Ранние изображения Христа


Христос, попирающий зверей. часовня архиепископа в Равенне.

Изображения Иисуса Христа на иконах подчиняются определенным канонам и почти всегда легко узнаваемы — Христос в младенчестве на руках у Девы Марии, Пантократор («Вседержатель») и Христос-Страстотерпец, страдающий Христос. Однако в раннем периоде изображения Христа были гораздо разнообразнее.

Христос — Добрый Пастырь


Раннее изображение Христос — Добрый Пастырь.

Мавзолей Галлы Плацидии
В раннем христианстве Христос часто изображался в образе простого деревенского пастуха. На мозаике, хранящейся в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, молодой юноша Иисус совсем не выглядит, как деревенский пастух, хотя тоже пасет овец. Облаченный в дорогие одежды, он, сидя в величественной позе на пригорке, символизирующем трон, держит в одной руке крест, ассоциирующийся с императорским жезлом. Очевидно, это была попытка соединить политическую власть императора и божественную силу Иисуса

Деревянные двери церкви Санта Сабины


Раннее изображение Христа на деревянной двери церкви Санта Сабины.

Церковь Санта Сабины, Рим
Старейшая в Риме церковь Санта Сабины, построенная в 432 году, прекрасно сохранила не только свой первоначальный архитектурный облик, но даже и деревянные двери с панелями. На них неизвестным мастером вырезан рельеф, иллюстрирующий различные сцены из Библии. Среди прочих здесь имеется и одно из самых ранних изображений замученного Христа, на котором он изображен как длинноволосый и бородатый человек, свисающий с креста.

Христос, попирающий зверей


Раннее изображение Христа в часовне архиепископа в Равенне.

Часовня архиепископа, Равенна
В часовне архиепископа в Равенне хранится мозаика с изображением Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Образы эти восходят к священному писанию. Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете Наступать на льва и кобру, Вы растопчете великого льва и змею”. Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина.. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita». Часовня была построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина.

Исцеление истекающей кровью женщины


Раннее изображение Христа в римских катакомбах.

Катакомбы Марселлинуса и Питера
Знаменитые римские катакомбы использовались христианами, как места погребений. На стенах катакомб святых Марселлинуса и Питера, построенных во втором или третьем веке, среди тысяч захоронений находится одно из самых ранних изображений, иллюстрирующих Евангельский рассказ о спасении Христом женщины, кровоточившей в течение 12 лет, и которую спасла только ее вера в Христа.

Исцеление парализованного человека


Раннее изображение Христа, исцеляющего парализованного человека.

Сирия
Одна из самых известных историй из Нового Завета — исцеление Иисусом парализованного человека. Друзья так отчаянно пытаются попасть к Иисусу, что они срывают крышу на доме, в котором находится Иисус, и опускают больного внутрь вместе с постелью. Увидев это, Иисус сказал ему: ”Вставай, бери свою постель и иди домой”. После этих слов человек действительно встал и ушел. Фреска, иллюстрирующая эту историю, была обнаружена на стене церкви в Сирии. Датирована она примерно 230 годом.

Мадонна с младенцем


Раннее изображение Христа: Мадонна с младенцем.

Катакомбы Присциллы, Рим
Катакомбы Присциллы — самые древние в Риме. Однако, они известны не только этим. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков, в одной руке держащий книгу, а другой – указывающий на звезду. Фреска находится на потолке над могилой Святой Присциллы и датируется примерно 225 годом н.э.

Добрый Пастырь


Раннее изображение Христа: Добрый Пастырь.

Св. Каллисто, Рим
В христианских катакомбах очень часто изображали Христа в образе Доброго Пастыря. И катакомбы Каллиста, самое крупное подземное захоронение христиан Рима, не исключение – там тоже имеется такое. На нем Христос изображен как молодой юноша, простой пастух, с ведерком молока, для того, чтобы подкармливать овец. На плечах у юноши – ягненок. Это одно из самых известных ранних изображений такого типа.

Мозаика в храме св. Марии


Раннее изображение Христа в церкви Св. Марии в Хинтоне.

Хинтон
Напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне необычна тем, что на ней смешаны христианские и языческие образы. Создана она в начале IV в., когда в Римской империи официально приняли христианство. На этой мозаике греческий мифологический герой, изображенный сидящим на крылатом Пегасе, соседствует с погрудным изображением безбородого мужчины. За головой этого мужчины – две греческие литеры «ки» и «ро», При скрещении они образуют монограмму имени Христа. В те далекие времена такая монограмма являлась символом христианства. Считается, что на этой мозаике впервые Христос изображен в образе человека, до этого христиане для этой цели пользовались исключительно символами.

Распятие на пластинке из слоновой кости


Раннее изображение Христа: распятие на пластинке из слоновой кости.

Британский музей
В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости, сделанная в Риме в V веке, на которой вырезано панно с изображением распятия. Предполагают, что на нем впервые изображена фигура распятого Христа, а не символический крест. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним — мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство.

Граффито Алексаменоса


Граффито Алексаменоса в Антикварном музее Палатина.

Рим
Рисунок-граффити, найденный на одной из стен в Риме, сейчас хранится в Антикварном музее Палатина и носит название Граффито Алексаменоса. Он представляет собой одно из самых первых изображений распятия Христа, правда, в карикатурной форме, поэтому второе его название – Богохульное граффито. На рисунке изображен человек, поклоняющийся распятой на кресте фигуре с ослиной головой. Рисунок сопровождается надписью «Алексаменос поклоняется Богу своему», Автор этого рисунка явно не был христианином.


Рождество — прекрасное время, чтобы вспомнить про 10 известных библейских персонажей, имена которых остаются неизвестными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

28 августа (15 августа по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря преданию церкви. Чудо необычайной кончины Богородицы – Успение или Ассунта – на протяжении многих веков является темой художественного исследования великих живописцев – Корреджо, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Эль Греко, Рубенса, Мурильо и др. Обращался к этому сюжету и Себастьяно Риччи – знаменитый венецианец, произведение на тему Успения именно венецианской школы хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.

Успение Божией Матери — один из двенадцати великих праздников христиан – католиков и православных. Им завершается годичный круг великих праздников и посвящен он окончанию земной жизни Богородицы. По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это представляется не как трагическая кончина, а как светлый праздник воссоединения на небесах Матери и Сына.

В самый страшный момент своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. После вознесения на небо Иисуса Христа Пресвятая Дева постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога Отца. День кончины ее был открыт Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме. Согласно воле Пресвятой Девы, тело ее было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами ее родителей и обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери апостол Фома пришел ко гробу, тела ее уже не было в гробнице. Церковь всегда веровала, что оно было взято на небо. Праздник Успения Богоматери восходит к древнейшим временам христианства. В IV веке он является уже повсеместным, как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его во всех древнейших календарях.

Первоначально праздник Успения совершался 18 января, празднование его 15 августа установлено при императоре Маврикии (582 год).

Еще в первые века христианства появилась молитва «Богородице, Дево, радуйся», которую можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «Ave, Maria» – это та же молитва на латыни. Есть несколько сотен разных икон Богородицы, среди которых, знаменитая византийская икона, известная у нас как «Владимирская», грузинская, называемая «Иверской», почитаемые также и у католиков – «Ченстоховская» и «Умиление», наконец, чудесным образом найденная в Казани «Казанская» икона Божией Матери.

Церковь ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания.

Смерть Девы Марии образует цикл сцен, которые широко изображались в христианском искусстве, особенно в церквах, посвященных Богоматери. Сама сцена смерти соединялась со сценой Взятия на небо (Успение) Девы Марии. Со времени распространения особого культа Пресвятой Девы (XIII век) в изобразительном искусстве этот сюжет воспроизводится очень часто в шести вариациях: ангел предвещает Марии ее кончину и вручает ей пальмовую ветвь; Мария прощается с апостолами; успение Марии, взятие ее души на Небеса; процессия, идущая с телом Марии к месту захоронения; положение ее тела во гроб; душа Марии воссоединяется с ее телом, и Мария в теле возносится на Небеса.

— Возвещение о смерти Девы Марии. В старости Деву Марию, страстно желавшую вновь соединиться со своим сыном, посетил ангел, предсказавший ей смерть через три дня. Он одарил ее ветвью «райской пальмы», которую должны были нести перед ее одром. Богоматерь вознесла молитву, чтобы перед смертью ей было дано увидеть апостолов и родню свою. Порой эта сцена напоминает Благовещение, с той лишь разницей, что теперь в руке у ангела пальмовая ветвь, а не лилия или скипетр.

Дуччо ди Буонинсенья
«Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о предстоящей кончине» (XIII век)

— Смерть Девы Марии. Сюжет, из всей серии изображаемый наиболее часто. Согласно одной традиции, Дева Мария не умерла, а лишь уснула и спала в течение трех дней до своего воскресения, отсюда термин «успение». «Золотая легенда» повествует о том, как ангел побудил апостолов, рассеявшихся к тому времени по всему миру, на облаке перенестись к дверям дома Девы Марии. (Иногда они изображаются именно таким образом.) Эта сцена показывает тело Девы Марии на ложе или в гробу или — особенно в искусстве северного Ренессанса — на кровати под балдахином в типичном домашнем интерьере. Она может быть еще жива и держать горящую свечу — в соответствии со старой традицией вставлять в руки умирающего свечу (ее свет — это символ христианской веры). Вокруг стоят апостолы. Св. Иоанн держит пальмовую ветвь, данную ему Девой Марией, или, возможно, проливает слезы или стоит, на коленях у ее кровати. Св. Андрей может размахивать кадилом. Св. Петр, иногда в епископских одеждах, держит книгу и руководит церемонией. Две скорбящие женщины — это вдовы, подруги Девы Марии, которым она завещала свои одежды. Контрреформация учила, что Дева Мария умерла без боли, смерть взяла ее в бессознательном состоянии; таким образом, в искусстве XVII века она иногда изображается не в постели, а в кресле или на троне, с откинутой назад головой, окруженная апостолами.

Картина Караваджо «Успение Богородицы» (1605-06), Лувр, Париж,
поначалу была отвергнута с огромным скандалом, считалось,
что безнравственный художник отобразил в Пречистой Деве жизнь телесную,
а не духовную, «спас» ее Рубенс, порекомендовав приобрести известнейшему меценату Винченцо Гонзага

— Погребение. Тело Девы Марии лежит на пелене, которую апостолы или ангелы опускают в саркофаг, вверху в мандорле (ореол миндалевидной формы) может быть изображен Христос – это довольно редкий сюжет. Типичная его форма в ренессансной и позднейшей живописи состоит из двух (иногда трех) «ярусов». Дева Мария помещена в середине воздушного пространства, она стоит или восседает на престоле, перенесенная на небеса и окруженная сонмом ангелов, нередко играющих на музыкальных инструментах. Их фигуры часто образуют собой мандорлу. Ее руки молитвенно сложены или простерты вверх (особенно в искусстве Контрреформации) к тому, на кого устремлен ее экстатичный взгляд. Иногда ее сопровождают архангелы Михаил и Гавриил. Реже встречается, чтобы Христос и Мария изображались возносящимися вместе. Внизу на земле апостолы у гроба в изумлении смотрят вверх либо пребывают в слезах и скорби.

Питер Пауль Рубенс «Успение Пресвятой Богородицы», 1626
Дерево, масло. 490×325 см, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен

Себастьяно Риччи «Успение»
1734 год, 95 x 52 см, холст, масло.
Музей изящных искусств, Будапешт

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно, выполненное современниками знаменитого венецианца Себастьяно Риччи – крупнейшего представителя рококо. Сюжет картины вполне традиционен, у опустевшего гроба находятся потрясенные апостолы и убитая горем женщина, а сама Богородица возносится на небеса, сопровождаемая ангелами. Как и в картине Риччи, позы героев выразительны и несколько театральны, идентично решение образа Богородицы: экстатичный взгляд, раскинутые для объятий с Сыном руки…

Венецианская школа живописи XVIII в.
Ассунта (Успение Девы Марии)
Холст, масло, 193х336 см
БСИИ ASG, инв. №04-3293

Резко отличает произведение из БСИИ и картину Риччи колорит, у Риччи он образован чистыми сочными красками, что добавляет произведению декоративности, тогда как произведение венецианской школы из БСИИ в основном имеет зеленовато-охристые оттенки. Вполне вероятно, что таким его сделало время, поступившая в собрание картина нуждалась в серьезной реставрации.

Картина до реставрации

Состояние картины на момент реставрации было удручающим: сетчатый кракелюр по всей поверхности картины, множественные прорывы и последствия неудачной предыдущей реставрации.

Множественные прорывы различных форм, многочисленные
осыпи и утраты красочного слоя вплоть до холста в местах
соединений частей картины, средне-сетчатый кракелюр —
результат плохой натяжки холста причиной которой явился
деформированный и обветшавший подрамник

Послойное утоньшение и выравнивание лаковой пленки,
которая со временем приобрела неравномерность и жухлый,
грязно-желтый цвет покрытия, во многих местах утратившего блеск и прозрачность

Подведение и выравнивание реставрационного грунта
в местах утрат авторского грунта, прорывов, трещин и потертостей

Выполнение тонировок по подведенному грунту в местах
потертостей и других утрат авторского красочного слоя

О реставрации произведения, осуществленной в реставрационных мастерских Международного института антиквариата, рассказывал журнал «Мир искусств» (2013.-№ 4), познакомиться с реставрационным дневником можно

Светлана БОРОДИНА
Елена ВЛАСОВА (фотографии)

Испанские археологи заявили, что им удалось обнаружить одно из самых ранних изображений Иисуса Христа, сообщает Daily Mail. Однако основное открытие даже не в этом. На обнаруженной исследователями стеклянной гравюре сын Божий изображен без бороды.

Найденный учеными артефакт принадлежит к началу четвертого столетия нашей эры. Гравюра изображает Христа в сопровождении двух апостолов, предположительно Петра и Павла. У всех троих над головой нимб. Помимо отсутствия бороды изображенного на гравюре Иисуса отличают от традиционных представлений короткие вьющиеся волосы и надетая на нем тога, что делает его больше похожим на древнегреческого философа.

Фрагменты гравюры были обнаружены в древнем городе Кастуло в Андалусии на юге Испании. Артефакт представляет собой круглую стеклянную пластину диаметром 22 сантиметра. На ней Христос и апостолы изображены в небесной сфере и обрамлены двумя пальмами, символизирующими в христианстве бессмертие, загробную жизнь и небеса. Осколки артефакта, по словам археологов, находятся в отличном состоянии. Ученым уже удалось восстановить 81 процент от первоначальной площади гравюры.

Испорченная пенсионеркой фреска с ликом Иисуса Христа неизменно привлекает тысячи туристов в маленький испанский город Борха, сообщает сайт diletant.media.

Пять тысяч местных жителей получают стабильный доход от большого количества гостей, которые приезжают в их город, чтобы увидеть эту фреску. В местных магазинах продаются сувениры с «Пушистым Христом», кроме того, туристы платят 1 евро за вход в церковь, где выставлена картина.

Половина этих средств идёт на содержание дома престарелых, вторую половину получает пенсионерка Сесилия Хименес, которая, можно сказать, является соавтором фрески. В 2012 году женщина забрала на реставрацию картину 1930 года «Ecce Homo», написанную художником Элиасом Гарсия Мартинесом, и безнадёжно изуродовала её. После того, как над святым ликом «потрудилась» Хименес, картину прозвали «Пушистый Иисус».

Несмотря на то, что местный храм, в котором хранилась фреска, был шокирован «реставрацией» и собирался судиться с пенсионеркой, «Пушистый Иисус» внезапно снискал невероятную популярность во всём мире. С момента неудачной реставрации фрески и по сегодняшний день город Борха посетили 160 000 человек, чтобы увидеть «обновлённого» Иисуса. Туристический бум позволяет маленькому городу оставаться на плаву, зарабатывая на приезжих немалые деньги. Вскоре в городе собираются открыть целый музей, посвященный истории фрески «Ecce Homo».

Кроме того, всеобщее внимание помогло 85-летней Сесилии по-новому взглянуть на свою работу, хотя сначала она даже прибегала к помощи врачей, чтобы пережить обрушившуюся на неё критику.

«Я посещала психиатра и принимала лекарства, чтобы чувствовать себя лучше», – рассказала Хименес и добавила, что теперь она не считает картину уродливой, и лик «Пушистого Иисуса» ей кажется даже привлекательным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *