Просвещение в древней Руси

Просвещение в Древней Руси

Школь­ное обу­че­ние, воз­ник­шее в Древ­ней Ру­си во вре­ме­на кня­зей Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча и Яро­сла­ва Муд­ро­го (10–11 вв.), ох­ва­ты­ва­ло лишь не­зна­чи­тель­ное чис­ло вос­пи­тан­ни­ков, как пра­ви­ло де­тей слу­жи­те­лей церк­ви и цер­ков­ных ста­рост. В 12–13 вв. сфор­ми­ро­вал­ся круг мо­на­стыр­ских школ в Смо­лен­ске, Вла­ди­ми­ре, Рос­то­ве Ве­ли­ком, Ниж­нем Нов­го­ро­де. В шко­лах на­чаль­но­го ти­па изу­ча­ли чте­ние, пись­мо, пе­ние и бо­го­сло­вие. Обу­че­ние ве­лось на род­ном язы­ке. В шко­лах выс­ше­го ти­па для «луч­ших лю­дей де­тей», где го­то­ви­ли к го­су­дар­ст­вен­ной и цер­ков­ной дея­тель­но­сти, пре­по­да­ва­лись так­же фи­ло­со­фия, ри­то­ри­ка, грам­ма­ти­ка. Для обу­че­ния ис­поль­зо­ва­лись ви­зан­тий­ские ис­то­ри­че­ские со­чи­не­ния, гео­гра­фи­че­ские и ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные тру­ды, сбор­ни­ки вы­ска­зы­ва­ний ан­тич­ных ав­то­ров. Мно­гие вид­ные дея­те­ли древ­не­рус­ской куль­ту­ры вы­шли, в ча­ст­но­сти, из шко­лы при Кие­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре (ос­но­ван в 1051) – ве­ду­щем цен­тре книж­но­сти.

Этот праздник особенно почитаем у всех славянских народов. В этот день мы чтим память первых просветителей славянских – Кирилла и Мефодия, а также весь многочисленный сонм Преподобных, прославленных в лике святых. В святцах многие из них называются по имени страны, пустыни, местности, в которой родились или подвизались, по монастырю, по сану, по подвигам. Например, среди святых, просиявших на земле Российской, мы знаем Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских, Димитрия Ростовского, Варлаама Хутынского и многих преподобных отцов и преподобных матерей. Их путь для всех отмечен вехами героического подвижничества, их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

Жития святых были любимым чтением на Руси. Сотни лет грамотная Русь всех сословий набожно читала, а неграмотная слушала жития святых. Они были и остаются животворящим источником, многосодержательным чтением для всех и каждого. В них перед взором читателя вереницей проходят примеры поистине великого благочестия: что ни страница в собрании житий святых, то новая добродетель, самоотверженный подвиг ради Господа.

В библиотеке хранится большая коллекция книжных памятников православной истории и культуры XVI – XX столетий.

В экспозиции представлены старопечатные книги, факсимильные издания, предметы церковной утвари, иконы.

Представленное издание подготовлено совместно российскими и болгарскими учёными. Его цель – представить широкому кругу читателей тексты важнейших памятников, содержащих сведения об эпохе создания славянской письменности и деятельности ее создателей и первых просветителей славянских – Кирилла и Мефодия.

В издании факсимильно воспроизводятся древнейшие из сохранившихся текстов – Житие Мефодия из Успенского сборника конца XII начала XIII в. и два наиболее ранних списка Жития Константина-Кирилла. В издание включены также и их Краткие, так называемые проложные жития. Созданные по всей вероятности, в Болгарии в XI – XII вв., они уступают Пространным житиям по точности и подробности исторических сведений. Их главное значение в том, что на протяжении веков они служили основным источником информации о Кирилле и Мефодии для широкого круга читателей.

Минеи святого Димитрия Ростовского служат излюбленным чтением для русского православного народа. Изложенные славянским языком, Минеи в теченье XVIII и XIX столетий разошлись во множестве экземпляров.

Согласно выработанному плану, в основу издания положен текст Миней — Четьих Святителя Димитрия. Текст житий святых сопровождается разнообразными объяснительными примечаниями. В издание включены жития местночтимых русских, юго-славянских и грузинских святых.

Русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) впервые в отечественной историографии, исследовав жития XII – XVII вв., дал картину развития русской агиографии, методы научной критики житийных текстов, позволяющие установить соотношение между действительными событиями и тенденциозными преданиями. Очищенный научной критикой, этот источник в дальнейшем использовался Ключевским в его знаменитом Курсе русской истории.

Эта книга стала событием не только научной, но и общественной жизни 70-х годов XIX в. И сегодня это издание не утратило научного значения, помогая современному читателю понять исторический опыт тысячелетней христианской культуры на Руси.

Имя преподобного игумена Сергия Радонежского сияло и сияет особым светом, и ни один выдающийся человек не знал большего поклонения потому, что «примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее».

В собрании книг Ризницы Троице — Сергиевой Лавры, находящемся ныне в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, хранится уникальная рукопись лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского, созданная в царских мастерских Московского Кремля в конце XVI в. по заказу царя Фёдора Иоанновича. В этой книге 652 миниатюры, иллюстрирующие текст Жития.

В представленном альбоме опубликовано 100 миниатюр из этой рукописной книги, раскрывающих основные этапы жизни и деятельности преподобного Сергия. Издание подготовлено к 2000 – летию Христианства.

Книга монахини Таисии «Жития русских святых» – истинно подвижнический труд русского человека, оказавшегося на чужбине и посвятившего всю свою жизнь служению Богу. В течение долгих лет все свободное от монастырского послушания и богослужений время собирала монахиня житийные тексты в надежде и вере, что история святых земли Русской станет для православных людей примером терпения, добродетели и красоты.

«Жития русских святых», собранные монахиней Таисией, впервые вышли из печати в светском издательстве. История создания книги отражает духовное единство русских православных христиан вне зависимости от государственных границ и церковных юрисдикций. В состав книги внесены агиографические дополнения и историко-географические комментарии.

Издание богато иллюстрировано и содержит большой блок справочного аппарата – словарь терминов, алфавитный список святых, хронологическую таблицу.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – СПб., 1836. – 503 с.

В предлагаемом словаре помещены жития Святых, прославленных в Российской Церкви; жития некоторых других подвижников благочестия, коих память благоговейно сохраняется там, где они жили или почили; наконец краткие известия о тех Богоугоднопоживших, которых имена выписаны из Синодиков или древних монастырских записок.

Христианский месяцеслов, с краткими историческими сказаниями о всех святых прославляемых православною церковью, и с объяснением совершаемых в оной празднеств. – 4-е изд. – М. : Синодальная тип.
– 1863. – 483 с.

Христианский памятник, содержащий исчисление праздников и святых, прославляемых православною Греко-российскою Церковью. Краткие жизнеописания Святых. Духовные стихотворения на каждый день года, благочестивые размышления, Пасхалию на 100 лет. – 2-е изд. – М. : Тип. Августа Семёна, при имп. Медико–хирургической академии. – 1840. – 595 с. : ил.

Минея служебная. Февраль. – Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, IX. 1834 (7342). – 1 тит. л., I – 224 м.

Житийные иконы – композиции, представляющие собой ряды сцен-клейм вокруг изображения святого. Они иллюстрируют сюжеты из житийной литературы, повествуют о главных событиях жизни святого, о мучениях, которые он принял, и о чудесах, прославивших его имя.

Житийные иконы получили на Руси особое развитие. Их любили, потому что такие иконы совмещали в себе два важных момента – молитвенное общение, поклонение образу святого (средник иконы) и возможность получить наглядное представление о жизни святого (клейма).

Каталог состоит из семнадцати разделов, каждый из которых посвящён одному святому и его житию. Разделы начинаются с исторической справки о святом. В тех случаях, когда икон более одной, они размещены внутри разделов в хронологическом порядке. Более половины представленных в каталоге икон публикуются впервые.

Известно, что, восприняв от Византии основы православного вероучения, Киевская Русь унаследовала от греков и все виды церковного искусства: живопись, архитектуру, пение и т. д. На Руси пришедшие из Византии памятники живописи воспринимались в качестве нормативных образцов, которым древнерусские мастера неукоснительно следовали. Уже в первые века после крещения Руси переимчивые русские мастера успешно освоили иконографию и технологию греческой иконописи. Импортированная художественная система была готова к творческому преобразованию. Стали возникать живописные композиции, которых не знала византийская иконопись. Рисунок становился первоначальным образцом для создания иконы. Древнерусские письменные источники содержат редкие свидетельства того, как создавались такие рисунки. Знаменщики изготовляли прориси – образцы отнюдь не из любви к старинному рисунку, а из практической потребности. Иконные прориси подлежат изучению не только как пособие, но и как ценный художественный материал в истории русской графики.

В 2008 году исполнилось 625 лет Великорецкой иконе Святителя Николая – древнейшей православной святыне Вятской земли. Более шести веков православная Вятка свято хранит традицию Великорецкого крестного хода, ежегодно совершаемого на место обретения чудотворного образа.

В книге собран материал об обретении иконы, её путешествии в Москву, о Великорецком крестном ходе, об архитектурном Великорецком ансамбле, о списках Великорецкого образа, о гимнографии службы явлению Великорецкой иконы Святителя Николая. Книгу украсили редкие фотографии из частных коллекций, из Кировского краеведческого музея, Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, миниатюры из Лицевого летописного свода.

Гл. библиотекарь Регионального центра по работе с книжными памятниками Мошкина А.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *