Профориентация в школе

Этот текст — продолжение статьи О профориентации школьников. Оба текста написаны на основе моего практического многолетнего опыта.

Главное в нашей практике профессиональной ориентации — это создавать ситуацию выбора профессий. Особенно чрезвычайно важна система в профессиональной ориентации в среднем звене школы. Об этом говорит и мировой опыт.

В средней школе

Начиная с 5-6 классов и до 9 класса ситуацию познания, выбора, пробы целесообразно обеспечивать за счёт факультативов по интересам. То есть основное содержание факультативов — не дотягивать по школьному предмету, а, напротив, школьный предмет или предметы привлекаются для обогащения познаний о той или иной профессиональной сфере. Конечно, в идеале на факультативы надо бы привлекать специалистов из профессиональных учебных заведений, производственников, предпринимателей. Это непросто. Но попытаться продумать механизм и для этого очень необходимо.

Думаю, как раз для профессиональной ориентации необходима в разумных пределах интеграция школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, предприятий.

Из личного опыта

В школе на протяжении долгого времени не было уроков труда для мальчиков. Мастерские есть, но в запустении. Я пришёл на короткое время работать психологом. Пользуясь связями со времени работы в службе занятости, обратился к директору профессионального училища ближайшего. Составили договор содружества школы и училища в трудовой подготовке ребят. Был назначен мастер для занятий с ребятами. И я лично сам сопровождал учеников раз в неделю на 4 часа заниматься в мастерской училища.

Ученики с настороженностью вначале отнеслись к этому. Но мастерство работы с ними профессионала производственника совершило чудо. Парни занимались настоящим делом, которое укрепляло в них самоуважение.

В старшей школе

В старшем звене школы очень важно создать условия, в первую очередь, для корректной профессиональной индивидуальной диагностики склонностей, профессиональной направленности и индивидуального консультирования.

Для успешной адаптации к современным условиям рынка труда важно прорабатывать с ребятами основные, запасные и на крайний случай варианты профессионального выбора, ибо сегодня одной, двух, трёх и т.д. специальностей мало, чтобы быть защищённым наверняка от безработицы и чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Всегда, а особенно в современных условиях, необходимо, чтобы выпускники школы уже имели какие-то рабочие профессии, разумеется, чтобы владели этой профессией хотя бы на начальном уровне.

Во-первых, окончив школу с начальной профессией, выпускник уже в чём-то защищён. То есть в случае неудачи при поступлении в вуз молодой человек обращается к нам в службу занятости, и мы помогаем укрепить квалификацию по профессии посредством молодёжной практики, курсов. У молодого человека, таким образом, повышается шанс на трудоустройство. Соответственно, укрепляется уверенность в своих возможностях и сохраняется мотивация на дальнейшее повышение образования.

Думаю, целесообразно продумать механизм совместной работы школ и профессиональных училищ, колледжей, а не только вузов, начиная с 9-10 класса. То есть стартовая рабочая профессия никому в жизни помехой не будет.

Конечно же, в рамках профессиональной ориентации важно помогать ребятам познавать себя, свои возможности с учётом индивидуальных особенностей, особенностей познавательных процессов. Затем корректно консультировать, проговаривать, что может сопутствовать успешности, а что может затруднять в достижении желаемого профессионального выбора.

Но последнее слово всё же принадлежит самим учащимся. Повторяю, меняющиеся условия могут сыграть стимулирующую роль. Ценно то, что молодой человек в результате оказанной ему профессиональной помощи будет знать свои сильные и относительно слабые качества.

Ошибки в выборе профессии не страшны

В принципе в условиях рынка труда ошибки в выборе профессии не страшны. Важно, чтобы человек не впадал в отчаяние, в тревожное состояние. Психологическая наука говорит о том, что если профессия, полученная человеком, не соответствует его индивидуальному типу, то это может нанести тяжёлый ущерб физиологическому здоровью организма, ибо несвойственная работа вызывает сильное истощение. Да это так. Но всё же не следует воспринимать это положение науки категорично. Всё сугубо индивидуально. Очень важно, чтобы каждый человек имел возможность получить своевременную консультацию психолога.

Приверженность человека одной профессии в течение всей жизни совершенно не обязательна. Да это и невозможно бывает для кого-то именно в условиях рынка труда. Напротив, нередко человек оказывается за воротами предприятия, фирмы не потому, что плох сам по себе, а потому, что давно уже чувствует дискомфорт на работе и уже не цепляется за свою профессию, то есть не испытывает нужды совершенствоваться в профессии. Работает по сложившимся стереотипам. Но, как правило, сам себе человек не признаётся в этом и склонен объяснять свои неудачи какими-то причинами, якобы независящими от него. И по большому счёту служба занятости должна стать той социальной нишей, где человек в этой ситуации может получить поддержку и помощь. По такому принципу работают службы занятости в развитых государствах. У нас это пока далеко не так. Но ситуация должна меняться в интересах человека.

Мне также довелось в течение ряда лет совмещать работу в качестве психолога в городской больнице восстановительного лечения. Проводил психологическую диагностику больных, сложно поддающихся лечению. Немало было больных, которые просто-напросто пестовали свою болезнь, неосознанно используя её как защиту от проблем, в том числе и профессионального плана, то есть проблем с работой. Разумеется, это тоже следствие отсутствия своевременной профессиональной ориентации в жизни этих людей. В ходе продолжительных коррекционных бесед по результатам обследования нередко удавалось помочь больным принять необходимость рационального решения своих проблем, после чего у больного укреплялась уверенность в том, что как бы трудно ни было, но безысходности всё же нет, оптимальный выход найти можно. Таким образом, прекращая «беречь» свою болезнь, человек поддавался лечению и выздоравливал и становился способным решать свои проблемы, в том числе и с работой, не исключая возможность смены своей профессии на другую.

Профессиональная ориентация — действительно важное условие в предопределении успешности в будущем профессиональном пути молодых людей, а соответственно их благополучия в жизни. И, естественно, необходимо всем заинтересованным структурам принять участие в реальном совершенствовании системы профессиональной ориентации на серьёзном деловом уровне. Школа не должна быть одинока в решении этой важнейшей государственной задачи в интересах граждан и особенно подрастающего поколения.

Положение о профессиональной ориентации в ГБОУ школе № 667 — Открыть

План работы по профориентации на 2020-2021 учебный год — Открыть

Отчет по профориентации за 2018-2019 учебный год — Открыть

Сведения о занятости и трудоустройстве выпускников 9 и 11 классов в 2018 году — Открыть

Сведения о занятости и трудоустройстве выпускников 9 и 11 классов в 2017 году — Открыть

Сведения о занятости и трудоустройстве выпускников 9 и 11 классов в 2016 году — Открыть

Сведения о занятости и трудоустройстве выпускников 9 и 11 классов в 2015 году — Открыть

Ответственный за работу по профориентации педагог-организатор
Абрамова Маргарита Николаевна

Программа по профессиональной ориентации, адаптации к рынку труда обучающихся и выпускников образовательных учреждений

Как выбрать профессию

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты — счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?
На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
8 факторов выбора профессии

Семь шагов к взвешенному решению

Составить список подходящих профессий

Ошибки при выборе профессии

Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени
Информация о порядке призыва граждан на военную службу «15 вопросов и ответов о военной службе в Вооруженных силах Российской Федерации»

Полезные ссылки

Центр тестирования
Профориентация: Кем стать?

Всероссийский образовательный форум.
Старшекласснику и абитуриенту.

Поступи онлайн.
Проверь свои шансы поступления в ВУЗ

Тест на профориентацию
http://www.proftester.ru/

Для чего нужна профориентация

Профориентация нужна для того, чтобы помочь человеку сделать выбор на разных этапах профессионального пути: выбор профиля обучения после окончания школы, выбор специализации, выбор места работы, смена профессии и т.д.

Цель профориентационной работы в школе — помочь учащимся в определении дальнейшего образовательного маршрута: остаться в школе или поступить в ССУЗ после окончания девятого класса; выбрать учебное заведение (ВУЗ или ССУЗ) после окончания одиннадцатого класса.

Для этого существуют различные тестовые методики, позволяющие определить способности к разным видам профессиональной деятельности, профориентационные игры и тренинги. Большинство школ организуют посещение учащимися образовательных выставок и дней открытых дверей в учебных заведениях. Могут также проводиться беседы-знакомства с миром профессий, организовываться экскурсии на предприятия.

Основные виды профориентационной работы в школе следующие:

профориентационное тестирование учащихся;

информирование о мире профессий и о критериях выбора профессии;

индивидуальные консультации специалистов.

В настоящее время разработано большое количество специальных профориентационных тестов, используются в профориентации и популярные личностные опросники. Достаточно много тестов в компьютерном варианте — это позволяет ускорить процесс обработки результатов. На основании результатов профориентационного тестирования можно определить способности и склонности учащегося, возможности освоить ту или иную профессию.

Информирование о рынке труда, существующих профессиях,требованиях, которые разные профессии предъявляют человеку, — очень важная составляющая профориентационной работы.

На индивидуальных консультациях специалисты по профориентации могут помочь учащемуся определиться со значимыми критериями выбора профессии, более детально расшифровать результаты тестов, дать какие-то рекомендации относительно выбора профессии и образовательного учреждения.

Родителям о профориентации

В жизни каждого ребенка существует немало ключевых этапов: адаптация в детском саду, школе, становление собственной личности, осознание своего места в современном обществе. Наряду с этим можно назвать факт профессионального самоопределения. Именно от того в какое учебное заведение поступит ваш ребенок, какую специальность он выберет, зависит его дальнейшая карьера. Родители часто уделяют внимание изучению рынка труда: какие профессии наиболее востребованы на данный момент, какие специальности принесут больший доход. Но вместе с тем важно уделять внимание способностям и желаниям вашего ребенка. Возможно, он может стать прекрасным музыкантом, художником, журналистом, или переводчиком. Тогда будет ошибкой учится на факультетах технической направленности. Именно в этот момент у учащихся часто возникает конфликт между желанием получить ту или иную специальность и уровнем самооценки, который часто не совпадает с действительным уровнем психологических возможностей подростка, финансовыми возможностями семьи и т. п.. Поэтому довольно значительная часть детей не готова к выбору профессии, хотя и имеет высокий уровень притязаний.

Нужно отнестись к процессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный. Школа делает многое в формировании профессиональных намерений. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология или литература, обучающиеся знакомятся с содержанием самых разных профессий. На уроках технологии, основах выбора профессии дети узнают, какими профессиональными качествами должен обладать представитель той или иной профессии, учатся оценивать свои психофизические особенности. Кроме того, в школе работает психолог, который оказывает помощь учащимся в их самоопределении.

Но, несмотря на объем профориентационной работы, проводимой в школе, все же на профессиональные намерения учащихся в большой степени влияют и семейные традиции.
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность;
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно;
3. Полезно предложить ребенку поработать на весенних или летних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие;
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор;
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть;
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Хорошее отношение к своей работе со стороны отца, матери, старших братьев, сестер, их удовлетворенность своей профессией, часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы подросток заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий.

Рекомендации родителям по профориентации:

Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 15-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Профориентация, или разговор по душам

Чем ближе срок окончания школы и выбора будущей профессии, тем тревожнее на душе у родителей. «Что будет с моим ребенком? Куда поступать дальше? Что выбрать? Кем хочет быть мое чадо?…» Эти и многие другие вопросы так и роятся в голове.

Кем быть?

Родители могут помочь своим детям в таком непростом вопросе самоопределения?

Самое простое и самое сложное одновременно – это доверительно и неформально побеседовать с ребенком о будущем, суметь задать наводящие вопросы и терпеливо выслушать ответы, «не хватаясь за голову» от неожиданности или удивления.

• Для начала надо выбрать подходящий момент, чтобы и у Вас было вдохновение, и ребенок был настроен на откровенный разговор «по душам». Не стоит директивно навязывать себя – в таком случае искренности сложно ожидать. И упрашивать тоже не надо.

Хорошо бы найти «золотую середину» — позицию двух равных участников диалога. Можно сформулировать свое приглашение к беседе, например, так: «Давай обсудим планы. Когда у тебя будет свободное время? Я думаю, нам может понадобиться 30-50 минут» или «Я бы хотел(а) поговорить с тобой о будущем. Как ты на это смотришь?»

• Следующий шаг – выбрать место для беседы, комфортное для обоих. Но главное, чтобы ребенок чувствовал себя «как дома». И уделите внимание пространственному расположению – вы должны быть «на равных», т.е. не нависать над ребенком и не сидеть ниже его.

Мечты, мечты…

• А теперь, как говорится, «на старт, внимание, марш!» Начать беседу можно, например, с фразы «Давай с тобой попутешествуем во времени». Спросите подростка о его Мечте, о его самой большой, главной мечте. И очень терпеливо, внимательно выслушайте его. Возможно, понадобятся наводящие вопросы: «Есть ли у тебя самая большая мечта, главная мечта? О чем ты мечтаешь? Что самое важное в своей жизни ты хотел бы сделать, совершить, достичь…?»

Кстати, всем нам не мешало бы ответить на этот вопрос. Отвечая глубоко и вдумчиво, человек, по сути, рассказывает о своем предназначении.

• Если глобальную перспективу мы смогли увидеть, переходим к стратегическим шагам. «Представь, что тебе 28 лет. Кто ты, чем занимаешься?» Обычно подросткам не сложно абстрагироваться от действительности и заглянуть в «другую реальность». Помните об уточняющих, наводящих вопросах: «Кем ты работаешь? Тебе нравится то, чем ты занимаешься? Поддерживают ли тебя в этом твои близкие, окружающие? А что тебя не устраивает, что ты хотел(а) бы изменить в данной ситуации? Ты реализуешь себя, свои способности? и т.п.»

Если ребенок смог ответить на эти вопросы, назвал род деятельности, и она ему нравится – это самый благоприятный вариант. Однако путешествие еще не закончилось, и мы движемся дальше.

• Вопросы могут быть самые разные и ответы могут быть самые неожиданные, поэтому будьте терпеливы, внимательны, чутки и тактичны – фантазируя о перспективах, мы чуть-чуть предопределяем будущее. В этот момент мы «чуть-чуть волшебники». Поэтому разговор надо направлять в позитивное, оптимистичное русло, давая ребенку понять, что у него обязательно все получится!

Важно выяснить, что «ближе» ребенку, что ему «по душе» и к чему у него больше склонностей, способностей. Но помните, что на одних способностях без интереса к деятельности (без мотивации, как говорят психологи) далеко не уедешь. Все может получаться, но если удовольствия человек не получает от своей работы, может и депрессия наступить, апатия, может и смысл жизни потеряться.

В идеале «интерес» и «склонности» должны совпадать. Тогда остается только выбрать подходящее учебное заведение и поступить в него. Можно только пожелать «Всего самого наилучшего!».

Если «интерес» есть, а способности к данному виду деятельности ослаблены – ничего страшного. Способности поддаются «тренировке». Решите, чем нужно заняться в ближайшее время, чтобы развить необходимые способности, на какие курсы записаться, чему научиться. Как говориться, «было бы желание…»

А вот если способности есть, а «интереса» нет – надо думать дальше, искать другие возможные варианты, вспоминать, какие занятия ребенка всегда вдохновляли, увлекали. Пробовать, узнавать, расспрашивать знакомых об их профессиональных занятиях, читать соответствующую литературу, заглядывать на сайты по профориентации или обратиться к специалисту за консультацией.

• В конце разговора «по душам» или «путешествия во времени» обязательно подведите итоги, спросите ребенка о его впечатлениях, о его настроении, о том, было ли ему интересно и полезно и т.п.

И обязательно поблагодарите подростка за то доверие, которое он вам оказал, взяв вас с собой в это путешествие! Напоследок хочется отметить, что такая беседа – это только начало увлекательного и зачастую сложного пути в мир профессиональной деятельности и творческой реализации Человека. Удачи вам на этом Пути!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *