Рука понтия пилата

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» – «…распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»… Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) — пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius — это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)). Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный… развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников). Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок — нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию — восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».
Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии – резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения…

Однако имя Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте — это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория, которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.

Резиденция Пилата в Иерусалиме – претория

Предварительное «дознание” в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной. Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна (утративший к тому времени права первосвященства), святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: «вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб” (Ин. 11:49–50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё «провернуть” за пятницу, т.к. следующий день был субботний – заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос – Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я – обещанный Мессия», и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата

Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену – только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.» (Ин.18:29-38)

Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).

Клавдия Прокула – жена Понтия Пилата

Бичевание

Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

Дуччо ди Буонисенья. Маэста. Бичевание Христа

Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.

«Се, Человек!» (Ин. 19:5)

Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), — произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».

На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)…

После распятия

В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному — Пилат закончил жизнь самоубийством.

По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, — Тиберий — к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах..

Апокрифы о Понтии Пилате

Имя Понтия Пилата упоминается в некоторых раннехристианских апокрифах II века.

Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. К числу таких псевдодокументов, датируемых XIII века относятся «Евангелие от Никодима», «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата».

Примечательно, что в Эфиопской Церкви помимо жены прокуратора Клавдии Прокулы, к лику святых причислен и сам Понтий Пилат.

Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940). Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Изучив роман можно сделать вывод, что образ Понтия Пилата очень противоречив, он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него держат в определенных рамках. Михаил Булгаков в своем романе показал прокуратора как жертву, как человека терзающегося муками совести. Пилат наделен сочувствием к Иисусу, в проповедях которого он не видит никакой угрозы общественному порядку.

Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни Пилата и Совесть не даёт прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа и мучается две тысячи лет, мечтая встретиться с Ним. Вот, собственно, и все, что мы узнаем из романа Михаила Булгакова.

Образ булгаковского Пилата одинок, в романе ничего не говорится о жене игемона Клавдии – единственным другом всадника является преданный пёс Банга.

У Булгакова в романе очень много отступлений от Евангелия. Так, перед нами иной образ Спасителя – Иешуа Га-Ноцри. Вопреки изложенной в Евангелии длинной родословной, восходящей к роду Давидову, ничего не известно ни об отце, ни о матери Иешуа. У него нет братьев. «Я не помню моих родителей», – говорит он Пилату. И еще: «Мне говорили, что мой отец был сириец…» Писатель лишает своего героя семьи, быта, даже национальности. Убирая все, он формует одиночество Иешуа…

В числе существенных изменений, внесенных Булгаковым в евангельское предание, – и Иуда. В отличие от канона, в романе он не апостол и, следовательно, не предавал своего учителя и друга, поскольку ни учеником, ни другом Иешуа не был. Он – профессиональный соглядатай и доносчик. Это его форма заработка.

В романе «Мастер и Маргарита» всё сосредоточено на опровержении сути Евангельского События – Страстей Христовых. Сцены казни Иешуа Га-Ноцри лишены непомерной жестокости. Иешуа не мучили, не издевались над ним, и умер он не от мук, которых, как видно из текста, и не было, а был убит по милости Понтия Пилата. Нет и тернового венца. И бичевание заменено одним ударом бича кентуриона Крысобоя. В романе нет и тяжкого несения креста. И крестного пути, стало быть, фактически нет. Есть повозка с тремя осужденными, смотрящими вдаль – туда, где их ждет смерть, на шее каждого из них доска с надписью «Разбойник и мятежник». И еще повозки – с палачами и необходимым, увы, рабочим инвентарем для произведения казни: веревками, лопатами, топорами и свежеотесанными столбами… И все это отнюдь не потому, что солдаты добры. Просто им – и солдатам и палачам – так удобней. Для них это будни: у солдат – служба, у палачей – работа. Царит привычное, незаинтересованное равнодушие к страданию и смерти – со стороны властей, римских солдат, толпы. Равнодушие к непонятному, непризнанному, равнодушие к подвигу, состоявшему зря… Иешуа казнен не распятием гвоздями на кресте, символе скорби, как Иисус Христос (и как было предсказано пророками), а просто привязан веревками к ”столбу с поперечными перекладинами. В смертный час нет не только группы апостолов и женщин, скорбно застывших вдали (по Матфею, Марку и Луке) или плачущих у подножия креста (по Иоанну). Нет и толпы, насмехающейся и кричащей: «Если ты Сын Божий, сойди с креста». У Булгакова: «Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим». Нет и двенадцати апостолов. Вместо двенадцати учеников – один Левий Матвей… А что говорит Иешуа Га-Ноцри, умирая на кресте? В Евангелии от Матфея: «…около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Илu, Илu! ламa савахфанu? То есть: Боже мой, Боже мой! для чего ты меня оставил?» Похожая фраза в Евангелии от Марка. У Иоанна короче, одно слово: «сказал: совершилось». У Булгакова последнее слово казнимого: «Игемон…»

Кто же он такой – Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»? Бог? Или человек? Иешуа, которому, кажется, открыто все – и глубокое одиночество Пилата, и то, что у Пилата мучительно болит голова, заставляя его помышлять о яде, и то, что гроза будет позже, к вечеру… Иешуа ничего не знает о своей судьбе. У Иешуа нет божественного всеведения. Он человек. И это представление героя не богочеловеком, а человеком бесконечно беззащитным…

Придется признать, что Булгаков сочинил другого Пилата, не имеющего ничего общего с историческим прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.

Легенда кантона Обвальден переносит нас к событиям более чем двухтысячелетней давности. Однако каждое слово ее находит отклик в сердцах современных людей. Здесь переплетаются судьбы вершителей истории и простых смертных; тех, кому удалось завоевать человеческие сердца на многие сотни лет вперед, и тех, кто одним неверным поступком навсегда запятнал свое доброе имя. Об этом нам расскажут мшистые скалы и бездонные озера швейцарских Альп.
Разъяренная толпа кричала: «Отпусти нам Варавву!», предпочитая спасти преступника, а Иисуса предать на распятие. Римский наместник Иудеи Понтий Пилат уступил натиску взволнованных масс. Но перед этим он демонстративно омыл руки перед всеми собравшимися, показывая тем самым, что не несет ответственности за осуждение Христа.
— Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

Это был старинный обычай, символизировавший невиновность в пролитой крови, отсюда пошло выражение «умыть руки». Пилат принял скорее политическое, чем личное решение – он уже подавил в Иудее два восстания и не хотел еще больше подливать масла в огонь. Но в душе его воцарилось смятение. В тот вечер, когда распяли Христа, Понтий Пилат без конца мучился извечным вопросом: «Что есть истина? Что есть правосудие?» Протянув руку к чаше с фруктами, он заметил красное пятнышко на своей ладони. Выбежал из дома, чтобы вымыть руку в фонтане атриума – все было тщетно, кровавое пятно в виде распятия осталось на всю жизнь.
Несчастья посыпались на Пилата, как из рога изобилия. Неудача стала его девизом. Томимый демоном уныния, он не знал покоя ни днем, ни ночью, ничто не радовало его поникший дух. Забросил управление провинцией, мало интересовался общественными делами, уступив место у кормила власти бездарным, алчным приспешникам.
Рим потребовал отчета о проделанной работе. Положение в Иудее все более осложнялось, император Тиберий был в бешенстве. Свидание с императором не помогло опальному правителю – он оказался в тюрьме. Позор! Как знатному сановнику, возможно, Пилату предложили на выбор: казнь или самоубийство. Как бы там ни было, дальнейшая судьба Пилата покрыта тайной. Все, что нам известно о его кончине, донесли до нас легенды.
Тело Понтия Пилата выбросили в воды Тибра. Возмутилась река – вышла из берегов, снося на своем пути дома, скот, людей… Император Тиберий, пораженный крестовой меткой на руке опального правителя Иудеи, провел связь между этим знаком и наводнениями в Риме. Тело вынули из реки, и тут же, как по велению свыше, над римскими долинами засияло солнце.
Но что делать с телом несчастного? Удалить как можно далее от территорий Рима! Разве что увезти в Галлию и потопить в реке Роне… Но чуть только тело Пилата коснулось вод изумрудной красавицы Роны в районе города Вьенн – события развернулись по катастрофическому римскому сценарию один в один. Разъяренная река разбила в щепки прибрежные хижины, утащила на дно рыбацкие лодки. Тут уж сомнений быть не могло – труп Пилата приносил несчастье.
Поднявшись вверх по течению Роны, римские посланники, на которых возложили печальную миссию, добрались до Лемана, миновали Лозанну. Попробовали было захоронить многострадального прокуратора в лазурных водах самого большого альпийского озера – все тщетно, и долина Во не приняла его тело. Местные жители стали свидетелями небывалого чуда – трехметровые волны с диким ревом обрушились на прибрежные поселения. Все, кто когда-либо побывал на швейцарской Ривьере, обращали, наверное, внимание на безмятежность окрестной природы и близость прибрежных вилл к тихим водам Женевского озера. Но если даже вечно солнечная Лозанна помрачнела при виде тела римского сановника, осудившего Иисуса, то где же найдет себе последнее пристанище Пилат?
Римляне прибыли в Хергисвиль, в центральной Швейцарии. Быть может, в чистых альпийских водах местного озера упокоится мятежный дух Пилата? На заходе солнца свинцовый гроб был опущен на дно. Хрустальная поверхность озера окрасилась в алый цвет – был ли то отблеск умирающего светила, было ли это прощение Пилату за невинно пролитую кровь Праведника? Римляне свидетельствовали, что видели руку Пилата, устремленную из воды к небесам. И была она чиста и бела, как снежные альпийские вершины.
Но местные жители утверждали, что еще столетия спустя в этих краях творились чудеса. Обходили озеро стороной пастухи и охотники. Непонятным образом здесь все время случались грозы, пожары и обвалы. А раз в году, на Страстную пятницу, можно было увидеть Пилата, восседающего посреди озера в багряной тоге. В 1585 году священник из Люцерна решил освятить тамошние места. С группой верующих он отслужил мессу, окропил берега озера святой водой. Больше тень Понтия Пилата не появлялась в Альпах… А жители уверовали, что дух того, кто не смог сказать твердое «нет» в исторический момент, обрел, наконец, долгожданный покой.
Жизнь Понтия Пилата очень скудно освящена историками. Народные сказители нашли в его лице благодатную тему. Понтий Пилат, во всей видимости, умер в возрасте 49 лет, в ссылке, после того, как попал в немилость к императору по причине своих неудач в управлении римской провинцией. О Пилате писали историки Иосиф Флавий («Иудейская война», книга II, IX 2-4) и Тацит. Но, конечно же, многие из нас почерпнули основные сведения о римском наместнике Иудеи в текстах Евангелий.
Горный массив Пилатус в швейцарских Альпах находится на границе территорий двух кантонов – Нидвальдена и Обвальдена. Любуются вершиной Пилатуса (2132 м) и жители кантона Люцерн. Откуда появилось столь необычное название в горах Швейцарии? Вероятнее всего, стесняемые нуждой жители высокогорных альпийских сел в эпоху Средневековья пускались на любые хитрости, лишь бы привлечь в свои края любопытных туристов. Вот так, с легкой руки швейцарских проводников, альпийские просторы наводнили самые невероятные рассказы о драконах и волшебных змеях, об отважных медведях на службе у бернских королей и о прекрасных феях-пастушках. Чудесный маркетинговый прием, которым, чего греха таить, и по сей день с успехом пользуются швейцарские туристические компании.

Ekaterina 27.06.2016

Эпизод «Прощение Понтия Пилата» играет ведущую роль как в раскрытии смысла «романа в романе», так и в постижении идеи «Мастера и Маргариты». Без него невозможно было бы осуществление авторского замысла. Поэтому глава отмечена особым пафосом, она готовит читателя к восприятию не менее глубокомысленного эпилога.

«Ночь густела, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы». С этой фразы начинается проникновение читателя в скрытый смысл булгаковских намёков и недоговорённостей. Полёт – это время, которое Воланд даёт своим попутчикам для размышлений о заблуждениях и ошибках, о цене познания и любви – словом, о том, что тревожит и угнетает каждого из них. Все предстали перед князем тьмы без груза земных забот, и сам он вдруг оказался «в своём настоящем обличье».

Наконец освобождён от власти над человеческими судьбами и прокуратор Иудеи. Роман мастера прочитан, игемон остался один на один со своим страданием, и теперь «две тысячи полнолуний» он обречён на бессонницу от мысли, что его прежняя трусость была «самым низким пороком».

Остроухий пёс возле кресла Понтия Пилата не виноват в грехе господина, но без этого образа эпизод не раскрыл бы читателю, какова в романе функция Маргариты: ей тоже уготовано вовек оставаться с тем, кого она преданно любит.

Как проста мудрость Воланда! Какой понятной становится жизнь, озарённая истиной и разумом! Именно в этом эпизоде Воланд помогает всем: и героям, и читателю – постичь смысл движения к познанию истины. Свободен Понтий Пилат, прошедший суд собственной совести. Свободен автор, написавший историю о нем и осознавший, что конечная истина недостижима, как недостижимо совершенство в творчестве. Свободна Маргарита, обретающая счастье рядом с любимым.

Роль Воланда в этом эпизоде необыкновенно значительна. Он не просто вершитель судеб и мистический высший судья — он тот, кто держит в руках весы истины и мудрости, указывает людям, как из зла можно делать добро.

Эпизод анализировал Федор Корнейчук

Советую почитать другие отзывы и статьи:

4. Страх Понтия Пилата

После приказания отдать Иешуа под стражу Пилат действует как человек, скованный страхом перед лишними разговорами и возможными последствиями. Его поведение типично для эпохи, современной мастеру, с ее репрессиями, сетью доносов и казней. Исторический Пилат вел себя куда свободнее. Никаких мер по изоляции Иисуса он не предпринимал. Единственное, что он сделал из уступки Каиафе: на сообщение о пророчестве Воскресения и необходимости в связи с этим поставить стражу у Гроба он ответил: «…имеете стражу, пойдите охраняйте, как знаете» (Мф. 27: 65), т. е. предоставил первосвященнику самостоятельно распоряжаться дальнейшим ходом событий. Булгаковский Пилат выглядит гораздо трусливее, чем его новозаветный прототип. Он поручает отдать Иешуа в ведомство начальника тайной службы «и при этом передать ему распоряжение… о том, чтобы Иешуа Га-Ноцри был отделен от других осужденных, а также о том, чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы» (с. 449). Спрашивается, зачем такие предосторожности? Конечно, именно так поступил бы современный Булгакову следователь, и сближение ершалаимской ситуации с современностью – одна из задач писателя. Но помимо этого роль Пилата заключается в том, чтобы продемонстрировать страх как можно откровеннее, так, чтобы он не вызывал сомнений.

Страх нарастает постепенно. Рано утром Пилат ощущает его как предчувствие дурного дня, соединенное по ассоциации с запахом розового масла. (Здесь вспоминается мастер, который увидел мимозы в руках Маргариты, вызвавшие у него тревогу – предчувствие грядущих несчастий.) Внутренний дискомфорт усиливается головной болью: допрашивая обвиняемого, Пилат мучается: «Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен» (с. 441). После того как Иешуа успокоил головную боль прокуратора, на «желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею» (с. 441). Этот мимолетный ужас выкристаллизовался видением кесаря и новым тягостным предчувствием гибели и бессмертия, «причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску» (с. 446). И уже окончательно поняв, что арестанта придется послать на казнь, Пилат пытается скрыть свой страх криком, но тем самым только яснее его обнаруживает: «Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» (с. 448).

Далее страх вовсе не идет на убыль, хотя самое тяжкое позади, но, как кажется, возрастает. Пилат просит Афрания «немедленно и без всякого шума убрать с лица земли тела всех трех казненных и похоронить их в тайне и в тишине, так, чтобы о них больше не было ни слуху ни духу» (с. 721–722). И тут же высказывает опасение в появлении последователей Иешуа, хотя ему прекрасно известно, что таковых нет. Именно с этого момента в поведении Пилата начинается цепочка логических неувязок. Из разговора с Афранием выясняется, что Иешуа хорошо знаком начальнику тайной стражи: «Он… вел себя странно, как, впрочем, и всегда», «не был многословен на этот раз» (с. 721), т. е. Афраний уже изучил манеру поведения Иешуа. Конечно, в таком случае Афраний знает и то, что единственный последователь Иешуа – Левий и иных нет. Не секрет это и для Пилата: «…хотя мы и не можем обнаружить – в данное время, по крайней мере, – каких-либо его поклонников или последователей, тем не менее ручаться, что их совсем нет, нельзя» (с. 721). Афраний на лету ловит замысел прокуратора и во втором их разговоре брошенный Пилатом намек обращает в мотив, «объясняющий» гибель осведомителя: «Кто был заинтересован в гибели Иуды? Какие-то бродячие фантазеры, какой-то кружок…» (с. 738). Так в иносказательной форме Пилат и Афраний создают легенду о Иешуа. Для начала они придумывают некий кружок, которого якобы смертельно боится прокуратор, почему и хоронит казненного тайно и поспешно. Наличие кружка вполне объяснит широкой публике смерть Иуды. Распространение слухов о «кружке» обеспечит и посмертную славу Иешуа; ему суждено стать в людской молве не одиноким философом, а идеологом и создателем целой группы приверженцев. Страх прокуратора оказывается фальшивым, это страх – на публику, его поведение диктуется точным расчетом: только Пилат, способствовавший казни Иешуа, может прославить его в веках, создав легенду и распространив ее в Ершалаиме, т. е. стать своеобразным основоположником христианства. Поистине сатанинский замысел! Именно поэтому Пилат и Афраний перебирают возможные версии гибели Иуды, причем главная, евангельская, фигурирует лишь как одна из вероятных: «предполагая» самоубийство Иуды, прокуратор прямо заявляет: «Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу» (с. 740). Конечно, слухи о кружке фантазеров и о самоубийстве Иуды Афранию чрезвычайно легко распространить, и у казненного возникнут уже не придуманные, а явные почитатели, которых Пилат не опасается.

Интересна его реакция на замечание Афрания об «исчезновении» тела Иешуа с Лысой Горы: «Ах, как же я этого не предвидел!» (с. 741). Из неудавшегося похищения тела Левием можно создать сразу две легенды: для противников Иешуа – о том, что кража удалась; для последователей – о Воскресении. И только кругу избранных останется «правда». В общем, если бы не Пилат и Афраний, христианство, по версии мастера, вообще не смогло бы возникнуть, поскольку подследственного из Галилеи никто не знал. Не считая Левия и сторонних свидетелей его казни, смерти и похорон не было. Никто не знал о роли Иуды в жизни и смерти Иешуа – даже Синедрион вынужден был умолчать об этом, следовательно, слухи можно было распространять беспрепятственно.

Если допустить, что сатана и Пилат – одно лицо, возможно, приоткроется темная завеса над рождением новой тайной религии и раскроется механика мифотворчества. В задачу мастера входило не только последовательное изложение событий, но и создание психологического портрета Пилата, фиксация его мыслей, снов, видений. Следовало очень тщательно передать разговоры прокуратора и Афрания, сделать понятным читателю их полный намеков и умолчаний «эзопов» язык. Мастеру надлежало показать, как именно сыграл на своем страхе перед кесарем Пилат, изображая после казни Иешуа роль окончательно струсившего прокуратора, чтобы использовать видимость этого страха для создания легенды. Иешуа, обличивший, по словам Афрания, трусость как величайший порок, прямо свидетельствует свое отношение к поведению Пилата, что, естественно, делает дальнейшие действия прокуратора еще более убедительными и психологически понятными: из трусости он поспешно хоронит казненных, свой страх объясняет распущенными затем слухами о «кружке фантазеров» и т. д. Вместе с тем все роли расписаны заранее, и, конечно же, никакого страха сатана, играя прокуратора, не испытывает. Важна маска. Убийство Иуды так же двусмысленно, как и этот страх. Как кажется на первый взгляд, Пилат отдает распоряжение об убийстве, убирая «объекта», работавшего на Каифу. Но если взглянуть на убийство Иуды с точки зрения созревающего в голове Пилата мифа, ему необходимо избавиться от Иуды как от нежелательного свидетеля небожественного происхождения Иешуа, который знал правду о нем, неизвестную до тех пор, покуда ее не вскрыл мастер. И убийство – месть, и убийство – устранение свидетеля входят в расчеты прокуратора как две мотивировки «наказания» Иуды: первая очевидна для всех; вторая более эзотерична, но все-таки угадывается. В общем, Пилат вершит судьбами и распространяет мифы, угодные как иудеям, так и возможным последователям казненного.

Но для того чтобы оттенки сложной игры были переданы точно, необходим человек, способный их разглядеть, – мастер. Любой слух, любая доступная прокуратору версия, равно как и любое тайное движение его мысли и душевного состояния, нуждаются в чьем-то словесном воплощении и должны быть зафиксированы. Версии, щедро раздаваемые им, впоследствии заменятся более развернутыми (и ложными) повествованиями евангелистов, станут канвой для Нового Завета. «Терзания» Пилата найдут отзвук в сердцах отделенных почти двумя тысячелетиями от новозаветных событий людей – современников мастера и позволят провести смелые аналогии: ведь убийство Иуды из Кириафа – это еще и устранение «шпиона» враждебного Пилату Синедриона, демонстрация Каифе неограниченных возможностей представителя римской власти. Пилат наказующий подобен наказующему в Москве Воланду.

Угаданному мастером Пилату многое открыто. Настолько многое, что это превышает обычные человеческие возможности. Он видит вещие сны, в одном из которых его имя сплетается с именем «подследственного из Галилеи» в неразрывный узел (аллюзия на Символ веры: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдаша, и погребена…»), который невозможно развязать, доколе существует христианство и ежедневно в храме на литургии прихожане поют Символ веры, соединивший имена Понтия Пилата и Иисуса Христа.

Беседуя в саду с Каифой, Пилат как бы забывает о своем страхе перед кесарем и смело защищает Иешуа, вдохновенно пророчествуя о судьбе еврейского народа: «Увидишь ты не одну когорту в Ершалаиме, нет! Придет под стены города полностью легион Фульмината, подойдет арабская конница, тогда услышишь ты горький плач и стенания!» (с. 453–454). Этот текст чрезвычайно близок к проповеди Иисуса Христа на Елеонской горе: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» (Лк. 21: 20); «…и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21: 24). В общем, Пилат присваивает себе пророчество Иисуса, и мастер словесно закрепляет «авторство» за ним. Более того, в словах Пилата звучит твердое знание того, что смерть Иешуа станет причиной несчастий еврейского народа: «Так знай же, что не будет тебе, первосвященник, отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему, – и Пилат указал вдаль направо, туда, где в высоте пылал храм, – это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!» (с. 453). В этих словах – вера в то, что Иешуа дано предопределить судьбу целого народа, а самому Пилату будущее открыто так же ясно, как древним иудейским пророкам. Но по силам ли это обычному человеку? Или Пилат уже так четко выстроил в голове план будущего «обожествления» Иешуа, что рассчитал ходы на много лет вперед? Однако захват города арабами не смог бы предугадать даже самый дальновидный стратег и тактик: арабы завоевали реальный Иерусалим лишь в VII веке. Этим, в сущности, религиозным порывом Пилат выходит за рамки образа струсившего римского вельможи и обнаруживает способность к удивительным прозрениям, совершенно не вяжущуюся с его прежним поведением.

Скрытая аллюзия на проповедь Христа на Елеонской горе, звучащая в словах Пилата, возвращает читателя к допросу, на котором это место последних пророчеств и напутствий ученикам Иисуса Христа прозвучало в приглашении Иешуа. «Философ» захотел прогуляться с Пилатом «в садах на Елеонской горе» (с. 441). Именно там он готов поделиться с Пилатом сокровенными мыслями: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли…» (с. 442). Неизвестно, о чем бы смог поведать Иешуа прокуратору, но его слова отсылают к последнему поучению Христа на Елеонской горе, содержащему описание «последних времен» перед концом света и Вторым пришествием. Иисус предостерегал учеников: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть; но это не конец» (Мф. 24: 4–6). И далее – о приближении конца света: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 23–25).

Со страниц «апокрифа» с читателем говорит лжехристос, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных», – не значит ли это, что, по мнению Булгакова, для России наступили последние времена, ибо мастер, «избранный», уже прельщен, очередь за остальными, а сатана свободно разгуливает среди людей. Так перекликается невинное приглашение на прогулку со страшными пророчествами Иисуса Христа и временем создания романа.

И хотя прогулка не состоялась, в романе Булгакова Елеонская гора стала символом. Взаимоотношения «апокрифического» Пилата и Иешуа строятся на тайнознании текстов еще не написанного Нового Завета, и игра с ними приобретает в этом месте зловещую окраску. Соединение Елеонской горы с «кое-какими новыми мыслями» сделано в романе в расчете на читательское любопытство, но, прочитав в Новом Завете, что именно думал Христос и какими мыслями делился со своими учениками, читатель получает возможность вдуматься в образ Иешуа и в роль Пилата, ибо, по-булгаковски не впрямую, проповедью Христа дается ответ, кто же они такие и почему инспирированному Воландом роману суждено было появиться в России 1930-х годов.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

СТРАХ

СТРАХ Люди жмутся, как птицы, — Не уйти от беды, И повсюду на лицах Беспокойства следы. Очевидно, недаром, Несуразный на вид, Беспросветным кошмаром Страх над миром висит. От тревоги всегдашней Отзвук жути во мне, И не то чтобы страшно, Только всё как во сне. Напряженнее,

ЖАЛОСТЬ И СТРАХ

ЖАЛОСТЬ И СТРАХ До сих пор я защищал мелодраму в слабейшем ее проявлении, ибо жалость к себе благодетельна в жизни, разумеется, только до определенной степени; на сцене она допустима тоже только вплоть до определенной степени. Жалость к «герою» является менее

2. Страх ночи

2. Страх ночи Непременной сообщницей привидений, волков, бурь и злодеяний всегда была ночь, которая стала постоянной составляющей страха былых времен. Ночь была самым удобным временем для врагов рода человеческого, готовящих ему погибель как физическую, так и

3. Явный страх

3. Явный страх Чувство незащищенности, по крайней мере в тех проявлениях, о которых речь шла выше, часто оказывается более живучим, чем осознанный страх. Но явный страх часто предшествует бунту. Перелистывая страницы европейской истории, можно заметить, что в основе

3. Страх ниспровержения

3. Страх ниспровержения Бунты обычно длятся недолго и оканчиваются поражением. Для безоружных повстанцев наступает время новых страхов: страха репрессий, которые действительно бывали жуткими — в 1525 г. после разгрома немецких крестьян и в 1567 г. после прихода к власти

СТРАХ Интересно было бы узнать: боится ли чего-нибудь зародыш, живущий в животе матери? Например, опасается ли он самого факта рождения на свет?Но поскольку очевидно, что этого мы не узнаем никогда, придется признать, что страх, как минимум, рождается вместе с человеком. И

Глава 264 Страх Б-жии

Глава 264 Страх Б-жии Танах говорит о двух чувствах, которые человек должен испытывать перед Б-гом: любви и страхе (Дварим, 6:5, 6:13, 10:20). Почти всех людей несколько смущает последнее чувство. А.С. Нейл заметил, что, хотя Библия учит, что страх перед Б-гом — начало мудрости, страх

Тема Пилата

Тема Пилата Первым поделился в печати результатами своих попыток проникнуть в историческую и философскую криптографию «Мастера и Маргариты» американский литературовед Л. Ржевский. В 1968 г. он опубликовал статью «Пилатов грех: О тайнописи в романе М. Булгакова «Мастер и

Страх в обществе

Страх в обществе Любимое место работы императора — плац-парад. Там и его канцелярия, и аудиенц-зал и суд. Все — от генерала до поручика — должны были являться на плац-парад каждое утро, и не знали, что их ожидает. Каждый неверный шаг мог обернуться ссылкой или увольнением

3. Свита Пилата – свита Воланда

3. Свита Пилата – свита Воланда Попытка разыскать свиту Воланда в окружении Пилата логически обоснована всеми предыдущими рассуждениями. Но прежде, чем перейти к сопоставлениям, хотелось бы коснуться «родословной» сатаны и его помощников, действующих в московской

СТРАХ ВЛИЯНИЯ

СТРАХ ВЛИЯНИЯ ТЕОРИЯ ПОЭЗИИ Уильяму К. Уимсотту ПРОЛОГ То БЫЛО ВЕЛИКИМ ЧУДОМ, ЧТО ОНИ ПРЕБЫВАЛИ В ОТЦЕ, НЕ ВЕДАЯ ЕГО И осознав, что выпал, вовне и вниз, из Полноты, он попытался вспомнить, что же была Полнота. И вспомнил, но обнаружил, что нем и не способен рассказать о

20. Страх

20. Страх Чтобы символизировать страх, используют тот же самый знак, ибо лев является самым сильным из всех и пробуждает страх у каждого, кто его

Очень понравился вопрос.Сам часто задумывался над ним.Иудея-самый неспокойный протекторат Рима.Тот,кто назначался прокуратором Иудеи,понимал куда едет и с большими матюками собирался в дорогу.Гнусные интриганы первосвященники,религиозный до тупости народ,который благополучно проспал приход Мессии,радикальные иудейские группировки,которые постоянно пытались устраивать вооруженные восстания.До блаженной старости с уходом на заслуженный отдых Пилату оставалось недолго,и тот кто отправил его в Иудею,либо подложил ему хорошую свинью,либо понадобился опытный чиновник умеющий ладить с первосвященником и синедрионом,а так же,если потребуется жестоко подавить восстание,как это было сделано в Галилее.Глаза его не были залеплены дерьмом иудейского религиозного фанатизма,и он понимал,что Иисуса Христа хотят уничтожить за слова,которые не несут никакой угрозы Риму.С другой стороны,попытайся он Его спасти,на милое сердцу ранчо он бы уже не вернулся.Это Понтий Пилат тоже хорощо понимал.И так подходим к главному моменту…Что выбрать?Умыть руки и на ранчо?Или спасти непонятного иудея и быть заколотым другим бородатым фанатиком иудеем,в процессе восстания которое за секунды подымут священники используя радикалов?Вы бы что выбрали?То тоже.Бедолага даже представить не мог,что сценарий уже давно расписан,еще задолго до его рождения,и роль в этой пьесе досталась ему незавидная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *