Проказа

Проказа — устаревшее название заболевания, сегодня более актуален термин «лепра», или болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз. Это инфекционное заболевание, поражающее кожные покровы и периферическую нервную систему человека, известно человечеству с древних времён.

«Проклятые» изгои

Проказа уже достаточно изучена, и известно, что заболевание не передаётся при простом прикосновении больного и не всегда приводит к смерти. Но в Средневековой Европе проказы боялись больше, чем современные люди опасаются СПИДа или рака.

Фото: www.globallookpress.com

Первые упоминания о болезни встречаются в письменных памятниках, относящихся к XV–X векам до н. э. Вполне вероятно, что в древности проказу путали с другими кожными заболеваниями, например с псориазом.

Проказа внушала страх и отвращение, так как долгое время была неизлечима, приводила к неминуемой инвалидности и смерти. Именно это стало основой предрассудков, лепрофобии и дискриминационного отношения к больным.

Виды лечения того времени, такие как очищение желудка и кровопускания, были бессильны.

Пик заболеваемости проказой приходится на период с XII по XIV века, когда инфекция поражала население практически всех европейских стран.

Судьба заболевших была однозначной — они неминуемо становились изгоями, прокажённого считали «проклятым». Больные лишались всех социальных прав, им запрещалось входить в церковь, посещать рынки и ярмарки, мыться в проточной воде или пить её, прикасаться к чужим вещам, есть рядом или даже говорить с незаражёнными людьми, стоя против ветра.

Лепра у одного из супругов считалась законным поводом для развода, при появлении первых же признаков проказы человека отпевали в церкви, как мёртвого, и устраивали символические похороны, после которых больному давали особую одежду — тяжёлый балахон с капюшоном. Прокажённые обязаны были предупреждать о своём появлении с помощью рога, трещотки, колокольчика или криков: «Нечист, нечист!».

С появлением первых лепрозориев жизнь больных проказой приобрела более цивилизованный облик. Лепрозориями стали места, где жили заболевшие, обычно они находились вблизи монастырей.
К концу XVI века проказа исчезла в большинстве европейских стран. Почему именно проказа отступила — до конца не ясно, но многие видят причину в эпидемии чумы, которая в первую очередь поразила ослабленные организмы людей, уже больных проказой.

Новость по теме К 2020 году ВОЗ победит десять тропических заболеваний Подъём заболеваемости был отмечен лишь в период расцвета афро-американской работорговли. Сегодня лепра наиболее широко распространена в странах Африки, Азии и Южной Америки. В Америке больных лечат только амбулаторно, в России случаи заболевания выявляются раз в несколько лет, но в стране действуют четыре лепрозория.

Герхард Хансен и Рауль Фоллеро

Два человека в истории этой болезни сыграли заметную роль. Герхард Хансен, норвежский врач, знаменит тем, что в 1873 открыл возбудитель лепры. Он объявил об обнаружении Mycobacterium leprae в тканях всех больных, но он не распознал их как бактерии и получил незначительную поддержку коллег. Позже выяснилось, что микобактерии лепры близки по своим свойствам к туберкулёзным, но не способны к росту на искусственных питательных средах, что затрудняло изучение проказы.

«Святой Франциск XX века» — так называли Рауля Фоллеро, французского поэта, писателя и журналиста, который посвятил свою жизнь борьбе с проказой и с дискриминацией больных ею. В 1948 году он основал Орден милосердия, а в 1966 году — Федерацию европейских противолепрозных ассоциаций.

Именно благодаря ему с 1953 года 30 января отмечается Всемирный день помощи больным проказой. По-другому эту дату называют «Днём прав больных лепрой».

Кроме этого, известны случаи, когда врачи заражали сами себя, чтобы узнать закономерности развития этой страшной болезни. Так, в середине XIX века врач Даниель Корнелиус Даниельсен в течение 15 лет ставил эксперименты, вводя себе кровь и гной прокажённых, но стать прокажённым у него так и не вышло.

Вопреки предрассудкам

Проказа не передаётся при простом прикосновении больного и далеко не всегда смертельна. Лишь около 10 % лиц, подвергающихся опасности заражения, действительно заболевают ею. Большинство же людей обладает необходимым уровнем иммунологической защиты от возбудителя.

В основном заражение происходит из-за длительного прямого кожного контакта, реже — при вдыхании бактерий, попадающих в воздух из полости носа или рта больного. Есть версии, что к лепре клинически восприимчивы только 30 % людей и что само заболевание носит генетически обусловленный характер. Но, несмотря на то, что некоторые особенности заболевания всё ещё служат предметом спора учёных, известны два основных типа проказы:

Лицо 24-летнего больного лепрой. 1886 год. Фото: wikipedia.org

Лепроматозный — поражает кожу, где размножаются микобактерии, вызывая образование узлов, называемых лепромами. Постепенно образуются крупные складки, и у больного формируется «львиный лик». При распаде лепромы деформируют нос, начинают отваливаться фаланги пальцев. Это наиболее тяжёлая и злокачественная форма болезни.

Туберкулоидный — поражается в основном кожа, периферические нервы, иногда — внутренние органы. Образования на коже нечувствительны, асимметричны, красновато-коричневого цвета. Туберкулоидная лепра в 40 раз менее заразна по сравнению с лепрозной формой.

Также выделяют пограничную форму заболевания, которая обычно развивается в какой-либо из двух основных типов. Ювенильная форма проказы возникает у детей, выражается в множестве малозаметных пятен на коже. Неопределённая форма самая благоприятная — на коже появляются несколько пятен, но спустя несколько месяцев пятна исчезают, будто болезнь проходит сама собой.

Для постановки точного диагноза на фоне клинических признаков всегда проводится бактериоскопическое и гистологическое исследования.

Почему молчат прокаженные? Почему с их уст, как с прекрасных садовых клумб, не срываются цветы благодарности? Почему их сердца окаменели равнодушием к чуду? Как получилось, что их жизненный маршрут проложился мимо Того, Кто совершил их исцеление? И где гарантия, что за неблагодарность болезнь не возвратится вновь?

Если ты – прокаженный, значит, ты не можешь близко подходить к людям. Одежда твоя должна быть разодрана, чтобы была видна проказа. Ты должен громко кричать: «Нечист! Нечист!», чтобы кто-то случайно не подошел к тебе. А ночью бубенчики на твоей одежде предупреждают всех – ты рядом. Ты рядом – как болезнь, как чудовище. Ты рядом – как смерть!

Так было во времена Спасителя по закону пророка Моисея. Прокаженный считался живым мертвецом, изгоем, маргиналом, осколком человека. Одежда его – гной! Перспектива одна – смерть! «Он должен жить отдельно, вне стана жилище его», – указывала книга Левит.

Проказа – это болезнь, современное название которой – лепра, хроническое инфекционное заболевание. В 90-е годы прошлого века число больных проказой снизилось с 10 млн. до 2 млн. человек. В 2012 году в мире лепрой болело 180 тыс. человек. Из них – около 500 человек в России. Болезнь более всего распространена в Индии, Бразилии, Бирме, в Восточной Африке.

И какая же радость должна быть у человека, какое сердечное ликование, какая вдохновенная благодарность, если случится чудо и Господь исцелит его от этой напасти? Но происходит странное: из десяти приходит поблагодарить за исцеление только один. «Иисус рече: не десять ли очистишася? да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей?»

Святой евангелист Лука даже с какой-то горечью, неким разочарованием, досадой говорит: «и это был Самарянин», то есть еретик и сектант. Самаряне – это классическая секта внутри иудаизма. Они молились на горе Гаризим, вдали от Иерусалима, имели свое священство и свой искаженный текст Пятикнижия. Девять правоверных получили здоровье физическое, но здоровье духовное их осталось неисцеленным. Они не посчитали нужным поблагодарить Бога, и поэтому духовно остались прокаженными!

Почему же произошла эта страшная трагедия равнодушия, чёрствости, какого-то невиданного окаменения сердца? Почему они не пали ниц к ногам Врача душ и телес, как это сделал самарянин? Почему молчат прокаженные? Гордость, самодостаточность, эгоизм, потребительское отношение даже к явному чуду – вот причины этой проказы неблагодарения.

Плохо тебе? Прижало жизнью, как каменной плитой? Все отвернулись? Работу потерял? Онкология постучалась в дверь? И ты кричишь: «Иисус, наставник! Помилуй мя!» Пришел в храм, поставил свою ритуальную свечку, что-то пошептал, глядишь, все потихоньку налаживается: и жена вернулась в семью, и дети выздоровели, и на работе всё устроилось, и долги тебе простили… Ну и ладно. Так и должно быть. И воспринимает человек случившееся – как само собой разумеющееся. И уходит в свою непроглядную ночь неблагодарения!

А бывает и так, что человек говорит: «А вообще, за что мне благодарить Бога? Что особенного Он сделал для меня?» А ты забыл ту страшную аварию много лет назад, когда трупы вырезали автогеном, а ты отделался легким испугом? А помнишь, врачи тебе поставили неизлечимый диагноз и сказали, что жить тебе осталось около года, и вот ты живешь уже много лет, и болезнь не возвращается? И сколько еще было таких случаев, исцелений, больших и маленьких чудес, «ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяний бывших на нас», как говорится в одной из священнических литургийных молитв.

Чувство благодарения, которое должно быть в каждом из нас – это очень важное, творческое, вдохновенное чувство. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите», – восклицает апостол Павел. А что значит: за всё? За этот прекрасный удивительный мир, созданный Господом! За то, что каждого из нас Он призвал из небытия – в поток бытия, жизни, спасения! За тех удивительных, интересных людей, которые окружают нас! За наших детей, за стариков, за мир, небо и солнце!

Святитель Николай Сербский говорит, что «благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего!»

И мы видим сейчас, как уходит из сердец людских благодарение Творцу. Неблагодарность – это трагедия, беда и несчастье! Владыко Амфилохий, современный сербский богослов, говорит, что мы заражены свинской психологией. Он говорит, что мы похожи на свиней, которые, наевшись, валяются в грязи и не способны поблагодарить хозяина, который приготовил пищу.

И если человечество будет дальше и дальше терять чувство благодарения, то весь мир очень скоро превратится в огромный гноящийся лепрозорий. А Церковь учит нас жить в пространстве благодарения Бога, учит жить евхаристично. На Литургии мы все вместе восклицаем: «Благодарим Господа!» Какое величайшее благодарение должно быть у христиан за Таинство Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

Великомученице Варваре молятся о том, чтобы перед смертью не остаться без напутствия Святых Христовых Тайн. Порой бывают страшные случаи. Преподобный Варсонофий Оптинский в одной из своих бесед рассказывал о подобном случае. Он произошел со священником из Петербурга. Батюшку вызвали на дом для причастия больного. К нему вышел пожилой, на вид совершенно здоровый, человек и рассказал, что он не был на исповеди и Причастии 20 лет и вдруг он услышал какой-то внутренний голос: «Ты сегодня умрешь!» Человек испугался и позвал священника. Исповедь была страшной. «Душа его, – вспоминал батюшка, – как проказой, была покрыта всевозможнейшими грехами». После разрешительной молитвы у больного внезапно так сжимаются зубы, что причаститься было невозможно. Тогда человек берет клещи и пытается ими разжать рот, но, увы… «Так и умер, не приняв Святых Таин, – рассказывал священник, – грехи ему прощены, но отчего Господь не сподобил его причащения – неисповедимая тайна Божия».

Преподобный Зосима Верховский напоминает, что тем, кто собрался и соединился жить вместе ради Бога, т.е. монашествующим, нужно иметь всё общее и не говорить: это твоё, это моё. «Паче же подобает тщатися, – говорит святой, – дабы не токмо вещественное имущество, но даже спасение и грехи почитались общими, через то, прилежа друг ко другу истинною любовию, якоже о своем, тако и о братнем исправлении и успеянии вседушно будут пещися».

То есть Церковь – это единая кровеносная система. Все мы взаимосвязаны. Добродетели одного ложатся в общую копилку, и наоборот, чьи-то грехи мы должны нести вместе, помогая друг другу. «Посему, страдает ли один член, – говорит апостол Павел, – страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». Церковь – это пространство преодоления одиночества. Отшельник один, но не одинок. Он вместе с Богом и вместе со всем миром. А житель современного многомиллионного мегаполиса может страдать от тоски и жуткого одиночества. Одиночество и безысходность – смерть прежде смерти. А в Церкви мы все вместе!

Одна женщина, посетив монастырь св. Иоанна Предтечи в Эссексе, очень хотела сфотографировать старца Софрония и спросила его благословения. Старец быстро согласился и сказал: «Конечно, идите сюда все, и мы вместе сфотографируемся». Женщина возразила: «Нет, отче, я хочу, чтобы вы стояли один». Тогда старец покачал головой и ответил: «Один – только диавол. Я не могу быть один!»

Мы видим, как диавол хочет разделить мир. Хочет внести раздор между народами. Хочет, чтобы люди забыли Небо, забыли Христа, разучились благодарить своего Творца. И противостояние, которое сейчас буквально висит в воздухе, – это не только противостояние экономики и политики. Это – противостояние мировоззрений. «Россия для того только и живет, – говорил Достоевский, – чтобы хранить христианство!» Через вселенский безбожный хохот так называемого цивилизованного общества слышны шаги нашей русской трагической мудрой грусти! И те, кто пытаются поставить Россию на колени, не понимают, что она уже на коленях. Перед Богом!

Один четырехлетний мальчик по имени Даниил придумал сказку: «Росло дерево с чудесным дуплом. Там было чудо в дупле – муравьи. Влетела Сова в то дупло и одних муравьев съела, а других – распугала. И стала Сова жить в том дупле. И вдруг она услышала: стучит кто-то. Выглянула из дупла – нет никого. Все равно кто-то стучит… Выглянула за березку – никого нет. А это стучало её сердце! Потому что Сова была злая, а сердце было доброе. Оно стучало и говорило: «Отпусти муравьев! Отпусти муравьев!»

Надо, чтобы наше сердце было доброе, и чтобы оно стучало любовью и благодарением! Благодарением за что? За цветы у входа в наш дом. За глаза и улыбки стариков и детей. За мирное небо над головой. За то, что Господь дал нам веру. За спасение нашей души. За наше исцеление от проказы!

Ведь, если душа наша не научится благодарить, то она так и останется покрытой лепрой и гноем. И бубенчики на нашем сердце будут предупреждать об этом. А нам нужно вернуться. Пасть ниц к ногам Христа. И услышать благословенное: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя!»

прокажённый (существительное)

В Викиданных есть лексема прокажённый (L152301).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. прокажённый прокажённые
Р. прокажённого прокажённых
Д. прокажённому прокажённым
В. прокажённого прокажённых
Тв. прокажённым прокажёнными
Пр. прокажённом прокажённых

про-ка-жён-ный

Существительное, одушевлённое, мужской род, адъективное склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -прокаж-; суффикс: -ённ; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. человек, больной проказой ◆ И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. «Библия Мф. 11:4—6»

Синонимы

    Антонимы

      Гиперонимы

        Гипонимы

          Родственные слова

          Ближайшее родство

  • существительные: проказа, прокажённая

Этимология

Происходит от существительного проказа, далее от про- и кази́ть «искажать, обезображивать». Связано чередованием гласных с ис-че́знуть. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: leper
  • Арабскийar: مجذوم
  • Белорусскийbe: пракажоны
  • Греческийel: λεπρός
  • Ивритhe: מצרע
  • Немецкийde: leprös
  • Украинскийuk: прокажений

прокажённый (прилагательное)

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. прокажённый прокажённое прокажённая прокажённые
Рд. прокажённого прокажённого прокажённой прокажённых
Дт. прокажённому прокажённому прокажённой прокажённым
Вн. одуш. прокажённого прокажённое прокажённую прокажённых
неод. прокажённый прокажённые
Тв. прокажённым прокажённым прокажённой прокажённою прокажёнными
Пр. прокажённом прокажённом прокажённой прокажённых
Кратк. форма прокажён прокажено́ прокажена́ прокажены́

прокажённый

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a/b(2).

Корень: -прокаж-; суффикс: -ённ; окончание: -ый.

  1. устар. связанный, соотносящийся по значению с существительным проказа ◆ Прокажён тот, кто имеет вражду на ближнего, ненависть и зависть к нему, кто злословит ближнего. «епископ Игнатий (Брянчанинов)», Отечник г. // «1863» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Ибо сердцу прокажённой женщины милее чувственный поцелуй негра, чем христианский поцелуй миссионера, преодолевающего отвращение. М. Агеев, «Роман с кокаином», 1934 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Это какая то прокаженная, проклятая земля. А. А. Фет, «Мои воспоминания», Часть I, 1862-1889 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  1. поражённый

Ближайшее родство

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcription-ru}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Всемирный день борьбы с лепрой отмечается 30 января как напоминание о существовании болезни с многовековой историей. Проказа не исчезла вместе со средневековой антисанитарией: по данным ВОЗ, число новых заболевших в 2016 году — 173 358 человек. Больше всего случаев заражения — в Африке и Азии, но риск не стремится к нулю и в развитых странах.

      Гоните его, насмехайтесь над ним

      История лепры, ленивой смерти, скорбной и крымской болезни — все это названия одного и того же заболевания — началась еще до нашей эры. Первые упоминания о лепре относятся к 1550 году до нашей эры, когда похожая на нее симптоматика появляется в «Египетском папирусе». О кожном заболевании, меняющем внешний вид зараженного, писал Гиппократ, правда, возможно, путая его с псориазом.

      Описание проказы встречается и в многочисленных отрывках Библии, причем как в Новом, так и в Ветхом завете. Для христиан и иудеев проказа — божья кара за неправедное поведение, поэтому больные подвергались дополнительному порицанию. Церковные отцы Григорий Великий и Исидор Севильский писали о прокаженных как о еретиках. У простолюдинов проказа стала синонимом наказания за распутство и похотливость.

      Болезнь Хансена (то же, что и лепра — «Хайтек») разрушала социальную жизнь человека. Заболевшие подвергались остракизму, изгонялись из поселений и оповещали жителей о приближении с помощью колокольчика. Болезнь считалась наследственной: на изгнание были обречены и дети прокаженного.

      Кадр из фильма «Дневник мотоциклиста» — лидер кубинской революции Че Гевара работал врачом в лепрозории во время своего путешествия по Южной Америке

      Эпидемии лепры случались периодически, как и вспышки других инфекций. Рост заболеваемости был зафиксирован в XII–XIII веках, в эпоху крестовых походов. Во Франции насчитывалось около 2 тыс. лепрозориев, в то время как в Англии и Шотландии — 220 для размещения примерно 1,5 млн человек.

      Лепрозорий — эндемичная зона и организационный центр по борьбе с проказой. В Средневековье — изолированная территория для больных лепрой, обреченных на медленную смерть, гниение заживо.

      Сегодня стратегия борьбы с лепрой запрещает травлю на законодательном уровне. Тем не менее, из-за низкой осведомленности людей больные до сих пор подвергаются травле и остракизму. В России всего четыре учреждения занимаются конкретно болезнью Хансена: НИИ по изучению лепры в Астрахани, Сергиево-Посадский филиал Государственного научного центра дерматовенерологии, Терский лепрозорий в Ставрополье и лепрозорий Краснодарского края.

      Портрет «проказливой» болезни

      Лепру считали наказанием грешников, которое в корне меняло внешний вид человека. Уродливая внешность — только самый яркий и финальный симптом болезни Хансена. Первый симптом всех больных — онемение и потеря чувствительности к температурным изменениям, отсутствие ощущения жара или холода. Дальше пораженные участки лишаются ощущений легкого касания, боли и, наконец, сильного надавливания. Дальше сценарии болезни расходятся: у лепры три основных типа, для каждого из которых свойственны разные симптомы.

      • Туберкулоидный тип. Легкий вариант лепры. Этой форме сопутствуют чешуйчатые пигментные пятна розоватого или красного оттенка, чувствительность которых либо снижена, либо отсутствует вообще. Нервы в пораженных районах утолщаются и теряют функции. Прогрессирование болезни приводит к пограничному типу заболевания, а иногда, без должного лечения, к развитию лепроматозной формы болезни.
      • Лепроматозный тип. Тяжелая форма заболевания. На первых этапах активного периода болезни появляются маленькие симметричные пятна, которые разрастаются в крупные и глубокие бациллярные очаги. У больного постепенно выпадают брови и ресницы, волосы по всему телу, кроме головы. Появляется чувствительность к свету, ухудшается зрение. Именно лепроматозный тип болезни приводит к знаменитой «маске льва» — обвисанию и окостенению кожи на лице больного. В отличие от пограничного или туберкулоидного типа, лепроматозный тип не переходит в иную форму болезни и приводит либо к лепрозной кахексии, либо к летальному исходу.
      • Пограничный тип. Смешанная форма болезни, при которой у больного уже есть ороговения кожи, но онемения проявляется не так жестко. При пограничном типе на коже больного часто выступают бляшки и рубцы, похожие на следы инъекций.

      Mycobacterium leprae — тип бактерии с высоким содержанием гуанина и цитозина, вызывающий хроническое гранулематозное заболевание — лепру. Это единственная известная бактерия, которая поражает нервную ткань организма.

      Mycobacterium leprae (окраска по Цилю — Нельсену)

      Даже исключив из круга общения зараженных людей, нельзя быть уверенным в безопасности. Бактерия-возбудитель может передаваться не только респираторным путем, но и через воздействие насекомых, зараженную почву или воду. Хотя у ученых нет законченного списка распространителей заболевания, большинство точно признает воздушно-капиллярный путь передачи.

      Возбудители лепры появляются в организме с помощью слизистых оболочек, попадая в нервные окончания, кровеносную и лимфатическую системы. На этом этапе не происходит видимых изменений кожных покровов или организма вообще.

      У людей, заразившихся от одного и того же источника, в одинаковых условиях могут развиться разные формы лепры с разными последствиями. Это значит, что вирулентность, то есть сумма болезнетворных свойств микроба, не влияет на характер болезни.

      M. leprae выживает в человеческом организме в течение нескольких часов или дней, и затем либо приживается, либо сталкивается с иммунной защитой организма.

      Иммунитет человека не дает проказе прижиться в организме. Даже в эндемичных районах заболевания скорость распространения лепры минимальна, а болезнь редко прогрессирует до клинических уровней при наличии необходимого лечения.

      Диагностика лепры

      Из-за долгого инкубационного периода заболевания, от 9 месяцев до 20 лет, раньше проказа оставалась незамеченной вплоть до появления явной симптоматики. Сегодня для диагностики формы заболевания есть несколько действенных, но довольно трудоемких способов.

      • Бактериоскопическое исследование. Исследователь делает соскобы с очагов поражения на коже и слизистой носа, помещает пробы на предметное стекло и окрашивает по Цилю — Нильсену, специальному методу обнаружения кислотоустойчивых микроорганизмов. Такая диагностика не работает для больных с туберкулоидной или пограничной формой болезни.
      • Проба Митсуда, или лепроминовая реакция. Исследование показывает уровень клеточного иммунитета в организме хозяина. Проведение лепроминового теста трудоемко: само вещество трудно получить, а внутрикожное введение остается болезненной и трудной процедурой. Пробы не всегда достоверны: несмотря на необходимость положительного результата, у 10% здоровых людей наблюдаются отрицательные реакции на пробу.
      • Серологическая диагностика. Болезнь диагностируют по сыворотке крови и наличию в ней антигенов микробов. Точная диагностика по результатам серологического исследования невозможна: если у болезни нет клинических проявлений, в крови больных обнаруживаются «следовые» антитела, демонстрирующие иммунитет к заболеванию.
      • Полимеразная цепная реакция (ПЦР). Самый чувствительный и показательный метод прямой диагностики, который подходит любому типу заболевания. Для процедуры требуется образец ДНК больного, которые многократно копируется с помощью ферментов. Специфический фрагмент ДНК будет доминировать, по чему и можно сделать вывод о состоянии больного.

      Поражения конечностей при болезни Хансена

      При любом из видов диагностики медиками учитываются нахождение в эндемичном районе, контакты с больными, данные непосредственного осмотра: наличие и длительность кожных высыпаний, признаки нарушения работы нервных окончаний.

      Открытие доктора Хансена

      Норвежец Герхард Хенрик Армауэр Хансен был первым человеком, обнаружившим микроб, вызывающий проказу. Бактерия Mycobacterium leprae была открыта им в 1873 году с помощью микроскопа. Хотя способы лечения заболевания оставались неизвестными, открытие возбудителя принесло облегчение больным и их родственникам: найденная естественная причина прекратила гонения на прокаженных и их детей.

      Герхард Хансен — норвежский врач, известный открытием и идентификацией бактерии Mycobacterium leprae в 1873 году как агента, вызывающего лепру.

      Проказа до Хансена в основном рассматривалась в качестве наследственной или же имеющей миазматическое происхождение болезни. На основе эпидемиологических исследований Хансен сделал вывод, что проказа является болезнью с конкретной причиной.

      В феврале 1873 года Герхард Хансен, рассматривая материал больного под микроскопом, внезапно увидел в клетках крохотные палочки. Он объявил об обнаружении Mycobacterium leprae в тканях всех больных, хотя не распознал их как бактерии, — и получил незначительную поддержку.

      В 1879 году молодой немецкий ученый Альберт Нейссер приехал в Берген, чтобы изучить болезнь проказы. Хансен передал ему образцы тканей. Нейссер успешно окрасил бактерии и объявил о своих выводах в 1880 году, заявив, что обнаружил организм, вызывающий заболевание, без упоминания Хансена. Это привело к серьезному спору о приоритете в открытии бациллы проказы.

      Благодаря усилиям Хансена в 1879 году было запрещено свободное передвижение больных проказой по стране, а в 1885 году он добился принятия закона, предусматривающего обязательную изоляцию больных лепрой в стационарах или на дому и систематические медосмотры лиц, контактировавших с больными. Эта система показала такую эффективность, что послужила основой для законодательства многих европейских стран в отношении больных лепрой.

      Герхард Хансен

      Коллеги не поддержали доктора и не поняли важности его открытия. Впрочем, и сам Хансен не распознал микроб как бактерию, а потому не получил поддержки научного сообщества. Кроме того, изучение Mycobacterium leprae затруднялось особенностями роста на питательных средах: в отличие от похожей по свойствам туберкулезной палочки, бактерия лепры не росла в питательном растворе чашки Петри.

      Лепру лечили практически народными методами вплоть до 40-х годов XX века. Больным назначались инъекции масла из ореха чаульмугры. Процедура была крайне неприятной и доставляла большие страдания больным. При этом полезность метода ставилась под сомнение. Ситуация изменилась в 1941 году, когда сульфоновый препарат промин был впервые использован в качестве лекарства.

      Тест промина прошел в Центре заболеваний имени Дж. Лонга в Карвилле, штат Луизиана. Появившись в 1921 году, Центр стал местом исследования лепры и борьбы с ней.

      В 50-х на рынке появились препарат дапсон, который предложил доктор Р. Г. Кокрейн из Карвилла. Сначала такое лечение давало прекрасные результаты, но вскоре Mycrobacterium leprae адаптировался к лечению. Это была одна из немногих мутаций генома: в 2013 году учеными из Тюбингенского университета было доказано, что за тысячу лет бактерия практически не изменилась. Такая «консервативность» бактерии позволила практически полностью минимизировать процент заболеваний после ее появления.

      Современное лечение лепры

      Спустя десятилетие стагнации в исследованиях в 70-х на Мальте провели первый успешный опыт лечение болезни Хансена полихимиотерапией: комбинированным мультидраговым лечением, сочетающим в себе курс из нескольких препаратов. В 1981 году ВОЗ создала рекомендованный список препаратов для лечения мультибацилярной лепры: дапсон, рифампицин и клофазимин. Больные с олигобацилярнной формой заболевания принимают только рифампицин и дапсон. Монотерапия лепры неприемлема. Лечение только одним препаратом из списка делает бактерии резистентными. Они приобретают сопротивляемость, а воздействие лепры на организм усугубляется.

      Каждое из лекарств выполняет собственную функцию в комплексном лечении. Дапсон прекращает размножение бактерий и замедляет ферментативную реакцию двух дигидрофолатов, ключевых ферментов биосинтеза M. leprae. Рифампицин уничтожает бактерии и блокирует синтез РНК. Загадочное действие оказывает клофазимин — не до конца изученное антибактериальное свойство препарата, скорее всего, блокирует матричные функции ДНК и дает результаты на дапсонрезистентных формах M. leprae.

      В 1997 году ВОЗ установила продолжительность курса лечения лепры: от шести месяцев до года. Рецидивы заболевания минимальны, и лепру называют почти побежденной болезнью. Исследование перешло на новый этап: разработку вакцины, которая предупредит развитие болезни или сможет прекращать ее долгий инкубационный период.

      Иллюзия панацеи не должна обманывать

      Если схема лечения продумана и работает, а количество больных по всему миру не превышает 11 млн человек, то проблема почти решена. Тем не менее, российские лепрозории существуют до сих пор, а количество заражений остается стабильным. Почему это происходит и зачем люди продолжают изучать лепру?

      Комбинированная терапия не исключает развития резистентности, а сами пациенты, не всегда переезжающие в лепрозории, могут нарушать курс приема препаратов из-за его длительности и комплексности. Кроме того, нестабильный клофазимин в России не зарегистрирован, поэтому лечение проходит только по схеме олигобацилярнной формы заболевания. Сегодня в Астрахани разрабатываются лекарственные аналоги и новые схемы терапии, менее продолжительные и более эффективные.

      Диагностика и профилактика лепры важна еще и потому, что человечество живет в эпоху глобализации. Европейские мигранты приезжают из высокоэндемичных стран Африки и Южной Америки, и единственная гарантия здоровья без специального обследования — отсутствие явных признаков заболевания. В России въезжающие в страну обязаны проходить медицинское освидетельствование, но проработанной методики этой процедуры пока нет. Тем более, можно ли игнорировать болезнь, которая до сих пор уносит жизни в Южной Азии и Африке? Это вопрос этики, который определяет стратегии развитии медицины развитых стран. Лепра для европейца стала кошмаром из прошлого, но пренебрежение заболеванием в настоящем может привести к плачевному повторению эпидемий Средневековья.

      Эту загадочную болезнь изучают уже целый век, но до сих пор не могут понять, что ее вызывает и как это остановить. Проказой, или лепрой, продолжают болеть по всему миру 22 млн человек. Есть прокаженные и в Казахстане. Врачей беспокоит, что при оживившейся миграции населения, в особенности из бедных стран, опасное заболевание может начать легко странствовать по земле, передает Zakon.kz со ссылкой на Первый канал Евразия.

      Англия. Времена войны Алой и Белой розы. ХV век. Смерти тогда боялись. Но проказы еще больше. Прокаженных закапывали живьем или сжигали. В лучшем случае разрешали просить милостыню с надетыми на голову мешками. И звонить в колокольчик — чтобы люди знали, какая угроза рядом. Средневековой Европе проказа нанесла урон, сопоставимый с эпидемиями чумы. Это было очень давно. Но опасность не исчезла. Лепра притихла, но и в Казахстане есть место, где о ней знают, увы, все. Кызылординская область. Единственный в стране лепрозорий. Отдаленная точка на карте. Подальше от жизни.

      Жаксылык Баумаханов — больной проказой:

      — Я человек сцены, у меня когда-то была своя вокально-инструментальная группа. Я выступал и видел себя знаменитостью. Но судьба распорядилась так, что я сейчас ни живой, ни мертвый.

      Лепрозорий в поселке Талдыарал был рассчитан на сотню с небольшим пациентов. Но в первые годы здесь наблюдалось до тысячи больных. Только в 60-70 годы, когда появились сульфоновые препараты, лепра отступила. В незапущенных стадиях даже можно добиться полного излечения. Но на это может уйти от 2 до 8 лет. Изувеченные лица, больные руки и ноги — здесь сейчас живут, в основном, те, кто заразились 30-40 лет назад. 75 больных в тяжелом состоянии. А всего в Казахстане их около 400.

      Молдагали Сейталиев — главный врач Республиканского Лепрозория:

      — Вначале врачи все боялись. Я тоже. Горло болело, все. Адаптация была жесткая. А потом привык, главное — соблюдать дезинфекцию и стерильность. Я был в свое время в Мумбаи в Индии. Там есть целый район, где живут прокаженные в ужасных условиях.

      Основной очаг проказы — как раз Индия. А еще Бразилия, США, Китай, Африка. Миллионы больных. И это при том, что вакцины от инфекции нет. Черный врачебный юмор гласит: «Проказа родилась с человечеством и умрет вместе с ним». А если больше оптимизма — нужно постоянно быть начеку. Ежегодно в мире появляется 200 тысяч прокаженных.

      Оразгали Айтбаев — больной проказой:

      — Я болею с 1956 — 63 года уже. Все время на уколах. Берем уколы, отпускают домой. Потом снова в больницу, и это вся моя жизнь. У меня не работают руки и ноги, у меня все отказывает. Я лишился зрения. Болезнь у меня забирает все.

      Последний больной проказой зарегистрирован в Казахстане 2 года назад. Причины ее появления толком неизвестны. Сейчас ряд ученых высказывает предположение, что лепра — все-таки заболевание генетическое. Врага не знают в лицо — и этим он еще более опасен. Самые современные лекарства должны быть в наличии, говорят врачи. При сегодняшней оживленной миграции населения проказу в любой момент могут завезти из-за рубежа. Угроза, которая остается реальной.

      Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *