

Джордж Буш-младший был чирлидером в колледже, не атлетом, а именно чирлидером. И, как я думаю, он все свое дальнейшее президентство выстроил как продолжение этой роли. Он один из тех людей, что заточили самих себя в пузыри позитивных чувств. Кондолиза Райс говорила (правда, чересчур поздно), что у нее были сомнения насчет вторжения в Ирак, но она не решилась озвучить их, так как президент ненавидел, когда его окружали «пессимисты». В этом случае высказанное сомнение было бы расценено как «пессимизм», поэтому никто так и не поднял вопроса об этой войне. А те, кто сделал так, как один генерал, который сказал, что Америка посылает в Ирак лишь половину необходимых войск, которые нужны для того, чтобы завершить войну, в конечном счете потеряли свою работу.

Да и вообще, что может быть неразумнее того, чтобы пытаться подавить несогласие в людях, которые попали в беду, и говорить им, что им необходимо поменять только свое отношение к проблеме, что они должны просто свыкнуться с ней, улыбаться и не жаловаться?

Теория «позитивного мышления», доктрина оптимизма — это всего лишь великолепная форма социального контроля, который, кстати говоря, активно использовался в Советском Союзе, а потом распространился по всему миру и, как мне кажется, неплохо прижился в Америке. Возьмем, к примеру, больную тему — классовое деление общества и неравенство. Считалась бы эта тема проблемной, если бы любой мог стать богатым, просто подумав об этом? Если бы каждый из нас мог самостоятельно привлечь к себе благополучие, ничего для этого не делая? К позитивному мышлению можно провести параллель с тем, что мы называем «рыночным фундаментализмом». Его идея состоит в том, что лидеры рынка сами расставляют все на свои места, и государству не приходится вмешиваться, планировать и приводить что-то в порядок, потому что все это делает удивительная сверхъестественная сила, которая сглаживает все трудности и разногласия, — та самая невидимая рука. Я думаю, что это частично совпадает с идеологией позитивного мышления — вам ничего не нужно делать, так как всем управляет великодушное невидимое божество.

А если вы действительно хотите совершить кардинальное изменение в своей жизни, то надо уяснить себе, что мы можем менять ситуацию. И бессильному позитивному мышлению будет нечего возразить вам на это, потому что оно всегда будет только рисовать вас в своем воображении как одинокого несчастного индивида, который не меняет мир и не приводит его в соответствие со своим мировосприятием. Но я совершенно уверена, что у нас есть сила, у нас есть коллективная сила, которую мы можем использовать для того, чтобы совершать те изменения, которые прекратят череду наших нецелесообразных лишений в этом мире.

УДК 371.7

Киреева Мария Вадимовна

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Россия, Белгород1

Ассистент кафедры общей и клинической психологии

E-Mail: nil-mariya@mail.ru

Грибанова Ольга Николаевна

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Россия, Белгород Студентка факультета психологии E-Mail: olya-gribanova@mail.ru

Аннотация. В статье представлен глубокий теоретический анализ литературы по проблеме позитивного мышления. Отображена история становления понятий оптимизма, пессимизма и позитивного мышления, освещены школы, занимающиеся данной проблемой, рассмотрены основные подходы. В статье также содержится обзор фундаментальных работ ученых по изучаемой тематике, представлены основные положения и результаты исследований позитивного мышления и коррелирующих с ним компонентов. Выявлены сходства и различия в представлениях отечественных и зарубежных авторов по проблеме позитивного мышления. Обозначены основные сущностные характеристики и параметры, входящие в данное определение, обнаружены переменные и факторы, по которым оценивается выраженность позитивного мышления и успешность деятельности человека в различных сферах. Представлены выводы авторов о том, что умеренный оптимизм способствует развитию личности в различных сферах жизнедеятельности, в то время как чрезмерно выраженный уровень оптимизма или пессимизма отрицательно сказывается на деятельности человека, в частности на педагогической деятельности. Статья может оказаться полезной для студентов и преподавателей педагогических, психолого-педагогических, психологических и социологических специальностей.

Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, позитивное мышление, негативное мышление, диспозиционный подход, атрибуции, визуализация, аффирмации, позитивный настрой, саногенное мышление, патогенное мышление.

Идентификационный номер статьи в журнале 39РУЫ414

1 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Проблема позитивного мышления в отечественной

Исследование позитивного мышления на сегодняшний день является значимым и необходимым, поскольку оптимизм и пессимизм, как основные показатели выраженности позитивного мышления, являются важными психологическими конструктами, связанными с такими понятиями, как мотивация достижения и настойчивость, стресс и совладающее поведение и т.д. Изучение природы позитивного мышления, его психологической особенности необходимо для продвижения психологических исследований по различным направлениям и проблемам.

Проблема, поставленная перед нами, заключается в определении понятия и сущностных характеристик позитивного мышления в отечественной и зарубежной литературе.

Актуальность нашей работы обуславливается тем, что позитивное мышление оказывает влияние на различные сферы нашей жизнедеятельности. Стремление человека к поиску позитивного в окружающем мире и самом себе, его желание строить достойную жизнь, создают условия для пробуждения способности мыслить позитивно в различных жизненных ситуациях, что является одновременно величайшей потребностью развитой личности и человеческого существования в целом. Кроме того, позитивное мышление связано с понятием мотивационной направленности и деятельностью — основанием личности. Научившись мыслить позитивно, можно повысить эффективность и результаты своей деятельности, в том числе и преподавательской.

Проделанная авторами работа поможет в изучении природы позитивного мышления, которое необходимо для продвижения психологических исследований в различных сферах.

Одной из тенденций современной психологии является ее интерес к позитивным аспектам человеческой жизни. Впервые эта тенденция проявила себя в 20 веке в идеях гуманистической психологии и оформилась в такое течение, как позитивная психология. Основателем и лидером данного движения принято считать М. Селигмана . Такое направление стало очень популярным и востребованным в американской психологии, что отчасти показывает действительную значимость этой проблема, а с другой стороны -менталитет американцев, придающих большое значение оптимизму и позитивному мышлению. Однако, рассмотрение вопроса оптимизма и пессимизма не ново.

Еще древние мыслители говорили о различной степени восприимчивости людей к приятным и неприятным впечатлениям, определяющим поведение человека . В 18 веке Г. Лейбниц ввел термин «оптимизм» для обозначения определенного способа мышления. Для Лейбница оптимизм выступал, прежде всего, как убеждение в том, что добро побеждает нал злом, а Вольтер популяризировал данное понятие в своем романе . В 19 веке был введен термин «пессимизм» А. Шопенгауэром. Шопенгауэр рассматривал пессимизм в эмоциональном аспекте: для пессимиста страдания, грусть, печаль перевешивают счастье. В современной философии проблематика оптимизма нашла отражение в работах философов-экзистенциалистов, где рассматривался вопрос о человеческом потенциале и силе вероятности прожить жизнь определенным образом. М. Хайдеггер полагал, что особенно на жизнь человека влияют две потенциальные возможности: 1) ожидания, что произойдут хорошие события, случится что-то хорошее (оптимизм) и 2) ожидание, что произойдет что-то плохое (пессимизм) .

До второй половины 20 века исследований оптимизма и пессимизма практически не было. В отечественной психологии в это время исследованию оптимизма и пессимизма уделялось еще меньше, чем в зарубежной. Эти исследования чаще всего проводились в русле социологии, а в качестве индикатора оптимизма использовались показатели, связанные с общей удовлетворенностью жизнью .

Во второй половине 20 века накопился значительный эмпирический материал, связанный с оптимизмом и умением мыслить позитивно. К примеру, Л. Тайгер полагал, что оптимизм — одна из многих адаптивных характеристик человека, сформировавшихся в ходе естественного отбора . Поскольку оптимизм предполагает размышления о грядущем, он возникает тогда, кода люди начинают предвидеть. Однако предвидеть они могут как хорошее, так и плохое. Поэтому в человеке должно было сформироваться то, что позволило бы преодолеть страх перед плохим прогнозом, парализующий волю человека. А позитивное мышление — является следующей, более высокой ступенью развития мышления личности и основано на поиске выгоды во всем, что человека окружает. Однако с точки зрения индивидуальных различий природа оптимизма не рассматривалась. Изучением этого вопроса занялся К. Петерсон. Он замечает, что на современные представления об этих явлениях оказали теории К. Левина и Дж. Келли . Эти теории создали основу для современного понимания того, как ожидания (оптимистические или пессимистические) определяют поведение человека. Оптимизм и позитивное мышление понимались как тождественные друг другу понятия. Современные российские психологи при исследовании позитивного мышления в основном опираются на уже сложившиеся в зарубежной психологии подходы и теории. Так, например, сотрудники факультета психологии МГУ имени И.В. Ломоносова под руководством Д.А. Леонтьева и Т.О. Гордеевой проводят исследования оптимистического или позитивного мышления как одной из составляющих человеческого потенциала, опираясь на подход М. Селигмана . Психологи Т.Л. Крюкова и М.С. Замышляева, интегрируя различные зарубежные подходы к исследованию оптимизма и пессимизма, рассматривают эти понятия как «структурные когнитивные личностные диспозиции, включающие позитивный или негативный стиль объяснения различных событий, позитивные или негативные ожидания в конкретной ситуации в будущем, подразумевающие готовность к поведенческому акту для достижения желаемого блага и самоэффективность, как веру в продуктивность собственной деятельности .

В социологическом контексте К. Муздыбаев, проводя исследования оптимизма и пессимизма, опирается на подход Ч. Шейера и М. Карвера. Он рассматривает эти явления как личностные диспозиции, отражающие позитивные или негативные ожидания относительно конкретных событий или будущего в целом. Также, автор отмечает, что характер ожиданий не является единственным отличительным признаком двух типов личности, подчеркивая различия в настроении и эмоциональном состоянии. По мнению автора, эмоциональные особенности оптимистов и пессимистов являются следствием определенного избирательного восприятия и понимания мира . Важно отметить, что К. Муздыбаев объясняет различия оптимистов и пессимистов волей к достижению целей и настойчивостью в преодолении трудностей на пути к лучшей жизни. Оптимистам присуща вера в положительные жизненные перспективы, вера в себя и свое окружение, в то время как пессимисты готовы уступать трудностям и довольствоваться малым, принимая страдание, как должное.

Важный вклад, изучая особенности позитивного мышления, в отечественную психологию, внес Ю.М. Орлов. Проводя анализ понимания позитивного мышления в зарубежной психологии, можно сказать, что позитивное мышление — это привычка мыслить в позитивном, конструктивном русле. Ю.М. Орлов такое мышление называет саногенным. В своей работе «Саногенное мышление», он определяет его, как преобладание здравого смысла над эмоциями, умение управлять мыслями. Противовес этому, патогенное мышление — это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия . Для саногенного мышления характерны определенные особенности.

Обобщив наиболее яркие черты патогенного мышления, Ю.М.Орлов выделяет такие формы его проявления, как патогенная психологическая защита (агрессия, страх, бегство в мир

К изучению позитивного мышления можно выделить два основных подхода: исследование диспозиционного оптимизма и пессимизма и исследование оптимизма как атрибутивного стиля. Они имеют много общих положений и могут рассматриваться как родственные и взаимодополняющие друг друга. Мы придерживаемся второго похода. Представителями атрибутивного подхода были М. Селигман, К.Петерсон, Л.М. Рудина, Т.О.Гордеева, Дж. Кехо и др. Основателем такого подхода был М. Селигман, поэтому все остальные авторы опирались на его положения. В основе теории каузальной атрибуции лежит постулат о том, что человек, объясняя события и поведение других людей, стремится к выяснению причин различных событий и поступков. При этом, не имея достаточной информации, он приписывает гипотетические причины. В результате научения складывается устойчивый стиль атрибуции, отражающий представления человека о причинах происходящих с ним событий и возможности их контроля. Такого же мнения придерживается и Л.М. Рудина . Оптимизм с ее точки зрения — позитивный взгляд на жизнь, уверенность в лучшем будущем. Позитивное мышление — мышление, основанное на описании событий или объектов в позитивном ключе. Другими словами, выраженность оптимизма-пессимизма позволяют сделать вывод о позитивном или негативном мышлении.

Л.М. Рудина выделила 6 переменных, входящих в структуру оптимизма-пессимизма, а следовательно, позитивное или негативное мышление, т.к. оптимизм и пессимизм являются показателями выраженности позитивного или негативного мышления: время неудач, время успеха, широту неудачи, широту удачи, Я-неудачу и Я-успешность. «Время неудач» показывает, сколь постоянными испытуемый считает причины своих неудач и неприятностей. А «время успеха» определяет постоянство в объяснении хороших событий. Здесь важную роль играет такой фактор, как стабильность, имеющая отношение к объяснению причин событий, происходящих с индивидом постоянными или временными факторами, и самооценка. «Широта неудач» тесно связана с таким понятием, как пространственный пессимизм, т.е. объяснение неудачи конкретными причинами или распространение беспомощности на многие сферы деятельности. «Широта удачи» выявляет оценку оптимизма с позиции широты для хороших событий. Здесь имеет значение фактор глобальности, который характеризует степень универсальности оценки индивидом возникающих ситуаций (может иметь место чрезмерное обобщение или конкретное рассмотрение отдельных ситуаций). «Я-неудача» показывает оценку персонализации в плохих условиях (признание собственной вины в неудачах). А «Я-успешность» — персонализацию в хороших условиях (констатацию своих заслуг). Здесь следует отметить фактор интернальности — экстернальности. Интернальность-экстернальность или пресонализация соответствует понятию локуса контроля и представляет собой оценку индивидом собственной причастности к появлению той или иной ситуации. В случае с неприятными событиями человек может обвинять либо себя (внутренний локус), либо других людей и обстоятельства (внешний локус). Все выше перечисленные факторы принимал во внимание М. Селигман и говорил, что каждое из этих измерений влияет на формирование эмоциональной реакции человека .

Опираясь также на атрибутивный подход, но беря во внимание точку зрения Дж. Кехо, можно выделить три основных варианты позитивного мышления:

1) аффирмации — это краткое позитивное утверждение, направленное на конкретный аспект вашего сознания и закладывающее новую программу, согласно которой подсознание строит свою работу и создает жизненные ситуации, соответствующие данной аффирмации по смыслу;

2) позитивный настрой — это привычка сосредоточиваться на хлопотах в связи с делами, важными для жизни человека, и отстраняться от нежелательных обстоятельств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) визуализация — свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании .

Таким образом, проблема позитивного мышления берет свое начало еще в античности. Постепенно этот вопрос охватывал все большее внимание, особенно за рубежом. Выделившись из практической психологии, позитивное мышление приобрело научный характер исследования, таким образом, реализовав один из основных принципов психологии — единства теории и практики.

Анализ имеющихся исследований в области позитивного мышления позволяет сделать вывод о схожести подходов к пониманию оптимизма и пессимизма, позитивного и негативного мышления в отечественной и зарубежной психологии. При этом, несмотря на наличие отдельных исследований, посвященных оптимизму-пессимизму в различных социологических и психологических контекстах (Т.О. Гордеева, М.С. Замышляева, К. Муздыбаев, Л.М. Рудина и др.), в отечественной литературе проблемам психологии оптимизма уделяется значительно меньше внимание, чем в современной зарубежной. За последние 3 года в англоязычных журналах было опубликовано 365 статей, касающихся термина «оптимизм», в то время как количество русскоязычных статей по этой теме значительно менее 100. Кроме того, относительно большую известность в России получили исследования атрибутивного стиля М. Селигмана, в то время как теория диспозицонного оптимизма Ч. Шейера и М. Карвера, а также исследования защитного пессимизма в России пользуются значительно меньшей популярностью.

В рамках наиболее популярного подхода к позитивному мышлению — атрибутивного, позитивное мышление определяется как мышление, основанное на описании событий или объектов в позитивном ключе, как привычка мыслить конструктивно. Понятия «позитивное мышление» и «саногенное мышление», «негативное мышление» и «патогенное мышление» употребляются как тождественные.

В качестве базового критерия оценки выраженности позитивного мышления используется оптимизм-пессимизм, а в качестве показателей — время неудачи — время успеха, широта неудачи — широта удачи, Я-неудача и Я-успешность. Эти переменные составляют такие факторы, как стабильность, глобальность, интернальность — экстернальность, по которым также оценивается выраженность позитивного мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольтер. Избранные сочинения. — М.: Рипол Классик, 1997. — 848с.

2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752с.

4. Кехо, Дж. Подсознание может все! — Минск: Попурри, 2012. — 224с.

7. Орлов, Ю.М. Саногенное мышление. — М.: Просвещение, 2000. — 231с.

9. Селигман, М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день.- М.: Вече, 2000. — 432с.

10. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. — М.: София, 2006. — 368с.

11. Сычев, О.А. Психология оптимизма. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. -69с.

12. Хайдеггер, М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — 440с.

14. Peterson, K.C. The Future of Optimism -Washington: DC, 2000. — 158p.

Рецензент: Исаева Надежда Ивановна, доктор психологических наук, профессор, директор научно-практического центра психологических исследований творчества личности Белгородского государственного института культуры и искусств.

Mariya Kireeva

Belgorod National Research University Russia, Belgorod E-Mail: nil-mariya@mail.ru

Olga Gribanova

Belgorod National Research University Russia, Belgorod E-Mail: olya-gribanova@mail.ru

The problem of positive thinking in the domestic and foreign psychology

Identification number of article 39PVN414

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vol’ter. Izbrannye sochinenija. — M.: Ripol Klassik, 1997. — 848s.

2. Il’in, E. P. Jemocii i chuvstva. — SPb: Piter, 2001. — 752s.

4. Keho, Dzh. Podsoznanie mozhet vse! — Minsk: Popurri, 2012. — 224s.

7. Orlov, Ju.M. Sanogennoe myshlenie. — M.: Prosveshhenie, 2000. — 231s.

9. Seligman, M. Kak nauchit’sja optimizmu. Sovety na kazhdyj den’.- M.: Veche, 2000. -432s.

10. Seligman, M. Novaja pozitivnaja psihologija: Nauchnyj vzgljad na schast’e i smysl zhizni. — M.: Sofija, 2006. — 368s.

11. Sychev, O A. Psihologija optimizma. — Bijsk: BPGU im. V.M. Shukshina, 2008. — 69s.

Будьте счастливы!

Есть ли предписание более парадоксальное, более ужасное,

при всей кажущейся доброжелательности?

Трудно выполнить столь беспредметный наказ.

Ибо как узнать, счастлив ли ты?

Паскаль Брюкнер («Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье»)

Надежда на благополучную и счастливую жизнь и стремление к ней были свойственны людям во все времена. Однако в современном обществе стремление к счастью стало приобретать угрожающие размеры, все более срастаясь с потребностью контролировать собственную жизнь. Прогресс, развивающийся ошеломительными темпами, сблизивший континенты, превративший мечту в норму, создал иллюзию власти и над внутренним миром человека. Общество потребления с его бесконечно растущим предложением разнообразных благ нуждается в неудовлетворенном субъекте, в сознании которого идея благополучной жизни все больше связывается с внешними знаками. Тому же способствует и рекламная индустрия, блестяще использующая базовые человеческие потребности в счастье, любви и благополучии для продвижения товаров и услуг.

В результате человек оказывается в сложнейшей и часто плохо рефлексируемой им ситуации: с одной стороны – он стремится к свободе, счастью, хочет жить, соотносясь с собственными потребностями, ценностями и смыслами, с другой стороны – он должен контролировать свою жизнь, обеспечивать ее благополучие, которое напрямую связано с наращиванием личностного потенциала, необходимого для поддержания ее уровня. С одной стороны – счастье, свобода, следование себе, с другой – успешность, благополучие и комфорт.

Эта непростая коллизия нашла отражение в молодом, стремительно развивающемся направлении «позитивная психология». Одни исследователи считают родоначальником этого направления Эмиля Куэ, показавшего эффективность самовнушения, другие ссылаются на Огюста Конта, использовавшего «позитивность» не только как собственно научный принцип, но и как нравственный идеал. Можно также вспомнить труды Нормана Винсента Пила о «позитивном мышлении», некоторые относят к родоначальникам направления даже Л.С. Выготского и его культурно-историческую психологию (Шапиро, 2005).

Фундаментальной установкой современной позитивной психологии и ее лидеров (М. Селигман, И. Бонивелл, М. Чиксентмихайи) является позитивный потенциал человека, а целью – обеспечение оптимального функционирования, ведущего к благополучному существованию и расцвету личностных и творческих способностей. Противопоставляя свои установки негативу неврозов, аномалий и дефектов, позитивная психология главный фокус внимания сосредоточивает на созидающих, сильных сторонах личности: «позитивных качествах» (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000, с. 5), актуализации «реальных ресурсов» (Seligman, 2002), «позитивных черт и добродетелей» (Seligman, 2003), формировании «счастливой и благополучной жизни» (Seligman, 2011). Этим, безусловно, не исчерпывается круг проблем, стоящих перед позитивной психологией, однако их перечисление позволяет увидеть масштаб поставленных задач. Возможно, именно с этим размахом, а также нарастанием интереса в обществе к «позитивным» аспектам жизни, связана невероятная популярность, можно сказать, взрыв интереса к этому направлению.

Как уже отмечено выше, в сознании современного человека сформирован, нормирован желаемый образ – быть творческим, счастливым, энергичным, общительным, успешным, эффективным, здоровым. Мы сознательно перечислили атрибуты «позитивного» образа жизни так же бессистемно и спутанно, как они представлены в сознании многих людей. Но очевидна необходимость более внятного и точного разведения уровней и задач. Эту проблему осознают и представители позитивного направления, разрабатывая в последнее время метапсихологический уровень исследуемых проблем (Linley et al., 2006). Очевидно, что такие понятия, как «счастье» и «успешность», «творчество» и «эффективность», не рядоположны. Они, безусловно, желанны и необходимы любому нормальному человеку, однако служат разным целям и решают разные смысловые задачи личности.

Выделим сначала некий инструментальный пласт, представленный понятиями «успешность», «уверенность в себе», «эффективность», «коммуникативность», «оптимизм», которые действительно зависят от умения человека настроиться на позитивный лад, сфокусировать внимание на положительных аспектах деятельности, на своих собственных способностях и возможностях в противовес пессимистическому взгляду на себя и действительность. Доказательств значимости такого оптимистического, позитивного взгляда на жизнь и порождаемого им жизненного ресурса не требуется, он говорит сам за себя, как в практической деятельности, так и в психотерапевтической практике, а тем более в простой обыденной жизни, в которой стакан, на половину полный, значительно лучше, чем стакан, на половину пустой.

Однако существуют высшие, экзистенциальные понятия, такие как «счастье», «мудрость», «духовность», «любовь», которые также рассматриваются в рамках «позитивного» мировоззрения и относительно которых предполагается, что определенные усилия и «позитивный» фокус внимания обеспечивают движение в сторону развития этих состояний. Но что есть эти состояния? Уместно ли утверждать, что они субъективно переживаются как сугубо «позитивные»? Или все же в них присутствует «негативный» компонент?

В последние годы позитивные психологи постепенно разворачиваются в сторону поиска «позитивного ресурса», содержащегося в негативных состояниях (King, 2011). Хотелось бы подчеркнуть, что соприкасаясь с экзистенциальными переживаниями, нам вряд ли удастся расчленить их на «позитивные» и «негативные» составляющие. Скорее можно сказать, что эти сложные чувства выражают глубинную антиномичность жизни, не разложимую на «хорошее» и «плохое». Возьмем самый простой пример: любовь родителя к ребенку. Сколько в ней присутствует безусловной радости, счастья от соприкосновения с реальностью жизни и развития малыша, но и сколько тревоги при мысли о его будущем, сколько грусти в осознании того, что рано или поздно придется отпустить повзрослевшего ребенка в мир, где закончится власть родителей, и их любовь не сможет уберечь его от возможных бед и испытаний.

Что остается? Строго говоря, здесь можно выделить две стратегии. Одна состоит в определенном уходе от негативной части переживания. Это вполне понятно с психологической точки зрения: негативные аспекты эмоционально задевают, тревожат нас, причиняют боль, лишают покоя. Человек пытается справиться с нарастающим напряжением, отсекая эту негативную часть, и, как скажет любой практический психолог – вытесняет негативные аспекты переживания в бессознательную область психики. Сознание же его удерживает некую усеченную картину реальности, редуцируя эмоциональное напряжение до приемлемого уровня.

Однако полностью нейтрализовать негативные компоненты невозможно. И тогда человек переносит фокус внимания «во вне», наполняет свою жизнь и жизнь своей семьи многочисленными внешними атрибутами, фиксируя внимание на позитивных аспектах, осуществляя при этом титанические усилия по созданию иллюзии счастья и благоденствия. Причем его вера в эту иллюзию будет эквивалентна положенным в основание данного воздушного замка усилиям. Стоит ли подробно останавливаться на том, что известно любому практику: такая стратегия может привести человека в лучшем случае в кабинет психотерапевта, в худшем – толкнуть в депрессию, невроз, психосоматические расстройства и тому подобное.

Другая стратегия состоит в принятии полноты отношений, в которых кроме радости любви, счастья соприсутствия, готовности жертвы будет и горечь потери, и страх расставания, и боль забвения. Речь идет о полном контакте со всеми гранями, аспектами переживания, как позитивными, приятными, осознаваемыми, так и с негативными, часто вытесненными, эмоционально тяжелыми. Такая позиция требует от человека серьезных личностных усилий, причем не однократных, а постоянных. Внутреннее напряжение, с которым сталкивается человек на этом пути, и которое он учится выдерживать, является условием формирования осознанных отношений с действительностью, условием развития личности человека, открытой и способной к переживанию счастья, любви и других экзистенциальных состояний.

Способность и готовность соприкосновения со всей полнотой внутренней и внешней жизни оказывает серьезное влияние и на социальные, инструментальные аспекты позитивного мировоззрения, такие как коммуникативность, успешность и тому подобное. Однако причинно-следственные связи здесь отнюдь не просты. Практические психологи, например, достаточно часто наблюдают такой феномен: социально успешный, профессионально востребованный, коммуникативно компетентный человек, имеющий весь джентльменский набор того, что предлагает современная цивилизация, и живущий вполне благополучной жизнью, может субъективно чувствовать себя несчастным, потерянным, ненужным, одиноким. Чувства эти глубоко сокрыты, спрятаны за фасадом внешней успешности и только в очень интимной, доверительной ситуации могут быть выражены, вербализованы. И, наоборот, при объективно сложных, порой тяжелых ситуациях человек может чувствовать себя субъективно счастливым, живущим полной, осмысленной жизнью, и в общении с ним можно видеть, насколько его внутренние отношения с самим собой глубоко отрефлексированы и честны.

Иными словами, можно сказать, что определяющим качество и полноту соприкосновения с жизнью является уровень осознанного взаимодействия личности с внутренней реальностью, способность взаимодействовать со всем комплексом собственных переживаний, не превращая позитивные переживания в самоцель. Здесь стоит вспомнить глубокое замечание русского философа Б. Вышеславцева, который говорил, что «функция восприятия реальности в ее полноте, воздействия на эту реальность, самозащиты от нее есть функция, требующая наибольшего психического напряжения, самая ценная и самая трудная функция сознания», а невроз называл «потерей соприкосновения с реальностью», «пребыванием в иллюзии» (Вышеславцев, 1926).

Еще раз оговоримся, что фиксирование на позитивных состояниях, формирующее «позитивное» взаимодействие с миром, само по себе не является чем-то отрицательным. Нет, казалось бы, ничего плохого, что человек сознательно направляет свои мысли в сторону позитива, совершая тем самым определенный волевой акт в отношении собственной ментальности, поворачивая ее, как руль, все время в позитивном направлении. Но если взять эту метафору за основу, то корабль, руль которого все время поворачивают в одну и ту же сторону, будет плыть по кругу, вращаясь вокруг одной и той же точки. Точка же эта – удержание собственного комфорта как знака позитивного состояния.

Однако, повторимся, человек периодически сталкивается с такими чувствами, как тоска, тревога, гнев, одиночество, страх, которые пытаются сообщить нашему сознанию что-то важное о нас самих. Но как мы можем оценить смысл «негативного» послания бессознательного, не вступая с ним в тесный контакт? Как мы можем распознать смысл этого послания, если мы блокируем всякое взаимодействие с ним? Безусловно, поворот руля в одну сторону – это часто возможность удержаться на плаву, когда идет слишком большой крен в сторону негативных обстоятельств. Тогда это адекватный и эффективный способ саморегуляции, необходимой человеку в трудной жизненной ситуации для оказания помощи и поддержки самому себе. Однако не стоит забывать, что негативные переживания могут быть важнейшими показателями, индикаторами движения, и если корабль начинает серьезно отходить от курса, негативные переживания тревожат нас, сообщая, тем самым, о случившемся рассогласовании «сущего» и «должного».

Но куда, собственно, корабль держит свой путь? Очевидно, что путеводной звездой являются наши предельные смыслы, ценности, экзистенциальные и духовные выборы. Именно они определяют курс, именно к ним мы движемся, уравновешивая свои ментальные и чувственные траектории. Еще раз повторимся, что условием верного движения является открытый и осознанный диалог с самим собой, определяющий качество и полноту соприкосновения с действительностью.

Здесь уместно вспомнить некоторые упреки, которые позитивные психологи предъявляли своим гуманистическим предшественникам. Одним из главных является упрек в излишнем человекоцентризме, сосредоточении на человеческом «Я», присущем клиентцентрированному подходу гуманистической психологии, что, с точки зрения позитивных психологов, ведет к повышению эгоцентричности человека. Эта центрация на самом себе противоречит общественной пользе и коллективному благополучию (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000, с. 7). Не втягиваясь в полемику о соотношении индивида и общества, личности и социальной системы, тем не менее, затронем важный аспект, напрямую относящийся к рассматриваемой теме.

В своей книге «Век толпы» С. Московичи высказывает идею, обобщающую многие современные исследования проблемы соотношения личности, массы и общества: мир вступил в эпоху массового общества, в котором человек все более унифицируется, обретая общие для человека массы черты (Московичи, 1998). Постепенно, но очевидно происходит порабощение индивидуальной души коллективной. Разум, при иных обстоятельствах позволяющий человеку осознавать происходящее, утрачивает свою основную функцию, обезличиваясь и играя все более вспомогательную роль.

В работах других известных авторов, таких как Э. Фромм, Р. Гвардини, Х. Арендт, Э. Каннетти и других, посвященных той же теме, все более отчетливо звучит мысль, что человек в современном обществе деперсонализируется, отчуждается от своей человеческой сущности. На фоне улучшения материального благосостояния, ускорения прогресса, развития внешних признаков цивилизации внутренний мир человека движется в сторону духовной деградации. «Омассовление» предполагает включение все большего числа людей в однотипные потребительские, информационные, культурные процессы, неизбежно порождающие однотипные уклады, стили жизни, нормы и ценности. Современная жизнь по мере усложнения экономических, политических, социальных и других процессов становится все более трудной для понимания, и человек массы, сталкиваясь с нарастающей противоречивостью реальности, идет по пути ее упрощения, выстраивая усредненные модели, приближенные к привычным шаблонам и стандартам.

Такая инфантильная потребность в упрощении, страх столкновения с усложняющейся реальностью, желание делегировать ответственность за принятие решений кому-то другому открывают ворота невиданному ранее манипулированию сознанием. Д. Рисмен в своей книге «Одинокая толпа» показывает, что у человека, опутанного, стреноженного всевозможными манипуляциями, атрофируется сама потребность в личностной и социальной активности (Руткевич, 1993). Такой массовый отказ от самих себя, внутреннее согласие и даже готовность к унификации меняют само представление о личности. Р. Гвардини в «Конце Нового света» подчеркивает, что автономия субъекта теряет свою прежнюю значимость, а личность все сильнее оттесняется человеком массы. Уже бессмысленно говорить о личности и субъективности в прежнем смысле слова.

Постепенно исчезает чувство собственного бытия и неприкосновенности сферы «личного». Понятие «личность» все чаще заменяется понятием «лицо», «персона», но хотя бы это более скромное и простое понятие должно быть «…сохранено в каждом человеческом индивиде… . Утверждать такую единственность и отстаивать ее – не прихоть, не привилегия, а верность кардинальному человеческому долгу. Здесь человек вооружается против опасности, угрожающей ему со стороны массы и со стороны системы, чтобы спасти то последнее, самое малое, что только позволяет ему оставаться человеком» (Феномен человека, 1993, с. 267). Потрясающе выразительный образ человека массы дает Э. Каннети в своем романе «Ослепление»: «Они действуют, но не знают, что творят; у них есть привычки, но они не знают, что их породило; они всю жизнь движутся и все же не знают пути, таковы они, люди массы» (Канетти, 2000, с. 17).

Не достаточно ли аргументов, что акцент на личности, на индивидуальности – это не каприз центрированных на индивиде, эгоцентрически мыслящих исследователей, а сущностная необходимость, условие выживания человека во все более порабощающей его общественной системе. В этом отношении, на наш взгляд, крайне ценны идеи К.Г. Юнга, нашедшие отражение во многих его работах, особенно в книге «Нераскрытая самость» (Юнг, 1997). Процесс движения к самому себе и возможность жить полной жизнью Юнг связывал с максимальным расширением сознания человека в сторону взаимодействия со своим бессознательным. Напомним, что этот процесс, названный «индивидуацией», связан с «развитием психологического индивидуума как отдельного существа, выбивающегося из стандартов всеобщей коллективной психики. Поэтому индивидуация – это процесс дифференциации, целью которого является развитие индивидуальной личности» (Вер, 1998, с. 54).

Иными словами, человек перестает подчиняться коллективным нормам, развивается как индивидуальная личность, обретает свою целостность или, по словам Юнга, встает на «путь к себе», к своему «самоосуществлению» лишь тогда, когда осуществляется осознанное взаимодействие между сознанием и бессознательным человека. Правда, эти отношения a priori конфликтны, к тому же человек склонен игнорировать сферы бессознательного, которые усугубляют этот конфликт, однако удерживаемое напряжение и активный диалог сознательных и бессознательных уровней психики являются условиями движения к другому уровню самосознания, к целостности. Юнг называл это соединение сознания и бессознательного трансцендентной функцией человеческого бытия (Юнг, 1997).

Однако процессу индивидуации противостоит как общество, так и само эго-сознание человека. Общество заинтересовано, как уже говорилось, не в индивидуальности, а в функции, в превращении человека в статистическую реальность. Повышение уровня жизни и благосостояние общества предпочитается нравственной и интеллектуальной дифференциации индивида, цель и смысл индивидуальной жизни (единственно реальной, по мнению Юнга) замещаются идеей развития государства. В результате происходит замещение подлинной индивидуальной жизни жизнью и интересами общества, во главу угла помещается не индивид, а государство как принцип реальности (Юнг, 1998).

С другой стороны, развитие эго-сознания, которое, по сути, представляет лишь малую часть человеческой психики, также уводит человека в сторону от собственной индивидуальности, все больше опираясь на внешние, атрибутивные стороны жизни, создающие иллюзию благополучия. Тому виной игнорирование бессознательного, иррационального мира; отказ от процесса самопознания, поиска подлинных причин и корней происходящего; уход от трансцендентной сферы, выстраивания осознанных отношений между эго-сознанием и бессознательным. Прогресс и развитие цивилизации, считал Юнг, взаимодействуют лишь с эго-сознанием, но не влияют на процесс самопознания. В результате душа остается неразвитой, архаической, как в древности, и как в древности, она беззащитна перед коллективными влияниями (Юнг, 1998). Однако, в отличие от древнего человека, ищущего укрытия от внешних опасностей, современный человек ищет укрытия от опасностей внутренних, то есть опасностей, исходящих из его собственного, неосознаваемого, внутреннего мира. Он бежит от собственной индивидуальности, становясь частью системы, частью толпы.

Ответ на вопрос противостояния сознательного и бессознательного уровней психики, способствующего потере внутренних опор, повышению уязвимости и управляемости человека, лежит для Юнга в сфере ответственности. Чем менее организован индивид, чем меньше он осознает самого себя, свой внутренний мир, тем в большей степени он подвластен влиянию толпы. Иными словами, человек, взгляд которого обращен во внешний мир, ничего не может противопоставить давлению системы. Ему все труднее составить мнение о самом себе. В результате он снимает ответственность за свою жизнь и свои действия с себя и передает их обществу, системе. Таким образом, человек все более превращается в функцию общества, а общество становится узурпатором индивидуальной жизни, хотя, по сути, само является всего лишь «абстрактной идеей» (Юнг, 1998).

Единственный способ преодоления этого конфликта Юнг видел в упорядочении и синтезе сферы сознания и сферы бессознательного, «субъективизма осознающего разума и объективизма бессознательного, проявляющегося в форме чувств, эмоций, импульсов, которые человек не осознает, но является объектом их вторжения» (там же, с. 103). Через это взаимодействие человек в состоянии выйти к уверенности в собственной способности к правильным суждениям, решениям, действиям, которая позволит освободиться от давления любой системы. Более того, этот процесс благотворно влияет и на межличностные отношения. Игнорирование бессознательных, положительных и отрицательных иррациональных сил в самом себе приводит к проекции зла в другого.

Человек не отрицает «ужасные вещи», но их, по его мнению, всегда осуществляют другие. Страх и нежелание встречи с собственным злом, перенос его во вне освобождает совесть человека, уводя от личной ответственности. «Ничто не оказывает такого сильного разъединяющего и отчуждающего воздействия, как нравственное благодушие и отсутствие ответственности; ничто так не способствует пониманию, как взаимное устранение проекций», – пишет Юнг (там же, с. 110). Таким образом, только понимание как собственного «зла», так и собственного «добра», то есть понимание всей полноты, противоречивости, антиномичности своего внутреннего мира позволяет снять пелену с глаз и увидеть другого не отражением или продолжением себя, а иной, автономной, ценной личностью. Юнг считал, что только такие межличностные отношения могут привести к реальным фундаментальным переменам, происходящим в индивидах, лишь они, а не коллективные процессы задевают внутреннего человека (Юнг, 2001).

Итак, резюмируя свышеизложенное, можно сказать следующее. Благодаря внутреннему диалогу сознательного уровня психики с глубинными импульсами бессознательного, часто субъективно переживаемыми как «негативные» чувства, человек встает на путь познания себя, осознания своих подлинных мотивов, открытия глубинных смыслов своей жизни, то есть обеспечивает личностный рост. Благодаря этому личность обретает целостность, становясь более устойчивой к влиянию системных процессов. Но где же в этой вполне достойной любого человека картине, в которой на первый план выступают такие понятия как «личность», «совесть», «ответственность», можно найти место счастью, к которому стремится каждый человек?

Вспомним, что сама по себе идея счастья в европейском сознании связана с христианским мировоззрением, христианской антропологией. В христианской картине мира счастье было связано с Богом, с упованием, надеждой на спасение души. Жизнь при этом воспринималась как долгий путь, в котором противоборство с бедами и испытаниями учило стойкости и смирению. Счастье вплеталось в бытие как яркое переживание, как награда и дар, в противовес современной идее счастья как нормы и товара. Идея антиномического соединения страдания и счастья, обреченности и надежды, жизни и смерти, идея противоречивости бытия блестяще отражена в работе Б. Вышеславцева «Этика преображенного эроса». С точки зрения Вышеславцева, антиномичность жизни, невозможность разрешения ее противоречий всегда будут порождать ощущение трагичности и поиска счастья не «здесь и теперь», а «там и тогда». Понятия «счастья» и «гармонии» всегда трансцендентны и связаны с Царствием Божьим, где все трагические противоречия жизни найдут свое чудесное разрешение в Боге посредством их совпадения, где наконец произойдет победа добра надо злом, жизни над смертью (Вышеславцев, 1994, с. 230).

Современная попытка редуцировать фундаментальные вопросы бытия, стремящаяся приспособить экзистенциальные, глубинные, личностные смыслы под запросы текущего времени, приводит к тому, что в результате понятия счастья, удовлетворения собственной жизнью оказываются все дальше от религиозного мировоззрения, с которым когда-то были плотно связаны. Счастье постепенно начинает восприниматься как желаемая и искомая норма жизни. Современное общество и вовсе назначает его обязанностью, постулируя следующий девиз: «если ты не счастлив, значит, твоя жизнь не удалась».

Закончить эту статью все же хочется прекрасными словами протопресвитера Александра Шмемана из его бесед на Новый год, когда мы всем и самим себе желаем полноты счастья: «Коренная ложь нашего времени, то есть управляющих им теорий и идеологий, в безоговорочном отождествлении счастья с тем, что извне и снизу. И вот затуманилось, исчезло, испарилось счастье, и началось возрастание ненависти, зла, страдания. Ибо то, что мы называем таинственным и светлым словом «счастье», всегда изнутри и свыше, но не наоборот. Именно в сведении счастья к земному, материальному и в пределе – животному свершилась измена счастью. Ибо измена ему есть измена самой сущности человека, неистребимому в нем зову. Зову к подлинному счастью, к встрече на последней глубине, на последней высоте с той истиной, с тем добром и той красотой, без которых не может жить человек и которые составляют Жизнь самой жизни – то, ради чего дана она нам, ради чего существуют и духовная свобода, и все земные блага» (Шмеман, 2009).

Русскому изданию этой книги предпослана статья А. Брушлинского, в которой показывается значение этой работы для социальной психологии, ее связь с русской психологической мыслью (Хевеши, 2000).

План реферата:

  1. Введение.

  2. Понятие психологической культуры.

  3. Понятие психического здоровья.

  4. Позитивное мышление (направленное на решение проблемы, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

  5. Соотношение психологической культуры и психолгического здоровья.

  6. Заключение.

  7. Список используемой литературы.

«Личность есть такая единственность и неповторимость,

которая является не только носителем сознания, мышления,

чувствования и т.д., но вообще субъектом, который

сам же себя соотносит со своим окружением”

(А.Ф. Лосев, 1989).

1.Введение.

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Психологическое здравье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течении всей жизни.

Состояние психического здоровья детей – это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны.

2. Понятие психологической культуры.

В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что психология, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры общества. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры граждан. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важных задач практических психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, очевидно, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Р. Быков).

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность — это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». ]

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов.

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

3. Понятие психического здоровья.

В последнее время отечественные психологи стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми могут быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие — условием, средством достижения этого здоровья.

Такое понимание основано, во-первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во-вторых, на критическом анализе и обобщении нашей собственной теоретической и опытно-экспериментальной работы в этом направлении; в-третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований практических психологов, работающих в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Осмысливая содержательную суть психологической службы, психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина — «психологическое здоровье”. Если термин «психическое здоровье” имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин «психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья и других аспектов.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Таким образом, психологи высказывают предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье” неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики — медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль — психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Термин «психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” (1979) сказано, нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Петровского и М.Г. Ярошевского термин «психическое здоровье” трактуется как интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида.

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. В то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

Каждый человек в своей жизни испытывал хотя бы раз такие чувства как обида, стыд, разочарование, тоска и т.п. точно так же каждый человек абсолютно по – разному воспринимает эти ситуации: одни впадают в депрессию, другие наоборот – находят новые силы, цели, жизненные ориентиры. От чего это зависит? В современной психологии затронутый круг вопросов является частью проблемы саногенного, позитивного мышления. Термин «саногенное мышление» отражает решение внутренних проблем, характеризует направленность мышления, основной ролью которого является создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармония черт, согласие с собой и окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль своих потребностей. О. М. Орлов предлагает называть его «мышление, порождающим здоровье», а патогенное мышление – мышление, порождающее болезни.

Патогенное мышление вполне нормальное, но содержит такие яркие черты, которые способствуют напряжению психики, формированию реакции и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликт. А как следствие происходит ухудшение психического и соматического здоровья.

Черты патогенного мышления:

  1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности, такая непроизвольность воображения легко актуализирует отрицательные образы, которые сопровождаются отрицательными эмоциями.

  2. Неумение прекратить процесс мышления. Структура патогенного мышления может быть представлена в следующем виде: размышление – переживание – закрепление образа – приобретение большой энергии чувств – накопление отрицательного опыта.

  3. Отсутствие рефлексии, т.е. неумения посмотреть на себя со стороны.

  4. Тенденция лелеять себя, сохранять обиду, ревность, стыд, страх.

  5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоций, считая эмоции неподвластной частью характера, что приводит к стрессам, неврозам, страданиям.

  6. Тенденция жить воспоминаниями.

  7. Ожидание негативных событий, несчастий в будущем.

  8. Тенденция прятать свое истинное лицо за масками, играют очень часто роли.

  9. Избегание взаимной близости и отображение честных и откровенных отношений с окружающими людьми.

  10. Неумение использовать свои интеллектуальные способности.

Обобщив наиболее яркие черты патогенного мышления, Ю. М. Орллов выделил следующие формы его проявления:

— патогенная психологическая защита (агрессия, страх, бегство в нереальный мир фантазий и т.п.)

— патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд)

— парадигма насильственного управления (ролевые ожидания, мщение, угрозы и т.п.)

Саногенное мышление способствует оздоровлению психики, снятия внутренней напряженности, устранению старых обид. Саногеннон мышление осознанно, произвольно.

Черты саногенного мышления:

  1. Высокий уровень сосредоточения и концентрации внимания на размышлениях.

  2. Знание природы конкретных психических состояний, нуждающихся в контроле.

  3. Способность к рефлексии как умение рассматривать со стороны свои поступки, воспоминания.

  4. Умение создавать для рефлексии благоприятный фон глубокого внутреннего покоя.

  5. Достаточно высокий уровень общего кругозора и внутренней культуры человека. Прежде всего, необходимо понимание истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения , истории культуры, что является важнейшими предпосылками саногенного мышления.

  6. Умения вовремя остановить процесс мышления.

  7. Отсутствие привычки ожидать неприятностей или несчастий в будущем.

Из всех перечисленных черт центральным является тезис о значении общего кругозора и внутренней культуры человека. Каждый человек должен быть уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не культурными стереотипами.

Еще один вид мышления, близкий к саногенному, направленный на формирование психологического здоровья – позитивное мышление, характеризующееся позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние и панику, искать положительные стороны жизни.

Некоторые люди позволяют препятствиям управлять свои разумом до такой степени, что становятся доминирующим фактором в их мышлении. Научившись выбрасывать их из своего разума, отказавшись ментально содействовать им, люди смогут подняться над препятствиями, которые обычно заставляют их отступать. Таким образом, педагогу важно самому вырабатывать саногенное мышление и демонстрировать его образцы детям в ежедневном общении.

5. Соотношение психологической культуры и психологического здоровья.

Психологами часто используется понятие «психологического здоровья».

И. В. Дубровина видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие «психическое здоровье» относится прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а понятие «психологическое здоровье» — к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психолгический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. Психологическое здоровье предполагает психическое здоровье. Здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым и прочее. А. Маслоу выделил 2 составлящих психического здоровья: стремление людей быть всем, чем они могут – развивать весь свой потенциал через самоактуализацию; стремление к гуманистическим ценностям.

Психологическое здоровье детей имеет свои специфические особенности – полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, которое отличается от здоровья взрослого совокупностью новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Л. С. Колмогорова считает, что психическое и психологическое здоровье нельзя рассматривать как часть или целое, а как фундамент. Психическое здоровье является «фундаментом» для психологического здоровья. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психически нездоровый человек часто не осознает своего нездоровья и сам не может стать субъектом собственного психологического здоровья, сознательно создавать его. Психическое здоровье соотносится с понятием «психика», а психологическое – с психологией, т.е. наукой, знанием о здоровье и его применением. Поэтому то, что привнесено знанием, присвоенным культурным опытом в наше здоровье и будет создавать психологическое здоровье. Психологическое здоровье как феномен культуры всегда осознанно, произвольно и целенаправленно «выращивается», создается самим человеком. Он для этого прилагает усилия, приобщается к накопленному человеческому опыту, к культуре с помощью книг, других людей и т.д. Психологическое здоровье – результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. В этом плане, как считает Л. С. Колмогорова, понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятие «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредованно, зависит от «культурной рамки», в которой находится ребенок. При этом делается акцент на передачу взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роль взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития и становления их психического здоровья. Психологическая культура личности, являющаяся результатом ее воспитанности и обученности, является решающим фактором, определяющим ее психологическое здоровье.

Л. С. Колмогорова определяет общую психолгическую культуру так: это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации. Она включает грамотность, компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно – смысловую сферу ( стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.

6. Заключение.

Задача взрослых в семье, школе, обществе — помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком.

7.Список используемой литературы.

1. под редакцией Л. С. Колмогоровой «Педагогу о психическом здоровье дошкольника»

2. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: — СПб.: Алтейя, 2001

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

4. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1999.

5. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997

Приложения

Тест «Психологическая грамотность»

Часть 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *