Психология селфи

Сколько на вашем смартфоне собственных фото? Сейчас люди делают почти триллион фотографий ежегодно. Это значит, что каждые несколько минут появляется больше снимков, чем за весь девятнадцатый век.

Многие из них — пресловутые селфи (selfie) — автопортреты, «себяшки», которые обычно снимаются на смартфон. Больше трехсот миллионов фотографий в Instagram отмечены тегом «селфи».

Почему мы обожаем фотографировать самих себя? Почему любим смотреть чужие селфи? Как «культура селфи» характеризует мир, в котором мы живем, и как просмотр фотографий других людей помогает принимать правильные решения и лучше понимать друг друга?

Краткая история селфи: почему мы их делаем?

Еще в пятнадцатом веке, согласно доктору Терри Эптер (Terri Apter), профессору психологии из Кембриджского университета:

«Люди, имеющие средстава на создание собственного портрета, стремились воспользоваться этой возможностью. Они могли контролировать полученный результат, и, конечно, сам факт того, что картина демонстрировалась общественности, означал важность и статус изображенной на ней персоны».

Роберт Корнелиус (Robert Cornelius) в 1839 году, используя технику дагеротипа, сделал фотографию, которая считается первым в истории автопортретом. Впрочем, можно ли назвать ее селфи — открытый вопрос. Автопортреты связаны с тем, как мы характеризуем себя. Это и способ определить, кто мы. Согласно зеркальной Я-концепции («looking-glass self»), мы формируем представления о себе, исходя не из того, какие мы на самом деле, а из того, как нас видят окружающие.

Сейчас, когда мы можем сделать селфи в считаные секунды и продемонстрировать их тысячам людей онлайн в любое время, влияние других на нашу самооценку значительно усилилось. Сайт Everyday Sociology утверждает, что в результате мы стали воспринимать селфи как важную часть самопрезентации:

«Чем больше фотографий, дающих вам нужную характеристику (накачанный, сексуальный, рисковый, старательный, веселый, смелый и т. д.), вы выкладываете, тем больше шансов, что другие будут воспринимать вас именно таким».

Но почему мы любим смотреть чужие селфи?

1. Лица сильнее всего привлекают внимание

Человеческие лица всегда были весьма эффективным механизмом привлечения внимания. Исследователь доктор Оуэн Черчис (Owen Churches) из Университета Флиндерс (Flinders University) в Аделаиде, который много лет изучает нейромеханизмы восприятия лиц, утверждает:

«Мы экспериментально доказали, что люди реагируют на лица не так, как на прочие объекты».

Социальные сети — не исключение: исследования движения глаз (eye-tracking) показывают, что фотография профиля или аватар сильнее всего притягивают взгляд на странице Facebook и других социальных сетей.

В Instagram лица получают на 38% больше лайков и на 32% больше комментариев, чем остальные фото.

  • Продвижение в инстаграм: почему бизнесу нужен визуальный маркетинг?

2. Направление взгляда

Лица не только привлекают внимание: они могут призывать к действию. На веб-страницах мы смотрим туда же, куда смотрят люди на экране. Взгляд прямо в камеру может помочь установлению контакта. Взгляд вправо или влево поможет направить туда же глаза читателя.

KISSmetrics дает пояснения к этому исследованию:

«Люди по своей природе и воспитанию склонны следовать за чужими взглядами: нас с рождения учат обращать внимание на различные стрелки и указатели, направляющие внимание или движение».

  • Изображения лиц как оптимизация конверсии лендинг пейдж

3. Лица вызывают эмпатию

Последняя причина, по которой мы так любим изображения людей: они способствуют эмпатии. В одном исследовании рентгенологи добавили в медицинские карты фотографии пациентов.

Глядя на такие карты, врачи стали больше сопереживать больным, и даже скорость выздоровления повысилась.

  • Наука о первом впечатлении: как понравиться собеседнику?

Плюсы и минусы селфи в социальных сетях

Плюсы: селфи повышают самооценку

Тех, кто выкладывает много селфи, часто считают самовлюбленными и тщеславными, но селфи производят один замечательный эффект: они помогают повысить самооценку, особенно женщинам.

В опросе, проведенном TODAY/AOL, 41% взрослых женщин утверждали, что селфи и другие лестные фото в Интернете помогают им «чувствовать себя более уверенно» (впрочем, 46% отметили, что в целом социальные сети делают их еще более застенчивыми).

Результаты опроса среди девочек-подростков оказались еще более вдохновляющими: 65% сказали, что селфи в социальных сетях придают им уверенности в себе, и 40% всех подростков заявили, что социальные сети помогают им показать себя миру в лучшем свете.

Минусы: селфи могут повредить отношениям

Избыток селфи, впрочем, может быть проблемой: исследования показали, что так можно испортить отношения.

Британские ученые попросили 508 пользователей Facebook составить рейтинг своих друзей в социальной сети. Потом ответы сопоставили с количеством селфи на странице каждого друга. Оказалось, что, чем больше таких изображений, тем ниже рейтинг того, кто их выкладывает. Автор исследования, доктор Дэвид Хогтон (David Houghton), прокомментировал:

«Наше исследование показало, что те, кто постоянно размещает фотографии в социальных сетях, рискуют испортить отношения в реальной жизни. Похоже, люди не стремятся тесно общаться со знакомыми, практикующими подобное».

Вердикт? Все зависит от контекста

Вредны селфи или полезны? Это зависит от того, как — и как часто — мы обращаемся к ним. Золотая середина найдена в комментарии доктора Джози Ховард на сайте Refinery29:

«Все зависит от того, как вы ими пользуетесь. Если селфи отражают ваше позитивное отношение к себе и вы просто стремитесь запечатлеть радостные моменты своей жизни, то все в порядке».

  • Следи за моим взглядом, или Проверенный метод оптимизации конверсии посадочных страниц

Как сделать хорошее селфи?

Делаете селфи и хотите выглядеть идеально? Вот несколько подсказок.

Каждый день делается больше миллиона селфи. Как выделиться среди них?

  • Поместите фото в контекст. Люди часто критикуют селфи как ненужный акт самолюбования. Докажите, что «критики» неправы: дайте причину интересоваться вашим фото. Идеальная подводка? Встреча со старым другом? Нападение банды милых щенков? Это может быть чем угодно
  • Хорошую фотографию создает хорошая композиция. Используйте приложение с решеткой «третей».
  • Симметрия — или ее отсутствие — делает фото более привлекательным.
  • Обрезайте снимки, дабы убрать все лишнее, отвлекающее или неуместное.

Селфи в маркетинге: 5 потрясающих примеров

Социальные сети хороши для визуалов. Мы любим фотографировать себя и смотреть на чужие фотографии. Очевидно, селфи и изображения лиц могут быть использованы в больших рекламных кампаниях.

Бренды нашли множество способов применить силу селфи: от привлечения пользовательского контента до создания интерактивных приложений.

Вот пять замечательных примеров.

1. Отель 1888: место для селфи

В сиднейском Отеле 1888 селфи не только разрешены, но и весьма приветствуются. Сайт заполнен фотографиями из инстаграма, а сам отель предлагает фото-туры по нему и по ближайшей гавани.

Специальная «рамка для селфи» в холле манит гостей делать фото, которые потом могут появиться на экране неподалеку от ресепшн.

Попробуйте: если вы рекламируете место и/или продукт, с которым людям будет интересно сфотографироваться, воспользуйтесь естественным стремлением и установите фото-кабинку или отдельное место для селфи — или же просто повесьте большую табличку с предложением сделать фото. Позаботьтесь о тегах, чтобы собирать эти фотографии на своем сайте или в социальных сетях.

  • Секреты нейрофизиологии для интернет-маркетолога

2. Warby Parker: обсудить с друзьями

Очки Warby Parker создали программу, уже ставшую легендарной, и это неудивительно. Дать покупателю примерить пять пар очков и выбрать одну из них — гениальный способ распространить информацию о бренде, просто позволяя людям вести себя естественно и обращаться за советом к друзьям.

Warby Parker также предлагает пользователям размещать селфи на странице бренда в Facebook, чтобы спросить мнения экспертов.

Привет! Я выбираю солнцезащитные очки Warby Parker, которые будут уже десятыми, если считать монокль. Разрываюсь между Ripley’s и Winstons. Что думаете?

Любой продукт, о котором можно спросить совета (одежда, макияж и многое другое), может быть отличным поводом для селфи. Представьте себе: до и после, примерка и прочее. Бонус: эффект социального доказательства растет с каждым упоминанием!

Еще одна идея для магазинов, работающих только онлайн, — email-рассылки, поощряющие селфи, как Google поступает с Google Fiber shirts.

3. Dove: сила пользовательского контента

Компания Dove хорошо известна своими вдохновляющими вирусными кампаниями. Бренд даже снял короткометражку о селфи. Недавно компания обратилась к клиентам через свой аккаунт в Twitter и предложила им размещать контент с хэштегом #loveyourcurls.

Многие женщины делятся милыми селфи со своими кудрями:

Попробуйте: сообщения, которые вдохновляют людей и повышают их самооценку, могут стать естественным поводом для селфи. Вы можете последовать примеру Dove и обеспечить потребителей инструкциями и примерами, чтобы помочь им понять вас. Также хорошо работают фотоконкурсы в социальных сетях.

4. #museumselfieday: объединенные общей идеей

Уже два года завсегдатаи музеев делятся смешными, красивыми и познавательными селфи в #museumselfieday, глобальном празднике в Twitter, где демонстрируются сокровища мировой культуры.

Попробуйте: некоммерческие и развлекательные идеи могут привлечь многих людей и объединить их вокруг общей темы или хэштега. Похожие примеры: кампания Uniqlo’s Selfless Selfie, тренд #nomakeupselfie.

5. Рэй-Бэн: приложение для селфи

Рэй-Бэн (Ray-Ban) выводит селфи-маркетинг на новый уровень с приложением для iPhone под названием Reflections.

Приложение позволяет пользователям задействовать одновременно обе камеры iPhone и сделать художественную фотографию с двойной экспозицией.

Попробуйте: создание приложений требует специальных навыков, поэтому пример Рэй-Бэн — самый вызывающий из приведенных здесь. Крупные бренды, впрочем, могут ему последовать.

  • Изображения как продающий контент

Селфи — не только развлечение

Есть множество других примеров использования селфи во всех областях, от моды до медицины. Маркетинговые стратегии во многих сферах бизнеса так или иначе задействуют их. Вот несколько самых интересных:

Мода

Стилисты и модные порталы используют селфи, чтобы давать советы и подбирать товары. Zappos дает персональные рекомендации пользователям Instagram, которые отмечают свои селфи хештегом #nextOOTD.

Безопасность

Селфи могут стать следущим этапом развития программ, распознающих лица, и заменить билеты на различные мероприятия. Ticketleap разработали приложение, использующее селфи вместо штрих-кодов.

Медицина

Телемедицина — развивающийся тренд, позволяющий узнать свой диагноз, без личного контакта с врачом, просто отправив ему селфи.

Офтальмологи обнаружили, что по фотографии переднего сегмента глаза, сделанной на смартфон, можно поставить диагноз. К тому же, для медицинских снимков разработаны капсулы Pillcams, которые можно глотать и получать детализированные изображения внутренних органов своего тела.

Высоких вам конверсий!

Правящий архиерей Биробиджанской епархии РПЦ епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок) убеждён, что необходимо активизировать присутствие Церкви в социальных сетях. Причём такое присутствие, по мнению одного из молодых по возрасту иерархов Русской церкви, может выражаться даже в селфи, сделанном на фоне храма и выложенном в сеть.

Об этом епископ заявил в интервью газете «Биробиджанская звезда», в котором он поделился впечатлениями об Архиерейском соборе РПЦ, состоявшемся в начале февраля в Москве, сообщает информагентство EAOmedia .

Миссионерская работа, убеждён он, должна вестись духовенством и мирянами в социальных сетях, поскольку Церковь живёт сегодня в информационную эпоху, поэтому важно, чтобы каждое событие отображалось и в СМИ, и в интернете.

— Для многих людей, которые ещё не обрели дорогу к Богу, дорогу в храм, очень часто поводом задуматься о духовной жизни может быть информационное сообщение о событии религиозной жизни, фотографии, новостной сюжет, — подчеркнул епископ Ефрем.

При этом он сослался на доклад главы Отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, прозвучавший на Архиерейском соборе. В нём было отмечено, что число православных пользователей самых популярных в России социальных сетей — «ВКонтакте» и «Одноклассники» — являет собой многомиллионную аудиторию. Однако такой показатель, как «коэффициент участия» православных во vk.com ограничен 15%, а это говорит о том, что из этих миллионов пользователей только шестая часть является активными участниками сообществ, связанных с православием.

— Каждый поход в храм сопряжен с новыми переживаниями, люди любят сейчас фотографироваться, высказывать в социальных сетях свои впечатления о прошедших событиях в их жизни. Здесь любой поход в храм в церковный праздник или в будни может дать очень много хорошего материала, — подчеркнул собеседник «Биробиджанской звезды».

И здесь, считает епископ, помочь может даже «селфи по дороге в храм, на фоне храма, в самом храме и по дороге из храма». «Подчас это могут быть совершенно разный настрой и разные состояния души», — подчеркнул он.

В связи с этим, убеждён глава епархии, необходимо не только присоединяться к дискуссиям и ставить «лайки» под фотографиями, но «необходимо создавать уникальный контент».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *