Протестантский священник

ПАСТОР — одно из наименований руководителя религиозной общины в протестантизме.

Тер­мин «Пастор» биб­лей­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Древ­ние из­ра­иль­тя­не, пе­ре­но­ся об­раз пас­ту­ха, за­бо­тя­ще­го­ся о ста­де, на от­но­ше­ние Бо­га к Сво­ему на­ро­ду, на­зы­ва­ли се­бя «на­ро­дом па­ст­вы… и ов­ца­ми ру­ки» Бо­га (Пс. 94:7). Ии­сус Хри­стос го­во­рит, что Он по­слан «к по­гиб­шим ов­цам до­ма Из­раи­ле­ва» (Мф. 15:24; ср.: Мф. 10:6), что Он «пас­тырь до­б­рый», ко­то­рый «по­ла­га­ет жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Апостол Пет­ру вос­крес­ший Хри­стос пе­ред Сво­им Воз­не­се­ни­ем по­ру­чил пас­ти Его овец (Ин. 21:16), то есть на­став­лять и обе­ре­гать об­щи­ну ве­рую­щих.

В пра­во­слав­ной Церк­ви, Рим­ско-ка­то­ли­че­ской и древ­них восточных церк­вах сло­во «Пастор» име­ет ал­ле­го­рическое зна­че­ние — «пас­тырь сло­вес­ных овец», ука­зы­ваю­щее на еван­гель­ское при­зва­ние хри­сти­ан­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей; к ру­ко­по­ло­жен­но­му слу­жи­те­лю (смотреть Ру­ко­по­ло­же­ние) от­но­сит­ся тер­мин «свя­щен­ник». В этих церк­вах свя­щен­ст­во — од­но из цер­ков­ных та­инств. В про­тес­тан­тиз­ме не су­ще­ст­ву­ет та­ин­ст­ва свя­щен­ст­ва, «свя­щен­ни­ки» в ши­ро­ком зна­че­нии — все ве­рую­щие («цар­ст­вен­ное свя­щен­ст­во» — 1 Пет. 2:9), а пастор, пре­сви­тер (ста­рей­ши­на), епи­скоп — это пре­ж­де все­го ру­ко­во­ди­те­ли па­ст­вы, из­бран­ные об­щи­ной. В боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских церк­вей за из­бра­ни­ем сле­ду­ет не яв­ляю­щая­ся та­ин­ст­вом ор­ди­на­ция (по­свя­ще­ние, вве­де­ние в долж­ность), даю­щая пастору пра­во учить и про­по­ве­до­вать, со­вер­шать та­ин­ст­ва и об­ря­ды, а так­же на­лагаю­щая оп­ре­де­лён­ные цер­ков­но-административные обя­зан­но­сти.

В про­тес­тан­тиз­ме нет еди­но­го по­ни­ма­ния и упот­реб­ле­ния тер­ми­на «Пастор». Анг­ли­кан­ские и ряд лю­те­ран­ских церк­вей (главным образом скан­ди­нав­ских), не имея в сво­ём ве­ро­уче­нии свя­щен­ст­ва как та­ин­ст­ва, тем не ме­нее име­ну­ют сво­их слу­жи­те­лей главным образом свя­щен­ни­ка­ми (английский priest), по­сколь­ку счи­та­ет­ся, что ие­рар­хия этих церк­вей со­хра­ни­ла апо­столь­ское пре­ем­ст­во — че­ре­ду ру­ко­по­ло­же­ний, иду­щую от апо­сто­лов. Для других про­тес­тан­тов (не­ко­то­рые на­прав­ле­ния лю­те­ран, ре­фор­ма­ты, ме­то­ди­сты, бап­ти­сты (смотреть Бап­тизм)) пастор — это в основном долж­ность, хо­тя и не ли­шён­ная эле­мен­та «при­зва­ния» от Бо­га. Од­на­ко твёр­до­го пра­ви­ла не су­ще­ст­ву­ет: на­ли­чие или от­сут­ст­вие ор­ди­ни­ро­ван­ных пасторов дик­ту­ет­ся ме­ст­ны­ми тра­ди­ция­ми. Кро­ме то­го, есть об­щи­ны, для ко­то­рых пас­тор­ская ор­ди­на­ция яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ст­вом дос­та­точ­но­сти об­ра­зо­ва­ния для учи­тель­но­го слу­же­ния. Например, у пя­ти­де­сят­ни­ков ор­ди­на­ция сле­ду­ет за по­лу­че­ни­ем ди­пло­ма о бо­го­слов­ском об­ра­зо­ва­нии. Не­де­но­ми­ни­ро­ван­ные хри­сти­ан­ские церк­ви во­все не ор­ди­ни­ру­ют сво­их слу­жи­те­лей, од­на­ко да­ют им име­но­ва­ние пас­то­ров.

В ря­де про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций пасторы мо­гут из­би­рать­ся ли­ца как муж­ско­го, так и жен­ско­го по­ла.

  • English

В Казахстане государство одержало «победу» над крупной протестантской церковью «Новая жизнь». Трех пасторов признали виновными по ряду обвинений, основанием чему послужил сбор церковных подаяний.

Подпишитесь на наш канал в Telegram!

29 июля этого года районный суд Алматы вынес приговор трем пасторам протестантской церкви «Новая жизнь». Пастор и руководитель церкви Максим Максимов приговорен к пяти годам лишения свободы. Его супруга и служительница церкви Лариса Максимова и его заместитель, пастор Сергей Заикин – к четырем годам.

Всем им вменили три статьи Уголовного кодекса: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», «Незаконное предпринимательство», «Создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений». Священнослужители осуждены на основании заявлений девятерых бывших прихожан, посчитавших, что они попали под психологическое и психотерапевтическое воздействие проповедников, из-за чего год за годом посещали церковь и вносили пожертвования.

От тюремного заключения пасторов спасло только то, что они уже несколько лет находятся в США. Однако суд в своем приговоре постановил конфисковать их и принадлежащее церкви имущество.

Сергей Заикин. Фото с личной страницы Facebook

Церковь «Новая жизнь», созданная в Казахстане в 1991 году, является одним из старейших протестантских объединений страны и, по всей видимости, самым крупным. Помимо самой церкви в Алматы у него есть филиалы в городах республики и за рубежом, свой библейский колледж, имеется собственный международный телеканал CNL и одноименное информационное агентство.

Однако, согласно решению суда, создание церкви в 1991 году приравнено к криминальному замыслу с причинением тяжкого вреда здоровью и хищением чужого имущества обманным путем.

«Осуществляя свой преступный умысел, учредитель Максимов и активные участники религиозного объединения Максимова и Заикин под видом благотворительной, религиозной, миссионерской деятельности проводили на территории города Алматы регулярные мнимые богослужения, в ходе которых с целью осуществления корыстного умысла применили методы, способы и элементы психологического и психотерапевтического воздействия», – указывается в приговоре.

Ссылаясь на экспертизы, судья Гульшахар Чинибекова посчитала, что все проповеди, музыкальное сопровождение и встречи были частью преступного плана пастора Максима Максимова и его компаньонов по зомбированию населения с целью извлечения прибыли. Все шестеро пострадавших тщательно подсчитали, сколько они внесли в церковь в виде пожертвований и десятин за многие годы посещения церкви – 19 119 876 тенге или около 49 тыс. долларов США.

При этом потерпевшие не отрицают, что вносили деньги добровольно, но находясь под воздействием пасторов и общей атмосферы проповедей. Следствие обнаружило у них «изменения в структуре личности» и «психические расстройства», выявленные якобы пребыванием в этой церкви.

В то же время у церкви «Новая жизнь» на данный момент десятки тысяч последователей в разных странах мира.

Пожертвования делали добровольно, но под принуждением

Свою подробную позицию пастор Максим Максимов обозначил на своей странице в Facebook, где он отметил некоторые показательные моменты.

Максим Максимов с супругой Ларисой Максимовой. Фото с личной страницы М.Максимова в Facebook

По его словам, сам момент вменения подсудимым «создания или участия в деятельности незаконных общественных и других объединений» говорит об уровне следствия и суда, так как с 1991 года и по настоящее время церковь «Новая жизнь» действует на законных основаниях и имеет государственную регистрацию.

Также он отмечает, что у всех «пострадавших» есть заключения одних и тех же экспертов, с экспертизами по событиям 13-16-летней давности, написанными «под копирку».

«Представьте, с вами поговорил эксперт и выяснил из разговора, что 16 лет назад вас гипнотизировали и над вами совершили преступление, когда вы сидели в церкви во время проповеди. Для судьи этого достаточно? А где очная ставка? Где свидетели преступления? Где запись с камер? А мы записываем все служения», – недоумевает Максимов.

И хотя троих пасторов осудили, в том числе за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», никто из пострадавших за медицинской помощью не обращался.

Но больше всего он возмущен тем, что, по сути, добровольные пожертвования церкви посчитали за «хищения». На основании подобного приговора каждый прихожанин, включая прихожан храмов и мечетей традиционных религий, может потребовать возвращения своих взносов, посчитав, что был введен в заблуждение.

Показательно, что первые пятеро потерпевших появились одновременно еще в 2015 году, затем к ним присоединились другие, хотя в суде участвовали шестеро. На этом основании было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Однако обыски в церквях «Новой жизни» и домах пасторов десять оперативных групп одновременно провели только 25 марта 2016 года.

В пресс-релизе полиции говорилось, что во время обысков были изъяты боеприпасы и оружие. Однако никаких подтверждений этому не предоставили и в дальнейшем оружие и боеприпасы в материалах дела не фигурировали.

Вскоре после обысков некоторые фигуранты уголовного дела из числа служителей церкви покинули страну. Выезды за пределы Казахстана для проведения служения были запланированы гораздо раньше и билеты были приобретены за несколько месяцев до этого, однако из-за развития событий Максимовы и Заикин побоялись возвращаться в страну.

Логическое завершение череды проблем

В июле 2017 года пастора отделения церкви «Новая жизнь» в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан) Виталия Затолокина привлекли к административной ответственности за исполнение религиозных песен на базе отдыха, где он собрался со своими единоверцами.

В апреле 2018 года деятельность церкви в Шымкенте (Южный Казахстан) пытались приостановить за якобы нарушение норм пожарной безопасности – на заброшенном складе, принадлежащем церкви, не были обнаружены противопожарные датчики. Но здесь апелляционный суд отменил наложенный штраф и приостановление деятельности местного отделения.

Примерно с 2009 года церковь «Новая жизнь» находится не только под повышенным вниманием полиции и спецслужб, но и под давлением. Верующие жаловались, что им предлагают доносить на своих пасторов и что полиция угрожает прихожанам – этническим казахам – за «предательство» своей веры.

Несколько раз церковь подвергалась нападениям со стороны неизвестных. В 2011 году в Алматы во время проведения молодежной конференции кто-то дважды разлил едкую химическую жидкость с намерением сорвать мероприятие, причем второй раз ее залили в вентиляционную трубу.

В ноябре 2013 года в Актобе здание церкви закидали флаконами с темной жидкостью. Неоднократно силовики срывали богослужения и приостанавливали деятельность церкви под формальными предлогами в нескольких городах.

Последний процесс в отношении трех пасторов сопровождался демонстрацией множества видеозаписей богослужений.

Адвокат пасторов Айман Умарова кратко прокомментировала корреспонденту CABAR.asia итоги процесса:

Хотят закрыть церковь. Что еще говорить?

«Они боятся то, что я узнаю что-то, что-то сообщу. Но что там сообщать? Всем известно, что они преследуются из-за веры, из-за своей церкви «Новая жизнь». Вот и весь смысл», – описывала Айман Умарова первый день судебных слушаний, когда выяснилось, что ее не хотели допускать к материалам дела, следователи скрывались от адвоката, а в суде заявили, что ничего не знают об ее участии в этом процессе.

Богослужение в церкви «Новая жизнь” в Алматы. Photo: newlife.kz.church

Государство и «нетрадиционные» религии: отношения стабильны

Церковь «Новая жизнь» стала самой крупной «удачей» казахстанских силовиков в отношении нетрадиционных христианских течений за последние годы. Помимо нее постоянным нападкам подвергается христианский центр «Свидетели Иеговы» – крупная религиозная организация с ответвлениями по всему Казахстану.

Но в этом случае, очевидно, что у них есть мощная международная поддержка, из-за чего казахстанские спецслужбы несколько раз терпели поражение, а официальной Акорде приходилось идти на попятную.

10 июля 2018 года суд, вынесший в 2013 году решение против адепта «Свидетелей Иеговы» Андрея Королёва, принёс официальные письменные извинения за причиненный вред в связи с незаконным привлечением его к административной ответственности. Сам он признан реабилитированным, а выплаченный им штраф ему вернули. Это произошло после того, как Комитет ООН по правам человека признал Казахстан нарушителем прав Королёва.

По тем же основаниям 4 апреля 2018 года ранее осужденный на пять лет лишения свободы свидетель Иеговы Теймур Ахмедов был помилован со снятием судимости и освобожден из-под стражи указом президента Казахстана. Это также случилось после вынесенных решений Комитета ООН по правам человека и рабочей группы ООН по произвольным задержаниям.

Еще не менее трех приверженцев религиозного течения также были реабилитированы после вынесенных решений Комитета ООН по правам человека. В то время как во всех остальных случаях Казахстан отказывается выполнять решения правозащитных структур Организации Объединенных Наций.

После череды уголовных дел, включая обвинения в шпионаже, государству удалось значительно снизить активность крупных южно-корейских церквей «Источник жизни» и «Благодать».

Верующие из Церкви евангельских христиан-баптистов подвергаются систематическим административным и уголовным преследованиям за свою принципиальную позицию не взаимодействовать с государством, в том числе и в вопросах регистрации. Некоторые из них вынуждены покидать страну.

Но официально Казахстан отказывается признавать факты преследований по религиозным мотивам. В официальном ответе на запрос Комитет общественного согласия Министерства общественного развития (контролирующий, в том числе религиозную жизнь) опровергает, что в Казахстане подвергаются преследованию нетрадиционные течения:

Закон не делит религии на малые и крупные, традиционные и нетрадиционные религиозные группы. Никакая религия не может утверждаться в качестве государственной или обязательной. Соответственно, в своей практической деятельности государственные органы не делают никаких уступок и привилегий верующим одной религии в ущерб интересам представителей другой.

Отмечается, что за последние годы в целом законодательство Казахстана «в сфере защиты прав и свобод граждан» претерпело видоизменения и «в настоящее время соответствует общепризнанным международным нормам, заложенным во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах».

Сейчас церковь «Новая жизнь» продолжает работать в штатном режиме, а осужденные пасторы ведут проповеди онлайн. На это обращают внимание подконтрольные государству медиа. Facebook-паблик «Враги народа Казахстана 2.0», объявивший войну оппозиции, гражданским активистам и правозащитникам, внес в число врагов и Максима Максимова с адвокатом Айман Умаровой, назвав первого «мошенником веры», вторую «адвокатом дьявола».

В последнем отчете «Международная свобода религии 2018» Госдепартамента США Казахстану в очередной раз отведено место страны, в которой религиозные меньшинства подвергаются преследованиям со стороны государства:

Власти продолжали арестовывать, задерживать и сажать в тюрьмы людей за их религиозные убеждения или принадлежность к религии; ограничивать выражение религиозных взглядов; мешать незарегистрированным группам исповедовать свою веру; ограничивать мирные религиозные собрания ; криминализировать высказывания уголовной статьей «возбуждение религиозной розни»; ограничивать прозелитизм; ограничивать публикации и распространение религиозной литературы; подвергать цензуре религиозный контекст и ограничить приобретение или использование зданий, используемых для религиозных церемоний и целей. Власти совершали рейды в ходе религиозных служб, преследовали отдельных лиц за «незаконную миссионерскую деятельность» и отказывались регистрировать «нетрадиционные» религиозные группы.

Аналогичного мнения придерживаются другие организации, выступающие за свободу вероисповедания – норвежская Forum 18 и нидерландская Open Doors.

Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1–2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Беноццо Гоццоли. Покаяние еретиков Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2, 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20–21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

Мартин Лютер. Портрет В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил». «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее».

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Однако и в том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе Римском, они не приблизились к Православию, потому что, как говорил святой Иларион (Троицкий), «протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма».

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,»— говорю я им.— «Что они отвечают?» — «Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение»… У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос… нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание».

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1, 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их». Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Это было сказано об истинных последователях Христа – православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1–11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9–10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Поэтому Бог, заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,— добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3–5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18–22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Прп. Максим обличает монофелитскую ересь перед императором Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

***

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <…> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты».

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа».

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм (письмо от 1 марта 1844 г.).

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Якобсон Р.
(отрывок из книги «Все дело в молитве»)

На протяжении всех времен молитвы народа Божьего становились источником неслыханной силы. Молитва и вера — это наша связь с Богом, с Богом, Который может сделать абсолютно все. Священное Писание свидетельствует о том, как Бог чудесным образом спасал Своих детей и отвечал на их молитвы.

Давид в Пс. 18:8 говорит: «Откровение Господа верно». Все повествование Библии, от начала и до самого конца, подтверждает — Его обещания истинны. Рассказ за рассказом предоставляют нам Молитва и пост более чем достаточные доказательства того, что Он действительно спасает, действительно освобождает, действительно дает и исцеляет.

Апостолы провели десять дней в молитве по повелению Христа. Результатом стали Пятидесятница и излитие Святого Духа, Который приготовил их для служения. Обращение трех тысяч человек оказалось лишь началом, апостолы обрели уверенность, храбрость, силу и все необходимые качества. Все дело в молитве.

Павел говорит, что мы не знаем того, чего хотим, в чем нуждаемся или что нам необходимо (см. Рим. 8:26). Святой Дух вступается и ходатайствует за нас. Он устремляется к Богу, направляет Его внимание к нам, согласно Его воле молится за нас, и это происходит не всегда в соответствии с нашими молитвами.

Дух Святой ходатайствует и может даже вмешиваться в наши прошения, потому что мы не знаем, о чем нужно молиться. Он направляет наши молитвы к Богу, и таким образом мы получаем ответы.

Очень часто, вспоминая чудеса, происходившие с народом Божьим и описанные в Священном Писании, мы обычно подмечаем волнующие детали чуда. Вообще-то в действительности каждое из повествований начинается с того, что Божий народ склоняется перед Богом в молитве и часто еще и в посте. Затем в ответ на общую молитву и пост Своего народа Бог вершит чудеса, чтобы народ лучше осознал Его всемогущество.

Целью молитвы является познание Бога. Более необходимым, чем ответ на молитву, более важным, чем Его «дары», является познание Самого Бога, Его воли и Его замысла. Это происходит благодаря молитве, изучению Его слова и посту. Иногда молитва и пост желательны и необходимы. В руке Божьей они являются средством очищения сердца и просветления мыслей. Мы получаем ответы на свои молитвы, потому что смиряем душу перед Богом.

Если слово «пост» перевести буквально, оно означает «прикрывать рот». В действительности это может проявиться в тщательном контроле всех мыслей и побуждений.

Если вы решили поститься, то какова ваша цель? Поститесь ли вы ради духовного обновления, Божьего водительства, исцеления или исполнения собственных желаний?

Как правильно поститься

Существует много различных типов поста. Многие люди постятся один раз в неделю. В течение суток они пьют только воду. Другие люди отказываются от одного приема пищи в какой-то день или в течение недели; некоторые исключают тяжелую калорийную пищу и едят простые вегетарианские блюда.

Миллионы христиан пребывали в посте долгое время, употребляя только соки. Обычная протяженность таких постов 30—40 дней. Однако необходимо проконсультироваться с врачом, прежде чем предпринимать нечто подобное. Важным компонентом поста является стремление исключить мирское влияние на разум, включая чтение, радио и телевидение.

Если вы заинтересованы в посте или сама мысль о посте привлекает вас, возможно, вы захотите молиться, чтобы Святой Дух вел и направлял вас. Нужно ли вам поститься? Если да, то как?

Жизненно важным элементом поста является выделение дополнительного времени для молитвы. Вы можете молиться, выполняя повседневные обязанности. Отдавая больше времени изучению Библии и молитве, вы будете укреплять свои духовные мышцы. Ожидайте результатов. Почему Писание особенно подчеркивает значение поста? Как пост может укрепить ваши молитвы? Вот несколько полезных размышлений.

Необходимость поста

Молясь, вы прикасаетесь к невидимому. Постясь, вы отказываетесь от видимого.
Многие тексты Священного Писания доказывают духовную необходимость поста.
Пост — это единственная духовная дисциплина, которая соответствует всем условиям, описанным во 2-й Книге Паралипоменон 7:14: «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их».

Только чистому и целеустремленному человеку Господь дарует Свой свет. Кто стремится познать истину, должен с радостью принять все, что она открывает.
Пост — это духовный путь смирить самого себя перед Богом. «Изнурял постом душу мою» (Пс. 34:13).

«И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога Нашего» (Езд. 8:21).

Во время поста у нас больше времени для молитвы, для поиска Божественного присутствия, для покаяния, потому что мы более сконцентрированы на Боге и нас не так сильно занимают ежедневные обязанности, как, например, приготовление пищи и ее поглощение.

Во время поста мы можем увидеть свое истинное духовное состояние, испытать катарсис, раскаяться и изменить свою жизнь, что позволит Духу Святому воздействовать на нас сверхъестественным и мощным способом.

Во время поста усиливаются ясность мысли и способность концентрироваться на Слове Божьем. Роль Библии становится более значительной. Значение Священного Писания в нашей жизни неизмеримо возрастает.

Во время поста молитва преобразуется в более богатое, глубокое и более личное переживание.

Во время поста укрепляется духовная настойчивость и возрождается глубокая любовь к Господу.

Во время поста обновляются вера и надежда и рождаются новые доверительные отношения.

Скромность является отношением сердца. Псалмопевец говорит: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). Господь услышит нас и ответит на наш зов, когда мы придем к Нему в смирении и сокрушении, раскаиваясь в своих грехах и прося Его очистить нас кровью Иисуса и наполнить Духом Святым. Но вы можете спросить — каким образом пост помогает?

Как помогает пост?

Пост — это первичное средство восстановления. Смиряя себя постом, мы позволяем Духу Святому совершать Свою уникальную работу обновления в нас. Это меняет наше отношение к Богу и позволяет с большей чуткостью воспринимать Божью реальность и Его присутствие в нашей жизни. Пост уменьшает силу нашего «я», чтобы Дух Святой мог более интенсивно работать внутри нас. В результате Бог исполнит Свою волю в нас и сделает для нас гораздо больше, чем мы когда-либо могли себе представить.
Пост ведет к покаянию и святому сокрушению, приносящим внутренний покой и самоконтроль. Пост сводит на нет физические соблазны и упорядочивает суматошную современную жизнь.

Пост обновляет наше духовное видение. Когда вы чувствуете, что потеряли контроль над обстоятельствами и угасла ваша первая любовь к Богу, то именно пост может помочь вам снова сконцентрироваться на замысле Бога о вас.

Пост укрепляет непреклонность в следовании Божьему плану. Возможно, вы знаете, что Господь хочет от вас, но вам тяжело соответствовать Его планам. Пост придаст вам силы следовать Его путем.

Пост способен обновить вашу жизнь.

Действительно ли вы хотите поститься?

Для того чтобы получить духовные дары, пост — не самый простой способ. Для тех, кто не привык к посту, воздержание от пищи может представлять реальную трудность — трудность противостояния между духом человека и его плотью.

Слово Господне говорит о том, что пост и молитва являются сильным средством для нового излития Божественного огня в жизнь человека. Этот огонь порождает плоды Духа Святого -любовь, радость, мир, терпение, доброту, верность, кротость и самоконтроль, но особенно плод праведности и духовной победы над желаниями плоти и умыслами врага.

Молитва и пост смиряют душу, тело и дух перед нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом и приводят к осознанию присутствия Духа Святого. Рождается новое творение, чистая радость, восстанавливается настойчивость в служении Богу.

В Нагорной проповеди Иисус учил: «Когда поститесь…», а не «если поститесь». Таким образом, для верующих не стоит вопрос: «Должен ли я поститься?», вопрос звучит так: «Буду ли я поститься?»

Миллионы христиан в нашей стране и по всему миру постятся. Постятся и, молясь за свои дома, семьи, церкви и города, начинают ощущать чудесное преображение, духовный рост, ясность внутреннего мира и твердость веры.

Составляющие духовного поста

Сосредоточьтесь на Боге. Ваши молитвы принесут результат только тогда, когда ваше сердце чисто и ваши побуждения неэгоистичны. Смиренное сердце под воздействием Духа Святого кается, наполняясь благодарностью и прощением, послушанием, уважением и желанием служить. Молитва и пост делают действенной работу Духа Святого, совершаемую внутри нас.

Ожидание Божественного руководства. Если вы поститесь долгое время, рассчитывая лишь на силу своей плоти, вы можете встретиться с многочисленными сложностями. Но если Бог ведет вас в вашем посте, Он даст вам силу достойно завершить его.

Приносите свое тело в живую жертву «святую и благоугодную Богу» (Рим. 12:1).

Молитесь за себя и ходатайствуйте за других. Вы приносите свои личные нужды к Богу и ходатайствуете за любимых, за друзей, Церковь, общину, народ и мир, молясь о том, чтобы свершилось великое обращение.

Вашей церкви нужен координатор молитвенного служения и молитвенный комитет

Особое молитвенное служение дает церкви возможность более эффективно использовать возможности молитвы.

Особое молитвенное служение не затеряется среди остальных программ, проводимых в церкви.

Молитвенное служение сообщит новую силу остальным видам церковной деятельности и программам.

Молитвенное служение делает возможным развитие и организацию других молитвенных программ внутри церкви.

Христос сказал, что в последние дни мы должны молиться. Молитвенное служение способствует лучшему бодрствованию и исполнению записанного в Лк. 21:36.

Когда существует особое служение и назначен человек, ответственный за него, то все больше людей удастся вовлечь и все больше семей охватить ходатайственными молитвами.

Излитие силы обещано церкви, если она молится, молится и каждый ее член отдельно, и вся община в целом.

Церковь нуждается в молитвах — особых молитвах за пасторов, учителей, церковных руководителей и за каждого члена Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *