Самооправдание

Если в вашем арсенале привычек есть манера оправдываться, потратьте несколько минут, чтобы узнать, какой шквал непредсказуемых последствий она может иметь.

Итак, предположим где-то и что-то вы сделали не так, как того хотели окружающие… Вы не оправдали чьих-то надежд… Разочаровали… Расстроили… Да мало ли чего еще вы натворили. Первый и вполне естественный порыв — оправдать себя в глазах других людей. Ваша голова ведь не открытая книга, и читать в ней можете только вы.

Прежде чем пуститься в это опасное «путешествие», ознакомьтесь с «инструкцией по безопасности» оправдывающегося. С виду вполне безобидная привычка оправдываться имеет массу побочных эффектов.

1. Вы должны знать о том, что большая часть оправданий совсем не принимается. У вашего оппонента уже сложилась картинка, в ней все на своих местах, зачем ему ваши теории. Каким бы убедительным ни было ваше повествование, будьте готовы к тому, что его полностью отвергнут.

2. Оправдания сразу же причисляют вас в разряд виновных. Новая порция оправданий загоняет вас еще дальше. Как это происходит, до конца не понятно. Но, как только вы открываете рот для оправданий, на вас вешают ярлык: «виновен». Выбраться из этого порочного круга непросто.

3. Стремление угодить всем и доказать, что они ошибаются на ваш счет, говорит о том, что вы слишком много значения придаете чужому мнению. Этим, кстати, можно так увлечься, что… незаметно потратить всю жизнь.

4. Ну и самый сладкий бонус для того, кто слушает ваши оправдания — это ваше чувство вины. Виновный ведь из кожи вон вылезет, чтобы скорее все уладить и вину свою загладить. Дело манипулятора — выдвигать любые условия. На месте таких манипуляторов может быть кто угодно: мужья, жены, родные, близкие, начальники, подчиненные и даже целые государства. Это орудие управление настолько мощное, что при грамотном его использовании вы будете править миром.

Не оправдывайтесь, а спокойно озвучивайте свою точку зрения Фото: Unsplash.com

Никогда не оправдывайтесь сами и не заставляйте оправдываться других людей. Это привычка всегда ставит человека в унизительное положение. Здоровые отношения в семье, в коллективе не должны включать в себя элемент оправданий.

Как же быть? Можно ли вообще обойтись без оправданий? Ведь спорных ситуаций в жизни возникает немало… Лучший способ избавиться от какой-либо привычки — заменить ее другой, более здравой и разумной. Вместо «горячих» оправданий приготовьте «холодные» объяснения. Они имеют совсем другую тональность — вы просто излагаете свою точку зрения, свое видение ситуации. А в этом уже есть сила.

Перестаньте бороться, чтобы оправдать ожидания других людей. Стремление угодить всем и доказать, что они ошибаются на ваш счет, совсем не стоят вашего драгоценного времени.

А о том, что мечтать нужно сдержанно и очень осознанно, читайте .

Жанна Вэй Дата публикации: 15 июля 2019 Просмотров: 18871

Дата публикации или обновления 29.10.2017

Грехи против второй заповеди

Самооправдание — постоянное стремление оправдывать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Внешне проявляется в том, что человек, страдающий самооправданием, причины своих негативных поступков склонен изыскивать не в себе, а в любых окружающих обстоятельствах, в поведении близких ему людей. Такой человек часто утверждает, что все совершаемые им недолжные поступки обусловлены своей общепринятостью, не зависящими от него внешними причинами или продиктованы «благими намерениями». Он утверждает: что, заботясь о людях, не хочет раздражать и огорчать их непривычным поведением, поэтому ведет себя, как другие (сквернословит, пьянствует, блудит и т.д.) или же по своей «скромности» не хочет привлекать к себе внимания необычным поведением и высказываниями; что у него «по немощи человеческой» нет сил противостоять роковым внешним обстоятельствам.

При этом страдающий самооправданием упорно закрывает глаза на то, что правильное поведение лишило бы его возможности удовлетворять собственные греховные желания и что именно поступки, удовлетворяющие эти страсти, он и оправдывает, старательно скрывая от себя и других истинные греховные мотивы своего поведения. Всякий, оправдывающий себя, уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невиновному и в голову не придет оправдываться. Каждый чувствует, что, оправдав собственно зло, он, разумеется, оправдывает и свою причастность к этому злу. Приверженность людей тем учениям или вероучениям, которые объясняют (оправдывают) свойственные им грехи обуславливается именно самооправданием.

Так, например, люди гордые считают правильным учение — фашизма; имеющие целью своей жизни материальные блага -иудаизм (коммунизм); желающие оправдать распущенность плотских влечений — будут утверждать, что жизнь человека определяется законами биологии, через которые переступить невозможно; сребролюбивый человек -заявит, что отношения между людьми регулируются экономическими причинами и тому подобное.

Таким образом, следуя выбранному учению и отстаивая его правильность, человек как бы заявляет, что его личной вины в выбранной линии поведения нет, что он просто последовательный сторонник материализма, фрейдизма, утопизма и живет, проводя в жизнь постулаты этой теории. Именно оправданию порочной жизненной позиции своих создателей и служат, как правило, многочисленные философские системы. Как говорят святые отцы, «самооправдание — вершина греха». И именно к этой вершине приходят желающие оправдать себя люди, которые часто удивленно и недоуменно вопрошают «что же плохого в том, что они желают денег, любовниц, обильной пищи». В конечном счете, вся их жизнь направлена на служение плотолюбию, сребролюбию, миролюбию, вещелюбию и. прочим грехам.

«Ничто человеческое нам не чуждо», — заявляют такие лицемеры, хотя правильнее было бы сказать: «Ничто скотское нам не чуждо». Оправдывая сам грех и содействуя доступными средствами, в том числе личным примером, его популяризации, такие люди соблазняют неискушенные души и служат причиной их соблазна, забывая, что «Горе человеку, которым приходят соблазны». Поскольку всякий, занимающийся самооправданием, знает о своей виновности и пытается сложить ее с себя, то он неизбежно возлагает ее либо на окружающих людей, либо на самого Создателя. Таким образом, самооправдание естественно влечет за собой осуждение и хулу. Именно эти качества и заключаются в невинных на первый взгляд фразах, которые произносятся достаточно часто многими людьми: «А что плохого я делаю? Живу, как все. Это среда сделала меня таким.

Может, что и не так, но таковы времена, обстоятельства и окружающие меня люди». Поскольку всякий человек совершает только то, на что он сам считает себя имеющим право, и всякий, намеревающийся совершить недолжный поступок или совершивший его, обсуждает этот поступок с теми, кем он (по его мнению) заведомо будет оправдан. Такой человек не в своей совести, а в чужих мнениях пытается найти обоснование своему поведению. Внутренне неудовлетворенное самооправдание проистекает от гордости, сребролюбия, самолюбия и сопровождается ощущением беспокойства, поиска, тревоги.

Оправдание грехов любовью к людям, всепрощением, желанием не осуждать, терпимостью и прочими качествами, в которых христианское начало может быть перемешано с греховными чувствами и желаниями для православного сознания неприемлемо. Христианам заповедано не судить, то есть не присваивать себе права как осуждать, так и оправдывать, а прощение не имеет никакого отношения к оправданию, ибо нет ничего общего между светом и тьмою. Оборотной стороной самооправдания можно считать осуждение. Зачастую для самооправдания используются объективно правильные поступки, не служащие греху явным образом. Такие поступки укрепляют мнение человека о величии собственных заслуг и в качестве награды за эти заслуги таковой считает себя вправе делать то, что ему лично приятно.

К этим «заслугам» относят выполнение своего долга перед детьми, перед родителями, перед сослуживцами; сюда же относятся тяжелое детство, трудная юность, отсутствие родителей или малая забота с их стороны и вообще перенесение человеком любых лишений. В этом случае самооправдание как бы приводит к «самонаграждению». Высказывание человека о том, что его недолжное отношение к людям, обязанностям, окружающему продиктованы тем, что все перечисленное не заслуживает хорошего отношения, также бывает объяснено самооправданием: «Люди не стоят того, чтобы к ним хорошо относиться, и работа приносит копейки».

Прямое отрицание какого-либо греха в себе также является пусть примитивной, но все же формой самооправдания. Ибо отрицая в себе грех, фактически укрывая его в себе от обличения и пытаясь этим избегнуть обвинения, человек тщится сохранить за собой правду, оправдать себя. Выглядит это чаще всего нелепо. Например, человек заявляет: «Я не чревоугодник. Я просто люблю вкусно и сытно поесть. А устроен я так, что лично мне еды нужно больше, чем другим. Я не сребролюбив. Я не жаден, просто мне нужно денег на жизнь больше, чем другим. Я не блудлив, просто мои потребности велики, а мой темперамент шибко горяч».

Другим вариантом самооправдания, является оправдание себя должностью, постом, которые занимает человек. Традиционно со всякой должностью связывается представление о качествах, которые необходимы начальствующему для выполнения своих обязанностей. Поэтому всякий, стремящийся к самооправданию человек, заняв какую-либо должность, начинает делать вид перед окружающими и считать сам, что он обладает нравственными качествами, необходимыми для соответствия данной работе.

Чаще всего это связано с теми постами, которые предоставляют человеку какую-либо власть над другими людьми. Самооправдание также может происходить и косвенным образом, например человек оправдывает греховные поступки других людей, но при этом именно те, к которым склонен сам (правда, только до тех пор, пока они не направлены против него самого). При этом оправдание, направленное на других людей, естественно, распространяется и на свое собственное поведение. Прощение и разрешение от грехов невозможны без сердечного покаяния, которое в свою очередь невозможно без признания своей греховности и конкретных страстей.

Таким образом, очевидно, что самооправдание лишает человека малейшей надежды на спасение души, мешая ему не только раскаяться, но даже просто признать собственную худость. Противостоять этой страсти нужно исповеданием своей греховности вообще и конкретных грехов, в частности самоукорением и всепрощением.

В начало

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *