Пророчество исаии

Таких людей, как Иов, было немного. Боль-шинство были грешниками. Они не слуша-лись Божьих заповедей. Они не слушали Пророков.

Многие Пророки призывали людей покаяться. Они говорили людям, что на Землю придет Иисус Христос. Он будет Спасителем. Он умрет, чтобы спасти всех людей на Земле.

Пророками, говорившими о Христе, были Моисей, Иеремия, Михей, Захария, Легий и Исайя. Они говорили, что Иисус Христос. родится в Вифлееме. Иисус вырастет так же, как и все другие дети. Люди не будут знать, что Он Сын Бога.

Иаков 7:11; Исайя 7:14–15; 9:6; Михей 5:2

Бог пошлет Пророка помочь Иисусу. Его имя будет Иоанн. Он будет учить людей об Иисусе. Он будет крестить Иисуса. Его назовут Иоанн Креститель.

Исайя 40:3; от Иоанна 1:6; от Матфея 3:1

Иисус будет любить всех. Он сотворит множество чудес. Он будет учить людей о Боге. Он покажет людям, как стать похожим на Небесного Отца. Он пострадает за их грехи.

Исайя 53:11–12; 61:1; Иеремия 33:14–16

Некоторые люди не поверят в Иисуса Христа. Они будут ненавидеть Его. Они распнут Его на кресте. Он умрет, а потом воскреснет. Свершилось все, что Пророки говорили об Иисусе Христе. Новый Завет рассказывает о жизни Иисуса Христа.

Моисей 7:55–56; Захария 13:6; Исайя 53:5

На исходе эпохи Второго Храма спектр мессианских верований был достаточно широк. Распространенным мессианским чаянием, основанным на пророчествах о сыне Давидовом, было представление о мессии-царе, основными функциями которого будет уничтожение ярма язычников, восстановление царства Израиля, куда все евреи вернутся из изгнания, и установление социальной справедливости.

Усиление надежд на явление мессии-давидида отмечается в связи с узурпацией царского престола и первосвященства членами хасмонейской династии. Захват Иерусалима язычниками и осквернение Храма было воспринято многими как следствие этого греха. В Псалмах Соломона, написанных после смерти в 48 г. до н. э. римского полководца Помпея, вошедшего в 63 г. до н. э. в Иерусалим, содержится одно из первых употреблений имени «сын Давидов» по отношению к ожидаемому легитимному царю-мессии, который очистит Иерусалим от язычников «словами уст своих», после чего будет судить «народы и племена в премудрости и справедливости» (Пс. Сол. 17). Образ мессии-давидида разрабатывается и в кумранских текстах , содержащих библейскую экзегезу .

Хасмонейская династия

Великий Собор, созванный в Иерусалиме в 140 г. до н. э. провозгласил Симона Маккавея этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи. Это назначение было наследственным и должно было передаваться потомкам Симона до того времени, когда явится «Пророк верный», который возвестит приход мессии (см.: 1 Макк. 14:41—47). Но ни Симон, ни его непосредственные наследники не претендовали на царский титул. Согласно Иосифу Флавию (Иудейские древности. XIII, 11, 1), первым хасмонейским правителем, провозгласившим себя царем, был Аристобул (104—103 гг. до н. э.), ставший царем Иудеи после почти полутысячелетнего перерыва. Но даже он не чеканил свой царский титул на монетах. Царский титул впервые появляется на монетах в период правления Александра Янная (103—76 гг. до н. э.).

Поскольку земной царь в Израиле не мог быть в полной мере образом эсхатологического Человека — царя и священника, мессианская фигура могла «расщепляться» на две или три фигуры: царя и священника или царя, священника и пророка-предтечи — Илии или пророка, подобного Моисею, о появлении которого говорится во Втор. 18:15—19.

Представление о двух мессиях, чей приход предваряется пророком-предтечей, засвидетельствовано в кумранских текстах. Кумраниты ожидали «прихода пророка и мессий от Аарона и Израиля», при этом жреческий Мессия будет доминировать над светским. Светский Мессия именовался Отраслью Давида, Князем конгрегации, Мессией от Израиля. Он установит царство Израиля, и ему «будут служить цари и правители всех народов». Помимо военных функций, светский Мессия будет осуществлять функции судии народа, и эта его деятельность будет контролироваться священством. Служение жреческого Мессии заключается в ходатайстве и молитве за Израиль, совершении жертвоприношений, научении, искуплении грехов «сынов своего поколения». В Дамасском документе жреческий Мессия (он именуется здесь Истолкователем закона) сравнивается со звездой, которая восходит от Иакова.

Однако мы не наблюдаем подобного «расщепления» образа неотмирного Мессии — эсхатологического Адама, Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных, с приходом которого ожидалось духовное преображение Израиля и всего мира. Эта традиция нашла отражение в уже неоднократно упоминаемых нами самом позднем по времени создания произведении еврейской Библии — книге пророка Даниила (165—164 гг. до н. э.) и Первой книге Еноха (Книге Притч или Образов).

Жреческий Мессия vs светский Мессия

См., например, Завет Иуды: «Ибо мне дал Бог царство и ему священство и подчинил царство священству. Мне он дал то, что на земле, а ему — что на небесах. Ибо так возвышается священство Божие над земным царством, если бы оно (священство) через грех не отпало от Господа и не было подчинено земным царством». В Храмовом свитке также утверждается высший статус священства сравнительно с царством, царские полномочия соответствуют определению прав царя во Втор. 17. В Завете Рувима 6, 7—12 мессия от Левия обладает также и царским статусом, ср. Завет Левия 18, 2—5.

В Первой книге Еноха Мессия предстает как Сын Человеческий («Человек»), эсхатологический Избранник праведности и веры, Царь и Судия, Помазанник, который «был избpан и сокpыт пpед Hим пpежде сотворения мира и навеки». В грядущий День Суда он свергнет с престолов царей и властителей тронов, сядет на Престол Славы и будет вершить суд. «И уста его изольют все тайны мудрости и совета: ибо Господь Духов даровал ему и прославил его. И в те дни как овны запрыгают горы, и также холмы, как ягнята, пресыщенные молоком, заскачут, и лица ангелов в небе воссияют радостью. И земля возликует, и праведные будут обитать на ней, и избранные будут ходить по ней».

Также «Сын Человеческий» (именуемый «подобным Мужу»), отождествляется с мессией в Третьей книге Ездры, созданной ок. 100 года н. э. Он — тот, кого Всевышний хранит многие времена, восходящий из средины моря с воинством небесным, «который самим собою избавит творение свое и управит тех, которые оставлены».

«Третья книга Ездры»

Так называется эта книга в Синодальном издании. В различных изданиях Вульгаты она именуется либо Второй книгой Ездры, либо Четвертой книгой Ездры. Иудейским автором написаны главы 3—14.

Образ Сына Человеческого из пророчества Даниила и Первой книги Еноха коррелирует с образом Мелхиседека у кумранитов. В кумранской общине, которую можно назвать в полном смысле слова эсхатологической, после смерти Учителя праведности возникает идея о его пришествии в конце дней в качестве мессии, соединяющего священнический и царский статусы — мессии по чину Мелхиседека. В Кумранском мидраше «Мелхиседек» эсхатологический Мелхиседек идентифицируется с «благовестником» из Ис. 52:7 и «Мессией Духа» из Ис. 61:1, который совершит эсхатологический Йом Киппур и искупит всех сынов Света и людей жребия Мелхиседека. Этот Мелхиседек осуществит суд Божий над нечестивцами, Велиалом и духами его. Соединение священства и царства в одной фигуре оказывается возможным потому, что речь здесь идет не об образе эсхатологического Человека, но о самом первообразе.

Ныне хорошо известно, что иудаизм эпохи Второго Храма был необычайно многообразен, в нем сосуществовало множество различных течений, партий и сект. Но среди этого многообразия отчетливо просматриваются два направления, демаркационная линия между которыми проходила по вопросу о смысле избранничества Израиля.

Человек и Небеса

Человеку в направлении иудаизма было отказано в возможности «восседать» на Небесах вместе с Богом. В связи с этим в Талмуде появляется рассказ об Ахере (букв. «Другой») — парадигмальном еретике, заподозрившем в Метатроне, восседающем на Небесном Престоле, «второе Владычество» (Хагига, 15а). Этот рассказ вошел и в Сефер Хейхалот (3 Енох. гл. 16). Ко традиции апеллирует Ап. Павел в 1 Кор. 15:45—49: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам (ὁ ἔσχατος Ἀδὰμ) есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного».

В одном направлении, из которого впоследствии сформировался раввинистический иудаизм, смысл этого избранничества виделся во вхождении народа в отношение завета с Богом и пребывании в этом завете посредством соблюдения заповедей, а также в научении всех народов земли истинному богопочитанию. Ключевым моментом истории является событие дарования Торы на Синае. Апокалиптическая составляющая в этом случае минимизируется: как известно, после восстания Бар-Кохбы весь корпус апокалиптической литературы эпохи Второго Храма (за исключением книги Даниила и 24—26 глав книги пророка Исайи) был исключен из числа авторитетных священных текстов, а представление о «двух владычествах» на Небесах объявлено «еретическим».

Другое же направление было представлено богатейшей апокалиптической литературой эпохи Второго Храма и, по мнению современных исследователей, именно оно составляло главную богословскую тенденцию иудаизма того времени. В этом направлении центральное значение придавалось теме эсхатологического Адама, в котором исполняется и замысел Божий о человеке, и историческое призвание Израиля. Образ Иакова-Израиля, запечатленный на Престоле Славы или восседающий на нем, — вот та «точка», к которой Израиль призван прийти в историческом времени, исполнив миссию, возложенную на него Господом.

В этом эсхатологическом Человеке пророки провидели Царя — со всеми присущими этому титулу древними религиозными коннотациями, включавшими в себя соединение священства и царства. Мелхиседек, Сын Человеческий и Сын Давидов суть различные имена этого царственного спасителя — первообраза всех мессианских фигур иудаизма. Именно эта — апокалиптическая — традиция иудаизма эпохи Второго Храма, отвергнутая раввинистическим иудаизмом, стала той идейной средой, в которой возникло и формировалось раннее христианство, в ней же следует искать и истоки ранней христологии. Не случайно все вышеназванные имена эсхатологического Человека: Мелхиседек, Сын Человеческий и Сын Давидов прилагались к Иисусу Христу — Царю Иудейскому — в раннехристианском богословии.

Встреча Авраама и Мелхисидека. Дирк Баутс. XV век

Сын Человеческий

Титул Сын Человеческий необязательно предполагал мессианский статус. Так мог называться пророк.

Ученые согласны в том, что «исторический Иисус» говорил о Себе как о Сыне Человеческом, и этот титул мог считываться как наименование неотмирной царственной мессианской фигуры, с которой связывалось наступление Дня Господня и исполнение исторического призвания Израиля. В Евангелиях этот титул звучит из уст Иисуса 38 раз (и это исключая параллельные места!).

Евангелисты, особенно часто Матфей, называют Иисуса «сыном Давидовым», причем имя Давида является ключевым в родословии Иисуса в Евангелии от Матфея, озаглавленном как «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова». Люди, чьи имена вошли в Родословие, составляют, в соответствии с иудейской традицией, удел эсхатологического Сына Давидова, они искуплены Им. О грядущем мессианском царстве в новозаветных текстах говорится как о царстве Давида.

«Без отца, без матери»

Основанием для такой интерпретации послужило молчание библейского текста о родословии Мелхиседека. Отсутствие родословия у Мелхиседека резко контрастирует с пространными левитскими генеалогиями.

Автор новозаветного Послания к евреям описывает спасительную миссию Иисуса Христа в терминах священства по чину Мелхиседека. Хотя тема царственности в Послании к евреям эксплицитно не развивается, ясно, что речь идет именно о царственном (в противоположность традиционному левитскому) священстве Мелхиседека-Иисуса. Аллюзия на царское достоинство просматривается и в интерпретации автором Послания имени Мелхиседека: Он — царь праведности (βασιλεὺς δικαιοσύνης) и царь Салима, что значит царь мира, то есть обладает качествами идеального царя и в Египте, и в Месопотамии, и в Израиле. Рожденный «без отца, без матери», не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, Иисус-Мелхиседек мыслится автором Послания совершенным Посредником, раз и навсегда соединившим горнее и дольнее.

Возможно, на «тождество» Иисуса с Мелхиседеком намекает и евангелист Иоанн, рассказывая о негодовании иудеев, вызванном словами Иисуса о Его встрече с Авраамом: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался».

«Сын Божий»

Чаще всего титул «Сын Божий» или, в краткой форме — «Сын», встречается в Евангелии от Иоанна, где он становится основным титулом Иисуса (Хенгель М., Швемер А.М. Указ. соч. С. 552). В иудаизме этот титул не имел ни мессианских, ни тем более равнобожественных коннотаций и мог относиться к царям, пророкам и всему народу Израиля.

Согласно послепасхальной вере христиан, Иисус — не только Сын Человеческий, он — Сын Божий. В христианской традиции этот титул стал обозначать свойственную только Иисусу специфику отношений с Богом: Он Сам и есть Бог. Поэтому христианское представление об Иисусе как Царе еще в большей степени, чем это было в пророческой или апокалиптической традиции применительно к эсхатологическому Человеку, коррелирует с ближневосточным образом царя-спасителя. Подобно древним ближневосточным правителям, Иисус — Пастырь Добрый, соединяющий в Себе небесное и перстное, выводит из царства смерти Своих овец, совершая тем самым главное царское священнодействие: «Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех тех, которые, в страхе смерти, были всю жизнь подвержены рабству».

«Царь Израилев»

Слова: «Из Египта призвал Я Сына Моего» (Мф. 2:15), хотя и отсылают к пророчеству Осии (11:1), имеющему в виду народ Израиля, «сына Божия» (ср.: Исх. 4:22; Втор. 14:1; Ис. 1:2; Иер. 3:14; Мал. 2:10), чья история как бы воспроизводится в жизни Иисуса, «Сына» этого народа, могут также служить косвенным указанием на глубокое сродство раннехристианского понимания Иисуса Христа и древнеегипетских сотерических упований на царя — sA Ra (сына Ра).

В самом начале Евангелия от Иоанна в уста Нафанаила — «истинного израильтянина», пришедшего «посмотреть» на Иисуса, влагается исповедание-узнавание, соединяющее в себе чаяния всех древних ближневосточных народов, исполнением которых совершилось призвание Израиля: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

С мотивом узнавания эсхатологического Человека мы встречались, когда говорили об апокалиптической литературе эпохи Второго Храма. В Небесном Человеке узнавали себя Енох, Авраам, Моисей и другие «отцы» Израиля.

Вопрос об узнавании Иисуса ставят в центр все евангелисты. Ответить на призыв «следуй за Мной» может лишь тот, кто узнал Сына Человеческого в Иисусе.

При этом следование за Собой Иисус ставил впереди исполнения Закона: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов», — ответил Иисус ученику, просившему позволения пойти и похоронить отца.

Согласно новозаветному богословию, люди, отрекшиеся от Сатаны и поверившие в «вышеангельское» призвание человека, узнавшие в Иисусе Сына Человеческого и Сына Давидова, составляют Его удел — удел Нового Адама. И в Нем они искуплены из удела ветхого Адама, поверившего Сатане. А в Новом Адаме уже новое священство и новая царственность: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

Количество сбывшихся библейских пророчеств исчисляется сотнями, но сегодня мы почти ничего не знаем о них.

Причина тому проста: Библия описывает историю народа Израиля на протяжении двух тысячелетий — от Авраама до Христа. Однако восприятие прошлого имеет свои закономерности: чем удаленнее от нас по времени то или иное событие, тем слабее наш интеллектуальный и эмоциональный отклик на него.

Действительно, какое может быть дело современному человеку до того, что три тысячи лет назад некто изрек пророчество, которое блестяще сбылось, скажем, две тысячи семьсот лет назад? Слишком давно все это происходило, слишком много воды утекло с тех древних времен.

Но есть одна категория библейских пророчеств, которую можно считать исключением. Правда, сами по себе эти пророчества тоже известны главным образом специалистам по библеистике. Зато о том, как они сбылись, знают сотни миллионов наших современников. Это ветхозаветные пророчества о Христе.

Конечно же, уверенно ориентироваться в сотнях страниц Ветхого Завета могут совсем немногие из верующих. Другое дело — Евангелие. Совсем короткое, и описывающее не двухтысячелетнюю историю Израиля, а всего лишь три с небольшим десятилетия земной жизни Христа. Его содержание в общих чертах знают практически все образованные жители Земли. Но ведь Евангельская история по сути своей является сплошным исполнением ветхозаветных предсказаний о пришествии Мессии-Спасителя. Проблема лишь в том, что мы не всегда можем связать известные нам евангельские события с неизвестными нам словами ветхозаветных пророков, которые подробно описали эти события еще за несколько столетий до того, как они произошли.

Здесь мы предлагаем вниманию читателей двадцать самых ярких и убедительных примеров осуществления таких пророчеств:

Рожденный от Девы

Рождество Христово. Фрагмент иконы, Константинополь; XI в.

Рождество Иисуса от Девы Марии — один из самых известных фактов Евангельского повествования.

Пророк Исаия в VIII веке до Рождества Христова говорит:

…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14).

Место Рождества

Вифлеем. Храм Рождества Христова. Фото young shanahan/Flickr/CC BY 2.0

Богочеловек Христос по человечеству родился в Вифлееме, а по Божеству — рождается от Отца прежде начала времен и сотворения мира.

Пророк Михей в VIII веке до Рождества Христова говорит:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2).

Плотник из Назарета

Проповедь Христа. Рембрандт

Христос вышел на проповедь Евангелия из маленького городка Назарет, к которому иудеи в то время относились с пренебрежением, как к глухой провинции. По социальному статусу Он был обыкновенным ремесленником — сыном плотника.

Пророк Исаия говорит:

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис 53:2).

Название города Назарет, по мнению многих филологов, происходит от еврейского néser — «росток».

Иоанн Предтеча

Иоанн Креститель и фарисеи. Джеймс Тиссо

Проповедь Иисуса была предварена проповедью Иоанна Крестителя, готовившего народ к пришествию Спасителя (Лк 3:16). Пророк Малахия в V веке до Рождества Христова говорит:

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал 3:1).

Начало проповеди Иисуса

И возвратился в Галилею в силе духа. Василий Поленов. 1890-1900-е гг.

После ареста Иоанна Крестителя Иисус удалился в провинцию Галилея и поселился в городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Именно оттуда Он начал Свою проповедь Царства Небесного (Мф4:12—17).

Пророк Исаия говорит:

Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую (Ис 8:22—9:1).

Вход в Иерусалим на ослике

Вход Господень в Иерусалим. Джотто

Накануне иудейской Пасхи радостно встречаемый народом Христос въехал в Иерусалим не на коне, как это подобало бы народному вождю, а на молодом ослике (Лк 19:30—35).

Пророк Захария в VI веке до Рождества Христова говорит:

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9).

Предательство друга и ученика

Предательство Иуды. Джеймс Тиссо

Иуда, называвший себя учеником Иисуса, предал Его после совместной праздничной трапезы (Мф 26:20—21).

Пророк Давид в X веке до Рождества Христова говорит:

Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (Пс 40:10).

8. Тридцать сребреников

Дуччо. Предательство Иуды. Фрагмент

После того, как предатель Иуда узнал, что Христа осудили на смерть, он пришел к первосвященникам и бросил перед ними на пол 30 сребреников, которые они заплатили ему за предательство Иисуса. Первосвященники не стали класть эти деньги в церковную казну и купили на них участок земли, принадлежавший гончару (Мф 27: 3—7).

Пророк Захария говорит:

И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах 11:12—13).

Добровольность страданий

Маттиас Стом. Увенчание терновым венцом. Около 1633-1639

Христос знал, что его арестуют, будут мучить и приговорят к страшной смерти на Кресте. Он легко мог уйти от Своих врагов, но принял все страдания добровольно (Ин 12:27) и ничего не говорил мучителям в Свою защиту (Мк 14:60—61).

Пророк Исаия говорит:

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7).

Оплевание и пощечины

Христос у первосвященника Анны. Jose de Madrazo y Agudo. 1803

После допроса в доме первосвященника арестованному Христу плевали в лицо и били его по щекам (Мф 26:67).

Пророк Исаия говорит:

Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6).

…И злодеям причтен

Тициан. Несение креста. 1565

Христа, Который не сделал ничего противозаконного, осудили и распяли вместе с уголовными преступниками (Мк 15:27—28).

Пророк Исаия говорит:

…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис 53:12).

Распятие

Джованни Баттиста Тьеполо. Несение креста

Иисус был распят, как это обычно делали по-римски: Его руки и ноги прибили к кресту толстыми гвоздями, удерживавшими тело.

Пророк Давид говорит:

…Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс 21:17).

«Сойди с креста!»

Глядя на умирающего в страшных мучениях Иисуса, первосвященники, фарисеи, книжники и простые прохожие смеялись над ним и говорили: «Пусть сойдет с креста, тогда поверим, что он — Сын Божий» (Мф27:40—43).

Пророк Давид говорит:

…Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему (Пс 21:8—9).

Жребий об одежде

Солдаты делят одежду Христа. Деталь фрески

Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет… (Ин 19:20—24).

Пророк Давид говорит:

Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21:18—19).

Уксус для жаждущего

Джованни ди Паоло. Распятие

Когда распятый Иисус просил пить, стражники дали ему губку, смоченную уксусом (Ин 19:28—29).

Пророк Давид говорил:

И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс 68:22).

Неперебитые голени

Мучения распятых на кресте могли продолжаться несколько дней. Чтобы это страшное зрелище не портило приближающийся праздник иудейской Пасхи, решено было ускорить процесс казни. Обычно для этого распятым перебивали голени молотом, после чего они не могли уже опираться на прибитые к кресту ноги и быстро умирали от удушья, повисая на одних руках. Так сделали и на этот раз. Но когда, перебив голени разбойникам, воины подошли к распятому Иисусу, то увидали, что он уже мертв. Поэтому его кости остались целы (Ин 19:31—33).

Пророк Давид говорит:

Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс 33:21).

Тьма над Иерусалимом

Во время казни Иисуса произошло затмение Солнца, на несколько часов Иерусалим погрузился в темноту (Мф 23:44—45).

Пророк Амос в IX веке до Рождества Христова говорит:

И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня (Ам 8:9).

Удар копьем

Уже мертвого распятого Иисуса римский воин на всякий случай пронзил копьем (Ин 19:34).

Пророк Захария говорит:

…Воззрят на Него, Которого пронзили… (Зах 12:10).

Погребение у богатого

Христа должны были похоронить вместе с казненными рядом с Ним разбойниками. Но после казни Его тело по разрешению Пилата забрал богатый и знатный член Синедриона по имени Иосиф, бывший тайным учеником Иисуса. Он со всеми почестями похоронил Христа в специально приготовленной для этого пещере (Мф 27:57—60).

Пророк Исаия говорит:

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9).

Спаситель мира

Кошелев Николай. Голова Христа

Христос взял на Себя все грехи мира (Ин 1:29), в Своем воплощении облекся в человеческое естество со всей его уязвимостью, подверженностью страданиям и смерти, чтобы исцелить его в Себе через Крестный Подвиг, смерть и Воскресение.

Пророк Исаия говорит:

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис 53:4).

На заставке фрагмент: Ангел с последней трубой. XVII век. Художник Алонос Кано (1601-1667)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *