Религиозные организации

Конституционный суд Российской Федерации установил, что признание религиозной организации недействующей и исключение ее из ЕГРЮЛ возможно только в судебном порядке. При применении норм о ликвидации юридических лиц судам необходимо учитывать специфику религиозных организаций.

Конституционный суд РФ в декабре рассмотрел на заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой пастора Александра Федичкина.

Пастор Александр Федичкин – глава местной религиозной организации «Люблинская поместная церковь евангельских христиан». Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по городу Москве признало эту общину фактически прекратившей свою деятельность как юридическое лицо, а решением от 12 мая 2008 года исключило из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как недействующее юридическое лицо.

Симоновский районный суд г. Москвы, куда за защитой нарушенных прав членов указанной религиозной организации обратился пастор Александр Федичкин, решением от 17 сентября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2010 года, в удовлетворении заявленного требования о признании решения УФНС по Москве незаконным отказал.

Конституционный суд выявил конституционно-правовой смысл положений статьи 21.1. и пункта 7 статьи 22 ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и постановил, что решения, вынесенные в отношении общины «Люблинская поместная церковь евангельских христиан», подлежат пересмотру.

Заявитель усматривал несоответствие оспариваемых законоположений статьям 28, 30 (часть 1) и 35 (часть 3) Конституции РФ в том, что они допускают признание религиозной организации недействующим юридическим лицом и ее исключение из ЕГРЮЛ при наличии лишь формальных признаков и без проведения процедуры ликвидации, что, по его мнению, приводит к нарушению конституционного права граждан на совместное исповедание религии и права на объединение, а также к лишению религиозной организации ее имущества без решения суда.

Предусматривающии в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный – внесудебный – порядок исключения из ЕГРЮЛ, взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность: непредставление в течение последних 12-ти месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Конституционный Суд признал оспариваемые законоположения соответствующими Конституции Российской Федерации, однако установил, что эти нормы в случае их применения к религиозным организациям имеют иной конституционно-правовой смысл по сравнению с организациями коммерческими.

Правовое регулирование, предусматривающее упрощенный — внесудебный, административно-правовой — порядок исключения из ЕГРЮЛ юридических лиц, рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых в основном сосредоточена в области имущественных отношений. Для этих юридических лиц, говорится в постановлении Конституционного суда, проведение (или непроведение) операций по банковским счетам может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.

Однако данный признак не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц — религиозных организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а именно для совместного исповедания и распространения веры.

На этом основании Конституционный суд установил, что юридические особенности религиозных организаций обуславливают необходимость истолкования положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в контексте специального правового регулирования, осуществленного применительно к религиозным организациям в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Конституционный суд счел неправомерным внесудебное исключение религиозной организации из ЕГРЮЛ и установил, в контексте положений статей 8, 11 и 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», что принудительное прекращение деятельности религиозной организации возможно только путем обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений, в суд.

При этом необходимо учитывать, подчеркивается в постановлении Конституционного суда, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление религиозной организацией в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.

Конституционно-правовой смысл положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выявленный в постановлении Конституционного суда, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Федеральный закон от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Статья 21.1 Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — решение о предстоящем исключении).

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

7. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от религиозной организации сообщает об этом в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о религиозной организации.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

1. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

В случае, если учредителями не представлен документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в соответствующем органе местного самоуправления.

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 — 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

10. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

4. Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций в связи с ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

5. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

7. Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям был образован решением Священного Синода от 31 марта 2009 года.

Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям был создан в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви. При этом руководство церковно-дипломатической деятельностью тех из упомянутых учреждений, которые таковую деятельность осуществляют, было оставлено за Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

Фильм «Крест над Европой. Чехия»

(FLV файл. Продолжительность 14 мин. Размер 111.6 Mb)

Фильм «Крест над Европой. Гамбург»

(FLV файл. Продолжительность 15 мин. Размер 122.3 Mb)

Фильм «Крест над Европой. Ганновер»

(FLV файл. Продолжительность 13 мин. Размер 105.9 Mb)

Фильм «Крест над Европой. Магдебург»

(FLV файл. Продолжительность 10 мин. Размер 81 Mb)

Фотогалерея

  • Храм Марии Магдалины Храм Марии Магдалины
  • Храм в честь св. Марии Магдалины Храм в честь св. Марии Магдалины
  • Восстановительные работы в храме свв. праотец. Хеврон Восстановительные работы в храме свв. праотец. Хеврон
  • Храм св. царицы Александры Храм св. царицы Александры
  • Ночной вид Ночной вид
  • Свято-Троицкий собор Свято-Троицкий собор
  • Храм русского Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря Храм русского Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря
  • Арбель Арбель
  • Галилейское море Галилейское море

Общественные и религиозные объединения

Общественной и религиозной организацией признается основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (п. 1 ст. 117 ГК)-

К числу общественных организаций относятся политичес­кие партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем 3 граждан, а религиозные не менее 10 граждан. Учредительным документом общественной или религиозной организации является устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе обществен­ной и религиозной организации помимо сведений, общих для всех юридических лиц, должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления и источники образования ее имуще­ства, а именно вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной зако­ном и уставом предпринимательской деятельности.

Общественные и религиозные организации обладают целевой правоспособностью, а их участие в имущественном обороте носит строго целевой характер. Поскольку общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества, а их участники (члены) не получают в этом отношении никаких имущественных прав, складывающиеся внутри них членские правоотношения носят организационный, неимущественный характер. Никакой взаимной имущественной ответственности этих организаций и их членов не существует. Участники общественных организаций имеют равные права, каждый участник обладает одним голосом при решении вопросов их деятельности.

Фонды и учреждения

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов Учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерчес­ких) целях (п. 1. ст. 118 ГК).

Фонд является собственником имущества, переданного ему Учредителем или иными жертвователями, которые не приоб­ретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Фонд создается но решению его учредителей, утверждающих устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических сведений должны также содержаться сведения о целях его деятель­ности.

В качестве учредителей фондов могут выступать физичес­кие и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным, он, как правило, не участвует в деятельности фонда. Для контроля за получен­ным фондом имуществом создается попечительский совет, ко­торый осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц. Фонд пре­следует в своей деятельности исключительно полезные цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками (учредителями) или работниками.

Учреждением признается не имеющая членства органи­зация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнитель­ную ответственность для осуществления управленческих, со­циально культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК).

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, куль­туры и спорта и др. В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами).

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения. В уставе собственник определяет задачи учреждения и цели деятельности. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно.

Учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников – учредителей.

Общественные и религиозные организации

Общественные и религиозные организации относятся к некоммерческим организациям, участниками которых являются только физические лица. Являясь участниками общественных и религиозных организаций, граждане не получают никакого материального дохода или прибыли. Такие организации создаются с целью удовлетворения духовных потребностей их участников. Жертвуя какие-либо материальные средства в пользу организации, ее участники не могут потребовать их обратно в случае выхода из нее, а также не имеют права на распределение остатка имущества при ликвидации организации. Участники общественных и религиозных организаций избавлены от ответственности по долгам этих организаций, как и организации не отвечают за долги своих участников. Доходы, полученные в процессе деятельности общественных и религиозных организаций, поступают на нужды их учредителей.

Общественные и религиозные организации имеют свои уставы и законы, в которых должны быть четко решены имущественные вопросы в соответствии с целями, стоящими перед этими организациями.

Общественные организации – это объединения, созданные физическими лицами количеством не менее десяти человек на основе общих интересов. Целями для создания общественных организаций могут являться: защита прав граждан (социальных, гражданских, политических, культурных и других), участие в благотворительных мероприятиях, спортивных соревнованиях, в управлении государственными делами, развитии культуры, оздоровительных программах, мероприятиях по охране природы и другой общественно полезной деятельности. При создании общественных организаций созывается общее собрание, на котором участниками будущей организации избирается руководство, а также принимаются учредительные документы (устав или положения).

Доходы, получаемые в процессе деятельности организации, идут на осуществление поставленных перед ней целей.

Общественными организациями могут быть различные политические, детские, молодежные, спортивные, культурно-просветительские организации, творческие ассоциации, организации инвалидов, благотворительные организации и другие объединения.

Религиозные организации – это добровольные объединения физических лиц, достигших совершеннолетнего возраста, в целях вероисповедания, совершения различных религиозных обрядов, богослужений, проведения проповедей, религиозного воспитания и религиозного просвещения.

Религиозные организации имеют свои учредительные документы в виде уставов и положений.

К религиозным организациям относятся религиозные учреждения, центры, духовные семинарии, религиозные объединения (местные, центральные, региональные).

Религиозные объединения понятие и виды

Понятие религиозного объединения

Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в форме:
— религиозных групп и
— религиозных организаций
Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на
— местные и
— централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая
— не менее чем из десяти участников,
— достигших возраста восемнадцати лет и
— постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. В России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, поскольку Российская Федерация – светское государство. В России религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:
а) Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
б) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
в) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
а) создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;
б) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
в) не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

Оглавление:
Введение………………………………………………………………………..2
Религиозные организации. Типы религиозных организаций…………………………………………………………………..5
Причины появления нетрадиционных религий, их специфические черты…………………………………………………………………………10
Основные направления нетрадиционных религий………………………………………………………………………17
Действие религиозных сект на территории России……………………………………………………………………….19
СвидетелиИеговы………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………37
Введение
В современной России в последние годы неуклонно растет интерес к религии. И этот процесс считается положительным, поскольку возрождаются и укрепляются традиционные российские конфессии. Однако нельзя не заметить, что наряду с этим появляются или обретаютраспространение нетрадиционные религиозные группы и секты. По оценкам экспертов, их количество колеблется от двухсот до пяти тысяч.
По мнению исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева, это свидетельство религиозной свободы, к которой государство шло последние десятилетия. Но традиционные религии по-прежнему отвергают сектантство, видят в нем не расцвет свободы совести, апрямую угрозу обществу.
Религиозные дебаты по этому поводу не стихают. Хотя даже общепринятого понятия, что же такое секта, до сих пор не появилось. Большинство аналитиков полагают, что не стоит тратить силы и время на то, чтобы определяться с терминологией, поскольку в целом по России сектанты не представляют той угрозы, которая способна внести раскол в ряды православных, мусульман, евреев илиатеистов. Есть даже такие регионы, которые практически свободны от этой проблемы, – Ингушетия, Чечня, Эвенкия, Корякский автономный округ. По словам Р. Силантьева, в Приморском крае, к примеру, четверть из всех зарегистрированных здесь религиозных организаций составляют новые религиозные движения, или, как их называют, тоталитарные секты. В общем же по России их количество не превышает 10%.
Всовременной России самая крупная секта – Свидетели Иеговы. В ее рядах насчитывается почти 150 тысяч последователей. Преимущественно иеговисты сосредоточены в крупных городах Сибири, Дальнего Востока и Юга России. Довольно заметными остаются сайентологи, муниты, многочисленные группы сатанистов, неопятидесятников.
По оценкам экспертов, прослойка людей, которые могут оказаться в путах сект, не так уж велика,практически она уже выработана. Рост численности одних сект чаще происходит за счет других, к примеру, иеговисты оттягивают своих приверженцев из числа пятидесятников, протестантских организаций. Как отметил Роман Силантьев, секта кришнаитов заметно деградировала в последние годы и сократила свою численность в России. Наибольшую опасность представляют секты, прикрывающиеся лозунгами ислама. Их адептов сегодняв стране десятки тысяч, называющих себя ваххабитами. Однако они мало похожи на настоящих ваххабитов, живущих в Саудовской Аравии, и, по мнению аналитиков, нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время это явление сойдет на нет.
Однако отмахиваться от проблемы сектантства вряд ли представляется разумным. Ведь людей, которые исповедуют не традиционные религии, а стали поборникамитоталитарных сект, сегодня в России насчитывается от двух до пяти процентов населения. А это более семи миллионов наших граждан. Причем, как утверждают исследователи, это люди с сильно поврежденной психикой, на которых оказывается сильнейшее психологическое воздействие. Естественно, традиционные религии, отвергая сектантство, ищут способы противодействия ему. Так, по решению еврейских общин и организаций создана ЛигаМАГЕН для противодействия так называемым миссионерам. Ее президент раввин Александр Лакшин сказал, что в иудаизме существует проблема «конфессиональной анонимности», когда новые религиозные группы используют кредит доверия традиционных религий России, путем обмана и маскировки, а порой и манипуляции сознанием пытаются привлечь в свои ряды новых адептов….

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Список изменяющих документов).
Статья 123-26. Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

(Пункт 2 в ред. Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2020)

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

(Статья 123-26 введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2304)

Вернуться к содержанию документа

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вещные права религиозных организаций Русской Православной Церкви в Российской Федерации»

1. Актуальность исследования.В недавнем прошлом совершилась коренная перемена во взглядах государства на религиозные организации и религию в целом. Несмотря на то, что провозглашенные еще конституциями советского • периода, принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений остались теми же, они приобретают совершенно иную трактовку и с помощью принимаемого законодательства, наконец-то, начинают постепенно воплощаться в жизнь.Изменения коснулись, в том числе, и гражданско-правового статуса религиозных объединений. В отличие от предшествующего периода, с 1990 года государство признает, что последние являются такими же полноценными участниками гражданского оборота, как другие юридические лица. С этого времени начал постепенно изменяться статус религиозных организаций как субъектов гражданского права и процесс этот продолжается до сих пор. В первую очередь, безусловно, он коснулся права собственности и иных вещных прав религиозных организаций, в том числе, религиозных организаций Русской Православной Церкви. Однако, признавая, что возможности религиозных организаций в частно-правовой сфере значительно расширились, нельзя не отметить, что на этом позитивном фоне у последних возникает немало проблем, связанных с иногда недостаточно продуманным и неполностью систематизированным законодательным регулированием их правового статуса.Кроме того, как в советский период, так и в настоящее время, учеными уделяется мало внимания гражданско-правовому статусу религиозных организаций Русской Православной Церкви. Посвященные данным проблемам работы, которые будут упоминаться в диссертации, к сожалению, в большинстве случаев имеют практически-прикладной, а не научный характер.Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, новой ролью религиозных организаций Русской Православной i^ . . . 5 Церкви в гражданском обороте и связанной с этим необходимостью теоретического осмысления положений ныне действующего законодательства и, с другой стороны, тем, что выбранная тема до настоящего времени не нашла достаточного отражения в научных работах.2. Предмет и цель исследования.Предметом исследования являются вещные права, принадлежащие религиозным организациям Русской Православной Церкви. При этом, поскольку законодательство не выделяет Русскую Православную Церковь и ее религиозные организации в качестве особых субъектов права, в диссертации уделяется внимание как общим проблемам правового регулирования вещных прав религиозных организаций, так и специфике, которой обладают религиозные организации Русской Православной Церкви в этом вопросе. И, несмотря на то, что религиозным организациям всех конфессий могут принадлежать одни и те же вещные права, способы реализации данных вещных прав неодинаковы. Это, в свою очередь, связано с тем, что религиозные организации обладают различной правоспособностью, предусматриваемой не только законодательством, но и уставами.Необходимо отметить, что в работе анализируются как вещные права религиозных организаций, входящих в структуру Русской Православной Церкви, так и самой Русской Православной Церкви как централизованной религиозной организации. При этом, когда в названии диссертации и в тексте используется формулировка «вещные права религиозных организаций Русской Православной Церкви», в качестве субъектов вещных прав подразумеваются не только религиозные организации, входящие в ее структуру, но и Русская Православная Церковь.Применительно к предмету исследования дан анализ норм Конституции РФ, закрепляющих основные принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций; Гражданского кодекса РФ в той его части, которая регулирует правовой статус некоммерческих организаций, в частности, религиозных, а также вопросы возникновения, содержания и прекращения права собственности и иных вещных прав; законодательства о некоммерческих и религиозных организациях; практики арбитражных судов, а также норм церковного права, регламентирующих правила поведения внутри структуры Русской Православной Церкви.Цель исследования состоит в выработке новых теоретических подходов к проблемам, связанным с правовой регламентацией права собственности и иных вещных прав религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.3. Теоретическая и методическая основа работы.Теоретической основой диссертации являются труды российских ученыхправоведов по общей теории государства и права и гражданскому праву.Использованы работы Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, М.И. Брагинского, Н.Братуся, Н.Варадинова, М.Ю. Варьяса, А.В. Бенедиктова, В.В, Витрянского, Д.М. Генкина, A.M. Гуляева, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, О.А. Красавчикова, Г.А. Кудрявцевой, Д.М. Мейера, И.Б. Новицкого, И.А. Покровского, Ю.А. Розенбаума, В.Д. Скрипко, Е. А. Суханова, Ю.К. Толстого, P.O. Халфиной, О.А. Чернега, А.Е.Шерстобитова, Г.Ф. Шершеневича, Л.В. Щенниковой и других авторов.Методической основой работы служат общие- и частные научные методы, такие, как сравнительно-правовой, формально-логический, системноструктурный, исторический и другие методы. ш 4. Научная новизна и практическая значимость исследования.Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка систематизированного изучения проблем правового регулирования вещных прав религиозных организаций Русской Православной Церкви, в результате чего: • исследуется развитие законодательства о религиозных организациях Русской Православной Церкви в исторической ретроспективе; • анализируются понятие религиозного объединения и религиозной организации и вносятся предложения по их пересмотру; • уточняется классификация религиозных организаций; • рассматривается возможность введения в законодательство иного в сравнении с существующим критерия, определяющего объем правоспособности |t^ религиозных организаций; • вносятся предложения по совершенствованию законодательства о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения; • анализируются позитивные стороны придания особого гражданскоправового статуса на уровне закона категории «имущество религиозного назначения»; • выделяются специфические черты, присущие предпринимательской деятельности религиозных организаций в целом и предпринимательской деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви, в частности; • подчеркивается особое значение функционирования не существующих ныне предприятий, создававщихся религиозными организациями, в хозяйственной жизни религиозных организаций Русской Православной Церкви; • на основе анализа проблем, связанных с распоряжением имуществом, принадлежащем учреждениям религиозных организаций Русской Православной # > Церкви на праве оперативного управления, рекомендуется внесение изменений в соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ; • сформулированы рекомендации для религиозных организаций Русской Православной Церкви по внесению изменений в правоустанавливающие документы.Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в диссертации выводы могут использоваться для дальнейшего теоретического изучения проблем правового регулирования вещных прав религиозных организаций Русской Православной Церкви.Предложения, сделанные в исследовании, могут применяться при совершенствовании соответствующего законодательства.Положения диссертации могут быть использованы религиозными организациями Русской Православной Церкви в их практической деятельности, а также правоприменительными органами.Материалы работы могут применяться в процессе преподавания соответствующих разделов гражданского права.5. Положения, выносимые на защиту.На защиту выносятся следующие положения и выводы: 1. Основным признаком всех религиозных организаций, отличающим их от других некоммерческих организаций, является исповедание и распространение веры (вероисповедание). Однако в ст. 117 Гражданского кодекса РФ, посвященной общественным и религиозным организациям, данный признак религиозной организации не отражен. В свою очередь, понятие религиозной организации, закрепленное в п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», также нельзя признать удовлетворительным, поскольку оно охватывает только местные религиозные организации. В связи с этим предлагается сформулировать новое понятие религиозной организации, которое могло бы войти в Гражданский кодекс РФ (а именно, в статью, специально посвященную религиозным организациям).Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» и в Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В диссертации предлагается следующее понятие религиозной организации: «Религиозной организацией признается некоммерческая организация, образованная гражданами или юридическими лицами -местными религиозными организациями, в целях исповедания и распространения веры, и в установленном порядке зарегистрированная в качестве юридического лица».2. Федеральный закон РФ» О свободе совести и о религиозных объединениях» помимо централизованных и местных религиозных организаций щ предусматривает и такой вид религиозных организаций как «учреждение или организация, созданные централизованными религиозными организациями»(п.6 СТ.8 закона). К таким религиозным организациям закон отнес, в том числе, руководящие либо координирующие органы, а также учреждения профессионального религиозного образования. По нашему мнению, едва ли можно относить вышеназванные организации к категории религиозных организаций, поскольку они не обладают признаками религиозного объединения. Вместе с тем при подробном анализе можно прийти к выводу, что таким организациям присущи признаки учреждения. В диссертации (^ предлагается исключить из ст.8 Федерального закона РФ» О свободе совести и о религиозных объединениях» пункт 6, согласно которому обсуждаемые организации признаются религиозными организациями. Вместо данного пункта можно ввести в закон отдельную статью под названием «учреждения религиозных организаций» со следующим содержанием: «Учреждения религиозных организаций, к которым относятся их руководящие или координирующие органы, а также заведения профессионального религиозного Р/ образования, создаются централизованными религиозными организациями и имеют цели и признаки, предусмотренные ст. 120 Гражданского кодекса РФ».В диссертации делается вывод, что собственно религиозными можно назвать только централизованные и местные религиозные организации. При этом классификацию религиозных организаций предлагается осуществлять по признаку состава учредителей. Исходя из этого критерия, классифицировать религиозные организации можно следующим образом : 1. местные религиозные организации (учредители -граждане РФ); 2. ценрализованные религиозные организации (учредители -местные религиозные организации).С учетом предложенного критерия классификации, п.2 ст. 8 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» может быть сформулирован несколько иначе, а именно: «Религиозные организации в зависимости от состава учредителей подразделяются на местные и централизованные».3. В настоящее время существует проблема в определении объема правоспособности религиозных организаций.Данная проблема возникла, на наш взгляд, потому, что применяемый в П.1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ по отношению ко всем некоммерческим организациям критерий целей деятельности, едва ли может быть применим для !ш. определения правоспособности религиозных организаций, поскольку он практически неуловим в силу специфичности основной цели деятельности религиозной организации.Подходящий критерий целесообразно искать в социальной сфере, т.к. любое вероучение состоит не только из догматов веры, в регламентацию которых не вправе вмешиваться государство, но и из определенных социальных принципов. Социальную позицию религиозной организации призваны отражать основы вероучения, представление которых является обязательным условием регистрации последних (п.5 ст. 11 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».) Принципы, изложенные в основах вероучения, с нашей точки зреш1я, могут служить достаточно точным критерием, определяющим объем правоспособности религиозных организаций.Поэтому предлагается ввести в Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» и в Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» специальную норму, определяющую объем правоспособности религиозных организаций, следующего содержания: «Религиозные организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их уставе и изложенным в основах вероучения, и нести связанные с этой деятельностью обязанности».4. Из п. 1 ст. 21 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» вытекает, что субъектами права собственности на движимое и недвижимое имущество могут быть как централизованные, так и местные религиозные организации.Устав Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций также признает в качестве собственников имущества как Русскую Православную Церковь, так и ее канонически^е подразделения. Однако религиозные организации, входящие в состав Русской Православной Церкви, зачастую оказываются собственниками имущества, которое имеет особое значение для Русской Православной Церкви в целом. Свободно распоряжаясь такими объектами, хотя и действуя в рамках закона, религиозные организации — собственники могут нанести вред интересам последней. С нашей точки зрения, единственно возможным выходом из данной ситуации является признание Русской Православной Церкви в целом собственником наиболее значимого движимого и недвижимого имущества. Причем этот вопрос желательно решать не на законодательном уровне, а внутри заинтересованных религиозных организаций. Одним из способов могут служить гражданско-правовые договоры (в первую очередь, дарения), заключаемые между Русской Православной Церковью и входящими в ее состав религиозными организациями.Таким образом, можно сделать вывод, что, с одной стороны, весьма целесообразно признание субъектами права собственности на имущество как Русской Православной Церкви в целом, так и ее религиозных организаций. С другой стороны, желательно, чтобы имущество, имеющее решающее значение для Русской Православной Церкви, находилось в собственности последней.5. Имущество религиозного назначения — важнейший объект права собственности религиозных организаций, имеющий особый гражданскоправовой статус. В то же время в п. 3 ст. 21 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не раскрывается понятие имущества религиозного назначения и, соответственно, не содержится указание на виды такого имущества. В связи с этим, предлагается внести соответствующие изменения в п. 3 ст. 21 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который может выглядеть следующим образом: «Передача в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения осуществляется безвозмездно. Под имуществом религиозного назначения подразумевается имущество, имеющее целевое назначение, связанное с вероисповеданием. Недвижимым имуществом религиозного назначения являются: культовые здания с относящимися к ним земельными участками, а также земельными участками, на которых непосредственно расположены культовые здания, монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также здания профессионального религиозного образования. Движимым имуществом религиозного назначения являются предметы внутреннего убранства культовых зданий или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей. Имущество религиозного назначения должно использоваться строго в функциональных целях».Кроме того, в п.5 ст.21 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных организациях» указано, что на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Поскольку в законодательстве перечень имущества богослужебного назначения не установлен, в церковной практике это понятие нередко трактуется широко и в ряде случаев идентифицируется с понятием имущества религиозного назначения. Поэтому, во избежание двойного толкования и ради соблюдения интересов религиозных организаций, предлагается использовать в данной норме понятие «имущество религиозного назначения» вместо «имущество богослужебного назначения» и дать в п. 5 ст.21 названного закона в следующей формулировке: «На движимое и недвижимое имущество религиозного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов».6. По сравнению с другими некоммерческими организациями предпринимательская деятельность религиозных организаций обладает определенными специфическими чертами. Данный фактор не учитывается законодательством. В связи с этим, предлагается включить в п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса РФ, а также в ст. 23 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях», норму следующего содержания: «Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы и при условии, что такая деятельность не противоречит целям деятельности, изложенным в основах вероучения. Предпринимательская деятельность, не связанная по своему характеру с основной целью деятельности религиозных организаций, может осуществляться только созданными ими коммерческими организациями». !9′

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *