Самоотверженность и самопожертвование

Что объединяет эти значения? Самоотверженность, умение делать что-то важное, трудное не ради себя, а ради других. Готовность и решимость делать это даже тогда, когда велика вероятность, что сам человек не увидит и не узнает никаких результатов того, что сделал. В том числе потому, что может погибнуть.

Особо следует выделить тех, кто имел решимость отдать свою жизнь ради спасения жизней других людей, когда было понятно, что шансов выжить у спасителя просто нет. Близка к такой и ситуация, когда шансы остаться в живых ничтожно малы.

Человек, решающийся на это, нередко идет к исполнению своего решения без пафоса, как к тому, чего он просто не смог бы не сделать, не смог бы поступить по-другому.

Тему настоящего подвига, особенно подвига «негромкого», когда человек понимает, что о нем и его поступке никто никогда не узнает, обязательно нужно постоянно поднимать и раскрывать в нашей литературе. К счастью, лауреаты и номинанты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия разных лет постоянно напоминают читателям, сколько в нашей истории неизвестных (или почти никому неизвестных) героев. Это и восстановление исторической справедливости — рассказать читателям о подвигах людей, о которых они могли ни разу в жизни не слышать.

Я хочу вспомнить книгу Владислава Анатольевича Бахревского «Непобежденные». Она о героях Людиновского подполья. Его ключевыми фигурами, как сейчас известно, были Алексей Шумавцов и священник Викторин Зарецкий. Людиново было оккупировано. Боровшиеся с оккупантами ежеминутно рисковали своей жизнью. Разве пощадили бы их враги? Не пощадили бы. И на самом деле не щадили. Мы знаем, что некоторых из героев Людиновского подполья немцы расстреляли, были аресты, пытки. Другие погибли в перестрелках. Еще часть людей погибли позже, когда Людиново уже было освобождено, а они, вступив в ряды нашей армии, ушли, чтобы освобождать страну дальше. В живых остались немногие.

Будучи деятелями подполья, в ходе борьбы с оккупантами они по понятным причинам всячески скрывали свою деятельность — ведь если их рассекретят, погибнут не только они, но и их соратники, их семьи, односельчане… И после освобождения сразу рассказать об их деятельности тоже было нельзя, у руководства были на это причины. А потом рассказывать об этом стало практически некому — почти все погибли, почти все, кто знал, как все было на самом деле.

Но если позже для многих членов Людиновского подполья историческая правда восторжествовала — люди узнали о них, рисковавших собой и отдавших жизнь ради освобождения родной земли, то священнику Викторину Зарецкому пришлось ждать дольше других. Десятилетия прошли после его кончины, прежде чем вспомнили и о его роли. Рисковал он не только собой, но и дочерью Ниной, которую устроил работать в комендатуру, чтобы иметь доступ к секретным сведениям. Она, пятнадцатилетняя девочка, сама не знала, почему ее родитель за вечерним чаем, терпеливо выслушивал ее рассказы о планируемых карательных рейсах против партизан, об отправке составов с пленными в Германию, о прибытии новых эшелонов с военной техникой и поступавших в немецкую комендатуру документах. Он ей ничего не говорил, опасаясь за ее жизнь, но всю важную информацию передавал партизанам и этим спас жизнь тысячам людей.

Для многих местных жителей эта девушка на долгое время стала «немецкой овчаркой». У ее родителей сначала не было возможности, а потом разрешения военного руководства рассказать обо всем. Много времени прошло, пока люди узнали правду и пришли просить прощения у Нины Викториновны за то, что думали о ней, за злые слова, которые ей говорили.

Ее отец не дожил до этого момента, не дожил он и до конца Великой Отечественной войны — его силы, здоровье были подорваны и он рано скончался. Прошли долгие десятилетия, но в конце концов роль священника Викторина Зарецкого в борьбе с оккупантами была оценена страной, соотечественниками, потомками.

Но перед нами встает еще один вопрос. Мы искренне рады, когда узнаем правду о человеке, о его героическом вкладе в судьбу родины. Но о скольких людях мы так и не узнаем правды? И что еще страшнее, сколько людей так и не будут очищены от клейма «провокатора», «предателя», «немецкой овчарки» только потому, что они, ежеминутно рискуя жизнью, «работали» на врага, а на самом деле были активными борцами с оккупантами, поскольку служба неприятелю была нужна, чтобы добыть сведения, усыпить бдительность врага, иметь возможность предупредить о чем-то важном своих? На скольких людях осталось клеймо только потому, что не нашлось свидетелей, засвидетельствовавших их доброе имя и вклад в общую победу?

Думал ли о том, что совершает подвиг летчик Александр Мамкин (это о нем Вячеслав Бондаренко написал рассказ «Герой огненного рейса»), когда вывозил с оккупированной территории последнюю группу детей, спасенных партизанами? Думал ли он о себе, когда в горящей уже кабине управлял самолетом? Нет, не думал, а только старался спасти детей, не отдать их врагу. Ведь именно о детях он спросил, когда самолет был уже на земле. Можно ли объяснить, как с такими тяжелейшими ожогами он вел самолет? Нет ответа на этот вопрос. Только Божией помощью человеку в момент его самоотверженного подвига можно объяснить это.

Тот летчик не выжил: слишком тяжелы были ожоги, слишком сильно он пострадал. Но люди спустя годы, десятилетия, века должны знать и помнить о нем, спасшем столько детских жизней.

На войне, особенно на кораблях, есть четкие правила, предписывающие, кто, что, как и в каком порядке должен делать в сложных ситуациях, которые можно предвидеть, «просчитать» заранее. Когда минный заградитель «Прут» в 1914 году должен был уйти на дно, чтобы не достаться врагу, корабельный священник иеромонах Антоний (Смирнов, герой рассказа Вячеслава Бондаренко «Подвиг с крестом в руках») обязан был покинуть корабль одним из первых. Русскому кораблю противостоял немецкий, гораздо более мощный. На борту «Прута» находилось множество мин, при попадании снарядов неприятеля корабль взлетел бы на воздух, шансов спастись не было бы ни у кого. Бой принимать было нельзя, однако сдаваться никто и не думал, так что пришлось затопить корабль. Команда слаженно работала, выполняя этот приказ. Отец Антоний не покинул корабль, он отошел в сторону, встал так, чтобы никому не мешать, и стал молиться. Всем морякам казалось чудом, что ни один вражеский снаряд не попал в их судно, а немецкий корабль стал уходить. Отца Антония заметили, позвали в шлюпку, но он остался на тонущем корабле, уступив свое место другим: «А как же ваши товарищи? Лучше их подберите, а обо мне не заботьтесь. Вы молоды, а я уже пожил на свете». Священник отказался от возможности спастись ради того, чтобы другие люди сохранили свою жизнь. Возможно ли большее самопожертвование?

Все названные мной герои книг — реальные люди. В романе же Дмитрия Володихина «Смертная чаша» действуют как исторические лица (например, князь Хворостинин), так и вымышленные герои. Будучи профессиональным историком, автор создает образы своих героев, максимально приближая их к реальным людям описываемого времени. Действие романа происходит во время правления Ивана Грозного, когда татаро-монгольское иго уже ушло в прошлое, но в степях оставались кочевые орды, которые были реальной грозной военной силой и набеги которых были для Руси тяжким испытанием.

Героям Дмитрия Володихина предстоит защитить родную землю, не пустить татар дальше, к Москве, прогнать их из своей страны. И в час испытаний они выступают единой силой, позабыв все обиды, несогласия, неравенство. Защита родной земли выходит для них на первый план, и многие готовы заплатить за это своей жизнью, как и за сохранение жизни своих близких и боевых товарищей.

Первым вспоминается Федор Тишенков, искусно изготовивший «грамотку», которая должна обмануть кочевников, чтобы они покинули русскую землю. Но степной народ хитер, его непросто обмануть. Нужно, чтобы кто-то «был перехвачен» ими с этой «грамоткой». И всем понятно, что этому «гонцу» предстоит окончить жизнь в пытках и мучениях. Кто же согласится на эту роль? Как само собой разумеющееся Федор Тишенков предлагает самого себя. Он и «грамотку» делал, готовясь к этому. Его жаль и князю Хворостинину, и Михаилу Воротынскому, но оба идут на эту жертву, понимая, что, отдавая себя, Федор спасает тысячи других. Однако нужны еще люди, которые будут его «охраной». Велено звать готовых на это, не скрывая от них, что они идут практически на верную гибель, но не открывая им сути дела. И тоже вызываются несколько человек.

Дмитрий Володихин показывает, насколько отвержение себя ради общего, такого необходимого всей земле дела, выявляет в людях стороны, которые в обычной жизни были в тени. Отнюдь не воинственный в обычной жизни, истинно верующий, книжный человек Федор, казавшийся временами даже слабым, в решительный момент идет на верную смерть, претерпевает муки, платит своей жизнью за тысячи других. Князь Мангупский, который вроде бы давно не воевал и, как опасались, мог растерять навыки, оказался хорошим военачальником и отдал свою жизнь ради победы. Никто не думал о себе, все боролись за общее дело — за родную землю, и Господь помог эту землю защитить.

Большинство героев Ирины Богдановой не имеют прототипов, но при этом они очень реалистичны, потому что часто это собирательные образы – фронтового шофера, медицинского работника на войне, бойца местной противовоздушной обороны. Я говорю сейчас о книге «Мера бытия». Катя, Сергей, Маша, Лера, множество других людей самоотверженно трудятся, снова и снова рискуют собой, делают то, что в мирной жизни совершить было бы очень трудно, потому что это необходимо, чтобы защитить родную землю. Они воюют с врагом, спасают раненых и слабых, не думая о своей безопасности.

Дед Тимофей и Катя рискуют всем, в том числе добрым именем в глазах соотечественников. Дед Тимофей идет работать в полицию, вынужден много общаться с фашистами и даже присутствовать при казни приговоренных ими к смерти русских людей, в том числе дорогих ему. Как он сам говорит Кате, я «холуй», а ты «холуеныш» (потому что выдает ее за свою внучку). На самом деле дед Тимофей и Катя ведут подпольную работу, связанную с риском для жизни, они не жалеют себя. Но Катю дед очень хочет уберечь. Для большинства же соседей они – предатели, служащие фашистам. И могли бы такими и остаться в памяти людей, если бы погибли и не нашлось того, кто раскрыл бы правду о них. Но свобода родной земли и спасение людей для них важнее доброго имени.

Подвигом можно назвать и самоотверженный труд. В своей книге Ирина Богданова рассказывает читателям о судьбе выдающегося русского мозаичиста академика Владимира Александровича Фролова, который не уехал из Ленинграда, продолжал работать и зимой 1942 года умер прямо в своей мастерской от голода.

Все люди, самоотверженно трудившиеся, освобождавшие родную землю, отдавшие свою жизнь ради спасения других, достойны доброй памяти в веках. Мы не должны о них забывать. И хорошо, что есть книги, рассказывающие о таких людях, будь то реальные исторические личности или собирательные образы, потому что за собирательным образом стоят судьбы и жизни реальных людей.

Самопожертвование как качество личности – способность посвятить всю свою жизнь какой-то высшей духовной цели, отдавать себя кому-то или чему-то высшему.

Гробницу Мохаммеда в Медине следовало привести в порядок: это стало необходимым. Однако каменщикам, пришедшим сюда, чтобы произвести ремонт, объявили, что всякому, кто осмелится спуститься в погребальный склеп, как только он выйдет оттуда, отрубят голову. Всё же нашёлся один желающий и спустился в ужасное подземелье. Он отремонтировал склеп, поднялся и отдал свою голову на отсечение. Молча склонил он голову, и так же молча ему отрубили её.

В человека встроено стремление к самопожертвованию. Это не просто жертвование части своего дохода или материальных благ. Самопожертвование — это принесение на алтарь избранного пути самого себя, своей жизненной энергии, знаний, времени, всего, чем обладаешь. Высшая форма самопожертвования – отдать всего себя самосознанию, развитию разума, достичь чистоты сознания и помочь другим людям достичь вершин человеческой духовности.

Самопожертвование как качество личности становится проявленным в связке достоинств – бескорыстия, патриотизма, великодушия, доброты, словом, целого ряда положительных качеств личности. Солдат жертвует своей жизнью, защищая свою Родину, свою семью. Он не может поступить иначе. Совесть и самопожертвование неразлучны. Совесть призывает солдата к героизму. Фридрих Ницше писал: «Героизм — таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счёт. Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели».

У самопожертвования женская природа. Самый первый его пример – безусловная любовь матери к ребенку, когда она ставит его благополучие на первое место. Любовь как добровольное рабство предполагает жертвенность, но самопожертвование – это не застрелиться, повеситься или отравиться ради любви. К чему такие крайности? Они не имеют ничего общего с самопожертвованием. Самопожертвование – это самозабвенное стремление служить объекту любви. Квинтэссенция самопожертвования – любовь и самоотдавание.

У И.С. Тургенева есть замечательная притча «Порог». Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струёй выносится из глубины здания медлительный, глухой голос. — О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает? — Знаю, — отвечает девушка. — Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? — Знаю. — Отчуждение полное, одиночество? — Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. — Не только от врагов, но и от родных, от друзей? — Да… и от них. — Хорошо. Ты готова на жертву? — Да. — На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить! — Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени. — Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову… — И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. — Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? — Знаю и это. И всё-таки я хочу войти. — Войди! Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею. — Дура! — проскрежетал кто-то сзади. — Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

Инесса Арманд пожертвовала всем ради любви к В. И. Ленину. Они познакомились в 1909 году в парижском кафе. Их бурный роман начался именно во время курсов, которые организовывала Инесса, а Владимир Ильич выступал в качестве основного докладчика. Инесса описывала свои первые впечатления встречи с Владимиром и раскрыла свои потаенные женские чувства. Она не стеснялась о них рассказать Владимиру Ильичу, так как то давнее уже для них было историей, радостной и незабываемой: «Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умереть бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н.К., я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Лонжюмо и затем следующую осень в связи с переводами и прочим я немного привыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал».

Удивительно, но Крупская не мешала развиваться их отношениям, чувствам и, вероятно, ждала решения Владимира, при этом была согласна с любым из них. Но Ленин не торопился с решением, тем более, что Крупская была больна. В конце сентября 1913 г. после тюрьмы Инесса вернулась в Краков, в это время Крупская после операции медленно выздоравливала. Вскоре Инесса уезжает в Париж. Столь поспешный отъезд был вызван твердым решением Владимира Ильича разорвать их любовную связь. Об этом горьком для Инессы разговоре мы узнаем из следующего сохранившегося письма Инессы из Парижа в Краков в конце 1913 г.: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью, и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя… Крепко тебя целую. Твоя Инесса».

В своих дневниковых записях незадолго до кончины Инесса оставила такое признание: «…Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато… Я живой труп, и это ужасно». После революции 1917г. Ленин назначил И. Арманд председателем совнаркома Московской губернии и поселил рядом с квартирой своей сестры — Анны Ильиничны. Осенью 1920 г. Арманд серьезно заболела. Ленин уговорил ее поехать лечиться на Кавказ. Инесса подчинилась, как всегда. Через месяц с Кавказа пришла телеграмма: «Вне всякой очереди. Москва ЦЕКа РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холериной товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка кончилась 24 сентября точка тело препроводим Москву Назаров». Ей было 46 лет. Среди возложенных на могилу венков один был из живых белых цветов с надписью на траурной ленте: «Товарищу Инессе от В. И. Ленина». Потрясение Ленина было огромным. Коллонтай в своих воспоминаниях утверждала, что: «он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой». Л. Васильева в своей книге «Кремлевские жены» отмечала, что «прах Инессы был помещен в Кремлевской стене, среди знаменитых, прославленных большевиков. По большевистскому протоколу ей не подобало такое место. Но это нарушение было единственным, что мог сделать для Инессы вождь революции, дабы поблагодарить ее за все свершившееся и не свершившееся в их совместной жизни врозь на этой земле». Владимир Ильич пережил Инессу Арманд всего на три года. После смерти вождя, в феврале 1924 г. Крупская направила в ЦК просьбу захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин отверг это предложение.

Идеи возрождения Олимпийских игр отдал всю свою жизнь Пьер де Кубертен. В 19 лет ему пришла в голову идея сделать всё, как было. Казалось, идея эта была неосуществима. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть идее олимпизма было посвящено почти полвека! Биографы великого француза пишут: «Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй… Еще больше — спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то это дело хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации. Быть может, это было то самое сверхупорство, которое заставляет большого спортсмена тренироваться без устали, а потом, преодолевая все, рваться к победе… 25 ноября 1892 г. Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении Олимпийских игр. Оп говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели, хотя и не сразу, принимают решение созвать Международный Атлетический конгресс и пригласить па него представителей крупнейших спортивных держав. О правилах и принципах проведения Игр должны были договариваться все наиболее авторитетные спортивные деятели земного шара. В Конгрессе приняли участие 2 тысячи человек из 10 стран, в том числе из России. И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет — МОК. Конечно, вы уже знаете это ставшее очень известным сокращение. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!»

Тезисы

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он — настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин «Лапти». В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что «нужно добывать», потому что «душа желает». Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». То, что Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее «профессия», Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап — настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин «Уроки французского». На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов «Домой». Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов «Песчаная учительница». Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники — от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главный герой произведения — простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

В. А. Каверин поднимает в тексте проблему самопожертвования. Это слово несет в себе глубокий смысл. Ради чего человек может пожертвовать собой, своей жизнью? За что, за кого можно отдать свою жизнь?

Размышляя над этими вопросами, автор рассказывает о бойце Советской армии Тумике. Они получили приказ уничтожить вражескую батарею. От этого зависел исход операции. Тумик и Корнев, подобравшись поближе поняли, что командир прав и уничтожить ее можно только ценой собственной жизни. Они решили бросить жребий, кто выполнит это задание. Решили, что пойдет тот, кто вытащит короткую спичку. Тумик взял две целые спички и протянул Корневу. Он знал, что у товарища есть жена и маленький сын. Он принес в жертву себя, чтобы у сына Корнева был отец, чтобы его товарищи смогли победить противника, чтобы закончилась война.

Каверин убеждает читателя, что самопожертвование – это проявление гуманизма, высшая степень человечности. Для Тумика это было естественно, как дышать. Перед этим подвигом «замер весь свет».

Я согласен с автором, что человек должен уметь жертвовать собой. История Великой Отечественной знает немало таких случаев. Александр Матросов закрыл своим телом вражеский дзот. Николай Гастелло направил свой самолет на колонну врага. Андрей Корзун увидел горящие пороховые заряды рядом со складами, в которых хранились боеприпасы. У него не было времени на раздумья, он накрыл заряды собой и предотвратил взрыв.

Самопожертвование – это высокий подвиг во имя жизни. Для людей, готовых отдать жизнь для того, чтобы жили другие, смерти нет.

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

Самарская гуманитарная академия, Самара, Россия Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Кандидат философских наук, доцент

СМЫСЛЫ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ И ЕГО ПРОТОТИПЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Рассматриваются примеры самопожертвования, описания которых встречаются в «Национальном корпусе русского языка». На основе этих примеров выявляется несколько значений самопожертвования, между которыми наблюдается семейное сходство. Какие-то примеры и значения воспринимаются как типичные, другие — как периферийные, метафорические. Наиболее прототипи-ческими можно считать случаи, когда кто-то реально, а не только символически, отдает собственную жизнь ради блага других людей, во имя религиозных или моральных принципов. Мифологические, исторические и антропологические данные свидетельствуют о том, что прототипы самопожертвования — это ритуальные самоубийства. С этической точки зрения, самопожертвование опирается на уже существующие моральные ценности, жертвующий собой делает это во имя этих ценностей. Но с антропологической и социологической точек зрения, возможно, именно ритуал порождает и возобновляет переживание этих ценностей. Когда человек оказывается в ситуации самопожертвования и отдает свою жизнь, выжившие участники ритуала сохраняют опыт реальности самопожертвования и соответствующих ему ценностей, идей и эмоций.

Ключевые слова: жертва, самопожертвование, ритуал, ритуальное самоубийство, корпусная лингвистика, фамильное сходство, прототипи-ческие значения, социальная ситуация.

MEANINGS OF SELF-SACRIFICE AND ITS PROTOTYPES IN TRADITIONAL CULTURE

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.

Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул.

Речи Высокого, 138-1391

Ниже обсуждается вопрос о том, что такое самопожертвование. Один из возможных способов говорить о самопожертвовании представлен в нормативной этике. Тот, кто жертвует собой, ориентируется на высшие религиозные и нравственные ценности, совершая свой поступок во имя веры или ради других людей. Например, Павел Евлампие-вич Матвеев предлагает феноменолого-аксиологический анализ самопожертвования, начало которого «отправляет нас к автору поступка, к его нравственному сознанию, где прошла мотивация выбора»2. Вслед за Гуссерлем он признает «существование определенных эйдосов, аподиктических истин как в сфере трансцендентного, так и в сфере трансцендентального», которые и определяют, в конечном счете, содержание нравственного выбора при самопожертвовании. Но такой подход является вариантом платонизма. Если сущность самопожертвования — в ориентации на определенные нравственные ценности, то последние должны пониматься как метафизические сущности, предшествующие человеку, обществу и культуре. Ина-

1 Старшая Эдда // Скандинавский эпос. Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. М.: АСТ, 2008. С. 50.

че не объяснить, откуда взялись ценности, на которые ориентировались самые первые герои.

Другой распространенный способ рассуждать о самопожертвовании — это определить его как разновидность принесения жертвы вообще и опираться на один из существующих подходов понимания сущности жертвы: жертва как форма дара и обмена, как способ коммуникации, как перенаправление агрессии и т.п. Одна из проблем при таком подходе заключается в том, что поиск существенных признаков, общих для принесения жертвы или самопожертвования как такового, — задача неблагодарная. Формально-логические подходы здесь не срабатывают, и исследователь разрывается между стремлением включить в понятие жертвоприношения почти все социальные и культурные формы (все есть в каком-то смысле жертва) или определить его настолько узко, что привычные для большинства формы жертвоприношений не будут им охвачены. Другая проблема заключается в воз- 105 можности того, что «древнейшей формой жертвоприношения могло быть самопожертвование»3. В этом случае не самопожертвование следует определять через жертвоприношение, а наоборот.

Чтобы избежать подобных трудностей, можно опереться на эмпирические примеры того, как жертвоприношение понимается в русской культуре. Один из способов это сделать — обратиться к средствам корпусной лингвистики. «Национальный корпус русского языка» — это информационно-справочная система, созданная на основе репрезентативной выборки русскоязычных текстов, созданных в период от середины ХУШ до начала XXI века4. Для уточнения значения выражений «самопожертвование» и «жертвовать собой» в русском языке я сделал на сайте корпуса запросы

4 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/index.html (Дата обращения: 10.10.2017).

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

по этим ключевым фразам, а также по фразам «жертвует собой», «жертвовал собой», «жертвовала собой», «пожертвует собой», «пожертвовал собой», «пожертвовала собой», что дало выборку из нескольких сотен текстовых отрывков, которые были проанализированы с целью выявления основных встречающихся значений. Я рассматривал только тексты, в которых ситуации самопожертвования описаны непосредственно. В основном, это были художественные произведения. Тексты, где «самопожертвование» выступает как абстрактная категория, не были использованы. Также были опущены примеры, где из приведенного в корпусе отрывка не было понятно, о каком именно поступке идет речь.

В итоге я выявил следующие обобщенные значения:

1) Часто речь идет о жертве Христа и подражающих ему христианских мучеников. Жертвоприношением также называется принятие монашеского обета или просто жизнь того, кто отрекся от мирских забав и отказался от личного счастья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Также часто пишут о самопожертвовании на войне. Пожертвовать собой — значит исполнить приказ и решить поставленную задачу, уничтожить и победить противника ценой собственной жизни. Или совершить ритуальное самоубийство во время вторжения иноземцев, победить которых не получается. Ослабленный вариант этого значения не подразумевает обязательной гибели героя. Жертвовать собой — значит участвовать в войне, рискуя погибнуть ради победы, добровольно поехать на фронт, чтобы стать солдатом, санитаром или медсестрой. Это также значит сжечь свой город, занятый противником.

3) Говорят о самопожертвовании шахидов и других террористов, гибнущих в ходе совершения теракта.

4) Пожертвовать собой — значит погибнуть, спасая других людей. Ослабленный вариант — помогать другим, спасать их с риском для жизни. Например, участвовать в тушении пожара, рискуя своей жизнью.

5) Пожертвовать собой — значит погибнуть ради того, чтобы кто-то узнал правду. Сказать вслух истину, которую боятся произнести другие, рискуя пострадать. Призвать к справедливости там, где это смертельно опасно. Пойти на каторгу ради революционных идей, ради справедливости. Или наоборот, поддержать правительство в то время, когда другие протестуют.

6) Жертвовать собой — значит терпеть лишения во имя светлого будущего или общественного порядка, во время войны или революции, во время кризиса. Вести себя достойно, по-человечески, в то время, как другие воруют, грабят и убивают.

7) Пожертвовать собой — значит погибнуть ради выяснения научной истины, ради постановки эксперимента. Или потратить свою жизнь в космическом путешествии ради того, чтобы человечество добралось до звезд. Пренебрегать собственной безопасностью. Лишить себя семьи и обычного 106 человеческого счастья, рисковать здоровьем или терпеть боль ради выполнения дела. Например, работать на стройке или на целине по комсомольскому призыву. Упорно трудиться, лишая себя отдыха ради науки или искусства, во имя общего блага, во имя идеи. Или лишить себя радости самому участвовать в научных исследованиях из-за необходимости заниматься организацией научной деятельности.

8) Жертвовать собой — значит добровольно выполнять трудную работу. Или работу, которую выполнять не обязан, от которой можно было отказаться. Жертвовать собой — значит трудиться и быть полезным вместо того, чтобы просто жить в свое удовольствие, отказываясь от труда. Выкладываться на работе по полной, не щадить себя, честно выполнять свои обязанности. Просто много работать.

9) Жертвует собой тот, кто ради дела и других людей готов опорочить себя, отказаться от доброго имени, от доброй памяти о себе.

10) Жертвовать собой — значит делать что-то в соответсвии со своими представлениями о ре-

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

лигиозном или моральном долге, отказываясь от удовольствий. Рисковать жизнью, служить не ради денег, а ради высших ценностей. Делать что-то трудное или неприятное во имя идеи, чтобы соответствовать своим представлениям о долге и приличиях. Лишать себя удобств ради как-либо понимаемых приличий. Например, вставать рано или ложиться поздно для того, чтобы проводить или встретить кого-то из членов семьи (даже не потому, что им это нужно, а потому что существуют представления и смутное ощущение о том, что так положено делать). Или одеваться особым образом, потому что ощущаешь, что так нужно. Например, одеваться скромно, хотя хочется ходить в красивых нарядах. Или, наоборот, одеваться официально, хотя хочется ходить в повседневном.

11) Самопожертвование — это такая деятельность, в которой нет выгоды для самого себя. Жертвовать собой — значит жить не ради своих собственных интересов, а ради интересов других людей, отказать себе в чем-то во имя любви или дружбы, пострадать самому из сострадания к другим. Например, ухаживать за больным. Или сдерживать свои эмоции, идя навстречу супругу ради семейного благополучия, ради сохранения семьи.

12) Самопожертвование — это либо радостное служение, либо страдание и гибель ради любви и любимого (любимой). Это смерть или страдание вместо любимого. Материнство — это самопожертвование.

13) Самопожертвование — это отказ от любви, от жизни с любимым ради спокойствия своих родных, ради приличий.

14) Пожертвовать собой — значит жениться или выйти замуж без любви, чтобы спасти партнера от гибели или избавить от страданий. Связать свою жизнь с тем, кого не любишь, но кто любит тебя и хочет быть с тобой. Жениться на девушке, беременной от другого, чтобы она не оказалась в неловком положении.

15) Самопожертвование мужчины ради дружбы заключается в том, что он предоставляет другу ухаживать за женщиной, которая нравится

ему самому, или отказывается от любовных отношений с женщиной своего друга. Самопожертвование женщины заключается в том, что она уступает своего мужчину другой женщине.

16) Девушка жертвует собой, когда уступает просьбам возлюбленного и соглашается на секс до брака, если это считается аморальным или противоречит ее желаниям.

17) Пожертвовать собой — значит признать себя виновным в том, что сделал кто-то другой, или взять на себя всю вину в том, что сделано сообща. Для того, чтобы избавить других от наказания и понести наказание за них.

18) Жертвует собой тот, кто отказывается от своего права на что-то; уступает другому, не настаивая на своем праве.

19) Жертвует собой скромный человек. Например, автор, который не выпячивает себя. Или гость, который стесняется попросить что-либо.

20) Жертвует собой тот, кто тратит свои 107 силы и время на то, чтобы научить других чему-то хорошему или полезному, поделиться с ними своим опытом и мыслями.

21) Самопожертвование — это любой бескорыстный дар. Пожертвовать собой — значит просто сделать что-то для других, ничего не требуя взамен.

Приведенные значения невозможно объединить в рамках какого-либо формального определения: нет таких существенных признаков, которые обнаруживались бы во всех примерах самопожертвования, но были присущи только самопожертвованию. Скорее мы видим то, что Витгенштейн называл семейным сходством. При этом какие-то значения и стоящие за ними примеры в большей мере могут претендовать на образцы самопожертвования, чем другие. Если использовать терминологию Элеанор Рош5, какие-то значения

artsdean/pub/gestens/f/as/files/4610/9778_083247.pdf (Дата обращения: 10.10.2017).

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

можно рассматривать в качестве прототипических, а какие-то скорее являются периферийными.

Например, революционных террористов второй половины XIX века долго почитали как самоотверженных героев, но сегодня их нравственный статус сомнителен. Еще труднее утверждать, что современные шахиды жертвуют собой во имя высших нравственных ценностей. Хотя сами-то они убеждены именно в этом. В целом, их поступки похожи на самопожертвование, но в нашей современной культуре не могут быть преподнесены как нравственный образец. Еще один пример неоднозначного самопожертвования — помощь близким. Она обычно связана с неявным ожиданием ответных действий или особого отношения и поэтому тоже не может быть явным образцом самопожертвования. Как и тяжелый труд, если он связан с высокой зарплатой или какими-то льготами. Или служение науке, если оно удовлетворяет любопытство ученого и доставляет ему удовольствие. Т.е., если самопожертвование можно описать как обмен, оно уже не воспринимается как прототипиче-ское. Потому что жертвующий продолжает жить и может надеяться на какие-то блага.

Прототипы самопожертвования — это значения и примеры, по поводу которых почти ни у кого не возникает сомнения. Например, прототи-пическое самопожертвование должно быть добровольным, а не вынужденным. Затем, оно должно быть бескорыстным. Поэтому реальная смерть жертвующего более прототипична, чем ее символическое представление. Если человек идет на верную гибель, он уже не может надеяться на какие-то ответные блага, а значит, действительно жертвует собой. Правда, многие из тех, кто жертвует собой, верят в жизнь после смерти, в возрождение. Тем не менее, они не ждут благ уже при этой жизни.

Жертва человека, любящего жизнь и боящегося смерти, более прототипична, чем жертва того, кто мечтает о смерти и идет на нее радостно. Марсель Портхэус по этому поводу пишет, что жертва, принесенная тем, кто желает умереть — это

не жертва6. Он приводит пример новеллы Гертруды фон Лефорт «Последняя на эшафоте»7, второй по популярности после «Исповеди» Августина среди новообращенных католиков. В новелле рассказывается о кармелитках, давших во время Французской революции священный обет пожертвовать собой во имя веры. Большинство монашек радостно стремились к мученичеству и боялись только того, что их могут лишить такой возможности. Но самая младшая из них испытывала смертный страх перед возможными мучениями, и именно ее самопожертвование обладает особой ценностью.

Если внимательно присмотреться к наиболее явным, не вызывающим сомнений примерам самопожертвования, выясняется, что это поступки богов, святых и героев. Они либо изначально были сакральными фигурами, либо были сакрализованы накануне принесения жертвы, во время самопожертвования или после него. То же можно сказать 108 об адресатах жертвы, а также о ценностях и идеях, во имя которых она была совершена. Жертва должна быть сакральна и она становится таковой в ходе особого ритуала освящения. Поэтому жертвоприношение вне религии может восприниматься как что-то не вполне настоящее. Например, в «Живом трупе» Льва Толстого говорится об одном из героев, что он «хоть и незаконно, нерелигиозно, но пожертвовал собой для тех, кого любил»8.

Вне ритуала поступок может быть не воспринят как жертва, даже если отдающий свою жизнь человек думал о высших материях, так как для полноты самопожертвования нужны и другие

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

участники ритуала, благословляющие героя на его поступок, принимающие жертву или свидетельствующие о ней, благодарящие героя и воздающие ему почести. С другой стороны, даже если сам жертвующий в момент совершения поступка не думал о нравственных ценностях и не переживал свою сакральность, это не очень важно, если были другие, кто воспринял его как героя и завершил ритуал. Потому что самопожертвование — не столько индивидуальное, сколько социальное явление. Мы редко знаем, что на самом деле переживал в момент смерти тот или иной герой, но точно знаем, что он должен был переживать.

Таким образом, самопожертвование в своем предельном прототипическом выражении — это ритуальное самоубийство. В религии прототипом самопожертвования является самопожертвование бога, который затем возрождается, получив новые знания и новые способности. Это такой божественный обряд перехода. Чтобы стать настоящим богом или богочеловеком, нужно пожертвовать собой. Таковы Один или Христос. Таков персонаж индийских преданий Равана (Дашагрива), имевший 10 голов и отрубавший по одной из них раз в тысячелетие в качестве жертвоприношения Шиве.

Чтобы стать настоящим человеком, человеку тоже нужно пожертвовать собой. В прототипи-ческом варианте — погибнуть в качестве простого человека, чтобы вечно жить в памяти людей и, возможно, продолжить жизнь в загробном мире, переродиться и т.п. В каком-то смысле, чтобы быть человеком, не обязательно реально жертвовать собой, но нужно быть готовым к такой жертве. И эту готовность нужно возрождать ритуально. Один из способов это делать — приносить символическое самопожертвование: проливать часть крови, наносить шрамы на тело и т.п. Однако наиболее эффективный способ — это участие в реальном, а не символическом ритуальном самоубийстве, когда кто-то из участников реально умирает в этой жизни. Или участие в воинских ритуалах, таких как присяга, готовящих людей к тому, что в любой момент они могут пожертвовать собой. Служба в дейст-

вующей армии, участие в военных действиях — это отсроченное ритуальное самоубийство, это отсроченный героический подвиг. Недаром в определенных обществах и в определенные эпохи вполне человеком считался только мужчина, служивший в армии. Что касается женщин, то готовность рожать детей — это тоже готовность к реальному, а не только символическому самопожертвованию. Возможно, свадебный ритуал в традиционных обществах можно интерпретировать как подготовку девушки к самопожертвованию. В обычае ритуального (само)убийства матери наследника престола в Северном Вэй это (само)пожертвование женщины было доведено до логического конца9. Пишу в скобках, потому что женщину там скорее приносили в жертву, чем она делала это сама. Это было так называемое вынужденное самоубийство.

В исторической и антропологической литературе можно найти довольно много описаний ритуальных самоубийств10. Чем они отличаются от 109 простого неритуального самоубийства? Возможные признаки или составные части ритуала следующие: пост и очищение участников ритуала до и после его совершения; посещение храма или другого священного места; украшение участников ритуала и места проведения ритуала; освящение орудий и места убийства; ритуальные танцы; произнесение или распевание ритуальных формул, молитв, заклинаний (возможно, в письменном виде, в форме духовных завещаний или обращений к потом-

Головачев В.Ц. Самоубийство как родовой обычай и сакральный ритуал в традиционном Китае (На примере средневековых государств северного Китая) // Таврический Журнал Психиатрии (Acta Psychiatrica, Psychologica, Psychotherapeutica et Ethologica Tavrica). Симферополь, 2006. С. 83-91.

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

кам и последователям); ритуальная еда и напитки; разбрызгивание вина, разбрасывание зерна и других угощений; зажжение ритуальных свеч, лучин или других огней; предсказания и гадания; ритуальный обмен подарками; совершение самоубийства особенным регламентированным способом; поклонение жертве, сооружение памятников. Признаком ритуального самоубийства может быть также заведомо мучительный способ принесения себя в жертву, демонстрирующий мужество, выдержку и презрение к боли (по сравнению с этим неритуальное самоубийство может быть исполнено максимально безболезненным способом, поскольку целью является не демонстрация мужества или преданности, а уход от страдания). Также признаком ритуального самоубийства является присутствие других людей, участвующих в ритуале — помощников, родственников, товарищей по оружию, жрецов, представителей власти и т.п. В современном самопожертвовании они могут отсутствовать в момент геройского поступка, но присутствуют до и после него (принимая воинскую присягу, провожая в армию или в командировку, подписывая приказы, торжественно провожая тело погибшего в последний путь, открывая мемориалы, и т.д.).

Те герои, которые совершают незапланированное самопожертвование, сакрализуются позже, поэтому входная часть ритуала, ритуальная подготовка к самопожертвованию минимизируется. Таких героев никто не принуждает, они следуют внутренним импульсам и своей совести. Но есть самопожертвования по обету, когда отступить назад — значит стать предателем и изгоем. В этих случаях входная часть ритуала выражена в максимальной степени. Будущая жертва сакрализуется еще до акта самоубийства и пути назад у нее нет. Если человек проявил слабость уже на алтаре, его даже могут принести в жертву принудительно, силой загнать в огонь или убить каким-либо другим способом.

Серьезная попытка ритуального самоубийства, если она по какой-то причине не завершается реальной смертью, очень сильно повышает статус

человека, который жертвует собой. Наряду с верой в бессмертие души, это могло стать одним из источников символических ритуалов самопожертвования, таких как имитация самоубийства и возрождения, членовредительство. С учетом того, что мы знаем об обрядах перехода, ритуальное самопожертвование — это непременный элемент перехода, поскольку без самопожертвования не может быть изменен социальный статус. Такие ритуалы, как реальное самоубийство вдов или сеппука, — это лишь примеры окончательного обряда перехода. В случае реального самосожжения он фактически совпадает с обрядом погребения. В той мере, в какой всякий обряд перехода предполагает, что ради изменения статуса нужно пострадать, и что в этом обряде человек участвует «добровольно», всякий обряд перехода фактически должен включать элементы символического ритуального самоубийства. Это всегда повышение статуса через самопожертвование. 110

Представление об индивидуальном «Я» не является культурной универсалией. Поэтому, когда историки или антропологи описывают обряды, которые выглядят как самоубийство, речь может идти о том, что группа приносит в жертву лишь часть (возможно, самую ценную) себя, для того, чтобы возродиться. Ритуал принесения в жертву одного из членов рода, семьи, династии — даже если он предполагает реальную смерть приносимого в жертву — это всегда своеобразное символическое членовредительство. Один из группы приносится в жертву, чтобы группа возродилась. С такой точки зрения, китайский матрицид и принесение в жертву вдов не является самоубийством, поскольку приносимая в жертву или жертвующая собой женщина является чужой, членом другого рода, другой семьи. Такие случаи следует рассматривать скорее как своеобразный обмен жертвами между семьями. Отдавая женщину в другую семью, выдавая замуж дочь или сестру, мужчины приносят ее в жертву. И в той мере, в какой она выходит замуж добровольно, она совершает ритуальное символическое самоубийство, выражая тем самым готовность уме-

|4 (29) 20171

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

реть реально уже в новой семье. Например, при деторождении. Получается, что наиболее выраженным типом ритуального самопожертвования является самопожертвование не в коллективистской, а в индивидуалистической культуре. Точнее, не в индивидуалистической, но в такой, где существует индивидуальное «Я».

Приносящий себя в жертву может жаждать смерти, не бояться ее. Или он может любить жизнь и бояться смерти, но преодолевать страх во имя высших ценностей. Такими ценностями могут быть те, что связаны с верой в богов и загробную жизнь. Но человек может жертвовать собой, не веря в богов и будучи атеистом, только ради других людей, во имя ценностей семьи и патриотизма. Поэтому наиболее выраженный тип самопожертвования -это ритуально оформленное самоубийство человека, который не верит в загробную жизнь и любит жизнь земную, но преодолевает страх смерти во имя других людей. Таковы герои, гибнущие на войне, и именно их смерть является прототипом самопожертвования в современном секулярном обществе.

Традиционные религии развитых стран ритуальных самоубийств не признают. До последнего времени единственным исключением были индийские джайны, практикующие саллекхану (сатхару) — традиционный ритуал отказа от пищи и воды тех пожилых и больных людей, кто решил добровольно умереть. Но в 2015 г. суд штата Раджастан признал сатхару самоубийством, а самоубийство запрещено индийским законом, в связи с чем джайны протестуют и практикуют сатхару в тайне от пра-вительства11. Все признаваемые религиозные самопожертвования в развитых странах — символические. Жертвовать собой ради богов тех религий, которые нетрадиционны, считается неправильным. Такие ритуальные самоубийства объявлены след-

ствием деятельности тоталитарных сект или террористов.

Поэтому в современном обществе существуют легитимные и нелегитимные ритуальные самопожертвования. Буквально жертвуют собой только герои. Жертвовать собой ради родины или при спасении других людей — это правильно, это даже является обязанностью военных, пожарных и спасателей. Только героическое самопожертвование не ради богов, а ради человеческого общества и государства, ради других людей, признается легитимным.

Когда в современном обществе речь идет о жертвах насилия, то в свои права вступает наука виктимология, утверждающая, что жертвами чаще других становятся те, кто ведет себя как жертва и оказался в ситуации козла отпущения. Говорить и писать об этом легко, поскольку не противоречит морали. Но предположить по аналогии, что большинство самопожертвований также совершаются 111 людьми, которые склонны к самопожертвованию и оказались в подходящей ситуации, значит нарушить неписаные правила почитания героев. Я искренне уважаю тех, кто жертвует собой, но все же рискую высказать эту гипотезу: человек жертвует собой вследствие того, что оказывается в ситуациях самопожертвования. Что это за ситуации? Те, что включают элементы ритуалов принесения жертвы. В такой ситуации и сам жертвующий, и окружающие чувствуют необходимость совершения соответствующих действий.

Если в своей основе жертвоприношение -это священный обряд, то обыденные действия в современном обществе являются наследниками этого обряда в той мере, в какой сохраняют в себе элементы, не объяснимые сами по себе, но понятные в качестве элементов исходного ритуала. Например, почему при создании новой семьи нужно обязательно играть свадьбу, венчаться и оформлять брак официально? Некоторые молодые люди этого не понимают, потому что не видят рациональных причин. А их родители хотят, чтобы «все было как у людей». Ведь на иррациональном уровне данная

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

культурная ситуация требует сакрализации и принесения жертвы.

Рой Раппапорт высказывал идею, что ритуал — это целостная структура, которая создает нечто, что не может быть создано или передано ни одним из его компонентов, взятых в отдельности. Согласно Раппапорту, именно ритуал является источником религиозных представлений и переживаний. Благодаря ритуалу религия производит «Слово, Истинное Слово, на котором держатся истины символов и создаваемых ими убеждений»12. В религиозных формулах нет логического смысла, но они наполняются смыслом в ходе ритуала.

В этом контексте возникает вопрос: что создают ритуалы самопожертвования? Существует ли нечто в обществе и культуре, в сознании, чего не было бы без этих жертвоприношений? Мой ответ: в ритуалах самопожертвования рождаются любовь, честь, патриотизм, долг, благодарность, мужество, храбрость, бескорыстие, самоотречен-ность. Поэтому в современной культуре самопожертвование определенно играет особенную роль. Возможно, оно является единственным по настоящему сильным источником социальной солидарности в условиях, когда принесение в жертву других осуждается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *