Ребенок двоечник

Каждому родителю школьника хоть раз, но приходилось видеть в дневнике своего ребенка отметку «2». Но мало кто знает, как правильно к этому относиться. Кто-то берется за голову, а кто-то за ремень. Чтобы адекватно реагировать на такую ситуацию, нужно разобраться в следующих вопросах.

Оценка. Ее суть, смысл и содержание
Почему ребенок приносит двойки
Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Оценка. Ее суть, смысл и содержание

Мы, как взрослые, выросшие и быстро позабывшие свои школьные годы, помним только свои эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». Эти переживания, как правило, негативные, вот и при виде двойки у своего любимого ребенка приходим в негодование. У нас возникают сожаление, обеспокоенность и злость. Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства. И вот, некоторые родители, не понимая этого, сразу же берутся за ремень и делают тем самым большую ошибку, но об этом несколько позже.

Итак, отбросив свои собственные переживания, подумаем. Оценка — это показатель уровня успеваемости ребенка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этом дети пока не думают. Для них оценка — это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей. А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с показателем «+» или с «–». Кроме того, оценка несет в себе психологическую нагрузку — для ребенка это поощрение или наказание. И что же получается: ученик получает двойку, потом его наказывают дома, и он оказывается дважды наказанным. Где вы видели дважды осужденного за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребенку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ученик. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» ― это оценка работы и педагога.

Но мы знаем, как бывает: по какой-то причине в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, но и свое личное отношение. Это непрофессионально, это подло по отношению к детям, но, к сожалению, такое бывает.

Но не все учителя такие. Существуют и педагоги от Бога, они вообще выступают против системы оценивания. Среди них грузинский педагог Ш. А. Амонашвили, отечественные А. И. Савченко, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Н. Ф. Талызина и др. Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Это школы будущего. Их принцип: ребенка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении: «Какую оценку получу?». Да и поставьте сами себя на место ребенка: вам бы хотелось, чтобы вас 5–6 раз в день оценивали?

Почему ребенок приносит двойки

Прежде чем ругать ребенка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике или тетрадке.

Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5», и редко ― на «4». Да вот беда, русский язык мне не давался. Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая, там всего 4 работы было), обратно получила ее всю исписанную красными чернилами, с отметками «3» и «2». Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней). Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, все переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет я достала «свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись. Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, тревожилась: а вдруг бабушка узнает? И представление того, как она будет меня отчитывать, не давало мне покоя.

Так вот, первой причиной неуспеваемости ребенка является его ненаученность: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Все это от спешки: детям так много всего надо успеть! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки/секции сбегать, да еще и уроки выучить. Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребенка. Определить его способности, наклонности, и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза. А. С. Пушкин, например, имел двойку по математике, но это не помешало ему стать великим поэтом.

Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было. В процессе работы с этой семьей оказалось: мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и еще больше закрываться. Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него быть осмеянным.

Хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды». Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы ― они начинают высмеивать успешных, доводя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашел для себя мой клиент. Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимания. Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребенка («Учеников много, разве каждого узнаешь?», ― а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика. Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешных они составляют 60%.

Вот еще из практики. Девочка, восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей постоянно нанимают репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребенку» и т.п. На самом же деле, своей неуспеваемостью девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребенку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными. Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведет к педагогической запущенности.

Еще причиной неуспеваемости ребенка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья. Так, детям с гиперактивностью трудно сосредотачивать свое внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья тяжело эмоционально находиться в группе других детей, им плохо дается представление, понимание учебного материала.

Как известно, страдают неуспеваемостью и дети из неблагополучных семей ― это социальный фактор.

О причинах школьной неуспеваемости более подробно смотрите в видео

Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Итак, прежде чем реагировать на двойку чада в дневнике, нужно выяснить причину: почему учитель ее поставил? Подумать самому, сравнив мнение учителя со своими представлениями и знаниями о ребенке, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе. Кто, как не родители, поймут и заступятся за своего ребенка? В случае необходимости нужно обратиться за помощью к психологу.

Помните, что одна двойка ― это не приговор о неуспеваемости, но и не повод расслабиться и проигнорировать. Это сигнал к действию. Нужно остановиться и присмотреться, где упускаем в воспитании, мотивации, а может просто в общении с ребенком.

Если двойки появляются в дневнике систематично, срочно за консультацией, и дальше работаете, исходя из причин отставания.

Как-то недавно услышала интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» ― и меня обдало жаром. Как психолог такое может говорить?! ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ! Тогда и причин наказывать не будет. К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, потому что это нормально, это хорошо и правильно. А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и дает право делать так же.

Наказывать вниманием и любовью! Об этом короткое видео

В начале учебного года родители часто дают своим детям установку на отличные отметки в школе. «Будешь хорошо учиться – станешь достойным человеком!» Вот дети и переживают каждый раз, когда ожидания родителей не оправдываются. Или перестают верить в свои силы. Но на деле школьный дневник не имеет большого значения. Подтверждение тому – многочисленные истории классиков, которые не очень-то старались на уроках. Некоторые из них, однако, напротив, показали себя как прилежные ученики, но такие поэты и писатели стали знамениты отнюдь не благодаря школьным знаниям. «МИР 24» рассказывает, где и как учились известные деятели искусства и мастера слова.

Владимир Маяковский

Поэт Владимир Маяковский не сразу стал ярым революционером, соответственно, его бунтарское поведение не всегда влияло на учебу в школе. Первые три класса будущий мастер слова учился исключительно на «отлично». Он был любознательным и быстро схватывающим информацию мальчишкой. Но вот в 1905 году революция дошла и до города Кутаис, где жил будущий поэт. Как и многие ровесники, Владимир устремился ломать неугодный строй. Школьник вступил в революционный кружок, тогда учеба мгновенно пошла прахом. На смену пятеркам в дневнике поэта пришли двойки. Но учителя закрывали на это глаза и переводили Маяковского в следующий класс. Он даже как-то вспоминал, что перешел в четвертый класс только потому, что ему расшибли голову камнем – узнав это, учителя его попросту пожалели. На учебу совсем не было времени – вместо домашнего задания поэт тратил часы на демонстрации и посещение кружка.


ФОТО : TASS / Родченко Александр

С переездом в Москву ничего не изменилось, в столице Володя тоже нашел себе занятие гораздо интереснее школьных уроков. В 5 классе уроки ему наконец совсем наскучили, и двоечник навсегда покинул стены учебного заведения. Впрочем, это совсем не означало, что Маяковского перестали интересовать какие-либо новые знания: он продолжал увлекаться культурой и литературой, в итоге это привело к тому, что Владимир выбрал творческий путь.

Оноре де Бальзак

На отношение Бальзака к учебе повлияла нелюбовь родителей. Дело в том, что Оноре был далеко не самым желанным сыном – сразу после рождения его отдали кормилице, а затем и вовсе сослали учиться в заведение со строгими правилами – Вандомский колледж-интернат, где за воспитание и учебу мальчика отвечали святые отцы. Мальчик пронес глубокую обиду на мать через всю свою жизнь, вот и на уроках все время погружался во внутренний мир, не особо обращая внимание на происходившее вокруг. Из этого колледжа было невозможно даже уехать на каникулы домой, не то что отвлекаться на уроках.


ФОТО : Википедия

Бывало, что к Оноре на уроке обращался учитель, а тот даже не знал тему урока – настолько глубоко он погружался в свои мысли. За такое отношение к учебе мальчишку быстро прозвали «тупицей» одноклассники, а настоятели и вовсе не церемонились, отправляя его в чулан под лестницей «на перевоспитание». Впрочем, Бальзак ничуть не расстраивался возможности побыть наедине с самим собой. Он доставал припрятанную книгу и все время в заточении читал, ведь несмотря на дурную славу двоечника, он очень любил разные истории и литературу в целом.

Родители наседали все больше. Они были очень недовольны сыном, за что наказывали его все чаще. В школе писателю редко ставили оценку выше тройки и считали, что у того совершенно нет тяги к каким-либо знаниям. Так прошли почти семь лет – из-за долгого сидения на холодном полу в чулане у мальчика испортилось здоровье, однажды он даже чуть не впал в кому. Тогда родители наконец увезли ребенка от монахов и сдались. У отца больше не было сил бороться с «бездарным ребенком» и он разрешил ему заниматься тем, чем он хочет. А Оноре как раз только и хотел, чтобы его оставили в покое, чтобы он смог начать творить.

Сергей Есенин

Сережа Есенин, в отличие от многих своих коллег по перу, был очень прилежным учеником, гордостью школы. Будущий поэт сначала поступил в Константиновское земское училище, а затем продолжил учебу в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. Рассказывают, что отец Есенина очень гордился успехами своего сына и всячески поощрял его труд. А в доме вместо картин и портретов были развешаны школьные грамоты и похвальные листы. В сентябре 1914 года Сергей Есенин стал студентом – он начал учебу на историко-философском цикле (академическом отделении) Московского Городского народного университета имени А. Л. Шанявского.


ФОТО : Википедия

Это был заинтересованный, восторженный юноша, который охотно тянулся к новым знаниям. В то время Сергей Александрович уже был известным в узких кругах поэтом. Основным предметом изучения в университете он, конечно, выбрал литературу – он приходил на занятия, чтобы обсудить с процессорами свои произведения.

Однако поэту не удалось окончить вуз из-за финансовых трудностей семьи. Он отчислился после второго года обучения, но мечтал вернуться. Не повезло – через год после возвращения поэта в Москву учебное заведение закрылось, а высшее образование Есенин так и не получил.

Андрей Тарковский

Школьные годы Андрея были обречены изначально: он пошел в первый класс в 1939 году, не успел еще толком втянуться в учебу, как в страну пришла война, а за ней и эвакуация к родственникам. Так что школьную программу пришлось осваивать самостоятельно. Отец ушел на войну, а мать была не сильно заинтересована в образовании сына. Так что начальная школа прошла мимо Тарковского. Зато в старшей школе будущий режиссер окончательно определился в отношении к учебе. Он стал стилягой и интересовался в основном только модной одеждой и американской музыкой. Приключений было хоть отбавляй, а вот на прилежное освоение школьных предметов ни времени, ни желания не хватало.


ФОТО : ТАСС / Метелица Сергей

Школа казалось юноше занудным мероприятием и пустой тратой сил и времени. Впрочем, времена были не те, чтобы совсем «забивать» на учебу, поэтому аттестат бунтарь все-таки получил. Похвастать в нем, однако, нечем: самое большое достижение режиссера – это четыре по литературе, точные науки и история дались ему на твердый трояк, а вот за химию и черчение учителя не смогли поставить Тарковскому выше двойки.

Тем не менее после школы Андрей решил поступить в университет и, скорее, по случайности поступил на востоковедение. Его хватило только на год, после чего режиссер отправился обогащать свой жизненный опыт в других местах.

Анна Ахматова

В школьные годы будущая поэтесса была известна как Аня Горенко – это ее настоящие имя, а псевдоним «Ахматова» появился гораздо позже. Девочка всегда была примерной ученицей, задания выполняла регулярно – так, что у учителей не было к ней нареканий. Вот только сама девочка делала все это с неохотой, потому успехи ее считали весьма и весьма заурядными. Училась она, однако, в престижных учебных заведениях, а именно в Мариинской Царскосельской гимназии, затем год провела в Евпатории, а после поступила в Киевскую Фундуклеевскую гимназию. Ахматова невзлюбила свое первое место учебы, а про себя позже писала, что была самой обычной и тихой гимназисткой. Тем не менее девушка с раннего детства увлекалась литературой, особенно поэзией.


ФОТО : ТАСС / Горнунг Л.

Она много читала и была хорошо эрудирована. При этом, уже будучи Ахматовой, поэтесса довольно саркастично писала о своих одноклассницах: были среди них и богатые девушки и дочки простых портных, но никто из них не знал стихов. Несмотря на это, в школьные годы Ане Горенко таки удалось найти единомышленника. В Царском селе Анна встретила своего будущего мужа, Николая Гумилева, – он учился в седьмом классе Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. Пара любила долгие прогулки по Царскому Селу, им поэтесса даже посвятила стихотворение.

Михаил Булгаков

Жизненный сценарий Михаила Булгакова многим может показаться знакомым: писатель не долго думал над выбором профессии – родители желали, чтобы Миша продолжил семейное дело и стал врачом, как отец (а затем и отчим) и братья матери. Родственники имели широкую практику и неплохо зарабатывали. Писатель оказался в ситуации, когда пришлось самостоятельно обеспечивать семью – после смерти отца он помогал матери содержать младших братьев и сестер. Впрочем, Михаил не сопротивлялся врачеванию, он хорошо учился, а среди школьных предметов ему как раз хорошо давались физика и химия. Уже будучи студентом медицинского факультета, Булгаков очень любил экспериментировать и постоянно проводил медицинские опыты. Он охотно изучал ботанику, гистологию с эмбриологией, посещал больницы и госпитали. Вместе с братьями он собрал большую коллекцию редких бабочек, которую впоследствии подарил киевскому университету. Молодой человек успевал все: хорошо учился, ухаживал за девушками, а в свободное время писал. За все время учебы он ни разу не пожалел о выбранной профессии.


Фото: Википедия

Звенит звонок с последнего урока, и дети расходятся по домам. В чьём-то дневнике гордо красуются пятёрки. А кого-то ждёт дома сцена под названием «Опять двойка». Что делать, чтобы ребёнок лучше учился? Наказывать? Заставлять? А может… обратиться к нейропсихологу?

О причинах хронической неуспеваемости и о том, можно ли с ними справиться, мы попросили рассказать нейропсихолога, эксперта PROFI.RU.

Светлана Коган
клинический психолог. Специализация: помощь при задержке психического и речевого развития, при плохой успеваемости в школе. Опыт работы — 14 лет.

Я медицинский психолог со специализацией «нейропсихология». Конечно, работаю и со взрослыми, но чаще всего ко мне приводят детей. Среди них есть маленькие пациенты с задержкой психического развития, а есть и такие, как мы говорим, «нормотипичные» дети, которые учатся в общеобразовательных школах и в гимназиях, но либо серьёзно отстают по каким-то предметам, либо вообще не справляются со школьной нагрузкой.

К сожалению, часто бывает так, что школьная успеваемость — это уже последствия. А обратиться стоило бы намного раньше. Расскажу об одном моём пациенте. Назовём его Денис. Мальчику 8 лет. У него эписиндром, который никто никогда раньше не диагностировал. У невролога они мельком были, в детский сад он не ходил. Не обследовался. И, соответственно, с ним никто не работал, не было ни медикаментозной поддержки, ни коррекции. При этом с Денисом занимались подготовкой к школе, и он пошёл в первый класс гимназии с углублённым изучением нескольких предметов. Конечно, ему невероятно тяжело учиться, если он не считает до 10, не может складывать в пределах десятка, с трудом вспоминает буквы, часто их путает, не называет цвета. И случаев таких достаточно много. Тяжело ребёнку, страдают родители, нанимают репетиторов, и те тоже мучаются, пытаясь чего-то добиться. И все усилия направлены не на то, на что надо бы.

А чем же Денису и его родителям может помочь нейропсихолог?

Во-первых, существуют методы нейропсихологической диагностики, которые покажут, в чём причина проблем. Это могут быть особенности развития, органические нарушения, посттравматические.

Читайте статью С. Коган «Чем нейропсихологическая диагностика может помочь ребёнку?».

Во-вторых, зная причину, в зависимости от результатов диагностики подбираются способы коррекции. Есть программы «Математика с нейропсихологом», «Русский язык с нейропсихологом». Результаты бывают удивительные. Тот самый Дениска у меня за два месяца научился правильно называть цвета — а ведь сначала было подозрение на дальтонизм.

Как же родителям понять, когда и на что они должны обратить внимание? Как догадаться, что за помощью в их конкретной ситуации надо идти не к репетиторам, а к нейропсихологу?

Назову первые серьёзные сигналы.

  • Задержка речевого развития. Если в 1,5 года ребёнок не заговорил, нужно сразу начинать действовать. Когда ко мне приводят шестилетних детей с просьбой: «Подготовьте к школе, а то он у нас разговаривать ленится», это уже очень запущенный случай.
  • Задержка мышления. Так называемые когнитивно-познавательные способности видны просто по поведению. Ребёнок всё разглядывает, смотрит по сторонам, на всё реагирует, тянется к разным предметам, трогает, балуется в хорошем смысле этого слова, придумывает игровые ситуации. Если этого нет — тоже стоит выяснить причины.
  • То и другое вместе взятое. Подчеркну: в случае речевой задержки психическое развитие может быть вполне нормальным. То есть бывает так, что мышление прекрасно работает, а артикуляционный аппарат молчит по каким-то причинам: слабая работа какого-то блока мозга, общая ослабленность организма, стресс. В таком случае мы очень стараемся поддерживать мышление. Потому что, если к 5 годам речи нет, мышление тоже идёт на спад.

Допустим, всё-таки что-то пропустили, и ребёнок пришёл в школу неподготовленным. Дальше его приведут к нейропсихологу. Можно ли ожидать, что вот 1-й класс он не потянул, а годик позанимается, и во втором классе отличником станет?

Сразу нельзя сказать. Многое зависит от результатов диагностики. После неё можно делать какие-то прогнозы. Бывает так, что приходят дети, которые в 7 лет не различают цветов, плохо говорят, а родители плачут: «Мы через министра устраивали в гимназию, ну сделайте хоть что-нибудь». И вы знаете, как ни странно, делаем. Задержка когнитивного развития может быть вызвана самыми разными причинами. Например:

  • стресс;
  • неправильное питание;
  • неправильный режим дня;
  • неудачно выбранный вид спорта;
  • скрытое левшество.

И это всё причины, которые легко устранить. Главное — вовремя выявить.
Приводят родители ребёнка, у него проблемы и с математикой, и с русским языком в школе. Смотрим по телу: плечи пережаты, шейная артерия слабая, кровоснабжение головы неизбежно нарушено. Серьёзно занимается плаванием. Уже сейчас можно сказать, что великим спортсменом он не станет, и при этом не будет вылезать из двоек в школе. Нужно менять вид спорта. Я могу это увидеть, сказать. А дальше дело за родителями, они принимают решение.

Читайте также статью С. Коган «Домашнее задание для родителей: развитие способностей ребёнка».

Бывает ли так, что нейропсихолог не может ничем помочь?

Существуют органические нарушения. Перинатальные, начавшиеся во время беременности матери. Травмы и инфекции головного мозга, сосудистые нарушения, опухолевые. Если эти нарушения очень серьёзные, волшебным образом сделать ребёнка отличником в школе не получится. Но всё равно ему можно помочь, что-то улучшить, подтянуть. А если нарушения функциональные, и родители вовремя обратились за помощью, можно смело рассчитывать на успех.

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, — основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Автор
Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Что делать, если ваш ребёнок в школе часто отвлекается, не может запомнить короткий стишок, плохо усваивает программу, а врачи ставят в его амбулаторной карточке загадочную аббревиатуру ММД? «Алтайская правда» попыталась выяснить, что собой представляет эта распространённая детская патология, каково её влияние на школьную успеваемость, а также услышать мнение экспертов.

Яблоки падают вниз

ММД расшифровывается довольно просто: «минимальная мозговая дисфункция». Это довольно широкий термин, в который врачи включают и гиперактивность, и дефицит внимания, и задержку психомоторного развития, и нарушения устной или письменной речи, и многое другое. Проблема заявляет о себе во всеуслышание чаще в начальных классах, когда ребёнка загружают большим количеством разнообразной информации, от которой у него голова идёт кругом, возникают трудности с общением в коллективе, а нервная система начинает давать сбои.

Как-то заслуженному врачу России, инициатору известных в крае программ реабилитации школьников «Жизнь без двоек», «Как сделать из ребёнка гения» Вячеславу Чудимову довелось наблюдать семилетнего мальчика. Он проучился в первом классе барнаульской школы всего месяц, после чего был отчислен из-за того, что постоянно крутился, мешал остальным ученикам, не мог высидеть спокойно ни одного урока. Мама привела сына на городской консультативный приём с единственной целью – выбить заключение, разрешающее обучение в школе. Пока доктор читал карточку, мальчик вытащил все ящики из стола и высыпал содержимое на пол. Когда Вячеслав Фёдорович попросил его самого раздеться, тот не смог самостоятельно расстегнуть пуговицы и развязать шнурки. На предложение лечить ребёнка мама ответила отказом, заявив: «Он весь в деда! Да и мужики должны быть такими гиперактивными, чтобы в жизни чего-то добиться».

Вячеслав Чудимов убеждён, что ленивых детей, как правило, не бывает, а двоечников нужно лечить, а не ругать. По его словам, причины ММД весьма разнообразны – это и перинатальная патология, и недоношенность, и внутриутробные инфекции, и наследственность. Наиболее часто малые мозговые дисфункции развиваются у детей, перенёсших гипоксию. Некоторые специалисты считают, что одной из причин возникновения этой патологии является повреждение шейного отдела позвоночника во время родов.

Число детей с ММД ежегодно растёт. По словам главного внештатного детского невролога Барнаула Ольги Тарасовой, такой диагноз ей приходится ставить ежедневно, причём чаще всего детям старше 4 – 5 лет. Лечение – строго индивидуально! Если у ребёнка нарушение письменной речи, то ему показаны препараты, которые стимулируют корковую функцию; если плохо запоминает, то ноотропные, активизирующие когнитивную функцию. Гиперактивным, неуправляемым «бунтарям» обычно назначают так называемые корректоры поведения.

– Нередки ситуации, когда я рекомендую ребёнку с ММД, несмотря на нормальный IQ, повременить с поступлением в школу на год или два, – рассказывает Ольга Викторовна. – Как правило, у него нет компанейности, он не может общаться с другими детьми, долго сидеть за партой, хотя и усваивает программу. Чтобы он не мешал в классе, помогаем маме оформиться на надомное обучение. Тем не менее ребёнку важно посещать школу в праздники, бывать на уроках физкультуры, рисования, где не требуется большой концентрации внимания. И постепенно проблемы, если они не связаны с психическими и органическими поражениями головного мозга, уходят.

По словам Вячеслава Чудимова, особенностью ММД является то, что её симптомы часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к педиатру или невропатологу. Родители не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как лень, непоседливость, нервозность, неуклюжесть.

– Самая часто встречающаяся фраза среди бабушек: «Мы своих детей не лечили, и ничего, выросли», – говорит Вячеслав Фёдорович. – Это они обычно говорят про маму того ребёнка, которого привели на приём с признаками задержки психофизического развития. Спрашиваю маму: «А у вас часто болит голова?» Ответ: «Раза два-три в неделю». Как говорится, комментарии излишни. Ведь яблочко от яблони падает недалеко и вниз.

По словам Ольги Тарасовой, основная часть добропорядочных родителей лечат своих детей. Но есть и такие, которые уходят, но через несколько лет вновь появляются в кабинете. И чем позже спохватились, тем сложнее всё нормализовать.

– Зачастую вмешиваются социальные факторы: то денег нет, то времени, то родители не могут между собой договориться. Мама считает, что ребёнок болен, а папа уверен, что он здоров, – говорит Ольга Викторовна. – Многие родители также весьма настороженно относятся к медикаментозному лечению. Но мы назначаем не только таблетки и препараты, но и массаж, лечебную гимнастику, физиолечение, иглорефлексотерапию, диетотерапию, водолечение, фитотерапию, при необходимости – гирудотерапию. Если такими детьми заниматься, дважды в год проходить лечение, то, как показывает практика, они и учатся более-менее ровно.

Потеряла голову

У Вячеслава Чудимова проходила реабилитационное лечение 12-летняя девочка, которую часто после школьных уроков беспокоили головные боли, а также боли и усталость в шейно-грудном отделе позвоночника. Она училась на тройки и четвёрки, нередко получала и двойки, программу осваивала усидчивостью. Комплексное лечение включало в себя специальный точечный массаж, мануальную терапию, физиолечение, приём ноотропного препарата, ношение воротника Шанца, корректора осанки, самостоятельные обливания холодной водой, занятия лечебной физкультурой и многое другое.

– После первой процедуры девочка выбежала в страхе из кабинета с криком «Мама! Мама! Я голову потеряла! У меня головы нет!» – рассказывает Вячеслав Фёдорович. – Когда её успокоили, то выяснилось, что последнее время она постоянно чувствовала голову «тяжёлую» и думала, что «у всех людей такая», а тут голова после процедуры чувствоваться перестала, как будто и нет её вовсе. Ещё через три недели она прибежала на третью процедуру в панике на два часа раньше. На вопрос: «Почему пришла раньше? Что-нибудь болит?» – ответила: «Нет, это я впервые в школе за шесть лет учёбы первой написала и сдала контрольную!»

Существует мнение, что неугомонных, гиперактивных детей нужно отдавать в единоборства, чтобы они выплёскивали свою энергию. Как считает барнаульский специалист по восстановительной медицине Сергей Петров, это весьма распространённое заблуждение может привести к обратным последствиям. Довольно часто гиперактивные дети имеют нестабильность в шейном отделе позвоночника. И если во время боя или борьбы эта нестабильность станет ещё больше, то потребуется гораздо более серьёзное лечение. По словам Петрова, если уж очень хочется заниматься единоборствами, то нужно укрепить мышечный корсет упражнениями, рекомендованными в «Азбуке ортопедии», изданной в Барнауле в 2003 году. Речь идёт о так называемых «Рыбке», «Шейке» и «Уголке».

«Рыбка» выполняется лёжа на животе. Руки, вытянутые вперёд, ноги и голову нужно приподнять над полом. Руки в локтях не сгибать, голову держать между руками, носки ног тянуть. Упражнение «Уголок» тоже имеет свои нюансы, его следует делать лёжа на спине, руки положить под голову, локти прижать к полу. Прямые ноги поднять вверх под углом 45°, колени при этом не сгибать, носки ног тянуть от себя. «Шейка» направлена на укрепление мышц шеи. Нужно лёжа на спине вытянуть шейный отдел позвоночника не поднимая головы, прижать подбородок к груди и приподнять голову от пола на 2 – 5 сантиметров. Все эти упражнения выполняются до полной усталости.

– Эти упражнения всегда дают безопасный и прогнозируемо хороший эффект, – говорит Сергей Петров. – Причём помогают даже без мануальной терапии. Они улучшают микроциркуляцию крови, снижают внутричерепное давление, что в конечном итоге приводит к улучшению школьной успеваемости, а также психического состояния ребёнка.

Конечно, мотивировать детей на занятия лечебной физкультурой в домашних условиях зачастую бывает довольно сложно. В качестве одного из рецептов Сергей Петров предлагает повесить на стене мотивационный плакат, на котором результаты прошлого периода будут соотноситься с успехами (секундами) в настоящее время. Главное условие успеха – заниматься нужно регулярно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *