Псалом 36 29

В час отчаяния, обессиленному и измученному бедами человеку остается одно – верить в Господа и надеяться на его помощь. Эту тему затрагивает Давид в своем труде, псалме 36, в котором он напоминает христианам о том, что только Всевышнему под силу спасти людей, принести на землю покой и мир.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитва от пьянства сына сильная.

Текст псалма 36

В церковной традиции в храме псалмы принято исполнять на старославянском. Этот вариант молитвы может быть использован верующими для личного обращения к Богу, но действенным он окажется лишь если праведный понимает смысл прочитанного. Для разбора толкования произведения используют перевод псалма 36 на русский язык.

На церковнославянском языке

На русском языке

История написания

Жил Давид за 3000 лет до Рождества Христова, его работы, вошедшие в сборник «Псалтырь», стали своего рода летописью его пути. В 36-ом псалме пророк говорит о том, что он стар, а значит, песнь была сложена в период, когда он помышлял об окончании своего правления. В тексте царь решил собрать ту мудрость, которую ему даровал Господь, он собрал наставления, которые, по его мнению, были бы полезны другим поколениям.

Псалом 36 многие эксперты сравнивают с учением, которое традиционно передает отец сыну. Таковое Давид мог бы отдать своему наследнику Соломону. В хвалебной песни он подчеркивает, что пути человека известны только Всевышнему, Ему под силу вершить справедливый суд, управлять их жизнями. Лишь Господь способен даровать людям утешение.

В каких случаях читают псалом 36?

Этот труд, чье авторство принадлежит царю Давида, из всех, которые упоминаются в Библии, в ходе богослужений в храмах исполняют чаще всего. Как и другие хвалебные песни, молитвы, эту рекомендуется читать тогда, когда это уместно. Псалом 36 рекомендован тем, кто страдает от нападок врагов.

Подозревая зло, затеянное против праведного безбожниками, столкнувшись с клеветой без оснований, он может обратиться с этими строчками к Богу, попросить у него, таким образом, помощи, спасения души, торжества истины и наказания для тех, кто согрешил. Судьбы виновных нужно доверить Всевышнему, судить своих врагов сам человек не в праве, не говоря уже о мести.

Толкование

36-ой псалом стоит расценивать, как наставление, истину, открывшуюся Давиду за годы его жизни, служения Богу. Смысл произведения читатель видит по-новому, изучая тщательно толкование отдельных стихов:

  • Стихи с 1 по 3: начинается произведение с простых, но ценных советов, прислушиваясь к которым, верующий получает шанс избежать мук. Главное, что нужно ему запомнить — веру в Господа необходимо хранить и укреплять, не сходя с выбранного Им для людей пути.
  • Стих 4: лишь Единому Творцу под силу даровать праведному утешение.
  • Стихи с 5 по 8: тот, кто живет по законам Божьим, получит вознаграждение, душа его наполнится радостью. Завистников же ждет падение во грехе.
  • Стихи 16 и 17: описание того, что уготовал Спаситель грешника. Жизнь вероотступников может другим казаться хорошей, но все блага они в конечном итоге потеряют, чего не случится с праведными.

Правила чтения псалма 36

Псалом 36, как и другие песни из Псалтыря разрешено читать не только в храме, но и дома. Не имеет значения, на каком языке верующий возьмет молитву, но некоторые настоятельно рекомендуют научиться читать ее на старославянском. Обращаются к Господу в тишине, покое, произносят слова сосредоточенно, не торопясь.

Псалтирь

Псалом 36.

1Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 2ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

3Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

4Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

5Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, 6и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

7Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

8Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, 9ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

10Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

11А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

12Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: 13Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.

14Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: 15меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.

16Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых, 17ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: 19не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; 20а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.

21Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает, 22ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.

23Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: 24когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

25Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: 26он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.

27Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: 28ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится.

29Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

30Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

31Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.

32Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его; 33но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.

34Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.

35Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; 36но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.

37Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир; 38а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.

39От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби; 40и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

Предыдущая глава

Следующая глава

Раздел ведет рав Элиягу Эссас

36 праведников…

Меня очень интересует изложенное в Талмуде (по-моему, глава Сангедрин) учение о 36 праведниках (ламед-вавниках), но, к сожалению, я никак не могу найти источники, в которых изложено данное учение. Не могли ли бы Вы подсказать, где я могу найти данное учение (в главе Сангедрин на вашем сайте я ничего не нашел), и что о нем говорили наши мудрецы?

Саша
Израиль

В Талмуде (трактат Санѓедрин, лист 97) изучается вопрос о продолжительности «материалистического» периода существования мира и человечества. Иначе говоря — о начале «активного мессианского процесса». И анализируются факторы, которые могут ускорить или замедлить этот процесс.

Среди основных факторов Учителя отмечают — тешуву, то есть духовное приближение нашего народа к идеалам и выполнению задач, поставленных перед нами Всевышним.

Кроме всего прочего, рассматривается и проблема «гарантий», свидетельствующих о том, что тешува произойдет. Одна из этих гарантий — то, что в нашем народе постоянно имеется, как минимум 36 праведных людей, о которых в Танахе, в книге пророка Иешаягу сказано: «Счастливы те, кто живет в постоянном ожидании сближения с Ним» (книга пророка Иешаяну, гл. 30, ст. 18 — в уточненном переводе; объяснения ниже).

В упомянутой фразе есть такие слова: «…ашрей коль хокей ло». В подстрочном переводе это означает — «…счастливы все, кто ждет Его». Но на иврите тот, кто ждет, обозначается словом — мехаке. Форма глагола хоке (она встречается единственный раз в Танахе — только здесь) подразумевает, что некто «постоянно находится в состоянии ожидания», то есть в данном случае используется грамматическая форма, аналогичная той, что в английском языке называется Present Continuous (форма глагола настоящего времени, подчеркивающая продолжительность действия). Поэтому мы и переводим эти слова — «тот, кто живет в постоянном ожидании». Иначе переводить слово хоке (просто — «ждет») — неправильно.

И вот это свойство — «жить в постоянном ожидании» — и характеризует особых людей, «гарантов» нашей тешувы.

Кто эти люди и почему их — не менее тридцати шести?

Сам факт, что пророк выделил только это их свойство и не отметил других черт, свидетельствует, что речь идет об «обычных людях». И действительно, в еврейской традиции, которая насчитывает много сотен лет, эти люди назывались (в частности — в Восточной Европе) — «ламед-вавники». И всем было ясно, что в данном случае говорится о людях, которые, ничем не выделяясь, живут среди нас, поддерживая еврейский образ жизни и выполняя законы Торы.

Процитированная здесь фраза из книги пророка Иешаягу заканчивается словом ло, составленным в оригинале (на иврите) из букв ламед и вав. Числовое значение буквы ламед — 30, вав — 6, что в сумме составляет — 36.

Итак, Устная Тора подчеркивает, что в течение всего периода галута (со времен разрушения Первого Храма и до наших дней) в каждом поколении еврейского народа есть люди, особо преданные «Делу Всевышнего». И по численности их — не менее 36-ти.

P.S. На нашем сайте размещены не все обозрения трактата Санѓедрин. Они заканчиваются 90-м листом. А остальных пока еще нет.

Автор текста Элиягу Эссас

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 36

Толкование Псалма 36

Этот псалом Давида представляется «вытекающим» из предыдущего. Он является наставлением праведным не гневаться и не волноваться (в русском тексте «не ревновать») по поводу «процветания злодеев», и тем более — не завидовать им, ибо Божиего суда им не избежать. Праведных Давид наставляет уповать на Господа. По своему содержанию Пс. 36 (написан в форме акроста, как и Пс. 33; толкование в конце этого псалма) перекликается с псалмами 48 и 72, а также с книгой Иова.

А. Не гневайся и не завидуй, но уповай на Господа (36:1-8)

И Он услышит твои молитвы и исполнит желание сердца твоего (стихи 3-4). Для идущих путем, угодным Господу… Он совершит все, что нужно для их блага (стих 5). Стих 6 читается в том смысле, что праведности доверившегося Ему Господь даст сиять, подобно свету зари, и справедливости его — подобно свету полдневного солнца.

В стихе 7 — повторение призыва покориться Господу и надеяться на Него, не раздражаясь из-за успехов «лукавого человека». Предостережение во второй части стих 7 усиливается в стихе 8: Давид напоминает, что ярость может толкнуть на причинение зла нечестивому, — допускать себя до этого не следует.

Б. Нечестивых ждет справедливое наказание (36:9-22)

Пс. 36:12-22. Утверждения, содержащиеся в стихах 9-11, основаны на следующих пяти противопоставлениях в стихах 12-22.

1) Нечестивый злоумышляет против праведника, но Господь посмеется над ним: Он видит скорый конец его (видит, что приходит день его); стихи 12-13.

2) Нечестивые нападают на бедного и нищего, но падут жертвой собственного насилия (стихи 14-15).

3) Лучше иметь немного, будучи праведником, чем большое богатство, будучи нечестивым, — потому что сила (мышцы) нечестивых будет сокрушена, и нажитое ими погибнет, а малое, чем владеет праведник, напротив, возрастет, ибо его поддерживает Господь (стихи 16-17).

4) Ибо дни непорочных и достояние их… вовек… пребудет под защитой Господа, а нечестивые погибнут подобно траве (36:2) и как тук агнцев, сгорающий в огне всесожжения (стихи 18-20). 5) Причина этого в эгоизме и в бессердечии нечестивого, который даже взятого взаймы… не отдает, как и в бескорыстии, щедрости праведного, дающего взаймы и милующего своих должников (стих 26). В стихе 22 повторяется мысль о наследовании земли «благословенными» Богом и об истреблении проклятых Им.

В. Господь благоволит к праведным (36:23-31)

Пс. 36:23-31. Он руководит путями их и поддерживает их за руку (стихи 23-24). Он заботится о пропитании праведных и благословляет их потомство (стихи 25-26). Давид на собственном опыте не мог не знать, что и на долю праведных выпадают страдания, и, когда он говорит на склоне лет, что за всю жизнь не видал праведника оставленным, то подразумевает, что и попуская таковому испытания, Господь никогда не оставляет его совсем.

Поскольку в древнем Израиле не знали о воскресении тела, то под «жизнью во век» в стихе 27 Давид, возможно, понимал вечное посмертное существование души праведника вблизи от Бога. Продолжение этой мысли можно видеть во фразе вовек сохранятся они (стих 28). Но на основании неоднократно звучащей в Пс. 36 мысли о «наследовании земли праведными» сказанное в стихе 27-28 некоторыми понимается как еще одно повторение этой же мысли — в значении (в первую очередь) вечного пребывания праведников в земле обетованной.

Cтих 28 повторяется утверждение, что Господь, любящий правду, не оставляет без защиты и помощи святых Своих (т. е. верующих в Него).

Стих 29 — снова мысль о наследовании земли праведными; она будет отдана им в вечное владение, говорит псалмопевец.

Стихи 30-31: рассуждения праведника исполнены мудрости и искренности, потому что в сердце у него… закон Бога.

Г. О противостоянии зла и добре (36:32-40)

Пс. 36:32-38. Псалмопевец размышляет об этом вечном противостоянии: Нечестивый постоянно ищет умертвить праведника, но Господь всегда на защите его. Отсюда повторение призыва к праведным (звучащего в этом псалме как лейтмотив): Уповай на Господа, и держись пути Его; и ты увидишь, обещает Давид, как будут истреблены нечестивые (стих 34).

В стихах 35-36 — образ нечестивца, разрастающегося, подобно многоветвистому дереву, от которого, однако, и следа не осталось.

Мысль, выраженная в стихе 37: праведного, в отличие от беззаконника (стих 38), в конечном счете ожидает мир

Пс. 36:39-40. От Господа спасение праведникам, подытоживает сказанное прежде царь Давид. Он защита их во время скорби. Он спасет их; ибо они на Него уповают

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *