Путь смирения

Гуров Антон, студент 1-го курса МинДА

В начале пути ко спасению, пути к Богу и нравственному совершенствованию, основным и очень важным качеством, преподобные старцы Оптинские считали смирение. Смирение, по учению преподобных старцев, есть главный фундамент, «основание всей нашей духовной жизни» , начало пути к духовному совершенствованию и спасению христианина. Понимание Оптинскими старцами значения смирения полностью согласуется с пониманием его такими святыми отцами, как преподобные авва Дорофей и Исаак Сирин, преподобный Иоанн Лествичник, о чём свидетельствует многократное и точное цитирование старцами этих святых отцов. Смирение, как неотъемлемое качество оптинского старчества было характерной чертой каждого старца и поэтому каждое слово их духовного назидания непосредственно имело цену для них, они на собственном опыте знали и чувствовали всю великую силу и ценность смирения. Для них смирение было «великим сокровищем» , «матерью дарований» и «основанием всех добродетелей» . Смирение было для них тем важным материалом, который крепко связывает наше духовное устроение, и если нет его, то наше строение рассыпается. Преподобный Макарий Оптинский с особой важностью советует «при исполнении добродетелей – скреплять каждую смирением» , потому что именно «во смирении состоит успех в духовной жизни» , и если «всех наших зол причина – гордость, то всех благ ходатай – смирение» , ведь только по мере «смирения нашего мы получаем помощь Божию» . Оптинские старцы единодушно ставят смирение на первое место нашего духовного возрастания, именно в смирении должен быть начинаться путь нашего совершенствования, путь ко спасению. Если «есть смирение – всё есть, а нет смирения – ничего нет», – говорит преподобный Варсонофий Оптинский, считающий, что «без смирения добродетель ничто» . Ибо, по словам преподобного Никона: «Какое бы здание добродетели мы не возвели, оно рухнет без смирения» . Потому что, по объяснению преподобного Иоанна Лествичника, – которого дословно цитирует преподобный Макарий, – «если любовь возвышает, смирение не даёт пасть» . Преподобный Анатолий (Зерцалов) замечает, «дарования даются не трудам а смирению» . Следовательно, труд духовного возрастания напрямую зависит от нашего смирения.

Все письма, все советы Оптинских старцев содержат в себе особый дух смирения, который каждый из них старается передать в душу своего духовного чада. Именно смирение для них есть то средство, «которое восполняет недостающее» , – говорит преподобный Иосиф Оптинский. Смирение «есть риза Божества, в которую облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем» , – говорит преподобный Исаак Сирин, благодаря которому мы можем более ясно понять святоотеческое учение о смирении, в данном случае и учение преподобных Оптинских старцев. Ведь для преподобного Исаака говорить о смирении – это говорить о Боге, потому что Бог в его восприятии Тот, Кто в наивысшей степени, «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Поэтому и смиренный человек – это тот, кто уподобляется Самому Богу. А «усыновление Богу и уподобление Ему происходят, – согласно Исааку, – не столько через различные аскетические делания, сколько через приобретение смирения. Делание без смирения не приносит никакой пользы, а смирения и без дел достаточно для усыновления Богу» . Смиренный человек – это человек, становящийся на путь совершенства христианского, которое и состоит, согласно преподобному Исааку, «в глубине смирения» . Об этом говорит и преподобный Амвросий, в точности цитирующий этого святого отца. Именно поэтому смирение, в понимании Оптинских старцев, становится тем начальным путём к Богу, с которого христианин начинает свой путь к нравственному совершенствованию и спасению. «Каким путём идти к Богу? Идите путём смирения! – говорит преподобный Нектарий Оптинский. Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждой, что не будете оставлены Господом» . «Этот путь, то есть смирения, – говорит преподобный Анатолий (Зерцалов), – есть путь самый надёжный и, как говорят отцы, «непадательный». Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех? Да и как не смиряться, когда Иисус, Бог богов и Господь господей, «смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя?» (Флп. 2, 8)» . Этот путь очень тяжёл, ибо, как говорит преподобный Антоний: «Смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял, и выколачивал кострику (жёсткая кора растений), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбьми приобретается» . Можно сказать, что без испытаний, скорбей и не смиришься. Например, преподобный Анатолий (Зерцалов) считал, что «самое лучшее средство обрести смирение, потерпеть всякую боль, которая колет гордое сердце. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждёт, непременно получит… Эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки и ты останешься совсем нагая!» . Также, и преподобный Амвросий говорит: «Болезни и скорби ведут к смирению» . Поэтому смирение, можно сказать, даром не даётся: «Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всё добром, – говорит батюшка Амвросий, – но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцов: «Дай кровь и прими дух». Это значит: «Потрудись до пролития крови, и получишь духовное дарование» . Преподобный Варсонофий Оптинский, говорил своим духовным чадам: «Приобрести смирение очень трудно, легче иметь сто тысяч, чем смирение. Но если у нас будет хоть на копеечку, всё-таки не будем унывать, может быть, потом будет и на две, а Господь и за малое смирение не отвергнет нас» .

БИБЛИОГРАФИЯ

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложением. – М.: Российское Библейское Общество, 2005. – 1232 с.

1. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Т 2. Преподобный Варсонофий Оптинский. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2006.

2. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Слово 53 / перевод с греческого С. И. Соболевского. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

4. Житие иеромонаха Нектария. – М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1996.

5. Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). – М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1994.

6. Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем в трёх частях. – Успенско-Казанский монастырь, 2009.

7. Преподобный Антоний Оптинский. Наука о преданности воле Божией. – М.: Сретенский монастырь, 2009. Серия письма о духовной жизни.

8. Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». – Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2009.

9. Преподобный Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. – М.: Сретенский монастырь,, 2006.

10. Собрание писем Оптинского старца Иосифа. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005.

11. Собрание писем преподобного Оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1998.

12. Симфония по творением преподобного Амвросия, старца Оптинского. – М.: Дар 2006.

Просмотрено: 174 раз.

Продолжение. Начало см.: О смирении и гордости

Как стяжать смирение, и каковы его плоды? Надо ли самим повергаться в искушения, чтобы через них смиряться? В чем смирение монаха? Об этом – в продолжении беседы о смирении с почитаемым румынским старцем архимандритом Арсением (Папачоком).

– Как стяжать смирение, и каковы его плоды?

– Давайте скажу вам, чтобы и вы меня поняли, и мы не говорили, рационализируя это. Смиренное смирение. Мы о нем говорим. С того момента, когда смиренное смирение начнет углубляться как можно больше, ты всё больше начинаешь жить в состоянии удовольствия, радости, освобождения; но всё это приходит без того, чтобы другие видели это и обсуждали. Ты помогаешь себе и всем своим, кто уже не от мира сего. Тогда ты уже не индивид – ты вселенная, микрокосмос, в котором отражается макрокосмос, то есть ты целый мир, если проживаешь это.

Трех вещей требует от нас Бог, и требует горячо: умиления, умиления, умиления! И тогда – «позвольте Мне пройти дальше»! Не отказываясь, однако, от трудов, доставляющих нам хлеб насущный. Но только везде в моем сердце да присутствует Христос!

Я за состояние постоянного трезвения. За большое трезвение! Вот, к примеру, в мире подвижников, в мире делателей ставятся проблемы спасения, духовного жительства. Я не очень поддерживаю большие подвиги. Я скорее за большое трезвение! За постоянство, постоянную вибрацию. Это неслыханная стилистическая фигура привела ангелов в движение, и они явились со многим смирением, на всякий лад служа этим смиренным людям. Да. Я скорее за состояние постоянного трезвения.

Состояние гордости – это состояние диавольское, абсолютно диавольское. Более или менее. И не надо прощать себе ни малейшей ошибки. Не надо бояться, если мы грешим. Никакое несчастье не имеет никакого значения. Ничего не потеряно, покуда вера держится на ногах, душа не отрекается, а голова опять поднимается вверх! То есть существует возможность прощения, но, как говорят, смотри на нее как храбрец, как герой Христов и только Христов, где бы ты ни был.

Состояние подвижничества не что-то плохое, и мы не имеем права отменять его. Но чтобы было не только состояние подвижничества. Или: не надо налегать на одни лишь подвиги, но больше на состояние вибрации, присутствия и единение своего сердца с сердцем Бога посредством разных молитв. Если можно, «Господи Иисусе…».

– Отче, если мы через страдание достигаем подлинного смирения, надо ли самим повергаться в искушение?

– Проблема даже поставлена нехорошо. «Надо повеситься, упасть вниз, чтобы посмотреть, каково живется со сломанной ногой». У нас часто бывают напасти, поэтому вы должны знать еще одно: если бы вы знали, сколько рвения прилагает сатана, чтобы оторвать нас от духовного делания, от всякой молитвы, то не ставили бы так проблему!

Каждый христианин подвергается нападкам врага, и скажу вам как духовник, я не встречал никого, кто бы не говорил мне: «Батюшка, меня атакуют на молитве, мои мысли рассеянны» и т.д. Диавол на нас нападает, борет нас. Но не обращать на это внимания! Это огромная ошибка – вести беседу с сатаной. С ним нельзя беседовать. Беседуют только с Богом. Если хочешь его прогнать, говори: «Господи Иисусе…» – и беседуй с Богом. Сила имени отгоняет его. Даже если он тебя тогда угнетает, даже если борет. Иногда бывает, что и кровать вместе с тобой на воздух поднимет. Но ты не начинай его проклинать.

Это ошибка. Беседы его вполне устраивают, ведь этим ты признаёшь его. А ты просто так, молитвой, игнорируй его. Беседуй с Богом, когда на тебя нападают. И, конечно же, я много раз это говорил, он очень многих научил спасаться.

– Где располагаются на лестнице смирения монахи в сравнении с мирянами?

– Я говорю вам, что между ними большая разница, но, чтобы быть снисходительней, скажу, что «монах» означает «хороший христианин». Но не только, если ты взялся жить в монастыре. Я начал говорить вам, что молитвы ты можешь совершать и дома; многое можешь делать дома, не делается только того великого дела, которое характеризует крест монаха, – отсечения воли. Чтобы ты не делал того, что хочешь ты, а делал то, что говорит тебе другой. И тогда, отсекая таким образом свою волю… Ведь Бог создал нас обладающими свободной волей, разумом и чувствами – а здесь ты должен отсечь свою свободную волю.

Мы трезвимся, борясь с Богом. И надо Его одолеть. Но в том смысле, что Ему очень приятно такое поражение. Потому что мы упраздняем себя, смиряемся.

В одном монастыре был старец, умевший раздавать венцы. И был там один старый монах – святой Иоанн Лествичник отмечает это – 50 лет возрастом. И старец посылал его куда-нибудь. И когда тот туда шел, он подгонял его: «Что ты тут ищешь? Иди куда тебя послал!» И так его распекал.

И спрашивал его святой Иоанн: «А ты не соблазняешься?» – «Нет, отче. Когда я сюда пришел, мне сказали, что будут испытывать меня 30 лет. А у меня только 15».

И вот спустя 17 лет этого подвига отсечения воли он умер. А умирая, сказал так: «Благодарю Бога и вас, что через отсечение воли спасли мне душу!».

Очень красиво. Это не сообразуется с тем, что в мире.

Вот крест, который ты должен взять: отсечь свою волю и повиноваться Потом, дорогие мои, мне кажется, ни одно собрание мудрых изречений не может объяснить монашества. В монастыре, и я много раз говорил это, существуют такие важные вещи, о которых говорили слишком мало и которых касались очень немногие. Это непрестанное делание. Ведь Спаситель говорит: «Хочешь быть совершенным? Возьми крест свой и следуй за Мною!» (ср.: Мф. 19: 21; 16: 24). И вот крест, который ты должен взять: отсечь свою волю и повиноваться. И вы знаете, братия, что значит крест: нести то, что тебя не устраивает. Вот что он значит.

Вопросы архимандриту Арсению (Папачоку)
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Напомним, что в святоотеческом понимании слово «умиление» означает «смирение, унижение, уничижение», поскольку происходит не от русского слова «милый», а от латинского humilis – «низкий, незначительный».

То есть посредством Иисусовой молитвы.

См.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании, 29.

Из книги «Нам говорит отец Арсений», изданной монастырем Сихастрия (Ne vorbeşte Părintele Arsenie. Ediţia a 2-a. Mănăstirea Sihăstria Vol. 1. P. 88–91).

Любишь ли чистоту, смирением приобретешь чистое сердце, вожделеваешь ли святости, оно сделает тебя святым, желаешь ли стать совершенным, оно — путь совершенных: и на всякую высоту взойдешь ты смирением.

Преподобный Ефрем Сирин

Иисус Христос (Спаситель)

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их (Мф.7:13,14).

Преподобный Иоанн Лествичник

Отцы утверждают, что путь к смирению… суть труды телесные

Приснопамятные отцы наши утверждают, что путь к смирению и начальная причина сей добродетели суть труды телесные, а я полагаю, — послушание и правость сердца, которая естественно сопротивляется возношению.

Тогда ты достоверно узнаешь, что святое существо сей добродетели <смиренномудрия> есть в тебе, когда будешь исполнен неизреченного света и несказанной любви к молитве.

Бог радуется, видя, что мы усердно стремимся к бесчестию, чтобы потрясти, уязвить и уничтожить суетное наше тщеславие.

Потщимся и потрудимся всею силою взойти на верх сей добродетели. Если идти не можем, потщимся, чтобы оно подъяло нас на раменах своих. Если немоществуем чем-нибудь, то да не отпадем, по крайней мере, от объятий, ибо я подивился бы, если бы отпадающий от него получил некий вечный дар.

Жилы и пути смирения, но еще не признаки сей добродетели, суть: нестяжательность, уклонение от мира, утаение своей мудрости, простота речи, прошение милостыни, скрытие благородия, изгнание дерзновения, удаление многословия.

Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием, ибо тогда наипаче показуемся любомудрыми и боголюбивыми, когда, имея средства ко возвышению, убегаем оного невозвратно.

Преподобный Ефрем Сирин

И на всякую высоту взойдешь ты смирением

Любишь ли чистоту, смирением приобретешь чистое сердце, вожделеваешь ли святости, оно сделает тебя святым, желаешь ли стать совершенным, оно — путь совершенных: и на всякую высоту взойдешь ты смирением.

Подклони выю свою под иго сие <смирение>, ученик, желающий благоутодить Богу, трудись под игом смирения, и труд твой угоден будет Богу.

Святитель Феофан Затворник

Верный путь к смирению, есть послушание и отречение от своей воли

Лучший, или единственно верный путь к смирению, есть послушание и отречение от своей воли. Без сего можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела.

Приучайте себя всячески к тому, чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. В этом самый надежный путь к смирению!

Преподобный Макарий Оптинский

Самоукорение — путь к смирению

Когда вменишь себя в ничто, то какое дело до того, что о тебе говорят и думают? Смиренный всегда мирен и спокоен, а пока будем достигать сего, то требуется большой искус. Ты при всяком случае, потрясающем тебя, познавай свою немощь и укоряй себя, а не других.

Вот нам прямой путь, оный приводит… к смирению: не видя своего исправления, но паче ошибки и поползновения, не должно смущаться, но, укорив себя, смиряться… Ты привыкла видеть свои исправления, и если случится что когда-либо перенести от М. М., считаешь это хорошим и как бы мученичеством, от сего и запала в сердце твое закваска гордости, лишающая тебя мира и спокойствия.

Всеми мерами старайся стяжавать противоположное гордости смирение, и как оное приобретается, учись в книгах святых отцов: всегдашнее самоукорение ближний к оному путь.

Преподобный Никон Оптинский

Путь к смирению — считать себя ниже всех

Смирение это нечто великое и божественное, а путь к Нему считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться.

Преподобный Анатолий Оптинский

Скорейший путь к смирению

Вот вы спрашиваете скорейший путь к смирению. Конечно, прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святого, от Господа нашего Иисуса Христа подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию.

Преподобный Нектарий Оптинский

Идите путем смирения!

Спрашиваете: «Каким путем идти к Богу?» Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным, смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие.

Преподобный Лев Оптинский

При возмущении сердца храни молчание, но не злобное

Нетерпение твое пред старшими… показывает твою немощь и неимение смирения, до которого мы с тобою еще не достигли и далеко отстоим, хоть при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подала вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.

Преподобный Иларион Оптинский

Этот путь истинный и самый верный, ведет к добродетели смирения

Видеть бездну своих грехов, непрестанно о них сокрушаться и плакать, и считать себя хуже всех это желание твое благое, этот путь истинный и самый верный, и ведет к добродетели смирения, о которой читая в «Лествице», пришла в отчаяние, что Господь никогда не даст тебе этой добродетели. Отчаиваться не надо, будешь нудиться, так Бог даст тебе и эту добродетель.

Монах Симеон Афонский

Держись Правды – это путь к смирению

Беспрерывно избавляйся от неведения и мысленной лжи, держись Правды – это путь к смирению.

Обрети три сокровища – отказ от самого себя во Христе, любовь ко Христу и смирение во Христе, и ты непременно узришь Спасение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *