Сарве бхаванту сукхинах перевод

5.4. Лекарственное врачевание («Чарака-самхита»), оперативные методы лечения («Сушрута-самхита»). Врачебная этика.

  • •Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины
  • •3. В результате изучения дисциплины студент должен
  • •6. Оснащение:
  • •7. Таблица 1. Структура занятия (технологическая карта занятия с хронограммой)
  • •Занятие 1
  • •3. Контрольные вопросы
  • •4. Информационный блок.
  • •4.1. История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины.
  • •2. Эры в развитии человечества
  • •4.2. Периодизация всемирной истории
  • •4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания
  • •4.5. Возникновение зачатков народной медицины
  • •4.6. Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе.
  • •Занятие 2
  • •3. Контрольные вопросы
  • •4. Темы реферативных сообщений
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Общая характеристика медицины Древних цивилизаций.
  • •5.2. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумерском государстве, Вавилоне, Ассирии),
  • •5.3. Вещественные первоисточники врачевания Древней Месопотамии (клинопись).
  • •Занятие 3
  • •1. Тема и ее актуальность. Врачевание в Древней Индии, Древнем Китае.
  • •3. Контрольные вопросы
  • •5. Информационный блок
  • •5. 1. Врачевание в Древней Индии
  • •5.2. Лечебницы при буддийских храмах. Арсенал средств древнеиндийской медицины. Диагностика и лечение болезней в Аюрведе. Искусство врачевания (аюрведа).
  • •5.3. Санитарно технические сооружения в Древней Индии.
  • •5.4. Лекарственное врачевание («Чарака-самхита»), оперативные методы лечения («Сушрута-самхита»). Врачебная этика.
  • •5.5. Древний Китай. Источники изучения медицины Китая. Философские основы китайской медицины даосизм и конфуцианство
  • •5.7. Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун)
  • •5.8. Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То. Санитарно технические сооружения.
  • •Занятие 4
  • •1. Тема и ее актуальность. Медицина Древней Греции и Древнего Рима.
  • •5.1. Древняя Греция. Общая характеристика греческой медицины
  • •5.2. Храмовая медицина. Асклепейоны.
  • •5.3. Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская Кротонская школы.
  • •5.4. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.
  • •5.5. Древнегреческая медицина после Гиппократа. Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.
  • •5.6. Древний Рим. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы.
  • •5.7. Санитарно-технические сооружения.
  • •5.8. Становление военно-медицинского дела.
  • •5. 9. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (а.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид).
  • •5.10. Гален и его учение.
  • •5.11.. Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.
  • •Занятие 5
  • •1. Тема и ее актуальность. Медицина Средневековья V-хVвв. Медицина Византии, Арабских Халифатов.
  • •3.Контрольные вопросы
  • •5. Информационный блок
  • •5.1. Общая характеристика состояния медицины Средневековья
  • •5. 2. Истоки и особенности византийской медицины. Образование и медицина.
  • •5.3. Ранневизантийские медицинские энциклопедические своды Александра Траллеского. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия).
  • •5.4. Характерные черты медицины Арабских Халифатов.
  • •5.5. Создание аптек, больниц и медицинских школ.
  • •5.6. Абу Али ибн Сина и его труд «Канон медицины».
  • •5.7. Ар-Рази (Разес) и его вклад в медицинскую науку (Иран).
  • •Занятие 6
  • •5. Информационный блок.
  • •5.2. Характерные черты средневековой науки Западной Европы. Схоластика и медицина.
  • •5.3. Развитие образования. Университеты. Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд «Салернский кодекс здоровья».
  • •5.4. Эпидемии и борьба с ними. Больничное дело в странах Западной Европы.
  • •5.5. Особенности медицины народов Американского континента (майя, ацтеки, инки).
  • •Занятие 7
  • •5. Информационный блок.
  • •5. 1. Основные достижения медицины Возрождения
  • •5.2. Становление анатомии как науки.
  • •5.4. А. Везалий – основоположник научной анатомии.
  • •5.5. Развитие хирургии. А. Паре – выдающийся хирург эпохи Возрождения
  • •5.6. Зарождение основ эпидемиологии, представления о причинах возникновения и путях распространения инфекций (Дж. Фракасторо).
  • •5.7. Возникновение науки о профессиональных болезнях, Парацельс.
  • •Занятие 8
  • •1. Тема и ее актуальность. Медицина Западной Европы хvii- хviii вв.
  • •3. Контрольные вопросы
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Общая характеристика медицины XVII-XVIII вв.
  • •5.3. Обоснование опытно-экспериментального исследования (ф.Бэкон, р.Декарт).
  • •5.4. У. Гарвей — основоположник научной физиологии и создатель теории кровообращения.
  • •5.5. Анатомические открытия XVII века. Открытие капиллярного кровообращения (м.Мальпиги).
  • •5.6. Ятромеханика, ятрофизика и ятрохимия.
  • •5.7. Изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения (а. Левенгук).
  • •Занятие 9
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Достижения естественных наук и их влияние на развитие медицины.
  • •5.2. Возникновение и развитие эмбриологии. Вольф и Бэр.
  • •5.3. Развитие анатомии, физиологии и патоморфологии. А. Галлер, и. Прохаска, Дж. Морганьи, м.Ф.К. Биша и др.
  • •5.4. Развитие клинической медицины (т.Сиденгам).
  • •5.5. Г. Бургаве — научная и врачебная деятельность.
  • •5.6. Реформа медицинского образования. Г. Ван-Свитен и внедрение клинического преподавания. Реформаторская деятельность й.П. Франка.
  • •5.7. Гомеопатия (с. Ганнеман).
  • •5. 8. Развитие предупредительной медицины (б.Ромаццини).
  • •Занятие 10
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Основные достижения медицины Западной Европы в XVIII- XIX вв. Реорганизация образования
  • •5. 2. Новые методы обследования больного: перкуссия (л. Ауэнбруггер).
  • •5.3. Развитие термометрии (д.Г. Фаренгейт, а.Цельсий).
  • •5.4.Открытие посредственной аускультации (р. Лаэннек).
  • •5.5. Возникновение экспериментальной патологии (д. Гунтер, к. Пэрри).
  • •5.6. Открытие э. Дженнером метода вакцинации.
  • •5.7. Проблемы лечения: полипрагмазия, учение и. Радемахера об эмпирическом лечении.
  • •5.8. Выделение акушерства, изучение патологии беременных (г. Девентор, о. Морисо).
  • •5.9. Реформа психиатрической помощи и больничного дела (ф. Пинель. П. Кабанис).
  • •5.10. Возникновение научной демографической статистики (д. Граунт, у.Петти и ф. Кенэ).
  • •Занятие 11
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Выдающиеся естественно-научные открытия хiх в., связанные с развитием медицины (экспериментальные исследования в области математики, физики, химии и биологии).
  • •5.2. Развитие теоретической медицины Западной Европы хiх в. Морфологическое направление в медицине (к.Рокитанский, р.Вирхов).
  • •5.3. Физиология и экспериментальная медицина (ю.Майер, г.Гельмгольц, к.Бернар, к.Людвиг, и.Мюллер).
  • •5.4. Теоретические основы медицинской бактериологии и иммунологии (л.Пастер).
  • •5.5. Р.Кох – основоположник бактериологии.
  • •5.6. Вклад п. Эрлиха в развитие иммунологии.
  • •Занятие 12
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Физические, химические, биологические и психологические методы диагностики в XIX веке и начале XX вв.
  • •Выдающиеся естественно-научные открытия.
  • •5.2. Открытие методов обезболивания (у. Мортон, Дж. Симпсон).
  • •5. 3. Антисептика и асептика (д. Листер, и.Ф. Земмельвейс).
  • •5.4. Развитие полостной хирургии (б. Лангенбек, т. Бильрот, ф. Эсмарх, т. Кохер ж. Пеан, э.Купер и др.).
  • •5.5. Организация физиологических лабораторий при клиниках. Экспериментальные работы клиницистов (л. Траубе, а. Труссо). Экспериментальная фармакология.
  • •5.6. Изучение инфекционных заболеваний (д.Ф. Лямбль, о. Обермейер, т. Эшерих, э.Клебс, р. Пфейффер, э. Пашен и др.).
  • •5.7. Открытие новых клинических методов исследования (экг, ээг и др.).
  • •Занятие 13
  • •3. Контрольные вопросы
  • •5.Информационный блок.
  • •5.1. Формы оказания медицинской помощи: государственная, частная, страховая, народная.
  • •5.3. Общественная (социальная) гигиена: первые попытки создания законов по охране здоровья рабочих.
  • •5.4. Развитие гигиены в связи с успехами бактериологии (дезинфекция, фильтрация воды, канализация и др.).
  • •5. 5. М. Петтенкофер – основоположник экспериментальной гигиены.
  • •5.6. Разработка проблем военной и морской гигиены д. Принглем и д. Линдом.
  • •Занятие 14
  • •3. Контрольные вопросы
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1.Восточные славяне. Врачевание и гигиенические традиции. Магические приемы врачевания.
  • •5.2. Народная медицина средневековой Руси.
  • •5.3. Монастырская медицина и монастырские больницы. Больницы при Троице-Сергиевском монастыре и Киево-Печерской лавре.
  • •5.5. Светская медицина: иностранные врачи и русские целители.
  • •5.6. Древнерусская медицинская литература: «Шестодневы», «Изборник Святослава», «Лечебники», «Травники».
  • •Занятие 15
  • •5. Информационный блок.
  • •5.2. Появление государственной медицины. «Судебник» Ивана Грозного, решения «Стоглавого Собора».
  • •5.3. Аптекарский приказ и его функции.
  • •5.4. Открытие первых аптек
  • •5.5. Первые гражданские больницы. Подготовка российских лекарей.
  • •5.6. Первые доктора медицины среди славян – Георгий из Дрогобыча, Франциск Скорина, Постников п.В.
  • •Занятие 16
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1.Реформы Петра I в области медицины и здравоохранения.
  • •5.2. Открытие госпитальных школ (н. Бидлоо).
  • •5.3. Управление медициной. Медицинская канцелярия.
  • •5.4. Первый архиатр России р. Эрскин.
  • •5.5. Медицинская коллегия. Реформа медицинского дела.
  • •5.6. Организация медицинского дела на местах: городские врачи, приказы общественного призрения, врачебные управ
  • •5.7. Открытие Санкт-Петербургской Академии наук. Исследования в области медицины
  • •Занятие 17
  • •5. Информационнымй блоком
  • •5.1. Открытие Императорского Московского Университета (м.В. Ломоносов. И.И. Шувалов).
  • •5.2. Развитие медицинской науки в России в конце XVIII века
  • •5.3. Деятельность первых русских профессоров медицинского факультета (с.Г. Зыбелин, а.М. Шумлянский).
  • •5.4. Создание медико-хирургической Академии.
  • •5.5. Создание первых акушерских школ, деятельность п.З.Кондоиди.
  • •5.6. Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник научного акушерства и педиатрии
  • •5.7. Мероприятия по борьбе с эпидемиями. Деятельность д.С.Самойловича и Шафонского а.Д.
  • •6. Литература для преподавателей (в т.Ч. На электронных носителях).
  • •Занятие 18
  • •5. Информационный блок
  • •5.2. Отечественная медицина в I-й половине XIX века.
  • •5.3. Развитие анатомии. Анатомическая школа п.А. Загорского.
  • •5.4. Развитие хирургии. Хирургические школы и.Ф. Буша, и.А. Буяльский. Е.О. Мухина.
  • •5.5. Пирогов н.И. – крупнейший русский хирург.
  • •5.6. Создание общин сестер милосердия (Георгиевской, Александровской, Покровской, Евгеньевской и др.).
  • •5.7. Развитие физиологии: деятельность д.М. Велланского, и.Т. Глебова, а.М. Филомафитского, и.Е. Дядьковского.
  • •5.8. Становление клиники внутренних болезней. Роль внедрения клинического преподавания. М.Я. Мудров–основоположник клинической медицины в России.
  • •5.9. Вклад выдающихся врачей России в медицинскую науку (ф.П. Гааз. Ф.И. Иноземцев).
  • •Занятие 12пед , 19 леч
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Общая характеристика развития естественных наук в России во 2-й половине XIX — начале XX веков. Выдающиеся достижения российских ученых в области естествознания
  • •5.2. Генетические исследования в России, возникновение крупнейшей генетической школы.
  • •5.3.Отечественные гистологические школы: а.И. Бабухин.
  • •5.4. Становление отечественной биохимии: а.Я. Данилевский, а.Д. Бульгинский.
  • •5.5. Становление отечественной физиологии. И.М. Сеченов — великий русский физиолог.
  • •5.6. Развитие патологической анатомии, а.И. Полунин, и.Ф. Клейн, м.Н. Никифоров и др.
  • •5.7. Возникновение и развитие патологической физиологии (в.В. Пашутин и др.)
  • •5.8. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной науки о физическом воспитании.
  • •5.10 Медицинское образование в России. Дерптский и Казанский университеты.
  • •5.11. Женское медицинское образование в России.
  • •Занятие 20
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Реформы в области медицины. Земская медицина: организация медицинской помощи, деятельность земских санитарных врачей.
  • •5.2. Городская и фабрично-заводская медицина. Больничное дело. Первые шаги страховой медицины.
  • •5.3. Общая характеристика развития клинической медицины в России во 2-й половине XIX — начале XX веков. Ведущие русские терапевтические школы. Школа а.А. Остроумова.
  • •5.4. С.П. Боткин – основоположник клинической медицины.
  • •5.5. Г.А. Захарьин – выдающийся клиницист.
  • •5.6. Общая характеристика развития хирургии в России во 2-й половине XIX — начале XX веков. Ведущие русские хирургические школы. А.А. Бобров, п.И. Дьяконов.
  • •5.7. Врачебная, научно-педагогическая и общественная деятельность н.В. Склифосовского.
  • •5.8. Дифференциация клинических дисциплин. Развитие акушерства, гинекологии и педиатрии.
  • •Занятие 21
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Российская микробиология и иммунология в конце XIX — начале XX веков: л.С. Ценковский, г.Н. Габричевский, н.Ф. Гамалея и их вклад в развитие микробиологии.
  • •2.2. Пастеровские станции и бактериологические институты.
  • •5.3. Вклад и.И. Мечникова в отечественную и мировую науку.
  • •5.4. Общая характеристика санитарного состояния и развития предупредительной медицины в России во 2-ой половине XIX — начале XX веков. Организация вакционно-сывороточного дела.
  • •5.5. Санитарные советы. Деятельность санитарных врачей (и.И. Моллессон).
  • •5.6. Отечественные гигиенические школы характерные черты, достижения. Петербургская гигиеническая школа (а.П. Доброславин).
  • •5.7. Московская гигиеническая школа (ф.Ф. Эрисмана).
  • •5.8. Становление санитарной статистики. Общая характеристика состояния здоровья населения (е.Е.Осипов; п.И Куркин, и.В. Попов, а.М. Мерков). Организация первой переписи населения (1897 г.).
  • •Занятие 22
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Достижения отечественной медицины в хх-хх1в.
  • •5.2. Международное сотрудничество.
  • •5.3. Всемирная организация здравоохранения (воз).
  • •5.4. Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.
  • •5.5. Нобелевская премия. Лауреаты Нобелевской премии в области медицины и физиологии.
  • •5.6. Антибиотики (а. Флеминг, э. Чейн, с.Я. Ваксман).
  • •5.7. Генетика и молекулярная биология: установление структуры днк (1953 г. Дж. Уотсон и ф. Крик).
  • •5.8. Развитие химии и биологии и их влияние на медицину. Витаминология (н.И.Лунин).
  • •5.9. Развитие теоретической медицины. Физиология.
  • •5.10. И.П. Павлов – выдающийся отечественный физиолог
  • •5.11. Борьба с инфекционными заболеваниями. Вакцинопрофилактика (а.А.Смородинцев, м.П.Чумаков).
  • •Занятие 23
  • •5. Информационный блок.
  • •5.2. Органы управления здравоохранением: Наркомздрав рсфср и ссср. Министерство здравоохранения ссср, рф.
  • •5.3. Н.А. Семашко- первый нарком здравоохранения рсфср.
  • •5.4. Развитие медицинской науки в ссср и рф: гинз, виэм, амн и рамн. (н.И. Вавилов, з.В. Ермольева, д.И. Ивановский и др.)
  • •5. 5. Успехи хирургии. Пересадка тканей и органов. В.П. Демихов, с.С. Брюхоненко, в.И. Шумаков, с.С. Юдин, с.И. Спасокукоцкий, а.Н. Бакулев, в.П. Филатов.
  • •5.8. Достижения отечественной педиатрии. Вклад м.С.Маслова, а.Ф.Тура, г.Н. Сперанского, н.Ф. Филатова.
  • •Занятие 24
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Народная медицина башкир. Принципы лечения и ухода, народные врачеватели, средства и приемы лечебного воздействия.
  • •5.2. Развитие кумысолечения в Башкортостане.
  • •5.3. Медицина и здравоохранение в Башкортостане второй половины х1х – нач. ХХв.. Земская медицина. (н.А. Гурвич, съезды земских врачей).
  • •5.4. Здравоохранение в Башкирии в 1917-1940 гг. Наркомздрав басср (г.Г. Куватов, с.З. Лукманов, с.А.Усманов, н.Н. Байтеряков, м.Х. Камалов).
  • •5.5. Особенности развития медицины и здравоохранения в Башкирии в годы Великой Отечественной войны. Эвакогоспитали. Медицинская помощь городскому и сельскому населению.
  • •5.6. Медики Башкирии, участвовавшие в вов и Герои Советского Союза.
  • •5.7 Развитие санитарно эпидемиологической службы в Башкирии (и.И. Геллерман).
  • •5.8. Здравоохранения Башкортостана в послевоенные годы.
  • •Занятие 25
  • •5. Информационный блок.
  • •5.1. Башкирский государственный медицинский университет. Этапы становления.
  • •5.2. Развитие и достижения медицинской науки и здравоохранения.
  • •5.3. Развитие хирургической службы в рб (и.Г. Кадыров, л.П. Крайзельбурд, а.С. Давлетов, н.Г. Гатауллин, в.М. Тимербулатов).
  • •5.4. Развитие анатомической службы (Лукманов с.З., Габбасов а.А., Вагапова в.Ш.)
  • •5.5. Развитие офтальмологической службы (г.Х. Кудояров, э.Р. Мулдашев).
  • •5.6.Терапевтические школы (г.Н. Терегулов, д.И. Татаринов, з.Ш. Загидуллин).
  • •5.7. Вклад ученых-медиков Башкирии в развитии медицины и здравоохранения (д.Н.Лазарева, н.А Шерстенников и др.).
  • •Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины
  • •450000 Г. Уфа, ул. Ленина, 3,

«Сушрута самхита» — это целостное учение о том, как жить естественной жизнью и поддерживать свое здоровье и долголетие. Это знание о предназначении человека на Земле и о важности сохранения здоровья, независимо от того, зачем оно нужно — для наслаждений этой или следующей жизнью, или для достижения Бога. Жизнь — это мост между рождением и смертью, повторяет Сушрута, и человек должен осознавать различные стороны своего земного путешествия.
Здоровье — это естественное и совершенное состояние человека, основой которого является согласованное единство человека и вселенной, сознания и тела. Исток всякой болезни — разрушение этого единства, начинающееся прежде всего с сознания, с мысли.
Силы и способности организма, которые дают ему жизнь и поддерживают его процессы, — это микрокосмические двойники сил, которые составляют и поддерживают Вселенную. Вселенная и человек едины, и что применимо к макрокосму, применимо и к микрокосму. Разрывая связь с окружающим миром, человек нарушает равновесие «внутреннего» и «внешнего», и остается в одиночестве. Каждая клетка нашего тела — целый мир, который способен строить, разрушать, поглощать. За одной клеткой стоит группа клеток, образующая организм. Функционирование всех клеток скоординировано, они находятся в гармонии друг с другом, и все наши органы действуют слаженно. Каждый элемент входит в состав более крупного и столь же совершенного образования, но при этом более крупное образование не ограничивает более мелкое. Так формируется и вся космическая реальность. Меньшее, большее и еще большее связаны друг с другом так, что нарушение чего-то одного влечет за собой нарушение всего остального.
Теряя ощущение родства со всем сущим, нарушая естественные нравственные принципы, переставая стремиться к познанию, творчеству, заботе о других, человек отделяет себя от источника силы, питающего его здоровье. Неведение в вопросах питания и гигиены приводит его к недомоганиям этой жизни, а неведение смысла жизни и правильных средств его осуществления может стать причиной болезней и несчастий, продолжающихся в будущих существованиях. Почти каждое расстройство здоровья является следствием столкновения между высшими способностями человека и силами, мешающими их проявлению. Такими силами могут быть мысли и стереотипы мышления. Если человек думает, что его жизнь ограничена телом и целиком зависит от внешней среды, если он думает, что его окружает враждебный мир, наполненный вирусами, стрессами и конкурентами, он становится гораздо более уязвим для заболеваний. Неверное понимание своей природы, отождествление себя с телом или должностью, приверженность искаженному мировоззрению становятся питательной средой для недугов.
В тот момент, когда, утратив связь с целым, человек оказывается подверженным различным неблагоприятным воздействиям, «пробудить» заболевание могут несколько причин. Запускающие причины болезней Сушрута подразделяет на три категории: телесные, происходящие от внешних причин и происходящие от сил природных и «тонких». Телесные заболевания могут быть наследственными и возникающими от нарушения естественного равновесия сил в организме. Нарушение равновесия в свою очередь может быть порождено расстройством дош и неправильным состоянием ума. Внешними причинами могут быть травмы, нанесенные оружием или дикими животными. К «тонким» или природным причинам относятся сезонные (связанные со сменой времен года), вызванные «судьбой» (личной кармой и влиянием планет) и естественные. Естественные причины Сушрута подразделяет на своевременные и несвоевременные. Первые приходят по истечении отпущенного человеку срока жизни, а вторые — от неправильного поведения человека.
Жизнь — это поток, говорит Сушрута. В этом потоке, согласно космическому ритму, движутся все природные силы и все живые существа. С этим потоком тесно связано функционирование дош, которые Сушрута считает тремя представителями вселенских божественных сил: «Как Солнце, Луна и ветер поддерживают Землю, наделяя, перенося и распределяя силу, так же три доши поддерживают тело» (Сушрута самхита, Сутрастхана 21.3.). Наша устойчивость — это твердость земли и течение великих рек. Солнечный свет внутри нас — часть великого Солнца, дающего жизнь. «Эфир» и «ветер» — это наши мысли, движения, деятельность клеток нервной системы, ток крови в теле. Все это плавно течет и взаимодействует в согласии с ритмом космоса. Когда ураган ломает деревья и передвигает горы, когда вода в озерах становится ядовитой, а разгневанное пламя обращает все в пепел, мы говорим, что произошла катастрофа. Лишь следуя внутренней гармонии и ритму, согласованному с космическим порядком, можно сохранить свое здоровье.
Плотное и тонкое тело человека связано со Вселенной бесчисленными каналами. Сушрута упоминает артерии (дхамани), вены (сира), лимфатические сосуды (расаяни), мельчайшие капилляры (расавахини), полости (асайя) и пространства внутри тела (шарирачхидра). Тело человека буквально сплетено из таких каналов. Каналами являются пищеварительный тракт и кровеносная система. Задачи каналов различаются: одни проводят в кровь жизненный воздух (прану), другие несут воду (то есть лимфу и кровь), проводят пищу или доставляют питательные вещества мышечным тканям.
Описывая многочисленные каналы тела, Сушрута упоминает и каналы нади, относящиеся не к плотному, а к «тонкому» телу. Аюрведическая традиция рассматривает до 350 тысяч каналов нади (которые можно дословно перевести как «ток»), обеспечивающих постоянную связь человека со Вселенной. Каналы нади связывают между собой так называемые жизненные точки или мармы — особые зоны как плотного, так и тонкого тела. Согласно «Сушрута самхите» марма — это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал — мышц, сосудов, связок, костей и суставов, являющееся также проекцией информационных и энергетических каналов (стхула и нади). Жизненными точками мармы называют потому, что по ним циркулирует «жизненный ветер» (прана-вата), и чем ближе этот поток к поверхности тела, тем более опасны повреждения мармы. На тонком плане марма зоны связаны с первоэлементами Вселенной — стихиями «земли», «огня», «воды», «воздуха» и «эфира». Сушрута перечисляет 107 марм, описывает их местонахождение, название, номер, размер, классификацию, признаки прямого и полного повреждения, последствия тяжелого повреждения и симптомы при слабом повреждении точки. (Сушрута Самхита, Шарирастхана, 6.)
Движение веществ, энергий и жизненного воздуха по каналам тела похоже на плавное течение реки. Но что происходит, если это течение нарушает сильный ветер, если потоку преграждает путь нагромождение камней, если сильная жара высушивает реку? Что если какая-то клеточка Вселенной начинает жить в дисгармонии со всеми остальными клетками? Если в марма зонах накапливается энергия, она препятствует свободному течению энергии по каналам. Если движение по каналам тела затрудняется или прекращается, в них начинают скапливаться яды, например, отмершие клетки и жир в виде «бляшек» на стенках кровеносных сосудов. Скопившись в одном месте, яды начинают распространяться по другим, свободным каналам, которые перестают выполнять свою непосредственную работу и портятся. В том месте, где «испорчены» все три доши, развивается патология и, как любое живое существо, начинает бороться за выживание. В стремлении выжить в неестественных условиях клетки создают независимую подсистему, не согласованную с космическим ритмом. Так возникает болезнь — физическая или умственная. Ведь болезнь ума — это тоже создание собственной реальности, не согласованной с более крупной системой.

Этот завет был впервые произнесён много тысячелетий назад Дханвантари — отцом самой древней системы медицины — Аюрведы. Именно эти строки легли в основу её философии и практики, стали её девизом. Именно эти слова в течение сотен веков, подобно молитве, повторяли изо дня в день мастера аюрведической медицины.

Дханвантари — врач богов, изображаемый в белой одежде, с чашей дарующего бессмертие напитка амрита.
Известное древнеарийское предание говорит о боге врачевания Дханвантари, который 25 тысячелетий назад принес на Землю мудрость Аюрведы. Было предсказано, что Дханвантари вновь воплотится на Земле. Он будет приходить всякий раз, когда люди, забыв свою истинную природу и естественный закон существования, начнут страдать от болезней.
Дханвантари был самым первым врачом и хирургом не только в Индии, но и на всем земном шаре.
Лечение его базировалось на постулатах ведических знаний и традиций. Он был также первым врачом открывшим антисептические свойства куркумы и лечебные свойства соли.
Будучи искусным и опытным врачом по стандартам его времени, его считают основоположником современной медицины и пластической хирургии. Хотя, его методы были на много болезненнее современных, и использовались в крайних случаях, например при тяжелых ранениях на войне.
Все его операции проводились без анестезии и, несмотря на эти по сути дела грубые и незрелые методы, его пациенты, как правило, всегда поправлялись.
Существует мнение, что он является первым учителем Суршрута, отца Аюрведической хирургии.
Легенда
Прошло множество веков, и Дханвантари воплотился как раджа Диводаса, родившись в царской семье в святом городе Бенарес (Варанаси). «Однажды к обители Диводасы пришли Вайтарана, Сушрута, Каравирья и другие мудрецы, и сказали: «Наши сердца погружены в печаль при виде людей, страдающих от физических и умственных болезней. Чтобы изгнать болезни и вернуть им здоровье и благополучие, для блага всех живущих существ, научи нас Аюрведе, знанием которой ты обладаешь в совершенстве. Мы готовы стать твоими преданными учениками». И Диводаса ответил: «Входите, будьте моими сыновьями, и я обучу вас. Ибо я, Дханвантари, избавивший живых существ от старости, болезней и смерти, вновь появился на Земле для того, чтобы открыть вам среди остальных ветвей Аюрведы Шалья-чикитсу». (Сушрута самхита, Сутрастхана, 1.13-14, 22).
Предание говорит о том, как Диводаса передал знание своим ученикам, разделив его на восемь частей для того, чтобы его легче было запомнить. Его ученики, называвшие себя дханвантарьи или последователи Дханвантари, развили и сформулировали в канонах знание, полученное от своего учителя. Лучшим среди дханвантарьев был Сушрута, о мудрости и мастерстве которого сложены легенды. Он составил трактат, текст которого первоначально передавался из уст в уста, от учителя к ученику. Прошло множество веков, и память людская начала слабеть. Тогда текст начали записывать под именем его первого составителя. Фрагменты этих шлок и упоминания о них можно встретить в более поздних трудах комментаторов. И лишь на рубеже I-II веков н.э. была восстановлена, записана, отредактирована и дополнена «Сушрута Самхита», которая доступна современному читателю. Преемником древнего знания стал другой Сушрута, происходивший из семьи потомственных вайдьев и названный родителями в честь великого ученика Дханвантари.
Сушрута Младший был необыкновенной личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник, замечательный литератор, он не только восстановил «Сушрута самхиту», но и основал школу, в которой сотни учеников постигали науку Шалья-чикитсы. Существует множество исторических свидетельств того, что школа Сушруты славилась далеко за пределами Индии. Сушрута в совершенстве изложил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудо- и иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова — секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера — способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно лишь предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции по восстановлению искалеченных носов, ушей и губ. И именно «Сушрута Самхиту» считают трактатом, наиболее точно передающим «Дханвантари Самхиту» — самый первый, изначальный источник Аюрведы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *