Савватий Тверской

Один из самых известных святых источников в окрестностях Твери – колодец Савватия Тверского и Оршинского у деревни Савватьево на берегу реки Орша. Святой источник – едва ли не единственное, что сохранилось от старинного монастыря Савватиева пустынь, который был снесен в 1936 году.

По легенде, колодец и пруд рядом с ним были выкопаны еще в XIV веке самим преподобным Савватием Тверским, который жил здесь отшельником. В лесу неподалеку от святого источника находилась пещерка, в которой и обитал преподобный старец.

В начале ХV века Савватием был заложен монастырь Савватиева пустынь, а в XVI столетии выкопанный преподобным колодец был освящен и стал местом паломничества.

Примерно в 1970 – 1980-х годах были засыпаны пещера, где жил преподобный Савватий, и расположенный рядом с пещерой святой источник с чудесной водой. Но народ не переставал почитать святого Савватия Тверского. Так, на месте разрушенной пещеры верующие установили золотой крест, который раньше венчал купол одного из взорванных храмов монастыря. Сегодня этот крест стоит у святого источника преподобного Савватия.

В 2000 году был отстроен колодец преподобного Савватия, а два года спустя восстановлен вытекающий из него ручей. Святой источник истекает из песчаного склона непосредственно на берегу реки Орша. Резервуар родника взят в бетонный колодец. На деревьях у источника святого Савватия прикреплено несколько иконок, размещена информация о житии преподобного. Возле святого источника построена маленькая деревянная часовня и устроена купальня.

Сегодня святой источник преподобного Савватия относится к женскому Оршину Вознесенскому монастырю. Каждый год на протяжении уже более десяти лет 19 января, на праздник Крещения Господня и 15 марта, в день памяти преподобного Савватия Тверского, из обители к колодцу отправляется Крестный ход, а у самого святого источника служится водосвятный молебен, на котором присутствуют монахини Оршина Вознесенского монастыря и многочисленные верующие из Твери и окрестных деревень.

Многие тверитяне постоянно приезжают к святому источнику преподобного Савватия за родниковой водой – она необыкновенно вкусная. Кроме того, считается, что вода из святого источника обладает чудесной силой и исцеляет от многих болезней.

Село Савватьево, где находится пустынь, расположено на шоссе Тверь — Ильинское (Кимры), в 12 км к востоку от областного центра. Пустынь почитается как место духовного подвига преподобного Савватия Оршинского.

Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился монах Савватий. По преданию, он пришел около 1390 г. в Тверь из Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. На берегу реки Орша он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней.

Слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники. Так и возник монастырь Савватьева пустынь.

В XV в. монастырь быстро обустраивался попечением богатых и знатных жителей города Твери. Предположительно, в первой половине XVI в. здесь возводится большой собор в честь праздника Сретения Господня, ставший главным храмом обители.

Слава о савватьевских старцах распространялась далеко за пределы Тверского княжества. В поисках опытного духовного руководителя сюда приходили многие стремившиеся к совершенству подвижники, в числе которых известнейшие русские святые — Иосиф Волоколамский и Корнилий Комельский. Даже в XVI веке, известном общим упадком подвижничества на Руси, Савватьева пустынь оставалась одним из заметных духовных центров русского северо-запада.

Но в начале XVIII в. монастырь запустел, в 1764 г. был вообще упразднен и стал обычным сельским приходом. Однако история обители преподобного Савватия на этом не закончилась. Савватьевские храмы называли не иначе как монастырем, а почитание самого святого было весьма сильно в Твери.

Служба в савватьевских храмах совершалась до окончательного их закрытия в 1935 г. А в 1936 г. весь архитектурный ансамбль монастыря был варварски разрушен, позже — сломана пещерка в лесной пустыньке преподобного Савватия, а примерно в 1979—1980 гг. засыпан прудик и колодец рядом с пещеркой.

В лесной пустыньке тайно совершались молебны, а на разрушенной пещерке верующими был водружен крест с одного из взорванных храмов. В начале 1990-х гг. его сменил большой поклонный крест, а знаменитую своим целебным свойством савватьевскую воду верующие стали набирать из источника, открывшегося на берегу реки Орша рядом с дорогой.

Возрождение святой обители началось в 2000 г.

— Цирк из всего этого не надо устраивать! – голос человека с лопатой из полутораметрового раскопа в алтарной части Знаменской церкви суров.Археологи устали от ажиотажа вокруг удивительной находки.

Напомним, при проведении строительных работ в августе 2009 года в Знаменской церкви деревни Савватьево был обнаружен саркофаг, предположительно с мощами преподобного Савватия Тверского, основателя Савватьевского монастыря.

Савватий Тверской прославился чудесами исцеления.- Уже сейчас можно сказать, что результаты раскопок максимально положительные, – делится настоятель Знаменской церкви деревни Савватьево протоирей Андрей. — Кто точно знает, что именно было на этой земле 600 лет назад?.. Никто… И то, что это не женщина, не юноша, а старец, уже хорошо! Но вот кто он? В этом весь вопрос…

Пока однозначного ответа нет, да и, согласитесь, бессмысленно что-то утверждать до окончания экспертизы (её результаты будут известны к концу следующей недели). Если вначале многие однозначно склонялись к тому, что это мощи преподобного Савватия, то сегодня мнения разделились. К тому же обнаружено не одно захоронение.

Оказывается, в алтарной части нынешней Знаменской церкви уже сейчас расчищено 7 захоронений других монахов-отшельников, которые жили в лесу вокруг монастыря, подражая в этом основателю пустыни Савватию Тверскому.

Имена их дошли до нас из Синодика Савватьевского монастыря 17 века: преподобный Саватей, Парфений, преподобный Ефросин, Досифей, преподобный Нектарий. Трое из них — святые. Об остальных говорить сложно. Что же касается Савватия, то можно с большой долей уверенности говорить, что среди них есть и он.

— Человеку свойственно верить в чудо, – считает староста прихода церкви Знамения Божией Матери Константин Котовский. – Когда нашли саркофаг, я был уверен в том, что это Савватий, на 100 процентов, а теперь уже 50 на 50. Все-таки, когда наука плавно входит в жизнь, здравый смысл начинает брать верх.

Настоятель Андрей еще более осторожен в высказываниях:- Мы ни в коем случае не утверждаем, что это мощи Савватия или Ефросина. Пока это лишь гипотеза… Результаты предварительных археологических изысканий не противоречат ей, и в то же время однозначно подтверждающих находок тоже нет.

И все же одна есть – сама гробница. В саркофагах подобного рода хоронили только великих князей и княгинь, то есть знать. Если же говорить о монахах, то их хоронили скромно, в деревянных гробах.

— Поэтому в данном случае мы склоняемся к тому, что это все-таки Ефросин, — высказывает версию начальник отряда археологов Анна Сиволапова. — Известно, что сам он был из княжеского рода. Более того, по свидетельству Иосифа Волоцкого, по молитве Евфросина исцелилась умирающая дочь великого князя тверского Бориса Александровича (1425 — 1461) Мария Борисовна, ставшая впоследствии женой великого князя московского деда Ивана Грозного. Возможно, в знак благодарности или признательности этот саркофаг и был подарен.

Одно несомненно: найденная находка изменит всю дальнейшую историю Савватьевского прихода. Уже сейчас высказывают предложение об организации подземной усыпальницы, там будут находиться все найденные мощи подвижников. Но произойдёт это нескоро. В лучшем случае года через два. К сожалению, на реконструкцию только одного саркофага уйдет около года.

А в это время

— Мы и раньше к Савватию ходили, — рассказывает жительница деревни Савватьево Ольга Волкова. — Как горе, так и шли. И помогал… Мне лично по молитве преподобный помог вернуть здоровье моей дочери, и других таких примеров знаю много.

Как утверждают очевидцы еще с 2001 года, в том месте, где была обнаружена гробница, провалилась земелька и из-под земли пошло благоухание. Все, кто находился на расстоянии 30 метров от храма, впали в оцепенение. Однако по ряду знаков поняли, что воли Божьей пока нет, и раскопки были отложены. А в день открытия саркофага одному из археологов внезапно стало плохо, кисточка выпадала из рук, и он не мог работать, поэтому по благословению настоятеля Андрея стали читать Псалтырь.

Еще более интересные ощущения описывает старший реставратор по реконструкции храма Леонид Лукьянов. Именно он первым и обнаружил уникальную находку.

— Когда при раскопках я прикасался к святыням, от некоторых из них исходило нечто необыкновенное, мне обжигало лицо, все начинало пульсировать и жечь. Мы постоянно работаем по благословению и с Иисусовой молитвой. Без нее невозможно работать на святом месте, наваливается слишком много искушений.

В Савватьево Тверской области найдены мощи трёх святых

Калининский район, Савватьево — Тверской монастырь Савватиева пустынь

Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В Тверь прп. Савватий мог попасть в свите свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского устава. Поэтому неудивительно, что вместе с собой он решил взять несколько монахов с православного Востока, и, надо думать, монахов выдающихся, могущих передать непосредственно русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом.
В 1390 г. свт. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа «палестинских иноков», принесших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина».
В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша (древн. Воро?ша, Во?рша) он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг прп. Савватия с камнем составлял 57 фунтов, т.е. около 25 кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы, в конечном итоге принесшие плод святости и обильных даров Духа.
В конце 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники: прпп. Савва Бороздин, Вишерский чудотворец († 1460), Савва Тверской чудотворец (†1461) и Варсонофий Тверской чудотворец (†1467), основатели и игумены Саввина монастыря; прп. Нектарий Тверской чудотворец (†XV в.), основатель Нектарьевой пустыни; прп. Ксенофонт Тутанский чудотворец (†XV в.), ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на р. Тьме; прп. Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни и многие другие. По преданию, старец Савватий, провидя духом приближение посетителей, выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни.

Многие из тех, кто приходил к прп. Савватию, желали остаться жить рядом с ним и подвизаться под его руководством. Так и возник монастырь Савватьева пустынь. Согласно Иерусалимскому Уставу обитель была общежительная, т.е. все братия жили вместе и имели все общее. Наряду с этим наиболее строгие иноки селились вокруг монастыря в уединенных келиях, подражая в подвиге своему учителю, старцу Савватию, который и после основания обители не оставил своего уединения в лесной пещерке. В ней подвижник прожил 44 года вплоть до своей кончины 24 апреля 1434 года. Первый монастырский храм прп. Савватий поставил по особому откровению свыше, на том месте, где он сподобился видеть сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. Первоначально это была небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Надо думать, этот храм был первым на Руси (!) с таким посвящением, т.к. образ Богородицы «Неопалимая Купина» стал известен на Руси только в 1390 г., когда икону принесли в Москву с Ближнего Востока те самые «палестинские иноки», среди которых, предположительно, был прп. Савватий. Позже, но еще при жизни Савватия, этот храм был разобран или сгорел, а на его месте новгородскими мастерами была воздвигнута церковь «Знамения» Богородицы, которая долгое время оставалась главным монастырским храмом или собором.
В конце апреля 1434 года здесь в Знаменском храме и было отпето и погребено честное тело основателя монастыря преподобного старца Савватия, пустынника Тверского, Во?ршинского чудотворца.
В XV веке монастырь быстро обустраивался попечением богатых и знатных жителей города Твери. В 50-х гг. здесь возводится еще одна каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца и большая каменная колокольня при ней. Предположительно в первой половине XVI века здесь возводится большой собор в честь праздника Сретения Господня, ставший главным храмом обители.
Слава о савватьевских старцах распространялась далеко за пределы Тверского княжества. В поисках опытного духовного руководителя сюда приходили многие стремившиеся к совершенству подвижники, в числе которых известнейшие русские святые прп. Иосиф Волоколамский (†1515) и прп. Корнилий Комельский (†1537). Даже в XVI веке, известном общим упадком подвижничества на Руси, Савватьева пустынь не теряет своего значения, оставаясь одним из заметных духовных центров русского Северо-Запада.
Согласно «Переписной книге Савватьева монастыря 1692 года», монастырь в конце XVII века был процветающим, имел значительные вотчины, крепкое хозяйство и даже подворье в Тверском кремле рядом с архиерейскими палатами. Любопытный факт, карету тверского владыки, которым в то время был Архиепископ Сергий, возили иноходцы с савватьевского конюшенного двора. Роковую роль в истории монастыря сыграло приписание его в 1693 г. к Воскресенскому на р. Истре монастырю «Новый Иерусалим» и начавшиеся в XVIII веке «великие реформы» Петра I. Уже в 20-х гг. XVIII века Савватьевский монастырь запустел, в 1764 г. – упразднен в связи с введением «монастырских штатов» и стал обычным сельским приходом.

Однако история обители прп. Савватия на этом не закончилась. Савватьевские храмы называли не иначе как «монастырем», а почитание самого святого было весьма сильно в Твери. Это связано прежде всего с многочисленными исцелениями по молитвам к прп. Савватию от различных болезней. Раз в году, во вторую неделю по Пятидесятнице, в Савватьево проходил многотысячный крестный ход в память исцеления по молитвам святого Савватия домашних животных от падежа. Со временем этот день стал отмечаться как главный праздник села Савватьево и назывался «Сборная», потому что в этот день собиралось в савватьевском Сретенском соборе множество духовенства и народа из г. Твери и окрестных селений. Их число доходило до 7 тысяч человек. Рассказывают, что очередь в собор из желающих помолиться у местных святынь начиналась от самой дальней окраины села — так много людей собиралось.
В XX веке в дни жестоких гонений на церковь савватьевских храмах служба совершалась до окончательного их закрытия в 1935 году. В 1936 году весь архитектурный ансамбль монастыря был варварски разрушен, позже – сломана пещерка в лесной пустыньке прп. Савватия, а примерно в 1979-80 гг. засыпан прудик и колодец рядом с пещеркой.
Но, несмотря на все усилия богоборцев, народ не переставал почитать прп. Савватия, молиться ему и получать по его молитвам от Бога исцеления от душевных и телесных недугов. В лесной пустыньке тайно совершались молебны, а на разрушенной пещерке верующими был водружен крест с одного из взорванных храмов. В начале 90-х гг. его сменил большой поклонный крест, а знаменитую своим целебным свойством савватьевскую воду верующие стали набирать из источника, открывшегося на берегу р. Орша рядом с дорогой.
Возрождение святой обители по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора началось в 2000 году, когда духовенством и прихожанами Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери было принято решение о возрождении главной святыни монастыря церкви «Знамения» Богородицы, в которой под спудом покоятся мощи самого святого основателя преподобного старца Савватия пустынника Тверского, игумена Оршинского чудотворца (†1434). Еще ранее этого, с 15 марта 1998 года в пустыньке святого Савватия начались регулярные богослужения. Дважды в месяц по воскресеньям от Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери в Савватьево стал отправляться автобус с паломниками, желавшими помолиться на святом месте за себя и своих близких. Начали поступать свидетельства от верующих об исцелениях. На разрушенной пещерке преподобного служились молебны.

В 2001 году был найден фундамент разрушенной церкви и выполнен проект возрождаемого храма, к концу года – завершены работы по сооружению нового фундамента. В 2002 году началась кладка стен, а к концу этого года кровля была подведена под купола. В 2003 году – кровля покрыта металлом и начались отделочные работы.
28 июня 2003 года (савватьевская «Сборная»), на месте разрушенного Сретенского собора Савватьева монастыря был водружен большой поклонный Крест, а в воскресенье 29 июня, в самый канун праздника после Божественной литургии в строящейся Знаменской церкви перед этим Крестом отслужен первый молебен. 23 августа 2003 г., был установлен еще один поклонный Крест — на том месте, до которого прп. Савватий провожал приходивших к нему тверских подвижников и где они прощались.
Иерей Андрей Егоров
«Тверские епархиальные ведомости», ноябрь 2003 г.

В 2004 году были продолжены отделочные работы в Знаменской церкви, в которой по праздникам совершаются богослужения.
В 2007 году начата реконструкция церкви Знамения Пресвятой Богородицы. Благодать исцелений данная людям на этом святом месте Господом Богом привлекает в Саватьево всё больше народа, поэтому храм расширяется. Все желающие могут внести свою лепту на это святое дело.

(По материалам официального сайта Тверской епархии )

  • Иконы Божией Матери «Знамение» церковь
  • Сретенский собор монастыря Савватиева пустынь
  • Часовня на въезде в Савватьево
  • Часовня-звонница
  • Домовая церковь
  • Неопалимой Купины часовня

Посмотреть всю карту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *