Путешествие в музыкальную страну

ИЗЛУЧИНСОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЗВУКОВ

Комплекс занятий по аудиальному развитию детей.

Приложение к программе

«ОЩУТИ РАДУГУ»

Разработала музыкальный руководитель Подковыркина Л.А.

По альбому «Музыка» Л.Н.Алексеевой и Т.Э.Тютюнниковой.

п.г.т. Излучинск 2007.

Занятие 1. ДЕРЕВЯННЫЕ ЗВУКИ.

Цель занятия:

Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами или музыкальными инструментами. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию, изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение. Познакомить с детскими деревянными инструментами. Учить детей пользоваться в игре контрастной динамикой /форте – пиано/.

Пособия и материалы:

Деревянные кубики, карандаши, деревянные коробочки, ложки, посуда, Буратино.

Музыкальные инструменты:

Ложки, трещетки, ксилофон.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

— Мы с вами живем в удивительном мире звуков. Их много и они такие разные: вот жалобно мяукнул котенок, и тонко позвонил хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. Почти все, что нас окружает – звучит. Каждый звук может быть музыкой. Представьте, что произойдет, когда все звуки исчезнут, и наступит тишина.

Мы сегодня поговорим о звуках, которые издают деревянные предметы: стол, стулья, корпус пианино, деревянные палочки, карандаши. Послушайте, как они звучат: звук от них идет теплый, щелкающий, трескучий. А от чего зависят эти качества – от размера предмета, от звукоизвлечения.

Со временем обыкновенные деревянные звуки переместились в музыкальные инструменты из дерева – ложки, коробочки, клавесы. Все эти инструменты вначале были обыкновенными бытовыми вещами – ложками – ложками ели, шкатулки были коробочками, а клавесы были деревянными палочками. Самое замечательное превращение произошло с поленьями – они стали клавишами изящного и красивого ксилофона.

Музыкальный руководитель показывает детям инструменты и способы извлечения звука.

Давайте послушаем голоса деревянных инструментов, как разговаривают кубики и карандаши. Попробуйте придумать танцевальный аккомпанемент, используя кубики, палочки, карандаши. Придумайте, как еще можно извлечь звук с этих предметов. Можно потереть карандаш между ладонями, постучать по столу пальцем, кулаком, ребром ладони, деревянной и ли металлической палочкой. Мы убедились с вами, что разное качество звучания зависит более всего от способа прикосновения к инструменту, от звукоизвлечения.

Предложить детям тему для деревянной музыки «Разговор двух деревьев», «Веселый и грустный Буратино», «Танец деревянных палочек». Пусть дети озвучат все это музыкальными инструментами. В конце занятия поделить детей на две группы – играющие и свободно танцующие под музыку. Исполняются импровизации под русскую народную мелодию.

Ключевые слова: дерево, деревянный звук, музыка, прислушайтесь, попробуйте.

Занятие 2. СТЕКЛЯННЫЕ ЗВУКИ

Цель занятия:

Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. Учить составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. Соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение.

Детские музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, деревянные и металлические палочки для игры.

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, фужеры на ножках, баночки разной величины и другие стеклянные предметы. Сосуд с водой. Аудиозапись «Танец Феи Драже» П.Чайковского. Иллюстрация «Лебедь».

Ход занятия:

Рассмотреть иллюстрацию, помочь детям представить, какие звуки может издавать стекло, из которого сделан лебедь.

Музыкальный руководитель:

— Дети, закройте глаза и послушайте, какие красивые волшебные звуки издают стеклянные предметы. В стеклянном королевстве живут изнеженные, хрупкие, капризные звуки, и с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканы тихонечко друг от друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла.

Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит. Попробуйте сами, ударьте палочкой или друг о друга предметы, и вы услышите пение стекла.

Музыкальных инструментов из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Поэтому стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты, звук у которых звонкий, переливающийся.

Музыкальный руководитель сопровождает свои действия показом, предлагает детям самим попробовать поиграть палочками на треугольнике и колокольчиках так, чтобы звук стал похож на стеклянный. Предложить детям придумать музыкальную композицию; сыграть с ними в ансамбле «Танец Феи Драже».

— О чем могут рассказать стеклянные звуки?

Предложить детям обыграть темы: «Осенние капли на оконном стекле», «Солнечный лучик в зеркале», пусть дети сами придумают импровизацию.

— Если налить в фужер на ножке воды, и, смочив палец, провести им по краю, то можно услышать свистящий, тихий звук. Разные фужеры, по разному заполненные водой, издают разные по тембру и высоте звуки. Если подуть в пустую бутылку, то можно услышать глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно настроить их на 2 – 3 звука, и сыграть на них мелодию.

Предложить детям импровизировать на избранных инструментах, сыграв самой роль дирижера. Можно разделить детей на подгруппы. Дети самостоятельно выбирают инструменты и способы озвучивания. Импровизацию можно оживить своеобразным танцем, предложить части ребят двигаться под эти звуки. Они могут попробовать изобразить звуки руками, воспринимая на слух исполняемую другими детьми музыку, как бы стараясь поймать, почувствовать ее в жестах .Можно использовать звуки речи типа: дзинь, блям, ень, оль.

Ключевые слова: стекло, стеклянный, прозрачный, светлый, пофантазируйте.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗВУКИ

Занятие 3.

Цель занятия:

Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами, стимулировать фантазию, воображение. Развивать темброво-ритмический слух. Учить детей использовать в звуковых композициях переменную динамику – crescendo, diminuendo.

Детские музыкальные инструменты:

Металлофон, тарелки, бубен, треугольник, колокольчик, палочки для игры. Детская арфа и цимбалы.

Пособия и материалы:

Металлическая посуда, ложки алюминиевые, из нержавейки, серебра. Небольшие кастрюльки, крышки от них, связки ключей, болтов, гаек, пружинки, подносы.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

— Сегодня я хочу познакомить вас с металлическими звуками, которые проще всего услышать на кухне. Здесь есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и красивые расписные подносы. Это очень шумные особы, они не любят разговаривать тихо, их призывной голос разносится с кухни по всей квартире. Если взять две большие крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, будет слышно очень далеко. Но можно с металлической посудой разговаривать вполголоса и шепотом. Попробуйте поиграть, поговорить с этими предметами, что вы видите на столе. Играть можно разными способами: стучать различными палочками, ладонью, скрести ногтем. Давайте поищем, быть может, здесь живут еще какие-нибудь звуки? Послушайте, одни звуки говорят с нами тихим голосом, другие не очень громким, а третьи разговаривают громко. Звук звучит резко или мягко, в зависимости от того, как вы его извлекаете.

Металлические звуки из бытовых вещей переселились в очень многие инструменты. Есть тарелки большие, в которые ударяет музыкант в симфоническом оркестре, есть тарелочки маленькие, которые вставлены в детский бубен, металлические струны есть у многих музыкальных инструментов – у скрипки, у арфы, у гитары. У пианино, которое стоит в зале, тоже есть металлические струны. Давайте устроим небольшое выступление нашего импровизированного металлического оркестра. Как же мы назовем первое произведение, пофантазируйте, придумайте.

Дети берут в руки предметы и инструменты, импровизируют. Предложить детям придумают аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса.

Жил на свете старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, хи-хи-хи, да бух- бух,

Бу-бу-бу, да бе,бе,бе, динь-динь-динь, да трюх, трюх!

Предложить детям различные смешные, интонационно выразительные декламации припева. Разделить детей на подгруппы, пусть они сами придумывают варианты сопровождения стихов с помощью посуды и других металлических предметов.

Музыкальный руководитель:

Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на завод, где много разных станков, которые стучат, постукивают, звенят, скрипят, визжат. Но если прислушаться, в этом железном шуме можно услышать свою музыку. Попробуйте изобразить такую композицию: «Что мы услышали на заводе» или «Разговор железного дровосека и оловянных солдатиков». А в завершение нашего занятия поаккомпанируйте мне, когда буду играть на пианино.

Дети аккомпанируют музыкальному руководителю.

Ключевые слова: металлический, железный, звук, музыка, прислушайтесь, пофантазируйте.

ШУРШАЩИЕ ЗВУКИ

Занятие 4.

Цель занятия:

Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами, их издающими, музыкальными инструментами. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение.

Музыкальные инструменты:

Маракасы, румбы, кожаные барабаны.

Пособия и материалы:

Бумага различной толщины, целлофан, спичечные коробки, засыпанные различной крупой, открытые коробочки со скорлупками грецких орехов, связки пуговиц, щетки, куски ткани.

Ход занятия:

Рассмотреть иллюстрацию, помочь представить детям, какие звуки они могут услышать, гуляя по осенней аллее.

Музыкальный руководитель:

— Сегодня я вас приглашаю в гости к шороху и шепоту. Для этого нам нужно немного пошуршать, пошептать. Чем вы можете шуршать? Ладонями, одеждой. А теперь попробуем исполнить этими звуками песенку (исполняют композицию). Если мы добавим в композицию несколько музыкальных инструментов, то она получится более красочной. А сейчас мы с вами разучим стихотворение:

В тишине, в лесной глуши шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит, шепот по лесу шуршит,

Шу-шу-шу да ши-ши-ши, тише, шорох, не шурши!

Навостри-ка уши, тишину послушай!

Стихотворение разучивают шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков.

— А сейчас придумайте звуковую иллюстрацию к стиху, используя те пособия, которые вы видите.

Проводится игра «Угадай, чем шуршу».

— А как же извлечь шуршащие звуки из барабана? Можно провести по нему ладонью, пальцами или палочкой, насыпать внутрь крупу, орехи и медленно перемещать барабан из стороны в сторону.

Прислушайтесь к звучанию маракасов – они звучат по разному, потому что в них насыпают мелкие камушки, крупу, зерна, песок. В каждом доме, говорят, живет маленький, добрый человечек – Домовой. Никто не знает, как он выгладит, потому что он всегда появляется и что-нибудь делает только ночью, вместе с мышками. Наверное, он похож на гнома. Интересно, что бы мог делать Домовой у вас дома? Попробуйте с помощью этих предметов изобразить, что происходит дома у вас ночью.

В конце занятия предложить детям сыграть в ансамбле ритмичный танец с аккомпанементом маракасов, барабанов и скорлупок.

Ключевые слова: прислушайтесь к шороху, шепоту, пошуршите.

ЧАСЫ

Занятие 5

Цель занятия:

Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движения и детские музыкальные инструменты. Дать представление о длинных и коротких звуках, темпе. Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление.

Детские музыкальные инструменты:

Тарелки, треугольник, коробочка, деревянные палочки, маракасы, металлофон, ксилофон.

Пособия и материалы:

Будильник, наручные часы, пластмассовые игрушечные часы с прозрачным корпусом, через который видно их устройство.

Ход занятия:

Рассмотреть иллюстрацию. Помочь детям представить, какие звуки могут издавать изображенные на ней часы.

Музыкальный руководитель:

— Приложите руку к сердечку и послушайте, как оно бьется. Ровно или с остановками?

У меня в груди вот тут, слышишь, часики идут.

Звук их радостен и тих, только кто заводит их?

Кто покажет мне движения, как бьется сердце? Можно произносить слоги «тук-тук».

Дети могут касаться ладонью любой части тела, притоптывать носком, пяткой, головой, рукой, закрывать и открывать глаза и т.д.

— Внутри каждого часового механизма тоже бьется сердце, и каждые часы по-своему передают известную песенку «тик-так». Послушайте, как поют часки, будильник. Самые большие и важные часы поселились в городских башнях. Их низкий голос должен разноситься далеко, по всем улицам города. Давайте попробуем озвучить величественную музыку часов на музыкальных инструментах, при этом произносить слова вы будете разными голосами: тихо, высоко, низко.

Бо-ом! Бо-ом! Бо-ом!

— Настенные домашние часы спокойно и неспешно рассказывают о своей незаметной, но важной работе:

Тик, так, тик, так, весь день вот так!

Предложить детям сыграть музыку на музыкальных инструментах, делая метрические движения корпусом, декламируя слова.

— А вот забавные кухонные часы с кукушкой могут рассказать очень много интересного, например, как ночью на кухне шалят мышки.

На стене часы висели – тик, так, тик, так.

Тараканы гири съели – хрум, трак, хрум, трак.

Мыши гири оторвали – дерг, бом, дерг, бом.

И часы ходить не стали – динь, стон, динь, стон.

Предложить детям инсценировать потешку, разделившись на 4 группы. Каждая группа придумывает свой вариант выразительного чтения и озвучивания. Предложить детям озвучить графическую запись, на которых зашифрована музыка очень старых часов. В завершении занятия исполнить песню «Часы», при этом сами дети выбирают себе инструмент, придумывая способ игры или движения своей шестеренки. Часть детей играет на своих инструментах, часть двигается, изображая часовой механизм.

Ключевые слова: равномерно, ровно, быстро, медленно.

ВЕТЕР. ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ.

Занятие 6.

Цель занятия:

Привлечь внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы, научить прислушиваться к нам, тихим и часто незаметным. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, слуховое воображение. Учить использовать в звукоподражательных композициях звук речи, возможности голоса.

Музыкальные инструменты: маракасы, треугольники, колокольчики.

Пособия и материалы: любые предметы, издающие шуршание, шелест, шорох.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы с вами отправимся на увлекательную экскурсию в осенний парк. Послушаем, о чем разговаривают листочки.

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

Давайте вспомним, как приятно шуршат в саду опавшие разноцветные листья под ногами. Кажется, этот шорох витает в самом осеннем воздухе. А теперь подумайте, как их можно изобразить с помощью предметов и звуков речи. Для изображения можно использовать слоги Шур, Шух, Ших.

Шух-шух, шух-шух. шур, шур.

А ветер щеки толстые надул (надувать щеки и резко сдувать)

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул (дуть фу…).

— попробуйте изобразить голосом звуки ветра. Можно использовать звуки Ф-П-С-Ш. можно изобразить завывание холодного ветра, используя руку. Не забывайте, как приятно и ласково шуршит ветерок листьями, и страшно, неуютно завывает сильный ветер. Как вы думаете, о чем говорят осенние листочки?

Разделить детей на две группы, каждая придумывает свою небольшую звуковую композицию. Предложить детям поиграть в игру – дети располагаются по кругу, сидя на полу, несколько детей ложатся в центр круга – это опавшие листья. Сидящие дети с помощью различных звуков импровизируют задувание или порывы ветра в разной динамике, стараясь поднять и заставить лететь опавшие листья. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать намерения друг друга в коллективной импровизации. Дети – листья должны чутко реагировать движениями на перемены в импровизированном звучании композиции.

В конце занятия исполнить с детьми песню «Танец осенних листочков» Филиппенко, аккомпанемент и вступление к которой они должны придумать сами, используя звуки речи, шуршащие предметы, музыкальные инструменты.

Ключевые слова: шорох, шелест, завывание, тихий, ласковый, холодный.

ГРОЗА, ГРОМ И МОЛНИЯ.

Занятие 7.

Цель занятия:

Продолжать знакомить детей со звуками окружающей природы. Учить передавать их с помощью музыкальных инструментов. Тренировать умение ребенка с переменной динамикой, знакомить с новыми исполнительскими приемами (тремоло). Развивать слуховое воображение, умение слушать беззвучие.

Детские музыкальные инструменты:

Тарелки, барабан, металлофон, треугольник.

Пособия и материалы:

Целлофан.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель играет тремоло от piano к forte.

Музыкальный руководитель:

— Дети, скажите, на что похожи эти звуки.

Ответ детей.

— На раскаты грома. Во время грозы мы, обычно, слышим гром и видим молнию. Попробуйте сами создать грозовые раскаты с помощью этих музыкальных инструментов. Сначала гром грохочет где-то далеко, но постепенно гроза приближается, раскаты грома мы слышим все сильней и сильней, и, наконец, гром грохочет над нашей головой. Затем постепенно гроза уходит от нас, гром стихает, он еле слышен. Как можно услышать молнию? Можно ли изобразить ее жестами? Вспомните, есть ли у молнии какой-нибудь звук? А у радуги?

Ответ детей.

— Беззвучные явления природы тоже можно передать с помощью музыкальных инструментов. Например на металлофоне. Пофантазируйте, как это можно сделать, м помощью каких приемов? А для радуги?

Ответ детей.

Если дети затрудняются ответить, можно показать глиссандо на металлофоне вверх (радуга), вниз(молния).

— Давайте придумаем музыкальную композицию «Гроза в лесу» (начало грозы, кульминация, спад).

Использовать знания, полученные на предыдущих занятиях.

В конце занятия проводится игра: под музыку грома дети сидят, затаившись на полу. Под музыку радуги весело перемещаются по залу. Исполнители на инструментах меняются ролями.

Ключевые слова: гроза, гром, молния, далеко — близко, громко – тихо.

ДОЖДИК НАКРАПЫВАЕТ, ЛИВЕНЬ.

Занятие 8.

Цель занятия:

Привлечь внимание детей к разнообразию звуковой картины дождей, дождиков, ливней. Развивать метроритмическое чувство, дать представление о переменном темпе – ускорении, замедлении. Учить пользоваться комплексов музыкально – выразительных средств: темпом, динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их интуитивно в зависимости от задания. Развивать навыки творческого музицирования.

Детские музыкальные инструменты:

Треугольник, коробочка, барабан, тарелка, металлофон, маракасы.

Пособия и материалы:

Фломастеры, бумага.

Ход занятия:

Рассмотреть иллюстрацию, помочь детям вспомнить и представить, как стучит в окно дождь.

Музыкальный руководитель:

— Сегодня мы с вами будем говорить о дождике. Давайте вспомним о сколько разнообразных дождей и дождичков существует в природе. Все они очень разные- сильные и не очень, шумные и тихие. Когда дождик начинает накрапывать, его сначала даже не замечаешь. Но вот капли падают чуть чаще, и вот уже слышна незатейливая песенка редкого дождика

Кап, кап, кап, кто там? Кап, кап, кап, что там?

Ты скажи прямо, не стучи в раму.

— Эту музыку дождя можно озвучить с помощью музыкальных инструментов – треугольника, коробочки, пальчиковых тарелочек. Давайте мы с вами попробуем изобразить разные варианты звучания.

Музыкальная импровизация.

— Но вот капли начинают падать быстро, шумно, на людей обрушивается настоящий ливень:

Дождь потом пошел сильней и закапал веселей:

Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать, капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап.

Декламируя эти стихи, дети должны точно выполнить ритм восьмых хлопками, щелчками. Ливень можно изобразить на более звучных инструментах – тарелка, барабане. Дети знакомятся с ускорением темпа.

— Наконец дождик перестает, капли падают все реже и медленней, музыка звучит все тише и тише. Вот упала последняя капля, и закончился дождь.

Дети играют на музыкальных инструментах, ускоряя и замедляя темп. Вспомнить с детьми народные прибаутки про дождик: «дождик, дождик, пуще», «Дождик, дождик, поливай». Спеть их в хороводе, при этом часть детей аккомпанирует на музыкальных инструментах.

— Дождь бывает разный – грустный и веселый. Осенью, когда нет солнышка и на улице холодно, идет грустный дождик. Летом, когда жарко и светит солнышко, идет веселый дождь. Как вы думаете, почему бывает грустно или весело? Сейчас мы разделимся на две группы и придумаем свои композиции, можно с движением.

Дети выполняют задание, по окончании которого дети рисуют дождь фломастерами, пользуясь любыми условными обозначениями, а потом озвучивают то, что нарисовали.

Ключевые слова: дождь, ливень, накрапывает, усиливается.

ЗИМНИЕ ЗВУКИ. СНЕГ, МЕТЕЛЬ.

Занятие 9.

Цель занятия:

Обратить внимание на особую тонкость и изысканность зимних звуков природы. Учить легкому, осторожному звукоизвлечению. Развивать тембровый слух, навыки творческого музицирования.

Детские музыкальные инструменты:

Колокольчики, пальчиковые тарелочки, металлофон, треугольник, маракасы, арфа или цимбалы, медиатор.

Пособия и материалы:

Хрустальные стаканы, бокалы на тонкой ножке с водой, целлофан.

Ход занятия:

Рассмотреть с детьми иллюстрацию о зиме.

Музыкальный руководитель:

— Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний парк. Представьте себе, что мы идем по заснеженной дорожке. Под нашими ногами искрится и хрустит снежок, звенит ледок, весело смеются ребята, играя в снежки. Пушистые зимние снежинки – это замороженные дождинки. Они легки, невесомы, музыку их воздушного танца услышать почти невозможно. Но можно придумать и сыграть ее. Попробуйте наиграть музыку падающих снежинок на этих инструментах. Подумайте, как сыграть так, чтобы звук получился прозрачным, воздушным. Для этого нужно играть, осторожно касаясь инструмента.

С детьми можно придумать музыкальную композицию на тему «Падает снег», произвольно извлекая звуки по всему звукоряду металлофона и прислушиваясь к их волшебному звучанию. Можно использовать колокольчики или другие инструменты.

— Но зимний снег бывает колючим и резким. Завоет холодный ветер, загудит метель. Музыку метели нужно изобразить иначе, чем танец снежинок – игра должна быть решительной, напористой, быстрой:

Ме – тель гу – дит, в тру – бе шу – мит.

Очень страшно одному, а метель все у-у-у, да у-у-у!

Завывания ветра можно изобразить глиссандированием голоса, глиссандо металлофона, при помощи бокала. Это послужит выразительным фоном для декламации стихов. Предложить детям композицию «Зимняя звуковая фантазия», куда включаются голоса птиц – синичек и воробьев:

Те-тер, те-тер, зинь-зинь, зивер. (синичка)

Чик-чирик, чик-чирик, на снежок я прыг! (воробей)

Скрип снега или саней можно изобразить, сминая ритмично рукой целлофан. Звон бубенчиков, смех детей тоже может быть музыкой. И даже обыкновенная кошка в своей жалобной песенке расскажет на своем языке, как у нее озябли лапки. Давайте попробуем зарисовать нашу зимнюю фантазию.

Дети рисуют фломастерами. В конце занятия септ с детьми любую зимнюю песенку, придумать к ней музыкальное оформление.

Ключевые слова: зима, снег, хруст, скрип, искрится.

ЗВУКИ ВЕСНЫ, КАПЕЛЬ, НАСЕКОМЫЕ.

Занятие 10.

Цель занятия:

Дать представление об эмоциональном содержании звуков, совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью. Развивать умение владеть голосовым аппаратом, создавая шумовые композиции из звуковой речи.

Детские музыкальные инструменты:

Колокольчик, металлофон, стеклянные стаканы, пальчиковые тарелки.

Пособия и материалы:

Иллюстрация с изображением летящего шмеля.

Ход занятия:

Рассмотреть с детьми иллюстрацию.

Музыкальный руководитель:

— Долгой зиме пришел конец. Закапали с крыш сосульки, и зазвенела солнечная капель в ажурной ледяной лужице. Наступает весна, и все кругом радуется, пробуждается. Подумайте, на каких инструментах можно изобразить музыку капели? Эта музыка не должна походить на музыку дождя: звуки здесь должны быть светлыми, прозрачными очень холодными. Как в таком случае надо прикасаться к колокольчику? Может при этом надо еще и улыбнуться? Попробуйте изобразить капель на инструментах.

Дети выполняют задание. Затем предложить детям спеть песню «Солнечная капель» Соснина, сопровождая фортепианный аккомпанемент звучанием инструментов.

— Не успеют растаять сосульки, как на проталинке появляются первые подснежники. В звуковой картине весны никак не обойтись без насекомых. В яркой, зеленой траве засуетились жуки и пчелы – большие и маленькие, шумные и еле слышно жужжащие на цветке. Одни насекомые звучат низко ж-ж-ж, другие высоко — з-з-з. попробуйте изобразить насекомых, меняя положение губ. Придумайте каждый свою звуковую линию, рисуя ее рукой в воздухе. Верхний голос самый высокий и звонкий, низкий – гудящий, насыщенный. Между ними отрывистый второй и волнообразный третий.

Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи!

— Жу, жу,жу, жу, я на веточке сижу.

Зу-зу-зу поет пчела, много меду принесла.

Зу-зу, зу-зу, в улье спрячусь я в грозу.

Предложить детям поиграть в игру «Спящий ежик». Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на ковре, как спящий ежик. Сидящие дети воспроизводят любые звуки – шуршание, стук по полу, по телу, хлопки, произношение любых звуков, слогов – отрывисто или протяжно. Спящий ежик чутко реагирует на изменение динамики, постепенно просыпаясь.

Ключевые слова:

Капель, звуки насекомых, звукоподражание, игра со звуками.

ЗВУКИ ЛЕТА

Занятие 11.

Цель занятия:

Развивать звуковую фантазию, воображение, ассоциативное мышление, навыки создания свободных композиций, умение озвучивать иллюстрацию, используя полученные ранее знания.

Детские музыкальные инструменты:

Весь комплект, свистульки, гармошки губные.

Пособия и материалы:

Предметы и материалы, использовавшиеся при изучении тем 1,2,3,4.

Бумага, фломастеры. Иллюстрация.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

Кружевеет, розовеет утром лес,

Паучок по паутинке вверх полез.

Бриллиантится веселая роса,

Что за воздух! Что за свет! Что за краса!

Хорошо гулять утрами по овсу,

Видеть птичку, лягушонка и осу.

Слушать сонного горлана – петуха,

Обменяться с дальним эхом – ха-ха-ха!

— Как красиво выразил свои мысли поэт в этом стихотворении. Слова звучат необычно и в каждом слове – музыка. Давайте попробуем оживить ее. Летом в природе все живет, движется. И, чтобы озвучить картину лета, придется хорошо потрудиться. Все пищит, чирикает, фыркает и журчит. Летом главнее музыканты в лесу – птицы. Попробуйте на металлофоне изобразить музыку кукушки, воробья.

Дети выполняют задание.

Зеленая опушка, идем по холодку,

В лесу поет кукушка: ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Е,Благинина.

Чьи там крики у пруда?

«Квасу, квасу нам сюда!

Квасу, квасу, простокваши,

надоела нам вода!»

чирик, чирик, чик-чирик, воробей не велик!

— Сколько еще мы знаем таких летних звуков: шорохи, шелест, шуршание, стрекот, фырканье – это мышки, ежик, травинки, кузнечики, веточки, ручеек. Я сейчас почитаю вам стихотворение о лягушке, а вы сопроводите его аккомпанементом на музыкальных инструментах или словами, слогами.

Дети выполняют задание.

— а как вы думаете, есть ли музыка у белых корабликов – облаков, танцуют ли днем солнечные лучики, запутавшись в ветках березы? А может, если прислушаться, можно услышать торжественный летний гимн? Его музыка поднимается над лесом и летит прямо к солнцу. Придумайте и озвучьте сказочную фантазию, например «Крылышко стрекозы переливается на солнце».

В конце занятия исполнить с детьми песенку о лете – «Кузнечик» Шаинского или другую.

НОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ. ЗВУКИ ВСЕЛЕННОЙ.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО.

Занятие 12.

Цель занятия:

Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление. Уметь представлять и звукоизображать неслышимое – музыку звезд, звуки вселенной, позывные спутников, планет. Развивать навыки свободного, изобретательного владения инструментами: умение находить и извлекать из них оригинальные звуки, создавать импровизационные звуковые композиции.

Детские музыкальные инструменты:

Весь комплект.

Пособия и материалы:

Синтезатор и все предметы, которые раньше использовались на занятиях 1,2,3,4. иллюстрация космоса.

Ход занятия:

Рассмотреть иллюстрацию.

Музыкальный руководитель:

— Космос…Наверное никогда человек не будет равнодушен к этому загадочному миру звезд, больших и малых планет, далеких туманностей, гигантской лаборатории превращений. В космосе есть своя музыка, она не менее красивая, чем земная. Вот пролетела комета, она пронеслась быстро и с большой звуковой силой. У маленькой звездочки, которая падает с неба, наверное, тихий, красивый, блестящий голосок. На какой-то планете живут непохожие на нас пришельцы, у которых своя музыка. Попробуйте придумать музыкальную композицию на тему «Звездная песня неба».

Звездочки, звездочки, сколько вам лет?

Звездочки, звездочки, вы слышите или нет?

Мне бы вас хотелось попросить

Никогда огонь свой не гасить!

Авинаш Чандра Наранг.

Тон. Тон. тон. — Отворите дверь.

Кто так громко стучит?

— это я, Горный ветер.

Тон. Тон. Тон. – Отворите дверь!

Кто так поздно стучит?

— Это я, лунный свет.

Хитакара Хакусю.

— Пофантазируйте и сыграйте, как хотите, музыку звезды, сияние солнца, позывные космического корабля. Эти звуки станут голосами вселенной, обрывками космческих позывных.

Дети начинают выполнять задание, при котором любой ответ, любое сочетание звуков будет правильным. Предложить детям звуковую композицию «Ночная фантазия», где можно использовать слоги и звуки речи, выразительные возможности голоса, необычные приемы игры на музыкальных инструментах. Дать задание изобразить звуки космоса графически.

Ключевые слова: космос, вселенная, звезды, планеты, попробуйте.

МКДОУ Детский сад » Березка»

п. Лиственничный, Кондинский район.

Конспект НОД по музыкальному развитию

на тему

«Кругосветное путешествие»

(подготовительная группа)

Муз. руководитель: Н. М. Бобошко

2014 г.

Цель НОД:

Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, эмоциональности и выразительности, невербальных средств общения

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с традиционной музыкой и инструментами разных стран , импровизацией, как способе игры на них. Создать атмосферу уважения и интереса к культуре разных народов.

2. Познакомить детей с географическими названиями стран и их расположением на карте.

3. Формирование основных певческих умений: выразительности, музыкальности, интонационной чистоты.

Развивающие:

4. Развитие общих представлений о разных странах, о некоторых элементах культуры.

5. Комплексное развитие музыкальных способностей детей; объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира.

Воспитательные:

6. Воспитание толерантности, чувства общности и единства с людьми живущими на Земле у старших дошкольников.

Области: Познание, социализация, коммуникация, здоровье, музыка, развитие речи.

Материал и оборудование: Компьютер с аудиозаписями, детские шумовые инструменты, географическая карта, символика разных стран, воздушные шары.

Предварительная работа:

Беседы о величии и красоте своей страны, о традициях русского народа, о его песенном и танцевальном богатстве.

Знакомство с другими странами мира. Беседы о том, что у каждого народа и страны есть своя история, символика, свои традиции.

Знакомство с танцами и песнями народов мира, доступными для детского восприятия.

Разучивание песен, игр и танцев на музыкальных занятиях в течении года.

Ход НОД:

Дети входят в зал под спокойную музыку.

Дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня на занятии.

Сегодня наше занятие будет необычным.

Я хочу пригласить вас в путешествие по музыкальным уголкам нашей планеты. Вы хотите побывать в разных странах?

(ответы детей)

Что же нам может пригодиться в дороге?

— Хорошее настроение.

—Знание языков. Ведь мы отправляемся в гости в другие страны.

—Транспорт, на котором мы будем путешествовать.

Хорошее настроение у нас есть, здороваться на разных языках мы тоже умеем.

Распевка – приветствие «Здравствуйте!» (модель С.М. Истоминой)

На чем будем путешествовать? И из какой страны мы с вами отправимся в путешествие?

Ответы детей.

Сегодня предлагаю вам необычное путешествие – во сне. Но чтобы крепко уснуть, что нужно сделать?

( Спеть колыбельную, как мама)

Дети поют колыбельную «У Кота-воркота» — детская потешка.

(засыпают)

Ребята, мы заснули крепко, можно отправляться в путешествие, вот и ветерок уже прилетел, чтобы унести нас в дальние страны на воздушном шаре и на нашей карте появился флаг нашей страны и матрешка символ нашей страны, возьмем ее с собой на память.

Дети садятся на стульчики под воздушным шаром, звук ветра.

— Ой вы, ветры ветерочки!

Полуночны вихаречки!

Нас по небу понесите,

Только, чур, не уроните!

На карту выставляется флаг Финляндии и атрибут.

Финляндия. «Танцуем и поём».

Мы прилетели в Финляндию. Финны, очень танцевальный народ и поэтому часто устраивают праздники танцев. Заслышав весёлую музыку, финны не могут устоять на месте. Давайте и мы станцуем финский танец: «Рич-рач».

Танец: «Рич-рач».Финская народная мелодия.

Забираем сувенир.

(звучит аудиозапись шума ветра).

Ребята, ветер торопит нас лететь .

Дети садятся на стульчики под воздушным шаром, звук ветра.

— Ой вы, ветры ветерочки!

Полуночны вихаречки!

Нас по небу понесите,

Только, чур, не уроните!

На карту выставляется флаг Канады и атрибут.

Канада. «Играем».

Вот мы и в Канаде. Эта страна находится в Северной Америке. Её жители большие любители игр и разных затей.

Давайте и мы с вами поиграем в игру, которую придумали жители Канады.

Проводится игра: Речевая диалогическая игра Северной Америки

«Кто взял ключи от буфета».

(Игра проводится в кругу).

Сувенир.

(звучит аудиозапись шума ветра).

Наше путешествие продолжается! Летим дальше!

— Ой вы, ветры ветерочки!

Полуночны вихаречки!

Нас по небу понесите,

Только, чур, не уроните!

(Приземляются).

Смотрите, на карте появился еще один флаг, и музыка веселая, задорная, наверное, здесь живут веселые, дружелюбные люди. Что это за страна?

Ответы детей.

Америка: » Танцуем и поем».

» Брейк миксер»- Коммуникативный танец модель А.И. Бурениной.

здороваемся по- американски

«Вудели — Атча» (Деревянный Атча) – Американская народная песня с движениями.

Звук ветра.

Ребята, чувствуете, какой ветер горячий дует! Давайте скорее сядем на наш воздушный шар и отправимся дальше в теплые страны.

— Ой вы, ветры ветерочки!

Полуночны вихаречки!

Нас по небу понесите,

Только, чур, не уроните!

(На карте появляется крокодил и пальма).

Куда же мы попали?

Африка. «Поем и играем».

Песенка приветствие «Хей-хей!» (приветственная песня, африканский фольклор).

В Сахаре, понятно, песок не обычный-

Обычный песок там горяч непривычно.

Кладете немного такого песка-

И мигом вскипает стакан кипятка.

Шагнешь по песку что бы взять пирожок,

И сразу получишь на пятке ожог.

«Пальмы» (еврейская народная песня с инструментальным сопровождением

«Кроко,Роко,Коко, Дил».Сл. В.Орловой — речевая игра)

Из веревочек складывается границы реки, в которой сидит крокодил с удочкой в руках, дети поддразнивают крокодила, он их пытается осалить удочкой, не покидая границы реки.

Ребята, ветер перестал дуть и мы больше не сможем лететь, предлагаю пересесть в лодочку.

(Из «реки» складывается лодочка, дети садятся в нее, берут в руки воображаемые весла и исполняется песня «Лодочка»).

Забираем сувенир, садимся в лодочку и плывем во Францию.

На горизонте появляется флаг еще одной страны. Ребята, это Франция!

Как зовутся люди, которые живут в этой стране? И что вы знаете об этой стране?

Ответы детей.

А вот Ваня нам сейчас прочтет стихотворение об этой стране.

Я очень Францию люблю,

Хотя я не француз.

Ведь есть там чудо — города

На самый разный вкус.

В уютном городе Пломбьер

Придуман был ПЛОМБИР,

А из Рокфора, например,

Пошел известный сыр.

Мне в этой нравится стране

ЭКЛЕР и КРЕМ-БРЮЛЕ

Я все бы это разместил

На праздничном столе.

Франция. Угощаемся.

Ну вот и заканчивается наше путешествие и пора возвращаться в свою страну. Как же вернуться? Ну конечно нужно просто проснуться!

«Пробуждательная песенка» (мелодия французкой нар. песни «Братец Якоб»)

Итог:

Выкладываем из рюкзака все сувениры и подводим итог, в каких странах мы побывали.

В следующий раз мы обязательно побываем в других странах. А пока…

До новых встреч!

Литература: Журналы «Музыкальная палитра»

Т.Э. Тютюнникова «Бим, Бам, Бом»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *