Санкт-Петербург новодевичий монастырь

Боголюбивая Государыня Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. С воцарением Екатерины II монастырь обретает новый статус, было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Но постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевском острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения. Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Николай I взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В.П. Стасова. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины Н.А. Сычев.

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н.Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10 (23) октября 1849 года митрополитом Никанором. Этот храм оставался действующим вплоть до июня 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом, что и было выполнено в 1908-1915 годах. 3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849-1861 годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года. Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоит на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Только в 1854 году переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.

Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора в русско-византийском стиле была завершена в 1861 году. В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный — в честь Воскресения Христова; правый — во имя Успения Божией Матери; левый — во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил; на хорах левый — во имя Святителя Николая и правый — во имя Всех Святых. В 1874-1875 годах в подвальном помещении собора по проекту Г.И. Карпова был выстроен еще один придел, освященный в честь святых Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Образа в храме также написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части — трехъярусные. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным. После кончины игуменьи Феофании сестры основанного ею монастыря сделали на эту икону позлащенную ризу с надписью в память и поминовение игуменьи Феофании. Собор был закрыт 10 июня 1932 года.

Горизонтальные корпуса братских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя расположенными на втором этаже домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Живописно смотрелась келейная церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери (1850-1854 гг.) справа от главного собора, в игуменском корпусе. Закладка храма произошла 10 июля 1850 года, а 28 июля 1854 года церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны. Пять куполов церкви со звонницей по высоте были значительно ниже церкви Воскресенья Христова. Автором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан на благословение вновь созидаемой женской обители старцем Серафимом Святогорцем из русского Пантелеймоновского монастыря на Святой Горе Афон. К сожалению, как и большинство ценностей монастыря, в советское время икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 80-х годов. Рядом с церковью находились митрополичьи покои, поэтому церковь иногда называли Митрополичьей. Храм был закрыт последним в монастыре – в апреле 1938 года, а с 1928 года он считался митрополичьим.

Церковь во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1850-1855 гг.) – пятиглавая, с шатровой колокольней – была возведена Н.Е. Ефимовым и Н.А. Сычёвым симметрично Ватопедской в больничном корпусе монастыря и предназначалась для обслуживания монастырской больницы. Храм был выстроен на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего на его постройку 10 тысяч рублей, и на пожертвования игуменьи Феофании. Освятили ее в 1855 году. Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери «Благоухающий Цвет», находившейся в алтаре.

В составе монастыря находилась расположенная в центре кладбища церковь в честь Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» («Карамзинская») – построенная в 1856 году над прахом убитого в Крыму командира Александрийского гусарского полка полковника А. Н. Карамзина, сына знаменитого историографа, на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной (в первом браке Демидовой) – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер. В 1902 году А.К. Карамзина была похоронена рядом с мужем в этой же церкви. В церкви имелась очень красивая икона Воскресения Христова, вырезанная из слоновой кости. В июне 1929 года церковь была закрыта, а в 1930 году снесена. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.

Справа от входа на кладбище стояла небольшая пятиглавая, облицованная глазурованным кирпичом, кладбищенская церковь в московском стиле во имя Святого Пророка Илии, построенная по духовному завещанию петербургского купца, лесопромышленника и благотворителя И. Ф. Громова в 1888 году. В Ильинском храме, построенном по проекту Л.Н. Бенуа, был резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь, сделанная в известных петербургских ювелирных мастерских Овчинникова и Хлебникова.

Главные корпуса Новодевичьего монастыря, возведенного в середине XIX века по проекту академика Н. Е. Ефимова, уцелели до наших дней, правда, без куполов и шатров. А вот одна из красивейших в Петербурге, высокая 75-метровая надвратная колокольня со стороны Забалканского (Московского) проспекта, сооруженная в 1892-1895 годах академиками Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлером и напоминавшая колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, в 1933 г. была безжалостно снесена. Колокольня завершила ансамбль, приблизив его силуэт к силуэтам древних русских монастырей. В нижнем ее ярусе была освящена церковь во имя святого Исидора Пелусиота, отчего колокольню называли Исидоровской.

8 июня 1908 года по проекту Вас. А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году и приступили к отделке. Знаток русских стилей, Василий Косяков умело использовал новые строительные и декоративные материалы в отделке: керамическую плитку, майолику, литые рельефы «под резьбу по камню», черепицу на куполе. Внешне храм напоминает храм Святой Софии в Константинополе, внутри же его было решено расписать в древнерусском стиле. Сделать это предложили художнику Ф.Р. Райляну, который успешно сотрудничал с Косяковым и прежде. В 1910-1915 годах им в интерьере церкви были выполнены темперой живописные работы, значительная часть этих росписей сохранилась до наших дней. Искусное сочетание богато декорированных элементов органично сливается с росписями, явно навеянными фресками Ферапонтова монастыря. Освятить храм так и не успели. а росписи так и не были закончены. После 1929 года храм стал использоваться как склад, а затем как машиностроительный цех. Во времена «хрущевской оттепели», которая для многих церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы. Но возникшие технические трудности помешали этому намерению. В 1989 году нижний храм Казанской церкви был передан приходу Русской Православной Церкви Заграницей. Позже Казанская церковь была возвращена Московской Патриархии и возрождающемуся Новодевичьему монастырю.

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины была построена южнее главного ансамбля монастыря по проекту архитектора Н.А. Мельникова в 1884 году: заложена 3 июля и освящена 16 сентября 1884 года. К церкви примыкал монастырский скит, её окружал участок соснового леса, находившийся к югу от монастыря и пожертвованный ему владельцем, дворянином А.П. Платоновым. Церковь была снесена в конце 1920-х гг.

При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник — всё содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Их работы ценились не только по всей России, но и за рубежом. В 1904 году в новоотстроенных домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, келии, различные рукодельни, кладовые. Открыт был детский приют, Князь-Владимирская церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения со своей Введенской церковью.

В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. Однако иноческая жизнь ещё сохранилась в стенах обители, пока игуменью и последних сестер не арестовали и не отправили в ссылку в Башкирию. Внутреннее убранство монастыря было полностью расхищено. В начале 1930-х годов монастырский комплекс подвергся варварской перестройке, результатом которой стало разрушение колоколен, снос куполов собора и церквей, уничтожение часовен, коренная перепланировка помещений. Одновременно были снесены кладбищенские церкви – Скорбященская (Э.И. Жибер, 1855-1856 гг.) и Св. Пророка Илии (Л.Н. Бенуа, 1885-1888 гг.). Стоящее сейчас на Московском проспекте низкое унылое строение, похожее на казарму, ничем не напоминает о былом великолепии монастырского ансамбля.

В 1990 году началось возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери, который сначала был возрожден как приходской. В нем открыли придел в честь Державной иконы Божией Матери. С 1994 года начался процесс передачи верующим всего комплекса монастыря. В ноябре 1995 года Воскресенский Новодевичий монастырь был юридически возобновлен. В начале 1996 года в монастыре появились первые насельницы и началось возрождение монашеского подвига. В наши дни в Казанской церкви проходят богослужения и ведутся восстановительные работы. Кроме Казанской церкви монастырю были переданы три полуразрушенных флигеля. В одном из них ютились сестры, там же помещаются богадельня, трапезная, библиотека, мастерские. Остальные храмы монастыря по-прежнему осквернялись, в основных монастырских корпусах , где располагался Научно-исследовательский институт электромашиностроения и различные коммерческие фирмы, – все то же запустение. Летом 2001 года монастырю было возвращено здание бывшей Владимирской церковно-приходской школы на Московском проспекте 104, а 30 сентябре 2001 года принято решение о передаче Новодевичьему монастырю всех остальных принадлежавших ему ранее зданий. В 2002 г. начались ремонтные работы в церкви Ватопедской Божией Матери.

Первый Павославный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви. Изначально обитель находилась в районе Смольного собора в летнем дворце императрицы Елизаветы Петровны. При Екатерине II было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое затем переросло в Смольный институт. К 1797 году часть монахинь перешла в другие обители, в 1827 году Воскресенский Новодевичий монастырь был закрыт. В 1845 году император Николай I подписал указ о возобновлении Новодевичьего монастыря. Осенью 1848 года обитель была перенесена ближе к Московским триумфальным воротам где находится и поныне. Последний раз монастырь был упразднен в 1937 году, но с 1995 года он вновь стал дейсвующим, коим является и по настоящее время.

Именно Новодевичий Монастырь в последние годы стал местом поклонения знаменитым афонским святныям, привозимым в Санкт-Петербург. Многокилометровые очереди тянулись вдоль Московского проспекта до самого Обводного канала: люди шли прикоснуться к мощам святых заступников. С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из греческого монастыря Ватопед,а с 14 января 2014 года в монастырь доставли Дары Волхвов из афонского монастыря святого Павла. Кроме того, в Казанском храме постоянно находится ковфежец с шуицей (левой рукой) преподобного Иаоанна Дамаскина.

На надгробии одной из могил Воскресенского кладбища при монастыре (недалеко от входа) находится бронзовая статуя Иисуса Христа. Это могила супруги генерала Алексея Вершинина — Анны Вершининой. Рассказывают о том, Вершинину тревожила судьба семьи, она боялась, что их семейная могила будет заброшена. И вот однажды генеральша услышала во сне слова самого Христа: «Купите заранее место на кладбище и поставьте Мое бронзовое изображение. Тогда каждый прохожий помолится и вспомнит о вас». С тех пор верующие почитают это изображение Господа как чудотворное.

Казанский храм был построен по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Своим величием он напоминает собор святой Софии в Константинополе. В. А. Косяков пытался создать храм, который отражал бы многовековую историю христианства, соединяя в себе византийскую и русскую культуры.

Строительство шло три года и закончилось в 1910 г. Стены храмы были облицованы темно-зеленым мрамором, а роспись выполнена в древнерусском стиле с использованием мотивов фресок Ферапонтова монастыря. В связи с резким ухудшением экономического положения в начале Первой Мировой войны, храм так и оставался закрытым и неосвященным.

После того как в 1960-х гг. большая часть монастырских построек была передана ВНИИ электромашиностроения, церковь во имя Казанской иконы Божией Матери несколько десятилетий использовалась в качестве механического цеха. В 1992 г. помещение Казанского храма было передано Церкви. Первая Литургия совершена 15 марта, в день Торжества Православия.

Пятикупольный Казанский храм облицован светлым кирпичом. Барабаны куполов украшены орнаментами и майоликой. Скульптурное убранство фасадов и орнамент интерьеров храма содержит: символические изображения Евангелистов, орнамент с виноградной лозой и пальмовыми ветвями, изображение птиц в виде голубя, павлинов и фазанов. Храм украшен тремя деревянными резными иконостасами, покрытыми позолотой. Казанский храм имеет три придела: центральный — во имя Казанской иконы Божией Матери, слева — придел во имя Державной иконы Божией Матери и справа — придел преподобного Серафима Саровского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *