Религия римлян

Догомеровская религия Греции – тотемические, фетишистские и анимистические верования. Изначально существовал лишь Хаос, от него произошла богиня Земли – Гея и родилась могучая сила Эрос – любовь. Он породил мрак и ночь, от которых произошли свет – Эфир и день – Гемера. Самое сильное божество – Уран – небо. От сочетания земли и неба (Урана и Геи) произошли все остальные формы жизни. В начале брака рождались бесформенные чудовища и отец ввергал их обратно в недра матери, пока Гея не родила титанов.Один из титанов – Кронос-время – свергает с мирового престола своего отца, лишает его деторождающей силы. Новые формы не рождаются, смертные – сами плодятся, размножаются и умирают (пожираются временем). В мире начинают действовать новые силы: Танат – бог смерти, Эрида – богиня раздора, Немезида – месть и пр.

Из крито-миккенской культуры греки восприняли многие мотивы и перенесли их в свою религию (Афина, Артемида). Гомеровская религия («Иллиада», «Одиссея») очеловечивает богов. Пантеон богов возглавляет Зевс (сын Кроноса и Реи), принадлежащий к третьему поколению богов, свергших титанов (в римской религии – Юпитер). Кронос, зная, что один из детей его свергнет, пожирал их всех, но Рея спрятала Зевса, который впоследствии рос в горах, сверг отца и заставил извергнуть того назад всех детей. Молодые боги (извергнутые дети – крониды) поселяются на Олимпе, Зевсу куют молнии циклопы и он становится громовержцем. Жена Зевса — Гера. Посейдон – владыка морей смещает титана Океана, признавшего власть новых богов. Брат Зевса Аид – владыка подземного мира. Лета рождает от Зевса Апполона и его сестру Артемиду. Из головы Зевса рождается Афина Паллада – богиня мудрости и правосудия. Мир основывается на гармонии и красоте. Боги карают покушающихся на гармонию.

В 6-ом-5-ом веке до нашей эры олимпийская религия находит продолжение в мифе о Дионисе. Дионис (Вакх), сын Зевса и Семелы – умирающий и воскресающий бог, бог вдохновения и безумия, символизирует безмерность, стихию, разгул.

В 7-ом-6-ом веке в разных областях Эллады появляются толпы вакханок – поедают животных, поят зверенышей своим молоком, отдаются первому встречному.

Оргии, разгул, стихия. Полнота жизни.

Орфизм – учение мифического персонажа певца Орфея. Важнейшая ценность – дух, а не тело. Смерть не властна над духовной глубиной.

Пифагореизм – религиозно-культовая система (мистицизм), в которой значительное место занимает процедура религиозной медитации. Верили в переселение душ.

Религии Древнего Рима также брали начало в тотемизме (легенда об основателях Рима – Ромуле и Реме). Пантеон богов Рима, как и обрядность большей частью заимствован у греков. Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Деметра – Церера и т.д. Культ Юпитера (храм на Капитолийском холме). Римляне почитали такие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, которые не обладами чертами живых личностей. В честь таких богов строились храмы, приносились жертвы. Мифология не получила развития.

Статья может использоваться для подготовки учеников 5 класса. Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью Боги Рима. См. также материалы Боги Древней Греции – список, Боги Древней Греции, Чудовища древнегреческой мифологии, Боги Древнего Египта, Боги Древней Индии, Боги древних славян — список, Скандинавские боги, Скандинавская мифология, Боги древних германцев, Германская мифология, Боги Китая.

Древнейшие боги Италии и Рима

Сатурн – отец Юпитера. Древний римский бог жизненных сил и земледелия. Соответствовал греческому Крону.

Сатурн, пожирающий своего сына Нептуна. Картина П. Рубенса, 1636-1638

Опа – жена Сатурна, римская богиня плодородной земли. Соответствовала греческой Рее

Юпитер – верховный римский бог. Олицетворение неба. Источник справедливости, охранитель посольств и договоров, дарователь победы. Ему был посвящёно главное святилище древнего Рима – храм Юпитера Капитолийского. Соответствовал греческому Зевсу

Бог Юпитер, римская статуя I в. по Р. Х.

Автор фото – Andrew Bossi

Юнона – жена Юпитера, римская богиня небесного света, покровительница женщин и семейной верности. Соответствовала греческой Гере

Боги Рима — Юнона

Автор фото – shakko

Нептун – римский бог моря. Соответствовал греческому Посейдону

Плутон – римский бог подземного царства мёртвых. Соответствовал греческому Аиду

Аполлон (Феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем

Диана – римская богиня луны и охоты. Соответствовала греческой Артемиде

Минерва – римская богиня мудрости. Соответствовала греческой Афине

Марс – римский бог войны, в честь которого названа планета. Соответствовал греческому Аресу

Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х.

Автор фото – Andrea Puggioni

Венера – римская богиня любви. Соответствовала греческой Афродите. (См. также Планета Венера.)

Амур — сын Венеры, римский бог любви. Соответствовал греческому Эроту. Миф об Амуре и Психее дал сюжет многим произведениям литературы и изобразительного искусства.

Вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. Соответствовал греческому Гефесту

Меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. Соответствовал греческому Гермесу. См. также Планета Меркурий.

Церера – римская богиня земледелия. Соответствовала греческой Деметре

Прозерпина – дочь Цереры. Подземная богиня, жена Плутона. Соответствовала греческой Персефоне

Веста – римская богиня домашнего очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. В римском храме Весты на Палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. Соответствовала греческой Гестии

Боги Рима — Веста

Вакх – бог вина. Соответствовал греческому Дионису

Эскулап – римский бог врачевания. Соответствовал греческому Асклепию

Янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). Охранял входы и выходы, как страж ворот

Квирин – бог битв, сын Марса. По его имени римляне часто именовали себя квиритами

Беллона – богиня военной ярости. Дочь или жена Марса

Фавн (Луперк) – римский бог гор и пастбищ, дающий приплод скоту и детей людям. Соответствовал греческому Пану

Сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. Пугал людей криком. Иногда считался одним из олицетворений Фавна.

Пик – отец Фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. Священная птица Пика – дятел

Ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – Ферония)

Флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни

Палеса – богиня пастухов Палатинского холма

Теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой

Конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий

Дия (Дея) – покровительница земледельческого округа города Рима. Ей служила жреческая коллегия Fratres Arvales («Полевых братьев»)

Позднейшие римские абстрактные боги, олицетворения отвлечённых понятий

(Подробнее — см. в статье Служение богам во времена римской республики)

Фортуна – богиня судьбы

Ювентус – богиня молодости

Фидес – богиня верности Рима данным обещаниям, государственной добросовестности

Термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности

Пакс – богиня мира

Паллор и Павор («бледность» и «страх») – спутники Марса. Соответствовали греческим Деймосу и Фобосу

Виктория – богиня победы. Соответствовала греческой Нике

Салус – богиня здоровья

Фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки

Аргентина – бог серебра

Гонор – бог чести и почета

Виртус – богиня доблести

Либертас – богиня свободы

Спес – богиня надежды

Фелицитас – богиня счастья

Конкордия – богиня согласия

Клеменция – богиня милосердия

Деа Рома – богиня-олицетворение города Рима

Второстепенные римские духи и волшебные существа

Подробнее — см. в разделе Боги и духи в римской мифологии)

Пенаты – римские гении дома

Лары – доброжелательные духи умерших предков

Лемуры и ларвы – злые духи умерших предков

Маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены

Фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. Соответствовали греческим сатирам

Жреческие коллегии Древнего Рима

Подробнее — см. в разделе Главные римские жреческие коллегии

Понтифики – главная жреческая коллегия Рима. Устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. Вели летопись гражданских и военных событий. При тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения

Авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)

Гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания этрусского типа по внутренностям жертвенных животных

Фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права

Салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов Марса (ancilia), один из которых упал с неба. На мартовский праздник Марса исполняли военный танец с песнями

Арвальские братья (Fratres Arvales) – жрецы земледельческого культа богини Дии

Фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. Особенно важны были три великих фламина: главный жрец Юпитера (flamen Dialis), главный жрец Марса (flamen Martialis) и главный жрец Квирина (flamen Quirinalis).

Весталки – девственные жрицы богини Весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма

Важное место в развитии мировой цивилизации занимает античная культура, которая своими истоками связана с религиозными пред­ставлениями древних греков и римлян. Как и все другие религиоз­ные системы, религии древних греков и римлян прошли свой путь развития и претерпели на этом пути определенные эволюционные изменения. Историки, изучающие культуру, быт народов, населяв­ших Древнюю Грецию, отмечают, что в догомеровский период наибо­лее распространенными были тотемические, фетишистские и ани­мистические верования. Окружающий человека мир воспринимался древним греком как населенный различными демоническими сила­ми — духами, которые были воплощены в священных предметах, су­ществах и явлениях, которые обитали в пещерах, горах, источниках, деревьях и т. д. Это могли быть и звероподобные и человекообразные существа типа сатира Силена — одновременно демона источников и в то же время демона плодородия. Отзвуки подобных верований мы встречаем и в более поздний период. Таким существом является зна­менитый Пан — сын бога Гермеса и нимфы Дрионы. Он изображался с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой.

Догомеровская религия основана на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается. Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение древнего грека этого периода в какой-то мере, воспроизведено в «Теогонии» Гесиода (Vie. до н.э.). Вначале существовал лишь вечный безграничный, тем­ный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из хаоса про­изошла и богиня Земли — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Зем­лей, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глу­бине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный мрак — Эреба и темную ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благородная земля породила беспредельное голубое небо — Урана и раскинулось Небо над землей. Гордо подня­лись к нему высокие Горы, рожденные Землей и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море и нет у них отца.

Далее Гесиод излагает борьбу богов и титанов, которые роди­лись от брака Земли — Геи и Неба — Урана. Эта борьба предстает как великая драма мироздания, в котором формируется новый порядок.

«Теогония» Гесиода написана в VI в. до н. э., когда греки уже жили в Элладе и в значительной мере ассимилировали распростра­ненную там более развитую крито-микенскую культуру. На базе этой культуры создается древнегреческий пантеон богов во главе с богом Зевсом. Древнегреческие боги — это человекоподобные суще­ства, живущие на вершине горы Олимп. Их взаимоотношения друг с другом являются своеобразным отражением отношений глав родо-племенных объединений — родовой аристократии раннеклассового древнегреческого общества. Зевс выступал как олицетворение царя-басилевса. Зевс правит миром, опираясь на аристократию богов: По­сейдона, Аида и т. д. Те, в свою очередь, правят подвластными им сферами мироздания, опираясь на свою аристократию в виде богов и духов. Посейдон правит Океаном, то есть всем водным пространст­вом. В ведении Аида находится подземное царство.

Древние греки далеко не отделяли от себя своих богов и резко не противопоставляли их людям. Боги часто вели себя как люди. Они ссорились, воевали друг с другом, соперничали, нередко влюбля­лись в людей, вступали с ними в брак и от них рождалось потомство типа героя Ахиллеса или Геракла. Их отличие от людей состоит в том, что они были бессмертны, могущественны, а это значит, что они способны были делать то, что не под силу смертному человеку — творить чудеса. И поскольку люди соразмерны богам, то они способ­ны были даже вступить с ними в схватку. И иногда эта схватка окан­чивалась победой людей, правда при этом им, как правило, помога­ли другие Боги.

Мировоззрение греков этого периода нашло свое образное от­ражение в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а также работах древнегре­ческих мудрецов — философов. Как отмечалось ранее, мировоспри­ятие грека домикенско-критского периода характеризовалось преобладающим ощущением беспорядочности, несоразмерности, дисгармонии, хаоса. Мироощущение грека классического периода связано с идеями порядка, гармонии, космоса. Термин «Космос» и оз­начает упорядоченный гармонизированный мир. Непосредственно этим миром управляет Зевс. В его руках находятся судьбы богов и людей. И люди должны стремиться не разгневать Зевса и других бо­гов, принять меры к их умилостивлению. Поэтому в древнегреческой религии основной формой культовых действий являются жертво­приношения. С этой целью в городах строились храмы и алтари, по­священные различным богам. Наряду с общеэллинскими богами большой популярностью у народа пользовались свои местные боги. Кроме этого, древнегреческая религия признавала определенную специализацию богов и в соответствии с теми или иными потребнос­тями людей, в храмах этих богов проводились специализированные культовые обряды.

В древнегреческом культе широко использовалось предсказа­ние судьбы — прорицательство. Оно осуществлялось в знаменитом храме Апполона в Дельфах. Желающий узнать что-то важное о про­шлом или о будущем, обращался в этом храме с просьбой и служи­тельница этого храма — Пифия — сообщала ему в иносказательной форме волю богов. Значительное место в древнегреческом культе занимало также гадание по внутренностям жертвенного животного -гаруспиции. Это гадание проводил храмовый служитель — жрец. И от его предсказаний зависело как поведение простого человека, так и военноначальника, правителя. Перед тем как совершить какое-то крупное деяние: выступить в поход, начать сражение, обязатель­но обращались к прорицателям и проводили гаруспиции.

Проведение этих культовых действий было обусловлено одним из важнейших характеристик религиозного мировоззрения древних греков — веру во всесилие Рока. Рок властвует над богами и людьми. Судьба самого Зевса находится в руках Рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что пред­начертано богам и людям. Одни Мойры знают веления Рока. «Мойры правят миром» — одна из основополагающих идей древнегреческого мировоззрения. Мойра Клото прядет жизненную нить каждого чело­века, определяет срок его жизни. Оборвется нить и кончится жизнь. Мойра Лахес вынимает, не глядя, жребий, который выпадает челове­ку в жизни. Мойра Антропос заносит в свиток, все, что назначили че­ловеку ее сестры, а то, что занесено в свиток неизбежно.

Идея Рока, в той форме как она изложена нами выше, харак­терна мировоззрению грека раннего классического периода и ее ма­териальной основой в сознании человека являлось господство при­родной необходимости. В позднеклассический период происходит модификация этой идеи. В этот момент начинают утверждаться представления о свободе воли человека. Отныне Рок действует через свободную волю человека. Человек сам несет ответственность за свои деяния.

Древнегреческая религиозно-культовая система не была мо­нолитной, поскольку Древняя Греция никогда не знала государст­венной религии. В этой системе уживались различные культы. Исто­рики культуры отмечают наличие в древнегреческой религиозно-культовой системе двух противоположных культов, таких как культ Аполлона и культ Диониса. Аполлон — бог солнечного света, мудро­сти, покровитель искусств — символизировал разум, закон, общест­венную гармонию. Его последователи исповедовали спокойствие и уравновешенность. Дионис — бог виноградарства и виноделия — символизировал стихийное, разрушительное, буйное, оргаистическое начало. Его последователи устраивали шумные оргии, во время которых пьяные люди совершали всякие бесчинства. В этот момент они не признавали никаких нравственных тормозов.

Культы Диониса и Аполлона являются традиционными куль­тами древних греков. Но уже в VI в. до н. э. в Греции появляются ре­лигиозные течения, в которых преобладают мистические настрое­ния. Одним из таких течений является орфизм, последователи кото­рого исходили из учения мифического персонажа — певца Орфея.

В культе орфиков значительную роль играл образ умирающего и воскресающего бога. Другой разновидностью древнегреческого мис­тицизма был пифагореизм. Пифагорейцы — последователи гречес­кого мыслителя — философа и математика Пифагора. Пифагор счи­тал себя потомком Геракла, полубогом. И в это свято верили его уче­ники. Пифагорейцы разработали религиозно-культовую систему, в которой значительное место занимала процедура религиозной ме­дитации. Они также, как индуисты и другие представители древне­восточных религий, верили в переселение душ.

Эти религиозные течения оказали заметное влияние на фор­мирование такой формы религиозно-культовых действий, как зна­менитые элевсинские мистерии. Элевсинские мистерии связаны не­посредственно с культом богини плодородия и земледелия Деметры. Этот культ воспроизводил годичный цикл умирания и воскресения природы- И крестьяне в своих заботах и трудах, и женщины, жажду­щие потомства, обращались за помощью к Деметре и приносили ей многочисленные жертвы. Элевсинские мистерии проводились вес­ной, когда пробуждалась вся природа. Помимо жертвоприношений, они сопровождались плясками и представлениями.

Религия Древнего Рима прошла те же стадии эволюции, что и другие религии Древнего Востока и Древней Греции. О пережитках тотемических верований свидетельствует легенда об основателях Рима — братьях Ромуле и Реме, которых выкормила волчица. Заво­евание римлянами Древней Греции, культура которой находилась на значительно более высоком уровне развития, оказало влияние на все сферы жизни римского общества, в том числе и на религию. Рим­ляне заимствовали у древних греков, по сути дела, весь пантеон бо­гов, а также связанную с ними обрядность. Греческие боги в Риме по­лучили новые имена и новую прописку. Зевс — Юпитер, его жена Гера — Юнона, Деметра — Церера, мойры — Парки и т. д. Господст­вующей формой религии Римского государства в классический пе­риод был культ полисных богов, центральная роль в котором отво­дилась культу покровителя Рима — Юпитеру. Для совершения различных обрядов в центре города на капитолийском холме импе­ратором Тарквинием Гордым был сооружен величественный храм Юпитеру.

Римляне постоянно вели завоевательные войны и присоеди­нили к своему государству различные народы. Боги этих народов иногда пользовались популярностью среди других народов Рим­ской империи. Так, например, в эллинистический период в Римском обществе, особенно в армии, получил широкое распространение культ иранского бога Митры—митраизм. Состоящая из многих народов, исповедующих различные верования и культы, огромная Римская империя нуждалась в едином интегрирующем культе. Во времена Августа была предпринята попытка создать культ импе­ратора. Были построены специальные храмы, статуи императора, разработана процедура культового действия, в том числе и в виде присяги на верность Римскому императору и его империи. Но эта по­пытка не увенчалась успехом. Многие народы встретили ее в шты­ки. Божественный статус императора воспринимался представите­лями этих религий как поклонение чужому идолу. А это обычаями многих религий рассматривалось как недопустимый грех, как отре­чение от своего истинного «национального» бога или богов. Особенно остро этот конфликт протекал в Палестине, где в это время господ­ствующее положение занимала религия древних еврейских племен

— иудаизм, к изложению вероучения культа и организации которо­го мы приступаем.

Древнеримская религия имеет ряд общих черт с древнегреческим, что обусловлено частично похожими историческими условиями и прямым воздействием, в то же время отличалась определенным своеобразием

древним истоком религиозных верований и обрядов римлян была семейно-родовая религия. Римляне верили в души умерших — маны, которые считались покровителями семьи и рода, в пенаты (от penus — провизия, запасы пищи) — домашних духов-оберегов, в ларов-духов-покровителей (lares familiaris — духи семьи, lares регшагипи-духи мореплавания, lares militares — духи военных). У каждого члена семьи был св йй гений считавшийся выражением силы данного человека, его энергии и способностей. Всеми домашними почитался гений отца — genius domus. Семейно-родовой культ был связан у римлян также архаичным чествованием огня, который позже получил общегосударственной формми.

Также издавна римляне почитали различных богов, например,. Юпитера — бога неба, света, обладателя погоды и дождя, носителя победы;. Юнону — жену. Юпитера. Многие из богов по своему происхождению были связаны с земледельческими культами. Так, например,. Марс считался богом войны, но был также покровителем земледелия и скотоводства;. Венера, богиня любви и красоты, в то же время считалась божеством садоводства и виноградарства;. Минерва — богиню плодородия, покровительницу мирного труда, наук и мудрости, а также ремесел, медицины и искусства. Кроме того, римляне населяли весь мир, все предметы и явления многочисленными мелкими божествами и дух хамы, широко практиковали гадания и разнообразные магические диї.

В создании начальной староримской религии огромная заслуга принадлежит одному из царей. Рима -. Нуми. Помпилия, который решил подкрепить действие права и закона опорой на страх перед богами. Он установил порядок жертвоприношений, учредил должность верховного жреца бога. Юпитера, назначил жрецов богов. Марса и. Квирина, должность понтифика, который должен наблюдать за осуществлением жертвоприношений, т.е. то начал благоустройство культа, формальная сторона которого позже получила в древнеримской религии особое значение. Римляне считали очень важным тщательное соблюдение всех обрядовых норм и уста влены формул, поскольку малейшее нарушение их в действиях или словах, в частности, в произнесении имени бога, могло рассердить бога, и тогда весь обряд терял действенность. Поэтому все обращения к богам, магические формулы, заклинания, были четко нормированы: причем их умаление считалось пренебрежением того божества, которому в данный момент обращались, а их преувеличенияня

— пренебрежением к другим богам

— с греческой богиней. Гестия

На начало II в до не, окончательно сложился культ 12 главных римских богов:. Юпитер — царь богов, бог грома и молнии. Юнона, его сестра и жена — покровительница женщин и материнства;. Нептун — бог мо. Оря и покровитель мореплавания;. Минерва — богиня воинов, покровительница ремесла;. Марс — бог войны;и; . Венера — богиня красоты и любви;. Аполлон — покровитель музыки, искусства, врачей и прорицателей, бог. Солнца;. Диана — богиня. Луны и охоты;. Вулкан — бог кузнецов и ремесленников;. Меркурий — бог торговли, вестник. Юпитера;. Церера — богиня земледелия;. Веста — богиня домашнего очага и государства. Веста считалась покровительницей. Рима, ее имя происходило от слова»гореть»и именно огонь был ее единственным зримым ликом. Этой богине нале ежало исключительное положение в системе культа и только ее храмы имели округлую в основе формоснові форму.

Римский культ сводился к выполнению в точно определенные моменты и в точно определенных формах определенных обрядов, жертвоприношений, в произнесения узаконенных ритуальных формул. Исключительно важной формой шаров ьту была мантика — система гадания. Перед каждой важным событием общественной характерру

— перед началом войны, заключением мира, построением храма или другого сооружения — римляне обращались к богу за разрешением на это. Наиболее распространенными способами мантики были:

— ауспиции — ворожба в полете птиц, или наблюдения за тем, как священные куры клюют зерно;

— гаруспиции — ворожба на внутренностях животных, принесенных в жертву;

— ворожба на основе наблюдений за необычными явлениями природы, которые считались злыми знамениями

В римском обществе существовало многочисленное жречество; жрецы были должностными лицами государства, а все религиозные дела решал сенат. Должность жреца была выборной она не оплачивалась, однако была влиятельной. Хотя в. Риме не было особого жреческого сословия, однако здесь издавна существовали жреческие коллегии. Каждая коллегия имела свою специализацию: например, жрецы-Фламини обслуживали одного какого-то бога; жрецы-авгуры гадали по характеру полета птиц; понты-фики — должностные лица, следили за календарем, назначением праздников. Особым почетом пользовались вестал. ЛКИ — жрицы богини. Весты, которые поддерживали очаг в ее храме. Даже магистраты должны уступать им дорогу, а когда весталка встречала преступника, которого вели на казнь, то закон освобождал его от пок арання. Будучи представительницами знатных родов, весталки оставались в звании жрецов 30 лет, и давали обет безбрачия и строгой целомудрия, нарушение которого строго каралось — их живьем закапывали в землмлю.

В период. Римской империи начинается обожествление императорской власти. Обожествление императоров, сначала посмертное, а затем и при жизни, началось с. Юлия. Цезаря, который подчеркивал свою принадлежность к безсмер ртних богов. Ему первому был устроен»апофеоз»- официальные божественные почести после смерти. К. имени наследника. Юлия. Цезаря -. Октавиана, получивший неограниченной власти, было добавлено имя»Август», т.е.»возвеличен богами»,»равный богам»Большое значение приобрел культ богам».. Великого значення набув культ гения. Августа, непосредственно утверждал его исключительную власть. Август стал верховным жрецом — великим понтификом, также авгуров и др.. Культ. Августа распространялся и в завоеванных. Римом странах: например, в в. Египте он считался фараоном и сыном бога. Солнца. Ра. После смерти. Августа сенат принял воздвигнуть ему храм и установить его культ. Император. Калигула уже при жизни провозгласил себя богом и даже приказ ав заменить головы на статуях греческих богов изображением собственной, был введен официальный культ»гения императора»Таким образом, обожание императора становилось главным содержанием римской религии, приучите ала к дисциплине и подчиненности. Со своей стороны императорская власть осуществляла непосредственное управление всеми религиозными делами и в таких условиях потребности в церкви не булв церкві не було.

На поздних этапах существования. Римской империи в ней усиливается влияние восточных культов, обещали страждущим потустороннее счастливую жизнь, которого они не могли получить от многочисленных римских богов — ведь в традиционной римской религии представления о потустороннем мире были смутным.

Среди восточных культов появилась и новая религия, которой предстояло большое будущее. Это было христианство зародившееся в первой половине I в не в. Палестине как одна из сект иудейской религии. В силу целого ряда качеств и специфических исторических условий развития, о которых будет речь в следующих разделах, оно постепенно набрало большое значение и в конечном итоге стало государственной религией. Римской империйерії.

Римская религия, продолжала существовать в то время, когда начало развиваться христианство, была терпимой к чужим богам и культов, особенно к богам покоренных. Римом народов, поскольку искала их пи идтримкы в укреплении своей власти. Правда, требовалось, во всяком случае формально, признавать приоритет римских богов, представляли государству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *