Россия православная

Российская культура всегда находила достойное место, а также высокую оценку в мировой культуре, являясь ее неотъемлемой частью. Десять веков развития российской культуры в большей степени определялось глубоким духовным содержанием, нравственностью и историей верующего народа, чем модными веяниями из Европы.
Православие – это традиционная и культурообразующая религия на Русской земле с 988 года. Православие вплоть наших дней – духовно-нравственный стержень общества. Всегда оно формировало мировоззрение, характер людей, традиции, образ жизни, нормы и идеалы. Этика православия регулирует семейные, рабочие, общественные отношения.
Церковь – это то, что объединяет людей в будни и праздники, в годы лишений и упадка, а также в годы процветания и возрождения. У любого народа гражданские, общественные и национальные идеи неразрывно связаны с духовно-нравственными идеалами.
Каковы же идеалы православия? Истинно православный человек лоялен, терпим к другим вероисповедованиям, относительно равнодушно относится к материальным потерям. Общая идея православия – сиюминутная выгода не важна. Важно то, что превыше земного бытия. Учение Христа говорит об этом:
«…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? И так будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:40, 42 – 48).
Русский народ проносит эти идеалы через все испытания – он сохраняет милосердие и терпение к каждому, независимо от того, кем он является.
Большой след в православии и его отношении с обществом оставило правительство и идеология, пришедшие после Октябрьской революции 23 января 1918 года. Тогда, после Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», по сути, началось истребление православной веры. Война против верующих людей, священнослужителей, разрушение церквей, уничтожение икон и прочих ценностей.
Однако, православные традиции плотно укоренились в сознании русского человека. Именно поэтому православная религия все еще оставалась самой распространенной на территории советской России. В 90-х годах началось активное восстановление храмов и церквей, люди могли, не боясь, возвращаться в свою веру.
Православие – то, что образовало мораль, идею российского общества. Оно показывает, как важно проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение подчинять даже бытовые проблемы самым высоким духовным идеалам.

Часть 1

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

Ответственный редактор КЛ. Кочегаров Художественный редактор С.Н. Якубовский Корректоры ГЛ. Голубкова, М.Г. Курносенкова Вёрстка ИД. Петровской, Н.Б. Поповой

ООО «Русское слово — учебник». 125009, Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. Тел.: (495) 969-24-54, 658-66-60.

Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парето-Принт», г. Тверь, vvww.pareto-print.ru

ISBN 978-5-91218-549-6

2. Как новгородский Север победил киевский Юг? Почему 882 г. является точкой отсчёта Древнерусского государства? Почему нельзя назвать точную дату образования государства?

3. Почему единство Древнерусского государства было относительным?

4. Какие последствия имели военные и торговые походы руссов в Византию? Чем знаменателен в истории Средневековья дого­вор Олега с Византией 911 г.?

Укрепление Древнерусского государства. Святослав продолжил дело Игоря и Ольги по объединению вос­точнославянских земель. При нём в состав Руси во­шёл находившийся в междуречье Оки и Волги пле­менной союз вятичей.

Святослав многое сделал для централизации уп­равления государством. В наиболее важные русские земли он направил в качестве наместников своих сы­новей. Уходя на войну, он оставил вместо себя в Кие­ве своего старшего сына — Ярополка. Второго сына, Олега, отправил в Древлянскую землю, третьего сы­на, Владимира, послал в сопровождении воеводы До- брыни в Новгород.

Походы на Восток и Юг. Во внешней политике Свято­слав достиг таких поразительных результатов, что его по праву можно назвать Александром Македонским Восточной Европы.

В 964 г. он направился в свой первый поход на Восток с целью сокрушить Хазарию. К этому време­ни Святослав был уже опытным полководцем. Он делил все тяготы походной жизни с рядовыми вои­нами, в бою шёл впереди войска и вдохновлял его своим примером.

1. Составьте исторический портрет Чингисхана.

2. Какие события в истории монголов предшествовали их нашествию на Русь?

3. Докажите или опровергните утверждение: Руси противо­стоял очень сильный противник, превосходивший её и в полити­ческом, и в экономическом, и в военном отношении.

4. Каким образом Чингисхан использовал в своих интересах огромный научный и культурный потенциал Китайской империи?

Натиск с Запада. В ту пору, когда с востока на Русь на­двигалась грозная опасность в лице полчищ Батыя, на её северо-западных границах активизировались нем­цы, шведы и литовцы.

Большое значение для покорения Прибалтики име­ло строительство в устье Западной Двины крепости Ри­га и основание Рижского епископства. В 1202 г. на за­воёванных землях был создан орден меченосцев. С конца XII в. отряды немецких рыцарей начали покорение прибалтийских народов. Завоевание актив­но поддерживала Католическая церковь, рассчиты­вавшая таким образом распространить своё влияние на Востоке Европы.

Вскоре здесь появился ещё один воинственный не­мецкий духовно-рыцарский орден — Тевтонский. Со­зданный немецкими крестоносцами в Иерусалиме во время первого крестового похода, он был приглашён польскими князьями в Прибалтику для борьбы со сво­бодолюбивыми языческими племенами пруссов. Вско­ре тевтонцы стали грозной и опасной силой не только для местных язычников, но и для самих поляков.

Швеция также стремилась захватить территории на побережье Балтийского моря. Поэтому в XIII в. нача­лась напряжённая борьба шведов с Новгородом за устье Невы и финские земли.

В XIII в. на северо-западных границах русских зе­мель быстро набирало силы Литовское княжество. Ли­товские князья начали наступление на новгородские

ВОПРОСЫ 1. Какое значение для судеб России имело появление на Руси

И ЗАДАНИЯ новых политических центров? Положительные или отрицатель­

ные последствия раздробленности русских земель проявились в этом процессе?

2. Что меняло в расстановке сил на Русской земле появление Литовско-Русского государства?

3. Какие обстоятельства способствовали превращению Твери в лидера русских земель?

4. Почему в условиях противостояния Москвы и Твери особен­но важной оказалась позиция Русской Православной Церкви?

5. Чем завершилось противостояние Москвы, Твери и Литвы во второй половине XIV в.? Почему это произошло?

6. Возвышение Москвы — это благоприятное стечение обстоя­тельств или закономерность?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 4

1. Почему монгольское нашествие на Русь завершилось уста­новлением ига завоевателей и каковы его последствия для рус­ских земель?

4. Какие центры наряду с Москвой могли претендовать на пер­венство в объединительном процессе и почему?

5. Подготовьте сообщение по теме «Наш край в период борьбы на­родов Руси за независимость. XIII—XIV вв.».

6. В каких произведениях отечественной культуры и литерату­ры нашли отражение события борьбы Руси за независимость?

Накануне Куликовской битвы. Сокрушив Тверь, Дмитрий Иванович возобновил борь­бу с Ордой, которую начал в 1360-е гг. В 1374 г. он разорвал все отношения с Мама­ем, который к этому времени стал фактичес­ким правителем Золотой Орды, и прекратил уплату дани.

Борьба русских земель, возглавляемых Моск­вой, против Мамая принимала всё более откры­тую форму. В Нижнем Новгороде был перебит полуторатысячный отряд ордынцев. Некоторое время спустя войско во главе с князем Дмитри­ем Боброком-Волынцем овладело городом Бул­гар и установило контроль Руси над торговым путём по Волге.

Московский князь на этом не остановился, по­слал отряд на Казань и заставил этого вассала Золотой Князь Дмитрий Орды в течение некоторого времени платить Москве Донской, дань. По берегам Оки московские воеводы устроили Икона. XX е. сильную оборонительную линию с завалами на лесных дорогах, сторожевыми постами, с дежурившими на бро­дах отрядами.

Властный и сильный правитель, талантливый пол­ководец, Мамай принял вызов Москвы. Он сурово по­карал Нижний Новгород за гибель своего отряда. Большая Мамаева рать прошла огнём и мечом по рус­ским землям, союзным с Москвой. Нижегородское княжество было разорено.

ВОПРОСЫ 1. Почему многие русские княжества привели свои рати под

И ЗАДАНИЯ стяг князя Дмитрия Ивановича? Какая тенденция проявилась

в этом их поступке?

2. Составьте план-конспект по теме «Историческое значение Куликовской битвы». Подумайте, почему она не привела к свер­жению монголо-татарского ига.

1. Почему Юрий Дмитриевич претендовал на московский пре­стол? Кто его поддерживал? Кто был на стороне Василия II?

2. В чём вы видите главные причины войны?

3. Кто из участников феодальной распри вызывает у вас симпа­тию, а кто — резко отрицательное отношение и почему?

4. Почему старомосковскую власть поддержало большинство населения Москвы?

6. Что означает утверждение, что Московское княжество посте­пенно превращалось в Московское государство?

7. Как вы оцениваете итоги феодальной войны? Свои выводы обоснуйте.

8. Какие проблемы, по вашему мнению, разрешила феодальная война?

совместном владении ‘ Новгорода и Великого княжества Московского

Годы окончательного 1483 присоединения к Российскому государству княжеств и территории 1492 Годы основания городов

Цифрами на карте обозначены: 1 Псковская земля, 2 Ярославское княжество, 3 Ростовское княжество,

4 Мезецкое княжество, 5 Воротын- ское княжество, 6 Белёвское кня­жество, 7 Новосильское княжество

Когда и при каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?

Чернигов

Земли, находящиеся в

30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?

Христианская церковь в Средние века играла роль связующего фактора для европейских государств. Вместе с тем церковь выполняла и идентификационную функцию. После 1054 г. (разрыва с византийской патриархией) церковь превращается в центр политической жизни Европы (г. Ватикан, Рим, Италия).

Согласно доктрине Августина Блаженного церковь утверждала и отстаивала свой приоритет над светской властью. Ни один король не мог оспорить привилегии папы, вмешиваться в политическую жизнь собственного государства. Конечно, светские владыки искали пути нейтрализации сильного и ненужного для них влияния католической церкви. Но эти победы были скорее исключением из правил.

Основными орудиями борьбы с непокорными монархами были финансовый пресс и институт анафемы. В период феодальной раздражительности короли были наиболее зависимыми от воли римского папы. Борьба за целостность государства требовала немалых денежных средств, ведь мятежные феодалы нередко были богаче сюзерена. Денежная помощь предоставлялась в обмен на расширения влияний папы в регионе.

Если король оказывался повиноваться главе Ватикана, то включался механизм анафемы. Анафема ? церковное проклятие, вечное отлучение от церкви неугодной персоны. Предание анафеме влекло за собой страшные, непоправимые последствия.

В эту ловушку угодили французский король Генрих VII, печально знаменитый своим походом в Каноссу, где после невероятных унижений он был все-таки прощен римским папой.

В отличие от светской власти католическая церковь имела твердый финансовый доход ? церковная десятина от крестьян, щедрые подарки от могущественных феодалов и льготы, предоставляемые монархом.

В период раннего и среднего Средневековья католическая церковь контролировала все сферы жизни человека: от политики до духовного мира личности. Каждый шаг человек делал с разрешения духовенства. Эта позиция привела церковь к двойной морали. Церковь требовала от прихожан строгого соблюдения всех моральных норм, но себе позволяла невозможное.

Образование контролировалось «черными и белыми сутанами», из программ школ и университетов было изъято все, что противоречило официальной морали. Естественное развитие науки тормозилось догматизмом: так, среди жертв геоцентрической модели мира оказался Д. Бруно, объявленный еретиком. Другому талантливому ученому, Г. Галилео, более дипломатичному, пришлось долго вымаливать прощение.

Но данные обстоятельства не отрицают всего положительного, что было сделано католической церковью в Средние века. Монастыри были центром культуры; во многих из них хранились свидетельства великих дел времен Римской Империи. Грамотные монахи кропотливо переписывали древние свитки.

Церковь поощряла развитие таких жанров, как всевозможные жития святых и летописи «от Рождества Христова». Отметим, что православная церковь вела летоисчислением от Сотворения мира.

Чтобы властвовать над умами, сердцами и душами современников, церковь практиковала различные методы отслеживания изменения в обществе. Разумеется, методы выбирались не самые чистые, хотя и результативные. В арсенале ? слежки, доносы и хорошая работа инквизиции. Велась непрекращающаяся «охота на ведьм». В результате на костре были сожжены сотни тысяч «колдуний». Практиковались массовые казни, за день на костре сжигалось до 500 женщин. Инквизиторы, они же мрачные орудия доминиканцев (орден св. Доминика), в поисках еретиков руководствовались предписаниями трактата «молот ведьм». Обвинения были абсурдными, наказания ? нечеловечными, жестокими. Чтобы заставить жертву подписать себе приговор, применялись пытки. Самые популярные ? объятия «железной девы», испанский сапог, подвешивание за волосы, пытка водой. В знак протеста по всей Европе прокатились не менее жуткие «черные мессы», что вызвало новый всплеск «охоты на ведьм».

Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались в тех государствах Европы, где темп экономического роста заметно отставал от лидеров (Италия, Испания).

Следующая глава >>

1. Что такое библейский канон. Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать библию?

1. Что такое библейский канон. Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать библию? Скалигеровская хронология библейских книг, рукописей и их датировка весьма зыбка и недостаточно обоснована. По сути дела она покоится на авторитете хронологов и теологов Эпохи

1. Что такое библейский канон? Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию?

1. Что такое библейский канон? Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию? Скалигеровская хронология библейских книг и рукописей весьма зыбка и недостаточно обоснованна. По сути дела, датировки зиждутся на авторитете хронологов и теологов эпохи

НАУКА В ЗЕРКАЛЕ ИДЕЙНЫХ КОЛЛИЗИЙ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

НАУКА В ЗЕРКАЛЕ ИДЕЙНЫХ КОЛЛИЗИЙ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ В культуре XVIII столетия Природа становится первичной реальностью. Критика традиционных общественных институтов и религиозных догм, мистических грез и темных суеверий, схоластической лжеучености и традиционных

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ЕРЕСИ

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ЕРЕСИ Большую роль в Испании этого времени играла христианская церковь, влияние которой все более распространялось. Центрами христианизации оставались наиболее романизованные города, но в IV в. в новую религию все чаще обращаются

Глава четвертая. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава четвертая. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ

1. Что такое библейский канон Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию?

1. Что такое библейский канон Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию? Скалигеровская хронология библейских книг, рукописей и их датировки весьма зыбки и недостаточно обоснованы. По сути дела, они покоятся на авторитете хронологов и теологов ЭПОХИ

Книга 4 ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА I. ЕВРЕИ НА ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Книга 4 ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА I. ЕВРЕИ НА ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА По эту сторону Пиренеев евреи могли попасть в Галлию и на границы германского мира вслед за римскими легионами в эпоху, когда христианство представляло собой лишь маленькую иудейскую секту, возможно даже и до

Христианская церковь

Христианская церковь Важное значение для процесса феодализации имела гэльская христианская церковь, которая активно поддерживала королевскую власть и к середине XI в. сумела значительно укрепить свои позиции в шотландском государстве. Первоначально центром

Издание представляет собой академический труд, в котором рассматриваются исторические, социально-политические и экономические процессы в Испании и России в широком хронологическом диапазоне — от раннего Средневековья до наших дней. Российские и испанские ученые обращаются к разнообразным сюжетам, создавая панораму современной испанистики: испанское средневековое право, история российско-испанских дипломатических отношений, особенно в Новое и Новейшее время; трансформация современной испанской политической системы, экономические связи, имагология и национальная идентичность, роль Испании в современном мире.

Особое место уделяется вопросам культуры, мировоззренческому взаимодействию России и Испании, проблемам перевода и культурной рецепции, анализу параллелей в российском и испанском художественном мышлении.

Научная монография адресована как специалистам в различных отраслях гуманитарного знания и общественных наук, так и широкому кругу читателей — всем, кто интересуется Испанией и российско-испанскими отношениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *