Псалом на русском 90

Царь Давид и его псалтырь

Эта молитва — одна из сильных и действенных защитных молитв Давида, прославленного как пророка Господа и могущественного правителя.

Давид известен, прежде всего, как правитель, царь-объединитель иудейского народа. Ему удалось объединить создать их первое сильное государство. Поэтому он особо чтится в Израиле, считаясь легендарным основателем этой страны.

В православной традиции Давид известен как вождь небольшого еврейского племени, который откликнулся на призыв Господа и объединил северное и южное царства своего народа. Он создал сильное унитарное государство и основал Иерусалим, который считается священным городом Бога.

Много войн вёл Давид-царь, и множество духовных подвигов совершил Давид-пророк. Будучи открытым, искренним и кротким к слову Божию, он стал сильным и справедливым правителем и духовным лидером своего народа. До сих пор он считается идеалом царя как боговдохновенного вождя нации.

Низко павши в истории с женитьбой на Вирсавии, он осознал свой грех и не менее глубоко и от всего сердца раскаялся. Приняв Господа в сердце своё, он до конца жизни беззаветно и искренне выполнял Его волю, даже если это шло вразрез с его земными желаниями.

Пребывая постоянно в молитвенном общении с Господом, государь Давид свои молитвы записывал. В результате получился известный нынче молитвослов царя Давида — Псалтирь.

Живой слог молитв Давида считается особенным видом поэзии — псалмическим. Поэтические же свойства этих молитв в особенности ярко проявляются при их звучании на церковнославянском языке. Слушать их лучше всего в исполнении церковного хора и священников-псалмопевцев.

Особенности чтения

В православной традиции есть определённый порядок обучения чтению молитв. Считается, что для понимающего суть и значение молитвы, важен не язык, а то, как её декламирует молящийся. Эта молитва при правильном её чтении имеет сильное защитное действие. Читать нужно с непоколебимой верой, искренней надеждой и безграничной любовью.

Особенность фонетического устройства церковнославянского языка в том, что с его помощью в принципе невозможно выражать откровенно злые мысли. Поэтому все молитвы написаны и читаются при богослужениях именно на церковнославянском языке.

На нём же записаны все канонические тексты, им выражали свои мысли православные Святые и Отцы Церкви. Слова этого языка имеют более глубокий и объёмный смысл, а их звучание приятно для души.

Особого труда не составит читать и понимать этот язык. Большинство его слов практически не отличаются от нынешних русских. Молитва «Живый в помощи», текст которой доступен на всех языках, будет иметь наилучшее звучание именно на этом древнем языке.

Тем не менее этот язык уже почти забыт, а при чтении молитв важно понимание их содержания. Ум считается проводником, указывающим и направляющим в правильную сторону движения чувств души при чтении. Чтобы молящийся понимал смысл и содержание молитв, был сделан их перевод на современный русский язык.

Толкование и смысл молитвы

Смысл произносимых в молитве фразы определяется значениями её слов. Большая их часть уже давно вышла из повседневного обихода, тем не менее для понимания полной глубины и силы этой молитвы царя Давида важно понимать не одно, а все их смыслы и оттенки значений.

На картинках представлена молитва Псалом 90 «Живый в помощи Вышнего» на церковнославянском и русском языках. Написана она старославянским и современным шрифтом.

Построчное толкование молитвы:

  1. «Тот, кто жив благодаря помощи и поддержке наивысшего существа во Вселенной, возвращаясь под его кров, говорит». Это обращение к Вышнему того, кто жив только благодаря Его помощи, представление: «Я, такой-то…» при обращении к самому могущественному существу в Мироздании. В целом этот смысл раскрыт в притче Иисуса о блудном сыне (Лк.15:11–32).
  2. «Ты есть мой Защитник, моё Прибежище и мой Бог, на которого я уповаю». Тут утверждается только Его возможная защита («Прибежище»), верховное главенство и всемогущество («Бог») и безусловная надежда на Его предохранение («уповаю»).
  3. «Потому что Он избавит тебя от многочисленных ловушек и от противных Его воле мыслей и слов». Здесь речь идёт о конкретизации необходимости защиты от «сетей ловчих» — многообразных происков дьявола поневолить человека и вынудить его к мысленному или словесному возражению, восстанию («мятежу») против Господа.
  4. «Он развернёт над тобой крылья своей защиты, и под ними ты обретёшь твёрдую надежду, будучи окружён истиной Его, как оружием против зла». Это строка продолжает утверждение и конкретизацию того, о какой именно защите идёт речь. Общий смысл: защита – это покров истины вокруг человека, она же и оружие против зла.
  5. «Не побоишься ни невидимых, ни явственных угроз». Речь идёт об избавлении от искушения и страха перед неявными угрозами и перед открытым нападением врагов.
  6. «От переменчивых источников опасности, от внезапных и прямых нападений». Имеются в виду как угрозы от живых существ, болезней, так и опасности из мира духовного.
  7. «Падут любые войска, явные и неявные, напавшие на страну (верующего человека), находящуюся под защитой Господа». Бесчисленное множество любых врагов, как бы близко они ни находились, будут только вокруг человека (его страны, народа), но никогда не смогут приблизиться и напасть.
  8. «Впрочем, глядя очами Господа, сам узришь воздаяние грешникам». «Смотреть очами Господа» означает «взирать глазами души». Это не только просто видеть глазами, но и чувствовать, понимать происходящее.
  9. «Потому что я уповаю исключительно на Твою помощь. И Тебя, Вышнего, я избрал своим прибежищем». Утверждается причина, почему должно быть именно так.
  10. «Недосягаем ты будешь ни для какого зла, и ничего твоего не будет подвержено повреждению». Здесь имеется в виду здоровье телесное, умственное и душевное. Человек – «храм Духа Божия», находится в полной безопасности под Господним покровительством.
  11. «Ангелам, слугам Господа, будет предписано оберегать тебя во всех твоих земных путях». Ссылаясь на значение Евангельской притчи Иисуса о блудном сыне, смысл этой строки можно выразить следующим образом: Ангелы будут осведомлены о том, что сей грешник вернулся домой к Отцу. Искренне покаявшись, был прощён, и Отец заботится о нём как о своём Сыне. Эту смысловую часть (строки 11–16) 90 псалма использует Сатана, искушающий Иисуса Христа в пустыне (Лк. 4, Мф. 4).
  12. «На руках (бережно) понесут тебя, и не случится никогда никакого препятствия на твоём пути». Так оберегаемый человек не будет иметь никаких преград в делах, действуя в соответствии с Божьим предначертанием.
  13. «Хитрые и коварные враги, опасные чудовища будут тобой повержены, власть Сатаны и Люцифера будет тобой попрана». Эта строчка говорит о непосредственной поддержке в случае прямого столкновения с каким-либо злодеем-человеком, опасным животным или духом, бесом, демоном. То же относится и ко всяким чудовищам, монстрам. Под «попранием льва» подразумевается установление Божьей справедливости в земных делах вопреки воле Сатаны – Князя Мира Сего. Здесь проводится параллель между «львом – царём зверей» и Сатаной. То же самое относится и к «попранию змия», под которым подразумевается сам Денница – падший ангел. Другие его библейские имена – Змий, Дракон, Дьявол, Люцифер, Вельзевул. Общий смысл: никакие, даже самые могущественные враги, материальные и духовные, не смогут противостоять человеку, которого защищает Сам Господь.
  14. «Потому что на Меня уповаешь, будешь избавлен от напастей и искушений, будешь укрыт Мной от бед и несчастий, как познавший Моё имя». Утверждается необходимость близких и искренних отношений человека и Господа. Здесь молитва «Живый в помощи» перекликается с последующим во времени учением Иисуса Христа.
  15. «Обратившись Господу по имени (как близкий соратник), он будет услышан и обретёт помощь в скорбях своих, окончательно избавлен от всяческих мучений и прославлен». Здесь слова подмоги человеку – Его соратнику: «Позовёшь меня на помощь — Я приду».
  16. «Земные дни (жизнь) его будут долгими, и он обретёт спасение к Жизни Вечной». Человек – соратник Господа в Его Промысле будет жить долго и обретёт спасение.

Следствие влияния четырёх языков

Перевод любых молитв или мантр, как и всех священных текстов, всегда был труднейшей задачей для переводчика. Этим занимались носители языка перевода. Чтобы его правильно сделать, нужно было глубокое знание и понимание обоих языков – родного и оригинала, а также совершенного понимания сути конкретного учения. Определённому смыслу молитв нужно было придать правильное звучание на языке перевода.

Не стало исключением и христианство. Некоторые исследователи считают, что для успешного его введения на Руси и был совершён переход с глаголицы на кириллицу. Соответственно, переводчик должен был исключительно владеть глаголицей, кириллицей и языком оригинала, при этом иметь глубинное понимание сути христианства.

«Живый в помощи Вышняго» — молитва, текст и трактовка которого здесь приведены, как и весь псалтырь, переводились одними из первых. Для лучшего понимания смысла и содержания этой молитвы следует учитывать, что мы имеем дело одновременно с 4 языками:

  • язык оригинала;
  • глаголица;
  • древняя кириллица (та, что с «ять»);
  • кириллица нынешнего русского языка.

Употребление устаревших выражений

В тексте многократно используется слово «Ты» в разных смыслах. В одних случаях — в значении: «Ты — это Я, а Я — это Ты». В других — под «ты» и «Ты» подразумевается человек и Господь. Для лучшего понимания этих мест нужно вспомнить Евангелие и слова Иисуса о том, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21):

  • «Вышний», «Вышняго» — единственного, который превыше и могущественнее всех.
  • «Кров» имеет двоякий смысл. Это и «под кровом», значит — под крышей, в доме, и «в крови Господа», то есть в потоке жизни, бытия, согласно Воле Божьей.
  • «Водвориться» – вернуться домой, в «свой двор».
  • «Яко» — «потому что», продолжение утверждения веры в Его, и только Его, помощь и возможную защиту.
  • «Словесе мятежна» — пустословная и витиеватая речь, направленная на тщетный и бессмысленный бунт.
  • «Плещма» – плечами (устар.). Верхняя плечевая часть крыльев плицы, с движений которыми она начинает их раскрывать. Под «плещма осенит» подразумевается разворачивание крыльев птицы для защиты своих птенцов. Другой оттенок смысла — защищённость за плечами стоящего перед тобой войска.
  • «Обыдет» – окружит, укутает, как дым или туман.
  • «Нощнаго» — непрямые козни неизвестного и скрывающегося врага.
  • «Во дни» — наяву, при свете дня, открыто.
  • «Преходящия» — изменчивые и непостоянные, то исчезающее, то появляющиеся вновь. Это опасности, коварные именно своей переменчивостью и непредсказуемостью: эпидемии болезней или негативное влияние чего-либо.
  • «Срящ» — неожиданное и опасное событие (неприятная встреча, нападение, заболевание).
  • «Полуденный бес» — открытое, явное действие злых сил духовного мира (бесов, демонов) в погибель человеку.
  • «Тысяща», «тма» – несметное количество, тьма.
  • «Обаче» — впрочем.
  • «Узриши» – увидишь и поймёшь сам.
  • «Уповаю» — твёрдо и устойчиво верю, жду и надеюсь.
  • «Поло́жил еси» — действие по определению и установлению именно такого выбора. Ударение стоит на втором слоге, в отличие от «положѝл».
  • «Аспид» – вредоносное и коварное существо. В прямом смысле — смертельно ядовитая змея.
  • «Василиск» — чудовище, соединяющее в себе качества дракона, змеи и птицы. Его взгляд и дыхание считается смертельным.
  • «Есмь» — не только наличие, но и существование.
  • «Изму» — изыму.

Это защитная молитва, и может возникнуть надобность срочно ею воспользоваться. Поэтому Псалом 90 нужно помнить наизусть и читать при необходимости столько раз, сколько потребуется. При регулярной молитвенной практике предписывают читать её 40 раз.

Почему девяностый псалом читается во всякой опасности?

Говоря о девяностом псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина.

Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Святой праведный же Иоанн Кронштадтский спустя много сотен лет написал о псалмах: «Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза для душ благочестивых неисчислима…» А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь «святилищем слова Божия».

Из личного опыта скажу следующее… Несколько лет назад у нас в близкой родне случилась тяжелая трагедия – умер младенец. Было очень тяжело. Особенно когда привезли тело домой. Если бы оно оставалось в доме целую ночь, не знаю, как бы мы все выдержали. Будто тяжелая бетонная плита, горе навалилось на грудь, и с каждой минутой давление усиливалось. Как священник, я настоял, чтобы тело перевезли в храм. Целую ночь мы читали над ним Псалтирь практически беспрерывно. И вот благодаря чтению псалмов ощущение горя истончилось и рассеялось бесследно, как дым. Его не стало. Вместо этого пришла какая-то светлая легкость. И действительно было ощущение, описанное святым пророком и царем Давидом в 90-м псалме «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися», что переводится на русский язык как «перьями Своими осенят тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Толкователи этого места сходятся в том, что боговдохновенный автор Давид сравнивал Бога с птицей, которая заботливо укутывает своих птенцов крыльями, защищая их от всякой опасности.

Когда мы читали Псалтирь над гробом малютки, было ощущение, что Господь очень-очень близко, Он укутывает нас Своей любовью и заботой и будто бы сквозь стихи псалмов проступает фраза Его: «Все будет хорошо». И сейчас, оглядываясь на трагическое событие более спокойно, спустя несколько лет, можно сказать, что наша семья с Божьей помощью пережила горе именно благодаря Псалтири.

Потому, конечно же, чтение этой великой книги очень-очень важно. Она, наряду с остальными книгами Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, бесспорно должна стать настольной книгой любого православного христианина. Потому что в ней заключены крылья духовные, возводящие душу на небо.

Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах. Девяностый псалом издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Тому подтверждение и то, что этот псалом употребляется в шестом часе, посвященном Распятию Христовому. Словно сам Господь наш Иисус Христос читает Его во время Своего распятия, уповая и веря, что Его человеческая природа будет спасена. Конечно же, и мы должны уподобляться Спасителю.

История написания данного псалма следующая… Так, например, блаженный Феодорит отмечает, что святой пророк и царь Давид написал его, прозирая пророческим духовным видением, как спустя несколько столетий его потомок царь Езекия истребит войско врагов-ассирийцев. Другие толкователи говорят, что псалом был написан Давидом по избавлению народа от трехдневной моровой язвы. Как бы то ни было, но сотни поколений христиан испытали на себе этот псалом как очень эффективное оружие против демонов.

В Псалтири 90-й псалом надписан как «Хвала песни Давидовы», или хвалебная песнь. Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.

Проанализируем псалом с Божьей помощью. Он начинается фактически с непреложного закона «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!ˮ» То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и исполнение Его святых заповедей. Верующий православный человек и есть «живущим под кровом Всевышнего». Вера – обязательное условие для спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под кров Всевышнего, Который, как птица своего птенца, будет с любовью оберегать его от всяких зол. Многие из них перечислены в псалме. Остановимся, на наш взгляд, на самых непонятных. Стрела, летящая в ночи – образ имеет и буквальный смысл, и символический, то есть блуд, прелюбодейство, демон страсти, которая часто совершается ночью. Срящ – с церковнославянского языка встреча, нечаянный грех, совершенный невольно; неожиданная плохая встреча или бедствие. Демон полуденный – это символ полуденного расслабляющего сна, лености, многоспания, чревоугодия, расслабления. Аспиды и василиски – виды змей, лев и змий – диавол. Все это вместе – нечистая сила. Но и в буквальном смысле тоже имеется в виду и змей, и львы, и прочие опасные животные. Венчается же, завершается псалом тем, что Господь явит верным Своим спасение. В этих словах, конечно же, есть пророческое упоминание о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе.

С древних времен на Руси практиковалась традиция носить пояски или вшивать в одежду воинам бумажечки с текстом девяностого псалма. Об этом, кстати говоря, пишется в замечательном романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», где главный герой после битв находит на теле убитых и красноармейца, и белогвардейца текст с девяностым псалмом.

Конечно же, нужно, дорогие братья и сестры, иметь нашим воинам при себе текст девяностого псалма, можно носить пояс с его стихами. Это обязательно поможет. Но очень важно, чтобы человек сам молился.

У меня есть друг, который тоже был в горячих точках. До войны он никогда не исповедовался и не причащался. Перед тем как уйти в горячую точку, он пообещал Богу, что когда вернется, то поисповедуется и причастится Святых Христовых Таин. На войне Господь его хранил. Он вернулся и действительно поисповедовался и причастился. И с тех пор старается вести жизнь православного христианина. Мне кажется, это очень хороший путь. Ведь мы часто просим у Бога не знамо чего. Здоровья ради здоровья или жизни ради ее хронологического биологического продолжения. Но нам следует просить ее ради того, чтобы не грешить больше. Помните, как сказал Спаситель исцеленному расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14). То есть Господь будто бы говорит выздоровевшему: «Вот Я восстановил в тебе твой утраченный потенциал. Пользуйся им разумно. В первую очередь – не греши. То есть исполняй заповеди и старайся построить свою жизнь так, чтобы она вела ко Мне». Точно то же и с воинами. Каждый из нас, живущих на земле людей, должен качественно менять себя и свою жизнь, чтобы приблизиться к Богу и отыскать путь в Царствие Небесное. У болящих и воинов – эта проблема встает с особенной остротой. И если человек будет иметь решимость поменять свою жизнь, искреннюю веру, то он обязательно станет тем «живущим под покровом Всевышнего» и Господь исполнит его и долготою дней, и явит Ему спасение Свое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *