Простота

Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности.

Фазиль Искандер

Простота как качество личности – способность проявлять прямое, ясное, прозрачное, лишенное скрытности, свободное от умственного двуличия поведение в соответствии со своим пониманием вещей.

Клерк, выйдя из канцелярии, взглянул на дворец императора с его сверкающими куполами, и подумал: «Как жаль, что я не родился в королевской семье, жизнь могла бы быть такой простой…» И пошёл по направлению к центру города, откуда слышался ритмичный стук молотка и громкие крики. Это рабочие строили новое здание прямо на площади. Один из них увидел клерка с его бумажками и подумал: «Ах, почему я не пошёл учиться, как мне велел отец, я мог бы сейчас заниматься лёгкой работой и переписывать тексты весь день, и жизнь была бы такой простой…» А император в это время подошёл к огромному светлому окну в своём дворце и взглянул на площадь. Он увидел рабочих, клерков, продавцов, покупателей, детей и взрослых, и подумал о том, как, наверное, хорошо весь день быть на свежем воздухе, заниматься физическим трудом, или работать на кого-то, или вовсе быть уличным бродягой, и совсем не думать о политике и о прочих сложных вопросах. — Какая, наверное, простая жизнь, у этих простых людей, — проговорил он еле слышно.

Простота – удивительное по силе качество личности. Свою силу она набирает в истинном терпении, из которого и берет свои истоки. Истинное терпение означает, что человек по-настоящему внутренне счастлив, что он может терпеть. Терпеливый становится простым, ибо простота не страшится некомфортных внешних ситуаций, она не сжимается от ужаса, что ей придётся спать с милым в шалаше и не впадает в депрессию от мысли, как они с мужем и ребенком будут жить в однокомнатной квартире, или у его родителей. У простого человека настолько много счастья внутри, что он знает, какие бы трудности не подбрасывала жизнь, он всё сдюжит. Поэтому простота не страдает от беспокойства и тревожности по поводу того, что происходит вокруг нее. Юкио Мисима в книге «Жажда любви» пишет: «Простота — наивысшая точка соприкосновения жизни и искусства. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость… Если человек боится простоты, значит он далек от зрелости».

Простота – это понимание своей достойности. Когда ты не тревожишь чужие эго, тебя активно слушают, твои мысли достигают разума людей. Эгоист, стоит ему сказать несколько слов, сразу включает «лампочки» чужих эго, вызывая споры, возражения и несогласие. Простой человек говорит, и его хочется слушать. Шестым чувством люди улавливают, что перед ними не балаболка, а достойная личность. Лукман Хаким пишет: «Пусть твои слова всегда будут приятными, хорошими, а твое лицо простым и открытым, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки».

Кроме того, простой человек доброжелательно настроен ко всем людям, даже к тем, кто над ним подсмеивался, осуждал и сплетничал. Поэтому в межличностном общении он предельно открыт, у него нет причин замыкаться, обособляться и отгораживаться. Тем более у простого человека отсутствует мотивация притворяться, лгать и лицемерить. Ему нечего перед людьми скрывать. Он чист, как девственный лес.

Какое качество личности сразу освобождает человека от зависти, гордыни, спесивости и двуличия? Правильно, простота. Простой человек без всякого специального намерения открывает сердца людей, они сами идут к нему навстречу. Простота, как одно из самых приемлемых состояний разума, блестяще сканирует в людях достоинства и пороки, то есть обеспечивает трезвый взгляд на своё окружение. Честные, искренние люди начинают доверять простому человеку. Люди в страсти, думая, что перед ними дурачок — простачок, пытаются его использовать в своих корыстных целях, развести. Люди, находящиеся под влиянием энергии невежества, злятся и оскорбляют простоту, ведут с ней высокомерно, по-хамски, презрительно и пренебрежительно.

Простому человеку не нужно особо напрягаться, чтобы понять, как и с кем нужно общаться, от кого нужно держаться подальше, а кого обходить дальней дорогой или держаться на расстоянии. Истинную простоту не обидишь и на шею к ней не сядешь. О.Г. Торсунов точно подметил наличие трёх видов простоты: «простота в благости означает, что человек настроен просто, то есть он очень открыт по отношению к миру, но если кто-то пытается над ним совершить насилие, он очень просто, опять же, честно, просто, говорит ему, что так нельзя делать. Простота в страсти означает, что человек играет в простоту. В зависимости от того, что мне нужно в жизни, как я хочу, то есть если у меня есть какая-то выгода от простоты.

Простота в невежестве, как говорят: «Простота – хуже воровства». То есть простота в невежестве – это когда человек просто-напросто простофиля, то есть он простачок такой, очень доверчивый человек, это называется доверчивостью. Когда человек очень доверчивый такой, не разбирается в ситуации совершенно, всем говорит что-то невпопад, который совершенно простоватый такой, туповатый немножко парень. Простота в невежестве означает, что человек просто недалек умом, и он, не понимая ситуацию, говорит то, что ему взбрело на ум. Вот это и называется простота в невежестве, или наивность по-другому». Анатолий Алексин в книге «Сердечная недостаточность» пишет: «Превыше всего простота! — уверял меня Геннадий Семёнович. — Не та, которая хуже воровства, а та, к которой приходишь через сложность. Я не знаю ни одного великого творца, произведения которого были бы непонятны. Непонятность иные заменяют талант. А у Пушкина, вспомните: «Пора пришла, она влюбилась…» Два подлежащих и два сказуемых. Всего — навсего! Но нам становится ясно, что от любви невозможно уйти, как от смены времён года или от другого чередования: за утром — день, а за ним — вечер. И от этого никуда не денешься!»

Истинная мудрость – простота в благости. Взять, к примеру, элитное общество. Межличностное общение там пропитано манерностью, вычурностью и скованностью. Истинного дружелюбия, открытости и искренности там не найдешь. Сплошная напыщенность, надменность, светскость, словом, олицетворенная гордыня. Человек, имеющий высокий социальный статус, и одновременно сохранивший такое волшебное качество личности как простота, он даже в этой понтовой среде пользуется расположением и симпатией. У него много настоящих друзей, глубокие, искренние отношения с ними. Случись что-то неприятное и о чванливом, заносчивом гордеце забудут на следующий день, лишь позлорадствуют и позлословят. Когда в беду попадает простой человек из «высшего» света, друзья сделают всё, чтобы вытащить его из неприятностей, будут защищать и помогать ему во всех отношениях. Простого человека невозможно бросить, его можно только потерять.

О.Г. Торсунов утверждает: «Есть три кита, которые создают отсутствие простоты. Первый кит – это тщеславие, или гордость, когда человек стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле. Второе – политичность, то есть когда человек пытается внушить другим людям то, чего на самом деле нет, но чего он хочет, чтобы они думали. То есть политичность означает обман в какой-то степени. И третий вид отсутствия простоты – это злоба, озлобленность. Когда человек в злобе находится, хоть он и может прямолинейно себя вести, но это простотой не назовешь, потому что злобный человек, он все равно не раскрывается как личность, он все равно зажат психически, поэтому нельзя сказать, что он по-простому себя ведет, злобный человек всегда скован, зажат и напряжен внутри».

Аркадий и Борис Стругацкие призывали: «Проще надо быть! Проще! Счастье в простом!» Генри Уорл Бичер пишет: «Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах». Путь человека к простоте труден и тернист. Сначала необходимо воспитать в себе смиренность и отказаться от гордыни. Затем нужно отказаться от насилия, культивировать в себе терпение и изживать предвзятость по отношению к другим. Отсутствие простоты создает проблемы в семье, на работе. С другой стороны, обладатель простоты удовлетворен жизнью, в нем нет и капли недовольства. Он доволен и счастлив.

Вопрос: Я очень часто слышу слова просто, простой, простота в различных жизненных ситуациях. Я так же слышу, что Кришна любит тех, кто ведет себя просто. Этому я очень рад и хочу развить качество простоты. Для этого я пытаюсь изучить этот непростой вопрос: как быть простым? (смех) В настоящее время у меня возникает ряд простых вопросов. Есть ли разница между простотой и невежеством (считайте глупостью)?

Ответ:

Есть.

Продолжение вопроса: В чем эта разница?

Ответ: В том, что простота значит бесхитростность. Простота значит, что человек говорит то, что думает и делает то, что говорит. Непростота – это когда я думаю одно, говорю другое, а делаю третье. Глупость – это когда я просто дурак, ее нельзя путать с простотой. Простота значит бесхитростность. Глупость значит глупость, человек не понимает что он делает, не понимает кто он такой и вообще что это такое. Простота основана на понимании того кто я есть.

Продолжение вопроса: Есть ли точное определение что такое простота и простой?

Ответ: Шрила Прабхупада говорит здесь наверняка в комментарии. «Простота означает, что человек должен быть настолько открытым и прямолинейным, чтобы не бояться сказать правду даже своему врагу.” Это то определение простоты, которое дает Шрила Прабхупада. Это значит, что я не держу ничего внутри, не пытаюсь солгать. Примером простоты является Арджуна. Слово арджуна происходит из корня риджу, что значит простой, бесхитростный. Слово арджавам от того же самого корня, что и арджуна. Арджуна что делал? Подошел к Кришне и сказал: «Не хочу сражаться. Независимо от того, что обо мне люди подумают, как они посмотрят на меня…”, он не думал … Он сказал: «Ладно, Господь с ним, не хочу сражаться, не могу сражаться, не буду сражаться!” Он не пытался играть какую-то роль. Отсутствие простоты – когда я играю постоянно какую-то роль на сцене, у меня есть зрители, я все думаю как эта роль, понравилась им или нет? Как я сыграл эту роль или не сыграл. Простота значит все время оставаться одним и тем же. Когда на меня смотрят я такой же, когда на меня не смотрят, я такой же. Если, когда на меня смотрят я один, а когда на меня не смотрят, я другой …. Если в кругу своей семьи я один, а на людях я другой, то это отсутствие простоты. Есть люди, которые приходят на воскрессную программу и просто любо-дорого посмотреть. Но надо спросить у их жены что происходит дома. Это тоже отсутсвие простоты. Я не знаю куда точнее. По-моему все очень просто.

Продолжение вопроса: Есть ли определение качества простоты в зависимости от гун природы, простота в благости, простота в страсти и простота в невежестве?

Ответ: Шрила Прабхупада начинает этот комментарий со слов что путь познания, описанный в этих стихах – трансцендентен, не имеет отношения к гунам природы. Иначе говоря, все качества, которые перечисленны тут, если это реальные качества, а не просто тень или их отражение, не имеют отношения к гунам материальной природы и не являются взаимодействием елементов поля. Настоящая простота – это когда я знаю, что я частица Бога и что мне в общем-то нечего скрывать особенно, я не отождествляю себя со своим телом и не пытаюсь при этом изображать никого, играть какую-то роль, привязываться к роли, потому что каждая роль имеет свои какие-то преимущества. Тоесть, в каком-то смысле настоящая простота вне гун материальной природы. Простота в гунах материальной природы – это тоже игра до какой-то степени, потому что можно сказать, что простота в страсти – это когда я по-простому страстный (смех), но никакой ценности в этой откровенной раджасичности нет. Можно сказать: да, вот пожалуйста, вот он откровенный? Нет, тут речь идет совсем о другом уровне качества.

Продолжение вопроса: Есть ли определение простоты трансцендентное?

Ответ: Я сказал.

Продолжение вопроса: Что такое простота по отношению к деньгам – к своим и к чужим? (смех)

Ответ: Простота по отношению к деньгам? Опять же простота значит, что я не играю никаких ролей и это значит, что я не пытаюсь так или иначе использовать свои деньги для того, чтобы как-то купить почет, уважение других. Потому что деньги тоже могут быть, и очень часто являются инструментом игры. У меня есть один человек знакомый с деньгами и он периодически приходит куда-то и говорит: «Давайте я вам сейчас начну помогать, я буду вашу программу поддерживать.” Уже много программ прошли через его руки таким образом. Он начинает некоторое время поддерживать эти программы. Потом через очень короткий срок вдруг начинается песня, которую я уже очень хорошо знаю: «Я никому не нужен, всем нужны только мои деньги. Вам я не нужен, вам нужны мои деньги.” Он сам пришел, он сам сказал и начинается какая-то … Тоесть, человек начинает использовать свои деньги, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы купить что-то. Это значит непростое отношение к деньгам. Простое отношение – у меня есть деньги. Есть – хорошо, ладно, я делаю все, что могу с ними, они в конце концов все равно не мои. Если мне их послал Кришна, я должен использовать их в служении Ему.

Продолжение вопроса: Если боль в материальном мире – признак невежества, то может ли простота какого-либо человека причинять боль оружающим?

Ответ: Нет. Настоящая простота, еще раз, трансцендентна и человеку, у которого есть это качество, не причиняет боли другим, в том числе. Как этим качеством в высшей степени обладают люди на высоких ступенях духовного развития, которые иногда они даже … скажем так, как Гаура Кишор дас Бабаджи. Он олицетворение простоты. Когда люди приходили к нему, он видел в них какое-то притворство, он брал и показывал на него. И можно сказать, что эти люди чувствовали боль, правильно? Если притворщику говорят, что он притворщик, ему становится больно в этот момент. Так что в каком-то смысле простота может причинить боль в этом смысле. Но эта боль не следствие простоты, это просто проявление той боли, которая уже накопилась в нашем эго, просто я уже больной и иногда врач причиняет боль человеку, он нам тыкает в это больное место.

Продолжение вопроса: Простота хуже воровства. Прост как свинья, лукав как змия… Отменены ли эти утверждения или решение на высшем уровне, что теперь простота чуть-чуть лучше воровства?

Ответ: Нет. В этих поговорках имеется ввиду совсем другое. Простота хуже воровства – это когда человек простой, скажем так в гуне невежества или еще что-то такое. Речь не идет об этом. Под арджанам подразумевается трансцендентная простота.

Продолжение вопроса: Противопоставляется ли простота мастерству и квалификации профессионализма?

Ответ: Нет. Никоим образом. Человек может быть очень простыми при этом очень высоко квалифицированным. Более того, именно в таком человеке простота особенно ценна. Когда человек не пытается наслаждаться. Еще раз, простота в каком-то смысле очень сродни смирению, потому что несмирение – это желание наслаждаться всем, что у меня есть и попытка гордиться всем этим. Простота – это когда у меня есть много всего, но при этом все это никоим образом не влияет на меня и на мое отношение к другим людям. У меня может быть много всего, много знаний. Ну и что? Когда у человека есть что-то и он начнает гордиться и всем показывать это, все время демонстрировать, подчеркивать это, то это беда. Но если у человека есть все это, он может оставаться простым. Я знаю людей по-настоящему возвышенных, обладающих всевозможными добродетелями и при этом они очень просты в обращении, у них нет ролей, которые они играют.

(Диск 109, л. 4)

Простота является одним из самых важных качеств любого человека, а тем более вайшнава. Почему? Потому что сам Бог любит простоту. Например, Господь Шри КРишна царским дворцам и пышным подношениям предпочитает деревню и общество пастухов и пастушек. Но почему же?

Целое всегда простое.
Простота же Полного Целого — совершенная.

В комментарии к «Чайтанйа-чаритамрите» (Антйа, 2.117) Шрила Прабхупада цитирует высказывание Бхакти-сиддханты Сарасвати Тхакура: «Первый принцип и квалификация, чтобы осознать Кришну — это простота». Это одно из важнейших качеств преданного: шаралата хи вайшнавата — «Простота — это то, что определяет вайшнава», — говорит он.

«В Бхагавад-гите» (13.8-12) перечислены девятнадцать качеств преданного, изначальных качеств души. И одним из них является простота.

Простота человека, опеределение

Языковеды определяют понятие «простота» как «прямота, искренность, откровенность».
Также простыми называют вещи, материалы однородные, свободные от каких-либо примесей.

Господь устроил сердце человека простым. Интересно, что автор известного толкового словаря В.Даль приводит в нём русские народные пословицы, вполне созвучные настроению преданности:

«Нас, простых, и Бог простит»,
«В простых сердцах Бог почивает» и т.д.

Для простого сердца мир ясен: есть Бог, есть душа, и есть отношения между ними. «Просто предайся Мне» — говорит Кришна. Именно шаранагати, полное предание Господу, — конечное заключение Вед.

Простой человек не двуличен, он не лицемерит. У него нет тайного плана поработить вас и мир вместе с вами. Он доступен. Как говорит Шрила Радханатх Свами, «быть простым, по сути, означает не иметь собственнических планов, а только — желание быть слугой слуги слуги слуг Кришны».

Простота человека и доверчивость

Бывает, простоту путают с доверчивостью. Но «доверчивость» — это «ещё нет». «Простота» же — это «уже нет».

Если доверчивость — плод невежества, то простота есть результат знания о мире. Доверчивость плоха тем, что ей приходится выбирать: какой из истин доверять. К сожалению, выбор, основанный на симпатиях, а не на знании, называется политичностью.

Вместо того чтобы разобраться, в чем правильность, а в чем ошибочность тех или иных взглядов на мир, доверчивость тривиально принимает один из них на веру. Стоит ли говорить, что результатом такого выбора, в конце концов, будет не только разочарование, но и углубление иллюзии — ведь там, где двойственность, там — майа.

Простота же есть результат глубоких переживаний и размышлений, но, в первую очередь, глубокой честности — с самим собой, с людьми и миром. Увы, истинная простота дается отнюдь нелегко.

» Если доверчивость — плод невежества,
то простота есть результат знания о мире.»
Любомир Дереш

Извилистость сердца, равно как и спутанность сознания, являются результатом анартх, оскорблений. Именно они приводят к двуличию, дипломатичности и лицемерию. Из этих качеств возникает мир, в котором есть «свои» и «чужие», обособленность и враждебные настроения. Так, через излишне сложное и непрямое, нас опять берёт за горло та самая ведьма по имени Майа, мы впадаем в заблуждения и иллюзии.

Как обрести простоту человеку?

Как же достичь простоты? Шрила Прабхупада даёт следующее обнадеживающее определение:

«смирение и мудрость вместе дают совершенное знание».

Аударйа Дхама прабху в своём семинаре о простоте объясняет, как простота возникает из смирения. Смирение приходит тогда, когда человек перестаёт заботиться о том, почитают его или нет.

Помимо внутреннего состояния, у простоты есть и внешнее проявление. Радханатх Свами рассказывает историю о том, как однажды в Нью-Двараке, сидя в очень простой комнате, где не было даже лампы, Шрила Прабхупада спросил у одного из своих учеников, помнит ли тот его комнату в храме Радха-Дамодары во Вриндаване. В 70-х эти комнаты были очень скромным жильем, по сути, маленькими коморками.

Прабхупада признался, как сильно он хотел бы вновь вернуться туда и пожить в той комнате. Но тут же признал, что это было бы для него чувственным наслаждением, поскольку его Гуру Махарадж хотел, чтобы он путешествовал по всему миру и проповедовал. Поэтому Прабхупада останавливался в роскошных апартаментах, которые предлагали ему его ученики, принимал прекрасные гирлянды и вьяса-пуджи, но сам всегда тосковал по храму Радхи-Дамодары, где он мог бы жить в простоте, практически нищете, воспевая Святые имена и поклоняясь Шри Радха-Дамодаре.

Любомир Дереш
Vedic-Culture.in.ua

Ещё материалы по теме: «простота человека»:

Сила простоты — Высказывания великих о значимости такого качества характера человека как «простота».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *