Рисунки храмов

Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом. Для таких целей и была написана наша книга «О храме» из серии «Детям о православии». Приводим здесь отрывок и иллюстрации из неё.

180 р

Три части храма

Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря — и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.

До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Притвор

Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:

«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». Некрещёные люди выходят из средней части храма раньше крещёных не потому, что они «плохие», а потому, что они ещё не могут участвовать в таинствах.

В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьёзный проступок отправить человека в притвор батюшка всё-таки может.

Крещение

Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.

Средняя часть храма

Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).

Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».

Придел

Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мёрзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.

Алтарь

Алтарь — это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные , самые большие и красивые , — царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.

Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).

Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре — мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.

Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция. Точно так же, как, например, женщинам нельзя быть шахтёрами или сталеварами. Раньше в Церкви были особые служительницы — диаконисы. Они помогали священнослужителям, следили за порядком в храме, готовили женщин к Крещению, занимались с детьми.

А.В.Чекмарёв

Троицкий собор

Александро-Невской лавры

как иконографический образец

Часть 4. Вариации типологии

Статья опубликована в сборнике «Санкт-Петербург и архитектура России. Архитектура в истории русской культуры». Вып. 7. М., 2007. С. 317-362.

Покровская церковь в с. Ромашки

Обоснованное желание примирить западную типологию и соответствующую русской традиции структуру церкви определило архитектуру большинства храмов, интерпретирующих образ Троицкого собора. Подражание касалось в основном внешних архитектурных форм, тогда как планировка основывалась на обычном для отечественного храмостроения с XVII в. разделении основной части и трапезной с приделами по сторонам. В общем объеме здания эта структурная расчлененность умело маскировалась за счет вытянутой к западу и продолжавшей линию боковых фасадов храма трапезной, равной ему по высоте. Таким образом, создавалась иллюзия единого прямоугольного объема, напоминающего базиликальные католические церкви.

По такому принципу построены почти все провинциальные вариации на тему столичных двухбашенных церквей. В Ярославле, например, на ответственном месте, на набережной Волги, возникла своя версия Троицкого собора — монументальная Ильинско-Тихоновская церковь (1825-1837) с необходимым набором узнаваемых ассоциаций – классическим куполом и шестиколонным портиком паперти с двумя звонницами наверху. При этом интерьер соответствует типичной структуре приходского храма с двухпридельной трапезной.

Ильинско-Тихоновская церковь в Ярославле. Фото начала 20 века

Ильинско-Тихоновская церковь в Ярославле. Фото 1950 г. (после утраты звонниц)
Из усадебных примеров следует упомянуть повторяющую в упрощенном виде ярославский вариант Пятницкую церковь в усадьбе Липяги (1826-1834).

Пятницкая церковь в с. Липяги.

Пятницкая церковь в с. Липяги

План Пятницкой церкви
Еще более артикулированный базиликальный объем за счет вытянутости трапезной и непропорционально малого купола имеет Покровская церковь в селе Ромашки под Киевом (1843).

Покровская церковь в с. Ромашки

Аналогичный храм Димитрия Солунского в усадьбе Печетово (1822-1835) под Кимрами обладает оригинальным решением западной части. Выступающая вперед паперть оказывается словно зажатой отодвинутыми в глубину башнями. Этот прием, как и развитая алтарная абсида, вероятно, взят из столичной церкви на Песках. Возможно, заимствование объясняется петербургским происхождением проекта печетовской церкви. Ее заказчиком был петербургский военный губернатор граф П.В.Голенищев-Кутузов.

Церковь Димитрия Солунского в усадьбе Печетово
Церковь Димитрия Солунского в усадьбе Печетово
Церковь Димитрия Солунского в усадьбе Печетово
План церкви Димитрия Солунского

Имитация купольной базилики с двухбашенной папертью возникла и в московской архитектурной среде, оставшись для нее все же редким и не совсем органичным экспериментом. Речь идет об архитектуре московской церкви Успения на Могильцах (1791-1806), спроектированной Н.Леграном. Работавший в Москве французский мастер по воле заказчика, тайного советника В.И.Тутолмина, создал собственную оригинальную вариацию на тему лаврского собора. В его проекте мотив двухбашенного входа фактически соединился с композицией приходского крестчатого храма в классическом стиле с колонными портиками и купольной ротондой наверху. Вытянутая трапезная снова создала иллюзию единого базиликального объема. В решении паперти Легран вдохновлялся аналогичными разработками французских коллег, а также фасадом знаменитой церкви Троицы на Испанской площади в Риме, возле которой располагалась французская архитектурная академия Св. Луки. Высокая паперть, словно ширма, заслонила тело храма, внося в образ элемент театральной декорации.

Церковь Успения на Могильцах в Москве. Арх. Н. Легран. Фото 1906 г.
План церкви Успения на Могильцах
Церковь Сан Тринита деи Монти в Риме
Фасад церкви Сан Тринита деи Монти в Риме. Гравюра 18 века
Церковь Михаила Архангела в с. Порошино
Церковь Михаила Архангела в с. Порошино

Предпринятая Леграном смелая, но не совсем удачная компиляция «петербургско-французского» происхождения вызвала появление двух повторений в усадьбах. Первое почти копирует оригинал, правда с большим успехом в пропорциональном соотношении частей. Речь идет о церкви Михаила Архангела в селе Порошино Пензенской губернии (1806), построенной помещиком И.Ф.Никифоровым. Памятник, вероятно, выстроен по уже апробированному в Москве проекту Леграна.

Вторая реплика гораздо сложнее в плане интерпретации и выяснения авторства. Известный храм Сошествия св. Духа в подмосковном селе Шкинь (1794-1798) был возведен по заказу генерал-майора Г.И.Бибикова. Это выдающийся образец классицизма с выраженным французским влиянием в рисунке фасадов и использовании ордера. Грандиозная постройка в литературе связывается с творчеством Р.Р.Казакова.
Церковь Сошествия Св. Духа в с. Шкинь
Церковь Сошествия Св. Духа в с. Шкинь. Фото нач. 20 века. Фотоархив ИИМК РАН
План церкви Сошествия Св. Духа в с. Шкинь
Стилистически она действительно близка другим его произведениям. Однако план храма почти в точности повторяет план Успенской церкви Леграна, что в последнее время объясняют его возможной причастностью к проектированию. Если это так, то в Шкини мы имеем лучшее и самое масштабное творение этого мастера, значительно усовершенствовавшего собственный московский замысел. Следует подчеркнуть, что из всех московских и подмосковных примеров данной типологии храм в Шкини наиболее близок образу Троицкого собора, являясь исключением на архитектурном фоне второй столицы.

Из общего ряда базиликальных храмов выпадает своеобразный по архитектуре Владимирский храм в усадьбе Баловнево бывшей Тульской губернии (ныне Липецкая область, 1797-1823). Сложное по программе сооружение было возведено по заказу генерал-поручика М.В.Муромцева.
Владимирская церковь в усадьбе Баловнево
Владимирская церковь в усадьбе Баловнево
План Владимирской церкви
В литературе памятник неоднократно связывался с кругом построек В.И.Баженова. Во всем облике храма, в его наружных формах и интерьере, в цветовом сочетании красного кирпича с белым камнем выражена актуальная в архитектурной теории эпохи Просвещения идея соединения готического и классического начал. Образ огромной вытянутой базилики с высокими острыми по силуэту башнями и высокой же двухскатной кровлей навеян средневековыми готическими соборами, которые французские теоретики ценили за величие и пропорциональную соразмерность, несмотря на отсутствие в них «правильных» ордерных форм. Наличие мощного широкого купола над сложной по конфигурации основной частью указывает на итальянские образцы эпохи Ренессанса. Внутри длинное и низкое, с тяжелыми сводами помещение трапезной, уподобленное базилике, сменяется взлетом пространства ввысь в высокой ротонде храмовой части.

Архитектура баловневской церкви явно срежиссирована большим мастером. Учитывая время начала строительства, памятник можно связать с романтическим классицизмом павловской эпохи. Храм в Баловневе, в замысле которого немало средневековых аллюзий и почти мистического символизма, следует рассматривать в одном ряду с такими программными «архитектурными манифестами» павловского времени, как Михайловский замок и Казанский собор. В этой связи конкретное место выполнения проекта (а это может быть и Москва) не столь важно, ибо сам образ напрямую связан с исходившим от императора и его окружения новым романтическим пониманием архитектуры.

Неправильно было бы сводить все многообразие русских двухколоколенных церквей к попыткам подражания Троицкому собору Александро-Невской лавры. Для храмостроения классицизма эта типология стала одной из привычных и относительно распространенных. Внутри нее появились различные модификации, ориентированные на примеры из наследия Палладио или на такие священные для всей классики образцы, как римский Пантеон. Однако очевидно и то, что без появления двухколоколенной композиции в проекте столь значимого сооружения, каким являлся лаврский собор, эволюция и масштабы этого явления в России были бы совершенно иными. В истории отечественной архитектуры Троицкий собор сыграл роль своеобразного ключа, открывшего дверь для проникновения западной типологии в православное церковное строительство. Причем эту дверь одним и тем же ключом пришлось открывать дважды.

Заказчиками храма были статский советник М.А.Ленивцев и купец А.П.Отрыганьев. Обе звонницы разобраны в 1941 г. Памятник сохранился.

Заказчиками храма были местные помещики: Александра Николаевна Чулкова, Лачинов и князь Церциль См.: А.И.Дворжанский. Памятники церковной архитектуры Пензенского края // Пензенский временник любителей старины. Вып.14. Пенза, 2004. С.18-30.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т.1. Киев, 1983. С.143.

См.: Храм Димитрия Солунского в Печетово. История становления и развития. М., 2002.

В Москве и окрестных усадьбах более широкое распространение получила композиция купольной ротонды с двухбашенной папертью. Среди памятников этого круга церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, усадебные храмы в Пехре-Яковлевском, Ивановском-Безобразове. Также разрабатывался тип крестообразного или квадратного в плане храма с трапезной (часто двухпридельной) и двухколоколенной папертью. См.: Н.Ф.Гуляницкий. Собрание чертежей храмов в «Смешанном альбоме М.Ф.Казакова» // Матвей Федорович казаков и архитектура классицизма. М., 1996. С.50-57.

А.И.Дворжанский. Указ. соч.

Памятники архитектуры Московской области. Вып.3. М., 1999. С.120-121.

И.Э.Грабарь, Г.Г.Гунькин. В.И.Баженов // История русского искусства. Т.6. М., 1961. С.116-117.

Первоначальная высокая крыша, с которой памятник зафиксирован на фотографиях 1950-х гг., была позднее заменена более низкой.

В 17 в. над входным портиком Пантеона по проекту Л.Бернини были возведены две миниатюрные звонницы, разобранные при реставрации памятника в 19 в. Таким образом, в эпоху классицизма Пантеон также принадлежал к кругу двухколоколенных церквей и являлся одним из источников архитектурных вариаций на эту тему.

Я еще раз поздравляю вас со светлым праздником Рождества Христова! И сегодня я подготовил для вас необычный пост. Вы когда-нибудь задумывались над тем, какими видит наши храмы сам Господь? Многие русские зодчие, создавая свои шедевры, задавались этим философским вопросом. Именно поэтому архитектурные формы русских храмов были прекрасны с любого ракурса, в том числе — с неба.
В этой подборке из 60 храмов я хочу показать вам неожиданные виды на храмы России с высоты птичьего полета. Надеюсь, что мой пост откроет для вас новую грань красоты нашей архитектуры.
Больше фотографий из этой серии вы сможете увидеть в моем инстаграме: личном аккаунте или по тегу churchgodview Приятного просмотра!
Церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.
Церковь многократно перестраивалась. Нынешнее здание храма построено в формах зрелого классицизма. Специалисты отмечают ещё одну особенность Влахернской церкви: очень оригинальную конструкцию большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви.
2. Москва, усадьба Кузьминки, церковь
Церковь Гребневской иконы Божией Матери в усадьбе Гребнево.
Крестообразный в плане летний храм, увенчанный купольной ротондой «под Ангелом», его пазухи усложнены снаружи трехгранным выступом типа эркера. Образец зрелого классицизма, год постройки 1785-1791, арх. И. Ветров.
3. Московская область, усадьба Гребнево, храм
Муромцево. Церковь Александры Римской.
Храм строился в течении 4-х лет и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля ст.с.). Храм считался приписным к Судогодскому собору и обслуживался его причтом. Одновременно со строительством и благоустройством Муромцевского храма украшался Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном по заказу Нечаева-Мальцева. Отсюда много общего и в архитектуре и в иконописи этих двух храмов. Роспись и иконы Муромцевского храма были выполнены мастерами школы В. М. Васнецова.
4. Владимирская область, усадьба Муромцево
Часовня Даниила Столпника в деревне Васильева Гора.
Часовня-ротонда в селе Васильева Гора была построена в 1792 по проекту архитектора Николая Львова в классическом стиле. Вскоре же после постройки часовня была расписана каким-то заезжим художником, возможно, иностранцем, впрочем у него были русские подмастерья. Росписи упрощенно повторяют фрески Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане, воспроизводя все их детали, вплоть до латинских надписей (изображены аллегории наук и добродетелей).
5. Тверская область, Часовня Даниила Столпника в деревне Васильева Гора близ усадьбы Знаменское-Раек.
Церковь-усыпальница Воскресения Христова в усадьбе Николая Львова Никольское-Черенчицы.
Ротондальная церковь-усыпальница в имении великого русского зодчего Николая Львова была построена по проекту самого архитектора в 1784 году. Храм возведен в классическом стиле. Объемная храмовая композиция на высоком подклете представляет собой массивную шестнадцатиколонную ротонду, завершенную двойным куполом и декоративной главкой.
6. Тверская область, усадьба Никольское-Черенчицы, усыпальница
А это колокольня в усадьбе деда архитектра Николая Львова Арпачево.
7. Тверская область, Арпачево, колокольня-маяк.
Церковь Петра и Павла в Переслегино.
Каменная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла с приделами Николая Чудотворца и мученицы Параскевы в Переслегино была построена в 1785 году по проекту архитектора Николая Львова. В барабане, венчающем центральную часть храма, прорезаны 12 круглых окон, диаметром чуть больше метра. Центральная, подкупольная часть церкви представляет собой куб с одной полуциркульной апсидой.
8. Тверская область, Переслегино.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Млевичах.
Церковь Знаменская построена в 1771 году в стиле барокко, каменная, 2-х этажная, престолов два: нижний теплый Знамения Божией Матери, верхний холодный Рождества Иоанна Предтечи. Церковные документы: опись 1746 года, метрики с 1792 года, исповедные с 1828 года, план на землю. На куполе Знаменской церкви в 1876 году был поставлен позолоченный крест, наверху которого укреплена позолоченная корона в память Александра I, бывшего здесь проездом.
9. Тверская область, Млевичи.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Перевлесе.
Храм в Перевлесе является одним из самых грандиозных архитектурных сооружений на Рязанщине. Храм выполнен в стиле позднего классицизма с элементами ампира. Высота колокольни составляет 55 метров. Это сооружение — произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному замыслу. Сам храм представляет традиционную композицию «ротонда на четверике», с приставленными портиками с севера и юга, с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер.
10. Рязанская область, Перевлес.
Церковь Михаила Архангела в Урусово.
Первая деревянная церковь Архангела Михаила была построена в селе в 1704 году. В 1848 году близ кладбища была воздвигнута в память прекращения холерной эпидемии кирпичная часовня. В 1904 году возведено каменное здание церкви в псевдорусском стиле. Здание церкви кирпичное, неоштукатуренное. Колокольня составлена из трех ярусов, двух кубических и верхний — восьмерик, завершалась шатром. В советское время здесь размещался склад. В начале 1980-х годов шатер колокольни обрушился.
11. Тульская область, усадьба Урусово.
Церковь Михаила Архангела в Аксиньино.
Церковь Михаила Архангела строилась долго, с 1790 по 1863 г. Это своеобразный храм с полусферическим куполом и венчающим его огромным изваянием Ангела, держащего крест. Каменная скульптура является одновременно необычайно крупным замком купольного свода церкви. Возможно, сама идея заимствована из петербургской Александровской колонны, но аксиньинский Ангел смотрится брутальнее и примитивнее прототипа.
12. Тульская область, усадьба Аксиньино.
Колокольня собора Николая Чудотворца в Калязине.
Колокольня, как часть великолепного ансамбля, построена в 1796-1800 гг. в стиле классицизма. Строительством занимались крестьяне полковника Василия Федоровича Ушакова, владельца села Новоспасского, которые обязались выстроить колокольню «согласно плану и фасаду», а в случае неудачно выполненной работы за свой счет перестроить ее. Как видим, выстроено сооружение, «на совесть». Пятиярусная колокольня высотой в 74,5 метра имела 11 колоколов.
13. Тверская область, Калязин.
А это Углич. Трехшатровый храм.
14. Ярославская область, Углич, монастырь.
Церковь Василия Великого в Чиркино, Московская область.
Васильевская церковь построена в конце XVIIв. В.Б.Шереметевым в качестве родовой усыпальницы. Ярусный столпообразный храм «под звоном» представляет собой оригинальный вариант вотчинного храма-колокольни периода расцвета московского барокко. Крестчатое основание несет три убывающих кверху восьмерика. Во втором восьмерике, окруженном первоначально открытой галереей-гульбищем, висели колокола. На галерею вела внутристенная лестница. Впоследствии галерею закрыли кровлей. Нарядное декоративное убранство выполнен из кирпича.
15. Московская область, Ступинский район, Чиркино.
Церковь Воскресения Христова, Городня.
Церковь принадлежит к очень редкому типу, изначально это был безапсидный восьмерик от земли с шатровым завершением. В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В 1896 г. была построена небольшая колокольня.
16. Московская область, Ступинский район, Городня.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной.
17. Московская область, Дубровицы.
Церковь Сретения Господня и «итальянская» колокольня в Богучарово.
Храм Сретения Господня в усадьбе Богучарово (Октябрьский) был возведен в эпоху заката русского классицизма, поэтому обладает всеми чертами, присущими этому стилю. Характерной особенностью этого здания является отсутствие апсиды и строгая центричность. В плане храм представляет собой равноконечный, так называемый «греческий крест».
18. Тульская область, Богучарово.
А это Алексин.
19. Тульская область, Алексин.
Церковь Троицы Живоначальной в Бехово, близ Поленово.
Перед нами идеальная модель псковского зодчества XV—XVI веков, приведенная в соответствие с идеалами современности. Образную выразительность церкви определяет пространственная ритмическая композиция, «ведущими» компонентами которой являются широкие двускатные кровли и щипцы крыльца, трапезной и четверика храма. Динамичность этой композиции усилена за счет контрастного сопоставления собственно храма и «статичной» столпообразной шатровой колокольни.
20. Тульская область, Поленово.
Ферапонтов монастырь в Вологодской области.
21. Вологодская область, Ферапонтов монастырь.
Церковь Илии Пророка в Ципино.
Ильинская церковь представляет собой высокую ярусную башню на крестчатом основании с подклетом, образованную тремя широкими, невысокими, стоящими один на другом восьмериками, уменьшающимися по мере развития вверх, к которым примыкают небольшая алтарная часть и трапезная. С северной, западной и южной сторон храм опоясан висячей обходной галерей на консолях.
22. Вологодская область, церковь на Ципиной горе.
Георгиевский храм, Юрьев-Польский.
Один из самых поздних сохранившихся на Владимирской земле памятников белокаменной архитектуры доордынского нашествия. В неизменном виде сохранилась часть стен, покрытых нарядной резьбой по камню. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения фантастических животных и чудовищ, зверей, птиц, людей.
23. Владимирская область, Юрьев-Польской, Георгиевский храм
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Пёт.Исследователи так описывают этот великолепный храм: «Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр.
24. Рязанская область, Пет.
Церковь Димитрия Солунского в Нестерово.
Очень интересный памятник архитектуры находится в селе Нестерово, чуть южнее Пителина и почти рядом с кольцевой трассой. Это высоченная Дмитриевская церковь (конец XVIIIв.), связанная с колокольней совершенно необычным образом — длинной многоступенчатой лестницей-пандусом на трех арках. Лестница начинается от подножия колокольни и ведет во второй этаж храма и на окружающее его открытое «гульбище», восточная часть которого тоже стоит на высоких арках. Второй особенностью храма является сильно подчеркнутая продольная ориентация его основного двухэтажного четверика. Последний несет восьмерик с красивой формой купола, увенчанный маленьким восьмеричком с луковичной главой.
25. Рязанская область, Нестерово.
Церковь Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово.
Центральным звеном ансамбля Жилярди стал ротондальный храм, освященный в честь небесного покровителя отошедшего в мир иной князя — Димитрия Ростовского. Над его могилой был построен мавзолей по проекту одного из самых известных архитекторов тех времен Доменико Жилярди. Прообразом мавзолея-ротонды, очевидно, послужил римский Пантеон.
26. Московская область, усадьба Суханово.
Звонница в усадьбе Большие Вяземы.
Церковь Преображения Господня (1598 г.) и отдельно стоящая звонница в бывшей вотчине Бориса Годунова представляет большой исторический и художественный интерес. Я бы даже сказала, что эти сооружения уникальны для Подмосковья. Церковь в Вязёмах довольно необычна для XVI века, периода формирования общерусского национального искусства, вобравшего в себя всё лучшее, что было создано в Москве, Твери, Ростове, Пскове и Новгороде.27. Московская область, усадьба Большие Вяземы.
Церковь Иоанна Предтечи во Фряново.
Храм в стиле зрелого классицизма в плане представляет латинский крест. Средокрестие увенчано световым барабаном-ротондой с куполом. Западная часть — трапезная с приделами Казанской иконы Божией Матери и прп.Андрея Критского имеет вальмовую кровлю с полуциркульными чердачными окнами. Небольшое лестничное помещение соединяет трапезную с трехъярусной колокольней (два четверика и ротонда).
28. Московская область, усадьба Фряново.
Церковь Рождества Христова в Истье.
Рождественская церковь прекрасна законченностью, простотой идеальных пропорций и чистотой своих форм. Это, пожалуй, единственное произведение на Рязанской земле в стиле строгого классицизма. Оно особенно дорого еще и потому, что вместе с хлебниковским домом и игольными мануфактурами, дает представление о раннем, допетербургском периоде творчества Стасова. Храм — двухъярусный, с прямоугольной апсидой, трапезной и с хорами, на которые вели две винтовые лестницы.
29. Рязанская область, Истье.
Церковь Спаса Преображения, Большое Село.
Каменная церковь выстроена по благословению митрополита Рязанского и Муромского Стефана в 1712 году. Главный престол посвящен Преображению Господню. Церковь построена на средства царского стольника Ивана Бурцева. Чуть позже им же была сооружена колокольня с несколькими колоколами, а также каменная ограда вокруг храма. В конце XVIII века в Преображенской церкви устроили престол в честь Дмитрия Ростовского и основательно переделали остальные престолы.
30. Рязанская область, Большое Село.
Церковь Воскресения Христова в усадьбе Молоди.
Церковь в Молодях выстроена по типу «восьмерик на четверике». Однако поздние переделки и пристройки придали ей вид очень далекий от архитектуры «московского барокко». Декор самого храма был значительно изменен. Грани восьмерика, например, в соответствии со вкусами этого времени украшены каннелированными пилястрами и небольшими овальными нишками над окнами. Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов.
31. Московская область, усадьба Молоди.
Коломна! Любимый храм.
32. Московская область, Коломна
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Курбе.
В центре села Курба высится огромная Казанская церковь, выстроенная в 1770 году, по-видимому, не без участия Нарышкиных. Это интереснейшее по своей архитектуре 16-лепесковое в плане центрическое сооружение. Его второй ярус представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. Высокий восьмигранный свод, близкий по форме к куполу, прорезан четырьмя люкарнами, ориентированными по стронам света.
33. Ярославская область, Курба.
Введенская церковь в усадьбе Введенское.
А. Греч так описывал Введенскую церковь: «В церкви старой лопухинской усадьбы — типично классической, но еще не ампирной, с круглящимися углами, колонными портиками и круглой, колоннами же обведенной колокольней — звучат отклики архитектуры Старова или даже скорее Львова. Несколько наивен в ней шпиль, завершающий колокольню, напоминающий протестантские кирки и уже издали видимый на подступах к усадьбе, в которую ведет со стороны шоссе прямая, по оси дома ориентированная въездная дорога-аллея.»
34. Московская область, усадьба Введенское.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово.
Церковь Рождества Богородицы – редкий по красоте и оригинальности замысла художественный памятник, стоящий особняком в русской архитектуре XVIII в. Кирпичный оштукатуренный храм с белокаменными деталями имеет форму двусветной ротонды, перекрытой сферическим куполом с люкарнами и завершенной массивным световым барабаном. Ротонду окружает шестнадцатипролетная аркада, увенчанная полными экспрессии фигурами апостолов, стоящими по оси пилонов.
35. Московская область, Подмоклово.
Храм во имя Дмитрия Солунского в селе Березовка.
Храм Дмитрия Солунского был построен в 1897 году по инициативе известного помещика, мещената Юрия Нечаева-Мальцова. К прямоугольному в плане зданию с востока примыкает полуциркульная в плане апсида. Основной объем церкви акцентирован треугольными фронтонами северного и южного фасадов, а так же световым барабаном (низкий восьмерик на низком четверике), увенчанным тремя рядами килевидных кокошников. Объем светового барабана прорезан по сторонам света небольшими прямоугольными с полуциркульными завершениями оконными проемами, декорированными наборными наличниками с кованными козырьками килевидного силуэта.
36. Липецкая область, Березовка.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Баловнево.
Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова. Прямоугольный в плане объем храма, обогащенный с севера и юга четырехколонными портиками тосканского ордера венчает двухъярусный барабан.
37. Липецкая область, Баловнево.
Церковь Михаила Архангела в Пальна-Михайловке.
Домовая церковь Михаила Архангела в форме ротонды с портиком и куполом на барабане, построенная по плану московского зодчего Д. И. Жилярди (1788-1845).
38. Липецкая область, Пальна-Михайловка, мавзолей.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Шипово.
Эта церковь расположена недалеко от усадьбы Кропотово-Лермонтово. Каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который окончательно был выстроен в 1805 г. наследником ген. Шипова, кн. М. Ф. Голицыным с значительными сокращениями и изменениями против первоначального плана. (Еще раньше этого времени в имении Шипова была деревянная церковь, но о ней не сохранилось никаких известий). В 1855 г. устроенный во втором этаже над трапезной придел во имя Архистратига Михаила был уничтожен и 1874 г. перенесен в самую трапезную, которая предварительно была разобрана, вновь устроена в большем размере и сделана теплой.
39. Липецкая область, Шипово. Близ усадьбы Кропотово-Лермонтово.
Церковь Троицы Живоначальной в Новотроицком.
Троицкая церковь представляет собой мощный кубический одноглавый объем, усложненный с востока полукруглым Алтарем, а с запада прямоугольным ризалитом. Венчается объем мощным барабаном с куполом и цилиндрической главкой. Западный ризалит и боковые фасады украшены однотипными четырехколонными коринфскими портиками. Одинаковые по габаритам портики несколько различаются в деталях, что создает тонкую ритмическую перекличку форм. На западном портике боковые пары колонн широко расставлены, и между колоннами размещено узкое прямоугольное окно, а над ним маленькое круглое.
40. Липецкая область, Новотроицкое.
Церковь Сергия Радонежского в Липовке.
Метрика Императорского Археологического общества, составленная на Сергиевскую церковь в 1887 г., дает подробное описание храма: церковь расположена алтарем на северо-восток, сложена из большемерного кирпича, наружные стены гладкие, покрыты штукатуркой и выбелены известкой, за время существования не перестраивалась и не пристраивалась. Кровля железная, выкрашенная зеленой краской, на всей церкви шатровая, на все скаты, на алтарях полуциркульная, а на главе пирамидальная.
41. Липецкая область, Липовка.
Талица.
Архаичные формы памятника, постройка по типу «восьмерик на четверике», использование каменных блоков в основании и кладке стен указывают на то, что время закладки храма можно отнести к началу XVII века. Но более всего не дает покоя исследователям шатровое завершение храма. Дело в том, что шатровые завершения на Руси зародились еще в глубокой древности. Однако некоторые липецкие историки и краеведы полагают, что церковь в Талице построена в середине XVIII века, а ее архаичные формы указывают на устойчивые традиции елецких мастеров, возводивших постройки с некоторым стилистическим опозданием.
42. Липецкая область, Талица.
Задонск!
43. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Репце.
От сильно разрушенного храма сохранились основной объем (восьмерик на четверике) с нижними стенами апсиды и трапезной. Свод восьмерика с купольным покрытием и главкой, а также своды апсиды и трапезной утрачены, как и позднейшая колокольня. Характер планировки и объемно-пространственной композиции, зрелость художественного замысла, высокий уровень профессионального исполнения, богатейший рокайльный лепной декор, круглофигурная пластика (полностью утрачена), резные белокаменные ордерные элементы дают основания предполагать, что авторство проекта принадлежит одному из выдающихся зодчих эпохи.
44. Липецкая область, Репец.
А в этом храме снималась маленькая Кристина Орбакайте.
45. Тверская область, Старица.
Церковь Спаса Преображения в Красном.
Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом — круглое окно типа «готическая роза», В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества. Памятник реставрирован.
46. Тверская область, Красное.
Ансамбль Ворзогорского погоста.
Описываемый приход по церковной летописи существует с 1578г. В настоящее время в нём три церкви: Введенская, построенная в 1793 г.; Никольская – 1636г.; Зосимо – Савватиевская, на кладбище, — 1850г. Все они обшиты тёсом и окрашены, довольно прочны; крыши деревянные. Первые две – 5-главые, последняя – 1-главая. Во Введенской церкви три престола: в честь Введения во Храм Пресвятой Девы Марии, святителя Василия Великого, ВЛКМ Георгия. В Никольской и Зосимо-Савватиевской – по одному престолу. Принадлежностями к богослужению достаточны.
47. Архангельская область, Ворзогоры, тройник.
48. Архангельская область, Ворзогоры.
Церковь Вознесения Господня, Пияла.
Вознесенская церковь — ажурный восьмерик на четверике, с прямоугольными прирубами по сторонам света, увенчанными ярусными бочками сложной конфигурации с главками на высоких барабанах. По карнизам с юго-восточной и северо-восточной сторон — храмосдатные надписи. Барабаны и главки крыты лемехом, а западный и восточный барабаны в основании украшены еще и бочкообразными кокошниками. Западный прируб опоясывает клеть трапезной с притвором под двускатным покрытием, в плане имеющая ступенчатую форму. Превосходные пропорции, игра граней и объемов делает пияльский ансамбль даже в редуцированном виде одним из красивейших памятников России.
49. Архангельская область, Пияла.
Преображенская церковь в селе Турчасово (Посад)
Деревянная кубоватая Преображенская церковь в селе Турчасово (Посад) в Архангельской области, 1786 год. Преображенская церковь имеет ярко выраженную центрическую композицию. Четыре одинаковых прируба, покрытые довольно крутыми упругими бочками, как бы поддерживают вытянутый вверх узкий параллелепипед главного объема церкви. Причем движение вверх здесь подчеркивается и собранностью главок, завершающих куб, их достаточно высокими шейками и килями бочек, образующих переход от прирубов к основному объему. Весьма любопытная деталь церкви, очень редко встречающаяся в деревянной архитектуре, — трехлопастная бочка, которая увенчивает пятистенный алтарный прируб. В 1869 г. Преображенская церковь перестраивалась и была сильно искажена обшивкой, расширением окон.
50. Архангельская область, Турчасово (Посад).
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Пустыньке.
Существующая постройка относится к 1719 году. Храм двухэтажный, нижний престол Благовещенский, верхний — Вознесенский. Церковь в Пустыньке представляет исключительный интерес — это единственный сохранившийся образец клетской церкви с бочковидным покрытием. (Подобное покрытие было на второй церкви на Почозере.) Видимо, подобный тип храма был характерен для этих мест. Бочковидное покрытие было также на часовне в деревне Нижний Маркомус, на часовне Ольховского погоста и на церкви Елгомского погоста. В древности эта форма использовалась часто, как можно судить по хоромам деревянного Коломенского дворца. Сам храм представляет собой высокий сруб с повалом, над которым нависают полицы. С запада к храму примыкает трапезная, с востока высокая пятигранная апсида, тоже перекрытая бочкой. Одна-единственная главка прорезала кровлю большой бочки храма (ныне утрачена).
51. Архангельская область, Пустынька.
Упавший крест.
52. Архангельская область, Шелоховская.
Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге.
По архитектурному решению Сретено-Михайловская церковь представляет собой архаичный тип – восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Над алтарем – бочка, восьмерик завершается шатром. За историю своего существования церковь перестраивалась не менее трех раз. Первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы, следы которых читаются до сих пор.
53. Архангельская область, Красная Ляга.
Церковь Николая Чудотворца в Волосово.
Старое здание церкви решено конструктивно как двухсветный четверик, переходящий в восьмерик и восьмигранный шатер с двенадцатигранным небом в интерьере, примыкающая к нему апсида покрыта бочкой с главкой. Третья глава на восьмигранном барабане венчает трапезную с приделами. Церковь сильно вытянута в направлении запад — восток. Южный и северный фасады имеют приставные фронтоны на четырех полуколоннах. Грани восьмерика декорированы рельефными арками и полуколоннами на гранях. Кровли бочек, шатра и главок металлические. Интерьер церкви имеет два неба: 12-гранное расписное в центральном объеме и 14-гранное с прямоугольником в центре (без росписи) в апсиде. Сохранились остатки иконостасов.
54. Архангельская область, Волосово.
Часовня Воздвижения Креста Господня в деревне Савинская.
Часовня Воздвижения Честного Креста Господня в Савинской. Деревянная часовня, относящаяся к XVIII в., обшитая тесом, в деревне волосовского прихода. Основной объем типа восьмерик на четверике завершался стройным шатром с главкой, над притвором стояла звонница. Закрыта не позже 1930-х гг. В 2000-х гг. разрушилась, уцелел только шатер, сейчас стоящий на земле.
55. Архангельская область, часовня Савинское
Средний храм Архыза
В плане средний храм Архыза представляет трехапсидное, крестовокупольное и бесстолпное здание; восточными устоями служат алтарные простенки, западными — стены храма.Центральная апсида этого храма Архыза несколько выдвинута по сравнению с боковыми и прорезана тремя окнами. В поперечный неф — трансепт с юга и севера ведут два входа с люнетами подковообразной формы. Интерьер освещался 25 узкими окнами и люнетами входов, причем световой центр приходился на подкупольный квадрат. Объемы среднего храма Архыза представляют крестообразный массив, господствующий над пониженными помещениями апсид и притвора. Средний храм Архыза, как и Северный храм Архыза, покрыт хорошо сохранившимися каменными коробовыми сводами с двускатным и односкатным покрытием из тонких плит, положенных с напуском.
56. Карачаево-Черкесия, Архыз, Средний храм.
Сентинский храм.
По дороге в Домбай в Нижней Теберде сохранился один из самых старых православных храмов в нашей стране. Лишь совсем недавно ученым-археологам удалось обнаружить под слоем фресок надпись на греческом языке, свидетельствующую о том, что храм был построен в апреле 967 г. Здание сложено из блоков песчаника на известковом растворе. На стенах сохранились следы фресок XI века. Первый его архитектурный обмер выполнил в 1829 г. архитектор И. Бернадацци. И в плане, и на рисунках фасадов это чистый равносторонний крест, осложненный тремя притворами с запада, севера и юга
57. Карачаево-Черкесия, Сентинский храм.
Троекурово.
58. Липецкая область, Свято-Димитриевский Иларионовский Троекуровский монастырь.
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери в Лебедяни.
Соборная Казанская церковь — кирпичная, на каменном цоколе, снаружи и внутри оштукатурена и снаружи обелена, а внутри покрашена масляною краскою; внутри по стенам расписана картинами священноисторического содержания; церковь покрыта железом, окрашенным зелёною масляною краскою. Тёплая трапезная собора отапливалась двумя духовыми печами и двумя голландскими. Главный иконостас имел «одну лицевую сторону с продолжением на двух столбах, примыкающих к правому и левому клиросам; боковые иконостасы имеют по две стороны: в северном иконостасе лицевая и южная стороны, а в южном иконостасе лицевая и северная стороны.
59. Липецкая область, Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери в Лебедяни.
В посте использованы материалы сайта sobory.ru

Первый том посвящается Архитектуре Исповеданий и обнимает собою композиции и сооружения, создавшиеся на почве религиозных обрядов и культа усопших.

Во главе некоторых отделов поставлены композиции, относящиеся к первой половине минувшего столетия. Это сделано для того, чтобы лучке подчеркнуть свежесть и новизну последующих мотивов, представляющих избранную нами эпоху. В тоже время подобное сопоставление делается более осязательною сущность эволюции, которая, в конце концов, определяется положительною разность между конечным и начальным состоянием искусства в данный промежуток времени.

Архитектурные формы некоторых предметов церковного обихода остались как бы вне влияния новых идей. В этом сказался консерватизм, составляющих характерную черту более или менее всех религиозных культов при таких условиях слишком строгая классификация материала по времени привела бы к тому, что эти предметы не нашли бы себе места в соответствующих подразделениях книги. Вот почему мы считали необходимым допустит, ради полноты сочинения, заведомое нарушение программы и внести в книгу, хотя и в очень небольшом количестве, образцы старинного церковного зодчества. Ими с одной стороны оценивается данное положение, а с другой – пополняется выбор мотивов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *