Русское средневековье

Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие «средневековая русская культура» включает в себя создание и накопление духовных и материальных ценностей в России IX — первой половины XVII вв.: с объединения князем Олегом всего пути «из варяг в греки» от Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза восточно-славянских и неславянских племен до царствования Алексея Михайловича Романова, при котором укрепилась самодержавная Россия.

Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая культура сформировалась под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразила его во всех своих главных феноменах. Самобытность Русского средневековья определяется тремя главными факторами: этническими, национальными особенностями развития древней (дохристианской) восточно-славянской культуры; своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды, ее геополитическим положением между Востоком и Западом; принятием христианства из Византии.

Русская культура XIV-XVII веков, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествовавшего периода. История немало сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация. Однако стоящая за такими поисками посылка, трактующая отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна. Русская средневековая культура в силу особенностей своего формирования была не просто региональным вариантом европейской культуры. Это была другая культура, основывающаяся на православии .

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.

В историко-культурном процессе XII — XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов). Второй период (вторая половина XIV — XV века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, не подвергшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.

После исторической победы на Куликовом поле (1380 г) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси.

Необходимо отметить, что XIV век в странах Европы был веком Предвозрождения, временем стремительного сложения элементов национальных культур. Этот процесс захватил и Русь. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства. Вот почему национальное своеобразие русской культуры XIV — XV веков выражено особенно отчетливо.

В этот период крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена единой системе государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров.

Русская культура XIV — XV веков тесно связана с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья. Из Византии в русские земли поступали произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники. На Руси дорого ценились византийские иконы и книги. Близость языка позволяла русским пользоваться болгарской и сербской литературой. С сербских и болгарских оригиналов были переписаны некоторые русские летописи XIV — XV веков. С Западной Европой Русь была связана при посредстве Новгорода и Пскова. В этих двух культурных центрах греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства .

В XIV — XV веках центрами летописания на Руси были крупные города — Новгород и Псков, Москва и Тверь, Ростов и Нижний Новгород, Рязань и Смоленск. Летописи стали служить своеобразным ориентиром в политической жизни городов, княжеств, а потом и Русского государства в целом. Следует отметить, что наряду с достоверными, объективными данными летописи отразили и местный сепаратизм, пристально возвеличивая одних деятелей, умалчивая о других и ниспровергая третьих. Тем не менее, они являются ценнейшими источниками по истории средневековой Руси.

Конспект урока № 19

по предмету «Россия в мире» для «10» класса

Тема: Русская средневековая культура и культура средневекового запада.

Вопросы по теме:

1. Монастыри, как центры средневековой христианской культуры.

2. Памятники Средневековой архитектуры.

3. Рыцарская культура Средневековья.

4. Крестьянская и городская средневековая культура.

Тезаурус:

Романский стиль – этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в XX–XII веках, в ряде мест до XIII века.

Готический стиль – особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.

Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

Рыцарская культура – культура, носителем и вдохновителем которой было рыцарство – военное сословие в Западной Европе, пережившее свой расцвет в ХII–XIV веках.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Монастыри, как центры средневековой христианской культуры.

Как русская, так и европейская культура в Средние века была неотделима от религии. Живопись, архитектура и литература были тесно связаны с Церковью. Центрами духовной культуры были монастыри. Однако на Западе светская культура зародилась раньше. Что же способствовало этому?

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Именно религия предлагала людям стройную систему представлений о мироздании. Эта картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение.

Большим влиянием пользовались теологи – религиозные философы. В XI веке зародилась схоластика – тип религиозной философии, призванный постичь основные догмы христианства средствами логики и разума. Один из самых известных схоластов своего времени Пьер Абеляр значительно развил методы диалектики.

Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон – особые правила изображения. Художники Средневековья не соблюдали законов перспективы, не стремились к точности, когда писали людей и природу.

Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни и была представлена мозаикой, фреской, иконой и книжной миниатюрой. В XIV веке роспись ряда московских церквей возглавил Феофан Грек.

Его стиль поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

Имя Андрея Рублёва стало воплощением понятия московская школа иконописи. Его творчество пронизывают мотивы народного единения, мира и согласия. Икона «Троица» Андрея Рублёва является одной из самых прославленных русских икон.

Творчество Дионисия на рубеже XV и XVI столетий, завершало «золотой век» русской иконописи. Помимо хранящихся в музейных собраниях икон, принадлежавших кисти Дионисия, практически полностью сохранились росписи Рождественского храма Ферапонтова монастыря.

Памятники Средневековой архитектуры.

Наиболее крупные памятники средневековой архитектуры – соборы. В X – XII веках во Франции, Германии, Италии преобладал романский стиль, который характеризовался сочетанием ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Благодаря массивным стенам с узкими проёмами окон здание выглядело прочным и основательным.

С XII и до XV века в Европе утверждается готический стиль, отражающий возросшее богатство городов, уровень мастерства каменщиков. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Рыцарская культура Средневековья.

Стремление церкви облагородить христианское воинство, знакомство западноевропейцев с роскошной и изысканной дворцовой жизнью в Византии и на Востоке изменили рыцарский образ жизни. На место грубому невежественному воину IX–X вв., владевшему только оружием и конем, пришёл рыцарь, знакомый с изысканным обхождением и этикетом, стихосложением и игрой на лютне. Три заповеди были святыми для рыцарей: защита Христа и церкви, служение Прекрасной Даме и верность сеньору.

В конце XI века зародилась поэзия трубадуров, которая вобрала в себя духовное и светское наследие античности, христианской и исламской философии и поэзии.

Средневековые писатели, сравнивая устройство общества с домом, отводили крестьянам роль пола, по которому все ходят, но который составляет основу здания.

Крестьянская и городская средневековая культура.

Жизнь крестьян была тесно связана с природой. Смена дня и ночи, чередование времен года влияли на хозяйственную деятельность селян и приводили к тому, что время воспринималось ими как вечный круговорот, постоянная повторяемость явлений и событий. Отсюда – почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности.

Образ жизни обитателей средневекового города разительным образом отличался от быта средневековой деревни. Вместо церковного колокола ритм жизни задавали городские башенные часы, которые громко отбивали каждую четверть часа. Вместо привольно раскинувшихся деревянных домишек господствовала тесная, многоэтажная застройка.

В этой среде начинает развиваться и достигает расцвета городской роман. Особой популярностью пользовался «Роман о Лисе». Основной сюжетной линией произведения является победоносная борьба умного лиса Ренара с грубым и кровожадным волком Изенгримом и с сильным и глупым медведем Бреном. Все действующие лица романа были аллегорическими фигурами: под видом животных были выведены типичные представители средневекового общества с их характерными достоинствами и недостатками. Книги стали доступнее с изобретением книгопечатания. В Европе первым книгопечатником считается Иоганн Гутенберг.

Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счёт и письмо, разбираться в свойствах материалов – металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Для горожан недостаточно было опираться только на авторитет предков и традиции.

В городах возникла система светского образования, формировалась среда не связанных с Церковью образованных людей. Стали формироваться школы научных знаний, опиравшихся на естественно-научные методы изучения природных явлений, опыт и эксперимент. Эти методы, в частности, отстаивал английский ученый Роджер Бэкон, открывший европейцам секрет изготовления пороха. Он считал Землю круглой и полагал возможным достичь Индии морским путем. За свои взгляды, расходившиеся с догмами Церкви, Бэкон был осужден и провел 12 лет в тюрьме.

Широчайшее распространение в Европе получила алхимия, которая занималась поиском субстанции, способной превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством вечной молодости. Хотя её цели и средства были весьма сомнительны, алхимия была во многих отношениях предшественницей химии.

Как русская, так и европейская культура Средневековья была христианской по своему содержанию, однако она вобрала в себя многие элементы народной (языческой) культуры.

Одной из отличительных черт средневековой культуры Западной Европы являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы рыцарства и возникшего в зрелом Средневековье нового социального слоя – горожан.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Изучение ментальности людей определенной эпохи и социально-культурной формации едва ли может ограничиваться воспроизведением характерных черт, общих для всех этих людей, хотя, несомненно, некоторые параметры общественного сознания, лежащие в основе миросозерцания эпохи, и могут быть выявлены. Тем не менее, картина получилась бы чересчур обобщенной, а потому и бедной по содержанию. Более продуктивна попытка реконструкции спектра ментальности, специфичных для того или иного общественного слоя, в зависимости от его профессионального, правового, образовательного, возрастного статуса».

А. Я. Гуревич «Средневековый купец»

«Военные и рыцарские предприятия объявлялись и обнародовались так торжественно, что уже одно это могло возбуждать в воинах рвение состязаться и искать славы – награды их подвигов. Данные по этому поводу обеты утверждались актами, нерушимость которых предписывалась религией и честью. Шло ли дело об обороне или атаке специально выбранного места, нужно ли было нападать или обороняться в действительном сражении, – ни чем не изменяемые клятвы и обеты обязывали жертвовать жизнью, не изменяя и не отступаясь от интересов государства.

Кроме этих общих обетов, набожность внушала еще особенные, состоявшие в том, что посещали разные святые места, к которым питали благоговение, складывали свое или побежденного врага оружие в храмах или монастырях, налагали на себя пост и епитимью. Отвага вызывала на чрезвычайные обеты – первому водрузить знамя на стенах или на самой высокой башне осажденной крепости, первому ринуться в середину неприятеля, или представить подобное доказательство удальства и отваги. Храбрейшие рыцари старались превзойти друг друга в соревновании, которое всегда имело целью пользу отечеству или истребление врагов».

Руа Ж. Ж., Мишо Ж.Ф. «История рыцарства»

Источник: http://www.e-reading.club/chapter.php/150222/13/Misho%2C_Rua_-_Istoriya_rycarstva.html

Тренировочные задания:

1. Расположите имена иконописцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности.

а) Андрей Рублёв,

б) Дионисий,

в) Феофан Грек;

г) Симон Ушаков.

Правильный ответ:

в) Феофан Грек;

а) Андрей Рублёв,

б) Дионисий,

г) Симон Ушаков.

Разбор задания:

Феофан Грек – иконописец преимущественно второй половины XIV века. Он родился в Византии (отсюда прозвище Грек), прибыл на Русь вместе с византийским митрополитом. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи.

XV век называют «золотым веком» русской иконописи, и это неслучайно. Действительно, в это время древнерусское искусство достигло своей высочайшей вершины: век начинается Рублёвым, а заканчивается Дионисием. Жизнь и деятельность Симона Ушакова относится к XVII веку.

2. В Западной Европе подъему культуры способствовали:

а) успехи в сельском хозяйстве;

б) быстрый рост городов;

в) образование удельных княжеств;

г) образование централизованных государств.

Правильный ответ:

б) быстрый рост городов;

Разбор задания:

С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Именно в средневековых городах открываются университеты, зарождается театр, развивается городская литература, строятся ратуши и готические соборы. Поэтому культурный подъем в Западной Европе связан с быстрым ростом числа городов.

Основная литература по теме урока:

Дополнительная литература по теме урока:

Интернет–ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *